Научная статья на тему 'Вопросы гуманитарной прагматики (к постановке проблемы)'

Вопросы гуманитарной прагматики (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попов Б.Н.

Now all humanitarian knowledge is directly included in public practice and its methodological status is those, that if it has no practically appreciable consequences it simply has not taken place.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы гуманитарной прагматики (к постановке проблемы)»

Вопросы гуманитарной прагматики

(к постановке проблемы)

Попов Б.Н.*

Now all humanitarian knowledge is directly included in public practice and its methodological status is those, that if it has no practically appreciable consequences it simply has not taken place.

«Прагма» (греч. проста) — дело. Термин «философская прагматика» возник во время одной из недавних дискуссий с бывшими однокурсниками по философскому факультету МГУ. Сейчас они — доктора философских наук, профессора. Термин мне показался интересным, полезным, и я решил его обобщить — «гуманитарная прагматика».

Думается, он заслуживает широкого применения, поскольку открывает очень актуальную проблематику. По сути, речь идет о том, могут ли гуманитарные науки: философия (прежде всего философская антропология, этика, эстетика, историософия), психология, история, филология, этнография, лингвистика, языкознание и др. — давать непосредственно практически полезные результаты и могут ли они так повлиять на социальные науки с явной манипулятивной тенденцией (социология, политология, правоведение, экономика, демография и т.п.), чтобы те из писательства по принципу «чего изволите?» превратились в заметное и ожидаемое явление общественной жизни.

Когда говорит гуманитарий, то от него ждут если даже интересного, то все равно с точки зрения практики пустословия. Обыватели, а подчас и серьезные ученые, не отягощенные гуманитарным знанием и гуманитарной культурой, ждут практического результата только от так называемых конкретных наук. Широко распространено мнение, что гуманитарное знание может в лучшем случае изменить личность практика, но непосредственно практического результата дать не может.

Но это мнение ошибочно. Когда философия только начиналась, то она стремилась попасть в мир вечных истин, в котором ничего не меняется. Но место философии в мире и сами философы, мир человека и место человека в мире изменились. В последние два столетия гуманитарии отказались от надежды познать вечность. Они заняты проблемами меняющегося мира и озабочены современностью. Сейчас все гуманитарное знание непосредственно включено в общественную практику, и его методологический статус таков, что если оно не

имеет практически заметных последствий, то оно просто не состоялось.

«Если Платон и даже Кант стремились рассматривать общество и культуру, в которых они жили, с внешней позиции — неизбежной и неизменной истины, то более поздние философы постепенно отказались от подобных надежд. Поскольку фактор времени берется всерьез, мы должны отбросить приоритеты созерцания над действием. Мы должны согласиться с Марксом, что задача философов — не столько объяснить преемственность между прошлым и будущим, сколько помочь сделать будущее отличным от прошлого. Мы не должны претендовать на роль, общую со жрецами и мудрецами. Наша роль больше сходна с ролью инженеров или юристов»

Непосредственное практическое значение гуманитарное знание приобретает благодаря заложенному в него прогностическому потенциалу. Предвидение, являясь особой функцией науки, реализация которой обеспечивает практическую ценность научного знания, соединяет — как и научные картины мира, исследовательские программы, социальные идеалы — фундаментальное знание с прикладным и придает знанию значение направленной в будущее «стрелы времени». «Исследование предмета, — писал К. Маркс, — это, с одной стороны, выяснение уже устраненных предпосылок объекта, предмета, а с другой — анализ современного состояния (то есть настоящего), современных условий, которые выступают как устраняющие сами себя, а поэтому как исторические предпосылки для нового, будущего2.

Предвидение осуществляется во многих формах. К ним относятся цель, задача, идеал, прогноз, лозунг, план, закон, теория и др. Каждая из форм используется при решении строго определенного круга задач и за его пределами утрачивает свою действенность. Многообразие форм предвидения обусловлено сложной структурой предвидения и его связи с практикой, сложностью структуры самой практики, а также многообразием сфер человеческой деятельности, многообразием ее условий и целей.

Профессор кафедры философии и истории АЭБ МВД России, доктор философских наук, профессор.

СО

OI

О CJ

О

о о

Q.

со

s н

о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

ISSN 1997-1001

CO

Ol

О CJ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

у

S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

со

Организационно и методологически выделяются предвидение естественных и предвидение социальных явлений. И то, и другое, включаясь в практическую человеческую деятельность (в данном случае важно, являются они природными или результатом предшествующей человеческой деятельности), становятся предметом предсказания или прогнозирования — двух различных видов научного предвидения.

Предсказание — традиционный вид научного предвидения. Является результатом теоретического объяснения объекта. Осуществляется в форме гипотезы, закона или теории. Все другие формы предсказания являются производными от этих, основных. Предсказание предполагает рассмотрение объекта как развивающегося по имманентным законам, независимым от воли и желания людей.

Прогнозирование — сравнительно новый вид научного предвидения. Его становление стимулировано возникшим в XX в. рядом глобальных проблем и задач организации научных исследований. Применяется для предвидения развития явлений, которые могли бы быть другими в случае сознательного изменения характера человеческой деятельности. Основывается на исследовательском материале, трансформируя его в удобную для принятия управленческих решений форму. Компенсирует особыми средствами отсутствие или недостаток исследовательского материала. Осуществляется в форме прогноза. Для его построения используется специальная технология.

Прогнозирование социальных и технических систем является формой интеграции наук.

Широко распространенные неразличение и смешивание предсказания и прогнозирования имеют объективные основания и вызваны процессами развития форм научной деятельности в той же мере, в какой ими вызвана дифференциация форм научного предвидения.

Естественные науки, если только их результаты не перерабатываются для непосредственного использования в практической человеческой деятельности, дают предвидения в виде предсказаний. Они применяют набор средств, позволяющих делать предсказания следующих различных моментов и сторон развития явлений: > познание общего закона класса явлений и условий его действия позволяет предвидеть ход развития простейших, постоянно и повсеместно происходя-

щих явлений (например, механического движения);

> рассмотрение явления как процесса позволяет предвидеть его возникновение и развитие;

> системное рассмотрение предмета позволяет предвидеть изменение его качественной определенности. Прогностический потенциал наук возрастает по мере все более полного освоения ими принципа развития и открытия новых видов объективной детерминации.

Предвидение социальных явлений осуществляется как в виде предсказаний, так и в виде прогнозов. Первые являются результатом фундаментальных исследований, вторые необходимо возникают для использования фундаментальных теоретических знаний в общественной практике. Предвидение является принципиальным неустранимым элементом того, что мы назвали гуманитарной прагматикой. Дело в том, что выработать теоретическое объяснение настоящего и выработать предсказание суть задачи тождественные и решаются они одновременно. Не только необходимость предвидения порождает некоторые особенности научных теорий, но и специфика теоретического познания, специфика обоснования теорий требует осуществления предсказания.

От предсказания, являющегося результатом теоретического объяснения, прогноз, являющийся результатом прогнозирования, отличается тем, что строится на основании проектирования человеческой деятельности, более конкретен и удобен для использования в практической деятельности.

Прогнозирование, как и вся гуманитарная прагматика, есть момент разработки социальной технологии. В процессе прогнозирования результаты исследования перерабатываются по определенным правилам или нормативным системам в социальную технологию.

Прогнозирование есть также часть социальной технологии. Без него не может быть предварительно определенного ряда операций, направленного на достижение цели или задачи, то есть не может быть технологии.

По способу проводимой при прогнозировании работы оно тоже есть технология, так как проводимые при прогнозировании операции не разрабатываются всякий раз заново, как исследовательские процедуры, а определены заранее целью выработки управленческого решения и его нужной характеристикой.

Будущее как объект и предмет человеческого познания не абстрактно, а конкретно. Различные виды предвидения выявляют разные моменты формирования будущего, разные ступени его конкретизации. Формы предвидения — не только модели будущего (такое их толкование узко и не всесторонне). Они не только о будущем, но и о настоящем, то есть о том, что имеется сейчас в действительности.

Некоторыми из перспективных направлений исследования эпистемологических проблем гуманитарной прагматики представляются следующие:

> поиск и исследование многообразия способов научного предвидения;

> изучение развития предсказательной функции научных теорий, ее влияния на исследовательские программы;

> история становления и развития прогнозирования;

> изучение структур формирования будущего (соотношение неизбежного, объективного, с одной стороны, и свободного, творческого — с другой; границы влияния субъективных представлений о реальности на действительные, объективные процессы; стихийное и управляемое; естественное и искусственное; человеческая деятельность как вид объективной детерминации; другие виды объективной детерминации и — шире — другие типы связанности);

> философское осмысление прогностического потенциала виртуалистики. Конечно же, гуманитарная прагматика

— это не самостоятельная наука. Это направление комплексного научного поиска с сильным прогностическим, ориентированным на практическое использование потенциалом. Это направление отказывается цинично говорить о человеке как о «факторе» чего бы то ни было. В основе его предмета — человек. Оно изучает человека таким, каким он есть в настоящий момент. Оно в основу своего предмета кладет не «человечность», а «человеческость». Очень человечно быть честным, справедливым, трудолюбивым и миролюбивым. И очень по-человечески лгать, жить за чужой счет, лениться, готовиться к войне и воевать. Познавать состояние человека — чего он хочет и может в настоящий момент, степень его образованности, трудовые навыки, мечты и цели, сколько

сил и в каком направлении он готов затратить на достижение идеалов — значит не допускать антропологических просчетов (термин автора). Антропологическим просчетом была задача на осуществление перестройки. После потерь, понесенных в течение ХХ в., советские люди могли существовать еще несколько поколений только на достигнутом уровне сложности. Бросить их в коренные перемены означало ввергнуть в хаос — что и произошло. Антропологическим просчетом является задача осуществить модернизацию в том виде и теми средствами, как она задумана нынешним руководством. Антропологический просчет лежит в основе реформирования правоохранительных органов. Люди не готовы и не смогут добиться поставленных целей. Будет только хуже. Надо делать не то и не так. Что и как, может выявить гуманитарная прагматика.

В основе межнациональных проблем, кроме многого прочего, находится также, по мнению автора, графа «национальность» в анкетах. Она вносит большую путаницу и дезорганизацию в самосознание граждан России. Ясно, что «национальность» — это не принадлежность к нации, а «к какому этносу себя относит гражданин России». При этом русский — это принадлежность к нации; татарин — принадлежность к народности в составе нации; дагестанец — это принадлежность к Стране гор, а этнически дагестанцы принадлежат к разным народностям (аварцам, лезгинам, кумыкам, табасаранцам и др.) в составе нации; чеченец — принадлежность к союзу племен в составе нации и пр. Это тоже одна из проблем гуманитарной прагматики.

К гуманитарной прагматике относятся, очевидно, и более традиционные и частные проблемы управления персоналом, конфликтологии и т.п.

При переходе на многоуровневую систему высшего образования целесообразно при подготовке бакалавров (а бакалавр — это не недоученный специалист, как иногда думают, а хорошо, фундаментально подготовленный практик) отказаться от преподавания множества гуманитарных дисциплин, на каждую из которых не хватает времени для даже поверхностного ознакомления, и приступить к преподаванию одной, хорошо продуманной и оснащенной — гуманитарной прагматики.

Литература и примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Рорти Р. Философия и будущее / Вопросы философии. 1994. № 6.

2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т 46. Ч. 1. С. 449.

СО

О!

О СЧ

О

о о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.