Научная статья на тему 'Общие принципы создания и функционирования комиссий по трудовым спорам'

Общие принципы создания и функционирования комиссий по трудовым спорам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1412
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО / ПРИНЦИП / ТРУДОВЫЕ СПОРЫ / КОМИССИЯ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слюсар Андрей Николаевич

В статье рассматриваются общие принципы создания и функционирования комиссий по трудовым спорам. Освещены основные проблемы, влияющие на их деятельность. Проведен анализ практического применения действующего законодательства Украины по вопросам деятельности современной комиссии по трудовым спорам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PRINCIPLES OF THE ESTABLISHMENT AND FUNCTIONING OF COMMISSION ON LABOUR DISPUTES

The article considers general principles of the establishment and functioning of commission on labour disputes. There are the most popular aspects of commission on labour disputes reflected, that have an influence on its operation. The article has an analysis of practical application Ukrainian legislation in force in part of modern commission on labour disputes operation.

Текст научной работы на тему «Общие принципы создания и функционирования комиссий по трудовым спорам»

УДК 349.2

Андрей Николаевич Слюсар,

д-р юрид. наук, профессор Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМИССИЙ ПО

ТРУДОВЫМ СПОРАМ

В статье рассматриваются общие принципы создания и функционирования комиссий по трудовым спорам. Освещены основные проблемы, влияющие на их деятельность. Проведен анализ практического применения действующего законодательства Украины по вопросам деятельности современной комиссии по трудовым спорам.

Ключевые слова: трудовое право, принцип, трудовые споры, комиссия по трудовым спорам, индивидуальные трудовые споры.

В современном трудовом законодательстве Украины предусмотрено два пути рассмотрения трудовых споров - судебный и внесудебный. К первому относятся суды общей юрисдикции, второй представляет комиссия по трудовым спорам (далее - КТС), которая является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях. Согласно ч. 1 ст. 223 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ) комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. Из положений ст. 224 КЗоТ Украины следует, что КТС рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров, оставляя суду лишь четко установленные категории дел, предусмотренные ст. 232 КЗоТ Украины.

При таких обстоятельствах КТС выделена как основной орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Такой точки зрения придерживался А. Н. Куринной, отводя КТС роль «достаточно эффективного звена в системе рассмотрения индивидуальных трудовых споров при удачном использовании их потенциала». Ч учетом такого своего статуса КТС должна быть сформирована на основных ее началах, именуемых принципами.

Под принципами (в философском значении этого термина) мы понимаем (лат. ргтарш^ фр. Рг"таре- основа, начало) основные исходные положения теории, учения, науки, мировоззрения; центральные понятия, определяющий идеи, которые распространяется на все явления знаний в области, где этот принцип абстрагирован. Выражая существенные положения последней, принцип отличается значимостью, императивностью и универсальностью [1]. Для него характерно свойство абстрактного отражения закономерностей социального бытия, что обуславливает его важную роль в структуре широкого круга явлений. Иными словами, это объективно присущие праву отправные начала, неоспоримые требования (позитивные обязательства), которые предъявляются к участникам общественных отношений с целью гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и общественных интересов, а также своеобразная система координат, в рамках которой развивается право, и одновременно вектор, определяющий направление его развития [2].

Принципы являются основанием права, находятся в его содержании, выступают в качестве ориентиров в формировании права, отражают сущность права и основные связи, реально существующие в правовой системе. В принципах сосредоточено мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Поэтому принципы права можно назвать стержнем правовой материи.

Принципы, на которых основываются создание и функционирование КТС, берут свое начало еще со времен Советского Союза, когда в Кодексе законов о труде (1922 г.) было зафиксировано досудебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

В это же время было отражено основной принцип формирования КТС, прямо предусмотренный в Кодексе законов о труде (1922 г.), - принцип паритетности, обязывающий равное количество представителей со стороны работников и работодателя. Следуя этому принципу, секретарь и председатель КТС должны быть избраны из состава представителей, входящих в состав ее сторон, т. е. избрание представителя работодателя председателем КТС должно корреспондировать избранию секретаря из состава представителей работника и наоборот. В формировании КТС немалую роль играет принцип диспозитивности ее общего формирования, заключающийся в том, что порядок, численность, состав и срок полномочий комиссии не предусмотрены законодательством, а оставлены на усмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива. На крупных предприятиях могут возникнуть определенные трудности с уведомлением всего коллектива работников о проведении общего собрания, с согласованием даты и времени его проведения. Теоретически это сделать возможно, но практически довольно сложно. В связи с этим целесообразно было бы выделить еще один принцип формирования КТС -принцип делегирования представителей работников.

Ни один из указанных принципов не закреплен на законодательном уровне, что не способствует эффективной работе КТС и приводит к соответствующим негативным последствиям.

Так, несмотря на принцип паритетности, существовавший еще в Кодексе законов о труде 1922 г., в действующем КЗоТ Украины он не соблюдается. Согласно положениям ч. 2 ст. 223 КЗоТ Украины численность работников в составе комиссии по трудовым спорам предприятия должно быть не менее половины ее состава. Сама норма содержатся еще и иные недостатки. Во-первых, в вышеуказанной статье речь идет о числе работников, которого на современных предприятиях может и не быть; во-вторых, их численность не соответствует принципу паритетности (так как прописано, что численность работников в составе КТС должна быть не менее половины ее состава); в-третьих, в указанном положении КЗоТ Украины речь идет исключительно о предприятиях, а учреждения и организации оставлены без внимания.

В законодательстве вообще отсутствует механизм создания КТС, как и четкой процедуры обеспечения ее деятельности. Остается открытым вопрос, как именно общее собрание (конференция) должно образовывать комиссию: либо путем тайного голосования, либо путем открытого голосования, или просто по собственному желанию владельца из числа работников.Именно этот пробел в законодательстве дает владельцу возможность непосредственно влиять на работу КТС, поскольку, наиболее вероятно, именно по его инициативе будет утвержден такой состав комиссии, который будет поддерживать его интересы, а не защищать трудовые права работников. Поэтому эффективности в деятельности этой КТС, конечно, не будет, а значит, и выполнять в полном объеме возложенные на нее функции по защите прав работников она не сможет.

На наш взгляд, наиболее правильным подходом к формированию КТС стал бы вариант ее создания путем тайного голосования. Именно этот способ в большой мере исключает возможность внешнего воздействия, ибо лицо голосует за определенного кандидата. Также такой способ формирования КТС будет наиболее соответствовать началам и принципам европейской демократичности, что стало бы еще одним шагом Украины на пути к увеличению социальной защищенности работника. Эффективность деятельности КТС существенно зависит от уровня определенности в законодательстве процедуры ее создания и принципов работы.

Поскольку индивидуальные трудовые споры разрешаются судами в порядке гражданского судопроизводства, уместно было бы ориентироваться на определенные из них [3]. С учетом этого, исходя из требований законодательства к формированию КТС,

кроме указанных принципов следует установить еще такие: (а) выборность членов комиссии, (б) невозможность совмещения должностей в КТС, (в) независимость членов комиссии, (г) ответственность ее членов за принятие заведомо незаконного решения. Таким образом, законодательное закрепление указанных принципов существенно повысит эффективность работы КТС.

Анализируя положения действующего КЗоТ Украины в части создания и функционирования КТС, можно сделать вывод, что общие основы ее существования и деятельности почти не предусмотренные действующим законодательством Украины и что большинство вопросов законодатель оставляет на усмотрение сторон. Согласно ч. 4 ст. 223 КЗоТ Украины по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы КТС в цехах и других аналогичных подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами последних и действуют на тех же основаниях, что и КТС предприятий, учреждений, организаций. В таких комиссиях могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Организационно-техническое обеспечение КТС (предоставление оборудованного помещения, печатной и иной техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовка и выдача копий решений и пр.) осуществляется собственником или уполномоченным им органом.

Факт зависимости КТС от собственника или уполномоченного им органа, в том числе в вопросах материально-технического обеспечения, - это еще один существенный моментом в ее деятельности. Чтобы комиссии могли полноценно работать и выполнять предусмотренные для них функции, необходимо на законодательном уровне установить те существенные для их создания позиции, которые могли бы обеспечить их продуктивную работу.

Отсутствие четкого перечня принципов, регламентирующих деятельность КТС, создает условия неравенства. Принятие решений комиссией целиком зависит от воли его членов. При таких условиях принятые решения по одинаковым вопросам могут существенно отличаться. Поэтому важно на законодательном уровне максимально четко определить все спорные моменты создания и деятельности КТС.

Считаем, что для эффективной работы комиссии необходимо на законодательном уровне закрепить такие принципы, как диспозитивность, процессуальное равенство сторон, рациональная процессуальная форма, невозможность процессуального совместительства, коллегиальность и непосредственность в рассмотрении индивидуального трудового спора, устность.

Учитывая опыт европейских стран при разрешении индивидуальных трудовых споров, отметим наиболее важный принцип содействия в достижении примирения между сторонами. В процессе рассмотрения трудового спора глава комиссии выражает свое обоснованное мнение по существу спора, предоставляя сторонам возможность достичь компромисса, рассмотрев суть всех разногласий [4].

Решая вопросы, связанные с организацией деятельности КТС, следует определить форму и содержание заявления, с которым работник обращается в КТС. Также важно определить основания, по которым КТС не будет принимать заявление к рассмотрению (если спор не подведомствен рассмотрению в КТС; если в данном индивидуальном трудовом споре уже есть неотмененное решение КТС; если указанный спор уже рассматривается в КТС или судом; если заявление подано ненадлежащим лицом; если нарушены сроки обращения в КТС).

Если заявление принимается КТС в установленные законом сроки, необходимо определить процедуру ее рассмотрения. Принимается решении, в каком порядке проводить заседание, в каком порядке предоставляются и исследуются доказательства (документы, показания свидетелей, прочее).

Согласно положению ст. 225 КЗоТ заявление работника, поступившее в комиссию, подлежит обязательной регистрации. Работник может требовать выдать ему документ, удостоверяющий принятие его заявления по трудовому спору специально уполномоченным лицом.

Законодательством предусмотрена обязанность КТС заблаговременно, в письменной форме уведомить работника и работодателя о дате и времени рассмотрения трудового спора. Заседания комиссии проводятся в нерабочее время, если коллективным договором не предусмотрено иное.

Для определения правомочности заседания КТС в протоколе заседания фиксируется численность избранных в КТС работников, присутствующих членов комиссии и тех членов комиссии, которые проголосовали за принятое решение.

Работник и работодатель имеют вправе заявить мотивированный отвод любому члену КТС. Заявление об этом должно быть мотивированным (например, заинтересованность члена комиссии в решении дела, неприязненные отношения члена КТС с заявителем и др.). Вопрос об отводе решается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Член комиссии, которому заявлен отвод, не принимает участия в решении этого вопроса.

Порядок и сроки рассмотрения спора в КТС установлены ст. 226 КЗоТ Украины. Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи работником заявления.

Споры должны рассматриваться в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя работодателя. Рассмотрение трудового спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. По желанию работника при рассмотрении спора от его имени может выступать представитель выборного профсоюзного органа или по выбору работника другое лицо, в том числе адвокат. Полномочия адвоката и другого лица, которые будут выступать от имени работника на заседании КТС, могут быть оформлены доверенностью, заявлением работника на заседании комиссии или иным письменным документом, по которому определяется факт предоставления таких полномочий.

В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение заявления откладывается до следующего заседания. При повторной его неявке без уважительных причин комиссия вправе вынести решение о снятии с рассмотрения заявления работника по трудовому спору. Но это не лишает работника права вновь подать заявление в трехмесячный срок со дня, когда он узнал (или должен был узнать) о нарушении своего права.

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, поручать специалистам осуществлять технические, бухгалтерские и иные проверки, требовать от работодателя необходимые расчеты и документы. Участие в заседании комиссии - дело добровольное; действующим законодательством не предусмотрены меры принуждения к свидетелям, специалистам, работникам, избранным в состав профсоюзных органов. Нежелание свидетелей, специалистов или иных лиц принимать участие в рассмотрении индивидуального трудового спора может сделать невозможным для КТС принятие обоснованного и справедливого решения, поскольку каких-либо рычагов влияния комиссия не имеет.

Заседание КТС проводятся открыто, на них могут присутствовать все желающие. Заседание ведет глава КТС или его заместитель, секретарь ведет протокол ее заседания. Это протокол подписывают глава КТС или его заместитель и секретарь. В нем фиксируются ход рассмотрения трудового спора, все вопросы, просьбы и аргументы сторон, выступления свидетелей, экспертов, оценка письменных доказательств, мотивированный отвод и иные сведения по делу и предложения членов КТС.

Заседание комиссии начинается с проверки присутствующих и полномочий представителей сторон спора. Для изложения сути последнего слово предоставляется

работнику или его представителю, далее - представителю работодателя, затем свидетелям, специалистам и иным лицам, приглашенным участвовать в деле.[5]

Проанализировав указанную процедуру проведения заседания КТС, делаем вывод, что законодательство не содержит четкого регламента ведения заседания. Учитывая это, считаем необходимым прописать указанный регламент.

На наш взгляд, принципы, как основоположные начала создания и деятельности КТС, в безусловном порядке должны быть закреплены на законодательном уровне и отражены в соответствующих нормах проекта Трудового кодекса, посвященных КТС. Отсутствие законодательного закрепления этих принципов влечет ряд негативных явлений в процессе существования и функционирования комиссии по трудовым спорам. Например, непонятно, кто должен главенствовать на заседании КТС; кто обязан проверять явку участников, свидетелей, специалистов и иных лиц на заседание комиссии; кто и каким образом будет исследовать предоставленные участниками доказательства, объявлять выводы проведенных по поручению КТС технических, бухгалтерских и других проверок. Неопределенным остается важный вопрос порядка выступления (допроса) свидетелей: в какой последовательности приглашать их на заседание для дачи объяснений - сразу всех или по одному.

КТС принимает решение большинством голосов своих членов, присутствующих на ее заседании. Член комиссии, который не согласен с решением большинства ее членов, тоже подписывает протокол заседания КТС.

Определяя порядок утверждения комиссией решения, законодатель не указывает, как должно оно приниматься, каким образом и в какой момент члены КТС должны проголосовать и как должно происходить голосования. По нашему мнению, наиболее правильным является открытое голосование сразу по окончании рассмотрения предоставленных свидетельств и доказательств. Именно такой порядок, по нашему убеждению, будет соответствовать требованиям прозрачности и непредвзятости принятого решения.

Если возникают сомнения относительно непредвзятости членов КТС, необходимо определить целесообразность рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС иного предприятия, учреждения или организации. В каких ситуациях есть смысл проводить такое рассмотрение? Какие вопросы надо рассматривать таким образом и нужно ли вообще? Если надо, то кто и каким образом обязан решать, где должен рассматриваться индивидуальный трудовой спор? Считаем, что указанные вопросы следует отнести на усмотрение самого работника, подающего заявление.

При предоставлении КТС статуса юридического лица, имеющего целью разрешение индивидуальных трудовых споров уместно, на наш взгляд, было бы ведение обобщений практики и статистики деятельности КТС. На базе такой информации возможно создать определенную научную базу для детального изучения проблем, возникающих при рассмотрении индивидуальных трудовых споров и принятии определенных решений. Такой системный подход к изучению и разрешению проблем создания и деятельности КТС в значительной степени улучшит эффективность ее работы. Именно анализ и обобщение позволят создать нормативно-информационную базу, что будет способствовать развитию эффективности деятельности КТС, позволит своевременно выявлять и устранять недостатки в ее работе.

С помощью информации о деятельности КТС могут быть созданы методические пособия, которые будут использоваться членами этой комиссии в их работе. Целесообразным так же было бы создание справочника для членов КТС.

Список литературы: 1. Теорiя держави i права: акад. курс: тдруч. / за ред. О. В. Зайчука, Н. М. Отщенко. - К. : Юршком 1нтер, 2006. - 688 с. 2. Скакун О. Ф. Теорiя держави i права: тдруч.; пер. з рос. / О. Ф. Скакун. - Х. : Консум, 2001. - 656 с. 3. Цившьний процес Укра'1'ни: тдруч. / за ред. С. О. Харитонова. - К. : 1стина. - 2011. - 536 с.

4. Cпецiалiзована трудова юстищя у кранах Свропи: досвiд для Украши // BicH. Вищ. ради юстици. - № 2. - 2010. - С. 75-82. 5. Трудове право Украши: навч. noci6. [для студ. вищ. навч. закл.] / Л. П. Грузшова, В. Г. Коротан. - К. : МАУП, 2003. - Ч. 2. - 136 с.

ЗАГАЛЬН1 ПРИНЦИПИ СТВОРЕННЯ I ФУНКЦ1ОНУВАННЯ КОМ1С1Й ПО

ТРУДОВИХ СПОРАХ Слюсар А. М.

У статп розглядаються загальнi принципи створення i функцiонування комiciй по трудових спорах. Висв^лено оcновнi проблеми, якi впливають ïx дiяльнicть. Проведено аналiз практичного застосування чинного законодавства Украши з питань дiяльноcтi cучаcноï комюп по трудових спорах.

Ключовг слова: трудове право, принцип, трудовi спори, комiciя по трудових спорах, шдивщуальш трудовi спори.

GENERAL PRINCIPLES OF THE ESTABLISHMENT AND FUNCTIONING OF COMMISSION ON LABOUR DISPUTES Sliusar A. M.

The article considers general principles of the establishment and functioning of commission on labour disputes. There are the most popular aspects of commission on labour disputes reflected, that have an influence on its operation. The article has an analysis of practical application Ukrainian legislation in force in part of modern commission on labour disputes operation.

Key words: labour law, principle, labor disputes, the commission on labor disputes, individual labor disputes.

Поступила в редакцию 11.06.2014 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.