Научная статья на тему 'Системный анализ понятия «Авиационная деятельность»'

Системный анализ понятия «Авиационная деятельность» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиация / авиационная деятельность / авиационный потенциал / государственная политика / деятельность / лингвистический анализ / основы государственной политики / понятие / система / системный анализ / структура / субъект. / aviation / aviation activities / aviation capacity / government policies / activities / linguistic analysis / foundations of public policy / the concept of system / system analysis / structure / subject
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный анализ понятия «Авиационная деятельность»»

Сливицкий А.Б.

начальник сектора ФГУП «ГосНИИАС»

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «АВИАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Ключевые слова: авиация, авиационная деятельность, авиационный потенциал, государственная политика, деятельность, лингвистический анализ, основы государственной политики, понятие, система, системный анализ, структура, субъект.

Keywords: aviation, aviation activities, aviation capacity, government policies, activities, linguistic analysis, foundations of public policy, the concept of system, system analysis, structure, subject.

На современном этапе развития общества и государства важнейшую роль для быстрого перемещения на большие расстояния и экономических связей играет гражданская авиация, а для национальной (военной) безопасности -авиация государственная (военная). В СССР и в России в правовых актах для характеристики функционирования авиации использовалась и по сей день используется формулировка - «деятельность авиации». Эта дефиниция используется как слитно, единым словосочетанием, так и раздельно - «деятельность <«в области» или с указанием необходимого аспекта, вида> авиации». С принятием ФЗ от 8 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» [2] в российском законодательстве появился новый обобщающий весь спектр «деятельности авиации» термин - «авиационная деятельность» (АД).

АД является определяющей для таких сфер жизни российского общества, как обеспечение национальной безопасности и суверенитета РФ, обеспечение её территориальной связности - конституционного принципа, так и для экономики и такой важной её составляющей как авиационный транспорт [19]. Признанием важности комплексного, системного рассмотрения и развития АД стало утверждение Президентом РФ в 2001 году Основ политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2010 года (Основы-2010) [3], выделивших АД из массы других видов деятельности, и пролонгированных в 2012 году на новый программный период, см. [4].

АД представляет собой сферу активности государства, науки и бизнеса, предметно ориентированную на авиационную технику (АТ), включая воспроизводство АТ, применение и оказание авиационных услуг в гражданской и военной областях. По значимости и размерам АД относится к разряду сложных масштабных видов государственной промышленной, оборонной и социально-экономической деятельности [19]. АД - это комплексная деятельность различных субъектов - элементов соответствующей сложной организационной системы, - осуществляющих управленческие функции по отношению к находящимся в их подчинении объектам высокой наукоёмкости, технической сложности, ресурсоемкости при всём многообразии их взаимосвязей [9, 11] и структурной изменчивости во времени в ходе своего жизненного цикла [19].

Как объект государственного регулирования АД представляет собой сложную организационную систему. Все элементы системы - субъекты АД - имеют разные цели функционирования: обеспечение территориальной связности (Минтранс России), получение прибыли (авиакомпании), обеспечение обороны и национальной безопасности (Минобороны России), создание элементов авиационного потенциала (Минпромторг России), обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности, экологичность воздушных судов и др. Учет и согласование перечисленных целей представляют собой сложную управленческую проблему, усложнённую динамичным изменением внешних и внутренних политико-экономических факторов [21]. Анализ проблем взаимодействия и возможных механизмов координации проведен в работах [11, 20, 21].

По словам Д. Медведева: «Вопросы госполитики в области АД - это широкий спектр задач, который прямо влияет на будущее российской авиации. Это один из приоритетов модернизации экономики. От положения дел в отрасли зависит и состояние в области безопасности страны, безопасности её граждан, и во многом это влияет на качество жизни. ... развитие авиационного потенциала России - это ключевое условие повышения конкурентоспособности нашей экономики» [12].

Актуальность системных исследований в области АД и, в частности, системного анализа понятия «авиационная деятельность» - которому и посвящена настоящая работа - определяется необходимостью повышения эффективности государственной политики (ГП) в области АД. Подобная ГП реализуется органами государственной власти РФ, руководствующимися соответствующими основами ГП, утверждёнными Президентом РФ. Сейчас - это Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года (Основы-2020) [4]. Им на смену разрабатываются Основы ГП РФ в области АД на период до 2030 года (проект Основ-2030) [5].

Судить об эффективности ГП в области АД позволяет системный мониторинг результатов реализации ГП в области АД, формирующий регуляторную обратную связь в контуре государственного управления АД (см. рис. 1 [22]). В интересах осуществления подобного мониторинга АД представляется в виде специальной научно-обоснованной

информационной модели [9-11, 19, 21], опирающейся на понятие «авиационная деятельность» и системное представление данного феномена [9-11, 19, 21].

Возмущающие воздействия внешней среды

I

/

Вход X

ВгсккыАосыср

Тстнохоган

Г[ЩЛКП1ЙСГИ[1|1

щ^чыиигнмок

их

^шутттшншиАкинл | К!мрк |

В ыхйд У

Субъект управления

АД-ЛПР иерархического вида

(Президент РФ; Правительство РФ; Авиационная коллегия при Правительстве РФ; Мннпромторг России и другие ФОИВы; Департамент

авиационной

промышленности Мннпромторга России)

Управление

и

СППР: информационно-аналитическая поддержка прогнозирования и перспективного план прованн я развития АД выбор рациональных мер госуда рственного регулирования АД

V-

Комплекс моделирования и прогнозирования развития АД сбор. структуризации н агрегация статистической п фактоюп I ческой информации о состоянии и тенденциях развития АД в России и мире

Система «общего»

н отраслевого законодательства

М

Блок эталонных и нфор май ионных моделей АД (плановые параметры, определённые стратегиями, основами государственной политики л др. до ктр I шальнымндокументамн)

Блок информационно-аналитических моделей -формализованное

системное описание объекта моделирования -АД

Рисунок 1.

Структура концептуальной модели контура управления авиационной деятельностью

Системный подход, взятый нами за методологическую основу, предполагает изучение любого явления через уяснение его сущности путем его разностороннего, разноаспектного анализа с последующим синтезом, представления и рассмотрения явления как системы - целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, имеющих вход (ресурсы), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь (см. рис. 1) - обладающей целостностью, иерархичностью строения, структуризацией, множественностью, динамичностью и системностью. Для данного исследования изучаемым понятием является «авиационная деятельность».

Лингвистический анализ понятия «авиационная деятельность»

Характеризуя состояние вопроса изучения понятия «авиационная деятельность» - важного явления общественной жизни, следует отметить его чрезвычайную неразвитость. Правовая наука и сообщество авиационных экспертов при обращении к АД довольствуются лишь нормативным определением этого явления (его анализ см. далее). Практически единственным актором - исследователем данной области - как целостной системы - является автор, см., например, работы [9-11, 17-26] и его коллегии, см., например, работы [9-11], участвовавшие на протяжении более 15 лет в системных исследованиях АД (научно-исследовательских работах), задаваемых Минпромторгом России и ФОИВ-вами - его предшественниками. Специальная методика проведения комплексных исследований состояния и тенден-

ций развития АД в России и в мире, состоящая из 13 этапов приведена в [11]. В справочной правовой системе Кон-сультантПлюс раздел «Комментарии законодательства» по вопросу об АД ограничивается двумя работами автора, посвященными координации взаимодействия органов государственного управления АД [20] и совершенствованию нормативно-правовой базы АД [23].

В отсутствии научных определений понятия АД обратимся к формату лингвистического анализа. С первого взгляда бросается в глаза сложность понятия «авиационная деятельность». Данный термин является словосочетанием, составленным из двух ёмких понятий «деятельность» и «авиация». Понятие «авиация» используется в форме имени прилагательного, применяемого для определения характера, уточнения сферы приложения, конкретизации и оттене-ния понятия «деятельность».

По Ожегову С.И., «Авиация» - «1. Теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха. 2. Воздушные средства передвижения, воздушный флот. Гражданская авиация. Военная авиация. Прилагательное авиационный, -ая, -ое» [15]. То есть АД - это либо впрямую «теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха», либо «деятельность воздушных средств передвижения, воздушного флота».

По Ушакову Д.Н., «Авиационный, авиационная, авиационное. Имя прилагательное к термину авиация» [27].

По Ефремовой Т.Ф., «Авиационный - прил. 1. соотн. с сущ. авиация I, связанный с ним. 2. Свойственный авиации [авиация I], характерный для неё» [8]. То есть «АД - это деятельность, связанная с авиацией, свойственная авиации, характерная для авиации».

По Ожегову С.И., «деятельность» это: 1) занятия, труд. 2) работа каких-нибудь органов, а также сил природы [15]. Можно сказать, что «АД - работа авиации».

По Мещерякову Б., Зинченко В., «деятельность» - «процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели» [14]. То есть, АД есть «процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта - человека с объектом - авиацией, во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели».

В соответствии с Большим Энциклопедическим словарем, «деятельность» - «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс» [7]. То есть, АД есть «специфическая человеческая форма отношения к авиации, содержание которой составляет её -авиации - целесообразное изменение в интересах людей».

В соответствии с Философским энциклопедическим словарем [28] и перекликающейся с ним Новой философской энциклопедией [13], «деятельность» - «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратившись из материала в продукт деятельности». То есть, АД есть «специфически человеческая форма активного отношения к авиации, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование».

По Ушакову Д.Н., «деятельность» - это: «работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность» [27]. Эту сформулированную Д.Н. Ушаковым цепочку о «систематическом применении своих сил в какой-нибудь области» можно продолжить: ..., «авиационная деятельность», «космическая деятельность», «морская деятельность» и т.п. Тогда АД - это «работа, систематическое применение своих сил в области авиации», «космическая деятельность» - это «работа, систематическое применение своих сил в области космоса, космического пространства», а «морская деятельность» - это «работа, систематическое применение своих сил в области моря, морских акваторий, мирового океана».

Следует отметить, что при формировании перечисленных понятий использованы разные критерии отбора сферы государственного внимания. Это критерий, обозначающий совокупность технических объектов: авиации - для АД и критерии, обозначающие физическое пространство деятельности; море - для морской деятельности; космос - для космической деятельности. Существуют основы ГП в таких сферах, как Арктика, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, развитие науки и технологий, ОПК, культура и т.д.

Суммируя высказанные тезисы, обозначим АД как «активное систематическое целенаправленное воздействие человека (физического лица) или организации (юридического лица) на авиацию, в интересах удовлетворения своих потребностей». Или как «активное систематическое целенаправленное применение сил человека (физического лица) или организации (юридического лица) в области авиации, в интересах удовлетворения своих потребностей». АД включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Право-лингвистический анализ понятия «авиационная деятельность»

Нормативное определение понятия АД содержится в ФЗ от 08 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» [2]. В соответствии с этим нормативным правовым актом, «АД - организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач».

Продолжая и развивая анализ, содержащийся в [19, 21], сделаем несколько замечаний по поводу этого определения АД.

1) Объектом АД названа авиация совместно с аэродромной сетью и аэропортами. Именно в отношении авиации осуществляется активное систематическое целенаправленное воздействие в форме «поддержки и развития». Именно в отношении аэродромной сети и аэропортов осуществляется активное систематическое целенаправленное воздействие в форме «создание и использование».

2) Определение АД содержит открытый перечень видов деятельности, причисляемых к АД. Это «организационная, производственная, научная и иная <не конкретизированная> деятельность».

3) Руководствуясь общим пониманием деятельности, указывается, что АД может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами. Недостатком является отсутствие причисления Российской Федерации к осуществляющим АД субъектам.

4) АД удовлетворяются поддержка и развитие авиации, нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, а также создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решаются другие задачи. То есть «АДявляется как создание авиационного потенциала (АП), так и его эксплуатация».

5) Предметом АД являются общественные отношения, возникающие между субъектами АД и потребителями воздушных перевозок, авиационных работ и услуг, осуществляемых с помощью авиации.

Определениями АД являются и следующие обобщающие выводы-констатации: «АД включает целый комплекс действий и отношений в связи с процессами создания (включая научные исследования и разработку), производства, эксплуатации и целевого использования АТ»; «АД представляет собой сложное комплексное явление общественной жизни. Это весьма весомая, критически важная (для нужд обеспечения национальной безопасности) часть деятельности государства, юридических и физических лиц, государственных и экономических институтов» [19, 21].

Определение АД может быть также получено путём логического сложения понятия «деятельность» и нормативного определения понятия «авиация», даваемого [2] в совокупности с ВК РФ [1]. В соответствии с данными федеральными законами, под авиацией понимается: «государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура, единая система организации воздушного движения и авиационная техника».

То есть, АД можно определить, как «активное систематическое целенаправленное воздействие человека (физического лица) или организации (юридического лица) на (или в области) государственную авиацию (государственную военную авиацию и государственную авиацию специального назначения), гражданскую авиацию, экспериментальную авиацию, авиационную промышленность, авиационную инфраструктуру, единую систему организации воздушного движения и авиационную технику, в интересах удовлетворения своих потребностей». Данное определение похоже на нормативное определение АД, но не тождественно ему, поскольку в нём нет конкретизации видов деятельности - физических и юридических лиц, - рассматриваемых как составляющие АД.

Использование для конструирования понятия АД понятия «авиация», даваемого популярными энциклопедиями см., например, [6, 16]: «авиация (фр. aviation, от лат. Avis - птица) - собирательное понятие, которое обозначает всю совокупность летательных аппаратов тяжелее воздуха для перемещения в околоземном воздушном пространстве, все достижения специализированных областей знаний (аэродинамики, механики полёта, аэронавигации и т. д.) и всю систему организаций и государственных учреждений, которые используют летательные аппараты тяжелее воздуха, а также - обладают аэродромами, специалистами и соответствующими средствами обеспечения полётов» даст примерно аналогичный предыдущему результат.

Совершенно иной подход к определению понятия АД был продекларирован в Основах-2010 - концептуальном, идеологическом документе системы стратегического планирования, исходящем от Президента РФ [3]. В пункте 1 Ос-нов-2010 АД была названа деятельностью «по изучению, освоению и использованию воздушного пространства». Данное определение АД являлось слишком общим, оно неконкретно и однобоко.

Так отождествление АД с изучением воздушного пространства, фактически смешало, отождествило её с климатологией и метеорологией, что неверно. Результаты климатических и метеорологических исследований для разработки и эксплуатации АТ, конечно же, очень важны, но все-таки климатология и метеорология - отдельные самостоятельные науки и отрасли естествознания. Выделение же в качестве основного вида АД деятельности по освоению воздушного пространства тоже некорректно. Человечество уже освоило не только воздушное пространство, но и космическое.

Легко видеть, что определение АД, данное в Основах-2010, полностью замалчивало такие вопросы, как:

- с помощью какой техники осуществляется АД - то есть, каков объект АД?

- является ли АД создание АТ и её эксплуатация? Или АД является только эксплуатация АТ?

- кто всем этим должен и/или может заниматься?

- какие виды деятельности могут быть отнесены к АД, являющейся по своей сути некой синтетической (комплексной) деятельностью?

Таким образом, можно констатировать: определение АД в Основах-2010 не только не конкретизировало содержание понятия АД, но запутывало заинтересованных в однозначном понимании АД лиц - субъектов АД, например, и вопреки российской правовой доктрине, и юридической технике содержало отличную от текста федерального закона формулировку.

Следует напомнить, что федеральные законы обладают высшей юридической силой по сравнению с подзаконными актами, к коим относится и рассматриваемый документ [3]. Высшая юридическая сила закона означает, что подзаконные акты не могут ему противоречить, а в случае правовой коллизии применяются правила федерального закона.

Действующие в настоящее время Основы-2020 своего собственного определения понятия АД не содержат, отсылая заинтересованных в понимании АД лиц к тексту федерального закона [2].

В проекте Основ-2030 [5] разработчиками сделана попытка дать своё собственное определение понятия АД. В соответствии с глоссарием проекта Основ-2030 (пункт 2 раздела «I. Общие положения»): АД - «взаимосвязанные и взаимозависимые виды деятельности по разработке авиационной наукой опережающего научно-технического задела, по разработке и производству АТ и по применению АТ в государственной, гражданской и экспериментальной авиации».

Данное определение имеет частичное смысловое совпадение с федеральным законом [2]. Виды деятельности, понимаемые под «взаимосвязанными и взаимозависимыми видами деятельности по разработке ..., по разработке и производству ... и по применению ...» не раскрыты. Здесь возможен полный произвол. В качестве лица, осуществляющего активное систематическое целенаправленное воздействие на опережающий научно-технический задел в форме его «разработки», названа авиационная наука. Без конкретизации того, что такое авиационная наука. Лица, осуществляющие активное систематическое целенаправленное воздействие в форме «разработки, производства и применения», АТ не указаны. Необходимость подобных правовых новаций не обоснована.

Содержится в [5] и новое определение понятия «авиация» - «совокупность атмосферных летательных аппаратов, знаний об их создании и применении, а также органов государственного управления, организаций и их персонала, которые создают и используют атмосферные летательные аппараты и обеспечивающие их эксплуатацию средства».

Учитывая определение понятия «деятельность» для АД можно сформулировать такое определение: «АД есть активное систематическое целенаправленное применение сил человека (физического лица) или организации (юридического лица) в области совокупности атмосферных летательных аппаратов, знаний об их создании и применении, а также органов государственного управления, организаций и их персонала, которые создают и используют атмосферные летательные аппараты и обеспечивающие их эксплуатацию средства, в интересах удовлетворения своих потребностей».

Целостный анализ данной лексической конструкции показывает, что интересантами АД являются сами её участники. Интересы потребителей не упомянуты, а, следовательно, и не учтены.

В ходе системных исследований АД автором было разработано ещё одно (новое) определение. «АД - это организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, на обеспечение оборонной и экономической мощи Российской Федерации и удовлетворение нужд населения в воздушных перевозках» [11]. В этом определении АД использовано понятие «оборонная и экономическая мощь» - достаточное для оттенения всей значимости АД для нужд национальной безопасности РФ. Недостаток, выявленный нами в определении АД по федеральному закону [2] в части отсутствия причисления РФ к осуществляющим АД субъектам, устранен.

Возможны и другие способы определения понятия АД.

Структурно-элементный анализ «авиационной деятельности» как системы с целью выработки

подходов к понятию «авиационная деятельность»

Сущность явления АД может быть познана путем её представления как системы, обладающей иерархической структурой, множеством взаимодействующих элементов и развернутой системой целеполагания, см. рис. 1.

Например, понятие АД тесно связано с понятием «авиационный потенциал» (АП). Основу АП РФ составляют:

- авиация (государственная, гражданская, экспериментальная по [1]);

- авиационная промышленность;

- авиационная инфраструктура, включающая: аэродромы и аэропорты; авиационную систему эксплуатации, обеспечивающую поддержание всех видов авиации в состоянии летной годности, а также утилизацию отработавшей АТ; систему организации воздушного движения, включающую федеральную систему контроля воздушного пространства и другие информационные системы;

- авиационная наука, включающая в себя научные учреждения и полигоны по испытанию АТ;

- образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области АД;

- социально-экономическая система, обеспечивающая сохранение, преемственность и профессионализм авиационных кадров.

Потенциал - это ресурсы. Потенциал - это статика, это статическое состояние объектов его составляющих. Если придать ему (потенциалу) динамику, изменяя его состояние во времени в соответствии с системой приоритетов ГП и надёжно контролируя результаты изменений (см. рис. 1), то это уже будет деятельность. Статические объекты потенциала перейдут в (динамические) субъекты деятельности [19].

С учётом сказанного, АД можно дать такое определение: «это деятельность по созданию и использованию АП» [19, 21]. АП создается предприятиями авиационной промышленности и эксплуатируется авиакомпаниями в коммерческих целях и Минобороны России в целях обеспечения обороны и национальной безопасности. АП используют также МЧС, МВД и другие ФОИВы.

АД может быть представлена в виде системы элементов - субъектов АД (взаимодействующих между собой и имеющих разные, часто противоположные или взаимоисключающие, интересы) - классифицированных по различным

основаниям. Так, АД объединяет следующие основные функциональные и организационно-хозяйственные структуры, предметно ориентированные на АТ различного назначения, включая [21]:

- авиационно-промышленный комплекс или авиационную (авиастроительную) промышленность (основная функция - воспроизводство АТ военного и гражданского назначения, включая разработку, производство и поддержку эксплуатации);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ФОИВы, использующие АТ, входящую в состав государственной авиации (основная функция - обеспечение национальной, и главным образом, военной безопасности страны);

- воздушный транспорт (основная функция - предоставление транспортных услуг физическим и юридическим лицам, т.е. транспортировка пассажиров и грузов);

- потребителей транспортных услуг (государство, физические и юридические лица);

- организации и системы с их инфраструктурой, обеспечивающие безопасное и эффективное применение АТ. Перечень субъектов АД можно переформулировать в виде:

- АП, разделенный по элементам и по организационно-функциональным формам;

- государство - Российская Федерация;

- органы государственного управления АД;

- ведомства, использующие авиацию для выполнения своих функциональных обязанностей;

- потребители авиационных услуг1 (российские и иностранные);

- международные регулирующие органы.

АД можно дать следующее определение: «АД - это деятельность её субъектов по созданию АП рациональной структуры и эффективному использованию АП в интересах потребителей». Создание АП рациональной структуры и эффективное использование АП с точки зрения государства - это государственное управление (регулирование), направленное на поддержание, сбалансированное развитие и, повторимся, эффективное использование всех компонент АП. Государственное управление заключается в применении к управляемому объекту нормативных правовых, экономических и организационных механизмов регулирования.

Взаимодействия между субъектами АД и их полномочия и цели функционирования в сфере АД регулируются российским законодательством. Подробный анализ проблем формирования и реализации различных аспектов государственной политики в области АД и её нормативного и доктринального обеспечения приведен в работах [9-11, 17-26].

Заключение

1. Проведен системный анализ понятия «авиационная деятельность». Использованы лингвистический, право-лингвистический и структурно-элементный подходы изучению проблемного вопроса.

2. В ходе исследования сформулированы около двадцати возможных формулировок понятия «авиационная деятельность», альтернативных нормативному определению, даваемому ФЗ от 8 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации». Проведен их анализ показывающий, что большинство сформулированных определений АД имеет право на существование.

3. Полученные формулировки понятия «авиационная деятельность» и подходы к формированию АД как сложной организационно-экономической системы использовались в ходе комплексных исследований состояния и тенденций развития АД в России и в мире при системном мониторинге и оценке эффективности государственной политики в области АД, раскрывая разностороннюю сущность явления АД и формируя его понятийное поле. В дальнейшем они могут быть использованы при концептуальном и математическом моделировании АД как сложной организационно-экономической системы.

Список литературы и источников

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ от 24 марта 1997 г. № 12 ст. 1383.

2. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // СЗ РФ от 12 января 1998 г. № 2 ст. 226.

3. Основы политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2010 года / Поручение Президента России от 3 февраля 2001 года № ПР-241. Текст официально опубликован не был.

4. Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года / Поручение Президента России от 1 апреля 2012 года № ПР-804. Текст официально опубликован не был.

5. Проект Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года / ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» (исх. № ШВ-2/349 от 13.03.2019 г.).

6. Авиация. Энциклопедия / Г.П. Свищев. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994.

7. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001.

8. Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. - М.: ACT, 2010.

9. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Анализ особенностей регулирования авиационной деятельности в Российской Федерации // Третья Всероссийская научно-техническая конференция Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. - М.: ООО «Научтехлитиздат», 2017. - Т. 1. - С. 48-51.

10. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. О совершенствовании системы стратегического планирования и научно-технического прогнозирования развития авиации и авиационной деятельности Российской Федерации // Третья Всероссийская научно-

луги.

1 Потребители авиационных услуг в данном случае, рассматриваются как субъект, формирующий спрос на авиационные ус-

техническая конференция Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. - М.: ООО «Науч-техлитиздат», 2017. - Т. 1. - С. 45-48.

11. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Системные вопросы исследования авиационной деятельности России // Сборник докладов юбилейной всероссийской научно-технической конференции «Авиационные системы в XXI веке». - М.: ФГУП «Гос-НИИАС», 2017. - Т. 1. - С. 88-94.

12. Медведев Д.А. Выступление на заседании Совбеза РФ «О государственной политике в области авиационной деятельности». 1 апреля 2011 г. - http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4026&Itemid=35

13. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001.

14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. И общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011.

16. Родионов И.Н., Грачев П.С., Иванов С.Б. Военная энциклопедия в 8 т. - М.: Воениздат, 1994 - 2004 г.

17. Сливицкий А.Б. Вопросы определения государственной политики Президентом Российской Федерации // Развитие России и конституционное строительство: теория, методология, проектирование. Материалы Всеросс. науч. конф., 21 октября 2011 г. Москва / Центр пробл. анализа и гос.-упр. проект. - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 696-717.

18. Сливицкий А.Б. Государственная политика Российской Федерации и её законодательное выражение // Правовая система России: современное состояние и актуальные проблемы. Материалы I Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - М.: Издательско-полиграфический комплекс НИИРРР, 2009. - С. 136-138.

19. Сливицкий А.Б. Концептуальные основы стратегического планирования и управления авиационной деятельностью // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2017. - Ч. 1. - С. 583-591.

20. Сливицкий А. Б. О координации взаимодействия органов государственного управления авиационной деятельностью // Транспортное право. 2010. - № 2. - С. 19-23.

21. Сливицкий А.Б. Разработка предложений по принципам функционирования и взаимодействия основных компонент авиационного потенциала России и Украины // Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Тр. Первой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и ме-ждунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - С. 313-319.

22. Сливицкий А.Б. Система обратной связи в контуре управления научно-технологическим развитием // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 14 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2019. -Ч. 1. - С. 544-551.

23. Сливицкий А.Б. Совершенствование нормативно-правовой базы авиационной деятельности в Российской Федерации // Мировой судья. 2010. - № 2. - С. 18-24.

24. Сливицкий А.Б. Совершенствование основ политики государственного строительства: нормативно-правовой анализ // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2016. - Ч. 2. - С. 408-414.

25. Сливицкий А.Б. Совершенствование правового поля авиационной деятельности // 8-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2009» (Москва, 26-29 октября 2009 г.). Тезисы докладов. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009. - С. 228.

26. Сливицкий А. Б. Факторы успешности России в области авиационной деятельности // Успешность развития социальных систем и государственная политика и управление: Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. 2015. - С. 583-590.

27. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Альта-Принт, 2005.

28. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.