Р.Х. Г алиуллина
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых
дисциплин КЮИ МВД России
РАССМОТРЕНИЕ КОМИССИЕИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ ДЕЛ О НЕЗАКОННО ВЫНЕСЕННЫХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЯХ
Согласно трудовому законодательству Комиссия по трудовым спорам (КТС) является досудебным органом рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Дисциплинарные взыскания (замечания, выговоры) могут быть объектом рассмотрения КТС, если с инициативой как сторона спора выступает работник. В статье рассматриваются особенности рассмотрения подобного рода споров в КТС.
Комиссия по трудовым спорам (далее -КТС) по-прежнему является досудебным органом, разрешающим индивидуальные трудовые споры. Однако порядок ее формирования, компетенция, процедура рассмотрения спора претерпели существенные изменения. В последних публикациях по трудовому праву звучит мнение (в частности В.И. Миронова), что КТС - это тот же третейский суд, только с ограниченной сферой действия [1].
КТС образуется по инициативе работников и (или) работодателя (в том числе и индивидуального
предпринимателя)[2], а также
представительного органа работников. Это значит, что в случае, если ни одна из сторон не проявила инициативы по созданию КТС, комиссия в организации может отсутствовать. Юридическая ответственность за отсутствие КТС в организации не предусмотрена.
Инициатива должна быть оформлена в письменном виде. Игнорировать инициативу формирования КТС в
организации не вправе ни одна из сторон. Работодатель должен назначить своих представителей в КТС, а работники должны на общем собрании (конференции) избрать своих
представителей в десятидневный срок [3].
По решению общего собрания
работников КТС могут быть образованы и в отдельных структурных подразделениях. Такие комиссии формируются и действуют
на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. Порядок образования и работы структурных КТС аналогичен тому, по которому создается и функционирует КТС организации в целом. Однако компетенция КТС структурного подразделения ограничена разрешением индивидуальных трудовых споров в пределах полномочий этих
подразделений[4].
Под компетенцией КТС понимается совокупность ее полномочий по принятию подведомственного ей спора: правомочия принимать заявления работников; рассматривать их; выносить решения, имеющие обязательную силу для сторон спора; выдавать удостоверения, имеющие силу исполнительного документа, на принудительное исполнение решения (в случае, если они не выполняются в установленный законом срок
добровольно); восстановить пропущенный срок исковой давности в случаях, предусмотренных законом[5].
По наблюдению В.И. Миронова, КТС рассматривает все трудовые споры, за исключением споров, которые отнесены к исключительному ведению федеральных судей[6]. Таким образом, в самом законе компетенция КТС четко не установлена, в отличие от компетенции судов.
Следует отметить, что со вступлением в силу Трудового кодекса от 30 декабря 2001 года (далее - ТК РФ) компетенция КТС несколько изменилась. В соответствии с
требованием ст.391 ТК РФ споры о незаконном переводе работника на другую работу отнесены теперь к исключительной подведомственности суда.
А.И. Ставцева приводит список основных споров, рассматриваемых КТС:
- признание недействительными условий, включенных в содержание трудового договора;
- об оплате труда;
- о правомерности изменения работодателем определенных сторонами условий трудового договора;
- выплата премий, доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, оплата труда за работу в сверхурочное и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК РФ;
- о праве на основной и дополнительный отпуск и их оплате;
- выплата ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет при наличии к тому оснований;
- о законности применения дисциплинарных взысканий;
- об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;
- о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановлением выплаты заработка;
- о предоставлении работнику гарантированных законом, коллективным или трудовым договором льгот и преимуществ[7].
Итак, дисциплинарные взыскания относятся к компетенции КТС. Они также могут быть предметом Федеральной инспекции труда, ее территориального органа, в которую может обратиться работник. Но ее действия носят характер надзора и контроля за применением работодателем трудового законодательства в организации, и ее постановления носят административный характер, а не характер разбирательства.
К дисциплинарным взысканиям ТК РФ относит: 1) замечание, 2) выговор, 3)
увольнение по соответствующим основаниям (часть 1 ст. 192 Трудового
кодекса РФ). Споры об увольнении относятся к исключительной компетенции районных судов, следовательно, быть предметом рассмотрения КТС не могут в сиу прямого указания в законе.
Есть и другой нюанс компетенции КТС.
Трудовое законодательство не устанавливает досудебную стадию разрешения индивидуального трудового спора, стороной которого является работодатель - физическое лицо, не являющееся индивидуальным
предпринимателем, или религиозная организация. Все индивидуальные трудовые споры, возникающие с данной категорией работодателей, подлежат разрешению непосредственно в суде[8], в том числе и исследуемые нами дисциплинарные взыскания работника.
Право обращения в КТС с соответствующим заявлением о разрешении индивидуального трудового спора принадлежит только работнику. Работодатель не вправе обратиться в КТС с заявлением о разрешении трудового спора. Трудовой кодекс не содержит норм, регламентирующих право КТС на вынесение решения об отказе в принятии заявления в случае, если разрешение спора не относится к ее компетенции. Однако, исходя из общего смысла ст.385 ТК РФ, комиссия обязана отказать работнику в разрешении спора по существу, если законодательством установлен иной порядок рассмотрения спора, разъяснив ему порядок его разрешения.
Трудовым законодательством
определены сроки обращения в КТС за защитой нарушенного трудового права или законного интереса. Они по существу являются «исковыми», или
«давностными», сроками. В соответствии с
4.1 ст.386 ТК РФ установлен 3-месячный срок для обращения работника в КТС за восстановлением нарушенного права со дня, когда работник узнал или должен узнать о нарушении своего права, к коим можно отнести и незаконно вынесенные дисциплинарные взыскания (замечание и выговор).
В соответствии с уточненной редакцией
4.2 ст. 392 работодатель имеет право
обратиться в районный суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба[9].
В силу ч.3 ст.14 ТК РФ сроки,
исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца, при этом в указанный срок включаются и нерабочие дни. Тем не менее, КТС не вправе отказать работнику и работодателю в принятии заявления о восстановлении нарушенных прав по причине пропуска им срока исковой давности. Приняв заявление, КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу, одновременно разрешив вопрос о возможности восстановления срока исковой давности. Право восстановить пропущенный срок исковой давности принадлежит КТС [10].
Срок исковой давности подлежит восстановлению, если причина пропуска указанного срока является уважительной. Критерии определения понятия
«уважительная причина» законом не обозначены. Отсутствует даже
приблизительный перечень обстоятельств, наступление которых следовало бы рассматривать в качестве уважительной причины. Это понятие является по своей сущности оценочным.
Форма обращения в КТС законом не определена, следовательно, работник имеет право непосредственно подать заявление в КТС, а также направить заявление по почте или факсу[11]. Следует отметить, что трудовое законодательство не устанавливает жестких требований к заявлению работника, направляемому в КТС.
В части 2 ст.387 ТК РФ установлен срок рассмотрения заявления КТС (10 дней со дня поступления заявления работника в комиссию). Указанный срок исчисляется в календарных днях со дня, следующего за днем подачи заявления. Он является процессуальным сроком и установлен не для работника, а для КТС.
В течение 10 дней КТС необходимо провести работу по рассмотрению спора: истребовать у руководителя организации
необходимые для разрешения спора
документы, решить вопрос о целесообразности участия в заседании КТС свидетелей, взять у них подписку о том, что они уведомлены об
ответственности за ложные показания, о привлечении специалистов[12]. Законом не предусмотрена обязанность вызванных лиц явиться на заседание КТС[13]. Тем не менее, в ряде случаев участие
специалистов и свидетелей в рассмотрении существа разногласий между участниками спора необходимо. В соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства свидетели дают показания (а специалисты - пояснения, разъяснения), за достоверность которых несут уголовную ответственность в установленном порядке. Вместе с тем такая ответственность указанных участников процесса не установлена при рассмотрении индивидуального трудового спора в КТС.
В отличие от КЗоТ РФ ч.4 ст.387 ТК РФ регламентирует обязанность руководителя организации по требованию КТС представить ей документы в установленный срок. По делам о незаконно вынесенных дисциплинарных взысканиях это могут быть следующие документы: докладная записка
должностного лица (руководителя структурного подразделения) о факте нарушения трудовой или
производственной дисциплины;
объяснение работника или акт должностных лиц по факту нарушения производственной дисциплины,
составленный в случае отказа работника написать объяснение; приказ руководителя о вынесенном взыскании.
КТС при подготовке своего заседания должна определить круг вопросов, подлежащих выяснению. Комиссия должна исходить из того, что дисциплинарным проступком является противоправное, виновное неисполнение работником его трудовых обязанностей. При этом противоправными признаются такие действия (или бездействия), которые не соответствуют требованиям трудового законодательства. Принятию решения о
привлечении к дисциплинарной ответственности предшествует служебное разбирательство или квалификация нарушения (дисциплинарного проступка). Под квалификацией дисциплинарного проступка понимается установление тождества между обстоятельствами деяния, его содержанием и признаками состава дисциплинарного проступка. В свою очередь, под составом проступка
понимается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как нарушение трудовых
обязанностей.
Одним из важнейших признаков
проступка является наличие вины. Государственно-правовая теория и практика в России и других странах исходит из того, что не всякое противоправное деяние следует считать правонарушением, в частности,
проступком, а лишь то, которое совершается умышленно или по неосторожности. Взыскания должны применяться в зависимости от вины работника, уважительных или не уважительных причин неправомерного поведения.
Под замечанием понимается осуждение поведения работника в трудовых
отношениях, высказывание работодателем в отношении него критики. Выговор представляет собой явно выраженную со стороны представителя работодателя или работодателя - физического лица официальную отрицательную оценку поведения работника, сообщаемую работнику[14].
В части пятой ст. 192 ТК РФ установлено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Право выбора дисциплинарного взыскания принадлежит работодателю. При этом он не связан с необходимостью применять взыскания лишь в той последовательности, в какой они указаны в ТК РФ, других федеральных законах, уставах о дисциплине.
Порядок применения дисциплинарных взысканий определен статьей 193 ТК РФ. Работодатель должен затребовать от работника до применения
дисциплинарного взыскания письменное объяснение (составляется работником в течение двух рабочих дней, в ином случае составляется акт). Оно необходимо для того, чтобы выяснить все имевшее место обстоятельства совершенного работником дисциплинарного проступка, установить степень вины работника. Если письменное объяснение не истребовано, то примененное к работнику дисциплинарное взыскание считается неправомерным.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-
хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть третья ст. 193 ТК РФ).
Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом под роспись, то составляется соответствующий акт.
Таким образом, вынесение
дисциплинарных взысканий имеет сложную материальную и процессуальную правовую природу, что нередко приводит к различного рода нарушениям.
КТС должна известить о времени и месте слушания трудового дела
заинтересованного работника (его представителя) и работодателя в разумный срок[15]. Форма уведомления о назначении времени и места заседания комиссии может быть различной (в форме
расписки на заявлении; в форме
уведомления определенной формы, копия которого должна храниться в трудовом деле работника, аналогичное уведомление должно быть вручено руководителю
организации).
Процедура проведения заседания комиссии по трудовым спорам не
регламентирована законом. И, тем не менее, для того, чтобы вынести правомочное решение,
председательствующий в КТС
придерживается определенного регламента (явка членов КТС на заседание; в противном случае любое решение, принятое комиссией, может оказаться незаконным в связи с отсутствием кворума; определение правомочности заседания, если на нем присутствует не менее половины членов КТС, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (часть 5 ст.387 Трудового кодекса)[16]; возможность рассмотрения дела в присутствии явившихся). Индивидуальный трудовой спор может быть рассмотрен КТС в отсутствие заинтересованного работника, о чем мы уже сообщали выше. Если на заседании будет установлено, что работник или уполномоченный им представитель вторично не явился на заседание КТС без уважительных причин, КТС вправе вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, о чем работник (его представитель) должен быть извещен надлежащим образом. Решение о снятии заявления с рассмотрения должно быть принято именно на начальном этапе рассмотрения спора. Такое решение не лишает работника права повторно обратиться в КТС с заявлением о рассмотрении спора в пределах установленного законом срока или обратиться непосредственно в суд, минуя КТС.
Рассмотрение заявления комиссией в отсутствие работника или его представителя возможно только при наличии письменного заявления работника (его представителя).
В случае, когда представитель работодателя изъявил желание участвовать в процессе рассмотрения спора, но не явился на заседание по уважительной причине, о чем своевременно и надлежащим образом известил комиссию, она должна обсудить вопрос об отложении рассмотрения спора в связи с неявкой представителя работодателя.
Отсутствие вызванных на заседание КТС свидетелей и специалистов не является основанием для отложения рассмотрения спора по существу. Однако, если КТС с учетом мнения присутствующих сторон спора признает возможным повторить вызов свидетелей и специалистов на другое заседание, такое решение нельзя считать незаконным. В этом случае вызов сторон свидетелей и специалистов на заседание КТС необходимо повторить.
Аналогичное положение складывается в том случае, если руководитель организации не представил в установленный комиссией срок
запрошенные документы, необходимые для рассмотрения спора.
Если комиссия правомочным составом приняла решение о возможности рассмотрения дела в присутствии явившихся сторон, ей необходимо также определить возможность рассмотрения спора по существу с учетом своей компетенции. Для этого
председательствующий должен изложить существо спора (предмет разногласий).
В это же время КТС может определить, является ли уважительной причина пропуска работником срока обращения с заявлением за восстановлением
нарушенных прав, если заявление подано работником по истечении 3-месячного срока со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Для этого председательствующий обязан доложить дату обращения работника с заявлением в КТС; время нарушения его субъективных прав; время, когда он узнал о нарушении своих прав (или должен был узнать об их нарушении), а также о том, какие обстоятельства послужили препятствием для своевременного обращения в КТС.
От результатов обсуждения данного вопроса и выводов комиссии зависит, будут ли удовлетворены заявленные работником требования. Так, если КТС придет к выводу, что обстоятельства, по которым работник пропустил
установленный законом срок, не могут быть признаны уважительными, то, несмотря на наличие оснований для удовлетворения заявленных работником требований, комиссия вправе отказать в восстановлении нарушенных прав по причине пропуска работником
установленного для обращения в КТС 3месячного срока без уважительной причины.
Трудовой кодекс не предусматривает права работника заявлять отвод членам комиссии. Это обусловлено тем, что заявление отвода - это право участников судебного процесса, предусмотренное правилами гражданского процессуального законодательства. В случае, если работник обратится в комиссию с заявлением об отводе тому или иному члену КТС, ему должно быть отказано в рассмотрении такого заявления и разъяснено, что заявление отвода в процессе досудебного разбирательства индивидуального
трудового спора не предусмотрено нормами трудового законодательства[17].
После подготовительного этапа заседания комиссия по трудовым спорам переходит к следующему этапу -разрешению индивидуального трудового спора по существу. Как правило, о требованиях работника, а также о существе спора докладывает
председательствующий, одновременно сообщив о том, какие документы по данному делу собраны. После этого следует выслушать требования самого работника, его доводы и соображения, а также возражения представителя
работодателя. Очередность изложения своих доводов сторонами, дачи ими пояснений по существу спора определяет председательствующий.
После заслушивания участников заседания следует перейти к изучению письменных материалов дела. В нем, помимо членов КТС, имеют право
принимать активное участие работник (его представитель) и представитель работодателя. Они вправе задавать вопросы по существу положений, содержащихся в письменных материалах дела, давать по ним соответствующие пояснения, возражать против тех или иных доводов, изложенных участниками процесса.
В соответствии с ч.6 ст.387 ТК РФ на каждом заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью. Требования к его форме ТК РФ не установлены. Тем не менее, в протоколе целесообразно отразить весь ход проводимого заседания: доводы и
соображения сторон спора, показания свидетелей, мнение специалистов.
В трудовом деле по рассмотрению индивидуального трудового спора к протоколу заседания КТС должны быть приложены следующие документы:
- бюллетени для тайного голосования;
- протокол работы счетной комиссии.
После изучения обстоятельств дела
комиссия по трудовым спорам переходит к заключительному этапу - вынесению решения.
Принятие решения по существу и порядок принятия решения имеют большое правовое значение.
Во-первых, КТС при установлении нарушений, допущенных работодателем, может признать применение
дисциплинарного наказания
неправомерным. Если не будет установлено, что при выборе дисциплинарного взыскания работодатель не учел тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду, то КТС, в которую обратился работник, не вправе заменить наложенное на работника взыскание на другое взыскание, так как применение дисциплинарных взысканий является компетенцией работодателя.
Во-вторых, решение считается принятым, если за него проголосовало
более половины присутствующих членов комиссии. При этом не имеет значения, представители какой стороны (работников или работодателя) оказались в большинстве, чью сторону поддержал председатель КТС.
В том случае, если решение КТС не было принято, работнику необходимо вручить выписку из протокола заседания, подписанную председателем
(заместителем председателя) комиссии и заверенную печатью.
В целях достижения максимальной объективности и непредвзятости при вынесении решения законодатель установил форму тайного голосования (ч.
1. ст. 388 ТК РФ). Такая форма предполагает наличие бюллетеней для голосования. Для проведения тайного голосования необходимо избрать счетную комиссию, которая должна выполнить подсчет голосов. Результаты ее работы должны найти свое отражение в протоколе заседания КТС.
Следует обратить внимание, что КТС может проголосовать за конкретное подготовленное решение. Вместе с тем решение комиссии является важным
процессуальным документом, поэтому
закон предъявляет к нему довольно жесткие требования (ч. 2. ст. 388 ТК РФ). Решение готовится в письменной форме.
Подготовленный проект решения обсуждается всеми членами КТС. Окончательно доработанный вариант
проекта решения ставится на голосование. Решение КТС является обязательным для исполнения сторонами, поэтому оно должно содержать четкие, юридически правильные формулировки, чтобы
избежать затруднений в его исполнении[18].
В соответствии с ч.3 ст.388 ТК РФ надлежаще заверенные копии решения КТС в течение трех дней со дня его принятия вручаются работнику и работодателю. Закон не конкретизирует порядок исчисления этого срока, не оговаривая, например, что в течение трех рабочих дней должно быть выполнено установленное требование.
Итак, подведем итоги исследования.
КТС создается по инициативе работников (представительного органа) и (или) работодателя (организации и индивидуального предпринимателя) из равного количества представителей. Это значит, что в случае, если ни одна из сторон не проявила инициативы по созданию КТС, комиссия в организации может отсутствовать. Юридическая ответственность за отсутствие КТС в организации не предусмотрена. Не могут создавать КТС работодатели - физические лица или религиозные организации. В КТС рассматриваются на предмет их законного вынесения такие дисциплинарные взыскания, как замечание и выговор, увольнение - компетенция судов. Если срок исковой давности в КТС, в том числе и по незаконно вынесенным дисциплинарным взысканиям, - 3 месяца, то в районном суде срок исковой давности по делам об увольнении - 1 месяц.
Считаю, что подобное отличие в сроках обращения является прямым нарушением прав работника, а потому, поскольку речь идет о нарушении дисциплины как материальном предмете спора, необходимо установить единый срок исковой давности
- 3 месяца, в том числе и по делам о незаконном увольнении работника.
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС, в том числе и по дисциплинарным взысканиям, имеет ряд преимуществ. Для работника первое преимущество связано с исключительным правом обращения в КТС с заявлением о разрешении спора с удобными сроками исковыми (3 месяца) и процессуальными сроками рассмотрения заявления по существу (10 дней) и сроками обжалования (10 дней). Второе - связано с возможностью решения спора «миром». Для работодателя главное преимущество состоит в том, что деятельность КТС не попадает под сферу надзора и контроля органов Федеральной инспекции труда и прокуратуры (решение КТС может быть объектом проверки прокуратуры - часть 1 ст. 391 Трудового кодекса).
Заметим, что решение КТС не является окончательным: и работник, и
работодатель могут обратиться в суд,
чтобы повторно рассмотреть существо дело. В данном случае решение КТС не обжалуется, а рассматривается как доказательство по делу, рассматриваемому заново в районном суде.
СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1.Миронов В.И. Увольнения, сокращения, переводы, новые трудовые договоры, заработная плата: трудовые споры в условиях кризиса // Трудовое право. - 2009. - №5. - С. 7.
2. В.Р. Захарьин считает «единственным существенным изменением» ст. 387 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ «Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам» распространение действия норм о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых спорах КТС на индивидуальных предпринимателей. См.: Захарьин В.Р. Комментарий к изменениям в Трудовом кодексе Российской Федерации: для работодателей и работников. - М.: Юнорус, 2007. - С.110.
3.Там же. -С. 8.
4.Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2007. - С.564.
5.Костян И.А. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров // Справочник кадровика. - 2001. - № 2. - С.12.
6.Миронов В.И. Практическое пособие по урегулированию трудовых разногласий, споров, конфликтов // Трудовое право. - 2008. - №4. - С. 9.
7.Ставцева А.И. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров// Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. Ю.П. Орловский. - М., 2002. - С.792-793.
8.См.: Захарьин В.Р. Комментарий к изменениям в Трудовом кодексе Российской Федерации: для работодателей и работников. - С.111-112.
9.Индивидуальные и коллективные споры: новое в законодательстве/ [Гл. ред. В. Павленко] // Труд и право. - 2007. - №2. - С. 27.
10.Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2007. - С.565.
11.Костян И.А. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров // Справочник кадровика. - 2001. № 2. - С.20.
12.Костян И.А. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. - С.15.
13.Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. К.Н. Гусова. - С.566.
14.Дубровин А.В. Дисциплинарная ответственность в трудовых отношениях как вид юридической ответственности // Трудовое право. - 2008. - №8. - С.96.
15.Костян И.А. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. - С.16.
16. Там же. С.18.
17.Там же. С.17.
18.Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. К.Н. Гусова. - С.567.