Научная статья на тему 'Синдром гипермобильности суставов у артистов балета (Ч. 2)'

Синдром гипермобильности суставов у артистов балета (Ч. 2) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
857
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРМОБИЛЬНОСТЬ СУСТАВОВ / JOINT HYPERMOBILITY / АРТИСТ БАЛЕТА / ОСТЕОАРТРОЗ / ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ СУСТАВОВ / BALLET-DANCER / ARTHROPATHY / PREVENTIVE SERVICE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Березуцкий В.И.

Статья посвящена первичной и вторичной профилактике заболеваний суставов у артистов балета. Автор обосновывает необходимость введения в программу профессиональной подготовки артистов балета обязательной системы профилактических мероприятий, состоящей из периодических ультразвуковых и томографических исследований, комплекса физической реабилитации (массаж, мануальная терапия, лечебная гимнастика). Такая система доказала свою эффективность для спортсменов с аналогичными физическими нагрузками на суставы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ballet dancers' joint hypermobility syndrome (Part 2)

The article is devoted to ballet-dancer primary and secondary arthropathy prevention. The author comes to the conclusion that a preventive service system of periodic ultrasound and tomographic investigations as well as physical rehabilitation complexes of massage, manual therapy, therapeutic exercises, which are already used in professional sport medidne, should соте to a training program of ballet dancers.

Текст научной работы на тему «Синдром гипермобильности суставов у артистов балета (Ч. 2)»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ

УДК 612.10:313

В. И. Березуцкий

СИНДРОМ ГИПЕРМОБИЛЬНОСТИ СУСТАВОВ У АРТИСТОВ БАЛЕТА (Ч. 2)

Профилактике заболеваний суставов у артистов балета уже достаточно давно уделяют пристальное внимание, однако решенной эту проблему считать нельзя [1]. Еще в 1940-е гг. под руководством А. Я. Вагановой и Е. А. Котиковой, создавшей при кафедре анатомии ГОЛИФК им. П. Ф. Лесгафта1 курс биомеханики физических упражнений, было положено начало исследованиям хореографических движений с точки зрения биомеханики. Дальнейшие изыскания в этой области показали, что связь законов биомеханики, методики преподавания и эстетических представлений в балете является основой постижения классического танца. С тех пор при обучении технике исполнения движений акцент делается на здоровье артистов и безопасности тех или иных комбинаций для опорно-двигательного аппарата [2]. С этих позиций методика А. Я. Вагановой имеет ряд преимуществ перед другими системами воспитания артиста балета. Например, точно выверенное прямое положение корпуса в сложных движениях (один из обязательных постулатов вагановской школы) — это лучшая профилактика возможных травм позвоночного столба. По сравнению с артистами современного танца или гимнастками, повреждения спины у балерин встречаются намного реже, несмотря на более длительную продолжительность профессиональной карьеры [3].

Современные знания об условиях, обеспечивающих сохранность здоровья артистов балета, обобщены в отдельных научных монографиях [4], заложены в рабочие программы дисциплин «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (далее — Академия) [5] и «Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии» Саратовского государственного университета [6]. Особого внимания заслуживает книга Джозефа Хавилера «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки», в которой в доступной форме изложены медицинские знания об изменениях в мышечно-суставной системе при профессиональных занятиях хореографией. Несмотря на некоторые погрешности перевода, изложенные в книге

1 ГОЛИФК им. П. Ф. Лесгафта — Государственный ордена Ленина институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, ныне — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

практические советы специалиста, основанные на опыте 25 лет медицинских наблюдений за артистами балета, обладают огромной ценностью для всех занимающихся хореографией [7].

В свете результатов современных научных исследований о патогенезе поражений суставов у спортсменов и артистов балета все большее внимание уделяется не только совершенствованию техники выполнения профессиональных движений с целью профилактики травматизма, но и специальным методикам предтре-нировочной (предрепитиционной) физической подготовки. Доказана несомненная польза комплексов специальных упражнений, разработанных для уменьшения травматизма [8]. Важность подобных комплексов оценили и артисты балета. Некоторые прима-балерины имеют личного тренера по гимнастике, с помощью которого правильно готовят мышечно-связочный аппарат к работе и избегают травм. Опрос танцовщиков современного танца показывает, что основной причиной травм они считают именно недостаточную подготовку мышц и связок к работе перед началом репетиций [9]. Аналогичного мнения придерживаются и преподаватели хореографии, которые рекомендуют подобный комплекс на основе упражнений, заимствованных из спортивной, художественной гимнастики, спортивной акробатики [10]. Не меньшее значение уделяется послетренировочным, восстановительным комплексам упражнений. Такие комплексы направлены на торможение процессов патогенеза остеоартроза (здесь и далее — ОА) и стимуляцию процессов саногенеза, оптимизацию морфологических трансформаций и функциональных способностей, дающих возможность справляться с интенсивными физическими нагрузками. Подобный комплекс упражнений для акробатов состоит из корригирующих и расслабляющих физических упражнений, постизометрической релаксации мышц, упражнений для закрепления навыка правильного двигательного стереотипа и массажа. Корригирующие упражнения направлены на мышечную тягу в направлении, противоположном вектору деформации и проводятся в положении наименьшего статического напряжения — лежа на спине или животе. Расслабляющие упражнения необходимы для выравнивания тонуса мышц позвоночника и координации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Упражнения на вытяжение позвоночника — различные висы, упражнения в парах — направлены на декомпрессию позвонков и межпозвонковых дисков (здесь и далее — МПД). Мелкоамплитудные сгибания и разгибания, мелкоамплитудные одноплоскостные скручивания на всех уровнях позвоночника способствуют диффузионному прокачиванию питательной жидкости через МПД. Интенсификация обмена питательной жидкости является профилактикой ОА. Массаж применяется для ликвидации мышечных напряжений и болевого синдрома путем использования миофасциальных методик [11]. Подобные комплексы с добавлением мануальной терапии и физиотерапевтических методик применяются и во многих других видах спорта [12, 13, 14]. Многие комплексы медицинского сопровождения спортсменов, артистов цирка спортивных жанров, танцоров включают периодические рентгенологические, ультразвуковые и томографические исследования суставов конечностей и позвоночника с целью ранней диагностики изменений. Такой контроль позволяет начать своевременное

лечение и перестроить процесс тренировок (репетиций) с акцентом на профилактику прогрессирования выявленных изменений [1S, 16, 17]. Особо эффективным является применение модульно построенных физических упражнений в стадии предболезни, а также первой и второй стадии остеохондроза позвоночника в фазе реконвалесценции или устойчивой ремиссии с прицельно патогенетически направленными реабилитационными и профилактическими задачами [18].

Похожие комплексы восстановительных упражнений адаптированы и для артистов балета. Многие педагоги и ведущие артисты балета дополнительно к ежедневному тренажу классическим танцем применяют корригирующие гимнастические упражнения для устранения физических недостатков и развитию природных данных. Вспомогательные корригирующие упражнения выполняются, лежа на спине и животе, сидя на коленях, стоя во весь рост. Упражнения, исполняемые лежа на полу, «разгружают» позвоночник от той дополнительной нагрузки, которую он испытывает, когда человек находится в вертикальном положении [19]. Интересно, что все «разгрузочные» для позвоночника артиста балета или спортсмена комплексы упражнений очень похожи на систему Бориса Князева, в соответствии с которой упражнения предшествующие и последующие уроку классического танца выполняются в положении лежа на полу.

Система хорошо показала себя в профилактике плоскостопия и искривления позвоночника у детей, занимающихся хореографией. Уникальный метод Б. Князева зафиксировал Джералд Северн (Gerald Severn). Книга Северна «Учите вашего ребенка балету. Балетная школа без станка. Упражнения на полу» (английское название: «Teach your child ballet. Ballet School without a Barre. Exercises on the floor») была издана в Лондоне в 19S8 г. [20]. Есть и не менее креативные современные методики постнагрузочной релаксации мышц для профилактики травм и болезней опорно-двигательного аппарата у артистов балета. Например, использование «Unnata Aerial Yoga» («Воздушная гимнастика»), по мнению автора, может не только способствовать улучшению профессиональных данных артистов балета, но и помочь во время восстановления после физических нагрузок и травм [21].

Таким образом, для эффективной профилактики профессиональных заболеваний суставов и позвоночника у артистов балета необходимы следующие условия:

- грамотный профессиональный отбор;

- популяризация медицинских знаний о механизмах возникновения травм и заболеваний опорно-двигательной системы у артиста балета;

- совершенная в своей биомеханике техника исполнения профессиональных движений;

- комплекс физических упражнений, подготавливающий мышечно-суставную систему к нагрузкам на репетиции;

- комплекс физических упражнений, восстанавливающий мышечно-сустав-ную систему после профессиональных нагрузок;

- плановые систематические обследования мышечно-суставной системы с использованием рентгенографических, ультразвуковых и томографических диагностических методик;

- плановые реабилитационные программы на основе массажа, мануальной терапии и лечебной физкультуры.

Разумеется, такой обширный и сложный комплекс мероприятий нуждается в систематизации и контроле со стороны медицинских специалистов.

Образцом организации медицинского сопровождения хореографии является система Академии, получившая научную основу с организацией специализированной клиники спортивной и балетной травмы при ЦИТО им. Н. Н. Приорова2 в 1952 г. Уставом Академии (разделом «О медицинской части»), помимо медицинского осмотра абитуриентов штатными специалистами (педиатром, травматологом-ортопедом, невропатологом, кардиологом, офтальмологом) при поступлении, предусматривается проведение дополнительных (два раза в год) медицинских обследований учащихся приглашенными медиками [22]. Медицинская часть и преподаватели Академии и по сей день работают в тесном сотрудничестве с ЦИТО им. Н. Н. Приорова. О том, насколько серьезно в Академии изучаются проблемы медицинского сопровождения процесса подготовки артистов балета, свидетельствует ежегодно проводимая в ней Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медико-биологического сопровождения хореографии и спорта».

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронова З. С., Баднин И. А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета. М.: Медицина,1976. 320 с.

2. Капанова Г. Ж. Методика А. Я. Вагановой как основа профессиональной подготовки артистов балета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2014. № 4 (39). С. 177-223.

3. Масленников П. Ю. Роль А. Я. Вагановой в развитии медико-биологической составляющей хореографии // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2014. № 3 (32). С. 17-23.

4. Баднин И. А. Охрана труда и здоровья артистов балета. М.: Медицина, 1987. 206 с.

5. Рабочая программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» / Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой // URL: http://www. vaganovaacademy.ru/vaganova/priem/rabochie%20programmi_bakalavriat/%D0 %91 %D0 %B0 %D0 %BA%20 %D0 %90 %D0 %BD%D0 %B0 %D1 %82 %D0 %BE%D0 %BC%D0 %B8 %D1 %8F,%20 %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BB%D0 %BE%D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F.pdf (дата обращения от 30.03.2016 г.)

6. Шевченко Е. П. Методические рекомендации по дисциплины «Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии» / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского // URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1556.pdf (дата обращения от 28.03.2016 г.)

7. Хавилер Дж. С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. Издательство: «Новое слово», 2007. 112 с.

8. Димитрова З. А., Алешина Н. А. Профилактика травматизма в художественной гимнастике с помощью специальных комплексов упражнений // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 20. С. 124-131.

9. Byhring S., B0 K. Musculoskeletal injuries in the Norwegian National Ballet: a prospective cohort study // Scand J Med Sci Sports. 2002. № 12 (6). P. 365-370.

2 ЦИТО им. Н. Н. Приорова — Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова.

10. Никифорова А. В., Клочкова А. А., Лаврухина Г. М. Гимнастика как неотъемлемая часть в подготовке артистов балета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 5. С. 34-37.

11. Максимова Ю. А. Профилактика функциональных нарушений позвоночника путем ликвидации постнагрузочных изменений в опорно-двигательном аппарате верхних акробатов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2012. № 12. С. 75-79.

12. Янышева Г. Г., Аухадеев Э. И., Бодрова Р. А. Использование постизометрической релаксации в коррекции и профилактике миофасциальных нарушений у спортсменов // Практическая медицина. 2015. № 3-1 (88). С. 77-80.

13. Татаринцева Р. Я., Ежова Н. М. Новые подходы эффективной реабилитации в спорте высших достижений // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 2. С. 163-168.

14. Макарова Г. А., Верлина Г. В., Юрьев С. Ю. Основные направления совершенствования углубленного медицинского обследования спортсменов высокой квалификации на региональном уровне // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4-1. С. 168-170.

15. Капустина Н. В., Смоленский А. В. Оценка функционального состояния коленных суставов у спортсменов с посттравматической хондропатией // Современная медицина: актуальные вопросы. 2013. № 21. С. 115-121.

16. Фадеева Ю. А., Валеев Н. М. Коррекция вертеброгенных рефлекторных деформаций для восстановления оптимального двигательного стереотипа артистов цирка спортивных жанров // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 3. С. 180183.

17. Макарова Э. В., Васильева И. В. Алгоритм физической реабилитации на поликлиническом этапе лечения при остеохондрозе позвоночника у спортсменов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2014. № 12. С. 49-53.

18. Челноков В. А. Инновационные пути медицинской профилактики болезней позвоночника в спорте высших достижений // Вестник спортивной науки. 2008. № 4. С. 93-96.

19. Куанышбекова Д. М. Восстановительные функции лечебной гимнастики в профессиональной деятельности артистов балета // Наука и образование: новое время. 2014. № 5. С. 45-49.

20. Силкин П. А. К проблеме профессионального отбора и профессиональной подготовки обучающихся специальности «Хореографическое искусство», квалификация «Артист балета» // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 5. С. 324-327.

21. Баринова М. А. «Воздушная йога» как средство восстановления для артистов балета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 5 (40). С. 114-120.

22. Степаник И. А., Фомкин А. В. Концепция развития медико-биологической составляющей хореографического обучения // II Международная научно-практической конференция «Хореографическое образование: Россия и Европа. Состояние и перспективы» (13-15 марта 2013 г., Санкт-Петербург, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой). Сб. статей. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2014. С. 463-478.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.