Научная статья на тему 'Идейное воспитание как составная часть художественной самодеятельности студентов'

Идейное воспитание как составная часть художественной самодеятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / NATIONAL VALUES / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КРУЖКИ / ARTISTIC CIRCLES / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ / IDEOLOGICAL IMMUNITY INTENSIFICATION / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ОБЪЕКТ-СУБЪЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / THE OBJECT-SUBJECT OF ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаев Шомурод Нормуминович

В статье идейное воспитание студентов рассматривается как компонент целостного педагогического процесса в художественных кружках высших образовательных учреждений. Раскрываются актуальность, содержание и научно-методические вопросы идейного воспитания студентов. Проделан анализ педагогического процесса и предложены методы и средства интенсификации деятельности художественных кружков в идейном воспитании студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мустафаев Шомурод Нормуминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идейное воспитание как составная часть художественной самодеятельности студентов»

Ideological education as an integral part of the amateur student

Mustafayev Sh.

Идейное воспитание как составная часть художественной самодеятельности студентов Мустафаев Ш. Н.

Мустафаев Шомурод Нормуминович /Mustafayev Shomurod - старший преподаватель,

кафедра общественно-гуманитарных наук, факультет искусствоведения, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье идейное воспитание студентов рассматривается как компонент целостного педагогического процесса в художественных кружках высших образовательных учреждений. Раскрываются актуальность, содержание и научно-методические вопросы идейного воспитания студентов. Проделан анализ педагогического процесса и предложены методы и средства интенсификации деятельности художественных кружков в идейном воспитании студентов.

Abstract: the article examines the ideological education of students as a component of a holistic pedagogical process in the artistic circles of the higher educational institutions. Reveals the relevance, content and scientific and methodical questions of ideological education of students. This analysis of the pedagogical process and suggest ways and means of intensification of activities of artistic circles in the ideological education of students.

Ключевые слова: воспитание, национальная идея, сотрудничество, национальные ценности, художественные кружки, идеологический иммунитет, интенсификация, студенты, молодежная политика, объект-субъект художественного воспитания.

Keywords: education, national idea, cooperation, national values, artistic circles, ideological immunity intensification, students, youth policy, the object-subject of art education.

Молодое поколение, делающее шаг в самостоятельную жизнь, воспитывается под влиянием многих факторов, идей, воздействующих на их личность. Они усваивают в своем опыте определенные взгляды и идеи, которые могут стать побуждающим мотивом их действий. Поэтому идейное воспитание молодежи как составная часть целостного воспитательного процесса выступает ведущим направлением социальной политики на современном, сложном этапе международной обстановки.

В условиях глобализации и усугубления геополитических процессов в Узбекистане выработана национальная идея народа Узбекистана, которая провозглашает приоритет миролюбия, процветания Родины, совершенной личности, благополучия народа, социального сотрудничества, межнационального согласия, межрелигиозной толерантности. Эти категории являются органическими компонентами воспитания молодежи в духе национальной идеи и занимают центральное положение в тематиках, проводимых духовно-просветительских, образовательно-воспитательных работ [1, с. 75].

Учеными педагогами разработаны научно-педагогические основы национального воспитания (Куранов М. К.,1998), научно-методическая система формирования у молодежи исторической памяти, сознания (Шоназаров К. Р., 2000, Хаджаев Б. М., 2016), формирование гражданской позиции подростков (Ходжагельдиева З. С., 2006), формирование идеологического иммунитета молодежи (Касымова З. Х, 2008, Акрамова Ш. А., 2012), педагогические основы формирования национального самосознания у учащихся в процессе воспитательной работы (Курбонниёзова З. Ж., 2003), духовно-нравственное воспитание молодого поколения в деятельности государственных и негосударственных организаций (Йулдошева С. Н., 2007) и др. Обшественными молодежными организациями реализуются планы мероприятий, направленные на поддержку деятельности молодежных организаций, призывающих молодежь вносить вклад в дело процветания Родины и улучшения своей жизни, разработаны социально-педагогические технологии воспитания молодежи в духе патриотизма с привлечением педагогов, представителей общественных объединений и государственных организаций, Концепция о педагогическом сотрудничестве образовательных учреждений, махалли и семьи.

Идейно-воспитательная работа среди молодежи осуществляется по ряду приоритетных направлений как разработка воспитательных технологий по защите молодежи от информационных угроз, создание системы диагностики развития духовно-нравственных

качеств молодежи, разработка национальных воспитательных технологий по защите молодых от идейных влияний посредством национальных ценностей, модернизация воспитания.

Однако несмотря на острую актуальность роли художественных предпочтений молодежи в их идейном воспитании, возможности художественных кружков в идейном становлении студенческой молодежи остаются недостаточно изученными. Нуждаются в исследовании научно-методологические основы развития художественной самодеятельности студенческой молодежи, ее роль в пропаганде идеи национальной независимости среди молодежи.

Культурное достояние узбекского народа, сформировавшиеся испокон веков и являющиеся образцами устного народного творчества сказки, предания, пословицы и дастаны находят свое отражение в созидательных идеях, воплощающих основы национальной идеи. Ценным воспитательным ресурсом являются созидательные идеи, получившие названия «Восточного ренессанса», и идеи просветителей конца XIX и начала XX веков Фитрат, Чулпан, Абдулла Кадири, Абдулла Авлони и др. [2, с. 45].

Научно-теоретические аспекты и практическая суть и содержание национальной идеи были подробно обоснованы Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым. Он отмечал необходимость формирования идеологического иммунитета молодежи по отношению к агрессивным идеям и идеологиям, угрожающим развитию страны, воспитания ее в духе преданности к национальным традициям и обычаям, привития качеств, необходимых для «создания независимой и процветающей Родины, свободной и благополучной жизни», что является конечной целью национальной идеи.

Обеспечение эффективности идейного воспитания в художественном коллективе предусматривает научно-практический подход. Это обстоятельство проявляется в отношении студентов к содержанию художественной деятельности. Эффективность идейно -художественного воспитания студентов в художественных кружках повышается осмыслением национального самосознания, являющегося важным показателем идейной воспитанности личности, усвоением словарных значений, осознанием молодежью чувства ответственности за прогресс Родины, уважение к наследию предков, усвоение национальных традиций и донесение их до сверстников-студентов, осознание себя в качестве гармонично развитых личностей, способность мобилизовать себя к творческим созидательным поискам, познавать красоту доброты и разрушительную сущность зла.

Результатом идейно-художественной деятельности студентов является идеологический иммунитет против разлагающего влияния «массовой культуры», выражение глубокого уважения к Конституции Республики Узбекистан, Законам, государственным символам; твердая вера в построение независимой и процветающей Родины, свободной и благополучной жизни; способность показать осознанную самоотверженность на пути прогресса Родины; преданность Родине; сопричастность благополучию народа; стремление к самовоспитанию; желание социального сотрудничества; культура межнационального общения; проявление межрелигиозной толерантности.

«Художественное воспитание это формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей» [3, с. 24].

Для практического внедрения данных принципов при организации художественных мероприятий предусматриваются составление рабочих планов и сценариев с учетом интересов, потребностей, уровней знаний, мировоззрения молодежи; применение действенных дидактических форм, методов и средств; формирование положительной духовной среды, основанной на демократических принципах и сотрудничества, формирование на этой основе самостоятельного и критического мышления, навыков включаться в дискуссии и дебаты; воспитание у молодежи чувств самоотверженности и преданности посредством пояснения сущности созидательных и разрушительных идей при помощи конкретных художественных образов и противоречий.

Художественно-просветительские мероприятия - форма пропаганды национальной идеи среди молодежи. Они осуществляются как концерты, музыкальные лекции, арт-шоу, встречи со знаменитыми деятелями искусства, семинары, рассказы, объяснения, беседа, дискуссия, а также научно-практические пресс-конференции идейно-художественного содержания, разъяснения содержания и смысла сценариев и т. п.; предъявление требований, обучение, решение упражнений, состязание, проведение литературно-художественных и творческих вечеров, подготовка стенгазет, устных журналов и др.; демонстрация образцов, социальная реклама, оказание идейного и эмоционального воздействия на зрителей-студентов. Это превращает студентов-участников художественных кружков от объекта в субъекты идейно-художественного воспитания.

Выводы. Теоретико-практическое обоснование педагогического процесса в художественных кружках, ориентированного на обеспечение эффективности пропаганды национальной идеи является актуальную научно-педагогической проблемой. Разрешение это проблемы служит основой, направленной на пропаганду национальной идеи.

Обеспечение духовно-идеологически здоровой среды в обществе, воспитание молодежи непоколебимой на пути к великой цели, формирование у них навыков, служащих на пути прогресса Родины, мира в стране, благополучия народа, регулярное совершенствование идейного опыта, удовлетворение потребностей к искусству, художественному самовыражению способствуют усилению идеологического иммунитета у молодежи против негативных влияний разлагающих идеологий.

Интенсификация идейно-художественного воспитания в художественных кружках способствует глубокому осознанию сущности и красоты национальной идеи, базированных на исторических, философских идеях и художественных образах, направленных на повышение эффективности пропаганды национальной идеи среди молодежи.

Повышение эффективности идейного воспитания в деятельности художественных кружков зависит от функционирования целостной педагогической системы. Подобные педагогические меры наряду с повышением эффективности учебно-воспитательной системы способствует формированию идейно-художественного иммунитета против влияния «массовой культуры».

Литература

1. Каримов И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч. Тошкент: Маънавият, 2008. 176 б.

2. КурановМ. Биз англаётган ^ак;щат. Т.: «Маънавият», 2008. 152 б.

3. Педагогический словарь: Для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва: Академия, 2000. 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.