Научная статья на тему 'Оценка налоговой поддержки аграрного сектора экономики'

Оценка налоговой поддержки аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ДИАПАЗОН / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА / TAX LOAD / RANGE / OPTIMIZATION OF TAX PAYMENTS / SPECIAL TAX REGIME FOR AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS / GENERAL SYSTEM OF TAXATION / TAX PRIVILEGES / FINANCIAL RESULT / TAX YIELD / FORMATION OF TAX RELATIONS / TAX SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катаев Владимир Иванович, Сасина Анастасия Валерьевна

Новизна результатов исследования, отраженных в статье, заключается в экономическом обосновании положительного влияния налогов в условиях современного законодательства РФ на повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The novelty of the presented research results consists in the economic substantiation of the positive influence of taxes in the conditions of the existing legislation of the Russian Federation on the increase of the efficiency of agricultural organizations' activity.

Текст научной работы на тему «Оценка налоговой поддержки аграрного сектора экономики»

УДК 631.145+631.15:33 В.И. Катаев,

А.В. Сасина

ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: налоговая нагрузка, диапазон, оптимизация налоговых платежей, специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, общая система налогообложения, налоговые льготы, финансовый результат, налоговые доходы, формирование налоговых отношений, налоговая поддержка.

Введение

Большинство ученых и практиков в своих работах ссылаются на высокий уровень налогообложения, рассматривая вопрос кризисного состояния сельского хозяйства. На наш взгляд, назрела необходимость изменения сложившегося утверждения о высокой налоговой нагрузке в аграрном секторе экономики.

Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты должна не только обеспечивать потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщиков к производственной деятельности (конечно, при соблюдении налогового законодательства) и постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Цель данного исследования заключается в обосновании положительного влияния налогов на повышение эффективности деятельности сельских налогоплательщиков.

В зависимости от поставленных задач нами применялись различные методы: экономико-статистический (при изучении динамики налоговой нагрузки), расчетно-конст-руктивный, метод анализа и синтеза, массовые статистические наблюдения.

Информационную базу при изучении данного вопроса составила годовая финансовая отчетность по 165 хозяйствам Ульяновской области (67,3% от общей численности организаций).

Экспериментальная часть

Интерес любого налогоплательщика заключается в формировании такой налоговой нагрузки, чтобы отношения с бюджетом и внебюджетными фондами по обязательным платежам не ухудшали финансовое состояние предприятий. Осуществление этого принципа в рамках деятельности сельского налогоплательщика невозможно без профессиональной подготовленности и высокого уровня налоговой квалификации его собственников, управленцев, деятельность которых в первую очередь должна быть направлена на обоснованный выбор применяемой системы налогообложения, на полное использование льгот, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

В результате исследований нами выявлено, что в аграрном секторе экономики Ульяновской области сложилась ситуация значительной вариации показателя начисленной налоговой нагрузки по сельским налогоплательщикам:

- в 2006 г. диапазон суммы начисленных налоговых платежей в расчете на 1 руб. выручки составляет от 1,3 до 252 коп. при среднем значении по аграрному сектору 9 коп.;

- в 2009 г. диапазон составил от -25,7 до 90 коп. при среднем значении 11,1 коп.

Крайние значения вариации представляют собой налоговые пределы в аграрной сфере производства для сельских налогоплательщиков. Под налоговыми пределами следует понимать минимальное и максимальное значения налоговой нагрузки сельских товаропроизводителей всех форм хозяйствования в условиях действующего налогового законодательства [1].

В таблице 1 по уровню начисленной налоговой нагрузки нами сгруппированы сельскохозяйственные организации Ульяновской области, применяющие различные системы налогообложения. В Ульяновской области функционируют 61% предприятий применяющих специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, 20% — упрощенную систему налогообложения, 19% — общую систему налогообложения.

ООО Агрофирма «Черемшанская», применяющее общую систему налогообложения, уплачивает семь видов налогов и имеет низкий уровень начисленной налоговой нагрузки, который составляет 4,3 коп. на 1 руб. выручки. Аналогично низкие показатели налоговой нагрузки имеют такие предприятия, как ООО «Аппаковское» и ООО «Анненковское», применяющие специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — ООО «Октябрь» и ООО «Пегас» и применяющие упрощенную систему налогообложения. На основании этого можно обосновать важное методологическое положение, что уровень налоговой нагрузки не зависит от применяемой системы налогообложения и количества уплачиваемых налогов в сельском хозяйстве [2].

Низкий уровень начисленной налоговой нагрузки позволяет сельским налогоплательщикам безболезненно, без каких-либо последствий для производственной деятель-

ности производить уплату налоговых платежей. Об этом свидетельствует также уровень кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в расчете на 1 руб. выручки: в пяти предприятиях из шести, приведенных в таблице, значение данного показателя составляет менее 0,7 коп. на 1 руб. выручки. Налоговые долги на конец года в этих предприятиях, в полном объеме выполняющих свои налоговые обязательства, — это переходящая задолженность по фискальным платежам на конец года, уплата которых предстоит в следующем календарном году. Для погашения этих долгов сельским налогоплательщикам необходимо направить не более двухдневной выручки. Экономические работники этих предприятий, и прежде всего главные бухгалтера, занимают ведущую роль в управлении не только производственной, но и финансовой деятельностью: в формировании договорной, кредитной, налоговой политики, экономическом обосновании выбора покупателей и поставщиков.

Наряду с сельскими налогоплательщиками, которые имеют низкий уровень налоговой нагрузки, в аграрном секторе имеются налогоплательщики, испытывающие чрезмерное налоговое давление. Нами выявлены такие хозяйства, которые также используют различные системы налогообложения. Их налоговое бремя в прямом смысле этого слова превышает 20 коп. на 1 руб. выручки.

Диапазон уровня начисленной налоговой нагрузки в сельскохозяйственных предприятиях Ульяновской области

Таблица 1

Показатели Общая система налогообложения Специальный налоговый режим для с.-х. товаропроизводителей Упрощенная система налогообложения

низкий высокий низкий высокий низкий высокий

ООО Агрофирма «Черемшанская» (Новомалыклинский район) ООО «Птицефабрика Тагай-ская» (Майнский район) ООО «Большое молоко» (Майнский район) ООО «Ударница» (Мелекесский район) ООО «Аппаковское» (Мелекесский район) ООО «Анненковское» (Цильнинский район) ОАО «ОНО ОПХ»Тимирязевское» (Ульяновский район) СПК «Искра» (Старомайнский район) ООО «Октябрь» (Вешкаймский район) ООО «Пегас» (Николаевский район) СПК «Алга» (Барышский район) ООО «Евлейский» (Павловский район)

Годовой объем продаж, тыс. руб. 27204 146332 22707 2286 4280 7235 9225 1162 1977 7165 1131 854

В расчете на 1 руб. выручки, коп.: - кредиторская задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами - начислено налоговых платежей - уплачено налоговых платежей - начислено штрафов и пеней 0,4 4,3 4,3 2,6 5,7 4,89 0,11 1,4 25,4 27,3 0,1 1,6 89,7 19,4 0,3 1,9 2,1 0,2 2,0 1,9 11.4 23.5 12,1 762,0 40,8 6,5 325,0 0,8 2,1 3,8 0,4 3,7 3,7 409,5 21,5 14,9 11,12 22,4 16,0 0,2

Учитывая, что системы налогообложения едины для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, причинами высокой налоговой нагрузки являются различные подходы к разработке и реализации финансовой и налоговой стратегий, которые обуславливаются различными экономическими интересами собственников, руководителей предприятий. Эти сельскохозяйственные организации независимо от применяемой системы налогообложения не имеют возможности в полном объеме производить уплату фискальных платежей, что обуславливает у них рост кредиторской задолженности и усиление налоговых рисков [3].

Современные ученые и практики справедливо доказывают, что уплата единого сельскохозяйственного налога является специальным (льготным) режимом налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей ввиду освобождения от обязанностей плательщика таких налоговых платежей, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество организаций [4]. К сожалению, в данной трактовке под «льготностью» понимается лишь освобождение от уплаты вышеуказанных налогов. Результативность же налоговых отношений и их влияние на финансовые результаты деятельности вообще не учитываются.

В процессе исследования практики налогообложения нами выявлены пять сельскохозяйственных организаций, конечным результатом налоговых отношений которых являются «дебетовые обороты» по счету 68 или, иными словами, «налоговые доходы».

В налоговом законодательстве отсутствует определение данному понятию. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятель-

ности государства и муниципальных образований. То есть в определении налога заложено, что отношения по расчетам с бюджетом — это обязательные платежи, которые уменьшают экономические выгоды налогоплательщиков, или расходная статья бюджета организаций.

Механизм формирования «налогового дохода» в деятельности сельских налогоплательщиков показан в таблице 2.

Все указанные в таблице сельскохозяйственные организации применяют общую систему налогообложения и уплачивают все установленные налоговым законодательством обязательные платежи, то есть налоговое поле этих организаций на три налога больше, чем при уплате единого сельскохозяйственного налога.

Наибольший экономический интерес для приведенных предприятий представляют расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. При реализации сельскохозяйственной продукции организациями сумма полученного НДС от покупателей в размере 9,09% от объема продаж подлежит уплате в бюджет. При приобретении материальных ценностей, работ, услуг, основных средств, используемых для производственных нужд, НДС, уплаченный поставщикам, в размере 15,25% от объема покупки подлежит зачету или возмещению из бюджета. Отношения с бюджетом по налогу на добавленную стоимость рассчитывают как разницу полученного и уплаченного налогов. В случае превышения в налоговом периоде уплаченного НДС над НДС полученным результатом отношений с бюджетом будет являться разница налогов, подлежащая зачету или возмещению из бюджета.

Следовательно, задача формирования налоговых отношений заключается в увеличении сумм налога, уплаченных поставщикам за приобретаемые материальные ценности.

Таблица 2

Механизм формирования налогового дохода в сельском хозяйстве, тыс. руб.

Налоговые платежи и отчисления ООО «Приморье» ООО «Русн-Рус-Сантимир» ЗАО «Стелз-Агро-Т» РТ

Налог на добавленную стоимость -29562 -30883 -10619

Налог на прибыль 22 346 -

Налог на имущество организаций 1651 8292 58

Страховые взносы во внебюджетные фонды 1677 7087 2863

НДФЛ 858 4813 1731

Земельный налог - - 155

Другие налоги и сборы 69 243 319

Всего налогов -25285 -10102 -5493

Налоговая нагрузка, коп. на 1 руб. выручки -25,7 -2,7 -5,3

Годовой объем продаж 98099 380975 102878

Чистая прибыль 11447 44595 1110

Максимальное значение экономических выгод от предъявления НДС к зачету может составлять 6% от их суммы финансового оборота. Дебетовые обороты по НДС по итогам налогового периода возникают в том случае, если налогоплательщик имеет отношения с контрагентами, которые также являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Налоговый доход формируется только в том случае, когда сумма НДС, предъявленная к зачету, превышает все другие начисленные к уплате налоги. Если предприятия, применяющие общую систему налогообложения, не использовали бы все льготы, предоставленные налоговым законодательством по НДС, то конечные финансовые результаты их деятельности значительно ухудшились.

Так, в ООО «Приморье» размер налоговой составляющей государственной поддержки составляет 25,7% от выручки, что в 4 раза превышает все виды субсидий из федерального и регионального бюджетов. В ООО «Русн-Рус-Сантимир» и в ЗАО «Стелз-Агро-Т» размер налоговой составляющей составил 2,7 и 5,3% от годового объема продаж, что соответствует уровню прямой государственной поддержки этих организаций.

Налоговый доход увеличивает экономические выгоды предприятий в связи с неуплатой в будущем на эту сумму начисленных обязательств по федеральным налогам.

Заключение

Формирование налогового дохода у сельских товаропроизводителей свидетельствует о том, что налоговым законодательством им предоставлено множество льгот и вычетов. Право налогоплательщика заключается:

- во-первых, в полноте использования налоговых льгот и формировании налогового дохода;

- во-вторых, в неиспользовании налоговых льгот и формировании налоговой нагрузки.

Отсюда можно сделать вывод, что налоги в сельском хозяйстве эффективно выпол-

няют свою стимулирующую функцию. Налоговая система не подрывает процесс развития аграрной сферы, а «скрыто» дотирует сельских товаропроизводителей. Следовательно, формирование налогового дохода зависит только от субъективных факторов как привлечение для налогового производства квалифицированных экономических работников.

Особенность этого налогового дохода заключается в том, что:

- доход — это результат соблюдения налогового законодательства;

- получение дохода в аграрной сфере не требует значительных материальных затрат и базируется лишь на знании основ налогового законодательства.

Налоговый доход сельских налогоплательщиков формируется за счет средств федерального бюджета и является одним из видов государственной поддержки, установленным налоговым законодательством.

Все вышесказанное позволяет высказать важное утверждение, что проблема результативности налоговых отношений в сельском хозяйстве имеет в основном субъективный характер и отражает в настоящее время в условиях современного налогового законодательства уровень квалификации и соответствующие интересы собственников организаций.

Библиографический список

1. Катаев В.И. Налоговое планирование: учебно-методический комплекс. — Ульяновск: УлГТУ, 2004. — 111 с.

2. Катаев В.И. Системы налогообложения в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. — 2005. — № 2. — С. 45.

3. Катаев В.И., Сасина А.В. Инновационный взгляд на минимизацию налогов в сельском хозяйстве Ульяновской области // Поволжье-Агро. — 2010. — № 1. — С. 14.

4. Катаев В.И. Налоговые проблемы в сельском хозяйстве Ульяновской области // Ульяновск-Агро. — 2008. — № 4. — С. 13.

+ + +

УДК 331.21 С.Е. Кабичкин

РОЛЬ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Ключевые слова: мотивация, человеческий капитал, сельское хозяйство, Рязанская область, денежное вознаграждение,

заработная плата, премирование, качество труда, интенсификация, результативность труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.