Научная статья на тему 'Вопросы функционирования транзитно-пересыльных пунктов'

Вопросы функционирования транзитно-пересыльных пунктов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы функционирования транзитно-пересыльных пунктов»

организация служебной деятельности

Капитан внутренней службы Ю. С. ФОМИН,

старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Пермского института ФСИН России

вопросы функционирования

ТРАНЭИТНО-ПЕРЕСЫЛЬНЫХ пунктов

Одной из задач, стоящих перед ФСИН России, является конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Ее выполнение усложняется возможностью изменения правового статуса осужденных и лиц, содержащихся под стражей, огромной территорией России, отсутствием во многих регионах определенных видов исправительных учреждений.

По состоянию на 1 августа 2012 года в учреждениях УИС содержалось 722,2 тыс. человек [1]. Ежегодно подразделениями по конвоированию перемещается около 2 млн осужденных и лиц, заключенных под стражу [2]. Так, в 2011 году было перемещено 1 877 397 человек, в 2010 году - 2 091 753 человека. При выполнении задач конвоирования возникает необходимость временного размещения осужденных в транзитно-пересыльных пунктах (далее - ТПП) учреждений уголовно-исполнительной системы, связанная с разрывом маршрутов. В этих условиях обращают на себя внимание особенности функционирования ТПП.

Деятельность ТПП прежде всего связана с изоляцией осужденных. Ученые в области уголовно-исполнительного права уделяют особое внимание этому вопросу вследствие применения к гражданам мер государственного принуждения [3]. Понятие изоляции

лица, лишенного свободы, весьма условно [4]. Осужденный остается членом общества. Закон имеет в виду его физическую изоляцию, заключающуюся в содержании в местах лишения свободы под охраной и надзором. Вполне очевидно, что помимо этого отбывающий лишение свободы человек претерпевает и иные правоогра-ничения.

Итак, изоляция осужденного от общества, обеспечиваемая его охраной, является основой лишения свободы. Отсутствие этого элемента режима означает прекращение самого состояния лишения свободы (ст. 69 УИК РФ). Естественно, что при перемещении осужденных обеспечение их изоляции -одна из первоочередных задач.

По мнению Р. З. Усеева, существует особая форма изоляции осужденных к лишению свободы - в процессе их перемещения, которая рассматривается в виде двух составляющих:

во время конвоирования;

в транзитно-пересыль-ных пунктах [5].

Если теоретические вопросы обеспечения изоляции осужденных в процессе отбывания наказания освещаются весьма подробно, то практические проблемы, в частности

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3 - 2013 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

функционирование ТПП, во многом остаются нерешенными.

Во-первых, до недавнего времени понятие «ТПП», нормы, регулирующие деятельность ТПП, в законодательстве практически отсутствовали. Исключением являлись ведомственные нормативные правовые акты, напрямую деятельность ТПП не регулировавшие, но упоминавшие о них [6]. В мае 2012 года был принят Федеральный закон от 03.05.2012 № 45-ФЗ «О внесении изменения в статью 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Согласно этому изменению для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзит-но-пересыльные пункты. Анализируя данное положение и ч. 9 ст. 16 УИК РФ, можно сделать вывод о том, что ТПП не входит в перечень исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания, и является структурным подразделением ИУ, СИЗО.

Законодатель установил предельный срок содержания осужденных в ТПП, который составляет 20 суток. Граждане содержатся в ТПП на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 76 УИК РФ.

Согласно ч. 7 ст. 76 УИК РФ порядок создания, функционирования и ликвидации ТПП определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Пока специальных нормативных

правовых актов по этим вопросам не принято. Деятельность ТПП сегодня регулируется положениями, принимаемыми на уровне исправительного учреждения. В ряде случаев данные положения согласуются с прокурорами по надзору за законностью в ИУ.

Таким образом, вопрос правового регулирования деятельности ТПП окончательно не решен. Требуется принятие ведомственного нормативно-правового акта, закрепляющего примерное положение о ТПП ИУ, СИЗО.

Во-вторых, в ТПП находится весьма разнообразный по составу спецконтингент. Так, осужденные к лишению свободы перемещаются в случаях:

направления из СИЗО в ИУ после вступления приговора в законную силу (ст. 75 УИК РФ);

временного перевода в СИЗО для участия в судебном разбирательстве или в следственных действиях (ст. 77.1 УИК РФ); изменения вида ИУ (ст. 78 УИК РФ); перевода для дальнейшего отбывания наказания из одного ИУ в другое, того же вида режима;

болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации ИУ, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (ст. 81 УИК РФ).

Все указанные категории осужденных содержатся в настоящее время на ТПП покамерно, что оправдано с точки зрения безопасности, однако фактически противоречит ч. 7 ст. 76 УИК РФ в новой редакции.

Данное противоречие заключается в следующем. После вступления приговора в законную силу лицо приобретает новый правовой статус - статус осужденного. Согласно действующему УИК РФ осужденный к лишению свободы в испра-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3- 2013 vedomosty@orfsin .ги www.orfsin.ru

организация служебной деятельности

вительной колонии отбывает наказание в отряде, а не в камере. Соответственно, и в ТПП должен быть определен аналогичный порядок содержания осужденных в соответствии со ст. 74, 76, 80 УИК РФ.

Р. З. Усеев предлагает для устранения этого противоречия камерную систему содержания осужденных заменить системой их содержания преимущественно в обычных жилых помещениях (общежитиях) [7]. В связи с этим рекомендуется провести ряд организационных мероприятий в архитектонике СИЗО и ИУ, заключающихся в приспособлении камер для содержания транзитных осужденных под жилые блоки с локальными участками по принципу исправительных колоний. Естественно, что из-за требований безопасности и по экономическим причинам осуществить это сегодня сложно.

Еще больше вопросов возникает, если проанализировать требования ч. 7 ст. 76 УИК РФ применительно к такой категории перемещаемых осужденных, как переводимые из колоний общего и строгого режима в колонию-поселение. Данная категория имеет больше прав, по сравнению с другими, и необходимость их обеспечения, как, например, на пользование наличными денежными средствами, может вызвать определенные затруднения.

Кроме того, в свете реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [8] представляется спорным предложение размещать в ТПП осужденных в общежитиях. Одним из основных видов ИУ будут тюрьмы, где как раз предусмотрено покамерное содержание. Поэтому при внесении изменений в УИК РФ, закрепляющих создание новых ИУ, необходимо более подробно раскрыть правовое положение лиц, находящихся в ТПП.

В-третьих, в ТПП из-за быстрой смены спецконтингента часто возни-

кают чрезвычайные ситуации, приводящие к совершению правонарушений и преступлений. В ТПП могут находиться различные категории осужденных. Несмотря на то, что сейчас все они размещаются отдельно по видам режима, нельзя исключать случаи возникновения конфликтов и притеснений в среде осужденных по мотивам национальной, религиозной вражды, мести за содействие администрации ИУ. Об этом говорит и повышенное внимание к деятельности ТПП со стороны прокуратуры и правозащитных организаций. Необходимо пересмотреть и срок содержания осужденных в ТПП. В большинстве случаев нет необходимости держать граждан здесь 20 суток, для реализации своих прав и законных интересов осужденные должны как можно скорее попасть в ИУ.

Представляется целесообразным установить срок содержания осужденных в ТПП в пределах 10 суток. В исключительных случаях и по оперативной необходимости он должен быть продлен до 30 суток на основании мотивированного постановления, утвержденного начальником СИЗО, ИУ, в структуре которого находится ТПП, согласованного с прокурором по надзору за законностью в ИУ Данные сроки, как правило, устанавливались в положениях о ТПП, которые принимались на местном уровне, и были выработаны многолетней практикой деятельности ИУ и СИЗО.

В-четвертых, на фоне процессов гуманизации исполнения наказаний и улучшения материально-бытовых условий содержания осужденных и подследственных, условия содержания в ТПП оставляют желать лучшего. Если в СИЗО в настоящее время проблема переполненности камер практически решена, то в ТПП существуют трудности с соблюдением норм жилой площади. Имеются проблемы и с

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3 - 2013 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

медицинским обеспечением осужденных, связанные с нехваткой квалифицированного медицинского персонала и медицинского оборудования.

После принятия Федерального закона от 03.05.2012 № 45-ФЗ встал вопрос выведения ТПП из организационного подчинения ИУ и СИЗО и преобразования их в самостоятельные учреждения. При принятии ведомственного нормативного правового акта, закрепляющего эту возможность, создание таких учреждений допустимо. Однако самостоятельные ТПП необходимо организовывать только при большом количестве перемещаемых осужденных.

Как мы видим, проблема функционирования ТПП изучена слабо и требует дальнейшего глубокого теоретического и практического исследования. ТПП УИС и подразделения по конвоированию должны представлять собой единую скоординированную систему по перемещению осужденных.

В ходе разработки моделей тюрьмы и колонии-поселения, основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006), необходимо предусмотреть и решение проблем, возникающих в деятельности ТПП. При этом необходимо использовать накопленный на местах практический опыт и современные научные достижения в области исполнения наказаний. ф

1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: www.fsin.ru (дата обращения: 10.09.2012).

2. Об итогах служебной деятельности по конвоированию в 2011 году и мерах по ее совершенствованию (обзор ФСИН России от 23.03.2012 исх. № 9-5305-08).

3. Дементьев С. И. Лишение свободы. Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. - Ростов н/Д., 1981. - С. 5; Усеев Р. З. Правовые вопросы обеспечения изоляции при перемещении осужденных к лишению свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2008. № 3. - С. 28.

4. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические аспекты его эффективности. - Казань, 1980. - С. 90.

5. Усеев Р. З. Правовые проблемы перемещения осужденных к лишению свободы из одного учреждения УИС в другое: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2009. - С. 13.

6. Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний / Приказ ФСИН России от 17.03.2008 № 154 (ред. от 23.04.2010).

7. Усеев Р. З. Указ. соч. - С. 13.

8. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года / (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3- 2013 vedomosty@orfsin .ru www.orfsin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.