Научная статья на тему 'Инновационный взгляд на системы налогообложения в сельском хозяйстве'

Инновационный взгляд на системы налогообложения в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный взгляд на системы налогообложения в сельском хозяйстве»

В результате исследования разработан алгоритм формирования и развития картофелепродуктового подкомплекса, реализация научно-практических рекомендаций по совершенствованию его основных элементов позволит повысить конкурентоспособность и обеспечить инновационное обновление этой отрасли АПК. За базовую организационно-экономическую модель производства картофеля по интенсивной технологии в 2002-2006 гг. и на ближайшую перспективу избран СХК «ПЗ «Детскосельский» Ленинградской области (рис. 1).

За пять лет урожайность картофеля и валовой сбор увеличились в 1,6 раза, объем реализации

- в 2,3 раза, прибыль от реализации - в 138 раз и составила 6,3 млн руб. В 2006 г. затраты труда на 1 га снизились на 12,4%, на 1 т продукции - на 45,3%.

Таким образом, инновационные модели конкурентоспособности производства продукции растениеводства способствуют значительному повышению производственных и улучшению экономических показателей, обеспечивая тем самым более высокий уровень конкурентоспособности продукции отрасли сельхозпроизводства, что является залогом роста продовольственной безопасности.

ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ В.И. Катаев, к.э.н., доц., А.В. Сасина, асп. Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии

Обострившийся в стране экономический кризис и трудности в развитии рыночных отношений во многом осложнили деятельность сельскохозяйственных предприятий. В сложившихся тяжелейших экономических условиях аграрные товаропроизводители все больше вынуждены полагаться на собственные внутренние возможности и резервы повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности. Однако их эффективность остается на низком уровне во многом из-за несовершенства системы налоговых отношений, которые требуют принципиально новых подходов к организации управления хозяйствующими субъектами в условиях современного налогового законодательства и разработке механизмов согласования экономических интересов как налогоплательщиков, так и государства.

Говоря о налоговой нагрузке сельских товаропроизводителей, необходимо сделать акцент на применение режима налогообложения. Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность применение разных режимов налогообложения: общий режим и специальный. По данным статистики, в 2007 г. 149 хозяйств Ульяновской области (45% от общего их числа) применяли специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами [1]. Специальный налоговый режим, предусматривающий уплату ЕСХН, призван был облегчить налоговое бремя. Оказалось, что данный режим улучшил финансовое положение не всех организаций. Так как исходные данные предприятий были различны, переход усугубил финансовую ситуацию в одних предприятиях, и незначительно улучшил положение других.

Положительные моменты применения специального режима налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

- снижение абсолютной и относительной величины налоговой нагрузки предприятия за счет отмены налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущество и налога на прибыль;

- повышение эффективности производства за счет снижения налоговых платежей и увеличения суммы оборотных средств, находящихся в распоряжении предприятия;

- появляется реальная возможность повышения заработной платы работникам предприятия и, соответственно, отчислений в пенсионный фонд,

поскольку эти расходы уменьшают базу для единого сельскохозяйственного налога;

- заинтересованность предприятия в обновлении основных производственных фондов (стоимость приобретаемых объектов основных средств и НМА включается в расходы в полном объеме, а не в сумме начисленной амортизации).

Учитывая, что по налогу на прибыль сельскохозяйственные организации имеют льготы, а НДС, ЕСН и налог на имущество составляют основную часть абсолютной налоговой нагрузки предприятия, освобождение от уплаты этих налогов дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии. Кроме того, для предприятий, перешедших на уплату ЕСХН, предусмотрен льготный порядок включения стоимости приобретенных основных средств в расходы. Он дает возможность предприятиям окупать затраты, связанные с приобретением основных средств, в более короткие сроки.

Отрицательными моментами применения специального режима являются:

- трудности со сбытом готовой продукции, поскольку большей части покупателей, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, будет не выгодно приобретать продукцию у сельскохозяйственных производителей, которые плательщиками НДС не являются. Следовательно, покупатели не получат возможность произвести налоговые вычеты по НДС;

- отсутствие возможности отразить в бухгалтерской и налоговой отчетности суммы налоговых вычетов по НДС, не учтенных до перехода на уплату ЕСХН;

- уменьшение рентабельности предприятия, так как объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов;

- снижение конкурентоспособности продукции в результате повышения ее себестоимости и, соответственно, отпускных цен, так как наблюдается стремление увеличить суммы расходов, связанных с производством и реализацией продукции, чтобы до минимума свести уплату ЕСХН [2].

Прежде, чем применять ту или иную систему налогообложения, необходимо провести анализ их эффективности. При этом акцент необходимо делать на улучшение финансовых результатов деятельности, а не сокращение налоговых платежей. Снижать налоги следует до тех пор, пока это вызывает увеличения чистой прибыли.

Целесообразность применения специального режима налогообложения в настоящее время мы

проанализировали на примере двух хозяйств: СПК им. Н.К. Крупской Мелекесского района Ульяновской области и ФГУП Учхоз УГСХА Чердаклинского района Ульяновской области.

Оба хозяйства перешли на уплату ЕСХН с 2004 г. и используют его по настоящее время. В табл. 1 мы отразили налоговые отношения СПК им. Н.К. Крупской и ФГУП Учхоз УГСХА с бюджетом согласно формам 6-

АПК за 2007 г., и предполагаемые налоговые платежи при переходе на общую систему налогообложения.

Из расчетов видно, что в результате перехода со специального режима на общую систему налогообложения сумма налоговых платежей в СПК им. Н.К. Крупской должна увеличиться на 28945 тыс. руб., в ФГУП Учхоз УГСХА - на 2468 тыс. руб.

Таблица 1 - Расчет налоговой эффективности применения различных систем налогообложения

в СПК им. Н.К. Крупской и ФГУП Учхоз УГСХА в 2007 г.

Налоги Сумма начисленных налогов

При уплате ЕСХН При общей системе налогообложения

СПК им. Н.К. Крупской ФГУП Учхоз УГСХА СПК им. Н.К. Крупской ФГУП Учхоз УГСХА

НДС х х 8388,5 -3315,3

Налог на прибыль х х - -

Налог на имущество х х 7867,5 2253,3

Земельный налог 78 - 78 -

ЕСН 9628 2253 24291 5783

НДФЛ 12305 2520 12305 2520

ЕСХН 1979 - х х

Водный налог 28 10 28 10

Другие налоги 588 744 588 744

Всего, тыс. руб. 24601 5527 53546 7995

Годовой объем продаж, тыс. руб. 395996 85237 395996 85237

Налоговая тяжесть, коп. 6 6 13 9

Чистая прибыль, тыс. руб. 83698 -1271 85964 8100

Налоговые выгоды (+), потери (-) от перехода на общую систему налогообложения, тыс. руб. х х 2266 9371

В том числе за счет - изменения сумм налоговых платежей; х х -28945 -2468

- удешевления себестоимости продукции на сумму НДС, уплаченную поставщикам х х +31211 +11839

При этом начисленная налоговая нагрузка на СПК им. Н.К. Крупской увеличится в 2,2 раза, а в ФГУП Учхоз УГСХА превышение произойдет в 1,5 раза, что составит 9 коп. на 1 руб. выручки.

Переход повлечет за собой уменьшение себестоимости сельскохозяйственной продукции СПК им. Н.К. Крупской на сумму НДС, уплаченного поставщикам, 31211 тыс. руб., а ФГУП Учхоз УГСХА на сумму 11839 тыс. руб., что улучшит финансовые результаты деятельности. В итоге в СПК им. Н.К. Крупской размер чистой прибыли достигнет показателя 85964 тыс. руб. ГУП Учхоз УГСХА сможет покрыть убытки и установить чистую прибыль на уровне 8100 тыс. руб.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобретают с НДС значительную долю материальных ценностей, оказываются в экономически неблагоприятной ситуации, применяя ЕСХН за счет увеличения стоимости приобретаемых ценностей и, соответственно, ухудшения финансовых результатов.

Все выше изложенное позволяет сделать важный вывод инновационного характера в области налогообложения в сельском хозяйстве. Переход эффективно функционирующих организаций с уплаты ЕСХН на общую систему налогообложения эко-

номически целесообразен, как с налоговой точки зрения, так и с финансовой. Увеличение налоговой нагрузки вызывает у сельских налогоплательщиков улучшение финансовых результатов деятельности.

Применяя общую систему налогообложения, сельскохозяйственные производители имеют преимущество для расширения собственного источника финансирования, а от увеличения налоговых выплат в региональный и местный бюджеты будет зависеть развитие сельских территорий.

Все вышесказанное позволяет высказать утверждение, что проблема высокой налоговой нагрузки имеет в основном субъективный характер и отражает в настоящее время в условиях современного законодательства уровень квалификации руководителей и работников экономических служб предприятия.

Источники

1. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. Учебник. - СПб.: Питер, 2006. - 288 с.

2. Катаев В.И. Системы налогообложения в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. -2005. - № 2. - С. 45.

СИСТЕМА КООПЕРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕВОДА МЕЛКОТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

НА ИННОВАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ

Н.И. Оксанич, д.э.н., рук. отд. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, Д.Н. Фетисов, к.э.н., доц. Волгоградского кооперативного института Российского университета кооперации

В процессе реформирования сельскохозяйственного производства в России сложилась многоук-ладность в аграрном секторе экономики. И если, крупнотоварное производство, постепенно переходит на инновационную модель развития, то малые

предприятия, фермерские хозяйства и ЛПХ - испытывают затруднения при проведении технической и технологической модернизации, при внедрении новых сортов и новых пород животных; при проведении маркетинговых исследований, формировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.