Экологическое образование и воспитание
УДК 371
DOI: 10.24411/1728-323X-2019-15187
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Л. Н. Пронина, к. пед. наук,
доцент кафедры профессионального
образования и менеджмента
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
Тульской области»,
larisa.pronina.55@mail.ru,
И. Н. Лыков, д. б. н., профессор,
научный руководитель института
естествознания, КГУ им. К. Э. Циолковского,
linprof47@yandex.ru
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения любой вид учебной и внеурочной деятельности должен носить целенаправленный воспитывающий характер, так как содержание образования позволяет обучающемуся конструировать или выращивать личностное знание за счет углубления гуманитарной и естественнонаучной составляющей. Вариативная часть учебного плана позволяет вводить и реализовывать различные метапредметные образовательные программы, тематика которых связана с мировоззренческими и смысложизненными проблемами. Одним из направлений внеурочной деятельности является экологическое образование. Школы самостоятельно разрабатывают комплексно-целевые программы и программы развития экологической направленности. Предметные и метапредметные проекты по вопросам экологии способствуют формированию как универсальных учебных действий и компетенций, так и экологической культуры школьников.
In the context of the implementation of the Federal State Educational Standards of the new generation, any kind of educational and after-school activities should have a purposeful educational character, since the content of education allows the student to design or enlarge personal knowledge by deepening the humanitarian and natural-science component. The variative part of the curriculum allows us to introduce and implement various meta-subject educational programs, the themes of which are related to worldview and life-long issues. One of the areas of after-class activities is environmental education. Schools independently develop comprehensive targeted programs and programs for the development of environmental orientation. Subject and meta-subject projects on environmental issues contribute to the formation of both universal educational activities and competences, and ecological culture of schoolchildren.
Ключевые слова: ФГОС, экологическое сознание, экологическая культура, экологическое воспитание, проектная деятельность.
Keywords: GEF, ecological consciousness, ecological culture, ecological education, project activity.
Построение образовательного процесса в современной школе в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) — широкомасштабная инновация, направленная на то, чтобы все школы сделать развивающими и развивающимися, чтобы любой вид учебной и внеурочной деятельности носил целенаправленный воспитывающий характер. Содержание образования позволяет обучающемуся конструировать или выращивать личностное знание и образ «Я» за счет углубления гуманитарной и естественнонаучной составляющей. Вариативная часть учебного плана позволяет вводить и реализовывать различные метапредметные образовательные программы, а также программы, тематика которых связана с мировоззренческими и смысложизненными проблемами [1]. Такими программами могут быть, например: «Экология города», «Экология школьного пространства», «Будущее Земли» и др.
Впервые методологической основой ФГОС выступает Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой среди базовых национальных нравственных ценностей выделены:
— наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
— природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание [2].
Образовательная программа, самостоятельно формируемая каждой школой в соответствии с требованиями ФГОС, в рамках таких направлений, как
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, может решать задачи формирования экологического сознания школьников как структурного компонента экологического мировоззрения, отражающего взаимоотношения человека с природной действительностью. В условиях неблагоприятного экологического состояния в стране и мире актуализируется ориентация подрастающего поколения на сохранение равновесия между обществом и природой.
Проектное управление современной школой предполагает разработку комплексно-целевых программ или разделов программ развития школы, направленных на формирование и развитие экологической культуры как неотъемлемой части мировоззрения выпускника школы [3]. Так как экологическую культуру характеризует ее действенность, практическое воплощение, программы, основываясь на системно-деятельностном подходе, предусматривают актуальную для каждой школы деятельность, мотивом для которой должно становиться понимание ребенком возможности самореализации в экологической области.
Обязательным компонентом ФГОС является организация проектной деятельности учащихся. Предметные и метапредметные проекты по вопросам экологии способствуют формированию как универсальных учебных действий и компетенций, так и экологической культуры в частности, которая в конечном итоге характеризуется «соразмерностью духовных и материальных ценностей, согласованием идеалов индивидуума, общества и биосферы (прежде всего, здоровье индивидуума, благополучие социума и прогрессивное развитие биосферы), соблюдением долга перед жизнью на Земле, выражаемого в сохранении условий для развития и преумножения жизненных форм, включая и человеческие жизни» [4].
В практике управления образовательными организациями накоплен большой опыт по реали-
зации программ экологической направленности. Кафедрой профессионального образования и менеджмента ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» разработаны рекомендации по проектированию и содержанию программ развития и комплексно-целевых программ «Формирование экологической культуры», «Экологическое воспитание», «Экология малой родины», «Экология в зоне чернобыльского следа» и др., а также по тематике учебных проектов. Учащиеся сегодня активно вовлечены в исследовательскую деятельность. В темах проектов по экологии затрагиваются проблемы здорового питания, ГМО, гадже-тов, утилизации отходов, бездомных животных. загрязнения почв, городской среды, атмосферы, воды, растений, мест обитания животных. По достоинству оценены на конкурсах разных уровней такие проектные исследования практико-ориентированной направленности, как «Тайны водопроводной воды», «Влияние мобильных телефонов на организм человека», «Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения», «Бездомные собаки в городской среде и опасность для здоровья человека», «Химия в нашем доме и альтернативные способы уборки», «Бытовые отходы и проблемы их утилизации», «Влияние компьютерной зависимости на успеваемость» и др.
Система экологического воспитания школьников способствует формированию экологического мировоззрения, проявляющегося в сопротивлении разрушению целостности окружающего мира, сопереживании всему живому, соблюдении на практике природоохранных законов, стремлении к здоровому образу жизни, что и является одной из методологических основ ФГОС нового поколения.
Библиографический список
1. Даутова О. Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: Монография / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2010. 300 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Пронина Л. Н. Проблемное поле управленческой деятельности в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Сб. Актуальные вопросы управления социально-экономическими системами. Международная научно-практическая конференция. Институт экономики и управления. 2013. С. 219-223.
4. Орлов Е. В. Коэволюционный подход к формированию экологической культуры школьников / Е. В. Орлов // Философия экологического образования. — М.: Прогресс, 2001. — С. 312—329.
188
№ 5, 2018
SHAPING THE ECOLOGICAL OUTLOOK OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS
L. N. Pronina, Ph. D. (Pedagogics), Associate Professor of the Department of Professional Education and Management, SEI APE TO «Institute for Advanced Studies and Retraining in Education of the Tula Region". larisa.pronina.55@mail.ru; I. N. Lykov, Ph. D. (Biology), Dr. Habil., Professor, Tsiolkovskiy Kaluga State University, Scientific advisor, Institute of Natural Science, linprof47@yandex.ru
References
1. Dautova O. B. Izmeneniya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti shkol'nika v obrazovatel'nom processe: Monografiya / Pod red. A. P. Tryapitsynoy [Changes in the educational and cognitive activity of the schoolchild in the educational process: Monograph / Ed. AP Tryapitsyna]. Saint-Petersburg, 2010. 300 p. [in Russian]
2. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya: proekt / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. Ros. akad. obrazovaniya. (Standarty vtorogo pokoleniya). [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: the project / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. Ros. acad. Education]. Moscow, Prosveshchenie, 2009. (Standards of the second generation). [in Russian]
3. Pronina L. N. Problemnoe pole upravlencheskoj deyatel'nosti v usloviyah realizacii federal'nyh gosudarstvennyh standartov novogo pokoleniya. Sb. Aktual'nye voprosy upravleniya social'no-ehkonomicheskimi sistemami. Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya. Institut ehkonomiki i upravleniya. [The problematic field of management activity in the context of the implementation of federal state standards of the new generation. Proceedings Topical issues of managing socioeconomic systems. International scientific-practical conference. Institute of economics and management]. 2013. P. 219—223. [in Russian]
4. Orlov E. V. Koehvolyucionnyj podhod k formirovaniyu ehkologicheskoj kul'tury shkol'nikov. Filosofiya ehkologicheskogo obrazovaniya. [Coevolutionary approach to the formation of ecological culture of schoolchildren / E. V. Orlov. Philosophy of ecological education]. Moscow, Progress, 2001. P. 312—329. [in Russian]