ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Евлоева М.А.
Евлоева Мадина Абдрахмановна - магистрант, кафедра педагогики и методики начального образования, педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Под характером следует понимать совокупность свойств личности, которая оказывает существенное влияние на поведение человека.
В психологии характер - это набор индивидуальных качеств человека, образующихся и выражающихся в деятельности и общении, обусловливающий характерные для него способы поведения.
Человеческий характер - это не только совокупность определенных черт, а сложнейшее психическое образование, представляющее собой особую систему. Эта система, в свою очередь, образована благодаря набору наиболее неизменных (стабильных) качеств человека, а также ее свойств, которые выражаются в различных системах человеческих отношений. В этих отношениях свое представление приобретает целостность характера, его насыщенность и индивидуальность [1].
Характер формируется в процессе жизни человека благодаря следующим причинам: генетика, воспитание, влияние окружения и собственный выбор.
Несмотря на то, что характер может переходить по наследству, необходимо понимать, что гены не определяют поведение человека, они лишь обуславливают его склонность к чему-либо. Ведь характер представляет собой не столько врожденное качество человека, сколько приобретенное.
Особое значение в формировании характера человека отводится воспитанию. Уже с малых лет и, конечно, неосознанно человек начинает приобретать черты характера. Затем, в более зрелом возрасте, приобретение и обновление черт характера может случаться и осознанно. Следует уяснить, что характер - в первую очередь является нашими привычками, и взрослому человеку нужно самому отвечать за свой характер.
Без сомнения, окружение оказывает влияние на формирование личности человека. Однако чем сильнее человек духом, тем меньше он подвергается влиянию со стороны окружающих. Детям сложно противостоять окружению, поэтому взрослые должны на собственном примере показывать, что хорошо, а от чего следует сторониться. Другое дело взрослые, которые имеют полное право выбора: какой сделать свою жизнь, какие поставить перед собой цели и какими людьми себя окружить.
Знать характер человека, значит знать те значимые для него черты, определяющие полный образ его поступков. Черты характера - это особенности поведения человека. Благодаря им мы можем определить, как поведет себя человек в той или иной ситуации. Человек может иметь неограниченное количество характеров, которые он проявляет в определенных ситуациях. Например, в одном настроении человек показывает один характер, то есть определенные черты своего характера, а в другом настроении - другой. Это объясняется тем, что природа человека устроена таким образом, что под влиянием социальных, физических и прочих явлений проявляются различные черты его характера, подчистую, незнакомые самому человеку, то есть вырабатываемые на уровне инстинкта.
Динамика, воля, привычки - образуют основу характера. Динамика - это картина событий, написанная рефлекторным ситуативным побуждением. Например, как поведет себя человек, если станет свидетелем ограбления: окажет физическое сопротивление грабителям? Проявит находчивость, тем самым сможет предотвратить преступление? Испугается и заплачет? Исходя из того, какая динамика сработала в человеке, люди, как правило, определяют его характер: «смелый», «трусливый», «дерзкий» и т.д. Что касается воли, то она представляет собой способность
I 78 |
осуществлять поставленные перед собой цели, желания. Человек волевой - это человек с характером. Привычки - установившиеся в течение определенного времени модели поведения, окостеневшие повороты живого характера. Как говорится: «Посеешь привычку - пожнешь характер».
Особенностью человеческого характера является его выраженность. Чем больше развит человек, тем больше он схож в своих сильных сторонах на других развитых людей. В характере такого человека, как правило, присутствуют такие качества, как жизнерадостность, решительность, надежность, независимость, активность и другие сильные стороны характера. Такой человек свободен от проблемных черт характера и это является особенностью всех развитых людей.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что характер человека складывается в течение жизни и может подвергаться изменениям. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как складывается определенный уклад жизни человека, складывается и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют большую роль в формировании характера человека.
Список литературы
1. Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике / А.В. Батаршев. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ Гафурова Н.М.
Гафурова Нодира Мирхосиловна - соискатель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье говорится о вопросах информатизации процесса обучения и воспитания в академических лицеях. Приведены определенные требования для эффективного управления процессом обучения. Показана роль информационных технологий в управлении образовательным учреждением.
Ключевые слова: учащийся, преподаватель, инновация, интерактивная технология, управление, процесс обучения, информационная технология.
В новом тысячелетии судьбы государств, народов решают не материальные, а интеллектуальные, т.е. духовно-нравственные ценности.
Каримов И.А. [1, с. 12]
Независимый Узбекистан уделяет особое внимание образовательной системе. Созданы новые типы средних специальных образовательных учреждений -академические лицеи и профессиональные колледжи, деятельность которых интенсивно совершенствуется.
Современная молодежь обучается в среде богатой современными информационными технологиями. Растет потребность информатизации процессов обучения, воспитания и управления академическими лицеями.
Использование современных информационных технологий в образовании, различные методологические подходы, в свою очередь, создают широкие
I 79 |