Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ'

ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ»

УДК 374

Закиров Л.И., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ

НАУКЕ

Современные направления научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта имеют многовекторную направленность. Одной из главных отличительных черт исследовательских работ в сфере физической культуры и спорта является их всесторонний междисциплинарный анализ.

Спорт и массовая физическая культура сами по себе многогранные понятия, которые ученые рассматривают, используя подходы различных отраслей наук. Попытаемся рассмотреть основные направления исследования в области физической культуры и спорта. Для анализа были определены статьи, опубликованные и индексированные в системе РИНЦ

На основе анализа баз данных был определен условный рейтинг актуальных вопросов. Так, на первом месте находится естественнонаучный подход к системе знаний о физической культуре и спорте, который постоянно развивается путем современных достижений и открытий. В основе наук о спорте и физической культуре лежит применение научных принципов следующих областей науки: спортивная биомеханика - исследование причин и последствий движения человека и взаимодействия тела с приборами или оборудованием посредством применения механических принципов [6, 345]; спортивная физиология - раздел биологических наук, который изучает реакцию организма на упражнения и тренировки [1, 268]; спортивная психология - раздел науки о спорте и физических упражнениях, который стремится дать ответы на вопросы о поведении человека в спорте и физических упражнениях [9, 29].

На втором месте работы, которые можно определить, как междисциплинарные (метапредметные). Суть этих статей в том, что ученые, занимающиеся изучением спорта и физических упражнений, пытаются согласовать теоретические принципы с практическими занятиями, используя междисциплинарные связи наук о спорте и физических упражнениях (биомеханика, физиология, психология) интегрированных и скоординированных таким образом, чтобы решить тактические или стратегические проблемы для отдельных спортсменов или спортивных и тренировочных групп [2, 6]. С помощью метапредметного подхода ученые пытаются найти ответы на такие вопросы как: трансформация тела во время физических нагрузок; причины травмирования во время физических нагрузок; воздействие экстремальных нагрузок на психофизиологическое состояние занимающихся; применение физической нагрузки в целях профилактики и лечения заболеваний; и одна из самых важных - проблема улучшения результативности спортсменов.

Третьим по популярности являются вопросы интеграции исследований в сфере здоровья, фитнеса и физической рекреации. Данное направление ориентировано на улучшение психофизиологического здоровья и расширение воздействий физических упражнений на лиц, не занимающихся спортом, для восстановления их сил после основного рода занятий, а также на повышение долголетия населения [4, 8]. Данное направление особенно актуально ввиду реализации в нашей стране национального проекта «Демография», ключевой целью которого является увеличение доли граждан ведущих здоровый образ жизни, граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

На четвертом месте статьи психолого-педагогической направленности. Достаточное количество исследований можно отнести к спортивной педагогике, которая является важной отраслью педагогической науки. Исследования рассматривают различные аспекты спортивного образования и развивающего обучения (физическое, психологическое и

социальное) детей, молодежи и общества. Спортивная педагогика - это обучение и воспитание на практике [2, 4, 9,11].

Особую значимость в современном спортивном сообществе завоевали исследования спортивных психологов. Исследования в этом направлении рассматривают вопросы взаимодействия со спортсменами с целью улучшить их результативность посредством преодоления психических и психологических проблем [7, 31]. Рассматриваются пути оказания помощи спортсменам в решении межличностных проблем и сохранения психического здоровья, таких как тревожность, депрессия и расстройства пищевого поведения. Навыки спортивных психологов все чаще востребованы профессиональными спортсменами для снятия стресса при подготовке к ответственным соревнованиям, решения внутрикомандных проблем, поиска взаимопонимания с тренером (родственниками).

Также хотелось бы отметить наличие в большинстве научных работ статистического анализа и математических расчетов с применением различных формул. Методы математической статистики применяются, как правило, для корректной обработки числового материала в целях анализа полученных фактических эмпирических данных. Современные методики математического моделирования в научно-педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта считаются достоверным методом выявления ошибок или оптимизации выполнения двигательных действий спортсменов. Для решения таких сложных задач применяются теория графов или альтернативный способ - кластерная мультиагентная сеть [7, 72].

Кроме выделенных выше направлений исследований можно выделить еще серию статей, посвященных проблеме несовершенства законодательной базы в области физической культуры и спорта. Вариант Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-Ф3 [4, 56] пересматривался и редактировался много раз, но споры о правах спортсменов, несоответствие международным спортивным правилам, проблемы антидопингового законодательства, спортивного арбитража и многое другое стоят на повестке дня российских ученых.

Таким образом, в современной научной литературе находят отражение различные аспекты развития физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. С. 268.

2. Воложанин С.Е. Значение физической культуры в образовании студентов / С.Е. Воложанин // Вестник Мининского университета. - 2018. - № 6(3). - С. 6.

3. Гриб Р.В., Никулин К.А. Ценностный потенциал спорта: педагогический и социальный аспект // Актуальные проблемы науки и техники. 2021. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 1012-1013

4. Димов М.В. Здоровье как социальная проблема / М.В. Димов // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 6. - С.170-185.

5. Дроздова Е.К. Актуальные проблемы спортивного права / Е.К. Дроздова, Е.Б. Калашникова //01утР1ш. Гуманитарная версия. - 2016. - № 1 (2). -С. 56-57.

6. Дубровский В.И. Биомеханика: Учеб. для сред, и высш. учеб, заведений. М.: Изд-во Владос-пресс, 2003. - 672 с.

7. Кузьми В.Г. Инновационные математические модели и метод графов в научно-педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта / В.Г. Кузьмин, И.Б. Улитин, Б.И. Улитин, С.В. Кузнецова // Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 2 (49). - С. 71-74.

8. Липаев В.Ф. Воспитание личности и физическая культура // Вопросы педагогики. 2021. № 6-2. С. 116-119.

9. Ловягина А.Е. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена / А. Е. Ловягина // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. - 2013. - №1. - С. 29-39.

10. Николаева И.В. Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности // Актуальные аспекты развития современной науки. Сборник научных статей II Международной научной конференции. Самара, 2021. С. 406-410

11. Татарова С.Ю., Татаров В.Б., Борданов В.В. Влияние физической культуры и спорта на формирование и воспитание личности // Культура физическая и здоровье. 2021. № 2 (78). С. 18-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.