Научная статья на тему 'Оценка налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций Ульяновской области'

Оценка налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова Г. Л., Маркелова С. В.

В статье рассмотрено современное состояние налоговых отношений сельскохозяйственных организаций с бюджетом и внебюджетными фондами в Ульяновской области. Обосновано влияния налоговой нагрузки на экономическую эффективность сельскохозяйственных организаций, разработаны показатели налоговой нагрузки сельскохозяйственных предприятий и представлены результаты их апробации на примере предприятий Ульяновской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF TAX LOADING OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF THE ULYANOVSK AREA

Modern condition of the tax relations between agricultural organizations and budget and off-budget funds in Uliyanovskaya area is considered in the article. Also influence of the tax burden on cost-performance of agricultural organizations is proved. So activities of the tax load (incidence of taxation) agricultural enterprise are designed in it and their approbation's results are presented on example by enterprises of Uliyanovskaya area.

Текст научной работы на тему «Оценка налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций Ульяновской области»

Экономика

Таблица 1

Среднесписочная численность работников организаций, чел.

Район, зона 2000г. 2GG1 г. 2GG2r 2003г. 2GG4r 2005г. 2GG6r %

Зона южной тайги 18281 18G87 17G41 16269 1492G 19944 ^75 71,52

Зона подтайги 27G1G 265G9 267GG 25304 2Э851 2194Э 1949G 72,16

Зона северной лесостепи 8G747 829Э4 8G867 7422G 68574 6Э297 6G271 74,64

Зона южной лесостепи 19Э44 19Э6Э 192Э4 18Э1Э 174GG 16128 14616 75,56

Итого по югу области 145Э82 14689Э 14Э842 1Э4Ю6 124745 121Э12 Ю7462 7Э,91

Сегодня для улучшения ситуации разработан национальный проект "Развитие АПК" в Тюменской области, в котором приоритет отдается двум основным направлениям:

- стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК;

- ускоренное развитие животноводства.

Важным направлением реализации проекта является "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе".

Анализ структуры производства сельскохозяйственной продукции показывает, что на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в последние годы приходятся значительные объемы производства. В малых формах хозяйствования (ЛПХ и КФХ) производится 94% картофеля, 85% овощей, 56% мяса и 55% молока. Однако в связи с отсутствием у КФХ и ЛПХ необходимой инфраструктуры, товарного и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления ограничен.

Данное направление национального проекта реализуется через три основных мероприятия:

1. Увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.

Впервые предполагается осуществить полное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам, причем 95% ставки субсидируется из федерального бюджета и 5% - из бюджета субъекта РФ, в котором расположено хозяйство.

Размер кредита для ЛПХ предполагается установить в размере до 300 тыс. рублей, для КФХ - до 3 млн рублей, для

сельскохозяйственных потребительских кооперативов, создаваемых ЛПХ и КФХ - до 10 млн рублей [26, с. 5].

2. Модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции. Это позволит повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

3. Важным направлением повышения спроса на рабочую силу могут быть меры, обеспечивающие самозанятость на селе (развитие фермерского хозяйства, предприятий сферы обслуживания или развитие сельского предпринимательства).

Правительство Тюменской области создало необходимые экономические

условия для развития малых форм предпринимательства в сфере АПК. За два года в рамках реализации национального проекта на развитие частных подворий и крестьянско-фермерских хозяйств банки Тюменской области направили около 350 миллионов рублей.

Следующее важное направление развития области - ускоренное развитие животноводства. Перспективой развития сельского хозяйства является молочное скотоводство. В деревне Красново Исетского района создан молочный комплекс на 1200 голов, аналога которому в России пока нет. В стадии строительства находится еще 15 мегаферм, создаваемых по новым технологиям, 13 из них введут в эксплуатацию в течение этого года. Это позволит создать дополнительные рабочие места на селе [2].

Выводы

Результаты исследования показывают, что на селе существует острая нехватка кадров рабочих специальностей. А реализация национального проекта "Развитие АПК" создает условия для развития отрасли и появления дополнительных рабочих мест

Литература

1. Информация о положении на рынке труда Тюменской области в январе-августе 2007 года. - Тюмень: Департамент занятости населения Тюменской области.

2. Сипетин В. О делах аграрных // Агрофорум. - 2007. - № 8-9. - С.7.

ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Г.Л. ЮСУПОВА,

кандидат экономических наук, доцент С.В. МАРКЕЛОВА, старший преподаватель, Ульяновская ГСХА, г. Ульяновск

Ключевые слова: сельскохозяйственные организации, задолженность, налогоплательщики, финансовое состояние.

Все многообразие совершаемых Особую значимость в повышении эф-

финансовых операций предприятия - фективности хозяйственной деятель-

это результат взаимоотношений пред- ности сельскохозяйственных организа-

приятия с субъектами внешней среды. ций имеют их взаимоотношения с госу-

The agricultural organizations, the debts, the taxpayers, the financial condition.

Таблица 1

Анализ расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами сельскохозяйственных организаций Ульяновской области (в среднем на 1 хозяйство)

Налоговые платежи и отчисления Налог на прибыль НДС Налог с продаж Земель- ный налог ЕСН НДФЛ ЕСХН Прочие Итого

2002 г.

Начислено, тыс. руб. 21 435 47,5 92 581 172 - 42,5 1391

Уплачено, тыс. руб. 13 422 23 27 295 63 - 50 893

Переплата (+), недоимка (-). -8 -13 -24,5 -65 -286 -109 7,5 -498

2003г.

Начислено, тыс. руб. 27 358 55 142 530 187 - 81 1380

Уплачено, тыс. руб. 20 272 28 28 218 55 - 27 648

Переплата (+), недоимка (-). -7 -86 -27 -114 -312 -132 -54 -732

2004 г.

Начислено, тыс. руб. 8 48 - 106 279 203 14 70 728

Уплачено, тыс. руб. 8,3 53,3 - 62 270,2 110,1 3 55,1 562

Переплата (+), недоимка (-). 0,3 5,3 -44 -8,8 -92,9 -11 -14,9 -166

2005 г.

Начислено, тыс. руб. 2 34 - 88 272 211 22 54 683

Уплачено, тыс. руб. 1 20 - 48 262 113 22 77 543

Переплата (+), недоимка (-). -1 -14 -40 -10 -98 23 -140

2006 г.

Начислено, тыс. руб. 2 146 31 309 253 45 127 913

Уплачено, тыс. руб. 2 141 - 26 255 203 32 135 794

Переплата (+), недоимка (-). -5 -5 -54 -50 -13 8 -119

Таблица 2

Оценка налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций Ульяновской области (в среднем на 1 хозяйство)

Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Сумма задолженности по налоговым платежам и отчислениям, тыс. руб. 3581 4437 5150 5745 6532 3395 2997 2224

в том числе: задолженность перед внебюджетными фондами, тыс. руб. 2979 3586 4035 4334 4643 2079 1692 1152

Сумма начисленных текущих налоговых платежей и отчислений, тыс. руб. 702 1096 1213 1391 1380 728 683 913

Сумма уплаченных текущих налоговых платежей и отчислений, тыс. руб. 302 461 488 893 648 562 543 794

Стоимость товарной продукции, тыс. руб. 4900 6303 7343 7096 8185 8069 8031 10307

Удельный вес в стоимости товарной продукции, %

- суммы задолженности по налоговым платежам 73,0 70,4 70,1 81 ,0 79,8 42,1 37,3 21,6

- суммы начисленных налоговых платежей и отчислений 14,3 17,4 16,5 19,6 16,9 9,0 8,5 8,9

- суммы уплаченных налоговых платежей и отчислений 6,2 7,3 6,6 12,6 7,9 6,9 6,8 7,7

Полнота уплаты, % 43,0 42,1 40,2 62,4 47,0 77,0 79,5 87,0

дарством и внебюджетными фондами по фискальным платежам.

Общий размер кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области на 01.01.2007 года составил 1,7 млрд руб. Основную долю - 41% - составля-

ют долги по налоговым платежам, из которых на задолженность перед бюджетами всех уровней приходится 20%, государственными внебюджетными фондами - 21%. Поэтому финансовая устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей определяется,

Экономика

главным образом, их взаимоотношениями с государством.

В 2004 году сельскохозяйственные организации Ульяновской области перечислили в совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в размере 792776 тыс. руб., что в три раза больше, чем в 2003 году. Размер начисленных налогов, сборов и других обязательных платежей составил 707425 тыс. руб., что на 26% ниже, чем в 2002 году, но размер начисляемых пеней и штрафов возрос в 2,5 раза. При этом 70% всех штрафов было начислено предприятиям за несвоевременное предоставление в налоговые органы деклараций, сведений об открытии и закрытии расчётных счетов, дополнительных расчётов. Соблюдение этих норм законодательства могло быть обеспечено лишь добросовестностью и ответственностью главного бухгалтера.

В 2006 году сельскохозяйственные организации Ульяновской области перечислили всего налогов, сборов и других обязательных платежей в размере 263724 тыс. руб., что в три раза меньше, чем в 2004 году. Размер начисленных налогов, сборов и других обязательных платежей составил 321028 тыс. руб., что на 55% ниже, чем в 2004 году, при этом размер начисляемых пеней и штрафов снизился в 15,5 раз.

Нарушение налогового законодательства обусловлено рядом обстоятельств, а именно:

1) наличием задолженности на

01.01.2007 года по штрафам и пени во внебюджетные фонды в расчёте на одно хозяйство в размере 661 тыс. руб., что составляет 62% от задолженности по основным платежам в эти фонды;

2) наличием задолженности на

01.01.2007 года по штрафам и пени по пла-тежам в бюджет в расчёте на одно хозяйство в размере 1,23 млн руб. при задолженности по основным платежам в размере 950 тыс. руб.

В 2003 году наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей (38%) приходится на единый социальный налог. Следующий по удельному весу в структуре налоговых платежей - налог на добавленную стоимость (который составляет 26%), налог на доходы физических лиц - 14% и прочие налоги - 20%.

В 2004 году в связи с переходом значительной части сельскохозяйственных предприятий на уплату единого сельскохозяйственного налога и отменой налога с продаж, структура налоговых платежей претерпела некоторые изменения. Несмотря на практически двукратное уменьшение размера начисляемых обязательств во внебюджетные фонды, доля этих платежей в структуре налогов по-прежнему составляет 38%. Повысилась доля налога на доходы физических лиц до 28%, а НДС снизился до 7%.

Небольшой удельный вес в структуре начисленных налоговых платежей приходится на такие налоги, как единый

сельскохозяйственный налог (2%) и налог на прибыль организаций (1%). Такие прочие налоги и отчисления, как земельный, транспортный, водный, налог на имущество и другие занимают 24% от общей суммы начисленных налоговых платежей и отчислений.

В 2005 и 2006 годах существенных изменений в структуре налоговых платежей нами не выявлено.

В среднем на одно хозяйство на протяжении исследуемого периода сумма налогов, начисленных в бюджет и внебюджетные фонды, уменьшилась с 1391 тыс. руб. в 2002 году до 913 тыс. руб. в 2006 году (или в среднем на 34,4%). За анализируемый период наблюдается недоимка по всем налогам, которая снизилась в 2006 году по сравнению с 2002 годом на 379 тыс. руб., или в 2,4 раза в среднем на одно хозяйство (таблица 1).

Единый социальный налог в 2003 году был уплачен лишь на 41 %, в 2004 году -97%, в 2005 году - 96%, в 2006 году -83%, что характеризует увеличение задолженности по нему.

Аналогичная ситуация складывается по основному косвенному налогу -НДС: в 2003 году уплата на 17% ниже, чем в 2002 году. Зная природу косвенного налога и источники его уплаты, недоимки по данному налогу следует аргументировать неудовлетворительно организованной финансовой работой сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области. В 2004 году НДС, уплаченный поставщикам, превысил НДС, полученный от покупателей, на 5,3 тыс. руб. в расчете на одно хозяйство, что свидетельствует о том, что на единый сельскохозяйственный налог не перешли хозяйства, которые в полном объеме использовали налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость.

Налог на доходы физических лиц в среднем на одно хозяйство уплачивается всего лишь на 50-80%. Это вызвано высоким удельным весом натуральной оплаты труда, хотя в абсолютном значении по сравнению с 2002 годом сумма уплаты этого налога увеличилась в три раза.

В 2004 году 82% сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), при этом 137 хозяйств или 46% за налоговый период получили убытки для целей исчисления единого налога. Следует отметить, что полнота уплаты единого сельскохозяйственного налога всего 21,4%, а в 2006 году - 71%. На единый сельскохозяйственный налог в Ульяновской области перешли, в основном, финансово неустойчивые сельскохозяйственные организации, цель перехода которых заключалась в уменьшении количества уплачиваемых налогов.

Предприятия в связи с неуплатой налогов накапливают долги перед бюджетом и внебюджетными фондами, ухудшая взаимоотношения с налоговыми органами, снижая доход бюдже-

тов различных уровней.

Правильная оценка налоговой нагрузки и обоснование ее влияния на финансовые результаты деятельности в аграрном секторе экономики имеет весьма важное значение. Налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций Ульяновской области представлена в таблице 2. Суммы начисленных и уплаченных текущих налоговых платежей и отчислений определены без штрафов и пеней, что раскрывает реальную налоговую нагрузку на сельских налогоплательщиков.

За 1999-2003 годы в среднем по сельскохозяйственным организациям Ульяновской области происходит резкое увеличение на 82,4% общей суммы задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. Данное негативное явление - результат недоимки платежей в бюджет и внебюджетные фонды и начисления значительных сумм штрафных санкций за нарушения налогового законодательства. В 2004 году произошло резкое снижение суммы задолженности по налоговым платежам по причине реструктуризации и списания налоговых долгов.

Долговых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами на 1 рубль товарной продукции в среднем по сельскохозяйственным предприятиям Ульяновской области в 2003 году приходится 79,8 коп., что на 6,8 коп. выше значения 1999 года. Это свидетельствует о том, что для полного погашения общей суммы налоговой задолженности необходимо отдать в государственную казну 79,8 копейки с каждого рубля товарной продукции, в 2002 году для этого требовалась 81 коп., в 2001 году - 70,1 коп., в 2000 году - 70,4 коп. и в 1999 году - 73 коп. Для погашения налоговых долгов в 2006 году требуется 21,6 копеек с 1 рубля (или 21,6%) товарной продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост стоимости товарной продукции в два раза в 2006 году, по отношению к 1999 году, привел к снижению налоговой нагрузки с 14,3 коп. до 8,9 коп. с рубля товарной продукции, то есть для полного погашения причитающихся выплат за 2006 год требовалось лишь 8,9% стоимости товарной продукции. При этом выплат было произведено на 7,7 коп., что выше значения 1999 года всего лишь на 1,5 коп.

Если учесть и налоговые долги, и сумму начисленных текущих налоговых платежей, то сельскохозяйственным организациям Ульяновской области в 2004 году было бы необходимо направить для погашения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами 45,8% всей полученной выручки от продаж. Следует отметить тот факт, что в 1999, 2000 и в 2001 году при аналогичном расчете совокупная налоговая нагрузка составила до 87%, а в 2002 году - 93,6% .

С 2002 года наблюдается устойчивая тенденция снижения начисленной

Экономика

налоговой нагрузки с 19,6% до 8,5%.

Примечательно, что реализованная налоговая нагрузка или исполнение налоговых обязательств за анализируемый период удерживалась на уровне от 6 коп. до 12,6 коп. с 1 рубля товарной продукции. Полнота уплаты налогов и отчислений без учёта штрафов и пени в среднем на одно предприятие в 2006 году составила 87%, при этом в 2001 году полнота уплаты равнялась всего 40,2%. Таким образом происходит рост налоговых поступлений в государственную казну. В целом, колебания реальной налоговой нагрузки на протяжении исследуемого периода свидетельствует о неспособности предприятий удерживать тяжесть реальной налоговой нагрузки на установившемся уровне, что подчеркивает ослабевание финансового состояния хозяйствующих субъектов.

Общепринято, что чрезмерная налоговая нагрузка подрывает платёжеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижает общую сумму налоговых поступлений. В области наблюдаются две тенденции снижения налоговой нагрузки: во-первых, за счет снижения объемов продаж; во-вторых, за счет увеличения стоимости товарной продукции.

Проведённые исследования и мониторинг в аграрном секторе Ульяновской области, показали, что в этой отрасли сложилась ситуация значительной вариации показателя налоговой нагрузки по налогоплательщикам, что свидетельствует о значительных трудностях сельских товаропроизводителей по их адаптации к существующей налоговой системе.

В принципе, налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков по форме собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в аграрной сфере производства имеются налогоплательщики, в основе своей из числа коллективных сельскохозяйственных предприятий, применяющих как общий режим налогообложения, так и уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, которые испытывают чрезмерное налоговое давление (табл. 3).

Диапазон начисления налоговых платежей в 2004 году в расчёте на 1 руб. выручки в хозяйствах, применяющих общий режим налогообложения, составляет от 8 до 72 коп., а при исчислении единого сельскохозяйственного налога

- от 2 до 87 коп. (в 2003 году - от 8,6 коп. до 1,02 руб. на 1 руб. продаж). Диапазон начисления налоговых платежей в 2006 году также варьируется и в расчёте на 1 руб. выручки в хозяйствах, применяющих общий режим налогообложения. Он составляет от 1,3 до 461 коп., а при исчислении единого сельскохозяйственного налога - от 2,4 до 214 коп.

Такие сельскохозяйственные товаропроизводители, как СПК "Дружба"

Экономика

Таблица 3

Уровень налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций Ульяновской области за 2006 год

Показатель I хозяйство В расчёте на 1 руб. выручки, коп

начислено налоговых платежей уплачено налоговых платежей начислено штрафов и пеней уплачено штрафов и пеней

Общий режим налогообложения

Низкий ООО «Мукомол» Майнский район 1,З 1,4

ООО «Верный путь» Вешкаймский район 2,5 З,2

Cредний ООО «Элита» Ульяновский район 6,2 6,5

СПК «Большевик» Барышский район 8,5 17,З 1,1

ООО «Реванш» Цильнинский район 1З,4 12,5

Высокий СПК «Кадышовский» Павловский район 64,6 19,З З,9

СПК «Дружба» Карсунский район 252 11

Единый сельскохозяйственный налог

Низкий ООО «Руми» Барышский район 2,4 1,2

ООО «Надежда» Майнский район З 4,2

Cредний ООО «Весна» Майнский район 6 6 0,2

СПК «Кызыл-Су» Старомайнский район 7,З 5,8 0,2

3S 8 ы со СПК «Аллагуловский» Мелекесский, район 61,2 7З,5 42,6 З8,7

ЗАО «Волга» Чердакпинский район 214

Карсунского района, начисляют налоговых платежей на 1 руб. выручки 252 коп., что в 194 раз больше, чем хозяйства с низким уровнем налоговой нагрузки. Это свидетельствует о том, что в этом хозяйстве либо совсем не пра-

сельскохозяйственных предприятий, причиной этому является различный уровень квалификации руководящих работников и различные их подходы к развитию своих хозяйств.

Однако в настоящее время в Ульяновской области наблюдается снижение не только количественного состава управленческого персонала (4300 человек вместо 4700 по штатному расписанию), но и качественного. Высшее образование среди руководителей имеют лишь 76% (в 2002 году - 80%), главных специалистов - 56% (в 2002 году - 60%), специалистов - 26% (в 2002 году было 32%). Не имеют высшего или среднего профессионального образования 18 руководителей, 33 главных специалистов, 140 специалистов. Наиболее острая ситуация в организациях отрасли в отношении главных бухгалтеров: лишь 10% из них имеют статус профессионального бухгалтера. Данная проблема наиболее характерна для мелких хозяйств.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что в условиях единого налогового законодательства основное влияние на высокую налоговую нагрузку оказывают субъективные факторы. Так, например, квалифицированный подход к организации налоговых отношений в ЗАО "Волга" Чердаклинского района (убыточность продаж хозяйства

- 38%) позволила бы снизить начисленную налоговую нагрузку с 214 коп. до среднего уровня - 8 коп., что автоматически привело бы к снижению убыточности. Но это возможно только в том случае, если организация качественного налогового менеджмента в хозяйстве станет составной частью управленческой деятельности.

вильно исчисляют налоги, либо занижают реально полученную выручку. Аналогичная картина наблюдается и у хозяйств, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог. Учитывая то, что налоговая система едина для всех

Литература

1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика.. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 304 с.

2. Власов Д.В. Налоговые отношения: сущность и пути совершенствования / Под общ. ред. проф. И.Б. Загайтова. - Воронеж: ВГАУ, 2001. - 122 с.

3. Злобина Л.А., Стажкова М.М. Практика оптимизации налоговой нагрузки экономического субъекта. - М.: Академический проект, 2003. - 112 с.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АГРОТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

О.В. ВЛАСЕНКО,

аспирант, Иркутская ГСХА, г. Иркутск

Ключевые слова: аграрный туризм, агротуристическая привлекательность, методика определения, сельские поселения, спрос, предложение, туристический продукт.

Цель и методика исследований

Нами предложен алгоритм исследования спроса на агротуристичес-кие услуги, который представлен на рисунке 1.

Потребительские предпочтения в современной туристической сфере невозможно удовлетворить лишь с помощью традиционных видов туризма. Во многих странах всё большей популярностью пользуется агротуризм, кото-

рый является новым направлением сельских подсобных производств.

Иркутская область обладает огромным потенциалом для развития агротуризма как одного из видов сельских подсобных производств.

Agrarian tourism, appeal of agrarian tourism, technique of definition, rural settlements, demand, the offer, tourist product.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.