НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
УДК 378.1:341.95
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРИСВАИВАЕМЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ
М.Н. ЖИТНИКОВА, Н.И. ЗВЕРЕВ, Г.Ф. ТКАЧ
В данной статье представлено описание современной структуры системы образования Республики Узбекистан, реформируемой в последнее десятилетие в соответствии с принятой в республике Национальной программой по подготовке кадров, реализуемых в Узбекистане образовательных программ различных уровней, присваиваемых по их завершении квалификаций и подтверждающих эти квалификации документов об образовании.
Значительная интенсификация процессов развития и углубления межгосударственных связей в области образования между Правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, стремление сторон к дальнейшему развитию взаимной академической мобильности, проводимая в настоящее время подготовка к подписанию соглашения о взаимном признании документов об образовании между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества ставят задачу исследования уровней образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями государств ШОС, присваиваемых квалификаций и выдаваемых документов. Настоящая работа представляет такое исследование системы образования Республики Узбекистан.
Закон об образовании в Узбекистане был принят в июле 1992 года, а в августе 1997 года -утверждена его новая редакция. В соответствии с первой редакцией закона об образовании система среднего образования в Узбекистане была следующей:
начальное образование (1-111 классы),
среднее образование (IV- IX классы - базовая школа и Х-Х1 классы - общая средняя школа),
профессионально-техническое образование (Х-Х1 классы),
а в высшем образовании велась подготовка дипломированных специалистов по образовательным программам с пятилетними нормативными сроками по большинству специальностей.
В 1997 году в Узбекистане была разработана и утверждена Национальная программа по подготовке кадров. Она направлена на кардинальное реформирование всей образовательновоспитательной системы республики с учетом требований нового времени. В настоящее время реализуется второй этап этой программы (2001-2010 гг.). Законодательной и нормативной правовой основой реализации этой программы является, прежде всего, Закон Республики Узбекистан «Об образовании», принятый 29 августа 1997г., а также ряд Указов Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета министров Республики Узбекистан, приказов Министерства народного образования и Министерства специального и высшего образования.
Структура административного управления образованием включает:
- Кабинет Министров Республики Узбекистан;
- Министерство народного образования Республики Узбекистан;
- Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;
- Министерства и ведомства, имеющие подведомственные образовательные учреждения (Кабинет Министров Республики Узбекистан, Минздрав, Минкультуры, Минсельводхоз, Минсвязи, Минюст, МИД, Госкомспорт и др.);
- Местные органы государственной исполнительной власти (Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента);
- Территориальные управления народного образования и среднего специального, профессионального образования.
То есть управление образованием осуществляют государственные органы, действующие в рамках полномочий, определяемых законодательством республики.
Система образования Республики Узбекистан является единой и непрерывной. Законом Республики Узбекистан установлены следующие виды образования:
- дошкольное образование;
- общее среднее образование;
- среднее специальное, профессиональное образование;
- высшее образование;
- послевузовское образование;
- повышение квалификации и переподготовка кадров;
- внешкольное образование. [1]
Для обеспечения качества образования на всех уровнях образования в соответствии с международными требованиями были разработаны государственные образовательные стандарты. Государственные образовательные стандарты утверждаются Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан, определяют требования к содержанию и качеству всех видов образования, установленного в республике. При этом выполнение государственных образовательных стандартов обязательно для всех учреждений Республики Узбекистан.
Общее среднее и среднее специальное, профессиональное образование
Важной отличительной особенностью современной системы образования Узбекистана является наличие, самостоятельных ступеней образования: девятилетнего общего среднего и трехлетнего среднего специального, профессионального образования (ССПО). Обе эти ступени образования являются обязательными.
При этом общее среднее образование также является двухступенчатым: начальное образование ([-IV классы) и общее среднее образование ^-1Х классы). В первый класс школы дети принимаются с шести-семи лет. Выпускники девятых классов имеют право продолжить свое образование в десятом классе общеобразовательной школы или поступить в образовательное учреждение среднего специального, профессионального образования: академический лицей или профессиональный колледж, добровольно выбрав направление обучения. Учебные заведения нового типа академические лицеи и профессиональные колледжи начали создаваться в 1998 году, когда появились первые 15 академических лицеев и 20 профессиональных колледжей. В 2006-2007 учебном году в Узбекистане функционировали 99 академических лицеев и 956 профессиональных колледжей, в которых по более чем 260 специальностям и 800 профессиям обучалось около миллиона молодых людей. Для преподавательской деятельности в академические лицеи и профессиональные колледжи привлечены около 71 тысячи преподавателей и мастеров производственного обучения, в том числе 120 докторов и около 1000 кандидатов наук. В соответствии со статистическими данными в 2006 году 74% выпускников профессиональных колледжей нашли работу по специальности, 8% выпускников поступили в высшие учебные заведения. Процент поступивших в вузы выпускников академических лицеев существенно выше -этот показатель достиг отметки в 60-70%.
В 2007-2008 учебном году Министерством среднего и высшего специального образования планируется открытие еще 20 новых лицеев и 179 колледжей, в результате этого впервые в 44 районах Узбекистана, в том числе и столице республики, все выпускники девятых классов перейдут не в десятый класс общеобразовательной школы, а получат потенциальную возможность стать учащимися академических лицеев или профессиональных колледжей. В соответствии с планами этого Министерства к 2009 году 10-11-х классов не останется ни в одном городе
или селе на территории Узбекистана. Для учащихся будут существовать две образовательные траектории:
- девять классов школы плюс три года учебы в академическом лицее;
- девять классов школы плюс три года учебы в профессиональном колледже.
Выпускникам 9-х классов общеобразовательных школ предоставляется право выбора типа
образовательного учреждения: академического лицея или профессионального колледжа.
Академические лицеи или профессиональные колледжи дают среднее специальное, профессиональное образование, предоставляющее право и являющееся основой для работы по обретенной профессии или продолжения обучения на следующей степени.
Академический лицей - трехлетнее среднее специальное учебное заведение, обеспечивающее интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углубленное, дифференцированное и профессионально-ориентированное обучение учащихся. Академический лицей предоставляет образовательные услуги по углубленному изучению отдельных предметов, способствующих усиленной подготовке учащихся для поступления в высшие учебные заведения, в соответствии с выбранным профилем дальнейшего обучения. В академических лицеях учащиеся добровольно выбирают направление обучения. Академические лицеи создаются, как правило, при высших образовательных учреждениях, взаимоотношения с которыми регулируются их уставами и другими нормативными документами.
Профессиональный колледж - трехлетнее среднее профессиональное учебное заведение обеспечивает углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям. Профессиональные колледжи ведут подготовку младших специалистов по нескольким профессиям, но в то же время дают теоретические знания по общеобразовательным учебным дисциплинам в объеме полной средней школы. Направления профессионального обучения в профессиональных колледжах определяются в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан Классификатором направлений и специальностей среднего специального, профессионального образования, исходя их потребностей экономического и социального развития территорий республики, а также рынка труда в кадрах младших специалистов и включает в себя следующие отрасли:
- промышленность, транспорт и связь;
- строительство и коммунальное хозяйство;
- сельское и лесное хозяйство;
- здравоохранение;
- педагогика и социально-экономическая сфера;
- сфера услуг.
Среднее специальное, профессиональное образование реализуется в очной форме. Продолжительность занятий, наполняемость групп, учебная нагрузка учащихся и другие вопросы рационализации учебно-воспитательного процесса определяются в соответствии с государственным стандартом среднего специального, профессионального образования.
Программы среднего специального, профессионального образования включают следующие разделы, устанавливаемые государственным образовательным стандартом:
- общеобразовательные программы - для академических лицеев и профессиональных колледжей;
- углубленные, профильные образовательные и специализированные программы по дисциплинам и направлениям обучения - для академических лицеев;
- общетехнические профессиональные и специальные программы по направлениям обучения - для профессиональных колледжей.
Для обеспечения качества подготовки и соответствия содержания и уровня обучения требованиям государственного образовательного стандарта в системе ССПО предусматривается проведение контрольных процедур в форме текущего и итогового контроля в форме государствен-
ной аттестации. Для оценки знаний учащихся в системе ССПО, как и в системе среднего общего образования по-прежнему применяется традиционная пятибалльная шкала.
Существующая в настоящее время структура ССПО: 10% учащихся обучаются в академических лицеях и 90% учащихся - в профессиональных колледжах, с различной структурой учебных и практических часов (в академических лицеях большее количество часов теоретической подготовки, в профессиональных колледжах - большее количество часов практической подготовки), объема общеобразовательной и профессиональной подготовки не обеспечивает выпускников таких образовательных учреждений равными возможностями при поступлении в высшие учебные заведения.
Высшее образование
Высшее образование на базе среднего специального, профессионального образования является самостоятельным видом системы непрерывного образования и осуществляется в соответствии с законом Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров».
В целях обеспечения высшей школы Узбекистана нормативно-правовыми актами приказом Министерства образования Республики Узбекистан было утверждено положение «О высшем образовании», которое вступило в силу 4 марта 2003 г.
Доступ к высшему образованию в Узбекистане имеют лица, имеющие общее среднее (11 классов) и среднее специальное, профессиональное образование. Прием студентов в высшие образовательные учреждения осуществляется по результатам тестовых испытаний и других дополнительных творческих экзаменов, определяемых в установленном порядке. При этом Правила приема в высшие образовательные учреждения устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Обучение в высших образовательных учреждениях производится за счет государственных грантов и на платно-контрактной основе. Получить второе и последующее высшее образование в Республике Узбекистане возможно только на платно-контрактной основе.
Система высшего образования Узбекистана состоит из:
государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами направлений и специальностей высшего образования;
научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы по нормативно-правовому и научно-методическому обеспечению высшего образования;
уполномоченных государственных органов по управлению высшим образованием;
подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру.
Подготовка бакалавров и магистров в высших образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с «Г осударственным образовательным стандартом высшего образования. Классификатор направлений и специальностей высшего образования», который был утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2001 года N 343 [1, ст. 104]. Перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров в высших образовательных учреждениях, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан на основе маркетинговых исследований потребности кадров.
По ходатайству высшего образовательного учреждения, исходя из потребностей рынка труда, могут быть открыты новые направления бакалавриата и специальности магистратуры.
В настоящее время в соответствии с действующим классификатором подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 191 направлению подготовки и 1390 специаль-
ностям, которые систематизированы в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97) по восьми областям знаний:
Образование (направлений - 20, специальностей - 39);
Гуманитарные науки и искусство (направлений - 21, специальностей - 124);
Социальные науки (направлений - 24, специальностей - 178);
Наука (направлений - 14, специальностей - 150);
Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли (направлений - 57, специальностей
- 546);
Сельское хозяйство и водное хозяйство (направлений - 22, специальностей - 171);
Здравоохранение и социальное обеспечение (направлений - 10, специальностей - 97);
Службы (направлений - 23, специальностей - 85).
В Республике Узбекистан устанавливаются следующие типы высших образовательных учреждений: университет, академия, институт (и приравненные к ним высшие образовательные учреждения).
Контроль за исполнением высшим образовательным учреждением государственных образовательных стандартов направлений или специальностей высшего образования, а также и качества подготовки кадров осуществляется уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием, а именно - Управлением по контролю за качеством подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений в составе Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Аттестация высших образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, проводится вышеуказанным управлением.
Порядок аккредитации высших образовательных учреждений определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Высшее образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации
Государственное высшее образовательное учреждение получает право на образовательную деятельность на основе постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан о создании этого вуза. После первого выпуска государственный вуз обязан пройти процедуру государственной аттестации и последующей аккредитации в установленном порядке.
Порядок предоставления права на образовательную деятельность негосударственного высшего образовательного учреждения устанавливает Кабинет Министров Республики Узбекистан.
В системе высшего образования Узбекистана в 1997-1998 учебном году насчитывалось 58 высших образовательных учреждений, в том числе 16 университетов и 42 института с общей численностью студентов 163,7 тыс. человек. За первые годы реализации Национальной программы по подготовке кадров, на основе анализа перспектив развития страны, созданы новые высшие образовательные учреждения; отделения и факультеты при существующих вузах по принципиально новым направлениям подготовки специалистов; выделены дополнительные квоты по приему на приоритетные направления подготовки кадров. Только в 1999 году были созданы Ташкентский исламский университет, отделения подготовки медицинских сестер высшей квалификации при медицинских институтах, факультет международной журналистики в Узбекском государственном университете мировых языков и факультет международного туризма в Ташкентском экономическом университете. В 2006-2007 учебном году перечень высших образовательных учреждений включал уже 64 вуза, среди которых - три филиала зарубежных университетов. Следует отметить, что образовательная деятельность учреждений образования других государств на территории Республики Узбекистан является легитимной только при наличии разрешений, оформленных в соответствии с действующим законодательством.^] В 2002 году в г. Ташкенте начал свою деятельность Международный Вестминстерский университет, учрежденный Фондом "Умид" и Лондонским Вестминстерским университетом, а также созданы филиалы российских вузов: Ташкентский филиал Российской экономической академии имени Плеханова и филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоно-
сова. Более половины вузов республики, тридцать три из шестидесяти четырех, подчинены Министерству высшего и среднего специального образования, шесть вузов находятся в ведении Министерства здравоохранения, по пять вузов - под контролем Министерства народного образования и Министерства культуры и спорта, четыре вуза контролируются Министерством сельского и водного хозяйства. Другие министерства и ведомства имеют в своем подчинении по одному высшему учебному заведению.
Как уже было сказано выше, в Республике Узбекистан высшее образование состоит из двух ступеней: бакалавриата и магистратуры.
Бакалавриат - базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования с продолжительностью обучения не менее четырех лет. При освоении программ бакалавриата без отрыва от производства продолжительность обучения увеличивается не менее чем на один год.
При завершении образовательной программы бакалавриата по итогам государственной аттестации выпускникам присуждается академическая степень «бакалавр» по направлению подготовки, выдается диплом государственного образца с вкладышем (приложением к диплому).
Характеристика сферы и видов профессиональной деятельности бакалавра, квалификационные требования и требования по учебным дисциплинам, структура и содержание образовательной программы, механизмы ее реализации и контроль качества определяются государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки.
На основе государственных образовательных стандартов соответствующих направлений бакалавриата разрабатываются учебные планы и программы учебных дисциплин, утверждаемые уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.
Перечень направлений и условий подготовки кадров по сопряженным учебным планам определяет Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Выпускник бакалаврской программы подготовлен:
к работе по направлению подготовки на должностях, подлежащих замещению лицами с высшим образованием;
к продолжению высшего образования в магистратуре по избранной специальности в пределах соответствующего направления бакалавриата;
к получению дополнительного профессионального образования в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.
Магистратура - высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на основе бакалавриата. Продолжительность обучения в магистратуре без отрыва от производства увеличивается не менее чем на шесть месяцев.
По завершению образовательной программы магистратуры по итогам государственной аттестации выпускникам присуждается академическая степень «магистр» по конкретной специальности направления подготовки, выдается диплом государственного образца с вкладышем (приложением к диплому).
Характеристика сферы и видов профессиональной деятельности магистра, квалификационные требования и требования по учебным дисциплинам, структура и содержание образовательной программы, механизмы ее реализации и контроль качества подготовки определяются государственным образовательным стандартом по конкретной специальности магистратуры. На основе государственных образовательных стандартов соответствующих специальностей магистратуры разрабатываются учебные планы и программы дисциплин, утверждаемые уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.
Магистр подготовлен:
к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и управленческой, профессиональной деятельности по конкретной специальности;
к получению послевузовского образования в аспирантуре по специальности, соответствующей магистерской подготовке;
к получению дополнительного профессионального образования в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.
Учебно-воспитательный процесс в высших образовательных учреждениях реализуется на основе государственных образовательных стандартов.
Для всех видов аудиторных занятий установлен академический час продолжительностью 45 минут (или 40 минут при проведении занятий в единой совмещенной паре).
Учебный год в высших образовательных учреждениях делится, как правило, на два семестра, каждый из которых заканчивается итоговым контролем успеваемости студентов. Допускается модульная и другие схемы организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие его эффективность.
Успеваемость студентов определяется в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов, утверждаемым уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием. В соответствии с этой системой уровень успеваемости студентов определяется исходя из количества баллов, набранных по каждой дисциплине, за установленное учебным планом количество часов. Уровень знаний студентов (количество набранных баллов - оценка) определяется по следующей шкале:
от 100 до 86 баллов - высокий уровень знаний (соответствует оценке «5» по пятибалльной системе оценки знаний);
от 85 до 71 баллов - хороший уровень знаний (соответствует оценке «4» по пятибалльной системе оценки знаний);
от 70 до 55 баллов - удовлетворительный уровень знаний (соответствует оценке «3» по пятибалльной системе оценки знаний);
до 55 баллов - неудовлетворительный уровень знаний (соответствует оценке «2» по пятибалльной системе оценки знаний).
Рейтинговый балл определяется по формуле:
количество набранных баллов х максимальное количество часов
100
Перевод успевающих студентов с курса на курс производится приказом ректора высшего образовательного учреждения по представлению деканата или отдела (факультета, центра) магистратуры, при этом условный перевод не допускается.
Освоение образовательных программ высшего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Все виды квалификационных практик проводятся на государственных и негосударственных организациях, на основе двусторонних договоров, в соответствии с учебными планами и Положением о квалификационной практике студентов высших образовательных учреждений, утверждаемым уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием. Образовательные программы высшего образования могут осваиваться в следующих формах: с отрывом от производства (очная форма); без отрыва от производства (заочная форма); в форме экстерната; в форме дистанционного обучения.
Перечень направлений бакалавриата и специальностей магистратуры, по которым допускается обучение без отрыва от производства, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Следует, однако, отметить, что с 2004 года в Узбекистане запрещена реализация программ высшего образования по заочной форме обучения.
Выпускникам аккредитованных образовательных учреждений в случае выполнения всех требований, предусмотренных образовательной программой, выдается документ об образовании государственного образца (аттестат, диплом, сертификат, удостоверение). Документ об об-
разовании государственного образца получают также лица, получившие образование в форме самообразования и сдавшие экзамены в порядке экстерната по соответствующим программам обучения аккредитованных образовательных учреждений, за исключением специальностей, обучение которым в государственных образовательных учреждениях обязательно и перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
К диплому о высшем образовании прилагается вкладыш с перечнем освоенных дисциплин, их объемов и оценок.
Документ государственного образца об образовании дает его обладателю право продолжить обучение в образовательных учреждениях следующей ступени или работать по соответствующей специальности.
Лицам, не завершившим образование соответствующей ступени, выдается справка установленного образца.
Лицам, защитившим диссертацию, в установленном порядке присуждается ученая степень кандидата или доктора наук и выдается диплом государственного образца.
Ниже приведено сопоставление образовательных программ, реализуемых в системе образования Республики Узбекистан, и присваиваемых по их завершению квалификаций в соответствии со шкалой уровней, установленных действующей модификацией Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97), разработанной ЮНЕСКО и утвержденной Генеральной конференцией в 1997г.
Уровни образования по МСКО-97 Эквивалент в узбекской системе образования
МСКО 0: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Дошкольное образование
МСКО 1: НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ Начальное образование (часть общего среднего образования) (1-4 годы обучения)
МСКО 2: НИЖНИЙ УРОВЕНЬ ВТОРЕ (ИЛИ ВТОРОЙ ЭТАП БАЗ [ЧНОГО (СРЕДНЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ ЮВОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
МСКО 2А: Общее образование -программы, предназначенные обеспечить прямой доступ к ступени 3 (поступление на ступень МСКО 3 А или 3В) Общее среднее образование в общеобразовательных средних школах (5-9 годы обучения)
МСКО 2В: Допрофессиональное или дотех-ническое образование -программы, предназначенные обеспечить прямой доступ к ступени 3С Отсутствует
МСКО 2С: Профессиональное или техническое образование - программы, в первую очередь предназначенные обеспечить прямой доступ на рынок труда по окончании этой ступени. Отсутствуют
МСКО 3 - ВЕРХНИЙ УРОВЕНЬ ВТОРИЧНОГО (СРЕДНЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ Заключительный этап среднего образования. Большая специализация обучения, чем на ступени 2 МСКО; более высокую квалификацию или специализацию учителей, чем для ступени 2 МСКО
МСКО 3А: Общее образование -программы ступени 3, предназначенные для обеспечения прямого выхода на МСКО 5 А. Среднее образование в общеобразовательных средних школах (10-11 годы обучения)
Среднее специальное образование в академических лицеях (10-12 годы обучения)
МСКО 3В: Допрофессиональное или дотех-ническое образование -программы ступени 3, предназначенные для обеспечения прямого выхода на МСКО 5В. Среднее профессиональное образование в профессиональных колледжах (10-12 годы обучения) Среднее профессиональное образование в техникумах и колледжах (с получением среднего образования) (10-12 годы обучения) - до 2003 г. Профессионально-техническое образование в профессиональных лицеях, профессионально-технических училищах (с получением среднего образования) (10-11 годы обучения) - до 2003 г.
МСКО 3С: Профессиональное или техническое образование - программы ступени 3, не предназначенные для обеспечения прямого выхода на МСКО 5 А или 5В. Эти программы ведут непосредственно к выходу на рынок труда, программам МСКО 4 или другим программам МСКО 3. Совокупная продолжительность теоретического обучения, как правило, меньше, чем для МСКО 3А и МСКО 3В. Профессионально-техническое образование в профессиональных лицеях, профессионально-технических училищах (без получения среднего образования) (10 или 10-11 годы обучения)
МСКО 4- ПОСТВТОРИЧНОЕ (ПО-СЛЕСРЕДНЕЕ) НЕТРЕТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Программы МСКО 4 не могут, учитывая их содержание, рассматриваться как программы высшего образования: они только чуть выше, чем программы МСКО 3, однако они служат цели расширения знаний участников, которые уже завершили программы на ступени 3. Программы повышения квалификации и переподготовки кадров
МСКО 5 - ПЕРВАЯ СТАДИЯ ТРЕТИ1 Программы высшего образования с содержан ления на эти программы обычно требуется уа или 4А МСКО. Программы ступени 5 не веду той научной квалис 1НОГО (ВЫСШЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ ием более продвинутого уровня. Для поступ-тешное завершение ступени 3 А или 3В МСКО т непосредственно к присуждению продвину-эикации (ступень 6)
МСКО 5А: программы высшего образования, в основном теоретического характера, предназначенные для обеспечения достаточной квалификации для получения доступа к продвинутым научно-исследовательским программам (МСКО 6) и профессиям с высокими требованиями к уровню квалификации. Минимальная совокупная теоретическая Программы базового высшего образования - бакалавриат (в эквиваленте не менее 4 лет очного обучения) Программы высшего образования по конкретной специальности - магистратура (в эквиваленте не менее 2 лет очного обучения на базе бакалавриата)
длительность (на уровне высшего образования), эквивалентная трем годам очного обучения, хотя обычно они длятся 4 или более лет. Программы высшего образование по конкретной специальности - программы подготовки специалистов (инженер, учитель, юрист и т.д. - до 2003г., медицинские специальности - по настоящее время)
МСКО 5В: программы концентрируются на профессиональных навыках, связанных с выходом на рынок труда, хотя и могут охватывать некоторые теоретические основы. Отсутствуют
МСКО 6: ВТОРАЯ СТАДИЯ ТРЕТИЧНОГО (ВЫСШЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ - программы высшего образования, которые ведут к присвоению продвинутой квалификации в области научных исследований. Программы послевузовского образования в университетах и научноисследовательских учреждениях (аспирантура, адъюнктура, докторантура, соискательство)
Основными итогами реформ, реализованных в последнее десятилетие в системе образования Республики Узбекистан, можно считать, прежде всего, введение профильного образования на уровне старшей средней школы с увеличением нормативной продолжительности среднего образования до 12 лет, установление в высшем образовании двухуровневой системы квалификаций (бакалавр - магистр) практически для всех направлений и специальностей подготовки, а также расширение автономии образовательных учреждений при сохранении государственного контроля качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об образовании: Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г. № 464-I //Сайт «Образование в Республике Узбекистан» < www.edu.uz/uploads/edu.doc >. - 1997.
2. Национальная программа по подготовке кадров // Сайт Министерства народного образования Республики Узбекистан <http://edu.fan.uz/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=4&page=5>
3. Собрание законодательства Республики Узбекистан, N 15-16, 2001.
4. Высшее образование в Узбекистане // Сайт «Республика Узбекистан. Портал государственной власти» <http://www.gov.uz/ru/ctx.scm?sectionId=106&contentId=488>. - 2007
5. Образование в Узбекистане. // Сайт Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.- < <http://mfa.uz/rus/>.- 2007
6. Национальный отчет Узбекистана, 2002г. // Национальный Наблюдательный Центр Узбекистана. <http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=2&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=276.>. -2007.
7. О мерах по организации среднего специального, профессионального образования в Республике Узбекистан. Постановление Кабинета Министров от 13 мая 1998 г. № 204 // сайт Государственного Центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
8. Uzbekistan - Education system. // IAU, World Higher Education Database (WHED). Сайт «International Association of Universities». -
http://www..unesco.org/iau/onlinedatabases/system data/uz.rtf>. - 2007.
9. Higher education in the Republic of Uzbekistan // сайт «TEMPUS in Uzbekistan».-<http : //www. tempus. europahouse. uz/uzbhes. htm.> . -2007.
EDUCATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: EDUCATION PROGRAMS AND QUALIFICATION DEGREES
Zhitnikova M.N., Zverev N.I., Tkach G.F.
Current state of education system of Uzbekistan are considered. Educational programs and degrees are compared and classified according to ISCED-97.
Сведения об авторах
Зверев Николай Игоревич, 1950 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1971), кандидат физикоматематических наук, доцент, директор Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра экспертизы и признания ИПИБ МГУ им. М.В. Ломоносова, автор более 100 научных работ, область научных интересов - международное сотрудничество в области образования.
Житникова Марина Николаевна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1982), начальник отдела Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт Центра экспертизы и признания ИПИБ МГУ им. М.В. Ломоносова, автор около 30 научных работ, область научных интересов - международное образование, проблемы признания документов об образовании.
Ткач Геннадий Федорович 1938 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1961), кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов, автор более 80 научных работ, область интересов - сравнительный анализ систем образования РФ и зарубежных стран.