Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ СОЛЕВОГО СОСТАВА ПОТА ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ И ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ'

ИЗМЕНЕНИЕ СОЛЕВОГО СОСТАВА ПОТА ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ И ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
108
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — О.А. Вировец, А.Н. Ажаев, П.Я. Ажевский, Р.К. Киселев, В.Н. Шустова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ СОЛЕВОГО СОСТАВА ПОТА ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ И ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ»

Для исследования кумулятивных свойств ПЭПА белый крысам (самкам и самцам) вводили на протяжении 3 мес водный раствор ПЭПА в количестве -, —, —,-

г Г Г 100' 50 ' 20 ' 20

и -£-ЬО50, установленной в остром опыте. В течение всего эксперимента вели наблюдения

за общим состоянием, поведением и весом подопытных животных. Исследовали также состав периферической крови и суммационно-пороговый показатель. При этом не обнаружено каких-либо изменений у подопытных животных по сравнению с контрольными.

Коэффициент кумуляции по смертельным неходам оказался равным 11,8, что позволяет отнести ПЭПА к веществам со слабо выраженными кумулятивными свойствами.

Изучение токсичности ПЭПА в хроническом опыте проводили на трех группах белых крыс-самцов с начальным весом 100—110 г. Длительность эксперимента 6 мес, исследуемые дозы составляли 250, 50, 5 и 0,5 мг/кг.

В течение всего опыта у животных фиксировали общее состояние, поведение, динамику веса, показатели периферической крови, способность к суммации подпороговых импульсов, активность холинэстеразы сыворотки крови, каталазную и пероксидазную активность крови.

Проведенные в динамике исследования не выявили достоверных отличий перечисленных показателей у животных всех групп по сравнению с контролем. В конце эксперимента был использован нагрузочный тест (холодовая проба). При этом определяли суммационно-по-роговый показатель и показатели ферментной активности крови. Возникшие на фоне холо-довой пробы изменения в организме подопытных животных существенно не отличались от таковых в контроле. Взвешивание внутренних органов по окончании эксперимента выявило статистически достоверное увеличение весовых коэффициентов печени и почек в 1-й и 2-й группах животных. При патогистологическом изучении внутренних органов подопытных животных отмечены в основном однотипные изменения,- которые проявились в виде застойных явлений, очагов кровоизлияний и явлений зернистой дистрофии в паренхиматозных органах. Степень выраженности патоморфологических изменений возрастала с увеличением вводимой дозы препарата. В группе животных, получавших ПЭПА в количестве 250 мг/кг, отмечены группы клеток с ядрами в виде теней, гепатоциты, лишенные ядер.

Изменения в группе животных, получавших ПЭПА в концентрации 0,5 мг/кг, были незначительны и существенно не отличались от таковых у контрольных животных.

Патогистологнческое изучение семенников подопытных животных позволяет предположить наличие гонадотоксического действия ПЭПА. В канальцах яичек наблюдались слущи-вание сперматогенного эпителия, а также дистрофические изменения фолликулярного эпителия. Это обстоятельство не позволяет с уверенностью утверждать, что доза ПЭПА 0,5 мг/кг является безусловно подпороговой по токсическому эффекту. Необходимо изучение возможного влияния препарата на генеративную функцию животных.

До получения этих данных в качестве допустимого уровня миграции ПЭПА мы предлагаем временно пользоваться ориентировочной ПДК, полученной расчетным путем. Полученная таким образом ПДК по санаторно-токсикологическому показателю вредности равна 0,15 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА. Алексина Л. И., Чубарова А. А. Гиг. и сан., 1964, № 6, с. ЮО.т-О р р и с А., В а н*д у у р е н Б. Л., Нелтсон Н. В. Труды 8-го Международн. противоракового конгресса. М.—Л., 1963, т. 2, с. 305.— Пан чоха В. П., 3 а й ц е в а А. П. Тезисы Республиканец конференции по применению полимеров в хирургии. Киев, 1965, с. 11.— Фендянина В. Н. Гиг. и сан., 1968, №7, с. 25.—Она же. Там же, 1968, № 1, с. 46.—Ч е р к и н с к и й С. Н., Рублева М. Н. В кн. Гигиена применения полимерных материалов и изделий из них. Киев, 1969, с. 176.— Ш а п о ш н и к С. Ш., Тверская М. Я., Ч а п у р и н В. И. и др. Гиг. и сан., 1972, № 11, с. 48.— Ш у мс к а я Н. И., Т о л г с к а я М. С. Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1965, в. 7, с. 76.

Посгумида 1 Т/1 1974 г.

УДК в 12.712.1-0в:( 13.641

О. А. Вировец, А. Н. Ажаев, П. Я- Ажевский, Р. К. Киселев, В. Н. Шустова

ИЗМЕНЕНИЕ СОЛЕВОГО СОСТАВА ПОТА ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ И ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

Исследования выполняли в термокамере при 40, 60 и 70°. Проведено 87 опытов с участием 35 испытуемых—здоровых мужчине возрасте 18—35лет. Пот собирали и анализировали по ранее описанной методике (П. Я. Ажевский и соавт.) с помощью полиэтиленовых капсул, заполненных фильтровальной бумагой. Проведены 2 серии опытов: с длительным и с кратковременным действием тепла. В опытах I серии испытуемые находились в термокамере в течение 10 сут при постоянной температуре 0° и относительной влажности 20—30%. Потребление воды было неограниченным. Физическая работа выполнялась на 2,

4, 6, 8 и 10-е сутки опыта. Она заключалась в подъеме на ступеньку высотой 20 см с частотой 30 раз в минуту в течение 15 мин (энерготраты 250—300 ккал/ч). Пот собирали со лба и поясницы. Эксперименты II серии были кратковременными. Они продолжались 3 ч при температуре в камере 40° и 1 ч при 60 и 70°. В экспериментах при 40° испытуемые выполняли работу — подъем в течение 20 мин на ступеньку 20 см с частотой 30 раз в минуту, которая чередовалась с периодами отдыха такой же продолжительности. В экспериментах при 60° продолжительность физической работы была сокращена до 10 мин. Пот собирали со лба за 5—20 минутные интервалы времени.

Поскольку секреция пота с закрытого влагонепроницаемым материалом участка кожи сильно изменяется, была проведена проверка применимости этого способа сбора пота к условиям эксперимента. С этой целью на 2 симметричных участка кожи (запястья правой и левой рук) наложили капсулы одинаковой площади. Одна из капсул была видоизменена: во внешнем листке полиэтилена имелось большое отверстие, вследствие чего бумага снаружи обдувалась воздухом и была сухой. Эта капсула закреплялась на 5 ч. Другую капсулу (обычного типа) меняли через каждый час, всякий раз промывая кожу дистиллированной водой перед закреплением новой капсулы. Оказалось, что количество натрия и калия, собранного с симметричных участков кожи, было одинаково. Следовательно, при короткой экспозиции, когда бумага в капсулах не намокает, а лишь увлажняется, метод обеспечивает достоверные результаты.

Динамика изменения секреции пота и его концентрации при одноразовой физической нагрузке, выполняемой не адаптированным к теплу человеком при 40°, следующая. Во время работы повышается и секреция пота, и концентрация натрия в нем. В восстановительный период секреция пота снижается уже за первые 15 мин отдыха, тогда как концентрация натрия в это время еще продолжает нарастать. Через 1 ч после физической нагрузки оба показателя достигают уровня, соответствующего состоянию покоя. Аналогичным образом при повторяющихся физических нагрузках секреция пота и концентрация в нем натрия оказываются более высокими, чем во время отдыха. Однако к концу 3-часового эксперимента размах колебаний уменьшается: при последней физической нагрузке секреция пота увеличивается в меньшей мере, чем при первой, а концентрация натрия в последний период отдыха почти не нормализуется. Такая закономерность — одновременное увеличение скорости секреции пота и концентрации натрия в нем в ответ на физическую нагрузку — наблюдается у человека, не адаптированного к теплу, при 40°. •

Адаптация к теплу существенно изменяет деятельность потовых желез. Физическая работа, выполняемая при 40° адаптированным к теплу человеком, не сопровождается увеличением концентрации натрия в поту. Количество пота в ответ на нагрузку по-прежнему возрастает, а содержание в нем натрия остается низким.

Концентрация натрия в поту при переходе от покоя к работе не изменяется и тогда, когда эксперимент проводится при 60°. Но в этом случае причиной отсутствия изменений является то, что и в состоянии покоя концентрация натрия повышена до почти предельно возможной величины. Ни физическая работа, ни увеличение температуры до 70° не влияют на концентрацию натрия в поту. В первые 20— 30 мин после помещения испытуемого в камеру с температурой 60 и 70° скорость секреции пота нарастает, а затем проявляется более или менее выраженная тенденция к снижению активности потовых желез — их сутомление». Физическая работа, выполняемая на 10—20-й минуте действия температуры 60°, стимулирует секрецию пота — восходящие части кривых зависимости скорости секреции пота от времени пребывания при высокой температуре в опытах с физической нагрузкой идут круче, чем в опытах без нее. Но физическая работа, выполняемая на 40—50-й минуте действия температуры 60°, уже не вызывает увеличения секреции пота. Более того, эта физическая нагрузка, выполняемая в конце часового эксперимента, способствует более отчетливому проявлению тенденции к снижению секреции пота при длительном пребывании человека в условиях температуры, близкой к предельно допустимой.

Во всех проведенных нами экспериментах измерялась и концентрация калия в поту. Она увеличивалась лишь при длительном действии тепла на организм человека, а в остальных случаях была практически постоянной.

Описанные в настоящей работе экспериментальные данные соответствуют известной концепции, объясняющей зависимость концентрации натрия в поту от скорости его секреции (Куно). Продолжающееся в течение первых 15 мин после окончания работы нарастание концентрации натрия объясняется тем, что электролитный состав внеклеточной жидкости вокруг потовой железы нормализуется не мгновенно. Одновременное увеличение потообразо-вания и концентрации натрия в поту приводит к тому, что при работе в умеренной жаре (40°) не адаптированного к теплу человека скорость обессоливания организма выше скорости обезвоживания.

Адаптация к теплу выражается, в частности, глубокой перестройкой функции потовых желез. На физическую нагрузку они по-прежнему отвечают усилением секреции пота, но концентрация его при этом остается такой же низкой, как и в состоянии покоя. Можно предположить, что какой-то механизм, способствующий адаптации к теплу, активно препятствует увеличению концентрации пота. Но без такого увеличения концентрации потовые железы не в состоянии обеспечить высокий уровень потообразования: оно снижается вслед за уменьшением концентрации натрия. При температуре, блцзкой к предельно допустимой (60°), зависимость между скоростью секреции пота и его концентрацией нарушается. Физическая работа, выполняемая в этих условиях, может повышать потообразование или понижать его,

способствуя «утомлению» потовых желез. Концентрация натрия при этом не изменяется, потому что уже в покое она при такой температуре близка к предельно возможной.

Из приведенных данных видно, что концентрация натрия в поту человека отражает степень теплового дискомфорта: при 60—70° она дыше, чем при 40°, в последнем случае эта концентрация при работе выше, чем в покое, у человека, не адаптированного к теплу, выше чем у адаптированного. Однако практическое измерение концентрации натрия в поТу представляет определенные трудности, связанные с его испарением, которое сказывается на точности определения количества пота и последующих расчетов. Отношение Ыа/К в поту является поэтому более удобным показателем. Концентрация калия в поту увеличивается лишь при длительном действии тепла на организм челозека. В остальных случаях она практически постоянна, и отношение Ыа/К отражает лишь колебания концентрации натрия.

Выводы

1. При физической работе не адаптированного к теплу человека при 40° обессоливание опережает дегидратацию, так как выведение натрия увеличивается за счет как увеличения потообразования, так и повышения концентрации натрия в поту. После адаптации к теплу физическая работа не вызывает увеличения концентрации натрия в поту.

2. Физическая работа при 60° не сопровождается существенным увеличением концентрации натрия в поту.

3. Физическая работа в условиях перегрева организма способствует »утомлению» потовых желез и снижает секрецию пота.

4. Отношение Ыа/К в поту может служить одним из критериев теплового дискомфорта.

ЛИТЕРАТУРА. Ажевский П. Я-, Виро'вец О. А., Головкин Л. Г. Гиг. и сан., 1970, № 3, с. 67.— К у н о Я. Перспирация у человека. М., 1961.

Поступила 27/У1П 1973 г.

УДК 618.187-053.5

И. Г. Сивков

МОЛОЧНЫЕ И ЯИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ В РАЦИОНАХ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Пермский педагогический институт

В нашей стране количество производимого молока ежегодно увеличивается. Так в 1965 г. его было произведено 64,7 млн. т, а в 1970 г.—уже 80,5 млн. т. К началу де вятой пятилетки в среднем ежедневно производилось около 800—900 мл молока на каждого жителя страны. Эго превышает в 3 раза суточную потребность в молоке взрослого человека и в 2 раза — потребность детей школьного возраста. В конце девятой пятилетки намечается довести среднегодовое производство молока до 92,3 млн. т, а выпуск цельномолочной продукции увеличить на 29%. Эго составит более 1 л молока на каждого человека в день.

Примерно такими же темпами происходит и увеличение производства яиц.

Однако равномерное и бесперебойное обеспечение этими продуктами всего населения, а тем более их физиологически оптимальное потребление каждым человеком и особенно детьми зависит от различных факторов. В современных условиях, когда обеспечена постоянная, бесперебойная и широкая торговля молоком, молочными продуктами и яйцами, фактическое их потребление определяют различные бытовые (домашние) причины, такие, как вкусы, привычки, гигиеническая освецомленность и санитарная культура родителей, а также педагогов и самих школьников.

Чтобы обеспечить оптимальную работоспособность и нормальное развитие организма школьников, рекомендуется ежедневно включать в рацион учащихся не менее 500 мл цельного молока или жидких кисломолочных продуктов (В. Ф. Ведрашко). Замену цельного молока и кисломолочных продуктов следует допускать как исключение, да и то толькотво-рогом или сыром, или,'что менее желательно, мясом или рыбой. При замене другими продуктами практически невозможно обеспечить физиологически полноценный рацио« школьника (А. А. Покровский).

Представляет интерес изучение фактического потребления детьми, в частности школьниками, молока, кисломолочных продуктов и яиц. Работ, посвященных этому вопросу, в литературе сравнительно мало, и касаются они преимущественно питания детей в дошкольных учреждениях, школах-интернатах, пионерских лагерях и др., где подбор продуктов и блюд производится не родителями и не самими школьниками, а специалистами по питанию. Работ, посвященных гигиенической оценке питания школьников в условиях свободного выбора блюд и продуктов, в литературе нет. Вместе с тем изучение этого позволяет не только дать оценку фактического питания школьников, но и наметить мероприятия по его рационализации. Поэтому мы поставили перед собой задачу изучить потребление молока, жидких молочных продуктов и яиц учащимися начальных классов, сравнить их фактическое пита-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.