Научная статья на тему 'Вопросы формирования спроса и цены на услуги агротуризма в Иркутской области'

Вопросы формирования спроса и цены на услуги агротуризма в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТУРИЗМ / REGIONAL ECONOMICS / AGRICULTURE / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенко Ольга Владимировна

Рассмотрены вопросы формирования спроса и цены на услуги агротуризма в Иркутской области. Проведен расчет нижнего и верхнего пределов цены агротуристического пакета для семейного гостиничного бизнеса и агротуристического кооператива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of forming of demand and of price for the services of agrotourism in Irkutsk region

Formation of demand and service prices in rural tourism in Irkutsk Oblast are explored. Calculations are given for top and bottom-line price limits for rural tour package for a family inn business and a rural tourism cooperative.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования спроса и цены на услуги агротуризма в Иркутской области»

Оценка перспективного баланса производства и потребления зерно-, молоко- и мясопродуктов дает основание для вывода о том, что увеличение производства зерна в перспективе до 350 тыс. т будет способствовать росту производства молока и мяса, повышению роли Иркутской области в межрегиональном разделении труда.

Таким образом, с целью наиболее быстрого решения зерновой проблемы следует создать режим максимального благоприятствования для развития зернового хозяйства, формировать рынок зерна с использованием «мягких» регулирующих механизмов со стороны государственных органов. Поскольку

именно так достигается более стабильный уровень издержек, а следовательно и цен, сохраняется гарантия получения необходимых доходов товаропроизводителями зерна.

Примечания

’ Иваницкий С.Б. Региональный зернопродуктовый рынок и формирование фондов зерна / / Экономические проблемы аграрного сектора Сибири: науч.-техн. бюл. Новосибирск, 2002. Вып. 5. С. 12.

2 Об областной государственной целевой программе «Развитие сельскохозяйственного производства в Иркутской области на 2006—2008 гг.»: постановление Законодат. собрания Иркут. обл. от 21 июня 2006 г. № 23/24-ЗС // Агрофакт. 2006. № 8-9. С. 16.

О.В. ВЛАСЕНКО

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ЦЕНЫ НА УСЛУГИ АГРОТУРИЗМА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Одним из наиболее важных моментов формирования концепции агротуристической деятельности является решение проблемы оптимального ценообразования, которое должно быть максимально ориентировано как на предполагаемый спрос на данный вид туристического продукта, так и на величину ожидаемой поставщиками агротуристичес-ких услуг прибыли. В то же время на сегодняшний день спрос на агротуристические услуги прогнозировать довольно проблематично, так как он в большой мере зависит от стратегии продвижения продукта на рынок и от политики ценообразования. Однако при определении диапазона цен на рынке агро-туристических услуг следует учитывать, что изначально агротуризм в условиях российской действительности позиционируется как относительно недорогой отдых.

Опираясь на принципы ценообразования, разработанные в области туризма и гостиничного хозяйства, мы сделали попытку определить нижний и верхний пределы цены агротуристического пакета для семейного гостиничного бизнеса и агротуристического кооператива.

Для семейного гостиничного бизнеса нижний предел цены агротурпакета на одного человека будет представлять собой сумму следующих составляющих: стоимость комму-

нальных услуг, стоимость обслуживания, стоимость питания, стоимость доставки туриста до места отдыха и обратно, увеличенная на 10%; рекреационные отчисления (в случае если агротуристическая деятельность ведется на территории природоохранной зоны).

Оптимальная цена складывается из нижнего предела цены, процента прибыли предпринимателя и сезонной надбавки (скидки), которая исчисляется в размере 10% оптимальной цены.

К цене реализации агротуристического продукта добавляются процент за услуги туроператора (турагентства) и налоговые отчисления.

Таким образом, цена агротурпакета может рассчитываться по следующей формуле:

ц = (С + Пр ± СН) + (С + Пр ± СН)ПТ + НО, где Ц — цена агротурпакета на одного человека; С — нижний предел цены, т.е. себестоимость предоставления агротуристической услуги; Пр — объем предпринимательской прибыли; СН — сезонная надбавка (скидка); ПТ — процент за услуги туроператора; НО — налоговые отчисления.

При этом конечная цена не должна превышать верхний ценовой предел, обусловленный исключительно спросом на данный вид услуг.

© О.В. Власенко, 2007

О.В. ВЛАСЕНКО

Агротуристический кооператив является более сложной формой организации, чем семейный гостиничный бизнес, поэтому в данном случае при определении нижнего уровня цены добавляются следующие параметры: организационные расходы, затраты на продвижение своего продукта на рынке услуг; расходы на улучшение материально-технической базы всех участников кооператива.

В то же время при формировании цены реализации агротуристического продукта нивелируется такой параметр, как процент за услуги туроператора (турагентства), что, по нашему мнению, можно компенсировать за счет дополнительных расходов.

В случае когда агротуристическая деятельность развивается при поддержке местных органов власти, ценообразование может происходить несколько другим путем, особенно если муниципальное образование сумеет привлечь средства для частичного финансирования данного проекта.

Приведем цены на агротуристические услуги в некоторых регионах Российской Федерации. Самая организованная система реализации агротуристического продукта существует на сегодняшний день в Алтайском крае. Цены на проживание колеблются между 200 и 400 р. в сутки. Отметим, что такой же уровень цен сложился и в Калининградской области, где агротуризм начал развиваться совсем недавно, но очень активно благодаря поддержке муниципалитетов.

Рассмотрим уровень цен на агротурис-тические услуги в Алтайском крае в зависимости от категории гостиниц и месторасположения сельского населенного пункта (табл. 1).

Ориентируясь на уже сложившиеся цены на территории некоторых субъектов Российской Федерации, мы считаем, что стоимость реализации агротуристического продукта в Иркутской области будет варьироваться в пределах этой же ценовой категории. Однако, по нашему мнению, спрос и, соответственно, цена на агротуристические услуги будут зависеть и от месторасположения сельских населенных пунктов, оказывающих услуги данного вида. Например, спрос на такие услуги в сельских поселениях, расположенных рядом с местами паломничества туристов (вдоль Кругобайкальской железной дороги, в пос. Листвянка, пос. Хужир), будет намного выше, чем спрос на них в отдаленном сельском населенном пункте, где нет никаких иных достопримечательностей, кроме как разнообразие природных ландшафтов.

Согласно данным ВТО, стабильное увеличение турпотока в Иркутскую область в 2001-2006 гг., а также значительный рост в нем количества российских туристов в 2006 г. позволяют говорить о повышающемся интересе путешественников к Иркутской области. Отсюда следует актуальность выявления спроса на агротуристические услуги региона.

Таблица 1

Диапазон цен на агротуристические услуги в Алтайском крае (средние цены на 2006 г.)

Район Сельское поселение Категория принимающих усадеб Количество принимающих усадеб Цена, р./сут

размещения трехразового питания

Чемальский Чемал 1 10 320 300

2 350 250

3 400 250

Эликманар 0 7 250 -

1 300 300

2 320 300

Чепош 1 3 280 250

3 400 300

Турочакский Кебезень 1 4 300 250

2 320 250

Яйлю (Телецкое озеро) 1 1 200 250

Усть-Коксинский Чендек 1 1 160 -

Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)

Таблица 2

Оценка потенциального спроса на агротуристические услуги Иркутской области

Вопрос Количество опрошенных, %

Студенты Пенсионеры Работающие

Отдыхали ли Вы в деревне? (да) 12 55 19

Хотите ли Вы отдохнуть в деревне? (да) 60 18 56

Важно ли для Вас наличие дополнительных объектов туристского интереса при условии отдыха в деревне? (да) 80 0,5 43

Какой вид отдыха Вы предпочитаете?

Активный 95 30 45

Пассивный 5 70 55

Одним из маркетинговых инструментов по определению спроса является анкетирование. Весной-летом 2007 г. нами был проведен опрос туристов, которые предпочитают «дикий» отдых в таких санаторнокурортных зонах, как Аршан, и таких традиционных местах паломничества туристов, как Кругобайкальская железная дорога и о. Ольхон. В конце путешествия туристы отвечали на вопросы специально разработанной анкеты. Результаты данного опроса представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, спрос на агроту-ристический продукт Иркутской области есть. Целевой аудиторией следует избрать студентов и лиц в возрасте от 25 до 55 лет. Исходя из оценки потенциальными туристами приемлемой для них стоимости отдыха агро-турпродукт должен стоить в промежутке от 300 до 500 р. за один день проживания.

Следующий шаг — попытка выяснить зависимость потенциального спроса на агро-туристический продукт от предполагаемого уровня цен, месторасположения сельского поселения и качества предоставляемых услуг (заполнить вторую анкету предлагалось лицам (150 респондентов), которые ответили на вопрос «Хотите ли Вы отдохнуть в деревне?» положительно).

Проанализировав данные опроса, мы пришли к выводу, что самый высокий уровень цен возможен в тех сельских пунктах, на территории которых проживают представители этнических групп (тофалары, эвенки,

буряты). Это связано с резко возросшим за последние годы интересом к этнической тематике и культуре малых народностей. Также довольно высоким уровень цен может быть в сельских пунктах, расположенных в непосредственной близости от санаторно-курортных зон и традиционных мест паломничества туристов. Однако в этом случае верхний предел цен будет определяться уже сложившейся в данной местности стоимостью аналогичного вида услуг. Например, если стоимость одного дня проживания с трехразовым питанием на турбазе, построенной в пос. Хужир, примерно равна 500 р., то поднимать цену выше этого предела экономически неэффективно. В самой низкой ценовой категории оказались агротуристические услуги в сельских пунктах, расположенных в отдалении от городов. Здесь особо остро встает вопрос о дополнительном стимулировании спроса. Повышение спроса на агротурис-тические услуги может достигаться путем применения элементарных и малозатратных мер, таких как предоставление дополнительных услуг (продажа изделий народных промыслов и т.д.).

Таким образом, для потенциального агротуриста важно не столько качество предоставляемого жилья, сколько цена и содержательность предлагаемого тура. По сути, два последних компонента и являются определяющими при формировании спроса.

Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.