Научная статья на тему 'ОПЫТ НАУЧНОГО, ЭКСПЕРТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОПЫТ НАУЧНОГО, ЭКСПЕРТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная деятельность / моделирование / мониторинг / научное (экспертное и информационное) обеспечение / система / системный анализ / управление / aviation activity / modeling / monitoring / scientific (expert and information) support / system / system analysis / management
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ НАУЧНОГО, ЭКСПЕРТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сливицкий А.Б.1

начальник лаборатории ГосНИИАС

ОПЫТ НАУЧНОГО, ЭКСПЕРТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: авиационная деятельность, моделирование, мониторинг, научное (экспертное и информационное) обеспечение, система, системный анализ, управление.

Keywords: aviation activity, modeling, monitoring, scientific (expert and information) support, system, system analysis, management.

Авиационная деятельность (АД)2 - сложное системное явление. АД целостно опосредует в себе общественные отношения трех сфер, связанных с авиационной техникой (АТ). Это производство АТ, оказание авиационных услуг и обеспечение национальной безопасности (в той мере, которая связана с государственной военной авиацией и ее системами вооружения).

Во внешней среде для АД Российской Федерации (см. ниже рис. 1) формируется новая геополитическая реальность, характеризующаяся политикой сдерживания России со стороны государств Запада и режимом недружелюбных экономических секторальных санкций. Возникают барьеры для свободного движения и реэкспорта технологий. Происходит разрыв кооперационных связей. У российских границ рождаются военные конфликты. Все это обостряет проблемы эффективности осуществления АД в интересах реализации конституционных принципов государственного суверенитета, военной безопасности, территориальной связности, единства экономического пространства.

В экономике страны произошли и происходят структурные и институциональные преобразования, влияющие на функционирование субъектов АД. Конкурируют кейнсианские и монетаристские методы государственного управления. На фоне внешних шоков (циклические провалы, системный кризис) и накопленных внутренних негативных факторов изменяются модели ведения авиационного бизнеса. Требуя оперативного реагирования как от предпринимательского сектора, так и со стороны государства. Следовательно, необходимо оперативное отслеживание изменений, создающих угрозы и риски для АД, нужен мониторинг параметров состояния ее субъектов, сбор, структуризация и агрегация статистической и фактологической информации о текущем состоянии и тенденциях развития АД в России и в мире. Такие оценки будут способствовать рационализации мер и мероприятий государственного регулирования АД и формированию скоординированной государственной политики.

Мониторинг является первичным и важнейшим звеном любой управляющей системы. Он представляет собой регулярно осуществляемый процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, природного или техногенного характера. Мониторинг используется как инструмент обратной связи в тех случаях, когда в развертывании, построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде события с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления, выработки политики реагирования на полезные или вредные изменения. Результаты мониторинга служат для обоснования мер и мероприятий реагирования (управленческих решений) на изменение состояния объекта в соответствии с целями и приоритетами лица, принимающего решение (ЛПР). В случае АД ЛПР должны руководствоваться государственными интересами, сформулированными в документах стратегического планирования3. Формально мониторинг реализуется в рамках специальной системы, включающей объект мониторинга с его структурой и элементным составом, подсистему регистрации контролируемых параметров, их перечень, шкалы изменения их возможных значений, способ регистрации, подсистему сбора, хранения и выдачи данных в виде, удобном для анализа и синтеза уточненного комплекса материальных и организационных условий существования объекта мониторинга, а также интервал контроля.

Применительно к АД мониторинг ее параметров осуществлялся коллективом сотрудников ФГУП «ГосНИИАС» на протяжении более 15 лет при проведении комплексного анализа состояния и тенденций развития АД в Российской Федерации и мире. Мониторинг проводился в ходе разработки системных проектов и проектов ежегодного

1 Область научных интересов: системный подход, общая теория систем, системный анализ, моделирование и оценка эффективности организационных технико-экономических систем, авиационная деятельность, научно-техническая и инновационная деятельность, право интеллектуальной собственности, государственное право, формирование и эффективность реализации государственной политики.

2 Сливицкий А.Б. Системный анализ понятия «авиационная деятельность» // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. - С. 326-332.

3 Применительно к АД такими документами являются «Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года». Сменившие их «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», подготовленные при участии автора. И готовящиеся в настоящее время «Основы государственной политики Российской Федерации в области АД на период до 2030 года».

доклада по проблемным вопросам обеспечения национальной безопасности в области АД. Соответствующий цикл научно-исследовательских работ, явивших собой научное, экспертное и информационное обеспечение программно-целевого планирования и управления развитием АД (включая мониторинг состояния АД), был инициирован Советом Безопасности Российской Федерации и институционализирован поручениями Правительства Российской Федерации и межведомственными решениями Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Минобороны России, Минтранса России, Росавиакосмоса. С самого начала на ФГУП «ГосНИИАС» были возложены функции головной организации-исполнителя. Состав основных соисполнителей НИР - экспертных научных организаций авиационной отрасли, обладающих признанными компетенциями по отдельным направлениям АД, был определен по результатам концептуального моделирования АД как сложной организационной системы и утвержден на уровне подзаконных актов.

Системные исследования в области авиационной деятельности (АД) включали1:

изучение и анализ теории и практики управленческой деятельности, включая способы, методы, инструменты

2

государственного управления и регулирования ;

анализ полномочий Президента России, Правительства России, федеральных органов исполнительной власти по управлению развитием АД и формированию государственной политики в области АД и эффективности их практической реализации ;

анализ теории функционирования и управления организационно-техническими и организационно-экономическими системами, к объединенному классу которых относится и АД4;

анализ понятийного аппарата области АД, а также нормативно-правовой базы5;

1 В силу ограниченности объема настоящей статьи приводится лишь обзор научных публикаций автора и его коллег по проблематике системного анализа АД и проблемам формирования государственной политики в этой области.

2 Жеребин А.М., Попов В .А., Сливицкий А.Б. Анализ особенностей регулирования авиационной деятельности в Российской Федерации // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов Третьей Всероссийской научно-технической конференции. 2017. - С. 48-51; Сливицкий А.Б. Анализ проблематики формирования системы обратной связи в контуре государственного управления научно-технологическим развитием // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (к 100-летию Республики Башкортостан). 2019. - С. 452-457; Сливицкий А.Б. Государственная политика Российской Федерации и ее законодательное выражение // Правовая система России: современное состояние и актуальные проблемы. Материалы I Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - М.: Издательско-полиграфический комплекс НИИРРР, 2009. - С. 136-138; Сливицкий А.Б. Комплексный анализ целеполагания в системе стратегического планирования в области авиационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития Ежегодник / Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. - С. 475-482; Сливицкий А.Б. Концептуальные основы стратегического планирования и управления авиационной деятельностью // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2018. - Ч. 1. - С. 583-591.

3 Сливицкий А.Б. Вопросы определения государственной политики Президентом Российской Федерации // Развитие России и конституционное строительство: теория, методология, проектирование. Материалы Всеросс. науч. Конф., 21 октября 2011 г. Москва. / Центр пробл. анализа и гос.-упр. проект. - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 696-717; Сливицкий А.Б. Государственная политика в области инновационной деятельности в авиастроении. - http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10245.html; Сливиц-кий А.Б. Государственная политика Российской Федерации и ее законодательное выражение // Правовая система России: современное состояние и актуальные проблемы. Материалы I Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - М.: Изда-тельско-полиграфический комплекс НИИРРР, 2009. - С. 136-138; Сливицкий А.Б. О координации взаимодействия органов государственного управления авиационной деятельностью // Транспортное право. 2010. - № 2. - С. 19-23; Сливицкий А.Б. Проблемы формулирования государственной научно-технической и инновационной политики // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции «Концепция развития гражданского законодательства» / Под ред. проф. Г.Ф. Ручкиной. - М.: Изд-во ВГНА Минфина РФ, 2009. - С. 264-269.

4 Сливицкий А.Б. Анализ проблематики формирования системы обратной связи в контуре государственного управления научно-технологическим развитием // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (к 100-летию Республики Башкортостан). 2019. - С. 452-457; Сли-вицкий А. Б. Концептуальные основы стратегического планирования и управления авиационной деятельностью // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2018. -Ч. 1. - С. 583-591; Сливицкий А.Б. Система обратной связи в контуре управления научно-технологическим развитием // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 14 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2019. - Ч. 1. - С. 544-551.

5 Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А. Б. Системные вопросы исследования авиационной деятельности России // Авиационные системы в XXI веке. Сборник докладов. - М., 2017. - С. 88-94; Сливицкий А.Б. Системный анализ понятия «авиационная деятельность» // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. - С. 326-332; Сливицкий А.Б. Совершенствование нормативно-правовой базы авиационной деятельности в Российской Федерации // Мировой судья. 2010. - № 2. - С. 18-24; Сливиц-кий А.Б. Совершенствование основ политики государственного строительства: нормативно-правовой анализ // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2016. -Ч. 2. - С. 408-414; Сливицкий А.Б. Совершенствование правового поля авиационной деятельности // 8-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2009». Тезисы докладов. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009. - С. 228.

анализ стратегических доктринальных документов в области АД, в том числе основ государственной политики, стратегий развития, федеральных целевых и государственных программ1;

анализ комплексных проблем АД и формирование предложений по совершенствованию государственной политики в области развития авиации;

разработку критериев оценки состояния АД, ее эффективности и эталонных значений показателей2; формирование пространства возможных состояний АД и сценариев развития3;

междисциплинарные комплексные исследования АД и моделирование АД, как сложной открытой динамической организационно-технико-экономической системы в соответствии с принципами системного подхода и общей теории систем;

разработку методической базы комплексного анализа состояния и тенденций развития АД в России и в мире4; прогностические исследования и совершенствование их методологии5; мониторинг показателей АД, сбор эмпирических данных о состоянии АД;

1 Сливицкий А.Б. Вопросы определения государственной политики Президентом Российской Федерации // Развитие России и конституционное строительство: теория, методология, проектирование. Материалы Всеросс. науч. Конф., 21 октября 2011 г. Москва / Центр пробл. анализа и гос.-упр. проект. - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 696-717; Сливицкий А.Б. Государственная политика в области инновационной деятельности в авиастроении. - http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10245.html; Сливиц-кий А.Б. Государственная политика Российской Федерации и ее законодательное выражение // Правовая система России: современное состояние и актуальные проблемы. Материалы I Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - М.: Изда-тельско-полиграфический комплекс НИИРРР, 2009. - С. 136-138; Сливицкий А.Б. Комплексный анализ целеполагания в системе стратегического планирования в области авиационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития Ежегодник / ИНИОН РАН, Отдел научного сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. - С. 475-482; Сливицкий А.Б. Проблемы формулирования государственной научно-технической и инновационной политики // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции «Концепция развития гражданского законодательства» / Под ред. проф. Г.Ф. Ручкиной. - М.: Изд-во ВГНА Минфина РФ, 2009. - С. 264-269; Сливицкий А.Б. Разработка предложений по принципам функционирования и взаимодействия основных компонент авиационного потенциала России и Украины // Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Тр. Первой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - С. 313-319; Сливицкий А.Б. Совершенствование основ политики государственного строительства: нормативно-правовой анализ // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2016. - Ч. 2. - С. 408414; Сливицкий А.Б. Стратегическое планирование инновационного и технологического развития авиационной отрасли: проблемы и решения // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и между-нар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. - Ч. 2. - С. 89-95.

2 Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Комплекс информационных моделей анализа и оценки эффективности авиационной деятельности // Моделирование авиационных систем. Сборник тезисов докладов. Председатель Организационного и Программного комитетов конференции С.Ю. Желтов. - М. ФГУП «ГосНИИАС», 2018. - С. 30-33; Жеребин А.М., Попов В.А., Сливиц-кий А.Б. О совершенствовании системы стратегического планирования и научно-технического прогнозирования развития авиации и авиационной деятельности Российской Федерации // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов Третьей Всероссийской научно-технической конференции. 2017. - С. 45-48; Жеребин А.М., Сливицкий А.Б., Попов В.А. Критерии и моделирование в задаче управления развитием авиационной деятельности // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. 2019. - С. 23-26; Сливицкий А.Б. Анализ проблемных вопросов и направления совершенствования системы показателей статистики инноваций // Инновационное развитие российской экономики: материалы X Международной научно-практической конференции. 25-27 октября 2017 г.: в 5 т. - МРЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - Т. 3. - С. 275-279; Сливицкий А.Б. Повышение эффективности выполнения государственных программ в области развития авиации и авиационной деятельности // Сборник научных статей V научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Антикризисное регулирование в современных условиях», МГУ, 18 декабря 2013 г. Москва. - М.: Перо, 2013; Сливицкий А.Б. Проблемы координации программных мероприятий // Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ВЗФЭИ, 26-27 октября 2010 г. Заседания секций. Т. 2. Секции 9-13. -М.: ВЗФЭИ, 2011. - С. 218-219; Сливицкий А.Б. Факторы успешности России в области авиационной деятельности // Успешность развития социальных систем и государственная политика и управление. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. 2015. - С. 583-590.

Сливицкий А.Б. Анализ рисков и ограничений, связанных с вступлением во Всемирную торговую организацию, на авиационную деятельность России и Украины // Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Тр. Второй междунар. научн.-практ. конф. (14-15 ноября 2013 г., ИНИОН). - М., 2014; Сли-вицкий А. Б. Разработка предложений по принципам функционирования и взаимодействия основных компонент авиационного потенциала России и Украины // Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Тр. Первой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - С. 313-319.

4 Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Комплекс информационных моделей анализа и оценки эффективности авиационной деятельности // Моделирование авиационных систем. Сборник тезисов докладов. Председатель Организационного и Программного комитетов конференции С.Ю. Желтов. - М. ФГУП «ГосНИИАС», 2018. - С. 30-33; Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Системные вопросы исследования авиационной деятельности России // Авиационные системы в XXI веке. Сборник докладов. - М., 2017. - С. 88-94; Сливицкий А.Б. Современный инструментарий прогнозирования и программирования развития авиационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М., 2020. - С. 975-983.

5 Михайлов А.Ф., Сливицкий А.Б. О системном анализе зарубежной авиационной техники и технологий в задачах внешнего проектирования авиационных комплексов // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. 2019. -С. 39-42; Сливицкий А.Б. Экспертно-аналитическая деятельность в обеспечении инновационного развития российской авиационной отрасли // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 9, ч. 1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2014. - С. 627-632.

Возмущающие воздействия внешней среды

-к-

Авиационная деятельность

Вход 1

Авиационная деятельность Российской Федерации

Российская авиационная наука и система образования (подготовка кадров, получение научных знаний, разработка технологий)

Кадры, знания, технологии (НТЗ)

Авиационная промышленность России (разработка и производство авиационной техники)

Военный сектор

авиационной промышленности

> Кадры | 1

Технологии I

Гражданский сектор авиационной промышленности

военная Российская авиа ционная техника гра жданс кая

Система эксплуатации авиационной техники

3 с

3 о

Российские авиакомпании

Субъект управления АД - ЛПР

иерархического вида (Президент РФ; Правительство РФ; Авиационная коллегия при Правительстве РФ; Минпромторг России и другие ФОИВы; Департамент авиационной промышленности Минпромторга России)

и

Уп рав развити Росс

Мировой рынок военной и гражданской авиационной техники. Конкуренция

ление ем АД

Вход 2

Авиационная деятельность иностранных

Иностранная авиационная техника военная гражданская

Военный сектор Гражданский сектор

мировой авиационной \ мировой авиационной |

промышленности

Мировая авиационная наука и система образования

ущающие воздействия внешней среды

Г

Выход 1

Выход 2

Комплекс мониторинга (сбор, структуризация и

агрегация статистической и фактологической информации о состоянии и тенденциях развития АД в России и мире)

СППР: информационно-аналитическая поддержка прогнозирования и перспективного планирования развития АД, выбор мер государственного регулирования АД

Система «общего» и отраслевого законодательства. Подзаконные акты

Целеполагание (Основы государственной политики в области АД, стратегии и иные доктринальные документы)

Т

3

Комплекс моделирования и прогнозирования развития АД

I

Система управления развитием АД России

Комплекс информационных

моделей АД -формализованное системное описание АД

Комплекс эталонных информационных моделей АД (плановые показатели, определённые основами государственной политики в области АД, стратегиями и другими доктринальными документами)

Рисунок 1.

Укрупненная структурная схема концептуальной модели АД и контура управления ею

формирование и актуализацию информационно-аналитической базы данных о состоянии и тенденциях развития АД в России и в мире;

разработку концептуального подхода и требований к информатизации сбора и анализа данных о результатах АД, а также поддержки принятия решений1.

1 Сливицкий А.Б. Инструменты анализа политики в области авиационной деятельности с использованием средств информационно-аналитического центра // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2017. - Ч. 3. - С. 414-420; Сливицкий А.Б. Механизмы сетевого взаимодействия при решении проблем инновационно-технологического развития России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 10. Ч. 2. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2015. - С. 292-299; Сливицкий А.Б. Принципы и особенности технологии реализации интегрированной информационной среды в научных организациях авиационной отрасли // Моделирование авиационных систем. Сборник докладов. гНц РФ ФГУП «ГосНИИАС»; РАН; РФФИ. 2011. - С. 282-289; Сливицкий А.Б. Ситуационный центр как технология проведения системных исследований и внешнего проектирования авиационной техники // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов, Д.В. Ефременко. - М., 2016. - Ч. 1. - С. 339-344; Сливицкий А.Б. Технология виртуальных предприятий как перспективное направление информационно-аналитического обеспечения инновационного развития в рамках отраслевого центра системных исследований // Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития. Тр. Восьмой ме-ждунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. -

Ч. 1. - С. 497-501; Сливицкий А.Б. Цифровые инструменты поддержки принятия решений в области авиационной деятельности // Идеи К.Э. Циолковского в контексте современного развития науки и техники Материалы 53-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. 2018. - С. 329-330; Сливицкий А.Б. Цифровые технологии поддержки принятия решений в контуре государственного управления авиационной деятельностью // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (к 100-летию Республики Башкортостан). 2019. - С. 506-511; Сливицкий А.Б. 1Т-инструменты поддержки принятия решений в области инновационного и технологического развития // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / ИНИОН РАН; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2018. - С. 903-908.

Системные исследования в области АД проводились на основании следующих методологических принципов1:

соблюдение и отстаивание интересов государства;

обоснованность выводов и их подкрепление статистическими данными;

комплексность исследований, что обусловливало субъектный состав организаций-исследователей, направления исследований, учет всей массы нормативных правовых и доктринальных актов;

вскрытие проблемных вопросов и разработку предложений по их учету и парированию;

использование общенаучных и специальных методов исследований.

В научном плане мониторинг АД обеспечивался таким исследовательским инструментарием, развиваемым применительно к АД автором и его коллегами по ФГУП «ГосНИИАС», как системный подход, общая теория систем и системный анализ, кибернетика, метод моделирования, различные направления анализа (лингвистический, правовой, факторный, рисков и т.д.), методы прогнозирования, программно-целевого и стратегического планирования, координации, оценки эффективности, поддержки принятия решения, информационные и цифровые технологии, экспертные методы и т.п.

Вообще, научное, экспертное и информационное обеспечение мониторинга АД было, в первую очередь, сосредоточено на построении адекватной действительности концептуальной модели АД, а точнее полимодельного ком-плекса2. Было показано, что АД, как сложная открытая динамическая организационная технико-экономическая система, имеет различные иерархические слои, аспекты и измерения. В данном качестве модель отражает в себе весь динамизм, всю целостность, сложность, комплексность и многомерность системного объекта АД, представляющего собой синтетическую комбинацию рассредоточенных в пространстве, во времени и институционально научно-технического, производственного, инновационно-технологического, инвестиционного, социально-экономического, военно-стратегического и политико-правового процессов общественного развития. Модель имеет и статистическое, мониторинговое измерение, важное для прогнозирования, целеполагания, планирования, программирования и бюджетирования АД в ходе формирования в контуре государственного управления эффективной обратной связи.

При участии автора был построен ряд концептуальных моделей АД (и ее компонент) на основе принципов системного подхода и блок-схемного моделирования. Например, укрупненная структурная схема концептуальной модели АД и контура управления ею, построенная исходя из предположения о дихотомическом делении АД, представлена на рис. 1. Каждый из элементов блок-схемы стратифицирован.

Рисунок 2.

Структура системы управления АД, включающая Авиационную коллегию при Правительстве Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Сливицкий А.Б. Современный инструментарий прогнозирования и программирования развития авиационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М., 2020. - С. 975-983.

2 Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Комплекс информационных моделей анализа и оценки эффективности авиационной деятельности // Моделирование авиационных систем. Сборник тезисов докладов. Председатель Организационного и Программного комитетов конференции С.Ю. Желтов. - М. ФГУП «ГосНИИАС», 2018. - С. 30-33.

При проведении системных исследований была изучена структура системы управления АД - субъекта управления, - ЛПР иерархического вида. Была обоснована необходимость усовершенствования системы управления АД путем создания специального органа - Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации1, см. рис. 2.

Разработанный в ходе многолетних системных исследований в области АД перспективный облик системы стратегического планирования представлен на рис. 3.

С точки зрения теории управления АД представляет собой процесс, управление которым возможно путем мониторинга заранее определенных параметров, контроля рассогласования их текущих значений в контрольных точках в сравнении с эталонными значениями, установления дефицита управления и выработки предложений по устранению рассогласований2.

Рисунок 3.

Система стратегического планирования в области АД

Каждый из мониторящихся показателей АД изменяется во времени, формируя последовательность эмпирических данных. С формальной точки зрения эта последовательность может быть описана функциональной зависимостью вида у = f(t).. Для TV контролируемых параметров АД мы имеем = jfy ( £) уравнений их состояния.

В рамках теоретико-множественного подхода информационная модель АД, как системы может быть представлена в виде 5дд = jjJ = yt, где t = 1... Аг

В ходе системного анализа эмпирические зависимости = f£l аппроксимируются. Строятся линии тренда. Высказываются гипотезы относительно причин изменения значений показателей. Проводится отбор и анализ объясняющих фактов - событий в АД.

Комплексный анализ эмпирических данных дает возможность построения теории (теоретической модели) изучаемого явления - АД. По словам нобелевского лауреата Н. Бора: «Нет ничего практичнее хорошей теории».

Сигнал обратной связи показывает рассогласование i ¿1У между желаемым значением вектора выход-

ных параметров АД и значением вектора Урвать в. выходных параметров АД, достигнутых на практике: ■ — ■ = Z -1-■ Управление развитием АД заключается в выработке специальных управленческих воздей-

1 Впервые необходимость создания Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации была обоснована автором в работе Сливицкий А.Б. Концептуальные основы стратегического планирования и управления авиационной деятельностью // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2018. - Ч. 1. - С. 583-591. Была сформулирована цель и задачи ее деятельности, а также полномочия по координации в сфере АД.

2 Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А. Б. Системные вопросы исследования авиационной деятельности России // Авиационные системы в XXI веке. Сборник докладов. - М., 2017. - С. 88-94.

3 Сливицкий А.Б. Современный инструментарий прогнозирования и программирования развития авиационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М., 2020. - С. 975-983.

ствий на АД с целью минимизации рассогласования min fi ü^I или в устремлении значений вектора реальных выходных параметров АД к значениям вектора плановых выходных параметров: Ь^ашиь» ^шим в Рамках допустимых

правовых, экономических и организационных инструментов, определенных законодательством РФ, и ограничений на финансовые ресурсы, выделяемые на развитие АД в рамках государственных программ. В качестве инструментов воздействия на объект управления рассматривались: установление государственных приоритетов, целей и принципов развития; стратегическое планирование развития; нормативное правовое (законодательное) обеспечение; ведомственное инструктивно-методическое обеспечение (регулирование); нормативное техническое обеспечение (система стандартизации);

финансовые инструменты бюджетной поддержки (целевое финансирование государственного заказа на АТ, включая создание научно-технического задела, разработку и производство АТ; субсидирование субъектов АД, процентных ставок и т.п.).

Экспертно-аналитическая деятельность (экспертное обеспечение мониторинга АД) проводится на постоянной основе ведущими по направлению организациями авиационной промышленности России и государственными научными центрами в рамках системных НИР и оперативных заданий Минпромторга России - головного ФОИВ в области АД, а также на общественных дискуссионных площадках, к которым можно отнести технологическую платформу «Авиационная мобильность и авиационные технологии».1

Системные исследования по анализу состояния и тенденций развития АД в России и выполнения мер государственного регулирования по основным направлениям АД и разработка предложений по решению проблемных вопросов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, проводимые экспертными научными организациями авиационной отрасли, включают:

ежегодный мониторинг и анализ состояния и тенденций развития АД России одному из направлений АД, оценка основных технико-экономических показателей деятельности;

ежегодный мониторинг и анализ хода выполнения мер и мероприятий государственного регулирования развития по основным направлениям АД, разработку предложений по совершенствованию форм и механизмов государственного регулирования АД, в том числе по совершенствованию налогового, таможенного и тарифно-ценового регулирования и с учетом правил Всемирной торговой организации. Исследования должны включать анализ состояния и развития субъектов АД (в том числе на мировом фоне), а также выполнения мер государственного регулирования, включая вопросы модернизации, совершенствования организационной, институциональной и правовой структуры, механизмов государственного регулирования, инновационного развития, повышения безопасности полетов, обеспечения конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг, развитие кадрового потенциала. При анализе выполнения мер и мероприятий государственного регулирования должны учитываться результаты выполнения стратегических документов в области АД и государственных программ Российской Федерации;

анализ применения существующих нормативных правовых актов по одному из направлений АД и разработку предложений по их совершенствованию (разработка предложений в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации в обеспечение реализации государственной политики в области АД). Исследования проводятся исходя из существующих законодательных и нормативных документов Российской Федерации в области АД и смежных областях; международных договоров и иных документов, затрагивающих проблематику АД;

исследования по оценке эффективности реализации государственной политики Российской Федерации в области АД и разработку предложений по уточнению ее приоритетных направлений и основных принципов;

исследования проблем соотношения рыночного и государственного регулирования, а также ведомственных и общегосударственных интересов в обеспечении эффективного управления и устойчивости АД. В исследованиях должны быть рассмотрены проблемные вопросы взаимодействия между субъектами АД и подведомственными им предприятиями, организациями и госкорпорациями;

комплексную оценку состояния и разработку предложений по решению проблемных вопросов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по одному из направлений АД. Комплексная оценка состояния должна включать оценки качественного и количественного развития по основным индикаторам выделенного направления АД (например, по индикатору доли современной АТ в составе авиационных группировок). В исследованиях должны быть обозначены приоритеты развития АД и ее субъектов.

В результате многолетних системных исследований в области АД была выработана специальная методика проведения комплексных исследований состояния и тенденций развития АД в России и в мире2, состоящая из следующих этапов.

1) Анализ результатов выполнения мероприятий государственных программ в области АД.

1 Приоритетные направления экспертно-аналитической деятельности научного сообщества российской авиационной отрасли приведены в работе Сливицкий А.Б. Экспертно-аналитическая деятельность в обеспечение инновационного развития российской авиационной отрасли // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып.9, ч. 1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2014. - С. 627-632.

2 Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А. Б. Системные вопросы исследования авиационной деятельности России // Авиационные системы в XXI веке. Сборник докладов. - М., 2017. - С. 88-94.

2) Анализ применения существующих нормативных правовых актов в области АД в России и в ведущих авиационных странах мира.

3) Анализ выполнения основных мер государственного регулирования АД в России.

4) Анализ состояния и развития зарубежной и отечественной авиации по результатам международных выставок.

5) Анализ рисков и ограничений АД России.

6) Комплексный анализ состояния и тенденций развития АД в России (и в мире) и выявление проблемных вопросов АД.

7) Оценка эффективности управления реализацией государственной политики России в области АД.

8) Разработка прогноза основных тенденций и факторов развития авиации и АД в России и в мире.

9) Разработка предложений по уточнению приоритетных направлений и основных принципов государственной политики, а также совершенствованию форм и механизмов государственного регулирования АД в России.

10) Разработка предложений по совершенствованию механизмов координации мероприятий, реализуемых в государственных программах.

11) Разработка предложений по приоритетным мерам обеспечения национальной безопасности России в области АД.

12) Разработка предложений в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации в обеспечение реализации государственной политики в области АД.

13) Разработка проекта доклада о реализации основных мер государственного регулирования АД в России с предложениями по решению проблемных вопросов по обеспечению национальной безопасности России.

Проводимые исследования направлены на совершенствование мер государственного регулирования развития АД с учетом современной и прогнозируемой геополитической, военной и экономической обстановки в мире, а также состояния и перспектив развития отечественной авиационной промышленности, науки, техники и технологий. Основными результатами системных исследований по АД стали:

ежегодная оценка состояния и тенденций развития АД в России и в мире;

проекты ежегодного доклада Правительству Российской Федерации о реализации основных мер государственного регулирования АД в России;

проекты ежегодного доклада Президенту Российской Федерации о проблемных вопросах по обеспечению национальной безопасности России в области АД;

проекты Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года и на период до 2030 года;

схема организации взаимодействия ФОИВ в области АД при реализации Комплексного плана по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года;

перспективная структура системы управления авиационной отраслью, включающая Авиационную коллегию при Правительстве Российской Федерации;

перспективная система прогнозирования и программно-целевого планирования развития авиационной промышленности;

концептуальный подход и схема информационно-аналитического сопровождения комплексных исследований по оценке эффективности государственной политики Российской Федерации в области АД на основе системы распределенных информационно-аналитических (ситуационных) центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.