Научная статья на тему 'Эколог-международник: социальная значимость и особенности профессиональной подготовки'

Эколог-международник: социальная значимость и особенности профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
897
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ПОЛИТИКА / INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL COOPERATION / ENVIRONMENTAL EDUCATION / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ENVIRONMENTAL DIPLOMACY AND POLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиев Руслан Аллахверди Оглы, Авраменко Андрей Алексеевич, Рязанова Наталья Евгеньевна, Близнецкая Екатерина Александровна

Статья посвящена актуальной теме подготовки новой категории специалистов экологов-международников. Рассмотрены предпосылки, обусловившие данное направление в экологическом образовании; вопросы институализации экологизации международных отношений и востребованности данной категории специалистов. Приведены особенности профессиональной подготовки экологов-международников в рамках реализации собственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIST IN ENVIRONMENT AND INTERNATIONAL RELATIONS: SOCIAL PROOF AND SPECIFIC FEATURES OF THE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL PROGRAM FOR BACHELOR’S TRAINING

The article is dedicated to actual theme of education of the bachelors in environment and international relations. The article describes factors that determine this direction in environmental education such as greening of international relations and increasing employability that kind of specialists. In the article also considers specific features of education of bachelors in environment and international relations within the implementation of the original educational standard.

Текст научной работы на тему «Эколог-международник: социальная значимость и особенности профессиональной подготовки»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-6-21 УДК 378

ЭКОЛОг-МЕжДУНАРОДНИК: СОЦИАЛЬНАЯ зНАЧИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

профессиональной подготовки

Алиев Р.А., Авраменко А.А., Рязанова Н.Е., Близнецкая Е.А.

Статья посвящена актуальной теме подготовки новой категории специалистов экологов-международников. Рассмотрены предпосылки, обусловившие данное направление в экологическом образовании; вопросы институализации экологизации международных отношений и востребованности данной категории специалистов. Приведены особенности профессиональной подготовки экологов-международников в рамках реализации собственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: международное экологическое сотрудничество; экологическое образование; междисциплинарный подход; экологическая дипломатия и политика.

SPECIALIST IN ENVIRONMENT AND INTERNATIONAL RELATIONS: SOCIAL PROOF AND SPECIFIC FEATURES OF THE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL PROGRAM FOR BACHELOR'S TRAINING

Aliev R.A., Avramenko A.A., Ryazanova N.E., Bliznetskaya E.A.

The article is dedicated to actual theme of education of the bachelors in environment and international relations. The article describes factors that determine this direction in environmental education such as greening of international relations and increasing employability that

kind of specialists. In the article also considers specific features of education of bachelors in environment and international relations within the implementation of the original educational standard.

Keywords: international environmental cooperation, environmental education, interdisciplinary approach, environmental diplomacy and politics.

Введение

Решение проблем природопользования, экологии, охраны окружающей среды осуществляется на нескольких уровнях: международном; государственном; ведомственном; корпоративном; уровне отдельных хозяйствующих субъектов; общественных организаций и индивидуальных инициатив граждан и их неформальных объединений.

Международная составляющая явно выражена на двух первых вышеуказанных уровнях, но взаимодействие между российскими и зарубежными партнерами осуществляется и на остальных уровнях.

Эколог-международник - это специалист, с одной стороны, имеющий весь необходимый набор знаний и компетенций направления «экология и природопользование», с другой - получивший качественное образование в области экономики природопользования, международной экологической политики, экологического права, менеджмента и т. д., свободно владеющий как минимум двумя иностранными языками и прошедший дипломатическую школу.

Начиная с 90-х гг. прошлого века, в российских вузах появились профильные кафедры, осуществляющие подготовку специалистов в области природопользования и экологии по разным профилям, например, инженеров-экологов; экологов-юристов; профессионалов в области экологического образования и просвещения, в том числе для работы в особо охраняемых природных территориях; специалистов в сфере экологического мониторинга, экологического картографирования, проектирования, менеджмента и т.п.

Но существовал определенный вакуум в подготовке специалистов в области природопользования, экологии и устойчивого развития со знанием нескольких иностранных языков; международных отношений и дипломатии; правовых основ международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды и готовых представлять интересы Российской Федерации на международном уровне. Существует дефицит представительства россиян в структурах ООН и других специализированных международных организаций, секретариатов конвенций.

Глобальный контекст профессии

В 2015 году состоялось несколько событий, которые войдут в историю человечества, как важнейшие шаги по преодолению глобального экологического кризиса и в то же время потребуют от представителей Российской Федерации значительной работы на международном уровне. К таким событиям относится Конференция Сторон РКИК, на которой было принято Парижское соглашение по изменению климата и Специальное заседание Генеральной Ассамблеи, посвященное принятию Целей устойчивого развития состоявшееся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, на котором 193 государства-члена Организации Объединенных Наций достигли консенсуса в отношении итогового документа, содержащего новую повестку дня в области устойчивого развития под названием «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», содержащего семнадцать целей по достижению устойчивого развития перед человечеством.

Достижение данных целей, решений Парижской конференции по изменению климата и других соглашений потребует институ-ционализации механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития; соответствующего парламентского сотрудничества - координации законодательной деятельности в решении межгосударственных экологических проблем; взаимодействия исполнительных структур (правительственных организаций) в реа-

лизации международных экологических программ; сотрудничества «конвенционного типа», предусматривающего единый подход различных государств к решению экологических проблем; международного экологического мониторинга важнейших природных систем и объектов; научно-технического сотрудничества; обмена информацией экологического содержания; совместного осуществления природоохранных мероприятий; проведения международных экологических форумов под эгидой ООН и ее структур; заключения договоров и других видов международных соглашений (двусторонних или многосторонних конвенций, протоколов, соглашений) для координации природоохранных мероприятий отдельных стран.

Для участия в данных мероприятиях требуются подготовленные специалисты. Особое внимание в подготовке таких специалистов, необходимо уделять приоритетам развития Российской Федерации, стран Евразийского экономического союза, существующим механизмам формирования и функционирования многосторонних институтов, занимающихся исследованием и решением проблем природопользования и экологии; механизмам их финансирования, экспертной и информационной поддержки.

Российский контекст

В 2012 году, одним из принципов «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденным Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, был провозглашен принцип развития международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [1]. При решении данной задачи, согласно вышеуказанному документу, должны быть использованы следующие механизмы:

а) реализация мер по активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в природоохранной сфере, направленных на более эффективное отстаивание и

защиту интересов Российской Федерации при участии в международных договорах природоохранной направленности, а также парирование угроз, связанных с трансграничным загрязнением;

б) развитие международного информационного обмена и участие в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, защиты природной среды, в том числе в Арктике;

в) внедрение международных экологических стандартов, систем подтверждения соответствия экологическим требованиям, приведение их в соответствие с международными системами;

г) гармонизация законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды с международным экологическим правом.

Таким образом, экологизация международных отношений сегодня встает в один ряд с экономическими, правовыми, социокультурными, технологическими факторами, влияющими на формирование и решение экологических проблем. Тем не менее, специалистов, обладающих всем необходимым комплексом знаний для работы в этой сфере на должном уровне в органах власти, международных организациях, а также бизнес-структурах, практически нет. Это связано и с тем, что до недавнего времени отсутствовала соответствующая система подготовки таких специалистов, в том числе и в российской системе высшего профессионального образования. И это притом, что в большинстве органов управления государственной власти существуют профильные департаменты и отделы, отвечающие за международное сотрудничество, взаимодействие по линии международных соглашений и конвенций, в том числе природоохранного значения, ратифицированных Российской Федерацией.

Другим важнейшим направлением является работа в международных организациях, в чью сферу деятельности входят проблемы экологии, природопользования и устойчивого развития, как в официальных структурах, таких как Программа по окружающей среде ООН (ЮНЕП), Международный союз по охране

природы и природных ресурсов (МСОП), так и в секретариатах многочисленных конвенций, Фондов, НКО и других организаций, в том числе региональных, ориентированных на решение экологических проблем. В этих организациях, в настоящее время представительство россиян незначительное, интересы России в данной сфере физически некому бывает донести до коллег из зарубежных стран.

Также следует отметить, что в России работают крупные международные корпорации, зарубежные компании, осуществляющие деятельность в сфере природопользования и оказывающие воздействие на окружающую природную среду, а также зарубежные консалтинговые компании, оказывающие услуги как зарубежным, так и российским компаниям в сфере устойчивого развития, обеспечения экологической безопасности и т.д. - им также требуются специалисты, имеющие как экологические знания, так и знания, отражающие российскую специфику в данной области, а также свободно владеющие языком, на котором говорят в компании-работодателе, знающие соответствующие международные и зарубежные подходы, методики, стандарты. Крупные российские компании выходят на зарубежные рынки, осуществляют инвестиции - перед ними стоят аналогичные задачи в подборе специалистов соответствующего профиля.

Специфические черты «неспецифического» для МгИМО направления подготовки бакалавров

В 2010 году было принято решение об организации в МГИМО МИД России кафедры Международных комплексных проблем природопользования и экологии и подготовке экологов-международников. Это решение отвечало, как запросам времени, рынка труда, так и развития самого МГИМО как классического университета.

Основной задачей кафедры Международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД является подготовка нового поколения российских специалистов-международников, чьим профессиональным императивом станет поиск таких решений, которые будут способствовать устойчивому развитию и

страны, и мирового сообщества благодаря сознательному соблюдению экологических требований природопользования.

В своей работе Кафедра опирается как на требования федеральных государственных профессиональных образовательных стандартов высшего образования, так и на созданный (и постоянно модифицирующийся) собственный образовательный стандарт. Кафедра осуществляет подготовку бакалавров по направлению 05.03.06 «Экология и природопользование», профиль «Международные экономико-экологические проблемы».

Наряду с обязательными для изучения экологами-природополь-зователями дисциплинами - Биология, Химия, География, Геология, Учение о сферах Земли, Общая экология, Биоразнообразие, Основы природопользования, Охрана окружающей среды, Устойчивое развитие современного мира, Экологический мониторинг и др., собственным образовательным стандартом и учебным планом предусмотрены дисциплины, обеспечивающие специфику МГИ-МО - История международных отношений, Основы политологии, Деловой этикет; значительное количество часов (не менее 16 часов в неделю) отводится на изучение иностранных языков (каждый студент изучает не менее 2-х языков).

Также студентам преподается ряд специальных дисциплин -Многосторонняя экологическая дипломатия, Экологическая политика зарубежных стран, Основы экологической деятельности ООН, Экологическая политика Российской Федерации, Экологические проблемы мирового ТЭК, Альтернативная энергетика (в контексте международных экономических отношений), Экологический фактор в международных экономических отношениях, Трансграничные водные соглашения, Устойчивое лесопользование, Стратегический менеджмент в природопользовании.

Разнообразен также и блок практики, включающий в себя учебно-исследовательскую практику по теме Экологической деятельности организаций системы ООН; учебную практику, организуемую в условиях полевого выезда в ООПТ международного уровня, например, находящихся под эгидой ЮНЕСКО; производственную

практику, позволяющую студентам выехать по волонтёрским программам в крупнейшие ООПТ России и за рубеж, а также пройти полноценную практику в экологических отделах различных организаций; преддипломную практику, организованную на предприятиях, по тематике которых студенты готовят выпускные квалификационные работы.

Очевидно, что реализация образовательного стандарта подразумевает использование междисциплинарного подхода. Междисци-плинарность в общих чертах определяется как объединение двух или более академических дисциплин в рамках одного вида деятельности (исследованиях или образовании). Междисциплинарное образование объединяет компоненты двух или более дисциплин в одной программе обучения [2].

То, что междисциплинарность и согласованность дисциплин есть ключевой принцип экологического образования отмечалось еще в Итоговом докладе Межправительственной конференции по экологическому образованию, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО в Тбилиси в 1977 году [3]. Популярность междисциплинарного подхода в экологическом образовании во всем мире, тем не менее пока не решила проблему отсутствия четкой идентичности, определений ключевых компетенций и методик реализации междисциплинарного подхода в образовательных программах [4].

Адаптация «нетипичной» для МГИМО образовательной программы означает необходимость интеграции естественно-научного, языкового, экономического и политико-правового блоков в рамках учебной программы. Требуется не просто введение специальных и/или мультидисциплинарных курсов [5], но и достижения максимально возможной их комплиментарности с основной образовательной программой.

Целью всех дисциплин является формирование определенных компетенций. Междисциплинарный подход должен способствовать тому, чтобы будущие экологи-международники осознавали связь между владением навыками, к примеру, определения почвен-

ного состава или использования методик подсчета ущерба окружающей среде и участием в международном диалоге по проблемам стойких органических загрязнений.

Междисциплинарность - характерная черта современной науки и профессиональной деятельности, особенно в сфере международных отношений.

Профессиональная адаптация экологов-международников

По мнению Петровой Г.И. сегодня профессия существует как всегда возможная для изменений - это гибкое, не застывшее в своём содержании и объёме специальное знание, меняющееся вслед за изменениями конкретных ситуаций и культурно-профессиональных контекстов. Поэтому в «модель профессии» закладываются в качестве её ведущих характеристик адаптивность, гибкость, готовность к изменениям своего содержания [6].

Формулировка типовых профессиональных задач для экологов-международников, производится на основании нескольких источников: требования к сотрудникам, предъявляемые в международных и зарубежных организациях и крупных корпорациях; требования к специалистам, предъявляемые компаниями и размещаемые на самых популярных сайтах по поиску работы; должностные инструкции предприятий-потенциальных работодателей; особенности работы департаментов международного сотрудничества различных организаций и других источников.

Анализ вакансий, размещаемых на централизованном кадровом портале системы ООН "ЦКсагееге" подтверждает наличие спроса на специалистов, владеющих глубокими знаниями экологии, международного права, включая права международных организаций и экологического права, дипломатического протокола, продвинутыми языковыми навыками, аналитическими способностями, обладающими качествами, необходимыми для работы в мультикультурной среде. Немаловажное значение имеет и готовность обучающегося получать практический опыт еще находясь

на студенческой скамье, что подразумевает высокую степень мотивации к овладению профессиональными компетенциями.

Таблица 1.

Пример вакансии в ЕЭК ООН [7]

Должность Сотрудник по вопросам окружающей среды (Специалист-эколог)

Организация Экологический департамент Европейской экономической комиссии ООН/Секретариат Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Обязанности - Оказывать поддержку в подготовке и обслуживании совещаний Конференции Сторон Конвенции, а также их вспомогательных органов, в том числе рабочих групп и специальных групп, (А) составлять отчеты с заседаний и готовить предсессионную документацию; (Б) проводить обзоры национальной политики и стратегий, документации по институциональным и методологических аспектам и аналитическим исследованиям в области оценки состояния окружающей среды; (С) разрабатывать проекты решений, рекомендаций в отношении мер касательно новых видов деятельности, которые будут осуществляться вышеупомянутыми межправительственными органами; [...] - Обзор осуществления Конвенции и оказание поддержки Рабочей группе по осуществлению, - Планирование и реализация программы национальных и субрегиональных семинаров, практикумов и проектов, направленных на повышение осведомленности, -Оказывать практическую, техническую и юридическую консультации для заинтересованных сторон, касающихся осуществления Конвенции, в том числе путем проведения консультативных миссий и осуществления Программы оказания помощи в рамках Конвенции. - Координация соответствующей деятельности, осуществляемой в рамках других программ ЕЭК, другими органами ООН, других международных организаций и учреждений, а также представлять секретариат ЕЭК на межправительственных и неправительственных совещаниях

Окончание табл. 1.

Компетенции • Глубокое понимание экологических проблем, особенно проблем промышленного загрязнения и / или предотвращения несчастных случаев, подготовки к ним и осуществления мер реагирования. • Знание международно-правовых документов в области охраны окружающей среды. • Умение работать с межправительственными органами. • Способность выявлять проблемы, анализировать и принимать участие в решении вопросов/проблем. Концептуальные аналитические и оценочные навыки для проведения независимых исследований и анализа. • Умение говорить и писать ясно и доходчиво. Слушать других, правильно интерпретировать сообщения и реагировать соответствующим образом. Задавать вопросы для уточнения и проявлять заинтересованность в получении двусторонней связи. Демонстрировать открытость в обмене информацией и держать людей в курсе. • Умение работать совместно с коллегами для достижения организационных целей.

Образование Степень магистра или эквивалент в области международного права, со специализацией в области экологического права, международных отношений, политических вопросов, или науки об окружающей среде или в смежных областях. Первая ступень университетского уровня (бакалавриат) в сочетании с двумя дополнительными годами квалифицируемого опыта могут быть приняты вместо степени магистра.

Опыт работы Минимум пять лет опыта работы в органах власти, международных организациях или частного сектора, связанных с экологической политикой, природоохранным законодательством или практикой, из которых требуется не менее трех лет на международном уровне. Предыдущий опыт работы по обслуживанию межправительственных органов является весьма желательным. Опыт работы с международно-правовыми документами в области охраны окружающей среды и в области оценки воздействия на окружающую среду и / или стратегической экологической оценке также желателен.

Владение языками Английский и французский языки являются двумя рабочими языками Секретариата Организации Объединенных Наций. Свободное владение английским языком. Знание русского языка является весьма желательным. Знание французского языка желательно.

Компетенции, необходимые для работы в международных организациях формируются в рамках специальных курсов, при прохождении практики в МИД, Министерстве природных ресурсов, и Росгидромете, при написании студенческих исследовательских работ, в рамках внеучебной деятельности, а конкретно в организации моделей (деловых игр, имитирующих работу межправительственных совещаний) конференций, форумов, других форм многостороннего или двустороннего диалога государств. Следует отметить, что МГИМО уже много лет проводит крупнейшую в Восточной Европе Международную модель ООН, организацией которой полностью занимаются студенты, желающие углубить свои знания конференционной дипломатии.

Что же касается формирования компетенций эколога-международника как международного гражданского служащего то здесь нужно отметить курсы «Многосторонняя экологическая дипломатия» и «Экологическая политика зарубежных стран», «Основы экологической деятельности ООН», «Экологический фактор в международных экономических отношениях». Все они ставят целью интеграцию экологических знаний студентов в новое предметное поле права, мировой экономики и политики. В них окружающая среда и экологические проблемы представляются встроенными в широкий контекст международных отношений и национальной политики, а не просто отдельной специфичной сферой деятельности.

Таким образом, можно резюмировать, что профессия эколог-международник является ответом на запрос глобального и российского общества на специалистов, готовых решать экологические проблемы на разных уровнях - от локального до международного; с позиций бизнеса, государства и общественных объединений. Собственный образовательный стандарт МГИМО по подготовке бакалавров по направлению «экология и природопользование» имеет ярко выраженный мульти-и-междисциплинарный характер, позволяющий студентам увидеть реальные перспективы профессионального роста и личного развития.

Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Список литературы

1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/15177 (дата обращения: 15.10.2016 г.).

2. Nissani M. (1997). Ten cheers for interdisciplinarity: The Case for Interdisciplinary Knowledge and Research. Social Science Journal. 34 (2): 201-216. doi:10.1016/S0362-3319(97)90051-3.

3. Intergovernmental Conference on Environmental Education organized by Unesco in co-operation with UNEP Tbilisi (USSR) 74 - 26 October 1977. Final Report. URL: http://www.gdrc.org/uem/ee/EE-TbiH-si_1977.pdf (дата обращения 15.10.2016).

4. Vincent S. & Focht W.J. (2011) Interdisciplinary environmental education: elements of field identity and curriculum design. Journal of Environmental Studies and Sciences March 2011, Volume 1, Issue 1, pp. 14-35.

5. Близнецкая Е.А. Опыт изучения и преподавания многосторонней экологической дипломатии // Тезисы доклада на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»-2015. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2015/data/7065/uid42746_report.pdf (дата обращения 17.10.2016).

6. Петрова Г.И. Междисциплинарность университетского образования как современная форма его фундаментальности // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. №3 (4). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnost-universitetsko-go-obrazovaniya-kak-sovremennaya-forma-ego-fundamentalnosti (дата обращения: 17.10.2016).

7. United Nations Careers. URL: https://careers.un.org/lbw/home.aspx (дата обращения: 17.10.2016).

References

1. Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [Basic principles of State Policy of the Russian Federation in the field of environmental sound development for the period until 2030]. http://kremlin.ru/events/ president/news/15177 (Accessed 15 October 2016).

2. Nissani, M. (1997). Ten cheers for interdisciplinarity: The Case for Interdisciplinary Knowledge and Research. Social Science Journal. 34 (2): 201-216. doi:10.1016/S0362-3319(97)90051-3.

3. Intergovernmental Conference on Environmental Education organized by Unesco in co-operation with UNEP Tbilisi (USSR) 74 - 26 October 1977. Final Report. http://www.gdrc.org/uem/ee/EE-Tbilisi_1977.pdf (Accessed 15 October 2016).

4. Vincent S. & Focht W.J. (2011) Interdisciplinary environmental education: elements of field identity and curriculum design. Journal of Environmental Studies and Sciences March 2011, Volume 1, Issue 1, pp. 14-35.

5. Bliznetskaya E.A. Tezisy doklada na Mezhdunarodnoy nauchnoy kon-ferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Lomonosov»-2015 [The theses for the International Scientific Conference of students, postgraduates and young scientists "Lomonosov-2015"], Moscow, 2015. https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7065/ uid42746_report.pdf (Accessed 15 October 2016).

6. Petrova G.I. Mezhdistsiplinarnost' universitetskogo obrazovaniya kak sovremennaya forma ego fundamental'nosti [Interdisciplinarity of the modern university's education as the modern form of it fundamentally], Tomsk State University Journal. Philosophy. Social Science. Political Science. no. №3 (4) (2008). http://cyberleninka.ru/article/n/ mezhdistsiplinarnost-universitetskogo-obrazovaniya-kak-sovremen-naya-forma-ego-fundamentalnosti (Accessed 15 October 2016).

7. United Nations Careers. https://careers.un.org/lbw/home.aspx (Accessed 15 October 2016).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Алиев Руслан Аллахверди оглы, заведующий кафедрой международных комплексных проблем природопользования и экологии, кандидат экономических наук

Московский государственный институт международных

отношений (Университет) МИД России

ул. Проспект Вернадского, 76. г. Москва, 119454, Российская

Федерация

[email protected]

Авраменко Андрей Алексеевич, доцент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии, кандидат экономических наук

Московский государственный институт международных

отношений (Университет) МИД России

ул. Проспект Вернадского, 76. г. Москва, 119454, Российская

Федерация

[email protected]

Близнецкая Екатерина Александровна, специалист НП Центр изучения комплексных проблем природопользования и окружающей среды

Московский государственный институт международных

отношений (Университет) МИД России

ул. Проспект Вернадского, 76. г. Москва, 119454, Российская

Федерация

[email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рязанова Наталья Евгеньевна, заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования, доцент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии, кандидат географических наук Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

ул. Проспект Вернадского, 76. г. Москва, 119454, Российская Федерация

[email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Aliev Ruslan Allahverdi ogly, Head of the Department of Natural Resources and Ecology Studies, PhD in Economics MGIMO University

76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russian Federation

[email protected]

SPIN-code: 2306-7524

Avramenko Andrey Alekseevich, Department of Natural Resources and Ecology Studies, PhD in Economics, associate professor MGIMO University

76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russian Federation [email protected] SPIN-code: 7269-5510

Bliznetskaya Ekaterina Aleksandrovna, Researcher in Center for Environment and Natural Resources Studies, Guest Lecturer of Department of Natural Resources and Ecology Studies MGIMO University

76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russian Federation ekate. bliznetskaya@gmail. com SPIN-code: 2099-7978

Ryazanova Natalya Evgenyvna, Head of the Laboratory of Geoeco-logy, Department of natural resources and ecology studies, PhD in Geography, associate professor MGIMO University

76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russian Federation natamgimo@gmail. com SPIN-code: 8853-2725

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.