С.В. ТРУФАНОВА
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ ЗЕРНА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА
Рыночные принципы хозяйствования и рыночные противоречия присущи любому товарному рынку, чем объективно обусловливается необходимость его регулирования. Однако уровень и формы государственного воздействия определяются спецификой условий производства и реализации того или иного товара и его значимостью для экономического и социального развития страны и регионов.
Так, специфической особенностью растениеводческой продукции является ее зависимость от природных факторов, определяющих различную эффективность деятельности его производителей при реализации товаров на рынке совершенной конкуренции и при покупке необходимых им средств производства и получении услуг на монополизированном рынке. В данном случае государство должно регулировать экономические отношения между рыночными партнерами, выравнивая доходность функционирующих в неблагоприятных природных условиях производителей товарной сельскохозяйственной продукции и защищая их от монопольных поставщиков средств производства и услуг. В условиях либерализации внешней торговли оно должно защищать отечественных
товаропроизводителей и от монопольных экспортеров продукции АПК, в том числе стран СНГ1.
Система государственного регулирования производства и сбыта зерна в пределах единого продовольственного рынка Сибири включает обязательства государственных органов закупать зерно в урожайные годы у товаропроизводителей по гарантированным ценам, принимать его в залог на определенный срок, оказывать государственную поддержку товаропроизводителям. Поэтому государственные органы формируют резервные фонды с целью проведения в неурожайные годы товарных интервенций на зерновом рынке и обеспечения животноводства зернофуражом для его устойчивого развития.
Размеры резервных фондов зерна должны устанавливаться, исходя из возможностей развития зернового хозяйства, создания необходимых условий для нормального его ведения и обеспечения стабильного удовлетворения внутренних потребностей в зерне в аномально неблагоприятные в агрометеорологическом отношении годы. Объемы таких фондов должны соответствовать величине максимальных годовых колебаний валового сбора (табл.).
Баланс производства и потребления зерна урожая 2006 г. в Иркутской области*
Вид зерновой продукции Потребность в зерне, тыс. т Обеспеченность собственными ресурсами Количество зерна, необходимого к завозу, тыс. т
тыс. т %
Продовольственное зерно 306** 182,3*** 59,6 123,7
Для хлебозаводов, минипекарен и т.д. 306 160,0 52,3 146,0
Фуражное зерно 608 290,0 47,7 318,0
Семена 102 - - -
Всего 914 472,3 51,7 441,7
* Рассчитано по данным Главного управления сельского хозяйства Иркутской области.
** Рассчитано в соответствии с физиологическими нормами потребления (84 кг на душу населения в год в пересчете на муку для выпечки хлеба и кондитерских изделий), рекомендуемыми Академией медицинских наук Института питания РФ.
*** В том числе резервный и стабилизационный фонды зерна в Иркутской области в количестве 22,3 тыс. т.
© С.В. Труфанова, 2007
С.В. ТРУФАНОВА
В соответствии с областной государственной целевой программой «Развитие сельскохозяйственного производства области на 2006-2008 гг.» в 2006 г. планировалось произвести зерна 462 тыс. т при потребности 914 тыс. т2. Из-за объективных агроклиматических условий, осложненных затяжной, холодной весной и ранними заморозками и снегопадом, произошла гибель зерновых и зернобобовых культур, что привело к значительному недобору урожая. Валовой сбор зерна в Иркутской области в 2006 г. составил 450 тыс. т, или 89,6% к уровню прошлого года, в том числе было произведено продовольственного зерна 160 тыс. т при потребности 306 тыс. т. Необходимо отметить, что уже на плановом уровне валовой сбор почти вполовину меньше потребности.
По распоряжению губернатора на 2007 г. объем фонда определен в 38 тыс. т зерна. К началу января 2007 г. он располагал 22,3 тыс. т. Из них свыше 18 тыс. т числилось за должниками, которые находятся в стадии банкротства. И только около 4,5 тыс. т зерна, принадлежащего фонду, находилось на ответственном хранении в преуспевающих хозяйствах Иркутской области.
Для обеспечения фактического спроса в область необходим значительный ввоз зерновой продукции. Ежегодно он составляет около 200 тыс. т продовольственного зерна.
Эксперты утверждают, что главной проблемой развития хлебопекарной промышленности у нас является нехватка зерна с хлебопекарными свойствами. «Фуражным зерном наши хозяйства еще могут как-то обеспечить регион, а вот хлебопекарное зерно приходится покупать в других регионах — Красноярском и Алтайском краях», — отметил директор ЗАО «Иркутский хлебозавод» С. Каракич.
Покупка 1 т зерна в Иркутской области обходится в среднем в 5 тыс. р., однако закупать зерно по более низкой цене в других регионах не всегда выгодно. Так, в Новосибирске ЗАО «Иркутский хлебозавод» закупает зерно по 3 тыс. р. за 1 т, но при железнодорожной перевозке его стоимость возрастает почти вдвое.
В Иркутской области неблагоприятны условия для формирования резервного фонда зерна с целью регулирования зернового
рынка и осуществления товарных интервенций; соотношение благоприятных и неблагоприятных лет — удовлетворительное. Формирование такого фонда требует выделения финансовых средств для закупок зерна и его хранения. В свою очередь оно создает реальную возможность через механизм регулирования рыночной цены поддерживать сбалансированность зернового рынка и гарантировать необходимый уровень доходности производителям зерна.
Резервный фонд в Иркутской области может формироваться путем дополнительных закупок зерна посредством проведения залоговых операций, и прежде всего в урожайные годы. Сдача зерна в залог выгодна его товаропроизводителям (залогодателям) и государству (залогодержателю). Первые имеют гарантию сбыта своей продукции и получения минимального дохода в случае прекращения ее залога, а также получают право выбора срока реализации зерна и временного займа средств у залогодержателя взамен использования дорогостоящего кредита. Это обеспечивает им равномерное поступление денежных средств и увеличение дохода за счет более благоприятной рыночной конъюнктуры. Государство же может использовать принятое под залог зерно в качестве оборотных фондов для решения вопросов бесперебойного обеспечения потребностей в нем как в одном из источников пополнения резервного фонда. При этом более рационально эксплуатируются имеющиеся емкости для его хранения.
С целью удовлетворения запросов населения в хлебе и хлебопродуктах, приостановления спада в животноводстве, особенно в птицеводстве и свиноводстве, повышения роли области в межрегиональном продуктообмене минимальное среднегодовое производство зерна в 2002-2007 гг. должно составлять около 270 тыс. т. Стабильным развитие агропромышленного производства в 2015 г. может быть при производстве зерна 350 тыс. т. Эти показатели соответствуют среднегодовому уровню 1985-1990 гг. При этом зерно может быть полностью востребовано на внутреннем и межрегиональном продовольственном рынках только при устойчивом государственном регулировании его предложения и спроса, как это было до 1990 г.
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
Оценка перспективного баланса производства и потребления зерно-, молоко- и мясопродуктов дает основание для вывода о том, что увеличение производства зерна в перспективе до 350 тыс. т будет способствовать росту производства молока и мяса, повышению роли Иркутской области в межрегиональном разделении труда.
Таким образом, с целью наиболее быстрого решения зерновой проблемы следует создать режим максимального благоприятствования для развития зернового хозяйства, формировать рынок зерна с использованием «мягких» регулирующих механизмов со стороны государственных органов. Поскольку
именно так достигается более стабильный уровень издержек, а следовательно и цен, сохраняется гарантия получения необходимых доходов товаропроизводителями зерна.
Примечания
1 Иваницкий С.Б. Региональный зернопродуктовый рынок и формирование фондов зерна / / Экономические проблемы аграрного сектора Сибири: науч.-техн. бюл. Новосибирск, 2002. Вып. 5. С. 12.
2 Об областной государственной целевой программе «Развитие сельскохозяйственного производства в Иркутской области на 2006-2008 гг.»: постановление Законодат. собрания Иркут. обл. от 21 июня 2006 г. № 23/24-ЗС // Агрофакт. 2006. № 8-9. С. 16.
О.В. ВЛАСЕНКО
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ЦЕНЫ НА УСЛУГИ АГРОТУРИЗМА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Одним из наиболее важных моментов формирования концепции агротуристической деятельности является решение проблемы оптимального ценообразования, которое должно быть максимально ориентировано как на предполагаемый спрос на данный вид туристического продукта, так и на величину ожидаемой поставщиками агротуристичес-ких услуг прибыли. В то же время на сегодняшний день спрос на агротуристические услуги прогнозировать довольно проблематично, так как он в большой мере зависит от стратегии продвижения продукта на рынок и от политики ценообразования. Однако при определении диапазона цен на рынке агро-туристических услуг следует учитывать, что изначально агротуризм в условиях российской действительности позиционируется как относительно недорогой отдых.
Опираясь на принципы ценообразования, разработанные в области туризма и гостиничного хозяйства, мы сделали попытку определить нижний и верхний пределы цены агротуристического пакета для семейного гостиничного бизнеса и агротуристического кооператива.
Для семейного гостиничного бизнеса нижний предел цены агротурпакета на одного человека будет представлять собой сумму следующих составляющих: стоимость комму-
нальных услуг, стоимость обслуживания, стоимость питания, стоимость доставки туриста до места отдыха и обратно, увеличенная на 10%; рекреационные отчисления (в случае если агротуристическая деятельность ведется на территории природоохранной зоны).
Оптимальная цена складывается из нижнего предела цены, процента прибыли предпринимателя и сезонной надбавки (скидки), которая исчисляется в размере 10% оптимальной цены.
К цене реализации агротуристического продукта добавляются процент за услуги туроператора (турагентства) и налоговые отчисления.
Таким образом, цена агротурпакета может рассчитываться по следующей формуле:
ц = (С + Пр ± СН) + (С + Пр ± СН)ПТ + НО, где Ц — цена агротурпакета на одного человека; С — нижний предел цены, т.е. себестоимость предоставления агротуристической услуги; Пр — объем предпринимательской прибыли; СН — сезонная надбавка (скидка); ПТ — процент за услуги туроператора; НО — налоговые отчисления.
При этом конечная цена не должна превышать верхний ценовой предел, обусловленный исключительно спросом на данный вид услуг.
© О.В. Власенко, 2007