Научная статья на тему 'Детерминизм и прогностическая деятельность'

Детерминизм и прогностическая деятельность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
386
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминизм и прогностическая деятельность»

СИХОЛОГИЧЕСНИЕ ШН

ДЕТЕРМИНИЗМ И ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И.А. Казначеева

Современное исследование прогностической деятельности показывает, что весьма важное значение в формировании предвидения играют субъективные факторы, к которым можно отнести эмоции, воображение, интуицию. Психофизиологическое влияние не исчезает бесследно на социальном уровне прогностического отражения, а сосуществует в особом виде с его высшими формами, входя в его основы. Прогностическая деятельность субъекта опосредуется и регулируется психическим отражением реальности. Поскольку внешняя по отношению к индивиду действительность - это не только природа, но и мир культуры и духовных ценностей. Именно поэтому детерминация психики существенно связана с культурно-историческим типом деятельности общества. Человеческий индивид, даже вступая в контакт с природой, соотносится с ней опосредованным обществом образом (1).

Справедливо указать на то, что объемы понятий «предвидение» и «прогностическое отражение» не совпадают, так как «прогностическое отражение» характеризует также общее функциональное свойство биосистем. Генетически досознательное опережающее отражение у животных предшествует появлению у человека качественно новой формы отражения -прогностического сознания, которое может быть интерпретировано как социальный срез прогностического отражения. Биологической основой прогностического отражения является опережающее отражение, и лишь в этом плане оно может быть осмыслено как условие становления

прогностического сознания и предвидения. Исследование взаимодействия онто-и филогенетического развития способности предварения будущего показывает, что эта способность является одной из важнейших детерминант биосоциогенеза. Поэтому термин "опережающее отражение" служит, на наш взгляд, родовым понятием лишь для биологических и психофизических предпосылок прогностического сознания.

Следует отметить, что указанное понятие опережающего отражения ранее недостаточно оценивалось и подвергалось критике либо толковалось чрезмерно расширительно - как весь спектр прогностического отражения от уровня биосистем до уровня человека - то есть как родовое понятие в структуре предвидения и как совокупность всех форм психического прогнозирования, осуществляемых через посредство семиотических систем (4).

Прогностическая функция психики и опережающего отражения - это различные параметры поведения человека, выросшие исторически из различных потребностей организма. Приспособление организма к параметрам неорганического мира, то есть предупредительное поведение, могло быть развито и без участия психического, хотя впоследствии в процессе трудовой деятельности явилось той объективной детерминирующей основой, на которой сформировалась особая форма прогностического отражения - идеальное предвосхищение будущего. П.К. Анохин и Н.А. Бернштейн, идя каждый своим собственным путем, еще до

создания кибернетики разработали идеи функциональной системы с обратной аф-ферентацией о результатах действия и модели потребного будущего. По отношению к сознанию человека термин «опережающее отражение», как представляется, может употребляться в переносном расширительном смысле. Именно так, видимо, следует понимать употребление понятия опережающего отражения для выражения детерминации процессов воспроизводства общественной жизни людей.

Подобного расширительного толкования можно избежать при введении в теорию прогностики понятия прогностического отражения, эволюция которого наряду с формированием представлений о времени в антропогенезе может быть выяснена в связи с исследованием структуры палеосоциумов, специфики палеолитических культур, структуры архаичной практики, развития первобытного мышления и языка, мистических и символических представлений, которые возникают на определенном этапе антропогенеза.

Важную характеристику обсуждаемой темы дает вопрос о темпоральной или временной детерминации предвидения. В сложнейшей структуре детерминизма временные типы детерминации привлекают все большее внимание исследователей. С точки зрения детерминации процесса развития выделены три типа детерминации: детерминация прошлым, детерминация настоящим, детерминация будущим. Указанные типы детерминации являются необходимой частью понимания объективной детерминации предвидения.

Очевидно, что темпоральная детерминация предвидения оказывается многомерной. Время детерминирует прогностическую деятельность общественного субъекта в нескольких аспектах. Прежде всего, фундаментальной основой предсказуемости природных и социальных процессов являются свойства объективного времени этих процессов - ритм, темп, длительность, относительность, необратимость.

Следовательно, необходимым детерминирующим фактором, условием деятельности, исторической формы мето-

да и эволюции предвидения является время в своей социальной и культурно-исторической форме. В различные исторические периоды выделялись различные типы временной детерминации объективного процесса развития. Время оценивалось соответственно по типу культуры и деятельности, в результате чего формировались различные формы «темпорализ-ма», то есть концептуального описания времени в рамках научного, философского или художественного сознания. Описание свойств реальности в аспекте времени на уровне обыденного сознания, искусства и науки оказывается второй необходимой детерминантой предвидения. Прогностическая сила концепции оказывается зависимой от характера имеющихся представлений о времени.

В данной ситуации при анализе временных основ предвидения следует учитывать особенности биологического времени, относительно самостоятельный и специфический ритм которого (по отношению к неживой природе) создает возможность опережающего отражения, возникающего в биосистемах в качестве важнейшего условия, детерминирующего их существование. Темп биологического времени оказывается выше, чем в неживой природе, и различие темпов времени фиксируется особым субстратом - нервной системой. Опережение реального процесса иногда понимается как простое «перекомбинирование» в памяти отражения, имевшего место в прошлом. При таком подходе исключается детерминация будущим и оставляется лишь детерминация прошлым. При этом не учитывается, что идея опережающего отражения соотносится с диалектическим пониманием временной структуры процесса: связь того, что было, с тем, что есть, и тем, что будет, есть внутренняя связь, выражающая становление. Несомненно, что опережение реального процесса по своей сути не сводимо к простому перекомбинированию элементов отражения из прошлого.

Функционирование предвидения основано на нашем убеждении, что прошлое чревато будущим, а будущее имеет ростки в настоящем, ибо развитие объективных

процессов действительности детерминировано их историей и включает в себя «индикаторы» не только для реконструкции прошлых событий, но и для моделирования будущих. Время, таким образом, служит объективной детерминантой предвидения, а в процессах прогностической деятельности участвуют отраженная структура времени и перцептуальное время субъекта. В итоге время выступает в виде целого комплекса характеристик, детерминирующих и познавательную деятельность в целом и представление человека о будущем.

В анализе детерминирующих факторов в системе прогностического сознания намечается целый спектр значений временной детерминации познавательно-прогностического процесса. Современный теоретико-познавательный и логический анализ научного предвидения опирается на определенные онтологические предпосылки, в которых выражается ряд существенных сторон объективной реальности. В качестве таких онтологических предпосылок выступают объективная детерминация явлений и их развитие. В детерминизме, как философском принципе, утверждается закономерный характер явлений объективной реальности и закономерном характере познавательной деятельности. Принцип детерминизма конкретизирует положение о материальном единстве мира и выражает собой обусловленность одного материального явления другим. В принципе детерминизма заключено объективное обоснование возможности научного предвидения. В истории науки тесная связь принципа детерминизма с научным предвидением иногда понималась в духе сведения этого принципа к возможности предвидения.

При изучении объектов познания важно выяснить те отношения и связи, в которых они существуют. Отношения и связи могут быть существенными и несущественными, причинными и непричинными, случайными и необходимыми, пространственно-временными отношениями, связью формы и содержания, сущности и явления, структуры и функции и т.д. При изучении связей очень важно уметь выде-

лить наиболее существенные связи, поскольку на каждом этапе развития науки из всего бесконечного многообразия связей можно выделить только их конечное количество. Нужно учитывать, например, что в сложных динамических системах с группами нетождественных элементов действуют различные линии связи, в том числе и нетранзитивные. Поэтому в такой системе изменение параметров отдельных элементов носит локальный характер и не оказывает влияния на характер функционирования в целом, что дает возможность в целях познания связей объектов нередко использовать прием отвлечения от связей. Прием отвлечения от связей позволяет исследовать искусственно изолированные объекты, когда выявляются новые свойства, обусловливающие их связи по какому-либо другому основанию.

В настоящее время современная диалектическая концепция детерминизма находит свое глубокое раскрытие на основе анализа категорий случайности и необходимости, возможности и действительности, определенности и неопределенности. В истории философии и науки вполне правомерно связывался вопрос о случайности с возможностью предвидения. Хотя объективное существование случайности, конечно, не зависит от возможности или невозможности его предвидения, но характер случайности именно таков, что она в наибольшей степени проявляет себя при постановке вопроса о возможности предвидения. Объективные черты случайных связей (неустойчивость, неопределенность возникновения их в пространстве и времени, единичность, слабо проявляемая повторяемость или ее полное отсутствие при исключительных обстоятельствах) затрудняют познание и предвидение таких связей. Отсюда устранение случайности из объективной картины мира в рамках классического детерминизма можно рассматривать как попытку последовательного проведения принципа познаваемости и предвидения.

Недостаточность абстрактной

констатации необходимости

компенсируется конкретным анализом реальных причинных связей явлений. Этот анализ показывает

вает соотносительность понятий случайного и необходимого.

Одним из исторически первых пониманий случайного, как уже отмечалось, является отождествление случайного с событиями, причины которого неизвестны. Но эта неизвестность может быть связана с различными обстоятельствами. Подобная

неизвестность может быть связана с незнанием полного комплекса детерминирующих факторов или с ненужностью знания полного комплекса в силу несущественности, малозначительности ряда факторов. Эти два вида неизвестности ведут к следующим взаимосвязанным истолкованиям случайности. Первое гносеологическое понимание случайного, есть рассмотрение его как трудно предвидимого. Трудность предвидения обусловлена существованием множества едва обозримых причин, в которых явление делается малозаметным, а тем самым случайным. Второе, онтологическое понимание случайного, фиксирует случайность как результат действия объективно мелких, несущественных причин. Онтологическое понимание случайного преодолевает трудности предвидения, связанного с множеством причин, путем отвлечения от ряда из них как несущественных.

Онтологическое понятие случайности открывало путь к развитию вероятностно-статистических методов при изучении и предвидении явлений.

Исходя из опыта развития различных наук, ученые стали подчеркивать объективный характер случайных явлений. Во-первых, случайными называются явления, когда малые причины обусловливают большие следствия; во-вторых, случайность имеет место, когда действуют одновременно много сложных причин; в-третьих, случайность рассматривается как результат пересечения двух не связанных между собой необходимых причинных рядов. Рассмотрим эти основания несколько подробнее в плане объективной возможности предвидения.

Случайность, являющаяся результатом одновременного действия многих сложных причин, характерна для ситуа-

ций, когда какие-либо события детерминируются переплетением неодинаковых по своему значению факторов. При условии повторяемости явлений создается возможность посредством дисперсионного, последовательного и многофакторного анализа определять сравнительную роль тех или иных факторов и повышать достоверность и точность предсказания явления в целом.

В качестве важнейшей объективной основы научного предвидения выступает характер связи между возможностью и действительностью в материальном мире. Анализ предвидения показывает специфическое соотношение материального и идеального, когда знания об определенных сторонах будущего возникают раньше, чем обнаруживаются или возникают предсказываемые явления. Поэтому научное предвидение представляет собой не что иное, как теоретически мыслимые возможности, которые рассматриваются с точки зрения их научной обоснованности и практической превращаемости в действительность.

Условия возникновения одних явлений, содержащихся в других, могут быть непосредственными или опосредствованными, созревшими или находящимися только в начальной стадии вызревания. Возникновение ряда условий приводит к такой детерминированности будущего настоящим, когда некоторые основные существенные черты будущего уже определены настоящим. Среди множества факторов, так или иначе влияющих на изменение и возникновение явления, важно выделить необходимые и достаточные условия. Реализация необходимого условия делает определенное явление возможным. В категории «возможность» выражается недостаточность некоторой совокупности детерминирующих факторов для возникновения явления. Реализация достаточного условия ведет к реализации явления. Возможности соответствует необходимость, но недостаточно развитая, не полная. Поэтому если имеются необходимые факторы, но их недостаточно, то существует только возможность возникновения явления.

Условия, которые определяют изменение и развитие явления, формируются постепенно по мере изменения самой действительности. Формирующиеся условия могут более или менее однозначно детерминировать изменение явлений. Такая однозначная детерминация предполагает изолированность условий, их неизменность после того как они сложились. Изменяемость условий, сложное взаимодействие внутренних и внешних условий предопределяют существование множества возможностей. В зависимости от характера детерминации настоящим будущего используются различные теоретические средства для предвидения явлений.

Так, например, теория вероятности благодаря разработке строгих критериев зависимости или независимости случайных величин, законов распределения дискретных и непрерывных случайных величин, а в особенности случайных функций, а также благодаря изучению одновременно функциональных и стохастических связей дает возможность с помощью строгих математических средств предвидеть будущее поведение систем.

При осуществлении научного предвидения следует учитывать различные возможности, которые можно классифицировать как по вероятности их реализации, так и по способам их осуществления. По вероятности реализации возможности можно разделить на формальные, абстрактные и реальные. Под формальной возможностью понимается логически мыслимая возможность, поскольку она не противоречит известным фундаментальным законам материального мира, но для осуществления которой нет необходимых условий не только в данный момент времени, но и в рамках обозримого будущего. Под абстрактной возможностью понимается возможность, которая строится на использовании абстракции потенциальной осуществимости, которая предполагает отвлечение от ограниченного характера развития познания и экспериментальной техники на каждом этапе науки. Реализация такой возможности связывается с тем, что развитие науки и техники,

расширяя знание, рано или поздно приведет к ее осуществлению.

Детерминистский подход к изучению явлений природы, общества и познания строится на утверждении об объективном существовании множества связей, типов законов, различных структурных уровней в развитии материальных вещей и процессов. Сложное переплетение связей различного порядка и уровней, единство целостности систем и относительной автономности отдельных подсистем ведет к объективной диалектике определенности и неопределенности в материальном мире.

Анализ соотношения определенности и неопределенности имеет особо важное значение, как для выявления объективных предпосылок предвидения, так и для выяснения механизма предвидения. Предвидение, выступая в качестве утверждения о будущем, имеет дело с нереали-зовавшимися возможностями, с нечетко обозначившимися тенденциями, т.е. с объективной неопределенностью вещей и процессов. Соотношение определенности и неопределенности встает весьма остро и в связи с обсуждением проблемы достоверности, истинности предвидения, поскольку в момент выдвижения последнего отсутствует возможность прямой экспериментальной проверки.

Вероятностные методы сложились в качестве средств предвидения в условиях, исключающих однозначное решение задач, в условиях неопределенности. Методы, разрабатываемые в статистической теории информации, открыли путь к выявлению и количественной оценке внутренних возможностей вероятностных систем. Взаимосвязь определенности и неопределенности, количественно выражаемая в теории информации, играет фундаментальную роль при выявлении предпосылок научного предвидения.

Осуществление практической деятельности предъявляет высокие требования именно к определенности знания, что выражается в формулировании строгих алгоритмов действия. Расплывчатость знания делает его малодейственным.

Формулирование законов науки опирается на объективную устойчивость и повторяемость явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1993.

2. Брушлинский А.В. Мыщление и прогнозирование. - М., 1979.

3. Карпенко А.С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. -1995. -№ 5.

4. Никитина А. Г. Предвидение как человеческая способность. - М., 1979.

5. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. - 1995. -№ 8.

6. Хапчаев И.А. Принцип детерминизма и психофизиологическая проблема. - Ростов-на-Дону, 1991.

Об авторе

Казначеева Ирина Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент Пятигорского государственного технологического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.