Научная статья на тему 'Методика определения агротуристической привлекательности сельских поселений'

Методика определения агротуристической привлекательности сельских поселений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ТУРИЗМ / АГРОТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенко О. В.

В статье представлены результаты исследований привлекательности сельскохозяйственного туризма на отдельных сельских территориях по специально разработанной авторской методике. В зависимости от степени привлекательности конкретной территории для сельскохозяйственного туризма выбирается профилирующая модель развития этого направления экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF DEFINITION

In clause results of researches of appeal of agricultural tourism in separate rural territories by specially developed author's technique are presented. Depending on a degree of appeal of concrete territory for agricultural tourism the main model of development of this direction of economic activities gets out

Текст научной работы на тему «Методика определения агротуристической привлекательности сельских поселений»

Экономика

Таблица 3

Уровень налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций Ульяновской области за 2006 год

Показатель / хозяйство В расчёте на 1 руб. выручки, коп

начислено налоговых платежей уплачено налоговых платежей начислено штрафов и пеней уплачено штрафов и пеней

Общий режим налогообложения

Низкий ООО «Мукомол» Майнский район 1,3 1,4

ООО «Верный путь» Вешкаймский район 2,5 3,2

Средний ООО «Элита» Ульяновский район 6,2 6,5

СПК «Большевик» Барышский район 8,5 17,3 1,1

ООО «Реванш» Цильнинский район 13,4 12,5

Высокий СПК «Кадышовский» Павловский район 64,6 19,3 3,9

СПК «Дружба» Карсунский район 252 11

Единый сельскохозяйственный налог

Низкий ООО «Руми» Барышский район 2,4 1,2

ООО «Надежда» Майнский район 3 4,2

Средний ООО «Весна» Майнский район 6 6 0,2

СПК «Кызыл-Су» Старомайнский район 7,3 5,8 0,2

>S 8 ы со СПК «Аллагуловский» Мелекесский, район 61,2 73,5 42,6 38,7

ЗАО «Волга» Чердакпинский район 214

Карсунского района, начисляют налоговых платежей на 1 руб. выручки 252 коп., что в 194 раз больше, чем хозяйства с низким уровнем налоговой нагрузки. Это свидетельствует о том, что в этом хозяйстве либо совсем не пра-

сельскохозяйственных предприятий, причиной этому является различный уровень квалификации руководящих работников и различные их подходы к развитию своих хозяйств.

Однако в настоящее время в Ульяновской области наблюдается снижение не только количественного состава управленческого персонала (4300 человек вместо 4700 по штатному расписанию), но и качественного. Высшее образование среди руководителей имеют лишь 76% (в 2002 году - 80%), главных специалистов - 56% (в 2002 году - 60%), специалистов - 26% (в 2002 году было 32%). Не имеют высшего или среднего профессионального образования 18 руководителей, 33 главных специалистов, 140 специалистов. Наиболее острая ситуация в организациях отрасли в отношении главных бухгалтеров: лишь 10% из них имеют статус профессионального бухгалтера. Данная проблема наиболее характерна для мелких хозяйств.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что в условиях единого налогового законодательства основное влияние на высокую налоговую нагрузку оказывают субъективные факторы. Так, например, квалифицированный подход к организации налоговых отношений в ЗАО "Волга" Чердаклинского района (убыточность продаж хозяйства

- 38%) позволила бы снизить начисленную налоговую нагрузку с 214 коп. до среднего уровня - 8 коп., что автоматически привело бы к снижению убыточности. Но это возможно только в том случае, если организация качественного налогового менеджмента в хозяйстве станет составной частью управленческой деятельности.

вильно исчисляют налоги, либо занижают реально полученную выручку. Аналогичная картина наблюдается и у хозяйств, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог. Учитывая то, что налоговая система едина для всех

Литература

1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика.. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 304 с.

2. Власов Д.В. Налоговые отношения: сущность и пути совершенствования / Под общ. ред. проф. И.Б. Загайтова. - Воронеж: ВГАУ, 2001. - 122 с.

3. Злобина Л.А., Стажкова М.М. Практика оптимизации налоговой нагрузки экономического субъекта. - М.: Академический проект, 2003. - 112 с.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АГРОТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

О.В. ВЛАСЕНКО,

аспирант, Иркутская ГСХА, г. Иркутск

Ключевые слова: аграрный туризм, агротуристическая привлекательность, методика определения, сельские поселения, спрос, предложение, туристический продукт.

Цель и методика исследований

Нами предложен алгоритм исследования спроса на агротуристичес-кие услуги, который представлен на рисунке 1.

Потребительские предпочтения в современной туристической сфере невозможно удовлетворить лишь с помощью традиционных видов туризма. Во многих странах всё большей популярностью пользуется агротуризм, кото-

рый является новым направлением сельских подсобных производств.

Иркутская область обладает огромным потенциалом для развития агротуризма как одного из видов сельских подсобных производств.

Agrarian tourism, appeal of agrarian tourism, technique of definition, rural settlements, demand, the offer, tourist product.

Экономика

Рисунок 1. Алгоритм исследования спроса на агротуристические услуги

Рисунок 2. Методика определения степени агротуристической привлекательности сельского поселения

На первом этапе произведено исследования спроса на агротуристи-ческие услуги - изучение самого агро-турпродукта.

Для того, чтобы определить спрос на агротуристические услуги и его основные параметры, весной-летом 2007 года автором проведено анкетирование туристов, предпочитающих неорганизованный отдых в таких санаторно-курортных зонах, как Аршан, и традиционных местах массового посещения туристами, как остров Оль-хон. Респонденты в конце путешествия отвечали на вопросы специально разработанной анкеты (928 человек). По результатам опроса выявлено, что спрос на агротуристичес-кие услуги в Иркутской области есть (51% респондентов заинтересовались данными услугами).

Второй этап - изучение предпочтений потенциальных покупателей в местах отдыха. В результате проведённого опроса было определено, что все предложенные категории сельских поселений востребуемы как потенциальные места отдыха. Однако наибольшей популярностью пользуются сельские поселения в санаторно-курортных зонах или традиционных местах массового посещения туристами, территории заповедников, а также территории, на которых проживают этносы (эвенки, тофалары, буряты). Респонденты, отвечающие на вопросы разработанной нами анкеты, заинтересовались также агротуризмом с элементами экотуризма и этнотуризма.

На третьем этапе мы предлагаем

изучать потребности потенциальных покупателей агротура в основных и дополнительных услугах. По результатам анкетирования определены предпочтения потенциальных туристов в основных агротуристических и дополнительных услугах. Популярностью пользуются такие агротуристические услуги, как наблюдение и уход за растениями и животными, питание с использованием сельскохозяйственной продукции местного производства и промыслов, а также наличие бани, природного водоема (река, озеро и другие), экскурсионное обслуживание, сбор дикорастущих ягод, грибов. В свой вариант респонденты включали такие услуги, как верховое катание на лошадях и в упряжке, езда на сельскохозяйственной технике (трактор, комбайн и другие), возможность покупки сувенирной продукции, наличие дискотеки, участие в праздниках, свободный график отдыха, возможность взять на прокат спортинвентарь и другие.

Следующий этап - изучение рынка. Потенциал агротуристического рынка, т.е. предел возможного объёма потребления данного вида услуг на данный период времени не определён, также, как и ёмкость рынка, поскольку агро-туристического предложения так мало, что сложно говорить об объёмах реализуемой продукции.

Таким образом, спрос на агротури-стические услуги есть, но для создания конкурентоспособного продукта для начала следует определиться со степенью агротуристической привлекательности отдельных сельских по-

селений. Чаще всего конкретный сельский населенный пункт, в рамках которого возможно возникновение агроту-ристического предприятия, обладает несколькими факторами привлекательности, из умелого манипулирования которыми в дальнейшем складывается степень агротуристической привлекательности.

Нами предлагается методика оценки агротуристической привлекательности отдельных сельских поселений, состоящая из последовательных этапов (рисунок 2).

Автором проведено исследование 277 сельских поселений Иркутской области на наличие факторов агроту-ристической и дополнительной привлекательности. По результатам исследования выявлено, что все исследуемые сельские поселения обладают агроту-ристической привлекательностью, то есть в наличии имеются сельскохозяйственные животные и птица, сельскохозяйственные растения, которые можно показывать туристам. Выявлены дополнительные факторы туристической привлекательности, так на территории семи исследуемых сельских поселений расположены храмы и церкви, есть возможность охоты и рыбалки в 68 сельских поселениях. Во многих исследуемых нами сельских поселениях Иркутской области проводятся такие традиционные праздники, как Рождество Христово, Троица, Масленица, Пасха, день Ивана-Купалы, Праздник топора, чувашский праздник "Ака-туй", татаро-башкирский праздник Сабантуй, эвенкийские национальные праздники и обряды, тофаларский праздник Аргамчиыры (арканные игры). Памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны расположены в 32 исследуемых сельских поселениях Иркутской области. На территории 15 сельских поселений региона проживают этнические группы (эвенки, тофа-лары). Минеральные источники расположены в 21 сельском поселении региона. В большинстве обследованных сельских поселений имеется возможность заниматься различными видами спорта, собирать грибы, ягоды или кедровые орехи.

В зависимости от степени агроту-ристической привлекательности выбирается профилирующая модель развития агротуризма.

В результате проведенного нами исследования определено, что наиболее перспективные модели развития агротуризма в Иркутской области:

- агротуризм;

- агроэкотуризм;

- агроэтнотуризм;

- агроэкоэтнотуризм.

Выводы

Таким образом, по предлагаемой нами методике оценки агротуристичес-кой привлекательности можно сделать вывод, что большинство сельских поселений Иркутской области обладают

Экономика. Интеграция

достаточной агротуристической при- кохозяйственных предприятий; потре- Иркутской области. Предложена мето-

влекательностью. Агротуризм в реги- бительский кооператив по оказанию дика определения степени агротурис-

оне может успешно развиваться в агротуристических услуг. тической привлекательности сельских

разных моделях и формах, таких, как На основании алгоритма исследо- поселений. В результате проведенно-

семейный агротуристический бизнес; вания спроса проведено исследование го исследования определены модели

развитие агротуризма как одного из спроса на агротуристические услуги в развития агротуризма.

видов подсобных производств сельс-

Литература

1. Авдевич Н.Ф. Регулирование экономических вопросов в сельском туризме // Экономика и управление. - 2006. - № 1.

- С. 95-99.

2. Туризм в цифрах, 2005 // Статистический сборник. - М.: Российский Союз Туриндустрии, 2006. - 43 с.

3. Туризм, отдых и объекты гостиничного комплекса по состоянию на 1 декабря 2007 г. // Каталог-справочник. - Иркутск: Иркутскстат, 2008. - 45 с.

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ХОЗРАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

И.А. НОРИН,

кандидат экономических наук, профессор, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

Ключевые слова: производственная система, межотраслевая внутрихозяйственная интеграция, единый для растениеводства и животноводства фонд оплаты труда, распределение коллективного заработка по доле затрат на производство продукции животноводства.

Любое предприятие, в т.ч. и сельскохозяйственное, является производственной системой, представленной совокупностью взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих элементов - подразделений основного и обслуживающего производств.

Целостность и единство предприятия как производственной системы обеспечиваются через поддержание пропорций, сбалансированности и производственных связей, прежде всего между растениеводством и животно-

водством и другими внутрихозяйственными подразделениями, через координацию взаимодействия между ними. С организационной точки зрения здесь налицо межотраслевая интеграция в цепи: производство кормов - производство продукции животноводства.

В условиях внутрихозяйственного расчёта должны быть обеспечены равные экономические условия хозяйствования всем подразделениям предприятия. В большинстве своем это достигается с помощью единых планово

учётных цен на продукцию и услуги внутреннего оборота.

Однако использование таких цен в качестве эквивалента внутрихозяйственного обмена не лишено недостатков:

- пока имеет место инфляция, единые планово учётные цены приходится корректировать неоднократно в течение года;

- единые планово учётные цены не учитывают взаимозависимости подразделений и, напротив, разделяют их; с точки зрения экономической, выраженная выше интеграционная цепочка с помощью цены разрывается напрочь, тем самым нарушается единство и целостность производственной системы.

Отсюда следует, что интеграционный подход к организации производства должен закладываться не только в организационную, но и в экономическую составляющую хозрасчётных отношений на сельскохозяйственном предприятии.

Для такой концепции имеются достаточные основания.

1. Доля затрат на корма в себестоимости продукции животноводства, как известно, составляет 40-50%; это значит, что эффективность производства животноводческой продукции почти наполовину зависит от растениеводства.

2. Конкретно эта зависимость проявляется в следующем:

- обеспеченность кормами (соб-

Industrial system, interbranch interfarm integration, uniform for plant growing and animal industries fund of a payment, distribution of collective earnings on a share of expenses for production of animal industries.

Таблица 1

Определение норматива оплаты труда от валового дохода в СХПК "Ямовский" (по данным за 2006 год)

Показатель Порядок расчета Расчет норматива (прямой!) оплаты труда от валового дохода

единого - от реализации продукции животноводства за товарное зерно по тракторнополеводческой бригаде

Выручка от реализации, тыс.руб. - продукции животноводства - 10089

- зерна - 1936

Материальные затраты, тыс.руб. - 5526 593

Валовой доход, тыс.руб. 1-2 4563 1343

Прямая оплата труда, тыс.руб. 76%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рабочих - всего 1760 305

в т.ч.: - на производство продукции животноводства 1209

- на производство кормов 551

работников аппарата управления 249 51

Норматив (прямой!) оплаты труда от валового дохода, %: - рабочих 4а х 100 3 39 23

- работников аппарата управления 6 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.