Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / блок-схема / государственная политика / искусственный интеллект / коэволюция / нормативный правовой акт / обратная связь / процесс / регулирование / система / стратегическое планирование / уровень готовности технологии. / analysis / block diagram / public policy / artificial intelligence / co-evolution / normative legal act / feedback / process / regulation / system / strategic planning / technology readiness level
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Сливицкий А. Б.

начальник лаборатории ФГУП «ГосНИИАС»

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Ключевые слова: анализ, блок-схема, государственная политика, искусственный интеллект, коэволюция, нормативный правовой акт, обратная связь, процесс, регулирование, система, стратегическое планирование, уровень готовности технологии.

Keywords: analysis, block diagram, public policy, artificial intelligence, co-evolution, normative legal act, feedback, process, regulation, system, strategic planning, technology readiness level.

Системный анализ источников научной и научно -популярной информации с применением технологий анализа больших данных (метод апробирован при решении задач внешнего, концептуального проектирования авиационных систем1 и оценке эффективности деятельности отраслевых научных организаций2) показывает, что дискуссия об искусственном интеллекте (ИИ) - о перспективных направлениях его использования и его правовом регулировании -заметно оживилась. Так, профессор Ю.В. Визильтер отмечает, что «за последние десять лет наши оценки состояния и перспектив технологий в области ИИ резко изменились. Еще относительно недавно мы говорили о «зиме ИИ», подр а-зумевая под этим то, что завышенные ожидания и надежды здесь оказались обманчивыми, а искусственные алгоритмы и программы почти во всех интеллектуальных задачах качественно отстают от возможностей человека и, во змож-но, никогда не смогут достичь человеческого уровня. Сегодня же мы можем в огромном количестве задач продемонстрировать не только человеческий, но даже «сверхчеловеческий» (superhuman) уровень результатов ИИ. В начале нынешнего века многие достаточно обоснованно предполагали, что «слабый» (или «функциональный») ИИ, необходимый для создания, например, автономных роботов, возникнет не раньше, чем вычислительные мощности искусственных процессоров сравнятся с мощностью человеческого мозга (и этот прогноз относили, согласно закону Мура, куда-то в район 2040 года). Сегодня, в 2020 году, мы можем уверенно констатировать, что функциональный ИИ уже практически создан, и это открывает перед нами фантастические перспективы дальнейшего технического и технологического развития3». Аналогичные оценки содержатся и в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490. Таким образом, можно с большой уверенностью констатировать, что ИИ достиг состояния технологической готовности (зрелости) и технической реализуемости в конкретных сложных системах Технологии ИИ все увереннее входят в повседневную практику жизни общества и государства. Формируют спрос и заказ на регуляцию общественных отношений вокруг себя в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических приоритетов государства в области внедрения информационных технологий и цифровизации.

ИИ, как и любой другой научно -технический продукт в период своего становления на рынке инновационной продукции и экспоненциального роста (в соответствии с кривой Гартнера), испытывает многочисленные разноплановые трудности, носящие системный характер и требующие государственного подхода к развитию данного научно -технического направления в интересах общества. Это такие проблемные вопросы становления ИИ в качестве целостного явления современного мира, как: нормативно-правовое обеспечение легального существования ИИ (правовое узаконение понятийного аппарата ИИ, метода правового регулирования ИИ и т.д.), а также защита прав субъектов, взаимодействующих по поводу ИИ; организация системной деятельности в области ИИ (структуризация, институцио-нализация, стратификация, установление и поддержание взаимосвязей); стратегическое планирование в сфере развития ИИ (прогнозирование, целеполагание, концептуализация, стратегирование, программирование, бюджетирование, мониторирование и контролирование); техническое регулирование (стандартизация) и т.п. Системная работа по перечню и сути перечисленных (и иных) вопросов ИИ, их допустимых решениях, критериям отбора таких решений, а также обличению оптимальных - с точки зрения заинтересованных лиц - решений в нормативно -правовую и инструк-

1 Михайлов А.Ф., Сливицкий А.Б. О системном анализе зарубежной авиационной техники и технологий в задачах внешнего проектирования авиационных комплексов // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. 2019. -С. 39-42.

Сливицкий А.Б. О применении компетентностного подхода и методов больших данных при оценке эффективности деятельности отраслевого НИИ // Моделирование авиационных систем. Сборник тезисов докладов IV Всероссийской научно-технической конференции. - М., 2020. - С. 15-17; Сливицкий А.Б. О применении компетентностного подхода при оценке эффективности отраслевых научных организаций // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М., 2020. - Ч. 2. - С. 598-600.

Визильтер Ю.В. Искусственный интеллект: прошлое, настоящее, будущее. Ч. 1. // Авиапанорама. - М., 2020. - № 6 (144). -

С. 4.

тивно -регламентную форму уже начата. Настоящая работа ставит в качестве цели исследование проблемного поля ИИ с позиций формирования соответствующей государственной политики (ГП).

Предваряя системный анализ существующей ГП в области ИИ, а также синтез предложений по возможным направлениям и мерам ее совершенствования, отметим, что современный процесс соразвития технологий, техники, общества и государства, то есть процесс коэволюции, в очевидно сложной динамической системе «технологии и техника -общество и государство» может быть иллюстрирован простейшей блок -схемой, представленной на рис. 1.

Рисунок 1.

Блок-схема закрытой концептуальной системы «технологии и техника - общество и государство»

В таком виде смоделированная нами концептуальная система «технологии и техника - общество и государство» целостна, замкнута, саморегулируема. Ее элементы находятся в органической взаимосвязи. Взаимно обусловливают друг друга, взаимно усиливая или взаимно ослабляя себя. Они образуют регулятор, контур цепи обратной связи. Элемент «общество и государство» (актор) формулирует заказ и требования к элементу инновационные «технологии и те х-ника» (акцептор), а тот, в свою очередь (уже играя роль актора), создает и видоизменяет техносреду (техносферу) общества, как акцептора1. Круг причинно -следственных связей в сформулированной нами идеальной системе замыкается.

Однако хорошо известно, что все реальные системы являются открытыми. Не является исключением и сформированная нами конструкция организационно -технической системы. Поэтому приведем первичную концептуальную модель закрытого вида «технологии и техника - общество и государство» (см. рис. 1) к открытому виду, воспользовавшись при этом аппаратом теории систем автоматического регулирования (условные обозначения традиционны), см. рис. 2. Определим ГП как сущность обратной связи2 в открытой концептуальной системе «технологии и техника -общество и государство», см. рис. 2.

(Показатели

Рисунок 2.

Блок-схема обратной связи в открытой концептуальной системе «технологии и техника -

общество и государство»

Как системный объект ГП представляет собой элемент (блок, механизм) управления системой «технологии и техника - общество и государство». Управления по результатам комплексного развития системы при условии соблюдения государственных и общественных интересов и достижения главных целей по приоритетным направлениям в условиях возмущений внешней среды (в форме активного противодействия поступательному развитию России) и объективно существующих внутренних противоречий. Противоречий, порожденных неоднородностью общественных отношений и социально -экономической модели общественного развития. Причем, в соответствии с принципом управления У. Эшби, уровень разнообразия управляющей системы должен соответствовать уровню разнообразия управ-

1 Сливицкий Б.А., Сливицкий А.Б. Вопросы моделирования актора и акцептора новых научных идей (личностно-психологи-ческий аспект) // Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи. Сборник докладов / Под общ. ред. А.Л. Андреева,

З.К. Селивановой, В.И. Герасимова. - М., 2020. - С. 259-263.

2

Сливицкий А.Б. Анализ проблематики формирования системы обратной связи в контуре государственного управления научно-технологическим развитием // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (к 100-летию Республики Башкортостан). 2019. - С. 452-457; Сливицкий А.Б. Система обратной связи в контуре управления научно-технологическим развитием // Тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. - С. 544-552.

ляемой системы. То есть ГП и сама по себе представляет собой сложную иерархическую многоуровневую (стратифицированную1) систему.

На рис. 3 представлена концептуальная модель процесса коэволюции в системе «технологии и техника - общество и государство», в которой соотнесены временная диаграмма системного процесса разработки технологий и техники (инновационного цикла) и временная диаграмма системного процесса формирования ГП по ее компонентам: общее правовое регулирование, специальное правовое регулирование, стратегическое планирование. Использована графовая форма представления рассматриваемых динамических процессов.

Концептуальная модель процесса коэволюции в системе «технологии и техника - общество и государство» (см. рис. 3) демонстрирует взаимообусловленность процессов развития «технологий и техники» с процессом формирования регуляторной ГП. Показаны временные интервалы запаздывания между появлением технологий и реакцией системы государственного управления на изменения, привносимые научно -техническим прогрессом.

При описании системного процесса разработки инновационных технологий и техники (инновационного цикла) использована модель, структурирующая процесс по уровням готовности технологий 2 (УГТ).

Государственная (публичная) политика может быть определена как система действий по выработке и последовательной системной реализации государственных и общественных интересов, главных целей, основных принципов, приоритетных направлений, ключевых мер и мероприятий государственного регулирования, осуществляемой Президентом Российской Федерации и исполнительными органами государственного управления, а также правовых норм и правил в некоторой сфере жизни общества и государства, формируемых законодательной (представительной) ветвью публичной власти3. Каждая сфера находится под влиянием различных общественных проблем и поэтому требует различной ГП4.

Общественные проблемы, которые оказывают влияние на формирование ГП, могут носить как технологический, экономический, социальный или политический характер, так и комплексный характер. Примером комплексной проблемы является ИИ, который должен рассматриваться как с чисто технологической точки зрения, так и с морально-этической, психологической и социально -экономической точек зрения.

С формально-юридической стороны ГП представляет собой систему норм права, опосредуемых в соответствии с российской правовой доктриной, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации, нормативными постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, ведомственными документами нормативного характера, а также документами системы стандартизации и унификации. То есть ГП представляет собой систему регуляции общественных отношений и защиты частных, общественных и государственных интересов, прав и свобод.

Широкое распространение технологий ИИ в первую очередь вызывает вопросы ответственности, безопасности и влияния на права и свободы человека и гражданина, на общество и государство. Причем основной сферой возмо ж-ного негативного воздействия оказывается государственное и муниципальное управление, судебная система, юридическая и правоохранительная деятельность, военное применение, банковская индустрия, бухгалтерия.

1 Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. - М.: Мир, 1973.

Жеребин АМ., Попов ВА., Сливицкий А.Б. О методологии оценки уровня производственной готовности // Моделирование авиационных систем. Сборник тезисов докладов / Председатель Организационного и Программного комитетов конференции С.Ю. Желтов. - М.: ГосНИИАС, 2018. - С. 30-33; Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. О методологических принципах оценки уровня готовности технологии и уровня производственной готовности // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. 2019. - С. 20-23; Сливицкий А.Б. Концепция оценки уровня готовности технологий, производств как механизм формирования единого инновационно-технологического пространства // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2017. - Ч. 1. - С. 618-624; Сливицкий А.Б. О методологии оценки уровня готовности научно-технических разработок // Идеи К.Э. Циолковского в контексте современного развития науки и техники. Материалы 53 Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. 2018. - С. 330-332; Сливицкий А.Б. Обзор проблемных вопросов развития системы оценки уровня готовности технологий // Проблемы управления научными исследованиями и разработками-2018: Государство и наука: новые модели управления: тр. Четвертой науч.-практич. конфер. 26 нояб. 2018 г., Москва / Ин-т проблем упр. им. В.А. Трапезникова Рос. акад. наук, НИЦ «Ин-т им. Н.Е. Жуковского»; под общ. ред. Дутова А.В., Новикова Д.А. - М.: ИПУ РАН: НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», 2018. - С. 108-126; Сливицкий А.Б. Принципы методологии оценки уровня производственной готовности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2017. - Ч. 2. - С. 521-529; Сливицкий А.Б. Система уровней готовности технологий как оптимальная модель организации и финансирования процесса создания научно -технического задела в российской промышленности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2016. - Ч. 3. - С. 461-469; Сливицкий А.Б. «Готовностный подход» как инструмент модернизации системы научно-технологических исследований. // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 15. Ч. 2 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2020. - С. 403-410.

3 Сливицкий А.Б. Государственная политика Российской Федерации и её законодательное выражение // Правовая система России: современное состояние и актуальные проблемы. Материалы I Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. -М.: Издательско-полиграфический комплекс НИИРРР, 2009. - С. 136-138; Сливицкий А.Б. Правотворчество и формирование государственной политики: сравнительный анализ // Представительная власть в Российской Федерации: история, теория и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. И.И. Лоора, Л.В. Тена. -Барнаул: Изд-во ААЭП, 2013.

4 Сливицкий А.Б. Проблемы формулирования государственной научно-технической и инновационной политики // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции «Концепция развития гражданского законодательства» / Под ред. проф. Г.Ф. Ручкиной. - М.: Изд-во ВГНА Минфина РФ, 2009. - С. 264-269.

t (время)^

Результаты _ » ^

фумдамси- Системным процесс разработки инновационных технологии и техники тальных (инновационный цикл)

исследо-

УГТ 1 УГТ 2

УГТ 3

УГТ 4

УГТ 5 УГТ 6

УГТ 7

УГТ 8

УГТ 9

Системный процесс формирования государственной (в том числе научно-технической, структурной, инновационной, образовательной, инвестиционной и т.п.) политики

й и (время задержки начала правового регулирования)

Федеральный закон

Указ Президента Российской Федерации

ГОСТ Р ИСО

Федеральные законы

Указы Президента Российской Федерации

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Правовые акты ФОИВов

Стандарты

й 12 (время задержки начала стратегического планирования;

прогнозирование развития ,__технол.огий_и техники)__.

Концепция развития

| Основы государственной политики | (и Комплексный план по реализации Основ)

Стратегия развития (и дорожная карта)

Государственная программма

Граф разработки и

системной дифференциации технологий

Граф разработки и системной интеграции технологий

Граф формирования

системы специального

правового регулирования

Граф постоянно действующих (и периодически корректируемых) правовых актов, регулирующих общетехнические вопросы

Граф стратегического

планирования развития технологий

и техники (прогнозирование,

целеполагание, концептуализация, стратегирование, программирование, бюджетирование, мониторирование и контролирование)

Рисунок 3.

Концептуальная модель процесса коэволюции в системе «технологии и техника -

общество и государство»

С позиций долгосрочного стратегического планирования ГП представляет собой систему программно -целевых установок Президента Российской Федерации1 и Правительства Российской Федерации, обличенных в форму основных направлений развития и основ государственной политики, концепций, стратегий, дорожных карт и иных документов (указаний Президента Российской Федерации, содержащихся в его поручениях и посланиях Федеральному собранию Российской Федерации, например). Документов, основанных на прогнозно -аналитических материалах рос-

1 Сливицкий А.Б. Вопросы определения государственной политики Президентом Российской Федерации // Развитие России и конституционное строительство: теория, методология, проектирование. Материалы Всеросс. науч. Конф., 21 октября 2011 г. Москва / Центр пробл. анализа и гос.-упр. проект. - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 696-717; Сливицкий А.Б. Совершенствование основ политики государственного строительства: нормативно-правовой анализ // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2016. - Ч. 2. - С. 408-414.

сийских экспертных центров превосходства1 (государственных научных центров Российской Федерации, научно-исследовательских центров системы РАН, отраслей промышленности и вузов).

С позиций бюджетного процесса ГП опосредуется государственными (федеральными и региональными целевыми) программами, бюджетными субсидиями, трансфертами, квотами, стимулирующими мерами налоговой и бюджетной политики, например. То есть финансово -инвестиционными приоритетами, формируемыми на основе представлений лиц, принимающих решения о рациональных путях развития техносферы (технологий и техники), общества и государства.

Важными частями единой ГП являются такие ее компоненты, как: образовательная, кадровая, инновационная, инвестиционная, монетарная, структурная, научная, научно-техническая и иные частные политики.

С позиций субъектного состава акторов ГП формируется и реализуется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти при активном содействии экспертного сообщества, общественных и научных институтов, промышленности.

Механизмы ГП могут быть выстроены в соответствии с девятиуровневой иерархической шкалой: запрещают (просто, строго, категорически), ограничивают, разрешают, стимулируют, приоритизируют (приоритет, первый пр и-оритет, высший приоритет).

Наличие перечисленных компонент системы ГП определяет факт объективности ее существования, а также степень ее развитости и глубину проработки.

Системный анализ существующей ГП в области ИИ показал.

1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Программа). В разделе «Общие положения» Программы указывается, что «реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с целями, задачами, направлениями, объемами и сроками реализации основных мер ГП Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально -экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет».

Целями Программы объявлены:

- создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально -экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно -образовательного сообщества, государства и граждан;

- создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках;

- повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

«Нейротехнологии и ИИ» отнесены в Программе к Основным сквозным цифровым технологиям и поставлены на второе по приоритетности место после «больших данных».

В Программе предусмотрено формирование системы управления, включающей три уровня. На стратегическом уровне утверждаются направления развития цифровой экономики, стратегические цели и планы, а также отчеты об их достижении. На оперативном уровне управления обеспечивается выполнение функций управления реализацией Программы на консолидированном уровне. На тактическом уровне обеспечивается управление выполнением планов и реализацией проектов по отдельным направлениям.

Одной из важнейших задач системы управления является поддержка «стартапов» и субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий путем их информационной акселерации (популяризации, обучения новым бизнес -моделям, навигации в системе управления, координации с другими участниками и ряд других мер) и инвестиционной акселерации (финансовой поддержки, создания специальных пр а-вовых и налоговых условий, переориентации институтов развития, создания новых способов поддержки и др.).

2. В целях обеспечения ускоренного развития ИИ в Российской Федерации, проведения научных исследований в области ИИ, повышения доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, совершенствования системы подготовки кадров в этой области принят Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», утвердивший «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» (Стратегия). Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект», а также предусматривать при фо р-мировании в 2020-2030 годах проектов федеральных бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Стратегии.

Стратегией определяются цели и основные задачи развития ИИ в Российской Федерации, а также меры, направленные на его использование в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе в области научно-технологического развития. Стратегия является основой для раз-

1 Сливицкий А.Б. Проблемы и перспективы развития центров превосходства в России // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Ч. 2. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М., 2010. - С. 144-150.

работки (корректировки) государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных проектов, плановых и программно -целевых документов государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием, стратегических документов иных организаций в части, касающейся развития ИИ.

В данном документе системы стратегического планирования даны определения целого ряда понятий. Это ИИ, а также связанные с ним понятия - технологии ИИ, перспективные методы ИИ, смежные области использования ИИ, набор данных, разметка данных, аппаратное обеспечение, вычислительная система, архитектура вычислительной системы, общедоступная платформа, открытая библиотека ИИ, технологическое решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Искусственный интеллект в Стратегии определен как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно -коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений». Данное «подзаконное» определение ИИ тождественно нормативному определению ИИ, даваемому Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. №123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных».

Следует отметить, что понятие ИИ является обобщенным. К технологиям ИИ относятся технологии, основанные на использовании ИИ, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы ИИ. Которые в свою очередь суть методы, направленные на создание принципиально новой научно -технической продукции, в том числе в целях разработки универсального (сильного) ИИ (автономное решение различных задач, автоматический дизайн физических объектов, автоматическое машинное обучение, алгоритмы решения задач на основе данных с частичной разметкой и (или) незначительных объемов данных, обработка информации на основе новых типов вычислительных систем, интерпретируемая обработка данных и другие методы). Таким образом, можно констатировать, что опасения правоведов относительно возможного нарушения прав человека системами с ИИ неточны, не достаточно обоснованы. Говоря о правовом регулировании ИИ, следует учитывать всю синтетичность этого понятия, всю его комплексность.

Реализация Стратегии обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных академий наук, научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественных организаций, предпринимательского сообщества, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

Координацию деятельности участников реализации Стратегии осуществляет Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Для координации деятельности бизнес -сообщества и научных организаций по реализации Стратегии создается объединение, в которое входят представители организаций, осуществляющих деятельность по развитию и внедрению технологий ИИ.

Финансовое обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников, включая средства институтов развития, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием и частные инвестиции.

В Стратегии отмечается, что благодаря ее реализации должны быть созданы условия для эффективного взаимодействия государства, организаций, в том числе научных, и граждан в сфере развития ИИ, что позволит российским технологиям ИИ занять значительную долю мирового рынка. Реализация Стратегии с учетом сложившейся обстано в-ки на глобальном рынке ИИ и среднесрочных прогнозов его развития является необходимым условием вхождения России в группу мировых лидеров в области развития и внедрения технологий ИИ и, как следствие, технологической независимости и конкурентоспособности страны. Причем, в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий ИИ реализация приоритетных направлений научно -технологического развития страны замедлится, что повлечет за собой ее экономическое и технологическое отставание с риском утраты своего научно -технического и производственно-технологического суверенитета1.

В Стратегии поставлена задача по созданию эффективной правовой базы для ИИ, в том числе указано, что «к 2030 году в Российской Федерации должна функционировать гибкая система нормативно-правового регулирования в области ИИ, в том числе гарантирующая безопасность населения и направленная на стимулирование развития технологий ИИ».

3. В интересах создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий ИИ в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве принят Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. №123-ФЗ.

Целями экспериментального правового режима, в частности, являются:

- повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий ИИ;

1 Сливицкий А.Б. Некоторые вопросы научно-технического и производственно-технологического суверенитета России // Проблема суверенности современной России. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Центр научной политической мысли и идеологии. - М., 2014. - С. 571-579.

- формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий ИИ.

Задачами установления экспериментального правового режима являются:

- создание благоприятных правовых условий развития технологий ИИ;

- апробация технологий ИИ и результатов его применения.

4. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» в статье 1 пункт 2 конкретизировал сферу действия экспериментального правового режима, установленного Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. №123 -ФЗ. Это медицинская деятельность; проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, сельское хозяйство, финансовый рынок и другие, всего восемь подпунктов. То есть определены первостепенные области, в которых предполагается использование ИИ. Причем рассматриваемый Федеральный закон допускает и иные направления разработки, апробации и внедрения ИИ, установленные Правительством Российской Федерации, т.е. данная статья имеет открытый характер. Это означ а-ет возможность применения Федерального закона к разным сферам, его универсальность.

5. Во исполнение Федерального закона от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ уже принято два подзаконных акта. Это Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. № 1978 «Об установлении особенностей применения положений Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» к правоотношениям, возникающим в связи с установлением и реализацией экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению «предоставление государственных и муниципальных услуги осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. № 1979 «Об утверждении Правил ведения реестра экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций и доступа к нему».

6. Президентом Российской Федерации по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», состоявшейся 4 декабря 2020 года утвержден перечень поручений от 31 декабря 2020 года № Пр -2242. Перечень содержит 11 поручений. Их тематика затрагивает такие направления общественной жизни, как: социальная сфера, экономика и финансы, наука и инновации, право, налоги, инвестиции, информационное общество, госслужба, импор-тозамещение, вузы, рынок труда, образование, школа, международное сотрудничество, государственные финансы, связь и телекоммуникации, медицина, регионы. Абсолютная разнохарактерность перечисленных направлений указывает на комплексность ИИ как явления общественной жизни.

7. Приказом Росстандарта от 27 июля 2017 г. № 757-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 43.0.8-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Искусственно-интеллектуализированное человеко -информационное взаимодействие. Общие положения.

Таким образом, можно констатировать, что ГП в области ИИ выработана. Она объективно существует. В правовом поле присутствуют нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области ИИ на всех уровнях правовой иерархии. ГП в области ИИ можно считать системной и долгосрочной. По характеру ГП проактивно -реактивная. Все минимально необходимые документы стратегического планирования приняты и подкреплены как постоянным вниманием первых лиц российского государства (формирующих ГП в области ИИ и получающих мониторинговые отчеты об эффективности ее реализации), так и бюджетными обязательствами, и различными стимулирующими мерами. Направление деятельности «искусственный интеллект» отнесено к ведению отдельного специализированного министерства - Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, реализующего федеральный проект «Искусственный интеллект» и в целом отвечающего за внедрение информационных технологий и цифровизацию в Российской Федерации.

В соответствии с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года целями развития ИИ в Российской Федерации являются обеспечение роста благосостояния и качества жизни ее населения, обеспечение национальной безопасности и правопорядка, достижение устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих позиций в мире в области ИИ.

Основными задачами развития ИИ являются: поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития ИИ; разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются технологии ИИ; повышение доступности и качества данных, необходимых для развития технологий ИИ; повышение доступности аппаратного обеспечения, необходимого для решения задач в области ИИ; повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможны х сферах использования таких технологий; создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий ИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.