Научная статья на тему 'Вопросы формирования цифровых компетенций будущих специалистов уголовно-исполнительных инспекций'

Вопросы формирования цифровых компетенций будущих специалистов уголовно-исполнительных инспекций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная инспекция / автоматизация деятельности / цифровые технологии / компетенции / образовательный процесс / penal inspection / automation of activities / digital technologies / competencies / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростислав Михайлович Карабанов

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с цифровизацией образовательного процесса применительно к подготовке сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Предметом статьи выступили методологические и технологические основы образовательной деятельности, позволяющие сформировать у обучающихся профессионально важные компетенции в сфере информационных и цифровых технологий. Цель исследования – определить условия организации и проведения информационно-ориентированного образовательного процесса, особенности формирования прикладных цифровых компетенций. Методологическую основу исследования составили анализ, индукция, системно-структурный метод. В результате проведенной работы обобщены виды деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, требующие знаний и навыков в сфере информатизации и цифровизации. Обозначены компетенции в сфере информационных и цифровых технологий, индикаторы их достижения и планируемые результаты обучения. Раскрыта содержательная часть практико-ориентированной подготовки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в части информатизации и цифровизации деятельности. Приведены примеры цифровых ресурсов, средств и инструментов, подлежащих освоению обучающимися, рекомендованы к использованию в образовательном процессе средства и технологии формирования цифровых компетенций. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к цифровизации образовательной деятельности. Предложения будут способствовать повышению эффективности подготовки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в ведомственных вузах в условиях цифровизации общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ростислав Михайлович Карабанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of forming digital competencies of future specialists of penal inspections

The article examines a set of issues related to the digitalization of the educational process in relation to the training of employees of penal inspections. The subject of the article is the methodological and technological foundations of educational activities, which allow students to develop professionally important competencies in the field of information and digital technologies. The purpose of the study is to determine the conditions for organizing and conducting an information-oriented educational process, and the features of the formation of applied digital competencies. The methodological basis of the study was analysis, induction, and systemic-structural method. As a result of the work carried out, the types of activities of employees of penal inspections that require knowledge and skills in the field of informatization and digitalization have been summarized. Competencies in the field of information and digital technologies, indicators of their achievement and planned learning outcomes are outlined. The content of the practice-oriented training of employees of penal inspections in terms of informatization and digitalization of activities is revealed. Examples of digital resources, tools and tools that must be mastered by students are given, and tools and technologies for developing digital competencies are recommended for use in the educational process. Conclusions are drawn about the need for an integrated approach to the digitalization of educational activities. The proposals will help improve the efficiency of training of employees of criminal-executive inspection departments

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования цифровых компетенций будущих специалистов уголовно-исполнительных инспекций»

УДК 378.147:004.9

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-262-3-37-44

РОСТИСЛАВ МИХАИЛОВИЧ КАРАБАНОВ

профессор кафедры специальной техники и информационных технологий ВЮИ ФСИН России, кандидат технических наук, профессор И krm730@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2798-8461 Владимир

ROSTISLAV M. KARABANOV

Professor of the Department of Special Equipment and Information Technologies of the VLI of the FPS of Russia, Candidate of Technical Sciences, Professor H krm730@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2798-8461

Vladimir

Вопросы формирования цифровых компетенций будущих специалистов уголовно-исполнительных инспекций

Issues of forming digital competencies of future specialists

of penal inspections

Аннотация. В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с цифровизацией образовательного процесса применительно к подготовке сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Предметом статьи выступили методологические и технологические основы образовательной деятельности, позволяющие сформировать у обучающихся профессионально важные компетенции в сфере информационных и цифровых технологий. Цель исследования - определить условия организации и проведения информационно-ориентированного образовательного процесса, особенности формирования прикладных цифровых компетенций. Методологическую основу исследования составили анализ, индукция, системно-структурный метод. В результате проведенной работы обобщены виды деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, требующие знаний и навыков в сфере информатизации и цифровизации. Обозначены компетенции в сфере информационных и цифровых технологий, индикаторы их достижения и планируемые результаты обучения. Раскрыта содержательная часть практико-ори-ентированной подготовки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в части информатизации и цифровизации деятельности. Приведены примеры цифровых ресурсов, средств и инструментов, подлежащих освоению обучающимися, рекомендованы к использованию в образовательном процессе средства и технологии формирования цифровых компетенций. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к цифровизации образовательной деятельности. Предложения будут способствовать повышению эффективности подготовки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в ведомственных вузах в условиях цифровизации общества и государства.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, автоматизация деятельности, цифровые технологии, компетенции, образовательный процесс

Abstract. The article examines a set of issues related to the digi-talization of the educational process in relation to the training of employees of penal inspections. The subject of the article is the methodological and technological foundations of educational activities, which allow students to develop professionally important competencies in the field of information and digital technologies. The purpose of the study is to determine the conditions for organizing and conducting an information-oriented educational process, and the features of the formation of applied digital competencies. The methodological basis of the study was analysis, induction, and systemic-structural method. As a result of the work carried out, the types of activities of employees of penal inspections that require knowledge and skills in the field of informatization and digitalization have been summarized. Competencies in the field of information and digital technologies, indicators of their achievement and planned learning outcomes are outlined. The content of the practice-oriented training of employees of penal inspections in terms of informatization and digitalization of activities is revealed. Examples of digital resources, tools and tools that must be mastered by students are given, and tools and technologies for developing digital competencies are recommended for use in the educational process. Conclusions are drawn about the need for an integrated approach to the digitalization of educational activities. The proposals will help improve the efficiency of training of employees of criminal-executive inspection departments Keywords: penal inspection, automation of activities, digital technologies, competencies, educational process

Для цитирования

Карабанов Р. М. Вопросы формирования цифровых компетенций будущих специалистов уголовно-исполнительных инспекций // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 3. С. 37-44. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-262-3-37-44.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

© Карабанов Р. М., 2024_

For citation

Karabanov R. M. Issues of forming digital competencies of future specialists of penal inspections // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 3. P. 37-44. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-262-3-37-44.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Существенное расширение в последнее время применения альтернативных лишению свободы мер наказаний, выносимых судом, повлекло возрастание служебной нагрузки на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), что небезосновательно отмечают в своих исследованиях авторы О. М. Геращенко, Т. Ю. Завгородняя, И. В. Кольцов: «Сотрудники УИИ выполняют значительный объем работы, связанной с ведением учета лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, а также лиц, в отношении которых избраны меры пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста и залога, осуществляя при этом обширный информационный обмен с органами и учреждениями УИС, другими органами государственной власти, учреждениями и организациями» [1].

В условиях расширения полномочий УИИ в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) [2] эффективное решение задач, возложенных государством и Федеральной службой исполнения наказаний согласно уголовно-исполнительному законодательству на УИИ, возможно при требуемом информационном обеспечении, грамотном использовании цифровых технологий, средств автоматизации профессиональной деятельности, а также при соответствующем уровне цифровой компетентности сотрудников.

В настоящее время ряд нормативных документов определяют дальнейший ход цифрового развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС). Прежде всего к ним следует отнести Концепцию, а также Ведомственную программу цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Программа) [3]. Приведенные в Концепции и Программе направления, мероприятия и инструменты цифровой трансформации и цифровизации позволяют определить цифровые продукты и сервисы, обеспечивающие переход на цифровой формат деятельности учреждений и органов ФСИН России, а также эффективное взаимодей-

ствие как внутри самой федеральной системы, так и с другими государственными органами. В совокупности с нормативно установленными понятиями цифровой трансформации и цифровизации это позволяет определить связанные с цифровыми продуктами и сервисами области знаний, умений и навыков, требующиеся для реализации цифровых компетенций у сотрудников УИС в целом и УИИ в частности.

Анализу понятий, правовой основы, содержания, целей, задач, мероприятий и проблем реализации информатизации, цифровой трансформации и цифровизации УИС посвящены работы авторов М. А. Бондаря [4], А. Н. Дробота, Н. В. Рябовой, Я. И. Дмитрук [5], В. В. Сурина [6] и других [7]. В частности, в работе М. А. Бондаря обращается внимание, что «ведомственное профессиональное образование также нуждается в пересмотре и модернизации в сторону цифровых технологий... при внедрении компонентов цифровой трансформации в учреждениях и органах УИС потребуется проводить обучение персонала 1Т- компетенциям» [4].

Современным информационным и цифровым технологиям, используемым в деятельности УИИ, посвящены работы исследователей О. М. Геращенко, Т. Ю. Завгородней, И. В. Кольцова [2], Н. Б. Тихомировой [8] и других. В них обобщаются цифровые ресурсы, инструменты, сферы и особенности их применения. Авторы отмечают, что использование средств автоматизации и визуализации, а также современных информационных технологий, цифровых ресурсов, информационного обеспечения существенно сокращает временные затраты на выполнение служебных задач, снижает влияние человеческого фактора на качество обработки и оперативность передачи информации.

Цифровизацию и автоматизацию деятельности УИИ обеспечивают прежде всего государственные информационные системы, программные комплексы и продукты, автоматизированные рабочие места, технические средства коммуникаций, программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности. К основным из них следует отнести [2]:

- федеральную государственную информационную систему «Электронный документооборот уголовно-исполнительной системы» (СЭД УИС), обеспечивающую автоматизированную поддержку ведения делопроизводства в УИС, обмена информацией в едином электронном пространстве, назначения и

контроля выполнения заданий на основе принятых резолюций и поручений;

- государственную информационную систему «Программный комплекс „Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ"» (ГИС «ПК АКУС УИИ»), обеспечивающую автоматизированный специальный учет лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, а также лиц, в отношении которых избраны меры пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста и залога. При этом осуществляется автоматизация сбора, накопления, обобщения и обработки данных при обеспечении контроля за поведением подконтрольных лиц, соблюдением возложенных судом ограничений, запретов и принудительных мер, отрабатываются запросы и формируются документы отчетности;

- федеральную государственную информационную систему «Система электронного мониторинга подконтрольных лиц» (ФГИС СЭМПЛ), обеспечивающую автоматизированный дистанционный надзор за подконтрольными лицами, состоящими на учете в УИИ, к которым по решениям суда и администрации инспекции применены технические средства надзора и контроля. При этом осуществляется сбор и обработка данных, контроль соблюдения подконтрольным лицами исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера с ограничением свободы, а также мер пресечения, не связанных с лишением свободы;

- программные средства автоматизированной информационной системы электронной обработки статистической информации «Статистика УИС» (АИС «Статистика УИС»), обеспечивающие формирование и передачу в территориальные органы УИС сведений статистической отчетности для последующего наполнения электронной центральной базы данных по основным направлениям деятельности УИС с целью информационного обеспечения и информационно-справочного обслуживания подразделений ФСИН России, а также информационной поддержки принятия управленческих решений руководством ФСИН России;

- программно-аппаратные средства информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающие безопасное оперативное внутреннее взаимодействие учреждений и органов УИС, а также

цифровую коммуникацию с другими учреждениями и органами, организациями и предприятиями.

Таким образом, служебная деятельность сотрудников УИИ требует твердых знаний и уверенных навыков применения широкого спектра современных информационных технологий, цифровых ресурсов, инструментов, программных и аппаратных средств. Их совокупность и составляет основу цифровых компетенций сотрудника УИИ. Формирование этих знаний и навыков должно начинаться уже при поступлении сотрудника на службу или в ведомственный вуз.

Вопросам повышения эффективности подготовки специалистов УИС на основе внедрения цифровых технологий, а также совершенствования их цифровой грамотности и компетентности посвящены работы Н. И. Виноградовой, О. Ф. Гефеле, Е. Е. Фоминой, А. В. Антоновского, В. А. Дурова, Д. Г. Зыбина, Д. Ю. Чуракова, Р. М. Карабанова, Е. Г. Царьковой, Е. Н. Бодрова [9-14] и других. В этих исследованиях в рамках как основных, так и дополнительных образовательных программ рассматриваются проблемные вопросы формирования информационной и цифровой культуры будущих и действующих сотрудников УИС, а также педагогические подходы, образовательные технологии и средства.

Методологическая основа формирования цифровых профессиональных компетенций у обучающихся в целом обеспечивается содержанием основной профессиональной образовательной программы высшего образования по конкретному направлению подготовки (специализации), а также реализуемыми образовательными технологиями, учебно-материальным обеспечением образовательного процесса и квалификацией педагогических работников. В связи с этим одним из обязательных условий эффективного формирования цифровых компетенций является грамотная формулировка результатов освоения образовательной программы, индикаторов достижения компетенций и планируемых результатов обучения.

На основе анализа видов деятельности, предполагающих применение знаний, умений и навыков в области информационных технологий, цифровых средств, ресурсов, инструментов и сервисов, можно обобщить базисные цифровые компетенции, индикаторы их достижения и результаты обучения, требующиеся будущим сотрудникам УИИ, к которым, по нашему мнению, следует отнести:

- знание принципов, методов и свойств современных информационных технологий;

- знание состава, функций, возможностей и принципов использования профессионально ориентированных цифровых ресурсов, средств и инструментов;

- умение выбирать оптимальные информационные технологии, цифровые ресурсы, средства и инструменты, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;

- навыки создания электронного контента в текстовом, табличном, графическом виде;

- навыки работы с цифровыми данными в объеме их сбора, сортировки, хранения, извлечения, обработки и анализа, включая данные ограниченного распространения;

- навыки поиска цифровой информации и информационного обмена с использованием информационно-коммуникационных средств;

- навыки работы с общим и прикладным программным обеспечением, а также цифровыми аппаратными и техническими средствами в объеме служебных задач;

- навыки цифрового коммуникационного взаимодействия с сотрудниками, подконтрольными и другими лицами в объеме служебных задач;

- навыки обеспечения мер защиты цифровой информации.

При подготовке сотрудников УИИ в вузах ФСИН России по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (ведомственный профиль: организация исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества) основной профессиональной образовательной программой высшего образования предусмотрен ряд дисциплин, таких как «Информационные технологии в юридической деятельности», «Информационная безопасность», «Информационные технологии и технические средства надзора и контроля в деятельности уголовно-исполнительных инспекций». Эти дисциплины являются прикладными информационно-ориентированными, и в них в основном закладывается и развивается информационная и цифровая компетентность обучающихся.

В ходе образовательного процесса индикаторы достижения цифровых компетенций на уровне «знать», то есть теоретического характера, обеспе-

чиваются лекционными занятиями совместно с контрольно-проверочными мероприятиями.

Прикладная реализация цифровых компетенций у обучающихся на уровне умений и навыков формируется в ходе практической подготовки. Основу практической подготовки составляет деятельност-ная активность обучающихся, реализуемая в ходе совокупности занятий контактной формы проведения.

К видам практико-ориентированных заданий общего информационного характера можно отнести следующие виды работы обучающихся:

- с офисным программным обеспечением: создание, редактирование, архивирование файлов, обработка текстовой, табличной, мультимедийной, графической информации;

- с данными и базами данных: создание, редактирование, хранение, извлечение, статистическая обработка, графическое отображение;

- в телекоммуникационных сетях: электронное взаимодействие, обмен информацией;

- со справочно-правовыми и информационными системами: оперативный поиск информации по заданным критериям.

Работа обучающихся со средствами MS Office позволяет формировать цифровую культуру оформления служебных документов и общие навыки обработки информации. Так, например, средства табличного процессора MS Excel позволяют автоматизировать работу с данными, обеспечивают выполнение различного рода вычислений, а также сортировку, фильтрацию, статистическую обработку, визуализацию данных и формирование отчетов. Система управления базами данных MS Access позволяет решать задачи поддержки принятия решений на основе созданной базы данных и множества критериев. Векторный графический редактор Microsoft Visio обеспечивает работу с диаграммами и блок-схемами.

Обучение с применением электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) образовательного учреждения, использование веб-ресурсов способствует формированию у обучающихся цифровых коммуникационных навыков. С помощью средств сетевых коммуникаций обеспечивается доступ обучающихся к веб-сервисам ФСИН России, информационно-справочным правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант» и другим, а также к электронно-библиотечным ресурсам и образова-

тельному цифровому контенту по изучаемым дисциплинам.

Особое место в подготовке специалистов УИИ к овладению информационными и цифровыми технологиями имеет формирование навыков работы со специализированными программными, программно-аппаратными комплексами и информационными системами, такими как СЭД УИС, ГИС «ПК АКУС УИИ», ФГИС СЭМПЛ. При освоении порядка их использования в служебной деятельности важным учебно-методическим средством являются подготовленные ФКУ НИИИТ ФСИН России электронные образовательные ресурсы в виде аудиовизуальных и интерактивных пособий.

В аудиовизуальном пособии «СЭД УИС» наглядно раскрываются общие вопросы электронного документооборота, порядок использования СЭД УИС, включающий пояснение интерфейсов программы, функций руководителя, исполнителя, регистратора. Важным разделом программы являются разъяснения для всех пользователей по работе с системой, а также ответы на часто возникающие вопросы. По всем разделам электронных образовательных ресурсов сформированы контрольные вопросы для проверки усвоения материала.

Аналогичное, но интерактивное пособие разработано ФКУ НИИИТ ФСИН России и для изучения ГИС «ПК АКУС УИИ». Оно содержит описание интерфейса, видов данных; порядок ведения и редактирования данных; содержание запросной системы, порядок использования готовых запросов, алгоритм и примеры создания новых запросов, их импорт и экспорт; виды, порядок конструирования и редактирования отчетов, создания шаблонов отчетов, их импорта и экспорта; порядок работы с картотекой выбывших, особенности обмена данными. Интерактивная часть пособия содержит практические задания и обеспечивает моделирование ситуаций, характерных для автоматизированного учета, что позволяет обучающимся самостоятельно отрабатывать алгоритмы действий по ним. Важной частью электронных образовательных ресурсов является раздел типичных ошибок, возникающих при эксплуатации ГИС «ПК АКУС УИИ», и способы их исправления.

Материалы аудиовизуальных пособий СЭД УИС, ГИС «ПК АКУС УИИ» могут быть использованы преподавательским составом для разработки инди-

видуальных заданий обучающимся для практической работы.

Важным элементом формирования у обучающихся прикладных навыков профессиональной деятельности является практическая работа на автоматизированных рабочих местах (АРМ) сотрудников УИИ. Для освоения автоматизированного специального учета подконтрольных лиц в образовательной организации на базе компьютерных классов и сетевого оборудования создаются АРМ операторов ГИС «ПК АКУС УИИ». С этой целью специалистами НИИИТ ФСИН России разработан и поставляется учебный вариант программного комплекса с типовыми учетными данными (локальной базой данных), позволяющий работать автономно на индивидуальных АРМ одновременно группе обучающихся с общим сетевым доступом к базе данных. Практическая работа на указанных АРМ позволяет закрепить теоретические знания по специальному учету подконтрольных лиц, а также получить и усовершенствовать практические навыки. В процессе работы на АРМ обучающиеся также могут использовать аудиовизуальное пособие в качестве справочного материала.

Освоение будущими и действующими инспекторами УИИ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля предполагает прежде всего приобретение навыков использования в служебной деятельности аппаратно-программных и технических средств ФГИС СЭМПЛ. При этом кроме теоретических знаний требуется освоить навыки подготовки к работе, включения, активации/ деактивации, тестирования, установки и изменения режима работы, контроля функционирования средств персонального надзора и контроля СЭМПЛ, использования телекоммуникационного оборудования, средств связи. В процессе применения технических средств электронного мониторинга сотруднику УИИ требуется уметь контролировать связь стационарного или мобильного контрольного устройства с сервером СЭМПЛ, подключение к сети GSM, обмен данными между оконечными устройствами.

К техническим средствам ФГИС СЭМПЛ относятся и стационарные пульты мониторинга, или АРМ, размещаемые в УИИ, в связи с чем сотруднику необходимы знания и навыки работы с общим и специальным программным обеспечением информационной системы, а также навыки систематизации и обобще-

ния информации о подконтрольных лицах и технических средствах, верификации сообщений о выявленных нарушениях и несоответствиях, создания отчетов.

В целом при изучении ФГИС СЭМПЛ обучающиеся осваивают современные цифровые технологии управления базами данных; телекоммуникаций и передачи данных как по физическим сетям, так и беспроводным способом; глобального позиционирования; обработки баз данных электронных векторных карт; удаленного администрирования и другие.

Для эффективной организации образовательного процесса и формирования цифровых компетенций у обучающихся требуется высокий уровень учебно-методического обеспечения дисциплин.

Учебно-методические материалы должны быть ориентированы на конкретные цели образовательного процесса, включать оптимальные педагогические технологии, соответствующие виду обучения, их содержательная часть, особенно практическая, должна быть коррелирована с регламентом занятий, конкретизирована по отрабатываемым умениям и навыкам. Для обучающихся целесообразно разработать индивидуальные задания (карточки) для практической работы, содержащие постановку задачи, исходные данные, порядок выполнения заданий, требования к представлению результатов работы. Отдельные задания могут предполагать групповую работу. Результаты практических действий всех обучающихся должны быть оценены.

Большую роль в формировании профессиональных компетенций играют занятия в форме практической подготовки, которые организуются и проводятся с выездом в УИИ с целью ознакомления с применением информационных технологий, а также приобретения и совершенствования практических навыков работы на АРМ сотрудников, использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. На таких занятиях в УИИ важно уделить внимание разъяснению практических особенностей автоматизированного картотечного учета, а также возникающим в служебной деятельности проблемам, разбору примеров. Целесообразно рассмотреть прикладные технологии ведения электронного документооборота и представления статистических данных. При изучении средств электронного мониторинга обучающимся целесообразно практически отработать информационный обмен

между контрольными устройствами, электронным браслетом и стационарным пультом мониторинга, а также с использованием интерфейса «СЭМПЛ Монитор» АРМ СЭМПЛ и накопленных в УИИ сведений отработать способы верификации сообщений, формируемых контрольными устройствами, и действий сотрудников в случае отображения тревожных сообщений. При работе с электронной картой местности следует уделить внимание созданию разрешенных и запрещенных зон, соответствующих расписаний для них, отслеживанию объектов контроля.

Профессионально-прикладную направленность обеспечивают также занятия с привлечением опытных практических работников. С этой целью целесообразно приглашать для проведения занятий также и сотрудников подразделения телекоммуникационных и информационных систем территориального органа.

Самостоятельная работа обучающихся, организованная по отдельным разделам дисциплин в интерактивной форме, реализует развитие интереса к цифровым технологиям, ресурсам и инструментам, потребность в совершенствовании цифровой грамотности. Видами такой формы образовательного процесса могут быть: работа на учебных АРМ, выполнение заданий с использованием ЭИОС, компьютерное тестирование по изученному материалу, оформление отчетных материалов по занятиям в электронном виде, творческие задания с использованием материалов электронных библиотек, веб-ресурсов, информационных систем, баз данных и тому подобного.

Развитию коммуникационных навыков способствуют и дистанционные формы взаимодействия преподавателей с обучающимися посредством ЭИОС при выполнении заданий и устранении недостатков, консультировании по неясным вопросам.

Наряду с цифровыми компетенциями необходимо уделять большое внимание и развитию у обучающихся компетенций в области информационной безопасности, умению различать информационные угрозы, предотвращать их проникновение в ведомственные информационные каналы, не допускать утечки информации ограниченного служебного характера, а также персональных данных. При работе со специальным программным обеспечением АРМ преподавательскому составу необходимо добиваться соблюдения обучающимися требований по идентификации и аутентификации пользователей, защите

от несанкционированного доступа к информации, обеспечению точности, полноты и правильности вносимых данных, регистрации событий.

В добавление к изложенному стоит отметить, что для комплексного подхода к цифровизации образования формирование цифровых компетенций требуется не только в предусмотренных учебным планом дисциплинах информационного характера, но и в других путем включения в их содержание соответствующих элементов цифровизации, индикаторов достижения компетенций и планируемых результатов обучения.

Кроме содержательной части цифровизации образовательных ресурсов требуется и реализация в учебном процессе информационных и цифровых педагогических технологий, которые в этом смысле уже будут выступать не только в качестве предмета изучения, но и средством формирования у обучающихся цифровых компетенций. Компетентность преподавательского состава в области информационных технологий является неотъемлемым инструментом цифровизации образовательного процесса.

В соответствии со Стратегическим направлением в области цифровой трансформации науки и высшего образования в качестве долгосрочного социально-экономического эффекта предполагается «повышение уровня цифровых компетенций работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций», поэтому к 2030 году 100 %

профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, должны пройти обучение по программе повышения цифровых компетенций [15]. Эти требования также принимаются к реализации и ведомственными вузами.

В целом практика реализации современных информационных технологий и использования цифровых ресурсов при подготовке специалистов для УИИ свидетельствует о повышении заинтересованности обучающихся в построении личной образовательной траектории, развитии мотивации к повышению уровня цифровой грамотности и компетентности. Прикладное построение образовательного процесса в сфере цифровизации обеспечивает осознанное стремление обучающихся освоить современные навыки, требующиеся в профессиональной деятельности, а также является основой саморазвития будущих сотрудников УИИ, позволяющей решать нестандартные задачи службы в УИС.

По нашему мнению, описанный подход к организации и осуществлению образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации ФСИН России будет способствовать формированию всесторонне грамотного и компетентного в сфере современных информационных технологий сотрудника УИИ, способного совершенствовать свою деятельность на основе применения цифровых инструментов, технологий и ресурсов.

1. Геращенко О. М., Завгородняя Т. Ю., Кольцов И. В. Современные информационные технологии в деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России // Информационные технологии в УИС. 2021. № 2. С. 2-11.

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // СЗ РФ. 17.05.2021. № 20, ст. 3397.

3. Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов : приказ ФСИН России от 30.12.2020 № 984. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Бондарь М. А. Цифровая трансформация деятельности ФСИН России: организационные, правовые и экономические аспекты // Развитие уголовно-исполнительной системы: организационные, правовые и экономические аспекты : сборник материалов международной научно-практической конференции в рамках международного юридического форума «Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития» (Новосибирск, 28 мая 2021 г.). Новосибирск, Новокузнецк : Новосибирский государственный университет экономики и управления ; ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2021. С. 17-24.

5. Дробот А. Н., Рябова Н. В., Дмитрук Я. И. Цифровая трансформация уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Вестник ФКУ НИИИТ ФСИН России. 2021. Выпуск 4. С. 24-36.

6. Сурин В. В. Уголовно-исполнительная система: основные тенденции в сфере информатизации // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2021. Т. 31, № 3. С. 497-503.

7. Управление цифровой трансформации ФСИН России. Цифровая трансформация ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2022. № 10. С. 4-8.

8. Тихомирова Н. Б. Проблемы и перспективы автоматизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы : сборник материалов круглого стола (24 июня 2019 г.). С. 98-105.

9. Виноградова Н. И. Информационно-коммуникационные технологии в повышении эффективности познавательной деятельности обучающихся в системе высшего профессионального образования // Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний : сборник материалов IV круглого стола, посвященного 100-летию со дня рождения Владимира Савельевича Харичева. Тверь : ФКУ «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний», 2022. С. 222-227.

10. Гефеле О. Ф., Фомина Е. Е., Антоновский А. В. Внедрение цифровых технологий в систему переподготовки работников научных и образовательных организаций // Там же. С. 238-246.

11. Дуров В. А., Антоновский А. В. К вопросу о формировании цифровой культуры сотрудников ФСИН России // Прикладная психология и педагогика, 2022. Т. 7, № 3. С. 200-213.

12. Зыбин Д. Г., Чураков Д. Ю., Антоновский А. В. Цифровая культура сотрудников ФСИН России: возможности формирования // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 6. С. 37-46.

13. Карабанов Р. М. Учебно-методическое обеспечение формирования цифровых компетенций в системе высшего профессионального образования на основе актуализации рабочих программ учебных дисциплин // Глобальный научный потенциал. 2022. № 12. С. 184-187.

14. Царькова Е. Г., Бодров Е. Н. К вопросу формирования цифровой культуры в процессе профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2023. № 3. С. 377-379.

15. Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 21.12.2021 № 3759-р // СЗ РФ. 03.01.2022. № 1 (часть IV), ст. 265.

1. Gerashchenko O. M., Zavgorodnyaya T. Yu., Koltsov I. V. Modern information technologies in the activities of penal inspections of the FPS of Russia // Information technologies in the penal system. 2021. No. 2. P. 2-11. 2.

2. Concept for the development of the penal system of the Russian Federation for the period until 2030: approved. spacer Government of Russia Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r // OG RF. 05/17/2021. No. 20, art. 3397.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. On approval of the departmental digital transformation program of the Federal Penitentiary Service for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023: order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated December 30, 2020 No. 984. Access from LRS «ConsultantPlus».

4. Bondar M. A. Digital transformation of the activities of the Federal Penitentiary Service of Russia: organizational, legal and economic aspects // Development of the penal system: organizational, legal and economic aspects: collection of materials from the international scientific and practical conference within the framework of the international legal forum «Law and Economics» : national experience and development strategies" (Novosibirsk, May 28, 2021). Novosibirsk, Novokuznetsk: Novosibirsk State University of Economics and Management; Federal State Educational Institution of Higher Education «Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia», 2021, pp. 17-24.

5. Drobot A. N., Ryabova N. V., Dmitruk Ya. I. Digital transformation of the penal system of the Russian Federation // Bulletin of the FGI Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia of Russia. 2021. Issue 4. pp. 24-36.

6. Surin V. V. Penal system: main trends in the field of information // Bulletin of the Udmurt University. Series: Economics and law. 2021. Vol. 31, No. 3. pp. 497-503.

7. Department of Digital Transformation of the Federal Penitentiary Service of Russia. Digital transformation of the Federal Penitentiary Service of Russia // Vedomosti of the penal system, 2022. No. 10. P. 4-8.

8. Tikhomirova N. B. Problems and prospects for automating the activities of penal inspections // Current issues of informatization of the Federal Penitentiary Service at the present stage of development of the penal system: collection of materials from the round table (June 24, 2019). pp. 98-105.

9. Vinogradova N. I. Information and communication technologies in increasing the efficiency of cognitive activity of students in the system of higher professional education // Current issues of informatization of the Federal Penitentiary Service: collection of materials from the IV round table dedicated to the 100th anniversary of the birth of Vladimir Savelyevich Kharichev. Tver: Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», 2022. pp. 222-227.

10. Gefele O. F., Fomina E. E., Antonovsky A. V. Introduction of digital technologies into the retraining system for workers of scientific and educational organizations // Ibid. pp. 238-246.

11. Durov V. A., Antonovsky A. V. On the issue of forming a digital culture for employees of the Federal Penitentiary Service of Russia // Applied psychology and pedagogy, 2022. T. 7, No. 3. P. 200-213.

12. Zybin D. G., Churakov D. Yu., Antonovsky A. V. Digital culture of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia: possibilities of formation // Vedomosti of the penal system. 2023. No. 6. pp. 37-46.

13. Karabanov R. M. Educational and methodological support for the formation of digital competencies in the system of higher professional education based on the updating of work programs of educational disciplines // Global scientific potential. 2022. No. 12. pp. 184-187.

14. Tsarkova E. G., Bodrov E. N. On the issue of the formation of digital culture in the process of professional training of employees of the penal system of the Russian Federation // Eurasian Legal Journal. 2023. No. 3. pp. 377-379.

15. Strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education: approved. spacer Government of Russia Federation dated December 21, 2021 No. 3759-r // OG RF. 01/03/2022. No. 1 (part IV), art. 265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.