О. Д. Ороева
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ
СОТРУДНИКОВ ОВД
Работа представлена кафедрой гражданского процесса Санкт-Петербургского университета
МВД России.
Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор Н. А. Васильчикова
В статье рассматривается общий порядок и особенности досудебного урегулирования трудовых споров с участием сотрудников ОВД, приводится классификация органов, которые рассматривают трудовые правонарушения до суда. Обосновывается необходимость создания трудовых арбитражей и комиссий по трудовым спорам.
The article considers a general order and peculiarities of a pre-trial regulation of labor disputes with participation of officials from Department of Internal Affairs, adduces a classification of officials, which examine pre-trial labor offences. It also proves the necessity of creation labor arbitrations and labor disputes committees.
В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации существует общий порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Согласно ст. 385 ТК РФ, индивидуальные трудовые споры рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам (далее КТС), которая гласит: «Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными Федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения»1.
Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегули-ровал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора2.
Трудовой кодекс РФ, в отличие от КЗоТ (ст. 204), не называет комиссию по трудо-
вым спорам первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обра-титься в судебные органы. Сомнения по поводу обязательного внесудебного рассмотрения трудового спора КТС разреши -ло Постановление Пленума Верховного Суда № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в котором разъяснено, что лицо, считающее, что его трудовые права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением -в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, часть вторая ст. 390, ст. 391 ТК РФ).
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (часть вторая ст. 387,
часть первая ст. 390 ТК РФ)3. Однако если стороны обращаются к этому арбитру (КТС), то они должны соблюдать определенный порядок разрешения спора и подчиняться тому решению, которое будет принято.
Некоторые авторы проводят классификацию субъектов, осуществляющих защиту трудовых прав в совокупности, в виде следующей системы4:
1. Сам работник.
2. Государственные органы:
• осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе и трудовых прав работников (Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, прокуратура);
• специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил безопасного ведения в отдельных отраслях (органы федеральной инспекции труда; федеральные надзоры - Госгортехнадзор, Госатомнадзор; государственные надзоры в составе федеральных органов исполнительной власти - органы государственного энергетического надзора Минэнерго России и государственно-эпидемиологическая служба Минздрава РФ).
3. Негосударственные органы и организации:
• комиссии по трудовым спорам;
• профессиональные союзы (как представители работников).
Анализируя классификацию, можно сделать вывод, что систематизация управомоченных на то органов, в установленном законодательном порядке, необходима для правореализующей деятельности, которая выражается в применении допустимых юридическими нормами правовых средств в ответ на невыполнение работодателем (уполномоченным им должностным лицом) возложенных на него обязанностей или совершение действий, препятствующих нормальному осуществлению работником предоставленных прав, с целью обеспечения их восстановления или признания, а также понуждения работодателя к надлежащему исполнению своих обязанностей5.
Применяя вышеизложенное к сотрудникам ОВД, для избежания трудовых правонарушений между ними и органом внутренних дел представляется необходимым создание органа, уполномоченного рассматривать и разрешать трудовые правонарушения до суда, поскольку вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностное лицо (в который или к которому сотрудник ОВД обращается) не всегда может разрешить спор, связанный с прохождением службы, достаточно компетентно.
Существует досудебное урегулирование как индивидуальных трудовых споров, так и коллективных. Согласно ст. 398 ТК РФ, коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между ра-ботниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров , соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях6.
Рассмотрение коллективных трудовых споров имеет собственный порядок досудебного урегулирования. При разрешении коллективного трудового спора, в соответствии со ст. 401 ТК РФ, обязательным этапом является рассмотрение спора примирительной комиссией. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже, а также в случаях необходимости стороны коллектив -ного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Эти органы осуществляют урегулирования споров в согласительном порядке, т. е. путем достижения сторонами взаимоприемлемого соглашения и исполнения обязанным лицом своих обязательств.
Согласно ст. 406 ТК РФ, создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок. Исходя из этого положения статьи, а также в соответствии с Конституцией (ст. 55), можно сделать вывод о том, что трудовые арбитражи должны быть созданы в органах внутренних дел.
В ст. 349 ТК РФ предусмотрено: «На работников ... и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами». В ч. 2 ст. 383 ТК РФ закреплено: «Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами»7. Анализируя положения ст. 349 и 383 ТК РФ, можно сделать вывод о том, что для сотрудников ОВД установлен особый порядок разрешения трудовых споров. Сотрудникам ОВД, в соответствии со ст. 27 Закона «О милиции» и ст. 62 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 41 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудник ОВД вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел Российской Федерации, а в установленных законом случаях - в суд8. В ст. 66 Положения о службе в ОВД установлено, что при возникновении споров по вопросам восстановления в должности, специальном звании на службе в ОВД сотрудник вправе обжаловать это решение вышестоящему начальнику ОВД, а решение, принятое министром внутренних дел РФ или Президентом РФ, - в суд. Таким образом, сотрудник ОВД вправе обжаловать свои права, связанные с прохождением службы в ОВД, в порядке подчиненности вышестоящему начальству или в суд.
В соответствии со ст. 11 и 14 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено непосредственное участие профессиональных союзов в разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров, причем их действия носят обязательный характер. При рассмотрении вопроса действий профессиональных союзов относительно сотрудни-ков ОВД Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ч. 2 ст. 4 предусматривается: «Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. определяются соответствующими федеральными законами»9. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 56 Положения о службе в органах внутренних дел: «Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел. Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер». Таким образом, отличительной особенностью деятельности профессиональных союзов в органах внутренних дел является то, что их предложения носят рекомендательный характер, а предложения профессиональных союзов на предприятиях, в организациях носят обязательный характер.
В соответствии с Законом «О прокура-туре» сотрудник ОВД, если считает, что неправомерными действиями (решениями) органов внутренних дел или их должност-
ными лицами нарушены его права и свободы, вправе обратиться с заявлениями, жалобами в прокуратуру. Прокурор в установленном законном порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших трудовое правонарушение.
Также возможно обращение сотрудников ОВД в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами, что является немаловажным средством осуществления защиты трудовых прав.
Исходя из вышеизложенного особенности досудебного урегулирования трудовых
споров с участием сотрудников ОВД за -ключаются в том, что в органах государственной власти не создаются комиссии по трудовым спорам, поэтому считается необходимым создание органа, уполномоченного рассматривать и разрешать трудовые правонарушения до суда, а также сотрудники ОВД для разрешения спора вправе выбрать орган, которому они доверяют. К этому следует добавить, что при обращении в вышестоящий орган за сотрудниками ОВД, в соответствии со ст. 46 Конституции РФ, сохраняется право обращения в суд за защитой своих прав.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Треушников М. К. Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. М.: МГУ. 1995. С. 177-180.
2 Бондов С. Н. Индивидуальные трудовые споры с участием сотрудников ОВД. Домодедово ВИПК. 2004. С. 13-15.
3 Савельева Т. А. Правоприменительная деятельность и досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Томск, 2002. С. 15-17.
4 Лазарева Е. А. Процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из трудовых правоотношений. Саратов, 2005. С. 49-71.
5 Коробченко В. В. Защита трудовых прав и интересов работников // Журнал российского права. 2002. № 12. С. 59-67.
6 Бабурин С. Н., Забейворота А. И., Глисков А. Г., Глисков А. А. Защита трудовых прав граждан. М.: МЦФЭР, 2005. С. 254-260.
7Бондов С. Н. Указ. соч. С.27-32.
8 Гайдов В. Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государственной службы. Автореф. ... канд. юр. наук. Омск, 2001. С. 4-12.
9 См. Закон РФ «О милиции» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; СЗРФ. 2001. № 32. Ст. 3316 и Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1 с последующими изменениями и дополнениями.