Научная статья на тему 'Вопросы бухгалтерского и налогового учета расходов на рекламу'

Вопросы бухгалтерского и налогового учета расходов на рекламу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы бухгалтерского и налогового учета расходов на рекламу»

Опрос, проводимый специалистами филиала ФГОУВПО «РГУТиС» в г. Махачкале среди руководителей региональных гостиниц показал, что в различных системах бронирования представлено менее 9% средств размещения, работающих в регионе. Низкая представленность региональных средств размещения в сети Интернет свидетельствует о недостаточном продвижении гостиничного продукта на рынок внутреннего и въездного туризма в РФ.

Анализ сайтов гостиниц, работающих на территории республики выявил следующие недостатки:

- отсутствие возможности бронирования проживания посредством сайта в большинстве отелей;

- наличие многоплановой информации, затрудняющей запоминание необходимых сведений;

- применение терминологии для классификации номеров не соответствующей Российской Системе классификации средств размещения ( например, категория «полулюкс»);

- отсутствие фотографий хорошего качества не только номеров гостиницы, но и вида из окна;

- нерегулярное проведение мониторинга отзывов гостей, а на некоторых сайтах отсутствие канала обратной связи с клиентами.

Таким образом, гостиничному комплексу региона предстоит проведение объемной работы по налаживанию каналов продвижения и продаж гостиничного продукта.

Литература:

1. Малиновская С. «Реклама - двигатель продаж». Ж. «Отель», № 1, 2011 с.28-29.

Шахбанов Р.Б.

ВОПРОСЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ

В статье рассматривается порядок ведения учета расходов на рекламу. Систематизирован состав и перечень расходов, относящихся к рекламной деятельности. Рассмотрены особенности классификации, признания и отражения расходов на рекламу в бухгалтерском и налоговом учете. Даны предложения по ведению налогового учета расходов на рекламу.

Shakhbanov R.B.

BUSINESS ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING ADVERTISING

COSTS

In article the order of conducting the account of expenses on advertizing is considered. The structure and the list of the expenses concerning advertizing activity is systematized. Features of classification, a recognition and reflection of expenses on advertizing in the accounting and tax account are considered. Offers on conducting the tax account of expenses on advertizing are given.

В условиях рыночной конкуренции важным фактором, влияющим на объем продаж и выручку организаций, является маркетинговая деятельность компании. Маркетинговая деятельность организации связана с определенными и часто существенными расходами, в составе которых наиболее традиционными и значительными являются расходы на рекламу. Многообразие форм и методов рекламы, значительность сумм, направляемых компаниями на рекламную

262

деятельность, обуславливают некоторые различия в признании, оценке расходов на рекламу в целях бухгалтерского учета и налогообложения, установленные соответствующими нормативными документами.

Бухгалтерский учет расходов на рекламу регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 33н, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н, и другими документами.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, расходы на рекламу собственной продукции (товаров, работ, услуг) признаются в бухгалтерском учете организации расходами по обычным видам деятельности [2]. Однако для признания расходов необходимо соблюдение следующих условий:

-расходы производятся в соответствии с договорами, требованиями законодательных и нормативных актов;

- сумма расходов может быть определена;

- расходы приводят к уменьшению экономических выгод организации. Расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности. В состав расходов на рекламу входят:

- расходы на световую и иную наружную рекламу (изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;

- расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время массовых рекламных компаний (запись производится организациями, осуществляющими промышленную и иную производственную деятельность).

Признание расходов зависит от способа признания продажи в соответствии с учетной политикой организации. Расходы на рекламу признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Если же организация приняла порядок признания продажи после поступления денежных средств, то расходы принимаются после погашения задолженности.

Основанием для признания расходов на рекламу в качестве расходов по обычным видам деятельности являются различные оправдательные и распорядительные документы, подтверждающие выполнение рекламных работ и услуг. К ним, в частности, относятся:

-договор на оказание рекламных услуг;

-протокол согласования цен на рекламные услуги;

-свидетельство о праве размещения наружной рекламы;

-паспорт рекламного места; утвержденный дизайн-проект;

-акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг); -счета-фактуры от агентства рекламных услуг;

-документы, подтверждающие оплату рекламных услуг; -требование-накладная и накладная на отпуск материалов на сторону;

-акт о списании товаров (готовой продукции);

-акт об уценке товаров.

Расходы на рекламу связаны со сбытом продукции (товаров, работ, услуг), поэтому они являются коммерческими расходами. Коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году в полном объеме по обычным видам деятельности.

В случае признания организацией в соответствии с установленным порядком коммерческих расходов полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности расходы организации по сбыту продукции отражаются по статье «Коммерческие расходы». Для учета коммерческих расходов предусмотрен самостоятельный синтетический счет 44 «Расходы на продажу»[3].

В бухгалтерском учете суммы расходов на рекламу, учтенные по дебету счета 44 «Расходы на продажу», списываются на себестоимость проданной продукции (товаров) полностью или пропорционально объему реализованной продукции (товаров) в зависимости от способа списания коммерческих расходов, указанных в приказе по учетной политике организации. Если организация признала полностью сумму учтенных в отчетном периоде расходов на рекламу, то отражают ее в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж»

Кредит 44 «Расходы на продажу» субсчет «Расходы на рекламу»

Если же организация признает, что не все затраты относятся к отчетному периоду, то они подлежат распределению на основании приказа по учетной политике организации и списывается по этой же проводке часть учтенных в отчетном периоде расходов на продажу продукции. А не подлежащая распределению в установленном порядке между проданным товаром и остатком товаров на конец месяца расходов на рекламу остается на счете 44 «Расходы на продажу» в виде остатка.

Ведение налогового учета расходов на рекламу регламентируется Налоговым Кодексом РФ [1.С.397].

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ в целях налогового учета расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. К ним относятся:

«расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой органи-

зации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса».[1.с.286]

В отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете выделяются два вида рекламных расходов:

-нормируемые;

-ненормируемые.

Перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым (п. 4 статьи 264 НК РФ). Данные расходы принимаются для целей налогообложения в полном объеме. Остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым, их перечень остается открытым, и для целей налогообложения принимаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Признание рекламных расходов в налоговом учете осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ, которая предусматривает два возможных метода признания доходов и расходов:

метод начисления (ст. 271,272 НК РФ); кассовый метод (ст. 273 НК РФ).

Организации, использующие метод начисления для признания доходов (расходов) в целях налогообложения прибыли, учитывают расходы на рекламу в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они фактически были осуществлены, независимо от времени выплаты денежных средств. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (сделки, которые длятся более одного отчетного (налогового) периода).

При этом, согласно статье 272 НК РФ для организаций, использующих метод начисления, дата осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы по изготовлению рекламных носителей информации признается одна из следующих дат:

-дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

-дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

-последний день отчетного (налогового) периода.

Кассовый метод могут применять организации, если в среднем за предыдущие четыре квартала, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Для таких организаций датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Рекламные расходы у налогоплательщика при кассовом методе принимаются к учету после только их оплаты.

Учитывая деление расходов на нормируемые и ненормируемые налогоплательщику целесообразно вести раздельный учет нормируемых и ненормиру-емых расходов на рекламу. По окончании отчетного (налогового) периода необходимо сопоставить величину расходов, посчитанную как 1% от выручки, с суммой ненормируемых расходов на рекламу.

В налоговом учете расходы, произведенные налогоплательщиком, на прямые и косвенные (статья 318 НК РФ). Рекламные расходы признаются косвенными и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Литература:

1.Налоговый Кодекс РФ. - М.: Омега, 2009. -588с.

2.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Приказ Минфина РФ от06.05.1999 г. №33н.

3.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 . №94н.

Нажмутдинова С.А., Шахшаева А. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

В условиях рыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народного хозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения. В этой связи вопрос ценообразования на образовательные услуги актуален. В работе определены основные стратегии ценообразования с учетом применения на рынке образовательных услуг, рассматривается один из возможных подходов к стратегии определения цен на образовательные услуги, учитывающий особенности внутренней среды организации.

Ключевые слова: маркетинг, ценообразование на образовательные услуги, конкуренция.

Nazhmutdinova S.A., Shahshaeva A. PRICING EDUCATIONAL SERVICES IN VIEW OF PROTECTION

OF THE INTERNAL FACTORS

In a market economy, higher education becomes a branch of the economy and subject to the general laws of supply and demand. In this regard, the question of pricing for educational services is relevant. The paper identifies the key pricing strategies in the light of the educational services market, is considered one of the possible approaches to the strategy of determining prices for educational services, taking into account the peculiarities of the internal environment of the organization Keywords: marketing, pricing for educational services, competition.

В условиях рыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народного хозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и с известной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, так и высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в данной сфере. В соответствии с Законом РФ «Об образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.