Научная статья на тему 'Вопросы экологии и охраны окружающей среды в российском образовании'

Вопросы экологии и охраны окружающей среды в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL EDUCATION PRESCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янбаев Ю. А., Уразова А. И., Товышева И. З., Шаяхметова И. З., Гильмутдинова Р. А.

В статье рассмотрены вопросы экологического образования как составляющей системы непрерывного образования, отмечается преемственность программ обучения основам экологии и охраны окружающей среды в российском образовании. При этом выявлено, что отдельные направления обучения, особенно в высшей школе, не охвачены изучением проблем экологии. Экологическое образование должно стать неотъемлемой частью образования на всех его этапах, при этом его целью является не просто получение знаний в области экологии, а формирование ответственного отношения к окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янбаев Ю. А., Уразова А. И., Товышева И. З., Шаяхметова И. З., Гильмутдинова Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ECOLOGY AND ENVIRONMENT PROTECTION IN RUSSIAN EDUCATION

The paper deals with environmental education as part of the continuing education system, there is continuity of ecology and environmental protection-based learning programs in Russian education. This revealed that certain areas of study, particularly in higher education, are not covered by the study of environmental problems. Environmental education should be an integral part of education in all its stages, while its purpose is not just to obtain knowledge in the field of ecology and the formation of a responsible attitude to the environment.

Текст научной работы на тему «Вопросы экологии и охраны окружающей среды в российском образовании»

УДК 37.013

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Янбаев Ю.А., Уразова А.И., Товышева И.З., Шаяхметова И.З., Гильмутдинова Р.А.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы экологического образования как составляющей системы непрерывного образования, отмечается преемственность программ обучения основам экологии и охраны окружающей среды в российском образовании. При этом выявлено, что отдельные направления обучения, особенно в высшей школе, не охвачены изучением проблем экологии. Экологическое образование должно стать неотъемлемой частью образования на всех его этапах, при этом его целью является не просто получение знаний в области экологии, а формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Ключевые слова: экологическое воспитание; экологическое образование дошкольное, школьное, в высшей школе, в системе дополнительного профессионального образования.

В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в число основных задач государства в этом направлении включены формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания [1].

В современном обществе актуальность приобретает как формирование знаний и умений, так и развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности.

Однако нужно понимать, что формирование экологического сознания и экологической культуры - длительный и сложный процесс, требующий последовательной, системной и непрерывной работы с прицелом на далекую перспективу [2, с. 41].

Процесс экологизации образования за рубежом начался значительно раньше, чем в нашей стране. В странах Западной Европы и США происходит смещение акцентов природоохранительной деятельности с контроля за состоянием

природной среды к предотвращению ее загрязнения [3, с. 493].

Российские образовательные стандарты направлены на формирование определенных компетенций, в том числе, способствующих развитию экологической культуры. Компетенция -это больше, чем просто знания, поскольку динамично сочетает многоаспектные знания, понимание, межличностные, интеллектуальные и практические навыки.

Знаниям присущи осмысленность, осознанность, принадлежность личности. Поэтому формирование культуры человека, в том числе и экологической, невозможно без его личностного интеллектуального пространства.

Говоря о формировании экологической культуры и развитии экологического образования в нашем обществе, многие специалисты отмечают непрерывность, преемственность этого процесса.

Первые знания и представления об окружающей нас среде формируются и развиваются в раннем возрасте и носят эмпирический характер. И здесь немаловажную роль играет семья, где за-

—---

'Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 168 ~

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1

кладывается основа будущей личности с ее ценностями и отношением к окружающему пространству. Формированию экологического сознания способствует дошкольное образование, развивающее представления о природе, ее красоте, первоначальные навыки поведения в природе и т.д.

Экологическое образование школьников, как правило, осуществляется в рамках естественнонаучных дисциплин, и реализуют его учителя соответствующих предметов. Это приводит к тому, что экологическое образование рассматривается лишь как разновидность естественнонаучного образования. Однако известно, что специфичность экологических знаний заключена в том, что по своей сути они могут быть в равной степени как собственно биологическими, так и техническими, политическими, правовыми, нормативными и др.

Ступень высшего образования должна обеспечить компетентность будущего специалиста не только в профессиональной деятельности, но и в области экологии и охраны окружающей среды. Становлению компетентности способствует формирование у студента набора компетенций, определенных соответствующими федеральными образовательными стандартами. Однако не во всех образовательных стандартах высшего образования определены компетенции в области экологии и охраны окружающей среды, как, например, в ФГОС по направлению 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), ФГОС по направлению 38.03.06 «Торговое дело».

Конечно, отечественные вузы осуществляют подготовку специалистов в области техносфер-ной безопасности, и это направление достаточно популярно среди абитуриентов [4, с. 410], но проблема экологического образования выходит за рамки лишь отдельных направлений и специальностей.

В настоящее время активно развивается система дополнительного профессионального образования, которую можно рассматривать, как элемент в системе непрерывного образования. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации [5, с. 34].

Содержание дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, а также требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ. Поэтому, программы дополнительного профессионального образования не включают в себя экологическую составляющую, если это не предусмотрено обязательными требованиями.

Экологическое образование, на наш взгляд, должно стать неотъемлемой частью образования на всех его этапах, при этом его целью является не просто получение знаний в области экологии, а формирование ответственного отношения к окружающей среде. Таким образом, одним из условий формирования экологического сознания является принцип непрерывности в экологическом образовании. При этом модели организации экологического образования на разных этапах будут различаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Утверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс] -URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15177 (дата обращения 14.06.2016).

2. Каюрова А.Н., Кудрина Л.В., Попова В.Ф. Формирование экологической +воспитанности у детей дошкольного возраста: Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2012. С. 41-43.

3. Хуррамов И. А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества // Молодой ученый. 2012. №11. С. 493-496.

4. Юлдашева О.Н. Высшее образование для молодежи: проблемы и перспективы // Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества: материалы междунар. научно-практической конф. Уфа: АЭТЭРНА, 2015. С. 409-411.

5. Даутова Т.А. Дополнительное профессиональное образование как условие реализации концепции непрерывного образования // Вестник ВЭГУ. 2015. №1 (75). С. 33-40.

6. Гильмутдинова Р.А., Закирова З.Р., Дубинина Э.В. Развитие менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности Вуза // Казанская наука. 2013. №11. С. 105-108.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 6

7. Дубинина Э.В. О проблеме оценки качества высшего образования // Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества: материалы междунар. научно-

практической конф. Уфа: АЭТЭРНА, 2015. С. 239243.

PROBLEMS OF ECOLOGY AND ENVIRONMENT PROTECTION IN RUSSIAN EDUCATION

Yanbaev Y.A., Urazova A.I., Tovysheva I.Z., Shayakhmetova I.Z., Gilmutdinova R.A.

Bashkir state University, Ufa, Russian Federation

Annotation: The paper deals with environmental education as part of the continuing education system, there is continuity of ecology and environmental protection-based learning programs in Russian education. This revealed that certain areas of study, particularly in higher education, are not covered by the study of environmental problems. Environmental education should be an integral part of education in all its stages, while its purpose is not just to obtain knowledge in the field of ecology and the formation of a responsible attitude to the environment.

Keywords: ecological education; ecological education preschool, school, at the higher school, in system of additional professional education.

REFERENCES

1. Utverzhdeny osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ehkologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda [EHlektronnyj resurs] -URL: http://krem-lin.ru/events/president/news/15177 (data obrashcheniya 14.06.2016).

2. Kayurova A.N., Kudrina L.V., Popova V.F. Formirovanie ehkologicheskoj +vospitannosti u detej doshkol'nogo vozrasta: Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy mezhdunar. nauch. konf. Ufa: Leto, 2012. S. 41-43.

3. Hurramov I. A. Problemy ehkologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya na primere mirovogo soob-shchestva // Molodoj uchenyj. 2012. №11. S. 493-496.

4. Yuldasheva O.N. Vysshee obrazovanie dlya mo-lodezhi: problemy i perspektivy // ZHiznennyj potencial

regiona: social'no-demograficheskie problemy sovremen-nogo obshchestva: materialy mezhdunar. nauchno-prak-ticheskoj konf. Ufa: AEHTEHRNA, 2015. S. 409-411.

5. Dautova T.A. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie kak uslovie realizacii koncepcii nepreryv-nogo obrazovaniya // Vestnik VEHGU. 2015. №1 (75). S. 33-40.

6. Gil'mutdinova R.A., Zakirova Z.R., Dubinina EH.V. Razvitie menedzhmenta kachestva kak faktor pov-ysheniya konkurentosposobnosti Vuza // Kazanskaya nauka. 2013. №11. S. 105-108.

7. Dubinina EH.V. O probleme ocenki kachestva vysshego obrazovaniya // ZHiznennyj potencial regiona: social'no-demograficheskie problemy sovremennogo obshchestva: materialy mezhdunar. nauchno-prakticheskoj konf. Ufa: AEHTEHRNA, 2015. S. 239-243.

—---

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 170 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.