Научная статья на тему 'Правовая характеристика содержания договора оказания платных косметологических услуг и порядок урегулирования споров по его исполнению'

Правовая характеристика содержания договора оказания платных косметологических услуг и порядок урегулирования споров по его исполнению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
887
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬ / ПАЦИЕНТ / PATIENT / ЗАКАЗЧИК / CUSTOMER / ПОТРЕБИТЕЛЬ / МЕДИАЦИЯ / MEDIATION / ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ / КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / MEDICAL SERVICES / МЕДИЦИНСКАЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ВРАЧ-КОСМЕТОЛОГ / COSMETOLOGIST / EXECUTOR / CONTRACTING AUTHORITY / COSMETIC SERVICES / AGREEMENT / MEDICAL ORGANIZATION / PRACTITIONER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вирченко Юлия Андреевна

Автором дается правовая характеристика содержания договора оказания косметологических услуг, раскрывается предмет договора, обязательства сторон, а также порядок урегулирования споров, связанных с исполнение договора платных косметологических услуг. Автор рассматривает процедуру медиации как альтернативный способ урегулирования спора, связанного с исполнением договора оказания платных косметологических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal essence of the content of the cosmetic services agreement and the settlement of disputes of its execution

The author of the paper provides the essence of the content of the cosmetic services agreement, reveals the subject of this agreement, obligations of the parties and the order of the disputes settlement. The author considers mediation procedure as the alternative to dispute settlement.

Текст научной работы на тему «Правовая характеристика содержания договора оказания платных косметологических услуг и порядок урегулирования споров по его исполнению»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Вирченко Юлия Андреевна

Старший преподаватель кафедры гражданского права Балаковского филиала РАНХиГС, референт 3 - го класса государственной службы

Yulia A. Virchenko

Senior Lecturer at the Department of Civil Law of the Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), legal adviser of the 3 - rd class of Public Administration

e-mail: yuliya-virchenko@yandex.ru

УДК 347.4

Правовая характеристика содержания договора оказания платных косметологических услуг и порядок урегулирования споров по его исполнению

Legal essence of the content of the cosmetic services agreement and the settlement of disputes of its execution

Автором дается правовая характеристика содержания договора оказания косметологических услуг, раскрывается предмет договора, обязательства сторон, а также порядок урегулирования споров, связанных с исполнение договора платных косметологических услуг. Автор рассматривает процедуру медиации как альтернативный способ урегулирования спора, связанного с исполнением договора оказания платных косметологических услуг.

Ключевые слова и словосочетания: исполнитель, пациент, заказчик, потребитель, медиация, договор оказания платных косметологических услуг, медицинские услуги, медицинская организация, врач-косметолог.

The author of the paper provides the essence of the content of the cosmetic services agreement, reveals the subject of this agreement, obligations of the parties and the order of the disputes settlement. The author considers mediation procedure as the alternative to dispute settlement.

Key words and word combinations: executor, patient, contracting authority, customer, mediation, cosmetic services agreement, medical services, medical organization, cosmetologist practitioner.

В эстетической медицине немаловажным является построение взаимоотношений между врачом и пациентом. Данные отношения регулируются на основании договора оказания платных медицинских услуг в косметологии.

Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг в косметологии осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации[1], Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[3], Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»[4], а также постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими

организациями платных медицинских услуг» [5].

Косметологические услуги являются частным случаем возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ), имея при этом значительную специфику, поскольку такая услуга связана с жизнью и здоровьем человека [2].

В настоящее время в косметологической практике все чаще возникают споры при решении таких вопросов, как гарантийные обязательства исполнителя, ориентировочная и окончательная стоимость косметологической услуги, информированное согласие пациента на вмешательство, стандарты лечения, согласие на вмешательство в случае возникновения неотложных состояний, порядок разрешения конфликтных ситуаций, информация об осложнениях, возникающих в ходе оказания косметологической услуги в силу непреодолимых обстоятельств.

Что же должен содержать договор на оказание платных медицинских услуг в соответствии с российским законодательством? Как отразить в договоре особенность оказываемой услуги? Остановимся на этом подробнее.

В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» договор оказания платных медицинских услуг между потребителем (заказчиком) и исполнителем должен быть заключен в письменной форме и содержать следующие сведения:

- об исполнителе медицинских услуг;

- о заказчике (потребителе) медицинских услуг;

- перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

- стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

- условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

- должность, фамилия, имя, отчество лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись;

- фамилия, имя, отчество потребителя (заказчика) и его подпись (в случае, если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика);

- ответственность сторон за невыполнение условий договора;

- порядок изменения и расторжения договора;

- иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Предметом договора об оказании медицинских услуг в косметологии выступает не конкретное состояние здоровья пациента, а действия врача-косметолога, направленные на достижение желаемого заказчиком результата. Предлагаем при определении предмета договора оказания платных косметологических услуг детально описать косметологические услуги и медицинские манипуляции, которые врач-косметолог будет оказывать заказчику-пациенту. Необходимо акцентировать внимание заказчика-пациента на том, что косметологическая процедура будет выполнена только после проведения обследования и выявления определенных показаний для ее проведения. В этом случае было бы уместным информировать пациента и о стандартах качества в косметологии, но, к сожалению, они еще только разрабатываются и законодательно не утверждены.

В договоре следует подробно описать стоимость и порядок оплаты косметологических услуг. Пациенту важна информация об ориентировочной и окончательной стоимости услуг, об оплате услуг в полном объеме за каждое посещение или предоплате за весь объем оказываемых косметологических услуг. Ориентировочная стоимость услуг устанавливается в соответствии с предварительным перечнем планируемых к оказанию косметологических услуг и утвержденным прейскурантом цен, действующим на момент подписания договора. Окончательная стоимость косметологических услуг устанавливается после проведения дополнительных методов обследования.

Раздел договора «Права и обязанности сторон» подтверждает соблюдение исполнителем следующих прав пациента при оказании косметологической услуги:

- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала;

- выбор врача;

- обследование, лечение в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

- облегчение боли, связанной с медицинским вмешательством;

- сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской услугой в косметологии;

- получение достоверной информации о состоянии и предоставляемой услуге согласно плану лечения.

В этом же разделе на пациента возлагаются следующие обязанности:

- информировать врача до оказания медицинской услуги о перенесенных и сопутствующих заболеваниях,

Правовые аспекты государственного управления

аллергических реакциях на лекарственные препараты;

- приходить на прием в точно назначенное время; точно выполнять назначения врача;

- своевременно оплачивать услуги.

В разделе договора «Условия предоставления косметологических услуг» пациент подтверждает, что ознакомлен и получил доступную информацию, касающуюся особенностей данной косметологической услуги и условий ее предоставления. Здесь же оговариваются сроки оказания услуги, особенности услуги и осложнения, связанные с непреодолимыми обстоятельствами. В заключение пациент предупреждается, что ему не будет оказана медицинская услуга, если он находится в состоянии опьянения (наркотического и алкогольного); если он болен острым воспалительным заболеванием любой этиологии.

В договоре также следует оговорить прямое согласие пациента на оказание платных косметологических услуг или форму, в которой это согласие будет дано в дальнейшем.

Одним из главных требований к оказываемым услугам является обеспечение их качества. Качество медицинской услуги в косметологии - это совокупность ее характеристик, способных удовлетворить потребности человека. Данные характеристики должны содержаться в стандартах оказания медицинской услуги в косметологии и быть утверждены Минздравом России. На сегодняшний момент данные стандарты не утверждены, что порождает определенные проблемы в правоприменительной и судебной практике при разрешении спора.

В сложившейся ситуации отношения по оказанию косметологических услуг регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которым пациент имеет право на информацию, право на получение качественных услуг, право предъявлять претензии, требовать возмещения за предоставление услуг ненадлежащего качества, и иные права.

Актуальным является также вопрос разрешения конфликтных ситуаций, связанных с исполнением договора на оказание платных косметологических услуг. Основными претензиями со стороны получателя косметологической услуги является несоответствие результата оказанных косметологических услуг их желаниям и ожиданиям. Несмотря на то, что результат услуги, не являясь объектом гражданских прав, не может и не должен являться предметом договора на оказание услуг и уж тем более не может являться критерием ненадлежащего исполнения врачом-косметологом своих обязательств по договору, пациенты зачастую имеют шансы на удовлетворение предъявленных с их стороны претензий. Автор полагает, что наиболее выгодной для обеих сторон договора оказания платных косметологических услуг будет являться процедура альтернативного разрешения спора - медиация.

Процедура медиации должна активно использоваться в абсолютно любой организации[6, с. 20]. Важнейшими условиями применения процедуры медиации являются добровольное участие в ней всех сторон спора, их готовность включиться в процесс поиска путей его урегулирования, а также отказ от обращения к другим (судебным, административным) способам разрешения споров на время проведения процедуры медиации [7, с. 39].

Во-первых, процедура медиации направлена на минимизацию материальных и моральных потерь всех участников конфликта и, при необходимости, их удовлетворительное и комфортное сосуществование в дальнейшем. Во-вторых, медиатор настраивает стороны на совместное решение проблемы вместо поиска виновных и доказывания своей правоты. В-третьих, в ходе урегулирования спора посредством медиации решение принимают сами его участники, а медиатор, управляя при необходимости ходом процедуры и неизменно оставаясь нейтральным по отношению к сторонам, поддерживает их в поиске путей достижения взаимоприемлемого соглашения. При этом сам процесс переговоров всегда остается скрытым от посторонних глаз и не предается огласке. В-четвертых, одним из важнейших отличий медиации от судебного разбирательства является причастность каждой из сторон к процессу выработки решения. Достижение устойчивости мирового соглашения достигается за счет ориентирования на интересы каждой стороны [8, с. 61].

Резюмируя изложенное, автор приходит к следующим выводам. Во-первых, правовое регулирование договора оказания платных косметологических услуг регулируются различными нормативными правовыми актами. Во-вторых, при заключении договора оказания платных косметологических услуг исполнитель не всегда четко формулирует предмет договора. Автором предлагается определять предмет договора как действия врача-косметолога, направленные на достижение желаемого заказчиком результата. В-третьих, отсутствие стандартов оказания косметологических услуг не позволяют определить качество оказанной услуги, а именно: будет ли являться тот или иной побочный эффект результатом нарушения технологии или иных методов оказания косметологической услуги. И наконец, медиация является более предпочтительным

способом досудебного разрешения спорных ситуаций в медицине, способствует быстрому достижению положительного результата в конфликте, не требует особых финансовых затрат для сторон, а главное -появляется временная возможность по выполнению требований пациента по отношению к его здоровью.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 31.01.2016 г. № 7-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32, ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая: федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 5, т. 410.

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2015 г. № 389-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 48, ст. 6724.

4. О защите прав потребителей : закон Рос. Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 (в ред. от 13.07.2015 г. № 233-ФЗ) //Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3, ст. 140.

5. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг : постановление Правительства Рос. Федерации от 04 октября 2012 г. № 1006 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 41, ст. 5628.

6. Самохвалов Н.А. Медиация как инновационный способ урегулирования конфликтов в сфере государственной политики и управлении // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2014.

- №2 (3).

7. Вирченко Ю.А. Внесудебное урегулирование спора по компенсации морального вреда между пациентом и медицинским учреждением: правоприменительный аспект // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2011. № 5.

8. Самохвалов Н.А. Концептуальные идеи и модель института медиации в современной России //Юрист.

- 2015. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.