Научная статья на тему 'Роль Интернет в продвижении услуг агротуризма как средства преодоления экономического и культурного кризиса регионов России'

Роль Интернет в продвижении услуг агротуризма как средства преодоления экономического и культурного кризиса регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Интернет в продвижении услуг агротуризма как средства преодоления экономического и культурного кризиса регионов России»

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ В ПРОДВИЖЕНИИ УСЛУГ АГРОТУРИЗМА КАК СРЕДСТВА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА РЕГИОНОВ РОССИИ

УДК 339.138:004.738

Глеб Сергеевич Кузнецов,

Аспирант кафедры Маркетинга и Коммерции

Московский государственный университет экономики, статистики и информати-ки(МЭСИ)

Тел.: +7(910)403-66-31 Эл. почта: 00003@rambler.ru

В статье приводится краткий анализ состояния туристического рынка, основываясь на результатах которого, вкупе с результатами анализа статистических данных по интеграции трудоспособного населения России в интеренет-среду, мы делаем вывод, что активное использование Интернета субъектами рынка агротурис-тических услуг в целях продвижения своей продукции позволит повысить их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Вместе с тем, существует ряд факторов сформулированных в статье, которые препятствуют развитию агротуризма в России. Однако, активное использование Интернет - технологий и поддержка развития агротуризма в России на государственном уровне, в перспективе, позволят нивелировать негативное влияние данных факторов.

Ключевые слова: интернет, агротуризм, маркетинг, туристические услуги, развитие агротуризма.

Gleb S. Kuznetsov

Post-graduate student, the Department of

Marketing and Commerce

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics (MESI),

Tel. :+7(910)403-66-31

E-mail: 00003@rambler.ru

THE ROLE OF THE INTERNET IN PROMOTION OF AGRITOURISM SERVICE: THE WAY TO GET OVER THE ECONOMIC AND CULTURAL CRISIS OF RUSSIAN REGION

The author gives the brief analysis of tourism market state. Using the results of it and results of analysis of historical data about the integration of able-bodied population of Russia into the internet-environment, we have concluded that the active use of the Internet marketing by entities agritourism services in order to promote their products would increase their competitiveness in the domestic market. But unfortunately, there are a number of factors set out in the article, which impede the development of agritourism in Russia. However, the active use of the Internet technologies and sponsorship of agritourism in Russia on the state level, in the long term, will neutralize the negative influence of these factors.

Keywords: Internet, agritourism, marketing, tourist services, development of agritourism.

1. Введение

Российский туристический рынок в период перехода от административного управления экономикой к рыночному хозяйству пережил кардинальные изменения, связанные с отменой жесткого планирования в данной сфере, а также государственной поддержки внутреннего туризма и прочных международных туристических связей. Изменения в российской туристической отрасли коснулись, прежде всего, внутреннего туризма, и с переходом к рыночной экономике его объемы значительно снизились.

Современная российская туристическая отрасль столкнулась с проблемой морального устаревания традиционных для России туристических продуктов (таких, как «Золотое кольцо» и др.), которые на сегодняшний день не учитывают актуальные особенности образа жизни и запросов туристов. Кроме того, данные туристические продукты были изначально основаны на использовании культурных, рекреационных и инфраструктурных преимуществ только крупных городов - туристических центров и не учитывали возможности и потенциал более малых городов.

2. Влияние мирового финансового кризиса на туристическую активность россиян

Другой проблемой развития туристического рынка является острая прямая зависимость темпов его роста от экономической ситуации в стране и доходов потребителей.

Согласно результатам интернет-опроса, проведенного на сайте "РосБизнесКонсалтинг" и опубликованным в отчете "Влияние кризиса на потребительское поведение россиян", лишь 5% опрошенных отметили, что мировой экономический кризис 2008 г. их никак не коснулся. 95% экономически активного населения России почувствовали на себе влияние экономического кризиса в той или иной степени. Вынужденная экономия населения на покупке разнообразных продуктов и услуг, вследствие снижения зарплат и массовых сокращений, а также стремление к сбережениям, связанное с ожиданием негативных последствий у тех потребителей, кого кризис пока не коснулся, напрямую повлияли на объем рынка туристических услуг уже зимой 2008 г.: продажи услуг упали почти вдвое. Предшествующий этому активный рост количества туристов, как путешествующих внутри страны, так и выезжающих за рубеж, был напрямую связан с ростом благосостояния российских граждан.

Согласно результатам исследований, проведенных в разных странах мира, последствия мирового финансового кризиса привели к существенному сокращению расходов на деловые поездки. Значительные сокращения коснулись также поощрительных поездок, организуемых для своих сотрудников работодателями.

По результатам исследований компании КОМКОН, посвященным последствиям мирового экономического кризиса для потребительского рынка и медиа-рынка, основанным на данных ежеквартального исследования Т01-Яш51а, данных государственной статистики и отраслевых министерств, в 2009 г. произошло сокращение доли россиян, выезжавших за границу: по сравнению с 2008 г., количество поездок сократилось на 24%. (Рис. 1).

Экономический кризис изменил тенденцию интенсивного роста рынка туристических услуг, наблюдавшуюся до 2008 г. Так, среднее количество путешествий за год в 2007 г. составило 1,8, а в 2009 г. данный показатель составил уже ^.Непосредственно количество туристов в 2009 г. сократилось, по сравнению с 2008 г., на 10%.При этом туристы склонны экономить, в частности, на поездках за счет выбора относительно дешевых маршрутов и, в целом, на услугах туристических агентств: на 26,3% выросла доля людей, предпочитающих самостоятельный от-дых.[1](Рис. 2).

В данных рыночных условиях важным условием устойчивого развития туристических организаций является внедрение в их деятельность современных маркетинговых методов и инструментов, позволяющих обеспечить наиболее полное

Рис.1. Количество человек, выезжавших за границу в 2004-2009 гг. Самостоягельт отдых к Гфедгмч1№№1 по странам, %

Самостоятельный отдыг

Европа Китай Египет

Турция

«1 квартал 2009 г.

В1 квартал 2010 г.

48

39

15 Е^ЯЯЩ

26 |

сомоом

Источник: КОМКОН. Обзор ТгепсИгаскег 2010 Ба?а: россияне, выезжавшие за границ

Рис. 2. Доля туристов, предпочитающих самостоятельный отдых и отдельные

страны

удовлетворение потребностей потребителей услуг, различных социальных групп и общества, в целом, эффективно использовать ресурсы, оптимизировать соотношение спроса и предложения.

3. Агротуризм, как альтернатива традиционным формам туризма

Агротуризм является сектором современной туристической отрасли, целевой аудиторией которого могут быть как местные жители, так и иностранные туристы; представляет собой относительно новое направление деятельности в России, получившее бурное развитие только в течение последнего десятилетия.

Предметом обмена на агротуристи-ческом рынке являются агротуристи-ческие услуги, предоставляемые его субъектами для удовлетворения потребностей населения в отдыхе, путешествиях, улучшении здоровья, спорте, расширении кругозора, ознакомлении с культурными ценностями и реализации национальных традиций.

Рост спроса на услуги агротуризма во всем мире обусловлен такими глобальными тенденциями, как: увеличение числа экологических проблем в обществе, популяризация здорового образа жизни и экотуризма, тесно взаимосвязанного с агротуризмом; насыщение рынка традиционного туризма; превращение агротуризма для сельских жителей в основной вид деятельности со всеми необходимыми бизнес-атрибутами - товарной политикой, ценообразованием, продвижением, квалифицированными кадрами и др.; развитие сети Интернет, благодаря которому фермеры получили возможность самостоятельно рекламировать свои услуги с помощью интернет-технологий.

Кроме того, существует еще ряд факторов, способствующих увеличению спроса на агротуризм как со стороны российских туристов и жителей крупных городов, так и иностранных туристов:

• увеличение числа личного транспорта туристов, которое определяет рост их мобильности и активный отдых за чертой города: экскурсии, прогулки, занятия спортом и др.;

• рост уровня динамичности и стрессовых ситуаций в условиях городской жизни, обусловливающий ориентацию туристов на комфортабельные структуры размещения и семейную атмосферу;

• разнообразие, специализация и

рост качества услуг агротуризма, которые появляются в ответ на повышенный интерес к культурным ценностям, традициям и местным обычаям;

• рост цен на туристические услуги и низкая платежеспособность населения во многих регионах России, определяющие проведение отпуска и свободного времени в своем регионе.

Данные условия привели к увеличению потока неорганизованных туристов в выходные дни в пригороды. Так, в частности, среди владельцев и менеджеров небольших предприятий в мировом масштабе становится популярным сельский, или деревенский, туризм.

Сильными сторонами и конкурентными преимуществами услуг сельского туризма являются:

• относительная уникальность каждого конкретного предложения услуг;

• очевидные преимущества для ту-

риста, заключающиеся в возможности удовлетворения специфических запросов;

• экологичность;

• экономическая эффективность;

• клиентоориентированный маркетинг.

К настоящему времени сформулировано множество определений и классификаций услуг агротуризма, однако единого подхода к понятию данного вида услуг не существует. Это объясняется существованием нескольких моделей агротуристического бизнеса, сформировавшихся в различных странах под воздействием особенностей их экономического, социального и культурного развития. В отличие от России, в практической деятельности зарубежных фермерских хозяйств по оказанию агротуристических услуг сформировались конкретные модели туризма: запад-

Экономика, Статистика и Информатика^^ 57 №5, 2011

но-европейская, восточно-европейская, азиатская, англо-американская. Особенности формирования моделей агротуризма в разных странах обусловлены тем, что его развитие происходило синхронно с социально-экономическими процессами в обществе и развитием отраслей национальной экономики.

Стоит отметить, что пока не сформирована универсальная модель формирования агротуристического бизнеса, не существует четкой классификации субъектов рынка агротуристичес-ких услуг, а также самих услуг и параметров их качества. Кроме того, специалистами данного направления не исследованы возможности использования различных средств продвижения агротуристических услуг, не выявлены их особенности и не оценена их предполагаемая эффективность для субъектов рынка.

В настоящее время в России существует лишь несколько регионов, в которых активно развивается сфера агро-туризма. В частности, в Калиниградс-кой области при поддержке местной власти создана сеть из нескольких десятков агротуристических хозяйств. В Алтайском крае разработана Ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма Алтайского края на 2008-2012 годы», одной из главных целей которой является создание благоприятных условий для развития сельского туризма, а основными задачами являются: повышение уровня занятости сельского населения, улучшение благоустройства усадеб и сел, расширение ассортимента продукции приусадебных хозяйств и др.

Основными факторами, препятствующими развитию агротуризма в России, являются:

• отсутствие государственной поддержки;

• недостаточная известность данного вида туризма среди российских туристов и населения, в целом, по сравнению с европейскими странами;

• слабое продвижение агротуристи-ческих услуг как отечественными, так и зарубежными туристическими операторами на российском рынке;

• низкая конкурентоспособность российских агротуристических услуг на международном рынке по критерию соответствия цены качеству, что ограничивает целевой рынок туристических предприятий рамками внутреннего туристического рынка.

Значительные культурные и рекреационные ресурсы российского агро-туризма используются субъектами данного рынка неэффективно, ввиду отсутствия полноценной поддержки в лице государственной власти, а именно, отсутствия нормативно-правовых актов, которые наделили бы фермеров, предлагающих услуги агротуризма, определённым статусом, высокого уровня безработицы в ряде регионов России и оттока населения трудоспособного возраста в крупные города с целью трудоустройства. Кроме того, на государственном уровне требует разработки концепция развития российского агро-туризма, а также соответствующие законы и положения, система финансового обеспечения процесса формирования агротуристического бизнеса.

Несмотря на данные негативные тенденции, в сферу агротуризма продолжают вовлекаться все новые категории клиентов, и эксперты рынка туристических услуг прогнозируют в ближайшие несколько лет значительный рост объемов спроса на агротуристи-ческие услуги. В российской туристической отрасли происходит формирование актуальной модели агротуристи-ческого бизнеса, наиболее приемлемой и эффективной в современных социально-экономических условиях. В некоторых регионах России были организованы первые агротуристические предприятия.

4. Приоритетные направления при формировании агротуристического сектора в России

На основе обобщения зарубежного опыта развития сферы агротуризма, можно выделить основные актуальные задачи формирования агротуристичес-кой отрасли в России, стоящие перед органами власти и субъектами рынка:

а). Регламентация технических, организационных и потребительских параметров требуемой техники, оборудования и помещений: необходимый минимум оборудования и экипировки туристов для обеспечения безопасности и жизнедеятельности; классификация субъектов рынка, обслуживающих туристов; количество и стандарты качества услуг для конкретных форматов отдыха туристов; стандарты качества отдельных элементов инвентаря и определенных продуктов агротуристичес-кой отрасли.

б). Создание ассоциаций, фондов и агентств в агротуристической отрасли на региональном и национальном уров-

не, вовлеченных в разработку финансового, правового и маркетингового обеспечения деятельности субъектов рынка.

в). Формирование принципов и инструментов налогового регулирования деятельности субъектов агротуристи-ческого рынка.

г). Формирование и развитие необходимой материально-технической базы и инфраструктуры агротуристи-ческого бизнеса для организации размещения, отдыха, транспортировки туристов и т.п.

д). Подготовка квалифицированного персонала, повышение квалификации кадров, разработка программ переподготовки, стажировок и тренингов персонала, задействованного в агроту-ристическом секторе.

е). Разработка политики ценообразования, системы тарифов на различные виды услуг в сфере агротуризма.

В частности, создание специализированных агентств регионального и национального масштаба деятельности способно значительно повысить эффективность агротуристического бизнеса и обеспечить устойчивое развитие отрасли агротуризма. В данном случае минимизируются затраты туристических фирм и агротуристических хозяйств на маркетинг и, в первую очередь, на продвижение услуг, а потребитель получает доступ к информации о доступных предложениях на рынке, имеет возможность сравнивать цены и качество услуг различных производителей и свободно выбирать наиболее привлекательные для него услуги.

В число функций такой организации должны входить следующие:

- сбор, систематизация, хранение информации об услугах агротуристи-ческих хозяйств и ее предоставление широкой общественности;

- организация кооперирования производителей агротуристических услуг для продвижения услуг на рынок;

- обеспечение стандартизации, сертификации и контроля качества агроту-ристических услуг;

- формулирование и защита интересов субъектов агротуристического рынка в государственных и общественных структурах;

- разработка и реализация коммуникационных стратегий продвижения и рекламных кампаний, в том числе в сети Интернет, подготовка рекламных материалов для продвижения услуг агротуристических хозйств;

- организация и проведение специализированных мероприятий: выставок, презентаций, семинаров, участие в которых будет для субъектов рынка средством для обмена опытом и установления делового сотрудничества.

Реализация рассмотренных функций во многом зависит от уровня развития интернет-технологий и возможностей их использования субъектами рынка и потребителями агротуристи-ческих услуг. Использование потребителями Интернет и социальных сетей способствует оперативному получению ими информации о продуктах и услугах. Результаты исследования уровня доверия российских потребителей рекламе, проведенного компанией №с^сп[2], показывают, что 86% из них при принятии решения о покупке продуктов и услуг доверяют рекомендациям знакомых и друзей, а 55% - полагаются на онлайн-отзывы других потребителей. При этом стоит отметить, что сайты брендов пользуются наибольшим доверием потребителей.

По результатам исследования отношения пользователей Интернет к телевидению, новым технологиям и рекламе, проведенного компанией Яош1г МотЮп^[3], 91% активных пользователей Интернет используют его как основной источник новостей. В отличие от обычных телезрителей, активные интернет-пользователи на 8-12% чаще смотрят телепередачи при помощи компьютера. При этом 50% респондентов реклама в Интернете не раздражает, 46% - считают интернет-рекламу более полезной, по сравнению с телевизионной, а 60% - получают посредством Интернет подробную информацию о появившихся на рынке новых продуктах и услугах.

В целом, о растущей популярности Интернет в России говорят данные фонда «Общественное мнение»[4]: в январе 2011 г. уже 18% россиян, включая сельских жителей, пользовались мобильным интернет-доступом. В частности, по данным Фонда, осенью 2010 г., доля интернет-пользователей среди взрослого населения России составила 40% (или 46 млн. человек). При этом к активной части интернет-аудитории относятся 32 млн. человек. Они выходят в Интернет хотя бы 1 раз в сутки. Для сравнения, 2 года назад 31,7 млн. человек составляли месячную интернет-аудиторию. В крупных городах (с населением от 100 тыс. человек и выше) проникновение Интернета превышает показате-

ли среднего количества пользователей по России. В городах с населением от 100 тыс. жителей до 1 млн. человек месячная ин-тернет-аудитория составляет около 45%. В небольших городах и селах России наблюдался наибольший рост числа интернет-пользователей: за сезон с лета по осень 2010 г. интернет-аудитория в городах с населением менее 100 тыс. человек и селах увеличилась, примерно, на 10%, а за год - на 28% и 31%, соответственно.

В то время как туристическая отрасль, в целом, все еще продолжает испытывать на себе последствия финансового кризиса, объем онлайн-продаж туров продолжает увеличиваться. Это связано с общим ростом продаж через Интернет, устойчивым представлением потребителей о более низких ценах на услуги, приобретаемые в Интернете, а также с тем, что одной из тенденций в мировом туристическом бизнесе в последние годы является увеличение самостоятельности потребителя в организации тура. Причем туристы, выезжающие за границу, обладают большей степенью самостоятельности в организации туров, по сравнению с теми, кто путешествует внутри России. Основными причинами отказа от услуг турагентств является нежелание переплачивать лишние деньги (36%) и стремление почувствовать себя более свободными и независимыми (31%). В большинстве случаев те, кто не прибегает к помощи турагентств, самостоятельно покупает билеты на транспорт. Примерно, 36% выезжавших за границу туристов оформляли визу, самостоятельно обратившись в посольство. С точки зрения использования Интернета лидируют те, кто покупают билеты на транспорт и бронирует средства размещения.

Учитывая высокий уровень доверия российских потребителей интернет-рекламе, в том числе, в отношении новых продуктов и услуг, и высокие темпы роста числа активных интернет-пользователей в России, можно сделать вывод о том, что именно интернет-технологии являются наиболее эффективным средством продвижения агротури-стических услуг.

5. Заключение

Анализ научной литературы по проблемам развития сферы туризма и маркетинга на рынке туристических услуг, в целом, показал, что в научных трудах отечественных и зарубежных ученых рассмотрен ряд вопросов маркетинга,

стратегического планирования и маркетинговых коммуникаций на предприятиях туристической отрасли, однако большинство исследований имеют общетеоретический характер. Так, нераскрытыми остаются вопросы разработки концепции агротуристической услуги, сегментации потребителей агроту-ристических услуг, влияния современных отраслевых факторов на эффективность продвижения продукции и услуг агротуристической отрасли, выявления преимуществ интернет-продвижения услуг для субъектов рынка агротуриз-ма, разработки системы показателей эффективности интернет-продвижения услуг агротуризма, разработки эффективной рекламной кампании для услуг агротуризма в Интернете.

Таким образом, сфера агротуризма остается малоизученной, не накоплен практический опыт разработки, создания и продвижения агротуристических услуг. Эти условия определяют интерес к отрасли агротуризма в отношении изучения особенностей и моделирования потребительского поведения, формирования маркетинговых стратегий и программ по продвижению на рынок агротуристических услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение существующих научных задач способно принести значимые теоретические и практические результаты, так как развитие агротуристическо-го сектора туристической индустрии обеспечит, в целом, воссоздание и сохранение культурного наследия и национальных традиций российского общества, позволит преодолеть экономический и культурный кризис сельских регионов России. Эти задачи будут решены на основе развития экономической, социальной, транспортной инфраструктуры сельских местностей, обеспечения занятости сельского населения, обеспечения возможностей сбыта продукции и услуг собственного производства и, в итоге, повышения уровня доходов сельского населения.

Литература

1. http://www.sostav.ru/news/2010/06/ 22/issled/ Выдержки из обзора трендов TrendTracker-2010компании КОМКОН. 22.06.2010.

2. http://www.acnielsen.ru. Новости компании Nielsen.

3. http://romir.ru/news. Новости исследовательской компании «Ромир Мониторинг».

4. http://www.in-numbers.ru/upload/ numbers/in-numbers_5.pdf. Лебедев П.,

Экономика, Статистика и Информатика

№5, 2011

59

Петухова С. Интернет в России, динамика проникновения. «Интернет в цифрах». Февраль 2011.

5. http://turist.rbc.ru/. Туристическая аналитика компании «РосБизнесКонсалтинг».

6. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг, гостеприимство, туризм. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 520 с.

References

1. http://www.sostav.ru/news/2010/06/ 22/issled/ Excerpts from a review of trends TrendTracker-2010 COMCON. 06/22/2010.

2. http://www.acnielsen.ru. News of Nielsen company.

3. http://romir.ru/news. News of research company "Romir Monitoring."

4. http://www.in-numbers.ru/upload/

numbers/in-numbers_5.pdf. Lebedev P., Petukhova S. The Internet in Russia, the dynamics of penetration. "Internet in the figures." February 2011.

5. http://turist.rbc.ru/. Tourism analytics of the "RBC" company.

6. F. Kotler, J. Bowen, J. Meykenz.: Marketing, hospitality and tourism. -Moscow: UNITY, 2009. - 520 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.