Научная статья на тему 'ВОПРОС КАЧЕСТВА КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЙ УСЛУГИ ПО ДОГОВОРУ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

ВОПРОС КАЧЕСТВА КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЙ УСЛУГИ ПО ДОГОВОРУ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО УСЛУГ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Стебекова М. П.

В статье рассматривается вопрос качества косметологической услуги. Раскрывается роль договора возмездного оказания медицинской услуги. Предлагается решение проблем качества косметологических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Стебекова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОС КАЧЕСТВА КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЙ УСЛУГИ ПО ДОГОВОРУ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

УДК 347.4

М. П. Стебекова

ВОПРОС КАЧЕСТВА КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЙ УСЛУГИ ПО ДОГОВОРУ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

В статье рассматривается вопрос качества косметологиче-ской услуги. Раскрывается роль договора возмездного оказания медицинской услуги. Предлагается решение проблем качества косметологических услуг.

Ключевые слова: договор возмездного оказания медицинских услуг, косметологические услуги, качество услуг.

В настоящее время широкое распространение получили медицинские услуги, направленные на улучшение внешности человека, в частности косметологические услуги.

Специфика косметологических услуг требует особого подхода в правовом регулировании. В силу новизны услуг в отрасли косметологии используются незарегистрированные и экспериментальные медицинские технологии и техники, косметологические услуги нередко оказываются организациями и предпринимателями, не имеющими лицензии, а отдельные косме-тологические услуги вообще выполняются в парикмахерских и салонах красоты лицами без медицинского образования, в антисанитарных условиях. Требования к сертификации и образованию специалистов, а также другие установленные законом требования для получения лицензии четко не определены и резко занижены. Но даже имеющиеся требования на практике часто не соблюдаются. Сложившуюся ситуацию усугубляет и отсутствие стандартов в этой сфере услуг.

В России отсутствуют официальные требования к образовательной подготовке и уровню профессионализма пластических хирургов и косметологов. Косметологами зачастую становятся люди, которые не имеют вообще никакого медицинского образования. В российских медицинских вузах готовят врачей, способных восстановить лицо пациента после несчастного случая. Но совершенствовать внешность клиентов, желающих эстетически улучшить свой внешний облик, в соответствии со всеми правилами и нормативами, не учат нигде.

Нередки случаи использования незарегистрированных медицинских технологий и медицинской техники, например, стволовых клеток, которые применяли для омоложения пациентов, в то время как этот метод официально считается экспериментальным и применять его можно только на добровольцах и лишь в научно-исследовательских институтах. [1]

Современный Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [2], заменивший ранее действовавшие Законы о стандартизации и о сертификации, исключил услуги из сферы обязательной стандартизации.

Как показывает анализ нормативно-правовых актов, в действующем законодательстве отсутствуют специальные нормативные акты, регулирующие порядок проведения операций по изменению внешнего облика человека.

Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения относительно того, относятся ли косметологические услуги к медицинским или нет.

Так, например Андреев Ю. Н. считает, что услуги, предусматривающие не восстановление здоровья, лечение человека, а изменяющие, улучшающие внешний вид пациента (например, косметологические) не относятся к категории медицинских услуг. [3]

Но с этой точкой зрения нельзя согласиться. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 4. ст. 2) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

По Приказу Росстата от 23.07.2009 № 147 [4] п. 49. Медицинские услуги включают услуги косметологических учреждений.

© Стебекова М. П., 2012.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2012. N95(8).

Косметологические услуги следует отличать от косметических услуг, которые не являются собственно медицинской деятельностью и могут оказываться не только лечебными учреждениями, но и салонами красоты, парикмахерскими и т. д.

В отличие от косметологических, косметические услуги представляют собой косметические процедуры (мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики), оказываемые в учреждениях коммунально-бытового назначения и в спортивно-оздоровительных учреждениях, не требующих медицинского контроля и получения лицензии.

Косметологические услуги, являясь разновидностью медицинских услуг, направлены на разработку и реализацию методов, способов и средств лечения и профилактики деформаций и дефектов покровных тканей лица, тела и конечностей функционально-эстетического характера. Данные услуги делятся на терапевтические, то есть представляющие собой лечебно-профилактические мероприятия без нарушения целостности кожного покрова и хирургические услуги, оказываемые методом нарушения целостности кожного покрова.

Основными причинами обращения людей в косметологическое учреждение или клинику для проведения косметологических процедур, а в частности пластических операций можно считать: борьбу с возрастными изменениями; восстановление фигуры после родов; комплексы по поводу своей внешности; реконструктивную хирургию; эстетическую операцию по медицинским показаниям. После любой пластической операции возможен ряд осложнений, таких как: аллергия, повторные кровоизлияния, рубцевание, инфекции, местный паралич или нарушение осязательной функции, затруднение дыхания после ринопластики, видимые физические асимметрии, временная глухота и длительное заживание ран, вызванное нарушением циркуляции крови; некроз (омертвение кожи) и даже смерть пациента. [5]

Нередко неверные действия пластических хирургов угрожают не то что привлекательности или здоровью пациентов, а их жизни. Так 40% смертей в России происходит по причине низкого качества медицинского обслуживания. [6]

Споры о качестве оказанных услуг и возмещении убытков, причиненных некачественными услугами, встречаются в судебной практике в последнее время довольно часто.

Оценка качества исполнения по договору возмездного оказания услуг с учетом легального определения услуги в п. 1 ст. 779 ГК РФ как деятельности, не направленной на создание какого-либо результата, предполагает определенную специфику в сравнении с оценкой качества работ.

В литературе преобладает подход, согласно которому оценка качества услуги подразумевает характеристику самого процесса оказания услуги (процедуры) и условий ее потребления, но не результата деятельности исполнителя. Соответственно, недостижение какого-либо результата не может по общему правилу рассматриваться как ненадлежащее исполнение обязательства и являться основанием для отказа в выплате вознаграждения исполнителю или применения к нему мер ответственности. Эта позиция нашла отражение в судебной практике по спорам, связанным с проведением лечебными учреждениями пластических операций (косметология хирургическая). [7]

Так, Ш. обратилась в суд с иском к клинической больнице о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, мотивируя тем, что ей была проведена некачественная пластическая операция, требуемый результат не достигнут: морщины на лице и шее не удалены, возникла асимметрия левой и правой половины лица. Заявлены требования о взыскании с ответчика стоимости проведенной операции и компенсации морального вреда. Суд, рассмотрев представленные доказательства, в том числе заключение судебно-медицинской экспертизы, которым подтверждалось соответствие проведенной операции стандартной методике и отсутствие каких-либо послеоперационных осложнений у Ш., в иске отказал. [8]

Аналогичным было решение по другому делу, где истец С. просил взыскать с государственного учреждения «НИИ медицинских проблем Севера» (далее - НИИ) компенсацию морального вреда, причиненного вследствие некачественно проведенной пластической операции (ринопластика), возникших осложнений в виде затруднения носового дыхания и неизгладимого обезображивания лица (асимметрия кончика носа).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у истца еще до проведения пластической операции имелась деформация носа (утолщенный кончик носа, расширенное основание и пр.), сама операция была проведена в соответствии с действующими методиками, данных, свидетельствующих о нарушении здоровья истца, также не выявлено. С учетом результатов экспертизы и других доказательств по делу суд вынес решение об отказе в иске. [9]

В приведенных судебных решениях недостижение медицинской организацией благоприятного результата, на который рассчитывал пациент, суд не счел достаточным основанием для возмещения убытков и компенсации морального вреда пациенту, поскольку была соблюдена стандартная методика для данного вида медицинской услуги. Возможно, суд вынес бы иное решение, если планируемый результат пластической операции был бы согласован сторонами в договоре об оказании платных медицинских услуг или оформлен в виде приложения к договору (с помощью компьютерного моделирования и т.п.).

Пластические операции зачастую выполняются пластическими хирургами без заключения договора с пациентом или же заключаемые договора содержат условия, в которых не оговаривается ответственность пластических хирургов в случае неудавшейся пластической операции. Нередки случаи заключения договоров с условиями, в которых существуют формулировки «Ознакомлен с объемом операции и о возможных негативных последствиях. Претензий не имею».

Выходом из создавшейся ситуации может быть разрешение (урегулирование) вопросов качества (стандартов, сертификации) медицинских услуг на законодательном уровне, а также установление критериев, характеристик, показателей, условий качества самими сторонами в конкретном договоре оказания медицинской услуги (услуг).

Хочется отметить и поддержать предложение Камалиевой Л. А., изложенное в статье «Медицинские услуги, опасные для жизни и здоровья потребителей». [10] Она пишет, что Минздравсоцразвития следовало бы издать приказ, обязывающий врачей и клиники проводить пластические операции клиентам исключительно на договорной основе. В договорах в обязательном порядке должна содержаться ссылка на имеющуюся лицензию клиники и сертификат специалиста врача [11], производящего операцию, а также на документы, подтверждающие безопасность используемых в ходе операции материалов, инструментов и лекарственных препаратов.

Представляется, что качество оказываемых медицинских услуг должно соответствовать современным требованиям к профессиональной квалификации врача-специалиста, техническим медицинским средствам оказания медицинской помощи и лечения, медицинскому оборудованию и хирургическому инструментарию, квалифицированным научно обоснованным способам, приемам лечения и хирургического (медицинского) вмешательства, общепризнанным методам ухода за больным (выздоравливающим), этическим правилам оказания медицинской врачебной помощи больным. [12]

Согласно Закону о защите прав потребителей [13] недостаток услуги - это несоответствие услуги или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых услуга такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель услуги был поставлен в известность потребителем при заключении договора. Существенный недостаток услуги - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. В соответствии со ст. 4 этого же Закона исполнитель услуги обязан оказать потребителю услугу, соответствующую по качеству условиям договора. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, то исполнитель обязан оказать потребителю услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, то исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям.

Условия договора оказания платных медицинских услуг в части качества этих услуг можно заимствовать из ст. 721-725 ГК РФ, регулирующих вопросы качества, гарантий качества и ответственности за некачественные подрядные работы, но с учетом специфики предмета договора оказания медицинских услуг.

Таким образом, подводя итог, хотелось бы отметить еще раз, что в настоящее время в связи с ростом благосостояния людей и широкой пропагандой в средствах массовой информации культа красоты все большее развитие в России получает сфера индустрии красоты. Ассортимент косметологических услуг неуклонно растет, однако их качество оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что научные исследования в области медицины и права не успевают за возрастающими потребностями населения. Нормативное регулирование этого вида деятельно-

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2012. №5(8).

сти в системе гражданского законодательства в достаточной мере не разработано. Поэтому вопросы качества оказываемых медицинских услуг должны быть подробнейшим образом зафиксированы в договоре сторонами во избежание негативных последствий.

Библиографический список

1. Мограбян, А. С. Правовое регулирование операций по изменению внешнего облика человека / А. С. Мограбян // Медицинское право. - 2008. - № 3; справочно-правовая система «Гарант».

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. -2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.

3. Андреев, Ю. Н. Возмездное оказание медицинских услуг / Ю. Н. Андреев // Цивилист. - 2006. -

№ 2.

4. Приказ Росстата от 23.07.2009 № 147 «Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «Объем платных услуг населению».

5. Шторм Н. История и ужасы пластической хирургии. URL: http://www. dama. grafru. ru/?art=469.

6. Из сообщения Всероссийской государственной и радиовещательной компании (дирекция Санкт-Петербурга) от 26.10.2006 об открытии форума «Медицина за качество жизни» в Петербурге. URL: http://www.medlaw.omsk.ru.

7. См.: Санникова, Л. В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве / Л. В. Санникова: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2007. - С. 30-31.

8. Решение Советского районного суда г. Красноярска от 25 сентября 2001 г. Извлечение из Обзора практики Красноярского краевого суда от 24 апреля 2006 г. (составители - С. В. Асташов, М. В. Кра-тенко, С. Е. Устинович) // СПС «КонсультантПлюс».

9. Решение Советского районного суда г. Красноярска от 28 октября 2004 г. № 2-718/04.

10. Камалиева, Л. А. Медицинские услуги, опасные для жизни и здоровья потребителей / Л. А. Ка-малиева // Российская юстиция. - 2010. - № 5.

11. Ст. 5 Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 241) // СПС «КонсультантПлюс».

12. Андреев, Ю. Н. Возмездное оказание медицинских услуг / Ю. Н. Андреев // Цивилист. - 2006. -

№ 2.

13. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2011) «О защите прав потребителей».

СТЕБЕКОВА Мария Павловна - магистрант юридического факультета Института права, экономики и управления Тюменского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.