Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА УРОВНЕ СТРАНЫ'

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА УРОВНЕ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ГРАНТЫ / АГРАРИИ / ЗЕРНОПРОИЗВОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаспарян Светлана Валентиновна, Макарова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы государственной поддержки агропромышленного комплекса. Анализируются основные направления субсидирования сельхозтоваропроизводителей России. Выделяются и обосновываются программы развития сельского хозяйства Российской Федерации. Приводятся объемы финансирования государственных программ развития сельскохозяйственного производства. Описывается механизм субсидирования зернопроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF STATE SUPPORT OF AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION AT THE COUNTRY LEVEL

The article discusses the issues of state support of the agroindustrial complex. The main directions of subsidizing agricultural producers in Russia are analyzed. The main agricultural development programs of the Russian Federation are highlighted and justified. The volume of financing of state programs for the development of agricultural production is given. The mechanism of subsidizing grain producers is described.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА УРОВНЕ СТРАНЫ»

Научная статья

УДК 332.1

doi: 10.47576/2949-1908_2023_2_61

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА УРОВНЕ СТРАНЫ

Гаспарян Светлана Валентиновна

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия

Макарова Ольга Владимировна

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственной поддержки агропромышленного комплекса. Анализируются основные направления субсидирования сельхозтоваропроизводителей России. Выделяются и обосновываются программы развития сельского хозяйства Российской Федерации. Приводятся объемы финансирования государственных программ развития сельскохозяйственного производства. Описывается механизм субсидирования зернопроизводителей.

Ключевые слов: государственная поддержка; государственная программа; продовольственная безопасность; субсидирование; гранты; аграрии; зернопроизводители.

Для цитирования: Гаспарян С. В., Макарова О. В. Вопросы государственной поддержки агропромышленного производства на уровне страны // Прикладные экономические исследования. 2023. № 2. С. 61-67. https://doi. org/10.47576/2949-1908_2023_2_61.

Original article

ISSUES OF STATE SUPPORT OF AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION AT THE COUNTRY LEVEL

Gasparyan Svetlana V.

Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russia

Makarova Olga V.

Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russia

Abstract. The article discusses the issues of state support of the agro-industrial complex. The main directions of subsidizing agricultural producers in Russia are analyzed. The main agricultural development programs of the Russian Federation are highlighted and justified. The volume of financing of state programs for the development of agricultural production is given. The mechanism of subsidizing grain producers is described.

Keywords: state support; state program; food security; subsidies; grants; farmers; grain producers.

For citation: Gasparyan S. V., Makarova O. V. Issues of state support of agro-industrial production at the country level. Applied economic research, 2023, no. 2, pp. 61-67. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_61.

В настоящее время, в условиях санкцион-ного воздействия на Россию, государством ведется активная работа по поддержанию отечественного сельхозпроизводителя, при этом осуществляются различные варианты оказания помощи, на которые могут рассчитывать как опытные, так и начинающие сельхозпроизводители. Главная цель господдержки - обеспечить финансовую стабильность АПК и увеличить объемы производства в различных аграрных формированиях.

По прогнозам Министерства сельского хозяйства России, в 2023 г. государственная поддержка АПК будет увеличена в несколько раз и составит 445,8 млрд рублей, эти средства в первую очередь обеспечат выполнение основных трех программ развития сельскохозяйственной отрасли. Напомним, что в настоящее время Россия испытывает жесткие экономические санкции со стороны европейских партнеров, поэтому первоочередной задачей государства становится расширение отечественного производства. В связи с этим ключевыми целями программ является решение вопросов по импортозамещению и комплексному развитию АПК и сельских территорий [1].

Приоритетными направлениями развития сельского хозяйства, особенно в регионах с тяжелыми климатическими условиями, являются расширение тепличного земледелия, мясомолочного животноводства для реализации на местном рынке и использования агробиотехнологий, а в регионах с благоприятными климатическими условиями выращивание зерновых и овощных культур. В связи с этим разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен-

ной продукции, сырья и продовольствия». При этом необходимо принять во внимание тот факт, что наращивать объемы производства сельскохозяйственной продукции целесообразно в зависимости от места расположения сельхозтоваропроизводителя и его конечных потребителей продукции, так как первоочередной задачей является удовлетворение потребностей населения того или иного региона в продукции собственного производства [2].

Немаловажным аспектом обеспечения продовольственной безопасности остается и задача развития и укрепления материально-технической базы, которую можно решить за счет применения современных перспективных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и обновления машинно-тракторного парка по назначению сельскохозяйственных работ, что полностью отражено в «Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы».

Следует отметить и то, что одним из важных направлений обеспечения продовольственной безопасности является развитие сельских территорий и эффективное их вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также и совершенствование работ по мелиорации. В связи с этим Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработана и утверждена «Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» [1].

Основными задачами развития каждой из утвержденных программ Правительства Российской Федерации являются:

- создание и внедрение отечественных конкурентоспособных технологий по направлениям: растениеводство и племенное животноводство;

- корма, кормовые добавки для животных и лекарственные средства для ветеринарного применения;

- диагностика патогенов сельскохозяйственных растений;

- производство пестицидов и агрохимика-тов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;

- производство, переработка и хранение

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертиза генетического материала [3].

Отметим и тот факт, что, не имея возможности привлечения инвестиций в АПК, невозможно добиться высоких показателей производства. В связи с этим проанализируем объемы финансирования, предусмотренные программами развития с 2018 по 2025 г. (табл. 1).

Таблица 1 - Объемы финансирования сельскохозяйственного производства Российской Федерации с 2018 по 2025 г.

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета, тыс. руб.

3107926,9 304898,1 305773,3 326863,1 324363,1 321863,1 316863,1 311863,1

Объемы финансирования за счет средств внебюджетных источников, тыс. руб.

870130 3115050 3056610 3064512 3273560 3250320 3220040 3123330

За рассматриваемый период государство не снижает объемы финансирования, они колеблются примерно на одном уровне от 3 048 981 тыс. руб. (2019 г.) до 3 268 631 (2021 г.), что гарантирует стабильность производства в АПК.

Обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции возможно при оказании такой основной меры поддержки государства, как субсидирование отечественного производителя. Эти меры государственной поддержки, как показывает практика, оказывают мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей, создают условия для укрепления экономики страны в целом, развития собственного производства, а также открываются новые возможности для трудоустройства людей. Субсидии в Российской Федерации предоставляются в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Обратимся непосредственно к термину «субсидирование». Под субсидиями понимаются выплаты, предоставляемые за счет государственного или местного бюджета, а также выплаты из специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государственных структур.

Один из часто используемых инструмен-

тов господдержки аграриев является льготное кредитование. По данным Минсельхоза, общий объем займов, выданных ключевыми банками на проведение сезонных полевых работ в 2022 г., составил к началу декабря прошлого года 1,07 трлн руб., что на 39,3 % выше, чем в 2021 г. Всего за 2022 г. аграрии заключили договоры о кредитовании с господдержкой на сумму 913,1 млрд руб. Стоит отметить, что на субсидирование кредитов для сельхозпроизводителей в 2022 г. было выделено 179,4 млрд руб., в 2023 г. - 157,9 млрд. руб. (уменьшение из-за более низкой средневзвешенной ключевой ставки). На субсидирование новых краткосрочных кредитов в сфере растениеводства в этом году уполномоченным банкам было выделено более 6,5 млрд руб.

Правила получения субсидий установлены постановлением Правительства от 1 декабря 2022 г. № 2201 [1].

Выплата в рамках предоставления субсидии может быть осуществлена по таким направлениям, как:

- льготный тариф на перевозку железнодорожным транспортом сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства (предполагает лизинг, выдаваемый государственной лизинговой компанией, деятельность которой направлена на техниче-

скую и технологическую модернизацию отечественного АПК посредством передачи в лизинг средств производства организациям АПК страны);

- льготное кредитование (предусмотрен перечень банков, в которых у сельхозтоваропроизводителей появляется реальная возможность на выгодных условиях взять кредит);

- субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2017 г. (установлены правила и цели, условия, порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства);

- компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК (возмещение сельхозтоваропроизводителям части расходов на мелиоративные мероприятия);

- компенсация части затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции (определена компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК);

- меры поддержки субъектов МСП в сфере переработки сельскохозяйственной продукции (предусмотрена компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК);

- специальный инвестиционный контракт (указаны льготные условия определяющие право участия в конкурсном отборе).

Отметим, что начиная с 2020 г. в России изменился механизм субсидирования АПК. Ушли такие понятия, как несвязанная (погектарная) поддержка в растениеводстве, субсидия в молочной отрасли и «единая» региональная, взамен появились понятия компенсирующей и стимулирующей субсидии. Разграничим два этих понятия. Компенсирующая субсидия направлена на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве и молочном скотоводстве, а также поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, развитие традиционных подотраслей растениеводства и животноводства, поддержку агрострахования, а стимулирующая субсидия предоставляется субъектам Российской Федерации, определившим

в установленном порядке приоритетные отрасли АПК. Она формируется на основе плановых значений показателей на очередной финансовый год [5].

По оценке Минсельхоза России, трансформация данных видов поддержки будет способствовать поддержке сельскохозяйственного производства страны по отдельным отраслям растениеводства и животноводства, а также стимулированию приоритетных отраслей АПК и развитию малых форм хозяйствования.

Также для развития АПК предусмотрен и такой инструмент господдержки, как грант на развитие сельского хозяйства. Это денежная сумма, которую правительство выделяет из федерального бюджета в рамках региональных программ юридическим лицам (сельсхозтоваропроизводителям) или индивидуальным предпринимателям. Такие инвестиции способствуют развитию производства и созданию новых рабочих мест в сельской местности. Отметим, что Правительство Российской Федерации активно продолжает развивать это направление. Так, принято решение повысить размеры гранта «Агростартап» для начинающих сельхозпроизводителей [6].

Разберем механизм оказания государственной поддержки на примере зерновых культур.

В целях развития зернового хозяйства России Правительством Российской Федерации утверждено Постановление «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в котором предусмотрено, что производители зерновых культур - пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы -в 2023 г. смогут получить возмещение части понесенных ими затрат при производстве и реализации своей продукции в 2022 г. Данное постановление расширяет период для выплаты таких компенсаций. Отметим, что ранее действовавший порядок предполагал, что аграрии должны подавать заявки на выплаты до конца года, в котором они вырастили, собрали и реализовали зерно [6].

Существующие правила предусматривают предоставление регионам субсидий из федерального бюджета, благодаря которым сельхозпроизводители могут компенсировать до 50 % своих затрат на производство и реализацию зерна. Всего в 2023 г. на эти

цели в бюджете предусмотрено 10 млрд руб.

В России со следующего года начинает действовать новый порядок получения субсидий на зерно. Сельхозпроизводители, застраховавшие урожай зерновых, получат повышенные субсидии на его производство и реализацию [4].

С 2023 г. аграрии, претендующие на возмещение из госбюджета части своих затрат на производство и реализацию зерновых культур, должны будут предъявить договор страхования. Он должен быть заключен по системе агрострахования с господдержкой. Если урожай не был застрахован, то при расчете субсидии будет применяться понижающий коэффициент 0,7, а с 2024 г. - 0,5.

Субсидия на компенсацию части затрат аграриев по производству и реализации зерна предоставляется хозяйствам ежегодно. Компенсация производится из расчета на тонну реализованной продукции собственного производства. Государство возмещает до 50 % расходов сельхозпроизводителей.

Новый порядок получения субсидий коснется и урожая озимых сельхозкультур, сев и страхование которых осуществляются осенью этого года. Расходы аграриев на агро-страхование с господдержкой тоже субсидируются государством. В частности, при страховании урожая по мультирисковой программе хозяйству оплачивается 50 % от стоимости страхового полиса, при страховании урожая на случай ЧС - 80 %.

Производители и поставщики продуктов глубокой переработки зерна, в том числе экспортеры, могут компенсировать за счет субсидий до 25 % затрат на транспортировку сельхозпродукции. В этом году на это выделено 7 млрд руб. Заявку на субсидии по поставкам Ш-М кварталов прошлого и 1-11 квар -талов этого года можно подать с 19 января до 1 ноября через платформу «Мой экспорт».

Еще один вид субсидирования направлен на производство и реализацию зерновых. С этого года претендующие на нее в полном объеме аграрии должны будут предъявить договор, заключенный по системе агростра-хования с господдержкой. Субсидию смогут получить и сельхозпроизводители, чей урожай не был застрахован, однако при ее расчете для них будет применяться понижающий коэффициент [7]. В этом году он составит 0,7, а начиная с 2024 г. - 0,5.

И последним видом субсидирования, доступного зернопроизводителям, является компенсация затрат на покупку элитных и репродукционных семян. Получить ее могут юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Стабильная государственная поддержка в перспективе даст возможность осуществить комплексное развитие АПК нашей страны по таким направлениям, как:

- развитие научной, научно-технической деятельности и получение результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса;

- создание и внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;

- разработка современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений;

- создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;

- создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала;

- совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.

Следовательно, наращивание научно-технологического потенциала российского агропромышленного комплекса позволит поэтапно снизить его зависимость от импорта технологий, семян, средств диагностики и защиты растений, лекарственных средств для

ветеринарного применения и других ресурсов. Одновременно с этим для повышения качества жизни российских граждан предусматривается обеспечить научный подход

к системе контроля и управления качеством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, произведенных на территории Российской Федерации.

Списокисточников

1. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия : постановление Правительства Рос. Федерации от 01.12.2022 № 2201. URL: http://static.government. ru/media/files/hY6mqyRg7KK9Y1perJMoiD9CVU53qxIA.pdf (дата обращения: 04.05.2023).

2. Гаспарян С. В. Экономические аспекты сельскохозяйственного производства в интегрированных формированиях агропромышленного комплекса : монография. Курск, 2016.

3. Макарова О. В., Гаспарян С. В. Стратегические аспекты развития сельскохозяйственных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-3 (76). С. 808-811.

4. Макарова О. В., Гаспарян С. В. Актуальные аспекты эффективного развития зернопро-дуктового подкомплекса // Техника и оборудование для села. 2021. № 5 (287). С. 45-48.

5. Наприс Ж. С., Токарева В. И. Использование инструментов государственной поддержки для обеспечения продовольственной безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 11. С. 46-50.

6. Сидоренко О. В., Ильина И. В. Оценка использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных организаций: региональный аспект // Вестник аграрной науки. 2019. № 5 (80). С. 110-115.

7. Терновых К. С., Гусев А. Ю., Золотарева Н. А. Факторный анализ производства зерновых культур // Тенденции развития технических средств и технологий в АПК : материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2022. С. 370-375.

References

1. On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation on the implementation of the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets: Decree of the Government of the Russian Federation. Federation of 01.12.2022 No. 2201. URL: http://static.government.ru/media/ files/hY6mqyRg7KK9Y1 perJMoiD9CVU53qxIA.pdf (accessed: 04.05.2023).

2. Gasparyan S. V. Economic aspects of agricultural production in integrated formations of the agro-industrial complex: monograph. Kursk, 2016.

3. Makarova O. V., Gasparyan S. V. Strategic aspects of agricultural enterprises development. Economics and entrepreneurship. 2016. No. 11-3 (76). Pp. 808-811.

4. Makarova O. V., Gasparyan S. V. Actual aspects of effective development of grain-product subcomplex. Machinery and equipment for the village. 2021. No. 5 (287). Pp. 45-48.

5. Napris Zh. S., Tokareva V. I. The use of state support tools to ensure food security of penal institutions. The economics of agriculture in Russia. 2019. No. 11. Pp. 46-50.

6. Sidorenko O. V., Ilyina I. V. Assessment of the use of the resource potential of agricultural organizations: regional aspect. Bulletin of Agrarian Science. 2019. No. 5 (80). Pp. 110-115.

7. Ternov K. S., Gusev A. Yu., Zolotareva N. A. Factor analysis of grain production. Trends in the development of technical means and technologies in agriculture: materials of the international scientific and practical conference. Voronezh, 2022. Pp. 370-375.

Сведения об авторах

ГАСПАРЯН СВЕТЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры тылового обеспечения уголовно-исполнительной системы, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия МАКАРОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GASPARYAN SVETLANA V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Logistics of the Penal Enforcement System, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russia

MAKAROVA OLGA V. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.