Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ ЛАКТОФОБИИ У ДЕТЕЙ'

ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ ЛАКТОФОБИИ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ ЛАКТОФОБИИ У ДЕТЕЙ»

выраженное ухудшение этого показателя, чем при чтении «Природоведение».

Исследованиями установлено, что полиграфические дефекты в оформлении учебников оказывают влияние на зрение. Так, при чтении текста »Читанки» функция видимости ухудшается на 16—20% у 10 человек, в тб время при аналогичной работе с учебником «Природоведение» — у 2 учеников.

В заключение следует подчеркнуть, что основным недочетом большинства учебников для младших классов является повышенная прозрачность бумаги. Существенны гигиенические отклонения в полиграфическом оформлении, в частности, не выдержаны нормативы интерлиньяжа, размеров полей, увеличена масса учебников. Все это вызывает необходимость усиления санитарного надзора за используемой гарнитурой при подготовке учебников к изданию.

Литература

1. Бережков Л. Ф., Дубинская Н. Д. — В кн.: Охрана здоровья детей. М., 1979, вып. 7, с. 128.

2. Попова Н. М. — Гиг. и сан., 1976, № 10. с. 32.

3. Рысева Е. С., Бережков Л. Ф. и др. — В кн.: Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1975, с. 31—32.

4. Санитарные правила оформления школьных учебников № 1405—76, М., 1976.

5. Сычев А. А. Близорукость и особенности аккомодации глаз у детей школьного возраста. Автореф. дис. докт. мед. наук. Харьков. 1971.

6. Ушакова М. Н. (1958) — Цнт. Попова Н. М. — В кн.: Гигиенические проблемы детской книги и чтения. М., 1977, с. 17-18.

Поступила 15.01.85

УДК 616.39-02:637.111-053.5

В. И. Сивков, И. Г. Сивков

ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ ЛАКТОФОБИИ У ДЕТЕЙ

. Пермский педагогический институт

Известны случаи, когда в рационе питания отдельных учащихся имеется значительный дефицит молока 12]. Одной из причин отказа от потребления молока и молочных продуктов может быть лактофобия, характеризующаяся пониженной активностью ферментов, расщепляющих лактозу.

Механизм непереносимости при лактазной недостаточности заключается в том, что нерасщепленная лактоза поступает в нижележащие отделы кишечника, где подвергается бактериальному брожению, вызывает метеоризм и состояние дискомфорта.

Распространенность лактофобии варьирует по соци-ально-географическому признаку [3], у европейцев она составляет 1—7%.. По данным других авторов, частота ее у европейцев 20%, а у некоторых других народностей 70 и даже 90% (среди южноамериканских индейцев) [II. Публикаций о распространенности лактофобии среди учащихся в различных регионах нашей страны мы не встретили.

Учитывая несомненное влияние лактофобии на физическое развитие и состояние здоровья детей и отсутствие сведений о ее распространенности в СССР, мы с помощью анкетно-опросного метода обследовали школьников 4— 7-х классов 23 школ Перми. Всего наблюдением было охвачено 1540 учащихся. Страдающих лактофобией оказалось 128 (8%). Эти дети вообще отказывались от потребления молока в любом виде, так как даже в незначительном количестве (менее полстакана, иногда несколько небольших глотков) оно вызывало чувство дискомфорта. Все эти случаи по принятой нами терминологии мы относили к отчетливо выраженной истинной лактофобии.

В процессе обследования выявилась следующая особенность: значительное число учащихся (877 из 1285, т. е. 68%) после питья молока не испытывают изменения самочувствия, охотно потребляют пастеризованное (пакетное) молоко, однако избегают кипяченого, а 567 (46%) из 1214 обследованных избегают не только кипяченого

молока, но и любых молочных супов. Эти дети отказываются от молока и молочных супов в силу сформировавшейся у них брезгливости к пенкам и привкусу кипяченого, к крупинкам восстановленного молока и др. (ложная лактофобия).

Часть (25%) учащихся потребляют молоко в ограниченном количестве, причем определенную небольшую порцию молока (не более стакана) они переносят хорошо и не ощущают дискомфорта. Этим детям молоко и другие жидкие молочные продукты рекомендуется давать 2 раза в день, так как только таким образом можно обеспечить потребление суточной нормы (500 мл).

При изучении фактического потребления молока выявлено, что при его наличии в объектах общественного питания, в том числе школьных столовых, а также в торговой сети, безмолочные рационы получают 46% обследованных детей. Это значительно больше, чем число страдающих истинной лактофобией и ближе к числу детей, избегающих потребления кипяченого молока и первых молочных блюд (ложная лактофобия). Около 15% учащихся потребляют только половину суточной нормы молока, что, возможно, также связано с наличием у них ложной лактофобии.

Выявленные особенности питания школьников требуют проведения целенаправленных и крайне необходимых воспитательных мероприятий среди детей, родителей и работников школьных пищеблоков.

Литература

1. Вокруг земного шара. — Техника молодежи, 1974, № 3, с. 56.

2. Сивков И. Г. — Гиг. и сан., 1974, № 12. с. 84—85.

3. Ширина Е. Г., Лошкомоева И. Н. — Там же, 1973, № 9, с. 100-101.

Поступила 04.10.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.