Научная статья на тему 'Совершенствование системы налогообложения сельскохозяйственных организаций в условиях кризиса'

Совершенствование системы налогообложения сельскохозяйственных организаций в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы налогообложения сельскохозяйственных организаций в условиях кризиса»

нической базы и восстановления нормального воспроизводственного процесса, наращивания объемов производства и финансового потенциала за счет стартового капитала, полученного на начальном этапе реализации программы в виде заемных и привлеченных средств. В перспективе главным источником инвестиций станет прибыль, полученная от реализации произведенной продукции, часть ко-

торой может быть использована на воспроизводство основных фондов и прирост запасов оборотных средств предприятия. Использование заемных средств будет осуществляться на полной коммерческой основе с применением традиционных механизмов гарантий и использованием собственных залоговых возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Н.Ф. Зарук, д.э.н, проф., А.В. Носов, ассист. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

В настоящее время в России происходят весьма существенные изменения в экономике, обусловленные разразившимся мировым финансовым кризисом. Сегодня все чаще говорится о том, что мировой финансовый кризис сыграл для России роль катализатора для реализации давно поставленных задач и проектов в области налоговой политики государства.

Развитие сельского хозяйства в условиях мирового финансового кризиса является важной стратегической задачей, так как оно является системообразующим сектором экономики страны, определяющим удовлетворение жизненных потребностей всего населения, и сектором, который является «заказчиком» и «потребителем» большинства отраслей промышленности, а, следовательно, будет способствовать созданию рабочих мест, снижению безработицы. Однако обеспечение условий сохранения и развития сельского хозяйства в современных условиях возможно только в русле инновационного развития отрасли.

Кроме того, развитие сельского хозяйства на инновационной основе в условиях кризиса является основой для обеспечения продовольственной безопасности России, так как до сих пор сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Так, за счет импорта формируется до 40% ресурсов на продовольственном рынке.

К сожалению, в настоящее время, чрезвычайно узок арсенал форм и методов государственной поддержки науки и инноваций в аграрной сфере. В связи с этим можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию системы налогообложения сельскохозяйственных организаций с целью стимулирования инновационной деятельности в условиях кризиса.

Для сельскохозяйственных организаций, применяющие инновационные технологии и использующие земельные участки, для проведения научноисследовательских и опытно-экспериментальных работ, целесообразно предусмотреть освобождение их от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, непосредственно используемых для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, включая опытно-конструкторские (1_нз). В Пензенской области в 2007 г. на описанные выше цели было использовано не более 5% от общей площади сельскохозяйственных угодий. Таким образом, при уплате земельного налога сельскохозяйственные товаропроизводители смогли бы сэкономить 1_нз = 1056,7 тыс. руб. Это небольшая сумма, однако, введение льготы по налогу на землю будет способствовать интенсификации земледелия на основе инновационных технологий.

Для сельскохозяйственных организаций, находящихся на общем режиме налогообложения, а это около 25% от общего числа предприятий, в налоговом законодательстве в качестве антикризисных мер и мер по внедрению в производство инновационных продуктов и технологий нами предлагаются внести изменения в главу 25 НК РФ. В соответствии с вступившими в силу с 01.01.2006 г. нормами Федерального закона от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ налогоплательщики имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств, а в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам не более 30% (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

В целях стимулирования развития инновационного процесса в сельском хозяйстве и как меру компенсации отмененной ранее льготы по налогу на прибыль по средствам, направленным на финансирование капитальных вложений, для сельскохозяйственных предприятий, использующих общий режим налогообложения и применяющих инновационные технологии, указанный выше норматив необходимо увеличить до 50% (1_ап). При этом льгота по налогу на прибыль в сумме осуществленных капитальных вложений не может превышать налогооблагаемую прибыль более чем на 90%. Введение данной льготы по налогу на прибыль равносильно снижению ставки по налогу на прибыль до двух процентов, т. е. в размере налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет. По данным 2007 г. платежи в региональный бюджет уменьшились бы на 1_ап = 14335 * 90% = 12901,5 тыс. руб.

Амортизационную премию следует рассматривать как налоговый инструмент стимулирования инвестиционной активности в основном тех хозяйствующих субъектов, которые воспользовались банковским кредитом и, вернув с первой же выручки от реализации товаров (работ, услуг) средства в размере не более 50% осуществленных капитальных вложений и получают возможность направить их на погашение кредита. Наиболее актуальным, представляется введение данной льготы для сельскохозяйственных предприятий, получивших инвестиционные кредиты, на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих ферм, а также на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов, что позволит своевременно реализовать начатые инвестиционные проекты.

Серьезным налоговым рычагом инновационного развития российской экономики призван стать инвестиционный налоговый кредит. В настоящее время для его получателей, как известно, установлены определенные экономические стимулы: 1) заявительный характер получения данного кредита; 2) льготный размер уплачиваемых по кредиту процентов (они не могут быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Для того чтобы инвестиционный налоговый кредит стал действенным стимулятором инновационной деятельности в сельском хозяйстве со стороны государства, необходимо предоставить органам региональной власти субъектов Российской Федерации возможность предоставлять инвестиционный налоговый кредит в отношении общего и специальных налоговых режимов, применяемых сельскохозяйственными товаропроизводителями. Таким образом, максимальные потери бюджетной системы, рассчитанные по данным сельскохозяйственных предприятий Пензенской области за 2007 г. составят около Цинк = 14914 тыс. руб. Высвободившиеся средства предприятия смогут использовать на развитие производства, т.е. на приобретение основных и оборотных средств, что является особенно актуальным в условиях удорожания кредитных ресурсов.

Также необходимо предусмотреть введение для сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедших на ЕСХН, обязательств по уплате налога на добавленную стоимость. Таким образом, сумма НДС, уплаченного поставщику, ранее увеличивающая себестоимость продукции, будет относиться на расчеты с бюджетом, что позволит в первую очередь сократить размер произведенных затрат и уменьшить отпускные цены (Цндс).

При включении в состав плательщиков НДС, сельскохозяйственных товаропроизводителей, увеличится налоговая база по ЕСХН, в результате чего сумма ЕСХН, подлежащая уплате в бюджет увеличится на 64299 - 33514 = 30785 тыс. руб. (или в 1,9 раза). Кроме того, сельскохозяйственные организации Пензенской области получат возможность воз-

мещать НДС из бюджета в сумме около 172171 тыс. руб. Еще одним немаловажным плюсом от предлагаемого нововведения станет то, что предлагаемый механизм косвенной государственной поддержки будет осуществляться только за счет средств федерального бюджета, так как НДС является федеральным налогом, и не повлечет за собой потерь бюджетов более низкого уровня. Таким образом, сумма доходов, выпадающих из бюджетной системы, составит Цндс = 172171 - 30785 = 141386 тыс. руб.

В результате предлагаемого пакета поправок в НК РФ, направленных на стимулирование инновационной деятельности в сельскохозяйственных организациях, общие потери бюджетной системы составят на уровне Пензенской области (Ц):

Ц = Цнз + Цинк +Цап + Цндс

Ц = 1056,7 + 12901,5 + 14914 + 141386 = = 170258,2 тыс. руб.

В том числе:

- федеральный бюджет -141386 тыс. руб.;

- бюджет Пензенской области и местные бюджеты - 28872,2 тыс. руб.

Компенсировать выпадающие доходы бюджетной системы можно за счет средств федерального и регионального резервных фондов. Кроме того, дополнительные ресурсы сельскохозяйственных предприятий Пензенской области от льготного налогообложения составят 170258,2 тыс. руб., что в условиях финансового кризиса позволит сельскохозяйственным предприятиям Пензенской области, с одной стороны, снизить налоговую нагрузку, а с другой будет способствовать укреплению финансового состояния и развитию сельскохозяйственного производства на инновационной основе, за счет роста объемов произведенной продукции с применением ресурсосберегающих технологий, научных исследований, что в последующем приведет к увеличению налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, единственно приемлемым выходом из сложившейся ситуации является обеспечение развития сельского хозяйства на инновационной основе.

ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР ЛУЧШЕГО ВАРИАНТА РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА Р.Р. Субхангулов, асп., Р.У. Гусманов, к.э.н., зав. отд. Башкирского НИИ сельского хозяйства

В системе мер по увеличению производства продукции животноводства важная роль отводится интенсификацию отрасли, предусматривающей обоснование нескольких вариантов развития животноводства на основе планирования и прогнозирования для каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя с учетом его материально-технического состояния, зоотехнических условий воспроизводства стада и предоставлением выбора наиболее оптимального сценария по степени напряженности.

Авторами разработаны следующие варианты обоснования прогнозных сценариев развития животноводства с последующим определением структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур:

1) по нормам потребления мяса и молока в расчете на 1 человека, разработанной Институтом питания РАМН;

2) с выходом на уровень производства 1990 г.;

3) на основе возмещения импорта;

4) на основе национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства»;

5) на основе показателей Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы;

6) на основе прогнозирования возможного объема реализации мяса и молока.

Расчеты выполнены на материалах типичного хозяйства Предуральской степной зоны Республики Башкортостан - СПК колхоз им. Салавата Меле-узовского района.

Разработка каждого из подходов для составления плана развития предприятия осуществляется в три этапа и предполагает применение функции координации менеджмента в замкнутом управленческом цикле (рис. 1).

Этап 1. Осуществляется анализ имеющихся кормов: определяется полноценность кормовой базы, ассортимент кормов с целью составления рациона, отвечающим зоотехническим требованиям и минимальной себестоимости его на единицу производимой продукции.

Этап 2. Обосновывается объем производст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.