Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФСИН РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ / ОСУЖДЕННЫЙ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОНТРОЛЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ПОДКОНТРОЛЬНОЕ ЛИЦО / СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубцова Ксения Ивановна, Брызгалов Дмитрий Валентинович

Данная статья посвящена особенностям применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний (далее - УИИ ФСИН России). Одной из основных функций по обеспечению контроля за поведением осужденных является законное использование СЭМПЛ в целях предупреждения повторных преступлений и получение необходимой информации о противоправном поведении подучетных, а также своевременное реагирование на подобного рода действия со стороны сотрудников УИИ ФСИН России. Авторами отмечается, что в России вопросу общественного контроля в деятельности уголовно-исполнительной системы, а точнее, работы членов общественных организаций уделяется внимание как со стороны практиков, так и со стороны теоретиков. Несмотря на то что общественное воздействие является одним из основных средств в исправлении осужденных, на сегодняшний день нет практики привлечения общественных наблюдательных комиссий к работе с осужденными в рамках применения СЭМПЛ. По результатам анализа авторами предлагаются меры, направленные на повышение эффективности достижения целей и задач, стоящих перед сотрудниками УИИ, по исправлению, воспитанию и перевоспитанию осужденных. Так, к этой деятельности целесообразно было бы привлекать членов общественных наблюдательных комиссий, особенно тех, у кого имеется большой опыт в оказании содействия в работе учреждений, входящих в структуру ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голубцова Ксения Ивановна, Брызгалов Дмитрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION SPECIFIC OF THE ELECTRONIC MONITORING SYSTEM OF REGISTERED PERSONS BY PENAL INSPECTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

This article is devoted to the peculiarities of the application of the system of electronic monitoring of registered persons (hereinafter referred to as “SAMPLE”) by penal inspections of the Federal Penitentiary Service of Russia (hereinafter referred to as the PI of the Federal Penitentiary Service of Russia). One of the main functions to ensure control over the behavior of convicts is the legitimate use of “SAMPLES” in order to prevent repeated crimes and obtain the necessary information about the illegal behavior of the enrolled, as well as timely response to such actions by the staff of the criminal enforcement inspections of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author notes that in Russia, a lot of attention is paid to the issue of public control in the activities of the penal enforcement system, or, more precisely, the work of members of public organizations: both from practitioners and theorists. Public influence is one of the main means in the correction of convicts, today there is no practice of involving public monitoring commissions in working with convicts within the framework of the electronic monitoring system of registered persons. Also, based on the results of the analysis, the author suggests measures aimed at more effective achievement of the goals and tasks facing the employees of the penal enforcement inspections for the correction, upbringing and re-education of convicts. Thus, it would be advisable to involve members of public supervisory commissions, especially those who have extensive experience in assisting in the work of institutions that are part of the structure of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФСИН РОССИИ»

DOI 10.37523/SUI.2022.50.4.020 УДК 343.8

Голубцова Ксения Ивановна

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры государственно-

правовых дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: ksushechka2007@list.ru

Kseniya I. Golubtsova

Сandidate of Law,

Senior Lecturer of State and Legal Disciplines Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: ksushechka2007@list.ru

Брызгалов Дмитрий Валентинович

курсант 3 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: bryzgalovjr@gmail.com

Dmitriy V. Bryzgalov

3rd year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: bryzgalovjr@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

ФСИН РОССИИ

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний (далее - УИИ ФСИН России). Одной из основных функций по обеспечению контроля за поведением осужденных является законное использование СЭМПЛ в целях предупреждения повторных преступлений и получение необходимой информации о противоправном поведении подучет-ных, а также своевременное реагирование на подобного рода действия со стороны сотрудников УИИ ФСИН России.

Авторами отмечается, что в России вопросу общественного контроля в деятельности уголовно -исполнительной системы, а точнее, работы членов общественных организаций уделяется внимание как со стороны практиков, так и со стороны теоретиков. Несмотря на то что общественное воздействие является одним из основных средств в исправлении осужденных, на сегодняшний день нет практики привлечения общественных наблюдательных комиссий к работе с осужденными в рамках применения СЭМПЛ.

По результатам анализа авторами предлагаются меры, направленные на повышение эффективности достижения целей и задач, стоящих перед сотрудниками УИИ, по исправлению, воспитанию и перевоспитанию осужденных. Так, к этой деятельности целесообразно было бы привлекать членов общественных наблюдательных комиссий, особенно тех, у кого имеется большой опыт в оказании содействия в работе учреждений, входящих в структуру ФСИН России.

Ключевые слова: система электронного мониторинга подконтрольных лиц, осужденный, общественное воздействие, контроль, уголовно-исполнительные инспекции, подконтрольное лицо, средства контроля, уголовно-исполнительная система.

APPLICATION SPECIFIC OF THE ELECTRONIC MONITORING SYSTEM OF REGISTERED PERSONS BY PENAL INSPECTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Summary. This article is devoted to the peculiarities of the application of the system of electronic monitoring of registered persons (hereinafter referred to as "SAMPLE") by penal inspections of the Federal Penitentiary Service of Russia (hereinafter referred to as the PI of the Federal Penitentiary Service of Russia). One of the main functions to ensure control over the behavior of convicts is the legitimate use of "SAMPLES" in order to prevent repeated crimes and obtain the necessary information about the illegal behavior of the enrolled, as well as timely response to such actions by the staff of the criminal enforcement inspections of the Federal Penitentiary Service of Russia.

The author notes that in Russia, a lot of attention is paid to the issue ofpublic control in the activities of the penal enforcement system, or, more precisely, the work of members ofpublic organizations: both from practitioners and theorists. Public influence is one of the main means in the correction of convicts, today there is no practice

© 2022 Голубцова К. И., Брызгалов Д. В.

ТРИБУНА МОЛОЛОГО УЧЕНОГО

of involving public monitoring commissions in working with convicts within the framework of the electronic monitoring system of registered persons. Also, based on the results of the analysis, the author suggests measures aimed at more effective achievement of the goals and tasks facing the employees of the penal enforcement inspections for the correction, upbringing and re-education of convicts. Thus, it would be advisable to involve members of public supervisory commissions, especially those who have extensive experience in assisting in the work of institutions that are part of the structure of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: electronic monitoring system of registered persons, convicted person, public impact, control, penal inspections, registered person, means of control, penal enforcement system.

Система электронного мониторинга подконтрольных лиц - это заимствованная система по контролю и надзору за лицами, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы. Реформы по совершенствованию отечественной УИС, переориентирование системы исполнения наказания к европейским стандартам привели к введению новой системы слежения в виде электронных браслетов.

Применение СЭМПЛ позволяет дистанционно осуществлять контрольно-надзорные функции по отношению к подконтрольным в целях получения необходимой информации об их противоправном поведении, а также своевременного реагирования на подобного рода действия со стороны сотрудников УИИ ФСИН России.

В России вопросу общественного контроля в деятельности УИС, а точнее говоря, работе членов общественных организаций уделяется внимание как практиками, так и теоретиками. Согласимся с мнением Д. С. Щербаковой и Н. А. Мельниковой в том, что участие общественных организаций в исправлении осужденных имеет особое значение, так как помогает усилить роль членов организации во всей пенитенциарной системе и привлечь внимание общественности к применению СЭМПЛ [1, с. 327].

О. В. Исаев и Я. С. Николаева отмечают, что на сегодняшний день нет практики привлечения общественных наблюдательных комиссий (далее - ОНК) к работе с осужденными в рамках применения СЭМПЛ (имеется в виду такой вид наказания, как ограничение свободы, и такая мера пресечения, как домашний арест) [2, с. 14].

Считаем, что для повышения эффективности деятельности УИИ к выполнению целей и задач, стоящих перед сотрудниками, по исправлению, воспитанию и перевоспитанию осужденных целесообразно привлекать и членов ОНК, особенно тех, у кого имеется большой опыт работы с осужденными.

Также одним из проблемных вопросов эксплуатации СЭМПЛ является нехватка электронных браслетов для подконтрольных лиц, которым было назначено наказание в виде ограничения свободы, что усложняет и ухудшает работу сотрудников УИИ, практически тем самым вынуждает выполнять двойную работу по контролю за исполнением наказания. В данном случае под сомнение ставится вопрос эффективности, поэтому считаем необходимым на законодательном уровне закрепить возможность сотрудникам инспекций использовать помощника (сотрудника ОНК), который возьмет на себя функции по осуществлению контроля и надзора за данной категорией осужденных.

В Российском государстве ежегодно выделяются средства из федерального бюджета на содержание осужденных, а применение СЭМПЛ позволяет экономить бюджетные средства, так как кадровые ресурсы минимальны при исполнении определенных наказаний. Поэтому мы считаем, что лучше выделить средства на приобретение браслета подконтрольным лицам, нежели несколько лет содержать осужденных в исправительном учреждении. Также хотелось бы отметить, что СЭМПЛ позволяет обеспечить безопасность общества от правонарушителей и при отлаженной работе затрачивать минимальные физические ресурсы на исполнение сотрудниками УИИ своих прямых должностных обязанностей.

Отметим, что СЭМПЛ применяется к лицам, которым было назначено наказание в виде ограничения свободы, а также тем, кому была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста [3, с. 262] (рис. 1).

Рис. 1. Количество осужденных к ограничению свободы и лиц, которым была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста

Исходя из представленных статистических данных мы можем отметить, что не ко всем лицам, поставленным на учет в УИИ, применяется СЭМПЛ. Согласно официальным данным ФСИН России в процессе осуществления сотрудниками УИИ контроля при помощи СЭМПЛ имеются следующие недостатки: тревожные сообщения в регионах снимаются несвоевременно; своевременно не производится в программе «СЭМПЛ-мониторинг» корректировка количества подконтрольных лиц; выявляется завышение данных о количестве примененных устройств.

Считаем, что особое внимание следует уделить работе сотрудников УИИ, направленной на профилактику уничтожений, повреждений и утраты технических средств надзора и контроля. Данная работа проводится по пяти направлениям:

1. Проведение разъяснительной работы. При установке оборудования подконтрольным лицам разъясняется ответственность за повреждение, утрату и уничтожение технических средств надзора и контроля, под подпись вручается памятка о фактах привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 167 УК РФ, уничтоживших оборудование ФГИС СЭМПЛ. Кроме того, проводится разъяснительная работа с лицами, совместно проживающими с обвиняемыми и (или) подозреваемыми, о чем в постановлениях об использовании оборудования имеются их подписи. УИИ совместно с пресс-службой УФСИН России готовит пресс-релизы по фактам привлечения к уголовной и административной ответственности лиц, причинивших ущерб учреждению, которые размещаются на информационных стендах филиалов и официальном сайте территориального органа.

2. Необходимо привлекать при организации претензионно-исковой работы членов общественных наблюдательных комиссий, особенно тех, у кого имеется большой опыт в оказании содействия работе учреждений, входящих в структуру ФСИН России. По всем фактам повреждения, уничтожения или утраты оборудования СЭМПЛ инспекция проводит служебную проверку. В период проведения служебной проверки инспекция вручает лицам, повредившим оборудование, претензии о добровольном возмещении причиненного ущерба.

3. Работа УИИ по привлечению лиц к административной и уголовной ответственности. В случае умышленного уничтожения контрольных устройств (МКУ, СКУ) и электронных браслетов инспекция направляет в адрес отдела полиции заявление о привлечении к уголовной ответственности лица за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества).

4. Применение мер превентивного характера в отношении осужденных, умышленно уничтоживших оборудование СЭМПЛ. Одной из действенных мер по предупреждению уничтожения оборудования является, например, замена наказания в виде ограничения свободы на лишение свободы.

5. Взаимодействие со службой судебных приставов. УИИ совместно с УФССП России проводятся проверки по месту жительства должников с целью установления имущества, на которое можно обратить взыскание.

ТРИБУНА МОЛОЛОГО УЧЕНОГО

Таким образом, благодаря применению оборудования СЭМПЛ среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных мы можем говорить о том, что с каждым годом идет снижение уровня повторных преступлений, и это является одним из показателей эффективности использования системы.

Можно выделить следующие проблемные организационные вопросы:

- необходимость урегулирования вопросов взыскания с подконторольного лица причиненного материального ущерба вследствие порчи оборудования;

- невозможность осуществления со стороны сотрудника УИИ своевременного мониторинга поступления тревожных событий на пульт мониторинга в случаях выполнения своих служебных обязанностей за пределами здания инспекции, а также в ночное время.

Отметим, что первоначальные варианты электронных браслетов, применяемых в России, существенно отличались от нынешних. Разработчики усовершенствовали браслеты, полностью изменили конструкцию крепления ремня и замка, благодаря чему производителям удалось исключить вероятность ложного срабатывания датчика целостности ремня. Но при всех уже имеющихся модернизациях в работе электронных браслетов все равно остаются пока что неразрешенные проблемы в части применения и использования.

Для более эффективной работы СЭМПЛ необходимо постоянно совершенствовать навыки сотрудников УИИ, так как профессионализм кадрового состава инспекций напрямую зависит от того, исправится осужденный по окончании отбывания срока наказания или нет. Не все ведомственные организации имеют возможность готовить именно технических сотрудников для работы с СЭМПЛ, многим выпускникам институтов приходится обучаться непосредственно в инспекциях. Особое внимание следует уделить проведению дополнительных занятий по вопросам функционирования и применения оборудования СЭМПЛ в деятельности УИИ.

К преимуществам СЭМПЛ считаем необходимо отнести следующее:

- быстрота и оперативность оценки сложившейся ситуации, что позволяет сотруднику УИИ принять верное решение;

- возможность осуществления сотрудником инспекции обязанности по наблюдению на расстоянии;

- объективность и справедливость в отсутствии личностного отношения сотрудника к процессу контроля и надзора;

- фиксация получаемой информации на техническом носителе;

- работа технических средств связи с другими средствами по охране и надзору в рамках осуществления информационной безопасности;

- простота и удобство в использовании.

В целях совершенствования технических средств, используемых в СЭМПЛ, необходимо проводить исследования в следующих направлениях:

- повышение качества изделий, произведенных в ФСИН России путем повышения уровня производственной культуры и качества приемки изделий;

- разработка новых образцов контрольных устройств, отвечающих требованиям к их эксплуатации, таким, как антивандальное, влаго- и пыленепроницаемое исполнение, приемлемые массогабаритные характеристики, достаточное время автономной работы, долгий срок межремонтной эксплуатации, достаточные зоны взаимодействия устройства с электронным браслетом, дополнительные системы индикации состояния контрольных устройств;

- возможность осуществлять некоторые виды ремонта силами подразделений инженерно-технического обеспечения в территориальных органах ФСИН России;

- изучение поступающих предложений по модернизации устройств из территориальных органов ФСИН России, а также возможности их реализации.

Кроме того, следует проанализировать на законодательном уровне возможность привлечения общественных наблюдательных комиссий к работе с осужденными в рамках применения СЭМПЛ.

Библиографический список

1. Щербакова Д. С., Мельникова Н. А. Опыт использования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц уголовно-исполнительной системой России // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил): материалы Международной научно-практической конференции. 11 ноября 2016 года. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. С. 326-329.

2. Исаев О. В., Николаева Я. С. Система электронного мониторинга подконтрольных лиц: особенности применения в УИС // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 28 мая 2015 г. Воронеж: Научная книга, 2015. С. 13-16.

3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-декабрь 2020 г.): информационно-аналитический сборник. Тверь, 2021. 418 с.

References

1. Shcherbakova D. S., Mel'nikova N. A. Opyt ispol'zovaniya sistemy elektronnogo monitoringa podkontrol'nykh lits ugolovno-ispolnitel'noi sistemoi Rossii [Experience of using the system of electronic monitoring of controlled persons by the Russian penal enforcement system]. Ugolovnoe nakazanie v Rossii i za rubezhom: problemy naznacheniya i ispolneniya (k 10-letiyu prinyatiya evropeiskikh penitentsiar-nykh pravil). Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. 11 noyabrya 2016 g. [Criminal punishment in Russia and abroad: problems of appointment and execution (to the 10th anniversary of the adoption of European penitentiary rules). International Scientific and Practical Conference]. Vologda, 2017, рр. 326-329 [in Russian].

2. Isaev O. V., Nikolaeva Ya. S. Sistema elektronnogo monitoringa podkontrol'nykh lits: osobennosti primeneniya v UIS [Electronic monitoring system of controlled persons: features of application in the UIS]. Aktual'nye problemy deyatel'nosti podrazdelenii UIS: materialy Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. 28 maya 2015 g. [Actual problems of the activities of the UIS units:materials of the All-Russian scientific and practical conference]. Voronezh, 2015, рр. 13-16 [in Russian].

3. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy (yanvar' - dekabr' 2020 g.): informatsionno-analiticheskii sbornik [Key performance indicators of the penal enforcement system (January - December 2020): information and analytical collection]. Tver, 2021, 418 р. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.