Научная статья на тему 'Вопросы финансового обеспечения развития мясоперерабатывающей промышленности в странах-участницах ЕАЭС'

Вопросы финансового обеспечения развития мясоперерабатывающей промышленности в странах-участницах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ЕАЭС / EXPORT / IMPORT / PRODUCTION / BUSINESS / MEAT PROCESSING INDUSTRY / COMPETITIVENESS / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урынгалиева Айжана, Семенович Валерий

В статье рассматриваются проблемы дифференциации финансового обеспечения для активизации предпринимательства в мясоперерабатывающей промышленности стран-участниц ЕАЭС и возможные пути совместного развития и увеличения производства конкурентоспособной мясной продукции, насыщения внутреннего рынка и совместного выхода стран на внешний рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the differentiation of the financial support for the revitalization of business in meat processing industry of the participating countries of the EAEU and the possible ways of the joint development and increase of production of competitive meat products, the saturation of the domestic market and common economic output of countries to the foreign market.

Текст научной работы на тему «Вопросы финансового обеспечения развития мясоперерабатывающей промышленности в странах-участницах ЕАЭС»

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ безопасности

УДК 336.64

Айжана Урынгалиева,

аспирант,

Валерий Семенович,

доктор экономических наук, профессор, Российский университет дружбы народов, г. Москва

ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТРАНАХ-УЧАСТНИЦАХ ЕАЭС

В статье рассматриваются проблемы дифференциации финансового обеспечения для активизации предпринимательства в мясоперерабатывающей промышленности стран-участниц ЕАЭС и возможные пути совместного развития и увеличения производства конкурентоспособной мясной продукции, насыщения внутреннего рынка и совместного выхода стран на внешний рынок.

S u m m a r y

This article discusses the differentiation of the financial support for the revitalization of business in meat processing industry of the participating countries of the EAEU and the possible ways of the joint development and increase of production of competitive meat products, the saturation of the domestic market and common economic output of countries to the foreign market.

Ключевые слова: экспорт, импорт, производство, предпринимательство, мясоперерабатывающая промышленность, конкурентоспособность продукции, ЕАЭС.

Keywords: export, import, production, business, meat processing industry, competitiveness, EAEU.

Одна из важных задач, стоящих перед странами-участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — развитие конкурентоспособного рынка пищевой промышленности, в том числе производство продукции мясоперерабатывающей подотрасли. Страны ЕАЭС обладают хорошим потенциалом развития животноводческого сектора, в том числе мясоперерабатывающей промышленностью, которая на сегодняшний день используется не в полную мощность. Есть проблемы по достижению такого уровня развития пищевой промышленности, который был присущ всем нынешним независимым странам ЕАЭС, когда они находились в составе Советского Союза. Но и при нынешних реалиях можно развивать конкурентоспособность продукции мясоперерабатывающей отрасли и обеспечивать продовольственную безопасность стран ЕАЭС. При этом конкурентоспособность мясоперерабатывающей промышленности во многом можно повысить за счет финансовой поддержки путем выделения субсидий из государственного фонда и фонда ЕАЭС. Но для этого необходимо создать рыночные механизмы, которые бы обеспечили положительную среду для развития и гармонизации производственно-экономических отношений между всеми участниками продовольственной цепочки чтобы вывести на более развитый уровень мясоперерабатывающую промышленность всех стран-участниц ЕАЭС.

Развивать отрасль мясоперерабатывающей промышленности необходимо для

обеспечения большей продовольственной безопасности, для чего надо ускорить политику импортозамещения за счет собственного производства стран ЕАЭС с целью снижения иностранной зависимости и ее влияния на рост цен отечественной продукции.

Сегодня в условиях развития ЕАЭС происходит становление и развитие финансовой системы ЕАЭС, основанной на принципах партнерства и улучшения бизнес-климата между странами-участницами данной интеграционной группы.

Сельское хозяйство, в том числе и развитие мясоперерабатывающей отрасли промышленности, для всех стран ЕАЭС является стратегической задачей экономики. И от уровня инвестирования и финансирования этой отрасли зависит дальнейшее ее развитие и возможности использования новой, более эффективной техники и технологии производства готовой продукции.

По мнению министра Евразийской экономической комиссии, все страны ЕАЭС переживают экономический кризис, который выражается в девальвации национальной валюты, что вызывает необходимость координации валютной и денежно-кредитной политики во всех странах-участницах вместе с национальными ведомствами стран. Также есть острая необходимость в решении вопросов дифференциации налоговой и бюджетной политики в странах ЕАЭС [1]. Общеизвестно, что НДС на производимую продукцию в странах ЕАЭС количественно сильно различается, что тоже является вопросом,

который надо привести к единому общепринятому для всех стран ЕАЭС уровню. Так, например, в Республике Казахстан НДС составляет 12%, в Российской Федерации — 18, в Республике Беларусь — 20, в Республике Армения — 20, в Киргизской Республике — 12%.

В настоящий момент для стран-участниц ЕАЭС Евразийской экономической комиссией разработан документ № 29 «Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства» (раздел XXV — «Агропромышленный комплекс»), на основе которого страны-участницы смогут определить общую стратегию достижения продовольственной безопасности, достичь взаимовыгодных интересов таможенно-тарифной политики, регулировать объемы экспорта готовой продукции и сельскохозяйственного сырья, повысить качество и конкурентоспособность продукции.

Странам ЕАЭС не следует ограничиваться производством товаров для внутреннего потребления, а надо ориентироваться на выход на внешний рынок, чтобы сохранить конкурентоспособность производимых товаров и возможность развития новых технологий производства. А следовательно, производимый товар должен быть высокого качества, отвечать требованиям не только внутреннего рынка, но и быть импортоориентированным и конкурентоспособным на мировых рынках. Необходимо развивать не сырьевой сектор экономики стран-участниц ЕАЭС.

Для развития рынка ЕАЭС между странами-участницами разработана «Дорож-

МСХЖ — 60 лет!

- 43

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 / 2017

PROBLEMS OF FOOD SECURITY

ная карта» согласованной агропромышленной политики. «Дорожная карта» направлена на устранение барьеров во взаимной торговле, повышение эффективности механизмов регулирования и взаимодействия в сфере АПК, способствующих развитию производства сельхозпродукции и продовольствия, взаимной торговли, усилению позиции стран-участниц на мировом рынке [2].

К основным задачам департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии ЕАЭС относятся:

• реализация функций Комиссии по вопросам согласованной агропромышленной политики в ЕАЭС;

• разработка международных договоров и других нормативно-правовых документов по вопросам АПК;

• координация деятельности государств-членов ЕАЭС при реализации согласованной агропромышленной политики;

• мониторинг и сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов ЕАЭС в области агропромышленной политики, включая государственную поддержку сельского хозяйства;

• мониторинг АПК государств-членов ЕАЭС и формирование совместных прогнозов спроса и предложения по основным сельскохозяйственным товарам, развития АПК Союза;

• взаимодействие с международными организациями и зарубежными странами по вопросам агропромышленной политики [3].

На наш взгляд, необходимо усилить работу по завоеванию и расширению ниши на новых рынках в странах Азии и Африки, особенно по животноводческой продукции. Для этого надо детально изучать спрос на нее в этих странах.

Все государства, входящие в ЕАЭС, активно развивают сельское хозяйство своих стран, в том числе мясоперерабатывающую промышленность. Но развитие мясоперерабатывающей промышленности в странах ЕАЭС дифференцируется по уровню развития ее производства, внедрению соответствия на международный сертификат качества, применению передовой техники и инновационных технологии в обработке сырья и условиям хранения и т.д. Все эти недостатки можно было бы преодолеть при совместном развитии мясоперерабатывающей отрасли промышленности и ликвидации слабых звеньев за счет взаимных инвестиций, создания совместных предприятий и развития производственной логистики с целью удовлетворения внутренних потребностей стран и развития экспорта. Учитывая опыт аграриев этих стран, наличие большого количества земельных и трудовых ресурсов, у стран ЕАЭС есть все шансы выйти на лидирующие импортозамещающие конкурентные позиции на внутреннем рынке и возможность занять достойную нишу на внешних рынках.

На мировом рынке складывается ситуация роста потребностей в мясной продукции и продуктах ее переработки. С каждым годом уровень потребностей в

Таблица 1

Динамика производства животноводческой продукции в странах ЕАЭС

Страны 2013 г.* 2014 г.* 2015 г.** 2015 г. в % к 2013 г.

Скот и птица на убой (в убойном весе), тыс. т

Армения 83 163 176,1 212,2

Беларусь 1172 1073 1754,9 149,7

Казахстан 871 899 1650,4 189,5

Киргизия 194 201 380,3 196,0

Россия 8544 8925 13451,4 157,4

Всего 10864 11261 17413,1 160,3

Источники: *Агропромышленная политика ЕАЭС.

**Обзор производственных показателей сельского хозяйства государств-членов ЕАЭС за 2015 г.

Таблица 2

Уровень самообеспеченности продукцией животноводства в ТС и ЕЭП в среднем за 2011-2014 гг., тыс. т

Наименование продукции Внутреннее потребление Производство Импорт Уровень самообеспеченности, %

Мясо КРС 2927 2332 605 79,3

Свинина 3922 3248 674 82,8

Сыры и творог 1737 1457 293 83,9

Сливочное масло 434 349 89 80,3

Источник: Агропромышленная политика ЕАЭС.

ТС — Таможенный союз; ЕЭП — Единое экономическое пространство.

44 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 / 2017

мясной продукции увеличивается пропорционально росту населения в мире и даже быстрее.

Рассмотрим уровень развития мясоперерабатывающих отраслей в странах ЕАЭС (табл. 1 и 2).

Производство животноводческой продукции в странах ЕАЭС в целом растет. Наименьший темп роста присущ Российской Федерации — на 57,4%, а наибольший Республике Армения — в 2 раза.

Основным партнером по ЕАЭС во взаимной торговле для Республики Казахстан сельскохозяйственным сырьем и продовольствием является Российская Федерация — 90% всех поставок. Поставки Российской Федерации в большей степени ориентированы на Республику Казахстан — на уровне 60%, однако с 2011 г. доля поставок в Республику Беларусь имеет тенденцию большего роста. Рост производства и взаимной торговли по некоторым продовольственным товарам позволяют достичь высокого уровня самообеспечения в этих странах [3].

В структуре импорта около 12% приходится на мясо различных видов, 5% — на молочные продукты.

В настоящее время идут переговоры с президентом Межгосударственного банка И. Суворовым о финансировании международных проектов в сфере промышленности, АПК и применения финансовых инструментов для реализации внешнеторговых сделок в рамках ЕАЭС.

Мы согласны с мнением министра Евразийской экономической комиссии, который отмечает, что «финансовые институты и промышленность государств-членов Союза должны совместно разработать инструменты для финансирования международных проектов в промышленности, АПК и инфраструктуре в рамках ЕАЭС. Промышленности необходим широкий спектр финансовых возможностей, включая экспортное кредитование, направленное на импортозамещение, проектное и торговое финансирование, лизинг» [4]. Считаем, что в этом случае можно ожидать повышения конкурентоспособности и предпринимательской активности в мясоперерабатывающей промышленности в странах ЕАЭС. Это дало бы новый толчок для укрепления интеграционных отношений и обеспечения устойчивых доходов предприятиям и организациям, занятым в цепочке мясоперерабатывающей промышленности. Важно усилить взаимные поставки животноводческой продукции внутри ЕАЭС (между Республикой Казахстан и Республиками Армения, Беларусь, а также с Российской Федерацией). Это будет способствовать укреплению добрососедских отношений между странами и продовольственной безопасности как отдельных стран, так и ЕАЭС в целом.

www.mshj.ru

В будущем периоде ожидается рост производства мясоперерабатывающей промышленности всех стран ЕАЭС. В Российской Федерации ожидается рост производства свинины в 2017 г. на 9% до 3,2 млн т при росте поголовья на 14% до 22,2 млн свиней, мяса птицы — на 14% до 4,7 млн т при росте поголовья птиц на 12% до 594 млн голов, баранины — на 1% до 207 тыс. т при увеличении поголовья на 2% до 25,2 млн голов. При этом прогнозируется снижение производства говядины на 1,5% до 1,63 млн т при сокращении поголовья коров на 341 тыс. голов до 8,19 млн голов.

Импорт мяса и мясопродуктов сократится на 46% до 1,07 млн т. Поставки мяса и мясопродуктов из стран Союза сохранятся на уровне 350 тыс. т, молока и молокопродуктов — увеличатся на 28% до 4,85 млн т.

В Казахстане в 2017 г. производство скота и птицы на убой (в убойном весе) должно вырасти на 8% до 970 тыс. т. Производство мяса птицы увеличится на 52% до 205 тыс. т, говядины — на 7% до 435 тыс. т. Поставки на внутренний рынок ЕАЭС мяса и мясопродуктов планируется увеличить на 9 тыс. т. В Республике Армения в 2017 г. с учетом поставок из стран Союза обеспеченность по говядине и свинине превысит 100%, по мясу птицы — 83% от объемов потребления. Армения планирует увеличить экспорт мяса и мясопродуктов в 6 раз до 6,5 тыс. т. В Республике Беларусь в отношении продукции животноводства планируется рост производства говядины на 13% до 335 тыс. т при росте поголовья коров на 16 тыс. голов. Кроме того, прогнозируется увеличение производства свинины на 8% до 389 тыс. т при росте поголовья на 113 тыс. голов, а также увеличение производства баранины на 30% до 1,3 тыс. т и мяса птицы на 7,5% до 445 тыс. т при увеличении поголовья птиц на 2,5 млн голов. В натуральном выражении ожидается рост экспорта мяса и мясопродуктов на 15% до 397 тыс. т. В Кыргызской Республике ожидается рост производства говядины на 13% до 113 тыс. т при росте поголовья коров на 17% до 842 тыс. голов, баранины — на 14% до 77 тыс. т при росте поголовья на 10% до 6,2 млн голов, мяса птицы — на 5% до 4,6 тыс. т при росте поголовья до 5,5 млн голов. Производство свинины сохранится на уровне 2014 г. при росте поголовья свиней на 15% до 60 тыс. голов. Но сохраняется зависимость в поставках из третьих стран свинины в размере 22% от потребления, мяса птицы — 74%. Ожидается рост экспорта говядины — с 4 до 20 тыс. т [5].

В целом по странам ЕАЭС ожидается рост производства говядины на 3% до

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ безопасности

IBffi

.—STn'nra—-

Рис. Прогноз производства мяса в странах ЕАЭС на 2017 г., тыс. т

2,58 млн т при увеличении поголовья коров на 1,5% до 14,1 млн голов. На 14% увеличится производство мяса птицы до 5,4 млн т. Прогнозируется рост производства свинины на 9% до 3,79 млн т. Производство баранины увеличится на 6% до 471 тыс. т. Полная самообеспеченность Союза продовольствием с учетом взаимных поставок в 2017 г. прогнозируется в отношении баранины, мяса птицы [5].

Согласно проекту сводного прогноза спроса и предложения мяса и мясопродуктов в государствах-членах Союза к 2017 г. ожидается совокупный прирост производства мяса против уровня 2014 г. на 1 004,7 тыс. т или на 8,9% [5] (рис.).

В настоящее время суммарный объем производства мяса не позволяет полностью обеспечить внутреннюю потребность собственным производством — 85,3%. К 2017 г. этот показатель будет увеличиваться и достигнет 94,0%.

Рост производства мясной продукции — ключевой вопрос развития экономики всех стран ЕАЭС. Именно в настоящее время всем странам-участницам необходимо более эффективно использовать все имеющиеся для этого ресурсы (землю, рабочую силу, финансы всех уровней — от предприятии до государства). Ведь только в Российской Федерации пустует более 20% пашни. В странах Средней Азии (бывших республиках СССР) имеется большое количество неиспользованной рабочей силы. Государствам ЕАЭС важно активизировать свою деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отрасли животноводства и мясоперерабатывающей промышленности. Надо более результативно использовать юридические и идеологические рычаги с целью перенаправить прибыль местных крупных предпринимателей, заработанную в странах

ЕАЭС, на развитие животноводства. Необходимо использовать опыт российского крупного предпринимателя И. Бабаева (холдинг «Черкизовский»), производящего 12% отечественных мясных продуктов. Пора обеспечить потребление мясных продуктов (в переводе на чистое мясо) каждому взрослому гражданину стран ЕАЭС в объеме 100 г в день.

В целом ситуация на рынке производства мяса в странах ЕАЭС говорит о том, что развитие интересов в рамках данной интеграционной группировки дает возможность для развития и расширения деятельности в данной области, что должно обеспечить продовольственную безопасность и создаст для предпринимателей новые возможности развития отрасли.

Литература

1. Напольский Г. Министр: интерес соседа для ЕАЭС также важен. URL: http:// www. evrazesnews.ru

2. Евразийский экономический союз. Архитектура будущего. Годовой отчет 2014. URL: http:// www.eaeunion.org

3. Агропромышленная политика Евразийского экономического союза. URL: http:// www. eurasiancommission.org

4. Сидорский C. Финансовые институты и промышленность государств-членов должны совместно разработать инструменты для финансирования международных проектов в промышленности, АПК и инфраструктуре в рамках ЕАЭС. URL: http:// www.eurasiancommission.org

5. Совместные прогнозы развития агропромышленного комплекса, спроса и предложения государств-членов Евразийского экономического союза по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 20162017 годы. URL: http:// www. eurasiancommission. org

[email protected]

МСХЖ — 60 лет!

- 45

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 / 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.