DOI 10.37523/SUI.2021.46.5.021 УДК 343.8
Голубцова Ксения Ивановна
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры государственно-
правовых дисциплин,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Kseniya I. Golubtsova
Candidate of Law,
Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
Давлетшина Камила Инсафовна
курсант 1 курса,
Самарский юридический институт ФСИН России 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Kamila I. Davletshina
1 year cadet,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДУЧЕТНЫХ ЛИЦ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. Система электронного мониторинга подучетных лиц (далее - СЭМПЛ) в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации положительно себя зарекомендовала, хотя и имеет ряд существенных проблем, связанных с законодательным урегулированием и практическим применением.
Существует проблемы по использованию оборудования СЭМПЛ в связи с их недостаточно высокими техническими данными. Так, электронные браслеты функционируют в оптимальном режиме при температуре не ниже пяти градусов Цельсия, однако климатические условия во многих регионах нашей страны значительно суровее (к примеру, территории Крайнего Севера). Еще одним спорным моментом является осуществление контроля за лицом при помощи использования других средств контроля, к примеру, установка камер видеонаблюдения в том жилом помещении, где совместно с подозреваемым или обвиняемым проживают иные лица (родственники).
В статье также отмечается, что СЭМПЛ применяется к такой категории преступников, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести.
Авторы предлагают установить перечень лиц, к которым целесообразно применять определенный набор технических средств мониторинга. Примерная классификация может выглядеть так: лица, которые условно-досрочно освободились из исправительных учреждений; лица, которые были привлечены к ответственности за преступления, связанные с половой свободой и неприкосновенностью; лица, которые были привлечены к уголовной ответственности не один раз.
Ключевые слова: система электронного мониторинга подучетных лиц, осужденный, мера пресечения, контроль, уголовно-исполнительная система, электронный браслет, инспекция.
PROBLEMATIC ISSUES OF OPERATION OF SYSTEMS OF ELECTRONIC MONITORING OF CONTROLLED PERSONS IN THE FPS OF RUSSIA AND PROMISING SOLUTIONS
Summary. The system of electronic monitoring of controlled persons in the penal system of the Russian Federation (hereinafter referred to as the SAMPL) has proved to be positive in terms of practice for several years, although it has a number of significant problems requiring both legislative settlement and practical application.
There are problems with the use of the SAMPL equipment due to insufficient technical data. Thus, electronic bracelets function optimally at a temperature not lower than 5 degrees of centigrade. In many regions of our country, climate conditions are not favourable, such as the territories of the Far North. Another point of contention is the control of the person by other means of control, for example, the installation of video surveillance cameras in the accommodation where other persons (relatives) live together with the suspect or accused. Thus, the SAMPL applies to the category of criminals who have committed misdemeanors and gross misdemeanors.
The authors also propose to establish a list of persons to whom it is advisable to apply a certain set of technical monitoring tools. An approximate classification may look like this: persons who were released from correctional institutions on parole; persons who were brought to justice for sexual offences; a category of persons who were brought to criminal responsibility more than once.
Keywords: system of electronic monitoring of controlled persons, prisoners, measure of restrain, control, penal system, electronic bracelet, inspection.
© 2021 Голубцова К. И., Давлетшина К. И.
На сегодняшний день в Российской Федерации все активнее применяются средства электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это обусловлено тем, что реформирование уголовно-исполнительной системы подразумевает гуманизацию исполнения уголовных наказаний, и, исходя из этого, к лицам, преступившим закон, по возможности применяют наказания, не связанные с лишением свободы. К числу последних можно отнести ограничение свободы, которое регламентировано ст. 53 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), а также назначение домашнего ареста (ст. 107 УПК РФ) в качестве одной из мер пресечения.
Лицо, которому назначено наказание, не связанное с лишением свободы имеет больше шансов на успешное исправление, не теряет социально полезных связей. Напротив, нахождение лица в изоляции от общества существенно влияет на формирование у него отрицательного мышления путем криминального заражения. Как показывает практика, СЭМПЛ является сдерживающим фактором совершения подконтрольными лицами преступлений и других правонарушений. Разработки, посвященные проблеме эксплуатации СЭМПЛ в ФСИН России на методологическом уровне, становились предметом самостоятельных научных исследований российских ученых [1, с. 162; 2, с. 30], отдельные аспекты института перспективных направлений эксплуатации СЭМПЛ нашли свое отражение в трудах большого количества авторов [3, с. 32; 4, с. 163].
Правовой базой применения СЭМПЛ являются УК РФ, УИК РФ, УПК РФ, а также приказ Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 ©Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» [5].
С помощью данной системы мониторинга появляется возможность в определении границ зоны, которую подконтрольному лицу запрещено покидать. Однако существует ряд случаев, при которых подконтрольному лицу необходимо выйти из установленной зоны. Одним из них является право на получение медицинской помощи. В случае если лечение лица будет протекать в медицинском учреждении, которое располагается в том муниципальном образовании, что и уголовно-исполнительная инспекция (далее - УИИ), то при осуществлении контрольных мероприятий проблем возникать не будет. Но если лечение лица необходимо проводить в другом городе или другом субъекте Российской Федерации, то появляются определенные трудности. Прежде всего, необходимо определить УИИ, на которую будет возложена обязанность по осуществлению контроля за лицом. Также следует распределить обязанности по осуществлению контроля за подконтрольным лицом между сотрудником, который осуществляет контроль на месте постоянного исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, и сотрудником, который на период лечения является ответственным по обеспечению контроля за лицом.
Кроме указанных выше полномочий Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [6] наделяет сотрудников УИИ правом применять физическую силу с целью пресечения совершения административных правонарушений, преступлений. В целях документального подтверждения правомерности применения указанных действий сотрудниками УИС предусмотрена возможность их фиксации с помощью переносных видеорегистраторов либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации. Устанавливается обязанность незамедлительного уведомления прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов соответствующих материалов о каждом случае причинения подучетному телесных повреждений в случае самообороны.
Остановимся на проблемных вопросах и задачах, от выполнения которых зависит эффективность работы УИИ и контроля СЭМПЛ. В первую очередь следует отметить острую потребность в оборудовании. Также подчеркнем обязательность применение электронных браслетов к такой категории подконтрольных лиц, как подозреваемые, обвиняемые в совершении особых резонансных преступлений. Кроме того, в качестве проблемного вопроса необходимо выделить недостаточный уровень профессионализма и низкую исполнительскую дисциплину. Это не только создает иллюзии у осужденных и подозреваемых (обвиняемых) в возможности уклониться от контроля электронных средств, но и подрывает уверенность других граждан и широкой общественности в целом в эффективности их использования, а также наносит вред репутации сотрудников УИИ.
Еще одним спорным моментом является осуществление контроля за лицом при помощи использования других средств контроля, к примеру, установка камер видеонаблюдения в том жилом помещении, где совместно с подозреваемым или обвиняемым проживают иные лица
(родственники), и, исходя из этого, за данными лицами также будет осуществляться параллельный контроль. Данные действия напрямую противоречат гл. 2 Конституции Российской Федерации, тем самым нарушают право на неприкосновенность личной жизни.
Наряду с этим, существует проблемы по использованию оборудования СЭМПЛ в связи с их недостаточно высокими техническими данными. Так, электронные браслеты функционируют в оптимальном режиме при температуре не ниже 5 градусов Цельсия. Во многих регионах нашей страны климатические условия намного суровее, примером таких районов может служить средняя полоса России, территории Сибири и Крайнего Севера. Из основных недостатков конструкторских решений, используемых в ФГИС СЭМПЛ, можно выделить следующие:
- недостаточная зона уверенного приема сигнала мобильного контрольного устройства (далее - МКУ) ввиду использования сетей связи стандарта GSM мобильных операторов;
- габаритное, тяжелое и неудобное в использовании МКУ;
- возможность вскрыть корпус стационарного контрольного устройства (далее - СКУ) и МКУ подконтрольным лицом (далее - ПЛ), при этом достоверно определить, подвергалось ли устройство воздействию со стороны ПЛ, и подтвердить его вину в причинении вреда оборудованию не представляется возможным;
- несоответствие разъемов для заряда МКУ и СКУ, что приводит к выходу из строя разъема заряда МКУ;
- после полной разрядки аккумуляторной батареи возникает необходимость прибытия и вскрытия корпуса контрольного устройства сотрудником УИИ для его запуска;
- отсутствие индикатора заряда аккумуляторной батареи ЭБ, что не позволяет своевременно организовать замену оборудования.
Недостатки электронных браслетов в техническом плане касаются также ситуаций, когда подконтрольному лицу необходимо следить за соблюдением личной гигиены. Руководством по использованию электронного оборудования, примененного к осужденному лицу, а именно электронных браслетов, запрещено погружать рассматриваемые браслеты в воду более чем на 30 секунд, также запрещено помещать их глубже 5 метров. Если, взяв средний срок наказания в виде ограничения свободы (около двух лет), то подконтрольное лицо, в течение периода отбывания своего наказания сталкивается с проблемами по соблюдению правил личной гигиены на должном уровне. Время и сам процесс осуществления водных процедур, как правило, не соответствуют рекомендательным нормам по использованию электронных браслетов, и поэтому принятие душа (ванны, бани) весьма затруднительно, если учесть, что электронный браслет закрепляется на голени ноги осужденного, а реже на запястье руки.
В использовании и применении СЭМПЛ существует немало проблем и недоработок с технической точки зрения, которые, к сожалению, на сегодняшний день еще не разрешены. По статистике в России с каждым годом все больше и больше судами назначаются наказания без изоляции от общества, ограничение свободы и домашний арест в общей системе применения альтернативных лишению свободы видов наказания занимают не последнее место (см. рис. 1).
Наказания, не связанные с лишением свободы; 175809
связанные с лишением свободы; ) 183694
Наказания
Условное осуждение; 174046
Рис. 1. Распределение наказаний, назначаемых судом
Отметим, что значительная доля назначения судами наказаний, не связанных с лишением свободы, а также условного осуждения связана, прежде всего, с соблюдением принципа гуманизма. Большую роль играет также экономическая составляющая. Сравнительные статистические данные назначения ограничения свободы и других наказаний, не связанных с лишением свободы, представлены на рис. 2.
□ Ограничение свободы
Обязательные работы
Исправительные работы
Лишение права занимать определенные должности
Рис. 2. Данные о назначении наказаний, не связанных с лишением свободы
Согласно представленным данным ограничение свободы находится на третьем месте по количеству назначенных приговором суда наказаний по отношению к другим наказаниям, не связанным с лишением свободы.
В литературе существует мнение о том, что не следовало начинать глобальную реформу УИС России, так как уже устоявшаяся пенитенциарная система и культура так или иначе давала результаты, а перенятие европейской модели в организации, в частности, исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы (применение СЭМПЛ), привело к нецелевому использованию бюджетных средств. Однако процесс запущен, несколько этапов уже пройдено и завершено, поэтому цель по увеличению роли наказаний без изоляции от общества достигнута [7, с. 53].
По состоянию на 01.01.2021 в территориальных органах ФСИН России имеется 6621 электронный браслет (ЭБ, модели 2010 г.), из них в нерабочем состоянии 4579 (68 %), а также 18 237 модифицированных электронных браслетов (МЭБ), закупленных ФСИН России в 2020 г., из них находятся в неисправном состоянии 13 435 ед. (73 %) [8].
Исходя из практики, сложившейся в Самарской области, доставкой и постановкой на учет лиц, находящихся в ИВС и СИЗО, при замене им меры пресечения в виде содержания под стражей на домашний арест осуществляется также дежурным филиалом на служебном автотранспорте. В связи с профилактическими мероприятиями с целью недопущения совершения противоправных действий лицами, к которым применяется СЭМПЛ, руководством ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области было принято решение о круглосуточном контроле в выходные и праздничные дни дежурным филиалом СЭМПЛ с целью обработки тревожных сообщений, поступающих на стационарный пульт мониторинга и выявлению допущенных нарушений подконтрольными лицами, а также незамедлительного реагирования на нарушения. Информация по подучетным лицам ежедневно докладывается в УФСИН России. Также за филиалами закреплено одно ответственное лицо, отвечающее за обеспечение контроля данной категории лиц в системе электронного мониторинга и последующий доклад в управление. Отметим, что круглосуточный контроль СЭМПЛ лицом, ответственным от УФСИН России, снимает нагрузку с филиалов по обработке поступающих тревожных сообщений и позволяет обеспечить более оперативную обработку сообщений по выявлению нарушений подконтрольными лицами.
Для того чтобы активизировать работу по устранению неисправностей СЭМПЛ, по нашему мнению, необходимо:
1) создать рабочую группу по координации эксплуатации и модернизации СЭМПЛ;
2) заключить с Росреестром лицензионные договоры о предоставлении прав на использование картографических данных Росреестра в СЭМПЛ;
3) подписать соглашение о намерениях по сотрудничеству между ФСИН России и АО «ГЛОНАСС» с целью применения технологической инфраструктуры и программно-технических средств государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Несмотря на существующие трудности в использовании СЭМПЛ, она способствует эффективному решению вопросов, касающихся противодействию преступности.
Таким образом, система электронного мониторинга применяется к такой категории преступников, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести, а также реализуется в отношении наказаний, не связанных с лишением свободы.
Исходя из этого, необходимо внести определенные коррективы в российское законодательство в рассматриваемой сфере. Прежде всего, следует установить перечень лиц, к которым целесообразно применять определенный набор технических средств мониторинга. Примерная классификация может выглядеть так:
- лица, которые условно-досрочно освободились из исправительных учреждений;
- лица, которые были привлечены к ответственности за преступления, связанные с половой свободой и неприкосновенностью;
- лица, которые были привлечены к уголовной ответственности не один раз.
Подводя итоги, подчеркнем, что в последние годы все чаще назначаются наказания, не связанные с лишением свободы. Применение СЭМПЛ является относительно новым явлением, и в связи с этим имеются несоответствие некоторым нормам, связанным с обеспечением прав человека и гражданина. Также стоит отметить необходимость совершенствования технической составляющей данного оборудования.
Библиографический список
1. Малышева О. А. Эффективность применения СЭМПЛ при исполнении уголовного наказания в виде ограничения свободы // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2017. № 1. С. 162-167.
2. Овчинников Ю. Г. Использование электронных технических средств как метод надзора при применении домашнего ареста и ограничении свободы // Российский следователь. 2010. № 8. С. 30-32.
3. Борисенко И. В., Казак Б. Б. Использование электронного мониторинга при контроле за осужденными без изоляции от общества // Российский следователь. 2012. № 9. С. 32-33.
4. Воробьев М. В. Организация и правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде ограничения свободы с использованием средств электронного мониторинга: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 204 с.
5. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: Приказ Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.07.2021).
6. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (с изм. от 26 мая 2021 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.07.2021).
7. Исаев О. В., Паринов А. В., Кольцов А. С, Кобзистый С. Ю. Система электронного мониторинга подконтрольных лиц. Настройка и конфигурирование основных подсистем: учебное пособие. Воронеж: Воронежский институт ФСИН России, 2018. 141 с.
8. Статистические сведения о характеристике лиц, состоящих на учете в УИИ [Электронный ресурс]. URL: http://fsin.su/structure/inspector /iao/statistika/ (дата обращения: 14.09.2021).
References
1. Malysheva О. A. Effektivnost' primeneniya SEMPL pri ispolnenii ugolovnogo nakazaniya v vide ogranicheniya svobody [The effectiveness of the use of samples in the execution of criminal punishment in the form of restriction of freedom]. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia], 2017, no. 1, pp. 162-167 [in Russian].
2. Ovchinnikov Yu. G. Ispol'zovanie elektronnykh tekhnicheskikh sredstv kak metod nadzora pri primenenii domashnego aresta i ogranichenii svobody [The use of electronic technical means as a method of supervision in the application of house arrest and restriction of freedom]. Rossiiskii sledovatel' [Russian investigator], 2010, no. 8, pp. 30-32 [in Russian].
3. Borisenko I. V., Kazak B. B. Ispol'zovanie elektronnogo monitoringa pri kontrole za osu-zhdennymi bez izolyatsii ot obshchestva [The use of electronic monitoring in the control of convicts without isolation from society]. Rossiiskii sledovatel' [Russian investigator], 2012, no. 9, pp. 32-33 [in Russian].
4. Vorob'ev M. V. Organizatsiya i pravovye osnovy deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nykh inspektsii po ispolneniyu nakazaniya v vide ogranicheniya svobody s ispol'zovaniem sredstv elektron-nogo monitoringa. Diss. kand. yurid. nauk [Organization and legal basis of the activities of penal enforcement inspections for the execution of punishment in the form of restriction of freedom using electronic monitoring tools. Candidate's of Law thesis]. Moscow, 2015, 204 p. [in Russian].
5. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii ispolneniya nakazaniya v vide ogranicheniya svobody: Prikaz Minyusta RF ot 11 oktyabrya 2010 g. no. 258 [On approval of the Instruction on the organization of execution of the penalty of restriction of liberty order of the Ministry of justice of Russia on 11 October 2010 no. 258]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 01.07.2021) [in Russian].
6. Ob uchrezhdeniyakh i organakh, ispolnyayushchikh ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody: Zakon RF ot 21 iyulya 1993 g. no. 5473-I (s izm. ot 26 maya 2021 g.) [About the institutions and bodies executing criminal punishment in the form of deprivation of freedom: the Law of the Russian Federation of July 21, 1993, no. 5473-I (Rev. dated May 26, 2021)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 01.07.2021) [in Russian].
7. Isaev O. V., Parinov A. V., Kol'tsov A. S, Kobzistyi S. Yu. Sistema elektronnogo monitoringa podkontrol'nykh lits. Nastroika i konfigurirovanie osnovnykh podsistem: uchebnoe posobie [Electronic monitoring system of controlled entities. Setting up and configuring the main subsystems]. Voronezh, 2018, 141 p. [in Russian].
8. Statisticheskie svedeniya o kharakteristike lits, sostoyashchikh na uchete v UII. URL: http://fsin.su/structure/inspector /iao/statistika/ (Accessed: 14.09.2021) [in Russian].