Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения феномена «Прогностическая компетентность бизнес-тренера»'

Теоретические основы изучения феномена «Прогностическая компетентность бизнес-тренера» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / PREDICTION / PREDICTIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Ольга Николаевна

В статье на основе анализа справочных источников психологической, акмеологической и педагогической литературы раскрыто понятие «прогностическая компетентность бизнес-тренера» как целостное системное образование, включающее следующие компетенции: целеполагающую, планирования, поисковую, технологическую, методическую, контролирующую, организаторскую, аналитическую и оценивающую, которые обеспечивают качество профессиональной деятельности и самореализацию бизнес-тренера в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF STUDYING THE PHENOMENON PREDICTIVE COMPETENCE OF BUSINESS-COACH

On the basis of analysis of reference sources of psychological, acmeological and educational literature the concept of predictive competence of a business-coach as a holistic education system was disclosed, which includes the following competencies: goal-setting, planning, searching, technologic, methodological, controlling, organizational, analytical and evaluating, which provide the quality of professional activity and self-realization of business-coach.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения феномена «Прогностическая компетентность бизнес-тренера»»

УДК 15

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА»

© Ольга Николаевна Крылова

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин; ООО «Центр Тренинг», бизнес-тренер, консультант, e-mail: krol-09@yandex.ru

В статье на основе анализа справочных источников психологической, акмеологической и педагогической литературы раскрыто понятие «прогностическая компетентность бизнес-тренера» как целостное системное образование, включающее следующие компетенции: целеполагающую, планирования, поисковую, технологическую, методическую, контролирующую, организаторскую, аналитическую и оценивающую, которые обеспечивают качество профессиональной деятельности и самореализацию бизнес-тренера в ней.

Ключевые слова: прогнозирование; прогностическая компетентность; компетенции.

Сегодня все слои общества должны быть компетентными в решении профессиональных проблем и тем самым обеспечивать социальный, экономический, политический и культурный прогресс общества в целом. Данный принцип реализуется и в профессиональной деятельности бизнес-тренера, где одной из составляющих профессиональной компетентности является компетентность прогностическая. Несмотря на то, что в большинстве словарных источников отсутствует определение термина «прогностическая компетентность», он активно используется в научной и эмпирической литературе и трактуется по-разному, что ограничивает возможности, в т. ч. практики ее формирования и развития у сотрудников различного профиля, включая бизнес-тренера. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению структуры и содержания прогностической компетентности бизнес-тренера, обратимся к лингвистическому анализу исследуемого феномена по авторитетной справочной литературе.

Прогноз (греч. Prognosis - предсказывание) - научное предсказание хода и результатов каких-либо событий, мероприятий, процессов и т. д. Прогнозировать - составлять прогноз чего-либо [1]. Прогноз - всякое конкретное предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем. Прогнозирование: а) разработка прогноза; б) специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления [2]. Прогноз - основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-нибудь.

Прогнозировать - устанавливать прогноз [3]. Как видно, в основном термин «прогнозирование» предстает как обоснованное (теоретически и практически) предсказание хода и перспектив какого-либо явления в будущем, обусловленное предварительным анализом текущих событий.

Рассмотрим как термин «прогнозирование» раскрывают ведущие словарные источники по психологии и акмеологии. Прогнозирование вероятностное - предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации [4]. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основания для создания гипотез о предстоящем будущем, и каждой из гипотез приписывается определенная вероятность. В соответствии с вероятностным прогнозированием осуществляется преднастройка - подготовка индивида к соответствующим действиям. Прогноз - суждение о чем-либо в будущем. Способность предвидения, особенно построение прогнозов, является составляющей интеллектуальной деятельности человека, одной из основных функций человеческого сознания. Наряду с анализом и диагнозом, прогноз - неотъемлемая функция каждой науки, как естественной, так и общественной. Обществоведческие прогнозы осуществляют в отношении явлений, которые можно видоизменить средствами управления. Разработка их ориентирована не просто на предсказание, а на предсказание сугубо условное, цель которого не предвосхитить будущее, а повысить эффективность принятия решения [5]. Р.С. Немов

определяет прогнозирование как: а) составление прогноза - действительного или возможного (вероятного) течения событий в будущем; б) предвидение того, что должно будет произойти; в) область научных исследований, связанных с изучением условий составления точных и долгосрочных прогнозов [6]. В большом толковом психологическом словаре [7] дается следующее определение: прогноз - предсказание хода и результата любого процесса, будь то образовательный, индустриальный, методологический, программный и т. д.

Если прогноз являет собой представление, моделирование предстоящего действия, предвосхищение его результата, то правомерно обратиться к теории отражения П.К. Анохина, в которой акцептор результата действия (от лат. Acceptor - принимающий) выступает элементом динамической морфофизиологической системы построения движения и представляется афферентной моделью ожидаемого результата двигательной активности. На основе данной модели происходит сличение реально достигнутого или оперативно достигаемого результата с тем, который ожидался и ради которого запускалась данная поведенческая активность. При их совпадении происходит распад функциональной системы, после чего организм может переходить к другой форме активности, при частичном несовпадении происходит поправка в программе действия, а при полном несовпадении разворачивается ориентировочно-исследовательская деятельность. Акцептор действия есть внутреннее, нейрофизиологическое образование, структура, механизм работы мозга, представляющий собой создание модели результата выполняемого или будущего действия [8].

Особое значение для понимания сущности прогнозирования в структуре профессиональной деятельности бизнес-тренера имеют выделенные Б.Ф. Ломовым пять основных уровней антиципации (психического процесса, обеспечивающего возможность принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением

событий): подсознательный (субсенсорный), сенсомоторный, перцептивный, уровень

представлений и уровень речемыслительных процессов [9]. В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют чет-

вертый и пятый уровни. Поскольку такие особенности представлений, как масштабные преобразования пространства и времени, комбинации и рекомбинации образов и т. д., проявляются и в специфике процессов антиципации на уровне представлений. Соответственно, в деятельности бизнес-тренера также формируются антиципационные схемы, которые обеспечивают ему упреждающее планирование не только реальных, но и потенциальных действий. На уровне речемыслительных процессов прогнозирование событий и планирование поведения (и деятельности) выступают в своей наиболее развитой форме. Обобщения и абстракции, логические приемы и счетные операции обеспечивают качественно новую ступень в развитии процессов антиципации, дальность ее существенно увеличивается (по сравнению с дальностью на других уровнях). При этом одной из его особенностей является то, что процессы антиципации могут «разворачиваться» в направлении как от настоящего к будущему, так и от будущего к настоящему (и прошлому); от начального момента деятельности к конечному, и наоборот, что учитывалось в настоящем исследовании.

Если прогноз должен включать определение не какого-либо одного-единственного пути дальнейшего развития, а ряд различных (в т. ч. и альтернативных) вариантов с указанием тех условий, в которых может реализоваться каждый из них (Б.Ф. Ломов) [9], то в построении прогноза бизнес-тренером особое внимание следует уделять активности самого специалиста, к которому этот прогноз относится. Поэтому прогнозирование в психологии не может сводиться просто к предсказанию возможного развития индивида (или группы людей) в тех или иных независящих от него (или от них) условиях и предполагает важнейший момент системной детерминации психического развития - само-детерминацию. То есть психологический прогноз, в т. ч. в профессиональной деятельности бизнес-тренера, предполагает определение меры и способов его активности, которая может обеспечить реализацию того или иного из возможных вариантов, их успешность.

При формулировании понятия «прогнозирование» Л.А. Регуш берет за исходное положение о том, что прогнозирование явля-

ется одним из видов человеческой деятельности. Знание о будущем составляет «основной продукт» познавательной прогностической деятельности, а ее цель - получение прогноза. Автор выделяет те ее признаки, которые составляют ее сущность как познавательной психической деятельности:

- прогнозирование понимается как «процесс исследования», «анализ», «сторона познавательной деятельности», т. е. как познавательная деятельность человека;

- прогнозирование есть познавательная деятельность, которая приводит к знанию будущего при определенных условиях. К последним относятся: а) создание оснований прогнозирования; преобразование оснований и соотнесение их с конкретными данными о прогнозируемом объекте (учет текущей информации, условий проявления закономерностей и т. п.); б) форма получения знаний о будущем («понятие», «образ», «предположение», «дедукция высказываний» и пр.);

- прогнозирование определяется как познавательная прогностическая деятельность, результат которой имеет специфику: отражение будущего с учетом вероятности его наступления и различной временной перспективы [10]. Данные определения позволили представить содержательные характеристики прогностической компетентности бизнес-тренера.

И.В. Бестужев-Лада составил развернутую классификацию процессов научного предвидения, где выделил прогнозирование как одну из форм антиципации. Он понимает прогнозирование как «специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления». Принципиально важным выступает выделение автором в прогнозировании и других форм опережающего отражения, таких его характеристик, как наличие целенаправленного характера, сознательности в постановке цели получения прогноза, проведение исследования и подбор основания для его построения, определение формы, в которой должен быть получен прогноз. Это может быть прогностическое умозаключение, образ будущего в виде модели, плана будущего, гипотеза и т. д. [11].

Б.С. Гершунский в контексте философии образования подчеркивает, что образовательно-педагогическое прогнозирование -это не спонтанный процесс предвидения бу-

дущего на основе простой экстраполяции выявленных тенденций, не механически просуммированная совокупность предположений и субъективных мнений, а специально организованное системное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития фоновых и собственно образовательнопедагогических объектов с целью формирования политики и стратегии в области образования и принятия оптимальных решений в этой сфере. Исследователь выделяет разные уровни образовательно-педагогического прогнозирования в зависимости от того, о какой стратегии и о каких управленческих решениях идет речь. На уровне прогнозирования развития собственно педагогических и дидактических объектов - прогностическое обоснование целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся на разных ступенях образования. Именно эти компоненты, и особенно цели и содержание образования, по данным Б.С. Гершунского, выступают в качестве основных объектов прогнозирования. В своей совокупности указанные компоненты образуют педагогически сориентированные образовательные системы, существенно различные по своему конкретному наполнению в зависимости от уровня и профиля образования. Эти системы должны находиться в зоне прогностического слежения, оставаться открытыми для соответствующих изменений и корректив [12]. Мы полагаем, что данные принципы в равной мере относятся и к представлению о структурно-содержательных характеристиках прогностической компетентности бизнес-тренера.

Формирование представления о слагаемых прогностической компетентности бизнес-тренера складывалось с учетом описанных А.Ф. Присяжной представлениях о зна-ниевых (когнитивных), деятельностных (поведенческих) и отношенческих (аффективных) компонентах личности. В их содержание автор включает: а) знания прогностической терминологии, умений и навыков прогнозирования на данном отрезке образовательной траектории и на данном уровне способностей личности в той мере, в которой это требуется взрослеющему человеку в данный момент (познавательный аспект); б) ка-

чество учебной, познавательной, профессиональной деятельности, позволяющей научно предвидеть и адекватно оценивать собственную образовательную, профессиональную траекторию, результаты деятельности, обеспечивающие потребности личности и социума в данной ситуации (поведенческий аспект); в) целеустремленность, гибкость мышления, волевая сфера, общительность, толерантность (эмоционально-ценностный опыт); г) оптимальный для данных условий уровень целеполагания, умения планировать, проектировать собственную деятельность, уровень поисково-творческой деятельности, регулирующей процесс самореализации, способность оценить результаты деятельности, обеспечивающие адекватную самооценку (регуля-тив - аспект самоопределения) [13].

Сознательное предвосхищение социально ценного результата, по данным Е.А. Климова, является одним из ключевых признаков, позволяющих отнести активность человека к категории труда [14]. Автор утверждает, что сама по себе способность предвосхищать результат деятельности очень развита у человека и не специфична для него как именно субъекта труда. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться субъектом как ценный для широкого коллектива, т. е. как подлинно социально ценный, при этом имеющий положительную ценность, т. к. знание положительно аффективно окрашенное, оказывается реальным регулятором активности, поведения, деятельности человека. Исследователь отмечает, что предвосхищение включает в себя гностический и аффективный компоненты осознаваемого результата деятельности. В то же время, если специфика вида деятельности состоит в том, что результат деятельности в конкретных чертах неизвестен, в этих случаях знание результата есть знание требований, критериев, которым должен соответствовать искомый результат.

Поскольку профессиональная деятельность бизнес-тренера тесно связана и переплетается с деятельностью педагогической, интересен взгляд В.И. Сластенина и И.Ф. Исаева на педагогическое прогнозирование. Авторы справедливо утверждают, что педагогическое прогнозирование, осуществляемое на научной основе, опирается на знания сущности и логики педагогического

процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Состав прогностических умений исследователь представляет следующим образом: выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов (или стадий) педагогического процесса, распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности. В зависимости от объекта прогнозирования авторы объединяют прогностические умения в три группы: прогнозирование развития коллектива (динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т. п.); прогнозирование развития личности (личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т. п.); прогнозирование педагогического процесса (образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности); прогнозирование результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т. п. [15].

Проведенный теоретический анализ явился предпосылкой представления сущности прогностической компетентности бизнес-тренера, указал на ее возможные компоненты. Изучение функций и видов деятельности бизнес-тренера, требований, предъявляемых ему профессией, а также собственный опыт работы позволили рассматривать прогностическую компетентность бизнес-тренера как целостное системное образование, включающее такие компетенции, как целеполагающую, планирования, поисковую, технологическую, методическую, контролирующую, организаторскую, аналитическую и оценивающую, которые обеспечивают качество профессиональной деятельности и самореализацию бизнес-тренера в ней. Дальнейший научный поиск будет направлен на конкретизацию содержательных характеристик выявленных компетенций и разработку модели их развития у бизнес-тренера.

1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998.

2. Толково-энциклопедический словарь. СПб., 2006.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989.

4. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д, 2005.

5. Теория управления: социально-технологический подход. Энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева; Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. М., 2004.

6. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. М., 2003. Ч. 2.

7. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Т. 2 (П-Я) / пер. с англ. М., 2000.

8. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.

9. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

10. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003.

11. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. М., 2002.

12. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.

13. Присяжная А.Ф. Прогностическая компе-

тентность преподавателей и обучаемых // Педагогика: научно-теоретический журнал.

2005. № 5. С. 71-78.

14. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва; Воронеж, 1996.

15. Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М., 1997.

Поступила в редакцию 19.05.2010 г.

UDC 15

THEORETICAL BASIS OF STUDYING THE PHENOMENON “PREDICTIVE COMPETENCE OF BUSINESSCOACH”

Olga Nikolayevna Krylova, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology and Natural Sciences Department; LLC “Center Training”, Business-trainer, Consultant, e-mail: krol-09@yandex.ru

On the basis of analysis of reference sources of psychological, acmeological and educational literature the concept of “predictive competence of a business-coach” as a holistic education system was disclosed, which includes the following competencies: goal-setting, planning, searching, technologic, methodological, controlling, organizational, analytical and evaluating, which provide the quality of professional activity and self-realization of business-coach.

Key words: prediction; predictive competence; competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.