Научная статья на тему 'Искусство мыслить будущее'

Искусство мыслить будущее Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
352
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство мыслить будущее»

Кафедр/^

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2010 • Т. XXIII • № 1

Искусство мыслить будущее

И. А. ГЕРАСИМОВА

~

Как возможно мышление о будущем? Как развивалась способность мыслить будущее в эволюции человечества? Велика ли разница между древним пророком и современным футурологом? Как относится современный молодой специалист к способности предвидения? Объективное прошлое изменить нельзя, но что можно сказать в отношении будущего? Свободен ли человек в выборе будущего? Эти и другие вопросы стали предметом лекции, прочитанной профессором И. А. Герасимовой.

Ключевые слова: прогностический опыт, культура, наука, интегральная модель, циклы, способности, эволюционная эпистемология.

В курсе философии науки, раскрывая функции естествознания, непременно указывают на прогностическую функцию. Научно-техническое развитие, социальная, политическая, правовая, культурная, да и личная жизнь во многом направляются проектами, целями, желаниями. Хорошо организованное общество призвано гарантировать свободу выбора и свободу творчества своим членам, и в этом смысле справедливо говорят, что человек сам творит свое будущее.

Научные технологии позволяют делать обоснованные прогнозы и строить долгосрочные проекты. Но если в отношении прошлого научная мысль охва-

тывает значительным период времени, открывая законы природы, тенденции развития и пытаясь добраться до момента возникновения процесса или его причин, то в отношении будущего прогностические технологические модели срабатывают в среднем на 5 лет, а на 10 лет уже имеются значительные сбои. Вывод неутешительный: на данном этапе научно-технического развития все его последствия заранее предусмотреть невозможно, несмотря на интенсивное развитие прогностических технологий. Методологиям прогнозирования посвящены специальные работы, однако фундаментальный вопрос о самой способности мыслить будущее исследован слабо. Этот вопрос обсуждался мной на семинарах с магистрантами технических и экономических специальностей РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Само обсуждение вызвало живой интерес по многим причинам. Что ожидает человечество в будущем? Каковы реальные перспективы научно-технического развития? Как изменятся наука, культура и сам человек в будущем? Эти и другие вопросы о будущем рода человеческого не могут не волновать любого мыслящего человека с чувством ответственности за результаты своей профессиональной деятельности1. Не менее значимы вопросы, касающиеся истории и будущего своего народа, государства2. Разумеется, наибольшее воодушевление охватывает, когда речь заходит о собственной жизни, личных намерениях, желаниях, планах и переживаниях ожидаемого будущего.

В современной информационной ситуации за той или иной справкой молодые люди предпочитают обращаться к Интернету. Если набрать ключевые слова «феномен предвидения», «прогностический опыт», то во всемирной паутине получим далеко не утешительный результат относительно философской постановки и обсуждения проблем мышления о будущем.

В данной работе я попытаюсь наметить некоторые узловые позиции, которые, на мой взгляд, позволяют пролить свет на современное видение провидческой тематики.

В контексте объединения усилий антропологов, культурологов и эпистемологов представляется актуальной и правомерной поста-

1 Тематикой курса по философии науки и техники предусмотрено знакомство с идеями ведущих футурологов современности и, в частности, с принципами концепции устойчивого развития, которая явилась результатом работы большого международного авторского коллектива. Впервые концепция устойчивого развития была озвучена в докладе председателя Международной комиссии по охране окружающей среды и развитию (МКОСР), премьер-министра Норвегии Гро Харлем Брундтланд на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций в 1987 г.

См.: Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989.

2 Вопрос о становлении научно-технической и социальной прогностики как ф

специальных дисциплин обсуждается в издании: Впереди XXI век: перспективы,

ТТППТ’ТТПП Т Т /ПА ТТПТТТ // Д ТТ'Т’/Л ТТ/ЛТ’ТТСТ ЛПТ>ПА\|аТТТТАТ1 1У ТП ЛЛТЛ1аЛ1^П11 ТТППТТТАЛ'ГТЛ^Т!

прогнозы, футурологи // Антология современной классической прогностики. 1952-1999 / Редактор-составитель и автор предисловия академик РАО

И.В. Бестужев-Лада. М., 2000.

Я,

Кафедр/^

новка вопроса об интегральном исследовании прогностического опыта, которое охватывает всю историю культуры и прослеживает когнитивную эволюцию человека3. В этом аспекте прогностический опыт современной науки и искусства можно рассматривать как веху в становлении и развитии общечеловеческой способности мыслить будущее. Для философского синтеза подготовлена солидная база -разнообразная литература, посвященная детальному исследованию отдельных аспектов прогностического опыта, - прорицательные практики древности, предвидение будущего в искусстве, социальное прогнозирование и проектирование, обыденный прогностический опыт, философское видение грядущего, научно-техническое прогнозирование, фантастика и научная фантастика. Сама постановка вопроса об интегральной модели прогностического опыта актуальна не только для теоретического знания, но и востребована практическими потребностями диалога культур, что находит отражение в образовательном процессе. Среди моих студентов немало представителей как северных, так и южных народов. Отдельные студенты довольно глубоко осведомлены в традициях и истории своего народа. Выявление эпистемологической проблематики в культурологических, антропологических, религиоведческих исследованиях, на мой взгляд, становится одним из перспективных направлений исследований, разработка которого предполагает создание подходящего метода анализа. Я предпочитаю использовать идеи рефлексивного подхода, представляя не только взгляд эпистемолога, но и точку зрения представителей традиции.

В традициях теоретической философии обсуждение прогностического опыта предполагает рассмотрение вопросов онтологии, эпистемологии и аксиологии. Онтологический аспект связан с фундаментальным вопросом: что в мире, в его устройстве и развитии определяет возможность для человека предвидеть будущее? С развитием познаний и своих способностей человек все глубже проникает в тайны природы, раскрывая и постигая ее законы. Закон как концентрированное выражение периодической повторяемости явлений в наиболее общем виде позволяет объяснять и прогнозировать его конкретные реализации. К наиболее общим философским принципам, связанным с онтологическим аспектом прогностического опыта, стоит отнести причинно-следственные зависимости; законы циклов и ритмов; принцип целостности, находящий свое выражение в формулировке «всё связано со всем». На складывающуюся картину мира оказывают влияние фундаментальные представления о материи, движении, пространстве и времени. Перечисленные принципы известны с глубокой древности, но осмыслялись в соответствии с

3 См., например: Асеева И.А. Прогностические практики в науке и культуре. Курск, 2009.

уровнем развития сознания и культуры - в мифологических образах, на символическом языке посвященных в сакральной традиции, образах искусства, философских понятиях, на языке современного прогностического моделирования.

В аспекте эпистемологии возникает множество нерешенных проблем, не в последнюю очередь из-за слабой развитости самой прогностической способности. Для социальной эпистемологии особое значение приобретают вопросы о социокультурных детерминантах специализированного прогностического опыта, особенностях повседневного опыта предвидения, социальной институционализации прогностического опыта, социальной феноменологии предвидения. Когнитивный и эволюционный подходы в неклассической эпистемологии ставят многочисленные вопросы. Как и почему человек способен предсказывать будущее? Как возможно мышление о будущем? Каков статус высказываний о будущем? Как сочетать объективные закономерности с принципом свободы воли и свободы творчества? Как развивалась прогностическая способность в ходе когнитивной эволюции? Каковы механизмы и когнитивный статус прогностической функции в мире растений, насекомых, рыб, животных? Каковы различия в прогностических способностях животных и человека? Что нового вносит современный научный и художественный прогностический опыт в понимание сущности познания и творчества? Как взаимосвязаны и как взаимодействуют сознание и бессознательное, рациональное и иррациональное, логико-дискурсивное и интуитивное, логико-вербальное и символьно-образное в прогностическом опыте? Каковы возможные пути дальнейшей эволюции прогностической способности человека?

Аксиологический аспект прогностического опыта связан с ценностной составляющей познавательной, творческой и практической активностями человека. Какими значимыми установками и ценностями руководствуется человек в оценках целей и результатов своей деятельности, при конструировании альтернатив возможного будущего и предпочитаемом выборе? Как выстраивать разумную иерархию целей и ценностей?

Не претендуя на всеохватное изложение и даже исчерпывающую постановку проблем, попытаюсь очертить контуры интегративной модели прогностического опыта.

Словарь терминов, характеризующих прогностический опыт, охватывает все измерения психики, указывая на чувство и разум, логику и интуицию, поверхностные и глубинные слои сознания и мышления.

В самом широком значении можно говорить о предвидении - образе и понимании будущего. Проявления предвидения и соответственно названия состояний предвидения многочисленны. В личностном плане говорят о предчувствии, предугадывании. В философской герменев- ф

тике используется понятие «предпонимание» или «до-понимание» - Я.

понимание до осознания. В литературе по философской методологии ^

Кафедр/^

употребляют термин «предзнание». В философии и психологии не обходят без внимания феномены знания по антиципации - знания по предвосхищению (лат. anticipatio, от anticipo - предвосхищаю).

Примечательно, что изначально слово «предвосхищение» употреблялось в религиозно-мистическом ключе, буквально означая «похищение (восхищение) души на небо». Отзвуки этих представлений можно обнаружить в диалоге Платона «Менон», где речь идет о способности знания как припоминания. Душа, путешествуя в мире душ, приобретает знания, а затем, облекаясь телом, способна их активизировать в земной жизни. Познавательные способности души, необремененной телом, значительно превосходят отелесненное восприятие смертного человека, удел которого составлять правильное мнение (doxa) или рассуждение (dianoia) подобно геометрам (Государство. VI, 511 d). Согласно Платону, лишь немногие люди обладают божественной способностью ума (noesis), позволяющей созерцать эйдо-сы (сущности, смыслы) и получать знание (episteme) (Тимей, 51 e).

В религиозной и духовной литературе способность пророчества и провидения рассматривается как божественный дар. Пророк - тот, кто предрекает будущий ход событий. Славянское слово «пророк» допускает еще одну интерпретацию - «тот, кто идет по року». Рок -это и год (ближайший временной промежуток), и судьба (длительный промежуток времени, охватывающий жизнь отдельного человека как целостность). В духовной литературе также используются слова «прорицатель», «предсказатель», «прозорливец». Интересно, что слово «прозорливец» вводит такую характеристику, как дальнозоркость по отношению ко времени.

В эпистемологии различают иррациональные и рациональные способы предсказания. В первом случае играет роль степень доверия отдельному лицу и его способности, а во втором случае полагаются на научно проверенные и отобранные методологии анализа будущего. Если иррациональными способами предсказания пользовались издревле, то научная дисциплина - «прогностика» оформляется сравнительно недавно - в 1960-х гг. Ее цель состоит в разработке методологии прогнозирования главным образом в социальной, экономической и технологической сферах. Интересно, что вошедшее в научный обиход понятие «прогностика» культурно-исторически употреблялось для описания феноменов, в когнитивном аспекте противоположных рациональному мышлению. Греческое слово prognosis от gnosis означало предвидение, полученное на основе внутреннего знания, созерцания как непосредственного умозрения. В современной литературе по прогностике разделяется предвидение - получение информации любым способом и прогнозирование - получение информации научно обоснованным способом. Многочисленные прогностические методики не снимают фундаментальной эпистемологической проблемы: как и почему человек способен предсказывать будущее? Вывод методо-

логов, казалось бы, прост: рациональное, систематическое мышление должно дополняться работой воображения и интуиции. Интуиция проявляется и в гениальных догадках, и в научном предчувствии. Получается, что в самом рациональном научном исследовании не миновать возвращения к истокам - скрытой внутренней работе психики и сознания. Прагматичные американцы, изобретательные в доступных образах, определили интуитивное мышление как «милостивый дар подсознательного в награду за предшествующие труды сознающего ума». С интуицией связана еще одна тайна. Озарение приходит неожиданно и протекает спонтанно. Старт спонтанному взлету дает предварительная, дисциплинированная и порой кропотливая работа. Но каждый ли способен на этот вдохновенный, полный чувства жизни, спонтанный взлет?

Перечисленные феномены предвидения имеют разную психическую основу (чувства, речь, мышление, понимание, воображение), относятся к разным сферам культуры (религиозный опыт, искусство, наука, обыденная жизнь), к разным периодам эволюции человека, но все они свидетельствуют о том, что природа человека может преодолевать границы настоящего времени. Примечательно, что для творческого разума человека выход за пределы видимого, зримого, освоенного, раздвигание временных границ являет собой яркий пример необходимости синтеза искусства и науки, интуитивного мышления и дискурсивного.

Рассмотрение прогностического опыта в аспекте когнитивной эволюции позволяет выделить как общие, так и специфически различные черты культурных практик. В архаических и традиционных обществах особую роль играли пророки и прорицатели. «Еврейское название пророка (нави) означает “провозвестника, объявляющего чью-либо волю”, затем человека, предвидящего (чрез особые откровения свыше) и предсказывающего будущее»4. В древних цивилизациях пророчество оформляется в социальный институт - школы пророков, которые располагали методиками отбора талантливых юношей, а также методиками воспитания и обучения пророческому мастерству. В ветхозаветной истории со времен пророка Самуила пророки ведут активную общественную жизнь, отвечая за нравственное просвещение народа, поучая царей и давая им советы. В старом Энциклопедическом богословском словаре пророчество наряду с чудесами рассматривается как признак сверхъестественного откровения. Подчеркивается, что об истинности пророчества можно судить по его исполнении. Как правило, пророки на языке неясном и символическом сообщают о грядущих событиях, которые при видимом горизонте понимания никак не выводятся из настоящего и прошлого.

4 Пророки // Полный православный энциклопедический богословский словарь. Репринтное издание: В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 1922.

4

Ф

■В-

Кафедр/^

Часто пророку самому открывается не целый образ будущего. В христианской традиции на предвидение отдаленного будущего указывается как на свойство истинного Бога. Видимо, в древние времена хорошо понимали значение роли искусства аргументации, придерживаясь правила говорить по сознанию. Грядущее будущее могло раскрываться только в образах доступных, но при любых выражениях главное и существенное в истинном пророчестве не могло быть неопределенным5.

Особую роль в пророческих практиках играло искусство, главным образом музыка и поэзия. Музыка не только успокаивала и гармонизировала внутреннее состояние. Ее ритмы способны концентрировать волю, воображение, мысль. Есть свидетельства того, что древнейшее искусство было всецело импровизационным, исполнение музыки и ее восприятие определялись вдохновением. Чисто импровизационное исполнение предполагает наличие особого дара чувствования окружающей природы, зверей, птиц, людей - дара, который делает возможным со-ощущать окружающее и быть всему со-прича-стным. Музыка оказывается естественным средством единения с целым, когерентности с природой и внутренними мирами других людей. Искусство мыслить будущее предполагает развитие особой чувствительности к целому в его незримых измерениях.

Поэзия до формирования канона и ритуала была импровизационной. В иранской традиции до сих пор истинные поэты считаются пророками. Как писал Ибн Сина, великие пророки - существа мыслящие: «Они знают мыслимое без помощи учителя и грамоты только догадкой и посредством связи с миром ангелов. Они постигают наяву положения тайного мира путем мышления и получают откровение»6.

В Древней Греции повсеместно пользовались услугами оракулов, прорицателей, пифий, но уже в античности пророчество как социальный институт «сходит на нет», обнаруживают себя лишь отдельные вспышки этого дара у некоторых людей. На Руси традицию прорицателей поддерживают юродивые, а также наделенные духовным даром прорицания святые и подвижники. Их аскетический образ жизни давал право на прямой и откровенный разговор с властителями мира сего.

Отношение к пророкам вне традиции было отрицательным. Церковь яро боролась против народной предсказательно-практической магии и представителей языческих верований.

Человек современного образования склонен усматривать в народных гаданиях и приметах лишь суеверия, но в контексте антропологических исследований стоит внести коррекции в расхожее мнение. Многие приметы носили характер эмпирических обобщений на-

5 Пророчество // Полный православный энциклопедический богословский словарь. С. 1923-1924.

6 Ибн Сина (Авиценна). Книга знания // Избранные философские произведения. М., 1980. С. 228.

блюдений за природой, организмы рассматривались как живые приборы, чутко реагирующие на грядущие изменения окружающей среды. Так, известна удивительная способность насекомых, рыб, птиц и животных предвидеть природные катастрофы задолго до видимых признаков их появления. Исследование сейсмических анализаторов живых существ - одно из самых интересных и загадочных направлений исследований современной биологии7. Можно предположить, что природа позаботилась об органичной связи живого существа с окружающей его средой. Телесный подход в эпистемологии предлагает рассматривать живое существо и среду его обитания как единое целое, в котором информация об изменениях передается на глубинных уровнях организации природы.

В русской книжной культуре сохранились многочисленные гадательно-предсказательные тексты, которые позволяют судить о широко распространенной народной традиции (вплоть до начала XX в.). Имелось множество методов прочтения знаков грядущего. «Так, “Гром-ник” и “Молниянник” строили прорицания на основании грозовых знамений. В “Лунниках” стратегия поведения приноравливалась как к постоянно меняющемуся облику светила, так и к календарю, а соответственно и к знакам Зодиака. В “Колядниках” гадания о будущем ставились в зависимость от того, на какой день недели в году падало Рождество»8. Если отвлечься от суеверий, можно предположить, что игровая гадательная традиция, оставившая яркий след в народной культуре, эволюционно способствовала развитию мышления о будущем, развивая искусство наблюдений и искусство интерпретации. Напрашивается еще одна гипотеза. Пролиферацию образов в неистощимом народном воображении в некоторых случаях можно расценить как способ восприятия идеи, истинное значение которой со временем было утеряно. Так, древнерусские переводы «Колядников», которые представляют собой заклинания будущего на грядущий год по первому дню года как значимому для будущего, отразили греческие и византийские прототипы. В свое время пифагорейцы учили, что начало - половина всего, а Аристотель уточнил - больше половины. Значение начала становится понятным, если принять во внимание то обстоятельство, что начало запускает процесс, выстраивающийся в дальнейшем по определенной ритмике. Многие научные прогностические методики основаны на выборе в качестве исходного начала определенного знакового события с последующим выделением реперных точек; таким образом, от правильного выбора начальной точки зависит эффективность самой методики. В древних методиках имелось представление о начале как о

7 Симаков Ю.Г. Животные анализируют мир. М., 2003. С. 50.

8 Мильков В.В. Астролого-астрономические статьи. Тр. № 762 с добавлениями разных редакций «Лунника» // Космологические произведения в книжности Древней Руси. В 2 ч. Ч. 1: Тексты геоцентрической традиции. СПб., 2008. С. 548-549.

4

Ф

■В-

Кафедр/^

зерне будущего. Обсуждая сказанное на языке синергетики, можно предположить, что начало как фрактал (уподобление малого интервала большому) содержит в себе не только цель движения (ведущий аттрактор), но и разверстку будущих направлений нелинейного процесса. Если хочешь узнать будущее - подумай!

Этот тезис вполне применим к китайской гадательной практике по знаменитой «Книге Перемен» («И цзинь»). Гадательные технологии были продуманы таким образом, чтобы каждый раз стимулировать мышление, воображение и интуицию жаждавших получить ответ наличный вопрос из текстов с довольно неопределенными формулировками. Как показывают исследования, знаменитая книга имела и строго научное предназначение, служа каноном естественно-научной мысли9.

В Средние века была популярна вычислительная астрология. Если иметь в виду ведущую предпосылку этого подхода, можно сказать, что средневековая астрология по сути дела есть способ культурной пролиферации вычислительных моделей, в основе которых лежит принцип цикличности. Закон цикличности был осознан в глубокой древности, его использование в ряде традиций поражает воображение. Особенно впечатляют предсказательные тексты древнеиндийских пуран. Согласно космогоническим представлениям, жизнедеятельность любого целого образования подчиняется закону чередования активности (день, бодрствование) и отдыха (ночь, сон). Ритмика вселенских масштабов образно описывается как дыхание божества Брамы: выдох - разворачивание жизни (манвантара), вдох - сворачивание жизни (пралая - «растворение»). С точки зрения астрономических подсчетов, индийская традиция исходит из простого цикла равноденствий, беря за основу интервал 24 тыс. лет10. Последний делится на 8 малых юг (веков) с соотношением 4:3:2:1. Данное соотношение весьма почитаемо на Востоке (432 : 4 = 108 - число четок йогов). Само соотношение 4:3:2:1, сравнимое с пифагорейской декадой, можно рассматривать как нумерологический символ, задающий синхронизацию вселенских ритмик. Производное от цикла равноденствий число 1200 лет - священный год. Золотой век (сатья-юга) 1200 х х 4 = 4800 лет. Серебряный век (трета-юга) 1200 х 3 = 3600 лет. Бронзовый век (двапара-юга) 1200 х 2 = 2400 лет. Железный век (или черный век, кали-юга) 1200 х 1 = 1200 лет.

Срок 4,32 млрд лет - день Брамы - можно связать с активностью Солнечной системы (сравнимо с возрастом Земли). Век Брамы (Маха-кальпа, 100 божественных лет, в каждом божественном году по 360 божественных суток) равен 311 040 млрд наших лет. Встречаются

9 Крушинский А.А. Логика «И цзиня». Дедукция в Древнем Китае. М., 1999.

10 Якимова Н.Н. Циклы земные - циклы небесные // Этика и наука будущего. Феномен времени: Ежегодник. М., 2004.

и более продолжительные периоды. Для сравнения: современная космология определяет возраст Вселенной в 13,7 млрд лет. Умножив это число на 2 (или 3), получим срок предполагаемого конца жизни видимой Вселенной. Индийская космогония идет дальше, описывая циклы как видимых, так и невидимых планов мироздания (Агни-пурана, гл. 368)11.

Выводы этих представлений заставляют задуматься о связи с нынешним кризисом, который характеризуют как глобальный: «Во всех циклических концепциях наступление пралаи связывается с ухудшением дхармы - морально-религиозного порядка, которое вызывает разные природные катаклизмы»12. Древнейшие циклические концепции сопоставимы с современными знаниями. Простой цикл равноденствий 24 тыс. лет близок звездному году, равному прецессионному периоду движения земной оси в течение примерно 26 тыс. лет13. Если поделить последнюю цифру на 12 частей, получим так называемый звездный месяц с периодичностью чуть более 2000 лет. За этот интервал происходит смена северного полюса мира, смена эпох, в ближайшее время эпоха Рыб уступит место эпохе Водолея, а северный полюс перейдет от окрестности звезды Альфа Малой Медведицы в созвездие Цефея. Интервалы, сопоставимые со звездным месяцем, коррелируют с геоциклами вулканизма, изменениями климата, гелиоциклами, а в древнейших предсказаниях их соотносили и с изменениями хода исторических событий.

Из сказанного напрашивается вывод об универсальности действия закона цикличности, которому подчинена ритмика развития природных и социально-культурных систем, а также ритмика психических процессов. К такому выводу приходят и современные ученые. Независимые исследования предсказывают в недалеком будущем наступление точки сингулярности, в которой произойдет как бы сжатие истории, кризис, а затем слабо предсказуемый новый виток развития (точка бифуркации). Просматриваемые циклы у авторов различаются, но совпадает значение точки сингулярности: история жизни на Земле (А. Панов) - 2000-2030 гг., народонаселение (И. Шкловский, С. Капица, А.Е. Чучин-Русов) - 2025-2030 гг., социоэкологические формации (А.Е. Чучин-Русов) - 2015 г., цивилизационные кризисы, планетарные революции (И. Дьяконов, А. Назаретян, А. Панов) -2039 г., история культуры (А.Е. Чучин-Русов) - 2010-2020 гг., история науки - (А.Е. Чучин-Русов) - 2020 г.14

Средства массовой информации в погоне за эффектами склонны нагнетать атмосферу страха перед грядущими катаклизмами. В каче-

11 Лысенко В.Г.Пралая // Индийская философия: Энциклопедия. М., 2009.

12 Там же. С. 627. ЕС

13 Данная цифра варьируется в разных источниках, но она была известна египтянам

(25 868) и шумерам (25 920). В справочнике «Астрофизические величины» за 1960 г. приведена цифра 25 725. См.: Якимова Н.Н. Указ. соч. С. 113.

14 Чучин-Русов А.Е. Черная дыра истории: 2015 год // Полигнозис. 2008. № 1.

Ф

■В-

Кафедр/^

стве ближайшей катастрофической даты называют 2012 г., когда, согласно календарю майя, наступит «конец света». В связи с этим стоит иметь в виду два обстоятельства. В сакральной традиции никогда не шла речь о точных сроках, в лучшем случае давали образы, схемы цикличности. Кроме того, в древнейших космогонических представлениях Космос мыслился как единый живой организм. Поэтому ритмику стоит понимать в аспекте гуманитарных представлений о времени: в любой живой системе (биологической, социальной, психологической) время как ускоряется, так и замедляется, циклы могут налагаться один на другой, наблюдается неравномерность в синхронизации ритмик. Не отрицая цикличность, скажем, что абсолютной точности в предсказаниях не может быть. К выводу о неизбежности кризисов приходят авторы солидной монографии «Анатомия кризисов», правомерно отмечая: то, как будет протекать кризис, зависит и от разума самого человека, вовлеченного в единый поток жизни15.

Научное прогнозирование основано на выработке специальных методик и постоянном отборе эффективных моделей. Многочисленные методы прогностики (экстраполяция, пролонгация, аналогия и проч.) позволяют сформулировать вероятностное суждение об объекте. Можно ли мыслить будущее корректно, получая надежную информацию? Выделяют две основные стратегии исследования будущего. Поисковое прогнозирование предполагает поиск действующих в данный момент тенденций и пролонгацию их в будущее с целью определения возможных состояний объекта или системы. Нормативное прогнозирование ставит перед собой задачу определить пути, сроки и способы достижения желаемых состояний объекта прогнозирования в будущем на основе заданных ресурсов и иных ограничений. Поисковое прогнозирование задает вопрос «что есть и может быть?» и отвечает на него, нормативное прогнозирование задается вопросами «что должно быть и как, когда, при каких условиях или ресурсах это можно осуществить?». В аспекте познания и творчества нормативное прогнозирование реализует активное начало в человеке, осознаваемое в намерениях, желаниях, целях и проявляемое в волевых устремлениях к преображению мира и себя самого. Идеи конструктивизма в эпистемологии и науках о человеке - предмет современных междисциплинарных дискуссий16.

Сравним статус высказываний о будущем в научном прогнозировании с культурными прогностическими практиками. В религиозном опыте пророчества будущее предопределено волей высшей силы, направляющей общий поток истории, в то же время будущее детерминируется прошлыми и настоящими действиями самих людей. Как уже

15 Анатомия кризисов / А.Д. Арманд, Д.И. Люри, В.В. Жерихин и др. М., 1999.

16 Конструктивизм в теории познания. М.: ИФ РАН, 2008; Конструктивный подход в эпистемологии и науках о человеке. М., 2009.

было сказано, будущее открывается пророкам не всецело (ср. апостол Павел: «имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры», Рим 12, 110). Непреложно существенное как схема, ее конкретная реализация будет достраиваться с учетом хода событий, поэтому возможность проявления свободы воли для человека не исчезает в результате предрекаемого. В вычислительных концепциях, основанных на цикличности, предопределены тенденции будущего, ритмика смягчена (или ужесточена) действиями разумных существ. Народные гадательные практики сочетают образы независимого от человека предопределенного и зависимого от человека желаемого будущего. Интуитивно-образное художественное мышление оказывается наиболее чутким к будущему, чем систематическое, научно-рациональное мышление. Согласимся с Фредом Полаком: «Искусство - высокочувствительный культурный барометр. Это не только индикатор настоящего, но и прогнозист будущего. Образ будущего, представляемый искусством, имеет решающее значение для понимания будущего развития культуры. На деле искусство и есть образ будущего»17. В искусстве (и особенно в научной фантастике) доводятся до остроты восприятия действующие тенденции, а также создаются образы желаемого будущего. Обобщая, можно сказать, что для человека будущее представляется сочетанием определенности в тенденциях и неопределенности в конкретных реализациях. Будущее альтернативно, отсюда искусство мыслить будущее предполагает умение выстраивать альтернативы и находить наилучший выбор из возможных сценариев развития.

С когнитивной точки зрения возможность мышления о будущем предполагает относительную самостоятельность ментальной (для научного познания - теоретической) реальности, которая сопоставима с объективными реалиями, но не сводится к ним. Особую ценность приобретают способность дистанцирования от наличного существования и создание в воображении картин будущего. Стоит обратить внимание на суфийскую философскую традицию, в которой воображению придается онтологический статус. Поэт, пророк, философ получают образы из особого Мира воображения, который мыслится существующим независимо от ума. В зависимости от уровня психоментального развития человеку доступны низшие или высшие области иерархически устроенного Мира воображения18. Искусство мыслить будущее - это искусство самопреображения!

Будущее предопределяет романтика дерзновенной мечты, которая не ослабевает порой тысячелетиями, как миф об Икаре и сказки о коврах-самолетах. Однако преждевременное ожидание реализации

17 Полак Ф. Образ будущего // Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, 3

футурологи. М., 2000. С. 209. —

18 Для любителей суфийской поэзии и философской литературы могу порекомендовать замечательную монографию: Степанянц М.Т. Исламский мистицизм.

М., 2009.

■в-

Кафедр/^

мечты, невозможность ее осуществления в складывающихся конкретных обстоятельствах грозит обернуться утопией. Особый вид утопизма - социальный утопизм, он не приемлет многовариантности и плюрализма проектируемых реальностей будущего. «В противоположность этому социальный конструктивизм всякую рациональность, в том числе научную, рассматривает как результат взаимного обмена смыслами или “конвенциональной интеллигибельности”»19. Искусство мыслить будущее - это искусство диалога и искусство совместного решения проблем!

Сама ситуация обсуждения будущего может порождать серьезные философские проблемы. Знаменитая глава 9 трактата Аристотеля «Об истолковании» положила начало основательным логико-философским дискуссиям о фатализме постановкой вопроса: не влечет ли истинность высказываний о будущем случайном событии необходимость этого события? Доктрины логического фатализма, теологического фатализма (догмат о всеведении Бога), механического детерминизма (естественно-научные принципы и законы природы) порождают в качестве следствия тезис о моральной неответственности человека за свои действия. Дискуссии о фатализме стимулировали появление новых взглядов на природу истины, закона, времени20.

В разговоре подавляющее большинство студентов отнеслось негативно к развитию в себе прогностической способности, мотивируя это угрозой потери себя, утратой тайны жизни, чувства удивления, стиранием разницы между настоящим и будущим, углублением в виртуальную жизнь. Студенты предполагали усиление произвола, причем аргументировали тем, что активное общественное обсуждение грядущего может привести к так называемым самосбывающимся или, наоборот, саморазрушающимся прогнозам. Уют своего жизненного мира мало кому хочется нарушать, и почему-то сразу в обыденном сознании встает образ всеми гонимого пророка, однако искусство мыслить будущее не совсем пророчество. Знание будущего не тождественно знанию прошлого, которое апеллирует к фактам. Знание будущего составляют проблемы, просмотр последствий уже свершившихся действий, мечты и творческие проекты будущего. Прогнозирование отдаленного будущего предполагает развитие холистического (целостного) мышления, сочетающего профессиональные знания и интуицию с гуманитарным пониманием целей и направлений культурного развития. Истинное искусство мыслить будущее призвано соединять начала этики (мысль о благе всех), эстетики (чувства гармонии целого) и науки (доказательной истины).

19 Черткова Е.Л. Социальный конструктивизм и социальное конструирование // Конструктивизм в теории познания. М., 2008. С. 126.

20 См.: Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего. Логический анализ. 2-е изд. М., 1990. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.