ние с гигиеническими нормами и наметить практические мероприятия, направленное на дальнейшую рационализацию питания школьников.
Под наблюдением находилось 113 школьников в течение одной полной недели в ноябре. Среди наблюдаемых было 57 мальчиков и 56 девочек, все в возрасте 7—9 лет. Учтен и включен в разработку 791 суточный рацион.
Оказалось, что молоко было только в 703 суточных рационах (88%); остальные рационы (12%) не содержали ни молока, ни других жидких молочных продуктов. Что касается яиц, то они были в 613 рационах (77%). В остальных рационах, которых оказалось сравнительно много (23%), яйца отсутствовали. При дальнейшей разработке установлено, что у многих детей молоко в рацион включалось в недостаточном количестве. Полная гигиеническая норма (500 мл) содержалась только в 205 рационах (25,6%), а в 498 рационах (62,4%) молока было не более 1 стакана (250 мл).
По содержанию яиц количество рационов, отвечающих гигиеническим требованиям, т. е. содержащих ежедневно 1 яйцо, было 415 (51%); значительно меньше оказалось рационов (23%), в которые вообще не были включены яйца и яичные изделия. Наряду с этим 198 (26%) рационов содержали избыточное количество яиц — по 2 и более яйца в день.
При анализе потребления молока детьми на протяжении недели выявилось, что большой разницы между отдельными днями ее нет. Однако в воскресенье, когда дети находятся дома и питаются вместе с родителями, несколько чаще бывают безмолочные рационы. Такая же тенденция наблюдается по понедельникам и четвергам. Вместе с тем именно в воскресенье было значительно больше детей (45 из 113), получавших полную норму молока или других жидких молочных продуктов. В воскресенье, а также в среду чаще регистрировалось избыточное питание детей яйцами.
При сравнении данных, касающихся начальных классов из разных школ с одинаковым количеством учащихся, обращает на себя внимание то, что почти во всех этих классах количество молочных рационов за неделю было почти одинаковым. При наличии в классах детей соответственно 38, 37 и 38 человек, количество молочных рационов за неделю составляло соответственно 233, 238 и 232. Однако количество полноценных молочных рационов, содержащих не менее 500 мл молока или других жидких молочных продуктов, не соответствовало этой закономерности и было равно 40, 44 и 121. Следовательно, можно допустить, что везде одинаково оценивают значение молока в питании детей, но не везде, очевидно, одинаково хорошо знают нормы и физиологическую потребность детей в молоке, яйцах и изделиях из них.
Выводы
<
1. В СССР создана возможность обеспечить питание всего населения с оптимальным потреблением яиц, молока и молочных продуктов. Однако при свободном выборе блюд и продуктов фактические рационы, в частности школьников, часто нерациональны: они содержат избыточное количество яиц или недостаточно молока и жидких молочных продуктов.
2. Необходимо усилить и сделать целенаправленной санитарно-просветительную работу среди родителей, учителей и самих учащихся по вопросам рационального питания. Следует ставить эти вопросы на рассмотрение родительских комитетов в школе, педагогических советов, а также включать их в планы работ школьных секторов в санэпидстанциях и других заинтересованных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА. Ведрашко В. Ф. Организация питания в детских учреждениях. М., 1969, с. 242, 136,—П о к р о в с к и й А. А. Беседы о питании. М., 1968, с. 162.
Поступила 19/Х1 1973 г.
УДК 613.481:678.745
Доктор биол. наук К. А. Рапопорт, С. Ф. Ионкина, Л. А. Минцева
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БЕЛЬЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОЛИАКРИЛОНИТРИЛЬНЫХ ВОЛОКОН И ИХ СМЕСЕЙ С НАТУРАЛЬНЫМИ
Институт об.щей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Настоящая работа имеет целью дать гигиеническую оценку белью, изготовленному на основе полиакрилонитрильного волокна, а также наметить дальнейшие перспективы использования этого вида волокна и смесей его с гидрофильными волокнами.
Как известно, химическая стабильность является основным гигиеническим требованием ко всем изделиям из химических волокон. В первую очередь это относится к белью из-за его непосредственного контакта с кожей человека.
В лабораторных условиях и воздухе пододежного пространства производилось определение мономера нитрила акриловой кислоты и растворителя диметилформамида (ДМФА), которые, по литературным данным, обладают токсичностью.
86
Диметилформамид исследовали колориметрическим методом (М. Д. Бабина и Г. С. Павловская). Для изучения акрилонитрила использовали колориметрический метод (М. В. Алексеева) и газохроматографический (М. Т. Дмитриев и Н. А. Китросский) на газовом хроматографе ЛМХ отечественного производства с пламенноионизационным детектором. В лабораторных условиях мы обнаружили выделение мономера нитрила акриловой кислоты из полиакрилонитрильных материалов в следовых количествах, причем в образцах белья из смеси полиакрилонитрильного волокна Ь хлопком нитрилоакрил обнаружен не был.
Выявлено, что из исследованных материалов в контактирующие среды наиболее интенсивно мигрирует диметилформамид, но в пододежном пространстве он не был обнаружен. Однако, очевидно, причиной этого является то, что при усиленном потоотделении происходит растворение в секрете потовых и сальны* желез, а это в свою очередь может способствовать попаданию через кожные покровы в организм.
Поэтому возникла необходимость в проведении токсикологического эксперимента с целью выявления воздействия мигрирующих веществ на организм.
Изучена возможность местнораздражающего и кожнорезорбтивного действия при поступлении этих веществ. Аппликации водных вытяжек в течение 4,5 мес не вызвали местных проявлений на коже подопытных животных. Также не выявлено и резорбтивного действия: отсутствовали сдвиги в белковообразующей функции печени и гематологических показателях, изменения в активности сывороточной холинэстеразы и бактерицидных свойствах кожи животных. В заключение токсикологического эксперимента были изучены морфологические изменения кожного покрова и внутренних органов. Результаты исследований позволили заключить, что в выделяющихся из материала концентрациях мигрирующие вещества (диметилформамид и нитрил акриловой кислоты) не оказывают влияния на организм подопытных животных. Данные токсикологического исследования послужили основанием для разрешения опытной носки изделий из полиакрилонитрильных волокон и их смесей с хлопчатобумажными.
Исследования физических свойств полиакрилонитрильных полотен показали, что путем комбинации гидрофобных волокон нитрона с гидрофильным хлопком можно получить бельевые материалы, удовлетворительные по основным физико-гигиеническим параметрам (гигроскопичность, водоемкость) и, кроме того, имеющие высокие теплозащитные свойства.
При опытной носке белья из полиакрилонитрильного волокна в прохладное и холодное время года испытуемые предъявляли жалобы на небольшую жесткость изделий и неприятные тактильные ощущения. Эти неприятные явления (покалывание, прилипание белья к другим слоям одежды) могут быть связаны со значительной электризуемостью изделий из полиакрилонитрильных волокон (3,4 см2). В белье из смеси нитрона с хлопком напряженность электростатического поля составляла 1,5—1,3 см2.
Выводы
1. Шерстеподобные материалы типа полиакрилонитрильных могут быть использованы при изготовлении белья зимой, особенно для лиц, деятельность которых связана с пребыванием вне помещения.
2. В чистом виде (нитрон, куртель) эти волокна не могут быть рекомендованы для изготовления белья, так как эти изделия обладают жесткостью и избыточными теплозащитными свойствами, для них характерна также высокая электризуемость.
3. Приемлемы для изготовления белья смеси полиакрилонитрильных волокон с натуральными (хлопок); эти изделия характеризуются высокими сорбционными свойствами и создают оптимальное тепловое состояние испытуемых в прохладное и холодное время года.
Поступила 7/1X 1973 г.
УДК 628.387.394:576.851.31
Канд. мед. наук С. Н. Буковская
РАСПРОСТРАНЕНИЕ БДЕЛЛОВИБРИО БАКТЕРИОВОРУС В ВОДЕ ОТКРЫТОГО ВОДОЕМА И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ САМООЧИЩЕНИЯ
Куйбышевский научно-исследовательский институт гигиены
Нами проведены исследования с целью обнаружения бделловибриона в водоеме, широко используемом как основной источник хозяйственно-бытового и промышленного водоснабжения и являющемся приемником бытовых и промышленных стоков. За ограниченный период (июль) были отобраны пробы по 60 точкам водоема протяженностью в 350 км. Пробы * отбирали с учетом мест сброса и различных видов водопользования на разной удаленности от них, по 2 горизонтам.
Условно всдоем был разделен на 6 участков. В 1-й из них сбрасываются после полной биологической очистки бытовые стоки города, а также стоки химической и машиностроительной промышленности и производства органического синтеза; 2-й участок используется для централизованного' питьевого водоснабжения и культурно-оздоровительных целей;