Научная статья на тему 'Агротуризм в развитии сельских территорий (на примере Ленинградской области)'

Агротуризм в развитии сельских территорий (на примере Ленинградской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1200
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЕНСКИЙ ТУРИЗМ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОТУРИЗМ / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРЕСТЬЯНСКАЯ УСАДЬБА / RURAL TOURISM / HISTORICAL AND CULTURAL TOURISM / ECOTOURISM / THERAPEUTIC AND PROPHYLACTIC TOURISM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RURAL AREAS / FARM / FARMHOUSES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Каганович Андрей Александрович

В статье рассматриваются условия, опыт и перспективы развития агротуризма в Ленинградской области, определяется валовой доход агротуристических услуг в масштабе региона. Классифицируются виды туризма, осуществляемые вне городов. Исследуются факторы агротури-стической деятельности, влияющие на устойчивость экономического развития сельских территорий, выявляются особенности и определяются закономерности ведения предпринимательской деятельности, связанной с агротуризмом, главами крестьянских (фермерских) хозяйств региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FARMHOUSE IN RURAL DEVELOPMENT (FOR EXAMPLE, LENINGRAD REGION)

In the article discusses the conditions, experiences and perspectives of development of agro-tourism in the Leningrad region is defined gross revenue of services in agro-scale re-region. Classified types of tourism carried outside the city. The factors of rural tourism activities that affect the sustainability of economic development of rural areas-ray, identifies characteristics and patterns are determined by conducting enterprise-ness activities related to agro tourism heads of peasant (farmer) farms in the region.

Текст научной работы на тему «Агротуризм в развитии сельских территорий (на примере Ленинградской области)»

66

Каганович А. А.

АГРОТУРИЗМ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. В статье рассматриваются условия, опыт и перспективы развития агротуризма в Ленинградской области, определяется валовой доход агротуристических услуг в масштабе региона. Классифицируются виды туризма, осуществляемые вне городов. Исследуются факторы агротуристической деятельности, влияющие на устойчивость экономического развития сельских территорий, выявляются особенности и определяются закономерности ведения предпринимательской деятельности, связанной с агротуризмом, главами крестьянских (фермерских) хозяйств региона.

Ключевые слова. Деревенский туризм, историко-культурный туризм, экотуризм, лечебно-профилактических туризм, устойчивое развитие, сельские территории, фермерское хозяйство, крестьянская усадьба.

Kaganovich А.А.

FARMHOUSE IN RURAL DEVELOPMENT (FOR EXAMPLE, LENINGRAD REGION)

Abstract. In the article discusses the conditions, experiences and perspectives of development of agrotourism in the Leningrad region is defined gross revenue of services in agro-scale re-region. Classified types of tourism carried outside the city. The factors of rural tourism activities that affect the sustainability of economic development of rural areas-ray, identifies characteristics and patterns are determined by conducting enterprise-ness activities related to agro tourism heads of peasant (farmer) farms in the region.

Keywords. Rural tourism, historical and cultural tourism, ecotourism, therapeutic and prophylactic tourism, sustainable development, rural areas, farm, farmhouses.

Д Д Д

Экономические реформы конца XX века породили ряд серьёзных экономических и социальных проблем на селе. Для их решения недостаточно только развития сельскохозяйственного производства, нужны новые социально-экономические идеи, способные создать гибкий механизм устойчивого развития регионального сектора агропромышленного комплекса и сельских территорий России. Одним из элементов такого механизма, по мнению автора, может стать аграрный туризм.

Сложилось различное понимание агротуризма. Одни специалисты относят к нему историкоэтнографические и спортивно-оздоровительные услуги, предлагаемые в сельской местности. Другие считают, что агротуризм это, прежде всего, занятость сельского населения, связанная с реализацией произведённой ими сельскохозяйственной продукции и, наконец, ряд экономистов утверждают, что агротуризм обеспечивает более высокую конкуренцию на рынке туристических услуг. Если проанализировать существующий современный понятийный аппарат по агротуризму, то очевидно, что он

ГРНТИ 06.61.33 © Каганович А.А., 2015

Андрей Александрович Каганович — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры экономики Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.

Контактные данные для связи с автором: 196601, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 2 (Russia, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoie road, 2). Тел: +7 (812) 465-05-05. Е-mail: sly-fx@bk.ru.

Статья поступила в редакцию 01.07.2015 г.

Для ссылок: Каганович А.А. Агротуризм в развитии сельских территорий (на примере Ленинградской области) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 66-70.

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

67

рассматривается, с точки зрения территориального развития, как ключевая отрасль хозяйства в сельской местности. Все остальные отрасли, представленные на селе, являются лишь технологическим инструментарием «встроенным» в природно-климатическую рекреационную среду.

Все специалисты, с трудами которых ознакомился автор, сходятся во мнении, что агротуризм - это отрасль туристической деятельности, осуществляемая за пределами города на территории, на которой постоянно проживают сельские жители. Особенностью данной территории, с точки зрения демографии, является низкая плотность населения и сравнительно небольшой набор услуг, который может быть представлен потенциальному клиенту. В данный набор могут входить услуги по размещению в сельских домах, услуги по организации туров (историко-культурных, экологических, лечебнопрофилактических и др.), услуги, связанные с непосредственным участием туристов в сельскохозяйственном производстве и других занятиях сельских жителей. Исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать, что агротуризм - это один из видов туристической деятельности, осуществляемый в сельской местности. Агротуристическим продуктом данного вида деятельности является полноценный комплекс туристических услуг. Ресурсной базой агротуризма (и также его разновидностей - сельского, деревенского, фермерского и казачьего) являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы сельской местности.

Мировые тенденции развития туризма ярко демонстрируют, особенно в последнее время, что миллионы семей отдают предпочтение не солнцу, морю и фешенебельным курортам, а сельскому пейзажу, экологии и историческим традициям. Изучив зарубежный опыт развития агротуризма, мы можем констатировать, что он различается (дифференцирован) по своему предназначению и функциям, выполнение которых обязательно, с точки зрения принадлежности к агротуризму. Экскурс в историю вопроса показывает, что агротуризм, как одно из направлений туристической деятельности, появился в 50-е годы прошлого века во Франции, Италии, Германии, Кипре, Малайзии, Шри-Ланке и других странах в связи с урбанизацией. В вышеуказанных странах резко сократилось производство собственных сельхозпродуктов. Правительства многих стран были вынуждены выделить бюджетные средства на восстановление заброшенных сельских населённых пунктов и переселить в них специально отобранные молодые семьи.

Яркий пример такого государственного подхода демонстрировала Франция. В связи с вышеизложенными причинами, в стране резко сократилось производство традиционных для французов вина и сыра. За достаточно небольшой временной промежуток, государству удалось переломить ситуацию. Уже к началу 1960-х годов было восстановлено за счёт бюджета более одной тысячи агроусадеб. Схожая ситуация наблюдалась в начале 1970-х годов и в Италии. Агротуризм там получил развитие в качестве дополнительного вида деятельности к основному сельхозпроизводству. Наиболее прибыльно агротуризм развивался в Тоскании, Сицилии и Умбрии. Интересен опыт Германии по развитию агротуризма (немцы чаще называют его деревенским туризмом). Для развития сельских территорий Германии, правительство разработало и реализовало государственную программу по устойчивому развитию сельской местности. Суть программы сводилась к организации бюджетного отдыха граждан. Как результат - комфортный деревенский отдых каждому желающему за небольшие деньги. Только за 2014 год более пятисот тысяч граждан Европейского союза отдыхали в сельской местности на территории Германии по программам агротуризма.

С целью снижение нагрузки на прибрежные районы Кипра, руководство этой страны всячески поощряло развитие сельского туризма. Сегодня можно констатировать, что агротуризм Кипра прочно занял второе место среди различных направлений туристической деятельности, уступив только пляжному туризму. Государственный подход к развитию агротуристической сферы демонстрирует и Малайзия. Особенность данного вида туризма в этой стране заключается в том, что он развивается на основе созданных в прошлом и создаваемых в настоящее время государственных сельскохозяйственных парков. VIP-деревни - «визитная карточка» агротуризма Шри-Ланки. Агротуристические деревни этой страны представляют собой современные сельскохозяйственные предприятия. Это некий симбиоз «пятизвёздочных деревень» и современных сельскохозяйственных комплексов с элементами национального колорита.

Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что причиной развития агротуризма в мире явились социально-экономические и демографические трудности, а также бурный рост урбанизации. За рубежом агротуризм имеет государственную поддержку. Государства координируют

68

Каганович А. А.

данный вид туристической деятельности специально созданными правительственными организациями и уделяют ему значительное внимание. В Российской Федерации же агротуризм только начинает делать свои первые шаги. В настоящее время ещё рано говорить о полноценном агротурпродукте, который должен создаваться туроператорами, однако, ряд регионов страны активно развивают и поддерживают агротуризм. Первый опыт развития данного вида занятости сельского населения отмечен на Алтае (агротуристический проект «Зелёный дом»), в Белгородской и Воронежской областях (агротуристический проект «Деревня»), в Карелии (проект «Российская усадьба»). Попытки работы по модельным программам «деревенский пансион», «национальный дом», «этнографическая деревня», «VIP-деревня», «деревенская гостиница», «охотничий хутор» и пр., отмечаются в Прибайкалье, Удмуртии, в республиках Северного Кавказа, на Камчатке и других регионах России.

В современных социально-экономических условиях складывается механизм агротуристической деятельности. Появляются компании (как правило туристические), которые создают классический туристический продукт «под ключ». Особенностью такого продукта является то, что создаётся он в сельской среде, где очень слабо представлена инфраструктура туризма. Агентами (субъектами) агротуризма являются сельские жители, ведущие хозяйство, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств со своими семьями. Данные категории сельских жителей, помимо обеспечения туристов продуктами питания, предоставляют для своих клиентов жилые помещения. Исходя из этого следует, что объектом агротуристической деятельности выступает крестьянская усадьба, расположенная в сельской местности и обладающая рядом обязательных для туристической деятельности элементов: меблированное (возможно стилизованные под старину) изолированное помещение, кухня, баня, надворные постройки.

В результате проведённого анализа потенциального рынка агротуризма, нами выявлены следующие его целевые сегменты: (1) граждане Российской Федерации и (2) иностранные туристы.

Первую категорию туристов можно подразделить на несколько подгрупп: туристы из числа граждан Российской Федерации, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, которым запрещён или ограничен выезд за рубеж; туристы, которые имеют небольшие по времени отпуска в связи с особенностью их занятости; туристы, которые по своим финансовым возможностям ограничены в организации зарубежного отдыха; российские семьи, предпочитающие внутренние путешествия зарубежным.

Во вторую категорию туристов входят иностранные граждане, которые делятся на следующие подгруппы: туристы, посещающие Россию с целью ознакомления с историко-культурным наследием тех или иных её субъектов; туристы-паломники; туристы, предпочитающие экологический туризм любому другому виду туризма; туристы-транзитники; туристы-волонтёры.

Как показывает сложившиеся в нашей стране практика организации агротуристических туров, модель агротуристической деятельности сводится к тому, что глава фермерского хозяйства или руководитель малого сельскохозяйственного производства с членами своей семьи организуют для туристов проживание с полным пансионом и знакомство с жизнью и бытом сельских жителей. При этом основным видом деятельности вышеуказанных туроператоров (турагентов) является сельскохозяйственная деятельность. Из агротуристической деятельности они извлекают дополнительный доход, за счёт реализации туристических услуг, и зарабатывают традиционным способом - реализацией своей сельхозпродукции. Пребывание туристов в сельской местности сопровождается знакомством их с природными ландшафтами, традиционными сельскими промыслами, с ценностями народного творчества и деревенской культуры, местными обычаями и разновидностями сельского труда.

Агротуризм, по мнению ряда авторов, обеспечивается следующими условиями: жилье для размещения туристов; организация питания, обеспечение досуга отдыхающих [1]. Обобщение первых шагов агротуризма в Российской Федерации показывает, что помимо природно-климатических и географических предпосылок создания благоприятных условий организации данного вида деятельности, необходим высокий агропроизводственный потенциал сельских территорий. Ленинградская область -регион, обладающий вышеуказанным потенциалом и благоприятными условиями для организации агротуристического отдых всех категорий клиентов. Природные условия, наличие богатого историкокультурного наследия, разнообразный животный и растительный мир региона, непосредственная близость города Санкт-Петербурга - культурной столицы России, делают Ленинградскую область уникальным агротуристическим центром страны.

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

69

Наиболее важными ресурсами сельских территорий Ленинградской области выступают: речной и озёрный ресурс (протяжённость рек региона составляет более чем 50 тыс. км, в области имеется 1800 озёр, в том числе самое крупное в Европе - Ладожское озеро); потенциал трудового ресурса (в сельской местности региона проживает около 600 тыс. человек, что составляет около 35% от всего населения Ленинградской области); агропроизводственный ресурс (Ленинградская область занимает первое место по объёму производства сельскохозяйственной продукции на душу населения в СевероЗападном федеральном округе). Оценку условий развития агротуристической деятельности на сельских территориях Ленинградской области демонстрирует таблица 1.

Таблица 1

Условия развития агротуризма в Ленинградской области

Сильные стороны Слабые стороны

Уникальность расположения региона. Активная и эффективная сельскохозяйственная деятельность малых форм хозяйствования на селе. Положительная динамика роста сельского населения. Отсутствие федеральных и региональных целевых программ поддержки агротуризма. Низкий уровень продвижение турпродукта на туристском рынке.

Возможности (перспективы) Слабые стороны

Повышения уровня занятости на селе. Развитие социальной инфраструктуры села и сельских территорий. Уровень сервиса не соответствует предъявляемым требованиям. Слабый инвестиционный потенциал.

Силами научных сотрудников Лаборатории устойчивого развития сельских территорий Санкт-Петербургского государственного аграрного университета в 106 сельских муниципальных образованиях региона были проведены опросы руководителей предприятий и организаций сельхозтоваропроизводителей, в том числе 40 крестьянских (фермерских) хозяйств [2, 3], по результатам которых составлено представление о наиболее предпочтительных направлениях развития агротуризма в Ленинградской области (таблица 2).

Таблица 2

Направления развития агротуризма в Ленинградской области

Направление агротуризма Сельская территория области (в % от числа респондентов)

Отдых 40,4

Ознакомление с историей и культурой региона 38,0

Рекреационная охота и рыбалка 36,0

Лечение 34,8

Народное творчество и ремёсла 18,8

Фестивали 16,0

Анализ результатов, полученных при опросе лиц, приобретающих туры в туристических компаниях города Санкт-Петербурга, показывает, что наиболее привлекательными для них являются направления агротуризма, связанные с рекреационной охотой и рыбалкой, а также с историей и культурой Ленинградской области (таблица 3).

Таблица 3

Цели агротуристов в Ленинградской области

Направление агротуризма Сельская территория области (в % от числа респондентов)

Ознакомление с историей и культурой региона 70,0

Рекреационная охота и рыбалка 30,0

В развитии регионального агротуризма большую роль сыграли мероприятия, проводимые Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Правительства Ленинградской области. В частности, принятие Стратегии устойчивого развития сельских территорий Ленинградской об-

70

Каганович А. А.

ласти до 2030 года, а также ряда региональных программ, стимулирующих производственную активность местных сельхозтоваропроизводителей, организация на базе обособленного структурного подразделения Санкт-Петербургского государственного аграрного университета - Академии менеджмента и агробизнеса - постоянно действующих курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы АПК.

Наибольшего успеха в развитии агротуризма на территории Ленинградской области добились в Приозерском, Подпорожском и Волосовском районах. В этих административных районах агротуристической деятельностью занимаются 46 хозяйств. Экономические эффекты от агротуризма для развития сельских территорий на уровне муниципальных образований весьма значительны. Так, самозанятость сельского населения в Приозерском районе увеличилась на 7,9%, в Подпорожском районе -на 3,1%, в Волосовском административном районе - на 12,1%.

Таким образом, формирование и дальнейшее развитие регионального агротуристического комплекса может стать одним из перспективных направлений устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации. Главными показателями развития регионального агротуризма будут являться: рост доходов сельского населения и повышения уровня занятости на селе; развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса региональной экономики; создание условий гарантированного сбыта производимой на территории региона сельскохозяйственной продукции; развитие потребительской и сбытовой кооперации; сохранения историко-культурного наследия, народной самобытности и традиций российского села.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамеску А.А., Воскресенский В.Ю. Аграрный туризм как инновационный фактор развития аграрнопромышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 13 (70).

2. Поддержка и координация инициатив бизнеса, муниципальных образований, ассоциаций фермеров и садоводов по комплексному устойчивому развитию сельских территорий: отчет о НИР / ЛУРСТ ФГБОУ ВПО СПбГАУ. СПб., 2013.

3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Ленинградской области: отчёт о НИР / ЛУРСТ ФГБОУ ВПО СПбГАУ. СПб., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.