Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная деятельность / инструментарий / основы государственной политики / программирование / прогнозирование / развитие / система / системный анализ / управление / эффективность / aviation activity / tools / fundamentals of public policy / programming / forecasting / development / system / system analysis / management / efficiency
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сливицкий А.Б.

начальник лаборатории ГосНИИАС

СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: авиационная деятельность, инструментарий, основы государственной политики, программирование, прогнозирование, развитие, система, системный анализ, управление, эффективность.

Keywords: aviation activity, tools, fundamentals of public policy, programming, forecasting, development, system, system analysis, management, efficiency.

Мировой коронавирусный кризис 2020 года, негативно сказавшийся на авиационном бизнесе, придал новое измерение проблематике развития авиационной деятельности (АД) [22] в России и в мире. Однако кризис пройдёт, а старые - полиаспектные по своей сути - проблемные вопросы останутся. Останется и необходимость использования современного инструментария мониторинга состояния, прогнозирования, целеполагания, планирования, программирования, контроля и оперативного управления АД [6]. На повестке дня по-прежнему будет стоять извечная задача повышения эффективности АД, задача обеспечения количественного роста её показателей и качественного развития её субъектов, представляющая собой сложную комплексную научно-практическую проблему обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации [3-7], имеющую лишь квазиоптимальное решение ad hoc.

Являясь стратифицированной проблемой совершенствования государственного управления, проблема непрерывного повышения эффективности АД имеет различные иерархические слои, аспекты и измерения (их вскрытию и системному анализу посвящены работы [1-7; 9-33]). В данном качестве она отражает в себе всю многомерность, сложность и комплексность объекта регулирования - АД, представляющего собой сплав научно-технического, производственного, инновационно-технологического, инвестиционного, социально-экономического и военно-стратегического процессов общественного развития [7]. Имеет она и статистическое, мониторинговое измерение, важное для прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования в ходе формирования в контуре государственного управления АД эффективной обратной связи [10; 22; 31].

Подытоживая эти вводные замечания, следует с уверенностью констатировать то, что АД представляет собой сложную организационно-экономическую систему, изучаемую в ходе проведения соответствующих системных исследований.

Системные исследования в области АД проводятся на основании следующих принципов: соблюдение и отстаивание интересов государства; обоснованность выводов и их подкрепление статистическими данными; комплексность исследований, что обусловливает субъектный состав исследователей, направления исследований, учет всей массы нормативных правовых актов; вскрытие проблемных вопросов и разработку предложений по их учёту и парированию; использование общенаучных и специальных методов исследований.

Инструментарий изучения АД как системы включает такие исследовательские инструменты и их компоненты, развиваемые автором и его коллегами по ФГУП «ГосНИИАС», как: системный подход, общая теория систем [8], системный анализ [1; 2; 6; 9; 23], кибернетика [10; 22; 31], метод моделирования [7], различные направления анализа (лингвистический [23], правовой [3; 25 - 27], факторный [12; 29], рисков [11] и т.д.), методы прогнозирования [5], программно-целевого и стратегического планирования [5; 14; 15; 18; 20; 28], координации [17; 20; 21], оценки эффективности [4; 18], поддержки принятия решения [30; 31; 33], информационные и цифровые технологии [13; 16; 19; 24; 30; 31; 33], экспертные методы [32] и др.

Кратко охарактеризуем некоторые из перечисленных инструментов и их практическую реализацию в виде разработанных в ходе системных исследований концептуальных моделей, а также и обусловливающие их использование обстоятельства.

1. Признанием важности и необходимости системного рассмотрения феномена АД стало утверждение Президентом России в 2001 году Основ политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2010 года, обособивших, выделивших АД из массы других государственно-значимых видов деятельности как организованную целостность, обладающую системными признаками. В 2012 году Президентом России были утверждены Основы на новый программный период - до 2020 года (автор участвовал в разработке проекта Основ-2020) [25; 27]. В настоящее время (при участии автора) готовится проект Основ государственной политики РФ в области АД на период до 2030 года [14].

При анализе нормативно-правовой базы АД и подготовке перечисленных доктринальных документов используются системный анализ и правовые методы, развиваемые в российской правовой науке.

2. АД представляет собой сферу активности государства, науки и бизнеса, предметно ориентированную на авиационную технику (АТ), включая воспроизводство АТ, применение и оказание авиационных услуг в гражданской

и военной областях. По значимости и размерам АД относится к разряду сложных масштабных видов государственной промышленной, оборонной и социально-экономической деятельности [15]. АД - это комплексная деятельность различных субъектов - элементов соответствующей сложной организационной системы, осуществляющих управленческие функции по отношению к находящимся в их подчинении объектам высокой наукоёмкости, технической сложности, ресурсоемкости при всём многообразии их взаимосвязей [3; 6] и структурной изменчивости во времени в ходе своего жизненного цикла [15].

Существующая структура системы управления АД - субъект управления, ЛПР иерархического вида, включающая Авиационную коллегию при Правительстве Российской Федерации1, представлена на рис. 1 [3].

Президент Российской Федерации

Общее руководство за выработкой и реализацией государственной политики в области АД

Правительство Российской Федерации

Реализация единой скоординированной государственной политики в области АД

Авиационная коллегия при Правительстве Российской Федерации -

постоянно действующий координационный орган, обеспечивающий согласованные действия ФОИВ.

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области АД Цель деятельности', обеспечение решения задач по реализации Стратегии авиационной деятельности Российской Федерации на период до 2030 года, оперативное рассмотрение вопросов национальной политики в области авиационной деятельности и подготовка рекомендаций по их решению

Система ФОИВ и иных субъектов.

заинтересованных в эффективности АД

Минтранс России

Миниромторг России

Минобороны России

Орган государственного управления и выработки предложений по формированию и реализации

государственной политики -Департамент авиационной промышленности

Задачи:

- разработка предложений по формированию и реализации государственной политики в области АД;

- регулирование (административное, нормативное правовое, финансовое, техническое) авиационной отрасли в интересах общества и государства;

- организация обеспечения (финансового, научного, информационного, кадрового и т.п.) работы и развития отрасли в той его части, которая выходит за рамки интересов и возможностей частного бизнеса;

- организация и контроль выполнения отраслью государственных заказов.

Корпоративное звено управления

Задачи и функции - это задачи и функции доверительного управляющего государственными отраслевыми активами. Корпоративное звено управления ответственно перед государством только за коммерческую успешность государственно-частного партнерства в формате OAK и отчисляемую государству'долю доходов.

Рисунок 1.

Структура системы управления АД, включающая Авиационную коллегию при Правительстве

Российской Федерации

Все элементы системы АД - субъекты АД - имеют разные цели функционирования: обеспечение территориальной связности (Минтранс России), получение прибыли (авиакомпании), обеспечение обороны и национальной безопасности (Минобороны России), создание элементов авиационного потенциала (Минпромторг России), обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности, экологичность воздушных судов и др. Учет и согласование перечисленных целей представляют собой сложную управленческую проблему, усложнённую динамичным изменением внешних и внутренних политико-экономических факторов [11; 12; 21].

В современных условиях существенными внешними факторами АД является глобализация, жесткая конкуренция, концентрация производства и капитала в международном масштабе [12]. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем, с другой - из усиления значимости и первоочередности требования учета общегосударственных целей и интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной научно-технической революции, перехода к постиндустриальной цивилизации и новому технологическому укладу, резкого усиления интернационализации экономической жизни и глобальных геополитических изменений последнего времени.

1 Впервые необходимость создания Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации была обоснована автором в работе [17] 2010 год. Была сформулирована её цель и задачи деятельности, а также полномочия по координации в сфере АД.

В современной системе АД координирующую функцию выполняют Основы государственной политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2020 года, в которых определены приоритеты и меры государственной политики в области АД на очередной плановый период в рамках соответствующего комплексного плана их реализации. Схема организации взаимодействия ФОИВ в области АД представлена на рис. 2.

Регулирование АД осуществляется лицами, принимающими решения (ЛИР) в соответствии с индикаторами (показателями), отражающими систему государственных приоритетов в области АД и с помощью таких видов обеспечения - подсистем системы регулирования АД - как [3]:

- нормативное правовое (законодательное) обеспечение;

- ведомственное инструктивно-методическое обеспечение (регулирование);

- нормативное техническое обеспечение (система стандартизации);

- стратегическое планирование развития;

- целевое финансирование государственного заказа на АТ, включая создание научно-технического задела, разработку и производство АТ;

- информационное обеспечение, формирующее обратную связь в контуре управления АД.

Функция исполнения Комплексного плана

Минпромторг России Минобороны России

Доклады о выполнении МЧС России

мероприяти й Комплексного плана

Функция контроля выполнения Комплексного плана Минпромторг России

Доклад в Правительство России о выполнении мероприятий Комплексного плана с проектом доклада Президенту России

Правительство России

Доклад Президенту России о выполнении мероприятий Комплексного плана

Президент России I

I____________________________________________________!

Рисунок 2.

Схема организации взаимодействия ФОИВ в области АД при выполнении Комплексного плана по реализации Основ государственной политики РФ в области АД

3. Целеполагание включает формулировку целей развития, а также критериев эффективности, отражающих соответствие настоящего и/или будущего состояния системы целям ее развития. Целеполагание составляет одну из проблем исследования АД.

Цели государства по отношению к АД состоят в создании условий и структуры ее субъектов, которые бы гарантировали военную безопасность государства (в той мере, которая связана с военной авиацией и её системами вооружения), эффективно функционирующую инфраструктуру авиаперевозок, как одну из основ обеспечения целостности государства, и авиационную промышленность, создающую материальную основу решения этих задач, промышленного и экономического могущества государства [6].

Минтранс России

Минэкономразвития России

Для повышения уровня конкурентных возможностей отечественных интегрированных структур авиастроения на протяжении всего постсоветского периода государством реализуется последовательная политика повышения их финансово-экономического и промышленного потенциала с доведением, в перспективе, до мирового уровня финансово-промышленных групп. Такая политика определяется стратегической важностью авиационной промышленности и АД для государства.

4. Планирование включает определение набора задач - действий, мероприятий, которые позволяют достичь или максимально приблизиться к поставленным целям в существующих или прогнозируемых условиях.

С известной долей условности основные элементы современной методологии программно-целевого планирования могут быть представлены в виде цепочки действий по формированию альтернативных вариантов и обоснованию рационального выбора целей программы, путей достижения программных целей, средств, необходимых для реализации путей, а также анализу и контролю исполнения программных мероприятий с оценкой соответствия полученных результатов поставленным целям и осуществлением корректировки.

Разработанный в ходе многолетних системных исследований в области АД [3-7; 9-33] перспективный облик системы стратегического планирования представлен на рис. 3 [5].

Конституция Российской Федерации

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

а

Военная доктрина

Долгосрочный прогноз развили на^гки. технологий

и техники на период до 206? г.

Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации

Основы государственной политики Российской Федерации б ооласти авиационной деятельности на период до 2020 года

*

Долгосрочный прогноз развития

авиационной на^гки. технологий

и техники на период до 204? г.

а

Стратегия развития авиационной промышленности на период до 20.30 года

Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности}' на 2013-2025 годы

И

Стратегии и программы инновационного развития госкорпорацнй на период до 2025 года

«Лозунги» и

принципы, прогнозы (долго срочные, среднесрочные, краткосрочные)

У \

Четкий вектор развития отрасли по направлениям

\__У

г--

Дорозкная карта и финансовый план

Рисунок 3.

Система стратегического планирования в области АД

5. Системные исследования авиации и авиационной деятельности стратифицированы. Они проводятся на нескольких иерархических уровнях: образца АТ (авиационного комплекса), авиационной системы (группировки), транспортной авиационной системы государства (региона), авиационной промышленности и АД в целом с учётом их взаимозависимости, взаимообусловленности и многокритериальности. Неопределённость в развитии технологий, увеличение сроков их отработки и системной интеграции, усложнение АТ и концепций её применения, превалирование влияния скрытых, латентных внешних обстоятельств на её развитие в долгосрочной перспективе затягивают начальные этапы жизненного (и соответствующего инновационного) цикла АТ. Делают процессы становления принципиально нового продукта - АТ - неопределёнными, вероятностными, итерационными и неустойчивыми.

Научно-техническая деятельность по обоснованию направлений развития АТ и технологий, формированию функционально-технического облика АТ, оценке её эффективности, а также анализу АД, реализуемая в ходе системных исследований и внешнего проектирования авиационных комплексов (ВП АК) [1; 2] - первого этапа инновационного процесса разработки АТ, основывается на системе экономических, научно-технических и военно-стратегических прогнозов [2].

Прогноз развития, проводимый без учета управляющих воздействий, позволяет судить о том, какова будет динамика поведения системы, и насколько она будет удаляться или приближаться к «идеальному состоянию», если не предпринимать никаких дополнительных мер.

Одним из видов прогностической деятельности при решении задач ВП АК является системный анализ информации о зарубежной АТ и технологиях. Системный анализ проводится в соответствии с разработанной методикой подготовки информационно-аналитических обзоров и прогнозов развития зарубежной АТ и технологий, см. рис. 4 [9]. Методика состоит из последовательности процедур информационного анализа, реализуемых в ходе применения совокупности инструментов (например, системы критериев отбора, специального ПО, аналитических методов прогнозирования) и организационных процедур, формирующих совокупность продуктов системного анализа, размещаемых в интегрированной базе данных и используемых при решении задач ВП АК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационный анализ состоит из: библиографического анализа, позволяющего выделить актуальные направления развития и тренды в разных аспектах, и контент-анализа - содержательного анализа по выявлению количественных и качественных характеристик АТ и технологий, их концептуальных и сценарных условий развития, формирующих исходные данные для операционного моделирования [2].

Динамически обновляемый массив зарубежных периодических научных и научно-технических журналов по авиационной тематике

/Система критериев отбора и структуризации информации*,

(Система критериев, сформированная из императивных дефиниций нормативной правовой базы АД

С Система критериев, сформированная из положений окументов стратегического планирования развития

х)

Перечень тематических направлений деятельности ФГУП «ГосНИИАС»

Перечень приоритетных направлений и критических технологий Российской Федерации

f Классификаторы (рубрикаторы): УДК, РИНЦ; Шкалы f «готовностного подхода»: УГТ/TRL, УПГ/MRL, IRL, SRLи уч^ др.; «Ключевые слова», термины и понятия

Инструменты управления БД, обеспечивающие многофакторный анализ информации

3

Информационно-аналитический (ситуационный) центр, (обеспечивающий полиэкранное представление информации и средства интеллектуального анализа данных

Распределённая система АРМ системных аналитиков, решающих задачи прогнозирования, СА АД и ВП АК

Специальное ПО автоматизированного тематически-ориентированного перевода

Аналитические методы прогнозирования

У У

Формирование и уточнение системы критериев отбора информации

Анализ и оценка потока данных о зарубежной АТ и технологиях

г<

Реферирование, индексирование, структуризация

Выбор актуальных направлений для тематического анализа

Отбор журналов и комплектование выборочной совокупности статей

Научный перевод и редактура текста

Анализ смыслового содержания текста и его атрибуция в соответствии с системой критериев отбора и структуризации информации

Формирование научно-технических,

экономических и военно-стратегических прогнозов развития зарубежной АТ и технологий

Интегрированная БД

Ранжированный список журналов подлежащих обязательной обработке

,ке

С

БД зарубежных журналов

Перечень тем информационно-аналитических обзоров

J

►Глереч

ень статей, подлежащих переводу

База русскоязычных текстов статей ^

Информационно-аналитические издания ФГУП «ГосНИИАС»:

• Авиационные системы. Техническая экспресс-информация;

• Авиационные системы. Научно-техническая информация;

• Тематические аналитические обзоры, сопровождаемые метаданными об атрибутированных текстах статей

Научно-технические, экономические и военно-стратегические прогнозы развития зарубежной АТ и технологий

Инструменты

Процедуры

Рисунок 4.

Методика подготовки информационно-аналитических обзоров и прогнозов развития

зарубежной АТ и технологий

Методика входит в состав комплекса информационных моделей анализа и оценки эффективности АД [4], реализована в распределённой системе АРМ и может быть развернута в информационно-аналитическом центре системного анализа АД и ВП АК [13; 19; 24; 30; 31; 33]. Новизна подхода состоит в комплексности применения инструментов.

6. Системный подход, взятый за методологическую основу анализа АД, предполагает изучение любого явления через уяснение его сущности путем его разностороннего, разноаспектного анализа с последующим синтезом, представления и рассмотрения явления как системы - целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, имеющих вход (ресурсы), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь, обладающей целостностью, иерархичностью строения, структуризацией, множественностью, динамичностью и системностью [23].

Структура концептуальной модели АД, построенной на принципах слоистости, иерархичности и стратификации сложной системы [8] и конура управления ею, представлена на рис. 5. Каждый из элементов блок-схемы иерархи-чен. Отдельные блоки концептуальной модели были расписаны более подробно выше, см. рис. 1-4.

7. С точки зрения теории управления АД представляет собой процесс, управление которым возможно путём мониторинга заранее определённых параметров, контроля рассогласования их текущих значений в контрольных точках в сравнении с эталонными значениями, установления дефицита управления и выработки предложений по устранению рассогласований [6]. Сигнал обратной связи [10; 22; 31] показывает рассогласование между желаемым

значением вектора выходных параметров АД и значением вектора ^цд выходных параметров АД, достиг-

нутых на практике: ¿'"Г1Л1Н, — =

Возмущающие воздействия внешней среды

I

/

Авиационная деятельность - объект управления

Авиационная наука (подготовка кадров, получение научных знаний, разработка технологий)

Вход X

Военный сектор

авиационной промышленности

Субъект управления АД -

ЛПР иерархического вида (Президент РФ; Правительство РФ; Авиационная коллегия при Правительстве РФ; Минпромторг России и другие ФОИВы; Департамент авиационной промышленности Минпромторга России)

Кадры, знания, технологии (НТЗ)

Авиационная промышленность (разработка и производство авиационной техники)

>Кадры (

Технологии I

Гражданский сектор авиационной промышленности

Авиационная техника

Система эксплуаташ и авиационной техни

МЧС

С

гражданская

Авиакомпани

и

Управление развитием АД

Выход У

Комплекс мониторинга (сбор, структуризация и

агрегация статистической и фактологической информации о состоянии и тенденциях развития АД в России и мире)

СППР: информационно-аналитическая поддержка прогнозирования, перспективного планирования и программирования

развития АД, выбор мер государственного регулирования АД

I

«—►

Комплекс моделирования и прогнозирования развития АД

Система «общего» и отраслевого законодательства. Подзаконные акты

I

Целеполагание (Основы государственной политики в области АД, стратегии и иные доктринальные документы)

г

Система управления развитием АД

Комплекс информационных

моделей АД -формализованное системное описание АД

Комплекс эталонных информационных моделей АД (плановые параметры, определённые основами государственной политики в области АД, стратегиями и другими доктринальными документами)

Рисунок 5.

Структура концептуальной модели АД и контура управления ею

Управление развитием АД заключается в выработке специальных управленческих воздействий на АД с целью минимизации рассогласования (~ -11") или в устремлении значений вектора реальных выходных параметров АД

к значениям вектора плановых выходных параметров: — К-в рамках допустимых правовых, экономиче-

ских и организационных инструментов, определённых законодательством РФ и ограничений на финансовые ресурсы, выделяемые на развитие АД в рамках государственных программ [18; 20].

8. Судить об эффективности государственной политики в области АД позволяет системный мониторинг результатов реализации государственной политики в области АД, формирующий регуляторную обратную связь [10; 22; 31] в контуре государственного управления АД, см. рис. 5. В интересах осуществления подобного мониторинга АД представляется в виде специальной научно-обоснованной информационной модели [3-7; 15; 21], опирающейся на понятие «авиационная деятельность» [23] и системное представление данного феномена.

Критериями оценки эффективности АД являются государственные интересы РФ, определённые, в ходе процесса целеполагания, основами государственной политики РФ в области АД, стратегиями и иными доктринальными документами, а также научно-обоснованные факторы успешности РФ в области АД [12; 29].

9. Экспертно-аналитическая деятельность проводится на постоянной основе ведущими по направлению организациями авиационной промышленности России и государственными научными центрами в рамках системных НИР и оперативных заданий Минпромторга России - головного ФОИВ в области АД, а также на общественных дискуссионных площадках, к которым можно отнести технологическую платформу «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Реализация функций ведущей организации по реализации направлений модернизации и технологического развития, критических технологий Российской Федерации и инновационных проектов национальной значимости включает в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- участие в разработке долгосрочных прогнозов, определении приоритетных направлений, разработке концепций и индикативных планов социально-экономического и инновационно-технологического развития авиации и АД России;

- экспертизу проектов государственных программ, крупных инвестиционных проектов, проектов федеральных законов, направленных на авиацию и АД;

- координацию научно-технической деятельности по реализации направлений модернизации и технологического развития, критических технологий Российской Федерации и инновационных проектов национальной значимости.

Приоритетные направления экспертно-аналитической деятельности научного сообщества российской авиационной отрасли приведены в работе [32].

10. В результате многолетних системных исследований в области АД была выработана специальная методика проведения комплексных исследований состояния и тенденций развития АД в России и в мире [6], состоящая из следующих этапов:

1) Анализ результатов выполнения мероприятий государственных программ в области АД.

2) Анализ применения существующих нормативных правовых актов в области АД в России и в ведущих авиационных странах мира.

3) Анализ выполнения основных мер государственного регулирования АД в России.

4) Анализ состояния и развития зарубежной и отечественной авиации по результатам международных выставок.

5) Анализ рисков и ограничений АД России.

6) Комплексный анализ состояния и тенденций развития АД в России и в мире и выявление проблемных вопросов АД.

7) Оценка эффективности управления реализацией государственной политики России в области АД.

8) Разработка прогноза основных тенденций и факторов развития авиации и АД в России и в мире.

9) Разработка предложений по уточнению приоритетных направлений и основных принципов государственной политики, а также совершенствованию форм и механизмов государственного регулирования АД в России.

10) Разработка предложений по совершенствованию механизмов координации мероприятий, реализуемых в государственных программах.

11) Разработка предложений по приоритетным мерам обеспечения национальной безопасности России в области АД.

12) Разработка предложений в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации в обеспечение реализации государственной политики в области АД.

13) Разработка проекта доклада о реализации основных мер государственного регулирования АД в России и с предложениями по решению проблемных вопросов по обеспечению национальной безопасности России.

11. Информационные системы ситуационного анализа и поддержки принятия решений (ППР) - одна из наиболее значимых форм существования информационно-коммуникационных технологий в теории и практике управления. СППР АД должна обладать функциями мониторинга и системного анализа предметной области. Данные качества сформируют эффективную обратную связь в контуре управления АД.

В интересах интеллектуализации управления АД СППР должна быть реализована на основе современных цифровых технологий при широком внедрении в управленческий процесс методов информационно-аналитической поддержки, ускоряющих ситуационный анализ и принятие решений в области инновационно-технологического развития АД.

В число цифровых технологий ППР в области АД целесообразно включить такие технологии [13; 16; 19; 24; 30; 31; 33] как: цифровые двойники реальных объектов/продуктов и процессов, базы данных, автоматизированные рабочие места, информационно-аналитические центры, ситуационные центры, интегрированную информационную среду, распределенные (сетевые) программно-аппаратные среды, виртуальные предприятия, единое информационное пространство, см. рис. 6 [31].

Все перечисленные инструменты объединяет функция анализа информации, построения прогноза поведения объекта управления, выработки стратегий возможного реагирования, предложения оптимального решения (управления), основанного на опыте экспертов, создавших данную систему управления и обеспечения выбора стратегии наилучшей с точки зрения ЛПР.

Подытоживая, следует отметить, что в основе инструментария прогнозирования и программирования, а также мониторинга состояния, целеполагания, планирования, контроля и оперативного управления АД лежит системный подход, включающий анализ существующей системы, выявление узких мест и дефицитов относительно глобальных целей, выдвигаемых государством, формирование рационального варианта системы на основе формализованного рассмотрения и оценки альтернативных вариантов, в том числе альтернативная разработка проблемных вопросов их реализации. АД рассматривается как сложная организационно-экономическая система, при анализе которой определяются принципы и механизмы функционирования основных субъектов АД в интересах выработки предложений по повышению эффективности мер государственного регулирования.

Рисунок 6.

Инфраструктурный аспект концептуальной модели системы обратной связи в контуре

государственного управления АД

Список литературы

1. Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра / Под ред. Е.А. Федосова. - М.: Дрофа, 2005.

2. Желтов С.Ю., Жеребин А.М., Попов В.А. Системный анализ и внешнее проектирование авиационных комплексов - основной исследовательский этап создания авиационной техники. // Полет. 2013. - № 8. - С. 65-71.

3. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Анализ особенностей регулирования авиационной деятельности в Российской Федерации // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов Третьей Всероссийской научно-технической конференции. 2017. - С. 48-51.

4. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Комплекс информационных моделей анализа и оценки эффективности авиационной деятельности // Моделирование авиационных систем. Сборник тезисов докладов. Председатель Организационного и Программного комитетов конференции С.Ю. Желтов. - М.: ГосНИИАС, 2018. - С. 30-33.

5. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. О совершенствовании системы стратегического планирования и научно-технического прогнозирования развития авиации и авиационной деятельности Российской Федерации // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов Третьей Всероссийской научно-технической конференции. 2017. - С. 45-48.

6. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Системные вопросы исследования авиационной деятельности России // Авиационные системы в XXI веке. Сборник докладов. Председатель Организационного и Программного комитетов конференции С.Ю. Желтов. 2017. - С. 88-94.

7. Жеребин А.М., Сливицкий А.Б., Попов В.А. Критерии и моделирование в задаче управления развитием авиационной деятельности // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. 2019. - С. 23-26.

8. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. - М.: Мир, 1973.

9. Михайлов А.Ф., Сливицкий А.Б. О системном анализе зарубежной авиационной техники и технологий в задачах внешнего проектирования авиационных комплексов // Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. 2019. -С. 39-42.

10. Сливицкий А.Б. Анализ проблематики формирования системы обратной связи в контуре государственного управления научно-технологическим развитием // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (к 100-летию Республики Башкортостан). 2019. - С. 452-457.

11. Сливицкий А.Б. Анализ рисков и ограничений, связанных с вступлением во Всемирную торговую организацию, на авиационную деятельность России и Украины // Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Тр. Второй междунар. научн.-практ. конф. (14-15 ноября 2013 г., ИНИОН). - М., 2014.

12. Сливицкий А.Б. Глобализация в авиационной, научно-технической и инновационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. ИНИОН РАН. - М., 2017. - Ч. 3. - С. 149-157.

13. Сливицкий А.Б. Инструменты анализа политики в области авиационной деятельности с использованием средств информационно-аналитического центра // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2017. - Ч. 3. - С. 414-420.

14. Сливицкий А.Б. Комплексный анализ целеполагания в системе стратегического планирования в области авиационной деятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества; Ответственный редактор В.И. Герасимов. - М., 2019. - Ч. 2. - С. 475-482.

15. Сливицкий А.Б. Концептуальные основы стратегического планирования и управления авиационной деятельностью // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2018. - Ч. 1. - С. 583-591.

16. Сливицкий А.Б. Механизмы сетевого взаимодействия при решении проблем инновационно-технологического развития России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2015. -Вып. 10, ч. 2. - С. 292-299.

17. Сливицкий А.Б. О координации взаимодействия органов государственного управления авиационной деятельностью // Транспортное право. 2010. - № 2. - С. 19-23.

18. Сливицкий А.Б. Повышение эффективности выполнения государственных программ в области развития авиации и авиационной деятельности [электронный диск] // Сборник научных статей V научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Антикризисное регулирование в современных условиях», МГУ, 18 декабря 2013 г. Москва. - М.: Перо, 2013.

19. Сливицкий А.Б. Принципы и особенности технологии реализации интегрированной информационной среды в научных организациях авиационной отрасли // Моделирование авиационных систем Сборник докладов. ГНЦ РФ ФГУП «ГосНИИАС»; РАН; РФФИ. - М., 2011. - С. 282-289.

20. Сливицкий А.Б. Проблемы координации программных мероприятий // Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ВЗФЭИ, 26-27 октября 2010 г. Заседания секций. Т. 2. Секции 9-13. - М.: ВЗФЭИ, 2011. - С. 218-219.

21. Сливицкий А.Б. Разработка предложений по принципам функционирования и взаимодействия основных компонент авиационного потенциала России и Украины // Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Тр. Первой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - С. 313-319.

22. Сливицкий А.Б. Система обратной связи в контуре управления научно-технологическим развитием // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 14 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. -Ч. 1. - С. 544-551.

23. Сливицкий А.Б. Системный анализ понятия «авиационная деятельность» // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. - Ч. 2. - С. 326-332.

24. Сливицкий А.Б. Ситуационный центр как технология проведения системных исследований и внешнего проектирования авиационной техники // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов, Д.В. Ефременко. - М., 2016. - Ч. 1. - С. 339-344.

25. Сливицкий А.Б. Совершенствование нормативно-правовой базы авиационной деятельности в Российской Федерации // Мировой судья. 2010. - № 2. - С. 18-24.

26. Сливицкий А. Б. Совершенствование основ политики государственного строительства: нормативно-правовой анализ // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2016. - Ч. 2. - С. 408-414.

27. Сливицкий А.Б. Совершенствование правового поля авиационной деятельности // 8-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2009». Тезисы докладов. - М.: МАИ-ПРИНТ, 2009. - С. 228.

28. Сливицкий А.Б. Стратегическое планирование инновационного и технологического развития авиационной отрасли: проблемы и решения // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и меж-дунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. - Ч. 2. - С. 89-95.

29. Сливицкий А.Б. Факторы успешности России в области авиационной деятельности // Успешность развития социальных систем и государственная политика и управление. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. 2015. - С. 583-590.

30. Сливицкий А.Б. Цифровые инструменты поддержки принятия решений в области авиационной деятельности // Идеи К.Э. Циолковского в контексте современного развития науки и техники Материалы 53-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. 2018. - С. 329-330.

31. Сливицкий А. Б. Цифровые технологии поддержки принятия решений в контуре государственного управления авиационной деятельностью // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (к 100-летию Республики Башкортостан). 2019. - С. 506-511.

32. Сливицкий А.Б. Экспертно-аналитическая деятельность в обеспечение инновационного развития российской авиационной отрасли // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2014. - Вып. 9, ч. 1. - С. 627-632.

33. Сливицкий А.Б. 1Т-инструменты поддержки принятия решений в области инновационного и технологического развития // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Институт научной информации по общественным наукам РАН; отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2018. - Ч. 2. - С. 903-908.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.