Воробьев В.В. Вопросы досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров
В.В. Воробьев
Воробьев Виталий Викторович — старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Вопросы досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Статья рассматривает проблемы досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров. Особенно уделяется внимание недостаткам правового регулирования рассмотрения споров в комиссии по трудовым спорам.
The article considers the problem of pre-trial settlement of individual labor disputes, and especially paid attention to shortcomings of legal regulation of dispute resolution by the commission of labor disputes.
Индивидуальные трудовые споры могут рассматриваться не только судами, но также и комиссиями по трудовым спорам (КТС), которые могут быть созданы в организации или ее обособленных подразделениях. Хотя следует отметить, что основная часть трудовых споров сегодня все же рассматривается непосредственно судами и лишь в отдельных случаях законодательство предусматривает специальный порядок досудебного рассмотрения трудовых конфликтов, например при причинении ущерба личному имуществу работника (ст. 235 ТК РФ), или возможность обращения в КТС. Досудебное разбирательство также возможно в рамках реализации государственной функции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда. К числу таких уполномоченных государственных органов относится Федеральная инспекция труда. Ее органы, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ), привлекают виновных к административной ответственности. В то же время органы надзора и контроля не являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, хотя и могут повлиять на его разрешение или даже помочь разрешить конфликт.
Трудовой кодекс РФ включает в круг вопросов, находящихся в компетенции органов по рассмотрению трудовых споров, как споры по вопросам применения законов и нормативных правовых актов и условий трудового договора, так и споры по поводу установления условий труда, хотя вторая группа больше характерна для коллективных споров.
Стороной спора в суде может быть не только работник, непосредственно работающий у работодателя, но и его бывший работник — по вопросам, относящимся к содержанию трудового отношения, в
котором он состоял с этим работодателем в прошлом. В равной степени стороной судебного спора может оказаться и гражданин, который изъявил желание вступить с работодателем в трудовое отношение, однако получил отказ в заключении трудового договора (если данный гражданин считает этот отказ необоснованным). В индивидуальных спорах же в досудебном порядке участвует только действительный работник, так как их разрешение возможно, если спор касается только действующих трудовых отношений.
Инициаторами рассмотрения индивидуального трудового спора могут выступать и лица, не являющиеся стороной конкретного трудового отношения, например, выборный орган первичной профсоюзной организации, не согласный с решением работодателя, а в судебных инстанциях еще и прокурор, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам (ст. 391 ТК РФ).
Отметим, что весьма эффективным способом рассмотрения индивидуальных трудовых споров при умелом использовании их потенциала могут быть комиссии по трудовым спорам. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС определен статьями 384—389 ТК РФ.
Комиссия по трудовым спорам является досудебным органом по рассмотрению споров, возникающих между работником и работодателем по абсолютному большинству разногласий между сторонами трудового договора, если, конечно, такая комиссия создана в организации. Исключение составляют некоторые категории споров, для которых установлен только судебный порядок их рассмотрения. В соответствии со статьей 391 ТК РФ исключительно в судебном порядке рассматриваются споры о дискриминации, если работодатель — индивидуальный предприниматель, споры об увольнении и некоторые другие.
Как правило, в КТС рассматриваются трудовые споры: об изменении условий трудового договора,
определенных его сторонами; об оплате труда (во всех ее проявлениях); о гарантиях и компенсациях; о дисциплинарных взысканиях, материальной ответственности и др.
Деятельность комиссий строится на общих принципах рассмотрения трудовых споров. Один из главных — доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры. Другой принцип — срочность рассмотрения, так как для рассмотрения в КТС установлены короткие сроки — 10 дней. Еще одним важным принципом является принцип состязательности, который предполагает, что каждая из спорящих сторон сама доказывает обстоятельства, на которые ссылается, но в трудовых спорах основное бремя доказывания возлагается на работодателя, поскольку именно у работодателя сосредоточены документы и органы управления трудовыми процессами.
Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках комиссии (или она не создана), рассмотрение спора переходит в суд (трудовые споры могут быть рассмотрены в суде изначально, независимо от наличия КТС в организации).
Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей работников и работодателя, и важным принципом защиты интересов работников является то, что комиссия не может оставить вопрос неразрешенным. И если мнения членов комиссии разделятся поровну «за» и «против», что вполне возможно при паритетном составе представителей, то решение считается принятым в пользу работника.
Желательно, чтобы в комиссию входили люди, имеющие определенные представления о трудовом законодательстве (юристы, экономисты по труду, работники кадровых служб), а также наиболее грамотные работники предприятия. Комиссии по трудовым спорам могут создаваться не только на уровне работодателя в целом, но и в структурных подразделениях. Решение об этом принимается на общем собрании (конференции). Принципы и порядок деятельности комиссий одинаковы для всех уровней. Компетенция КТС зависит от полномочий, которыми наделены соответствующие структурные подразделения, и споры рассматриваются в этих рамках.
Спор, рассмотренный в КТС, в случае несогласия одной из сторон спора с ее решением переходит в судебную инстанцию. Законом установлен 10-дневный срок для обжалования решения КТС.
Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС (выделение соответствующего помещения, оргтехники, поручение кому-то из работников организации ведения документации комиссии) возлагается на работодателя. За работниками, избранными в комиссию, на период ее работы сохраняется средняя зарплата, что гарантирует спокойное разбирательство.
Трудовой кодекс РФ определяет, что работник может обратиться в КТС за разрешением спора в течение 3 месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права
(ст. 386 ТК РФ). То есть правом обращения в комиссию наделен лишь работник, но не работодатель.
Пропуск работником установленного для обращения в КТС срока не означает невозможности рассмотрения спора. Все зависит от причины пропуска срока и от оценки комиссией этого факта.
Законодательство не устанавливает какой-либо специальной формы заявления, подаваемого в КТС. Главное, чтобы в нем были сформулированы все требования заявителя. Заявление должно быть зарегистрировано в КТС в специальном журнале.
По общему правилу спор должен рассматриваться в присутствии работника или его представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается, если работник представит в комиссию соответствующее письменное заявление. В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение спора откладывается и назначается другая дата. Если же работник или его представитель не являются на заседание комиссии повторно без уважительных причин, заявление снимается с рассмотрения.
Трудовое законодательство не содержит детального регулирования процедуры рассмотрения трудовых споров в КТС и определяет ее лишь в общих чертах. По этой причине КТС имеет право самостоятельно решать эти вопросы. Целесообразно на локальном уровне разработать регламент работы КТС, включив в него основные положения, закрепленные в ТК РФ, и предусмотрев специфические особенности организации или ее структурного подразделения, в рамках которых действует комиссия.
На наш взгляд, на законодательном уровне следует регламентировать порядок приглашения на заседание КТС свидетелей и специалистов, а также представителей работодателя. Необходимо определить гарантии по сохранению заработной платы за работниками, вызываемыми в комиссию.
Кроме того, комиссия вправе запрашивать все необходимые для рассмотрения спора документы. Для работодателя их представление является обязанностью, но порядок и сроки представления законодательно не определены, также не определены правовые гарантии по защите персональных данных.
Следует на законодательном уровне определить детальный порядок работы комиссии, а также фиксации доказательств, так как в большинстве трудовых споров вынесение решений связано с исследованием документов, подтверждающих или опровергающих заявленные работником в КТС требования.
В заявлении работника, подаваемом в КТС, должны быть четко выражены его требования, поэтому было бы не лишним возложить на комиссию обязанность по оказанию помощи в подготовке такого заявления.
Комиссия по трудовым спорам принимает решения тайным голосованием. Для принятия решения достаточно простого большинства голосов
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 18
69
Воробьев В.В. Вопросы досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Воробьев В.В. Вопросы досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров
присутствующих на заседании членов комиссии. Каждый член КТС принимает решение самостоятельно, он должен руководствоваться лишь законодательством о труде, иными нормативными правовыми актами и материалами по конкретному заявлению, ставшему предметом рассмотрения в комиссии. Но вопрос о юридической подготовке членов КТС остается открытым.
Рассмотрев трудовой спор, комиссия выносит мотивированное решение. Это решение может обязать работодателя совершить определенные действия или отказать в удовлетворении заявленных работником требований. Если требования работника удовлетворяются частично, в решении перечисляются конкретные действия, которые обязан совершить работодатель, а также требования работника, в удовлетворении которых отказано. Нередко затруднения в исполнении решений КТС связаны с нечеткой их формулировкой.
Возможность привлечения медиаторов1 для разрешения индивидуальных трудовых споров могла бы снять ряд проблем организационного и правового характера, но их привлечение потребует оплаты, и вряд ли работодатель пойдет на лишние расходы.
В соответствии со статьей 389 ТК РФ решение КТС подлежит исполнению работодателем в 3-дневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. Этот срок исчисляется с момента вручения работодателю копии решения КТС, вынесенного по спору.
Работодатель может добровольно исполнить решение КТС. Если же он в указанные сроки не исполнил его, то вступает в действие механизм принудительного исполнения решения: КТС в установленный срок выдает работнику удостоверение, которое входит в перечень исполнительных докумен-тов2, и исполняется службой судебных приставов-исполнителей.
На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее 3-месячного срока со дня его получения, судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке — в рамках исполнительного производства. Но, к сожалению, порядок исполнения решений по трудовым спорам, особенно когда речь идет о возложении обязанности на работодателя, не имеет четкой регламентации, что также усложняет реализацию принятого решения.
Таким образом, очевидно, что требуется дальнейшее совершенствование законодательства в вопросах досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Примечания
1. См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4162.
2. См.: Статья 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. — 2007. — № 41. — Ст. 4849.
С.Н. Иванов
Иванов Сергей Николаевич — профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) Российской правовой академии МЮ России, доктор юридических наук, профессор
E- mail: [email protected]
Преступления в сфере высоких технологий: проблемы документирования компьютерных преступлений
В статье исследуются поисковые признаки совершения компьютерных преступлений с использованием прокси-серверов. Дана характеристика основных типов прокси-серверов, рассмотрены проблемы выявления и документирования рассматриваемых в статье преступлений.
In the article there are investigated the reconnaissance signs of conducting computer crimes with the help of proxyservers. There are characterized the basic types of proxyservers, as well as the problems of detection and documentation of the crimes concerned.
Сегодня уже никого не удивляет факт быстрой трансформации преступности на основе телекоммуникационных и компьютерных технологий. Об этом свидетельствует как официальная статистика
правоохранительных органов, так и многочисленные исследования ученых.
В декабре 2010 года состоялась Первая Всероссийская специализированная конференция