Научная статья на тему 'МОЛОЧНЫЕ И ЯИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ В РАЦИОНАХ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

МОЛОЧНЫЕ И ЯИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ В РАЦИОНАХ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОЛОЧНЫЕ И ЯИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ В РАЦИОНАХ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

способствуя «утомлению» потовых желез. Концентрация натрия при этом не изменяется, потому что уже в покое она при такой температуре близка к предельно возможной.

Из приведенных данных видно, что концентрация натрия в поту человека отражает степень теплового дискомфорта: при 60—70° она дыше, чем при 40°, в последнем случае эта концентрация при работе выше, чем в покое, у человека, не адаптированного к теплу, выше чем у адаптированного. Однако практическое измерение концентрации натрия в по+у представляет определенные трудности, связанные с его испарением, которое сказывается на точности определения количества пота и последующих расчетов. Отношение Ыа/К в поту является поэтому более удобным показателем. Концентрация калия в поту увеличивается лишь при длительном действии тепла на организм челозека. В остальных случаях она практически постоянна, и отношение Ыа/К отражает лишь колебания концентрации натрия.

Выводы

1. При физической работе не адаптированного к теплу человека при 40° обессоливание опережает дегидратацию, так как выведение натрия увеличивается за счет как увеличения потообразования, так и повышения концентрации натрия в поту. После адаптации к теплу физическая работа не вызывает увеличения концентрации натрия в поту.

2. Физическая работа при 60° не сопровождается существенным увеличением концентрации натрия в поту.

3. Физическая работа в условиях перегрева организма способствует »утомлению» потовых желез и снижает секрецию пота.

4. Отношение Ыа/К в поту может служить одним из критериев теплового дискомфорта.

ЛИТЕРАТУРА. Ажевский П. Я-, Виро'вец О. А., Головкин Л. Г. Гиг. и сан., 1970, № 3, с. 67.— К у н о Я. Перспирация у человека. М., 1961.

Поступила 27/У1П 1973 г.

УДК 618.187-053.5

И. Г. Сивков

МОЛОЧНЫЕ И ЯИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ В РАЦИОНАХ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Пермский педагогический институт

В нашей стране количество производимого молока ежегодно увеличивается. Так в 1965 г. его было произведено 64,7 млн. т, а в 1970 г.—уже 80,5 млн. т. К началу де вятой пятилетки в среднем ежедневно производилось около 800—900 мл молока на каждого жителя страны. Эго превышает в 3 раза суточную потребность в молоке взрослого человека и в 2 раза — потребность детей школьного возраста. В конце девятой пятилетки намечается довести среднегодовое производство молока до 92,3 млн. т, а выпуск цельномолочной продукции увеличить на 29%. Эго составит более 1 л молока на каждого человека в день.

Примерно такими же темпами происходит и увеличение производства яиц.

Однако равномерное и бесперебойное обеспечение этими продуктами всего населения, а тем более их физиологически оптимальное потребление каждым человеком и особенно детьми зависит от различных факторов. В современных условиях, когда обеспечена постоянная, бесперебойная и широкая торговля молоком, молочными продуктами и яйцами, фактическое их потребление определяют различные бытовые (домашние) причины, такие, как вкусы, привычки, гигиеническая освецомленность и санитарная культура родителей, а также педагогов и самих школьников.

Чтобы обеспечить оптимальную работоспособность и нормальное развитие организма школьников, рекомендуется ежедневно включать в рацион учащихся не менее 500 мл цельного молока или жидких кисломолочных продуктов (В. Ф. Ведрашко). Замену цельного молока и кисломолочных продуктов следует допускать как исключение, да и то только тво-рогом или сыром, или,'что менее желательно, мясом или рыбой. При замене другими продуктами практически невозможно обеспечить физиологически полноценный рацио« школьника (А. А. Покровский).

Представляет интерес изучение фактического потребления детьми, в частности школьниками, молока, кисломолочных продуктов и яиц. Работ, посвященных этому вопросу, в литературе сравнительно мало, и касаются они преимущественно питания детей в дошкольных учреждениях, школах-интернатах, пионерских лагерях и др., где подбор продуктов и блюд производится не родителями и не самими школьниками, а специалистами по питанию. Работ, посвященных гигиенической оценке питания школьников в условиях свободного выбора блюд и продуктов, в литературе нет. Вместе с тем изучение этого позволяет не только дать оценку фактического питания школьников, но и наметить мероприятия по его рационализации. Поэтому мы поставили перед собой задачу изучить потребление молока, жидких молочных продуктов и яиц учащимися начальных классов, сравнить их фактическое пита-

ние с гигиеническими нормами и наметить практические мероприятия, направленное на дальнейшую рационализацию питания школьников.

Под наблюдением находилось 113 школьников в течение одной полной недели в ноябре. Среди наблюдаемых было 57 мальчиков и 56 девочек, все в возрасте 7—9 лет. Учтен и включен в разработку 791 суточный рацион.

Оказалось, что молоко было только в 703 суточных рационах (88%); остальные рационы (12%) не содержали ни молока, ни других жидких молочных продуктов. Что касается яиц, то они были в 613 рационах (77%). В остальных рационах, которых оказалось сравнительно много (23%), яйца отсутствовали. При дальнейшей разработке установлено, что у многих детей молоко в рацион включалось в недостаточном количестве. Полная гигиеническая норма (500 мл) содержалась только в 205 рационах (25,6%), а в 498 рационах (62,4%) молока было не более 1 стакана (250 мл).

По содержанию яиц количество рационов, отвечающих гигиеническим требованиям, т. е. содержащих ежедневно 1 яйцо, было 415 (51%); значительно меньше оказалось рационов (23%), в которые вообще не были включены яйца и яичные изделия. Наряду с этим 198 (26%) рационов содержали избыточное количество яиц — по 2 и более яйца в день.

При анализе потребления молока детьми на протяжении недели выявилось, что большой разницы между отдельными днями ее нет. Однако в воскресенье, когда дети находятся дома и питаются вместе с родителями, несколько чаще бывают безмолочные рационы. Такая же тенденция наблюдается по понедельникам и четвергам. Вместе с тем именно в воскресенье было значительно больше детей (45 из 113), получавших полную норму молока или других жидких молочных продуктов. В воскресенье, а также в среду чаще регистрировалось избыточное питание детей яйцами.

При сравнении данных, касающихся начальных классов из разных школ с одинаковым количеством учащихся, обращает на себя внимание то, что почти во всех этих классах количество молочных рационов за неделю было почти одинаковым. При наличии в классах детей соответственно 38, 37 и 38 человек, количество молочных рационов за неделю составляло соответственно 233, 238 и 232. Однако количество полноценных молочных рационов, содержащих не менее 500 мл молока или других жидких молочных продуктов, не соответствовало этой закономерности и было равно 40, 44 и 121. Следовательно, можно допустить, что везде одинаково оценивают значение молока в питании детей, но не везде, очевидно, одинаково хорошо знают нормы и физиологическую потребность детей в молоке, яйцах и изделиях из них.

Выводы

<

1. В СССР создана возможность обеспечить питание всего населения с оптимальным потреблением яиц, молока и молочных продуктов. Однако при свободном выборе блюд и продуктов фактические рационы, в частности школьников, часто нерациональны: они содержат избыточное количество яиц или недостаточно молока и жидких молочных продуктов.

2. Необходимо усилить и сделать целенаправленной санитарно-просветительную работу среди родителей, учителей и самих учащихся по вопросам рационального питания. Следует ставить эти вопросы на рассмотрение родительских комитетов в школе, педагогических советов, а также включать их в планы работ школьных секторов в санэпидстанциях и других заинтересованных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА. Ведрашко В. Ф. Организация питания в детских учреждениях. М., 1969, с. 242, 136,—П о к р о в с к и й А. А. Беседы о питании. М., 1968, с. 162.

Поступила 19/Х1 1973 г.

УДК 613.481:678.745

Доктор биол. наук К. А. Рапопорт, С. Ф. Ионкина, Л. А. Минцева

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БЕЛЬЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОЛИАКРИЛОНИТРИЛЬНЫХ ВОЛОКОН И ИХ СМЕСЕЙ С НАТУРАЛЬНЫМИ

Институт об.щей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Настоящая работа имеет целью дать гигиеническую оценку белью, изготовленному на основе полиакрилонитрильного волокна, а также наметить дальнейшие перспективы использования этого вида волокна и смесей его с гидрофильными волокнами.

Как известно, химическая стабильность является основным гигиеническим требованием ко всем изделиям из химических волокон. В первую очередь это относится к белью из-за его непосредственного контакта с кожей человека.

В лабораторных условиях и воздухе пододежного пространства производилось определение мономера нитрила акриловой кислоты и растворителя диметилформамида (ДМФА), которые, по литературным данным, обладают токсичностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.