ЛИТЕРАТУРА
1. Анохова, А. А. Психологическая подготовка в программах ДЮСШ / А. А. Анохова // Спортивный психолог. - 2014. - № 1. - С. 53-58.
2. Астраханцева А.М. Сравнение отношения спортсменов различной квалификации к проявлениям своей телесности / А.М. Астраханцева, Л.К. Серова // Психология 21 века: системный подход и междисциплинарные исследования. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. -СПб. : Скифия-принт, 2017. - Т. 2. - С. 318-321.
REFERENCES
1. Anokhova, A.A. (2014), "Psychological preparation in programs of sports school", Sports psychologist, No. 1, pp. 53-58.
2. Astrakhantseva, A.M. and Serova, L.K. (2017), "Comparison of the relation of athletes of various qualification to manifestations of the corporality", Psychology of 21 centuries: system approach and cross-disciplinary researches. Collection of scientific works of participants of the international scientific conference of young scientists, Scythia-print, St. Petersburg, Vol. 2, pp. 318-321.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2018
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Наталья Юрьевна Дрейко, кандидат психологических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский
Аннотация
В статье проанализированы специфические особенности психологического сопровождения в условиях соревновательной деятельности, а также представлены результаты отношения спортсменов к психологическому сопровождению в некоторых видах спорта. Описаны формы и условия психологического сопровождения спортсменов на этапе предсоревновательной подготовки.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, предсоревновательный этап, спортивная деятельность, психология спорта.
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ATHLETES AT THE STAGE OF
PRE-COMPETITION TRAINING
Natalia Yurievna Dreyko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky
Annotation
The article analyzes the specific features of psychological support in a competitive activity, as well as the results of the attitude of athletes to psychological support in some sports. The forms and conditions of psychological support of athletes at the stage of pre-competitive training are described.
Keywords: psychological support, pre-competition stage, sports activity, sport psychology.
Современные требования условий спортивной деятельности предполагают рост не только технико-тактических возможностей атлетов, общей и специальной физической готовности, но и максимального уровня психологического настроя к соревновательной деятельности. Все это, обуславливает актуальность проблемы психологического сопровождения занимающихся спортом [2, 7].
В различных исследованиях, психологическое сопровождение рассматривается как важный современный компонент в системной работе со спортсменами. Оно дополняет учебно-тренировочную, соревновательную деятельность, воспитательный процесс, способствует развитию не только мастерства и физических умений спортсменов,
профессиональных качеств, но и формированию деятельностно-обусловленных субъектных свойств личности.
Психологическое сопровождение рассматривается как более широкое понятие, чем психологическая подготовка. Психологическое сопровождение в спортивной деятельности означает содействие в достижении максимальных для данного спортсмена результатов и создании комфортных условий для его профессионального и личностного совершенствования, и такая работа должна реализовываться на всех этапах спортивной карьеры.
Психологическое сопровождение изучается как комплексная деятельность, включающая в себя следующие компоненты: психологическую подготовку, психологическую готовность и подготовленность [3, 9].
В работах М.Р. Битяновой, психологическое сопровождение рассматривается более углубленно в спортивно-педагогической деятельности, отмечая, что сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития индивида. Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность практического психолога. В рамках, которого могут быть выделены три обязательных компонента. Первый - это систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса индивида и динамики его психического развития. Второй компонент - это создание социально-психологических условий для развития личности и ее успешного обучения. Третий компонент - это создание специальных, социально-психологических условий для оказания помощи индивидам, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Таким образом, психологическое сопровождение представляется, как один из видов социально-психологического патронажа в целостной и комплексной системе социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности психологических служб, как интегративная технология, основа которой - разработка условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и в результате эффективного выполнения отдельным человеком своих основных функций. И как, процесс особого рода социальных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи [2, 4, 5].
В науке и практике психологии спорта, в качестве цели психологического сопровождения рассматривают полноценную реализацию профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта спортивной деятельности. Организационные формы психологического сопровождения могут быть: систематическими, поэтапными, оперативными и ситуативными [1, 6, 8].
В своих исследованиях В.Г. Сивицкий отмечает преимущества этапной формы психологического сопровождения, к которым следует отнести такие возможности как: привлечение специалистов на местах проживания спортсменов, распределение работы среди группы специалистов, коллегиальность в решении проблемных ситуаций, долгосрочное планирование психологической подготовки и др.
Наиболее актуальными для спорта высших достижений условия организации эффективного психологического сопровождения являются: творческое взаимодействие с тренером и психологами на всех этапах подготовки, специализация психологов и объединение их в комплексные бригады, долгосрочное планирование и системность психологической подготовки.
Одной из проблем психологического сопровождения в спорте, является создание ее модели. Следует отметить, что на сегодняшний день, таких моделей не так много [1, 3, 9].
Целями и задачами нашего исследования являлось изучение особенностей психологического сопровождения членов сборных команд на этапе предсоревновательной подготовки, а также разработка индивидуальных технологий психологического сопровождения, ориентированных на достижение высоких результатов спортсменов.
Исследование проводилось на базе федерального центра подготовки по зимним видам спорта в г. Чайковский. В качестве респондентов выступали члены сборных команд
по некоторым видам спорта (лыжные гонки, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина, фристайл, горнолыжный спорт, хоккей и др.).
Работа со спортсменами, в процессе исследования, выстраивалась таким образом, что на первом этапе спортсмены работали в групповом формате, далее осуществлялись психодиагностические мероприятия, далее индивидуальная работа с каждым спортсменом и работа с тренером в качестве завершающего этапа работы.
В качестве форм психологического сопровождения реализовывались и изучались:
1. Групповая работа, включающая: консультирование, релаксацию, психогигиену, идеомоторную тренировку, визуализацию, беседы;
2. Психодиагностика осуществлялась с применением программного обеспечения Нейрософт «НС-Психотест», а так же, с использованием портативных компьютерных методик: РДО, ПЗМР, координациометрия, теппинг-тест. Тестовый материал: опросники Т. Элерса. Г. Айзенка, ИТО, тест М. Люшера, КОС (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) и пр.
3 Индивидуальная работа: беседы, консультирование, психотерапия, психокоррекция, психическая реабилитация, наблюдение в тренировочном процессе;
4. Работа с тренером, основывалась на обсуждении актуальных проблем в команде и у отдельных спортсменов, а также, разработка и обсуждение планов работы и психологического сопровождения в команде и с отдельными спортсменами.
В процессе исследования было выявлено, что 55,8% респондентов не рассматривают психологическое сопровождение как фактор успешности в своих достижениях, 38,3% понимают необходимость данной работы, но активно не применяют, и 5,9% респондентов активно практикуют различные формы психологического сопровождения.
Исследование так же показало, что большая часть спортсменов - 73,7% в качестве эффективных форм психологического сопровождения отметили индивидуальную работу с психологом, на втором месте - 10,4% работа с тренером, групповая работа и ее эффективность была оценена на 8,7%, и менее эффективной формой была представлена психодиагностика - 7,2%.
По результатам исследования можно сделать выводы о том, что, не смотря на разработанность в теории и практике вопросов психологического сопровождения в спортивной деятельности, многие спортсмены остаются без должной психологической работы. Актуальными и наиболее комфортными формами психологического сопровождения для спортсменов является индивидуальная работа. Наблюдается положительная динамика в стабильности выступлений и улучшения результативности спортсменов после реализации условий психологического сопровождения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апросимов, В. А. Повышение эффективности психологического сопровождения спортсменов на основе анализа психологических качеств личности / В.А. Апросимов, В.В. Находкин // Ру-диковские чтения, материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. - М. : [б.и.], 2017. - С. 313-317.
2. Грецов, А.Г. Основы психологического консультирования для тренеров, работающих с подростками : метод. пособие / А.Г. Грецов. - СПб. : НИИ физической культуры, 2008. - 80 с.
3. Бабушкин, Г. Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы / Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. - 2013. - № 3 - С. 170-174.
4. Баранова, А.В. Психологическое сопровождение спортсменок в традиционно мужских видах спорта / А.В. Баранова // Развитие современного образования: от теории к практике, Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Чебоксары : ООО Интерактив плюс. 2017. С. 84-86.
5. Бишко, Е.П. Психологическое сопровождение спортсменов как фактор повышения эффективности их соревновательной деятельности / Е.П. Бишко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. - 2016. - № 747. - С. 22-34.
6. Воробьев, Н.Б. Психологическое сопровождение учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в конном спорте / Н. Б. Воробьев, С. А. Козикова // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции: в 2х томах. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - Нижний Новгород, 2016. - С. 123-129.
7. Ловягина, А.Е. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена / А.Е. Ловягина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. - 2013. - № 1. - С. 29-39.
8. Хвацкая, Е.Е. Концепция психологического сопровождения спортсменов в образовательной среде спортивной школы / Е.Е. Хвацкая // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2016 год, посвященной 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта и 120-летию Университета Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. 2017. - С. 103-106.
9. Ямщикова, О.А. Психологическое сопровождение спортсменов, занимающихся профессиональным спортом / О.А. Ямщикова // Безопасный спорт 2017, Материалы конференции. - СПб. : [б.и.], 2017. - С. 162-164.
REFERENCES
1. Aprosimov, V.A. and Nakhodkin, V.V. (2017), "Increase the effectiveness of psychological support of athletes on the basis of analysis of psychological qualities of personality", Rudikovskie readings, materials of the XIII International Scientific and Practical Conference ofPsychologists ofPhysical Culture and Sports, Moscow, pp. 313-317.
2. Gretsov, A.G. (2008), Fundamentals of psychological counseling for coaches working with adolescents: method. allowance, Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg.
3. Babushkin G.D. (2013), "Psychological support of becoming a sportsman as a subject of activity: statement of the problem", Omsk Scientific Bulletin, No. 3, pp. 170-174.
4. Baranova, A.V. (2017), "Psychological support of athletes in traditionally male sports", Development of modern education: from theory to practice Collected materials of the III International Scientific and Practical Conference, Interactive plus, Cheboksary, pp. 84-86.
5. Bishko, E.P. (2016), "Psychological support of athletes as a factor in increasing the effectiveness of their competitive activities", Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Series: Education and pedagogical sciences, No. 747, pp. 22-34.
6. Vorobyov N.B. and Kozikova, S.A. (2016), "Psychological support of training and competitive activities in equestrian sports", Anthropic educational technologies in the field of physical culture. Collection of articles on the materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference: in 2 volumes. Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, pp. 123-129.
7. Lovyagina A.E. (2013), "Theoretical and applied problems of psychological support of an athlete", Herald of the St. Petersburg University. Psychology and pedagogy, No. 1, pp. 29-39.
8. Hvatskaya E.E. (2017), "The concept of psychological support of athletes in the educational environment of the sports school", Proceedings of the final scientific-practical conference of the faculty of the National State University of Physical Culture, Sport and Health. P.F. Lesgaft, St. Petersburg, for 2016, dedicated to the 180th anniversary of the birth of P.F. Lesgaft and the 120th anniversary of the University of the National State University of Physical Culture, Sport and Health. P.F. Lesgafta, St. Petersburg, pp. 103-106.
9. Yamshchikova O.A. (2017), "Psychological accompaniment of sportsmen engaged in professional sports", Safe Sports-2017, Conference Materials, St. Petersburg, pp. 162-164.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.06.2018