Научная статья на тему '\ вопрос губернаторам \ чем вы будете покрывать дефицит бюджета?'

\ вопрос губернаторам \ чем вы будете покрывать дефицит бюджета? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ вопрос губернаторам \ чем вы будете покрывать дефицит бюджета?»

актуальная тема

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №02 (82) 2009 ■

Федеральный бюджет России в этом году впервые за последнее десятилетие станет дефицитным.

По словам помощника президента РФ Аркадия Дворковича, дефицит будет покрыт средствами резервного фонда. Мы спросили руководителей регионов:

Чем вы будете покрывать дефицит бюджета?

Валерий Шанцев,

губернатор

Нижегородской

области:

«У нас будет дефицитный бюджет, но мы от этого не страдаем. Наш бюджет только в 2005 году был профицитным, потому что дефицит тогда незачем было создавать: не было ни земельных участков, ни проектной документации, расходы были только текущие, на развитие — не было. Сейчас каждый год наш бюджет дефицитный, и это хорошо, потому что это дефицит развития. Мы с 34 млрд. руб. доходов в областном бюджете в 2005 году дошли до 104 млрд. руб. в 2009-м — рост в три раза. В январе 2009 года доходная часть областного бюджета будет сокращена на 16 млрд. рублей».

Владимир Якушев,

губернатор Тюменской области:

«На 2009 год мы строим скромные планы. Во-первых, необходимо сохранить достигнутое и наработанное за последние восемь лет. Во-вторых, выполнить все, что гарантировали людям. Областной бюджет делится на две основные части: первая — текущие расходы и вторая, более весомая — бюджет развития. Экономить придется на второй. Поэтому вводим жесткий режим экономии. Планировалось,

что в 2009 году в областной бюджет поступят доходы на сумму более 110 млрд. руб. и расходы будут около 135 млрд. руб. В условиях экономического спада и продолжающегося падения спроса на энергоресурсы правительство области прогнозирует снижение доходов областного бюджета в 2009 году до 61 млрд. руб. Это в первую очередь вынудит нас сокращать расходы на мероприятия, не влияющие непосредственно на конечный результат, например, на участие в международных и общероссийских выставках-ярмарках, проведение конференций, семинаров, оплату информационно-консультационных услуг и др.».

Арсен Каноков,

президент Республики Кабардино-Балкария:

«Впервые за много лет в Кабардино-Балкарии принят бездефицитный бюджет на 2009 год и утвержден сбалансированный финансовый план развития республики на три года. По сути, это итог антикризисного управления республикой в течение последних трех лет. Именно благодаря оздоровительным мероприятиям в финансово-экономической сфере полосу нестабильности республика, думаю, пройдет менее болезненно, чем многие российские регионы. Нам удалось подготовить неплохую базу. Мы практически расплатились с долгами за

энергоносители, у нас нет кредитов, которые нужно обслуживать. Бюджет республики в основном формируют малый и средний бизнес, сориентированный на реальный сектор экономики: сельское хозяйство, производство продуктов питания, торговлю, то есть сферы, где доход мало зависит от конъюнктуры рынка. В течение трех лет мы целенаправленно занимались увеличением бюджета — он вырос с 6,5 млрд. до 19 млрд. руб. По решению Минфина РФ, республика исключена из списка высокодотационных субъектов РФ, в которых дотации составляют свыше 60% доходной части. Учитывая возможное влияние мирового кризиса, мы приняли пессимистичный вариант бюдже-та-2009, не корректируя при этом республиканские целевые программы, которые были привязаны к более высоким финансовым возможностям. Думаю, свою роль сыграют и принятые антикризисные меры. Они включают в себя еженедельный мониторинг ситуации в экономике, субсидирование процентных ставок по кредитам на инвестпроекты представителей малого бизнеса, компенсацию за счет средств бюджета затрат на технологическое подсоединение к электросетям новых субъектов.

Поскольку банки сейчас придерживаются сдержанной кредитной политики, мы намерены активизировать выдачу займов муниципальными фондами поддержки малого предприни-

мательства и кредитными кооперативами. Они организуют занятость населения, помогают начинающим предпринимателям. Будем изыскивать дополнительные средства для поддержки работодателей, чтобы они не сокращали персонал и, более того, создавали хотя бы временные рабочие места».

Виктор Ишаев,

губернатор

Хабаровского

края:

«Сегодня покрывать дефицит бюджета просто нечем. Придется чем-то жертвовать в расходах. При этом сокращения не коснутся нашей поддержки строительства жилья, сельского хозяйства, развития инфраструктуры».

Александр Карлин,

губернатор Алтайского края:

«Рейтинговое агентство Fitch Ratings в 2008 году присвоило Алтайскому краю долгосрочный рейтинг BB- по международной и долгосрочный кредитный рейтинг A+(rus) по национальной шкале. Прогноз по рейтингам — позитивный. Это свидетельствует об эффективном исполнении бюджета края, низкой долговой нагрузке и высоком качестве управления бюджетом. Такая оценка дана только 10 субъектам Российской Федерации. Дефицит краевого бюджета на 2009 год —

ж

актуальная тема

31

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №02 (82) 2009

3,5 млрд. руб., что не превышает уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В предыдущие годы краевой бюджет также был дефицитным. Например, на 2007 год он был с предельным размером дефицита — 1,9 млрд. руб., на 2008-й — 565,6 млн. руб. В 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годов мы постараемся оптимизировать структуру государственного долга Алтайского края и затраты на его обслуживание, своевременно и безусловно исполнять обязательства. Источники и объемы финансирования дефицита предусмотрены законом о бюджете. Прежде всего, это банковские кредиты, не исключается возможность размещения облигационного займа. Мы планируем повышать самостоятельность экономики края, снижать удельный вес финансовой помощи из федерального бюджета, увеличивать собственные доходы консолидированного бюджета Алтайского края. Кроме того, важным финансовым инструментом в 2009—2011 годы станет резервирование финансовых средств, в том числе и на случай непредвиденных ситуаций».

Аслан

Тхакушинов,

президент

Республики

Адыгея:

«Мы предусматриваем довести до главных распорядителей бюджетными средствами лимиты обязательств только по первоочередным расходам, связанным с выплатой заработной платы и начислений на нее, социальным обеспечением населения, лекарственным обеспечением, закупкой продуктов питания, оплатой коммунальных услуг и т.д. По остальным расходам лимиты бюджетных обязательств будем определять после фактического поступления доходов в бюджет Республики Адыгея, но не ранее, чем по итогам I квартала 2009 года».

Виктор Толоконский,

губернатор

Новосибирской

области:

«В условиях кризиса все региональные бюджеты сталкиваются с проблемой снижения налоговой базы и доходной части бюджета. Расширение налогооблагаемой базы, рост доходов бюджета мы намерены обеспечить за счет стимулирования хозяйственной деятельности предприятий. С этого года мы запустим систему госгарантий по кредитам,которые готовы взять наиболее важные для региона предприятия. Также расширяем госзаказ областной администрации для нужд бюджетной сферы, при этом у новосибирских предприятий — особые преференции. Еще один механизм — поиск новых рынков сбыта нашей продукции в других регионах России и в мире. Одной из точек роста Новосибирской области на ближайшие годы должен стать аграрный комплекс. Серьезных показателей удалось добиться уже в нынешнем году — 10% прирост по производству мяса и молока, хорошие показатели в растениеводстве и птицеводстве. За два последних года мы приобрели новой сельскохозяйственной техники на 9 млрд. руб., ввели новые производственные мощности. Приняты меры и по укреплению в регионе налоговой дисциплины. На областную поддержку могут рассчитывать только те предприятия, которые стабильно, без всяких отсрочек платят налоги. Новые решения приняты и для развития инвестиционной деятельности в регионе. По мере возможности мы намерены ускорить реализацию уже принятых инвестиционных проектов. Для новых проектов мы готовы предложить инвестору в кратчайшие сроки подготовленный земельный участок, инженерно-технические условия. Большое внимание уделяется сейчас оптимизации бюджет-

ных расходов. Мы зарезервировали определенную часть расходных полномочий бюджета, сократили расходы на строительство новых объектов, содержание управленческого аппарата. Вместе с тем, мы не сократили ни одну социальную программу, все социальные обязательства выполним в полном объеме».

Александр Ткачев,

губернатор

Краснодарского

края:

«Бюджет края на 2009 год сверстан и принят бездефицитным. Доходы бюджета запланированы в объеме 124 млрд. руб. (15% рост к 2008 году). Мы допускаем, что недополученные доходы краевой казны в 2009 году могут превысить 15 млрд. руб. и принимаем целый комплекс мер для того, чтобы сделать минимальным влияние мирового кризиса на экономику Кубани. Даже при самых пессимистических сценариях экономического развития мы рассчитываем сохранить объем бюджетных доходов на уровне 2008 года. Тем не менее в этом году будем жестко экономить бюджетные средства. В течение первых четырех месяцев бюджетные средства будут использованы для выдачи заработной платы и содержания учреждений социальной сферы. Остальные расходы отодвинуты на II—III кварталы, а краевые программы, связанные с капитальными вложениями, серьезно скорректированы».

Леонид Полежаев,

губернатор Омской области:

«Кредитные банковские ресурсы для нас сейчас недоступны, так как нет соответствующего разрешения Минфина России. В результате приходится менять тактику бюджетного планирования, отказываться от

инвестиционных расходов, чтобы обеспечить исполнение первоочередных расходов, таких как выплата заработной платы и начислений на нее, оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов питания и медикаментов для бюджетных учреждений и т.д. На уровне региона сгладить последствия мирового финансового кризиса возможно лишь, скажем, путем привлечения инвестиций на свою территорию, развития новых форм оказания государственной поддержки крупным экономико-образующим предприятиям, создания более благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса, поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, развития инновационных производств».

Игорь

Есиповский,

губернатор Иркутской области:

«При формировании бюджета Иркутской области на 2009 год региональным властям пришлось отозвать проект документа из Законодательного собрания для пересмотра его основных параметров. В результате областная казна сформирована с техническим дефицитом в 2,9%, который равен переходящему остатку — 1,35 млрд. руб. Мы определили ряд направлений деятельности для пополнения доходной базы бюджета, среди которых — работа с крупными налогоплательщиками, более рациональное использование областного и муниципального имущества и более эффективная деятельность бюджетных учреждений. Средства, которые область привлечет за счет заимствований в 2009 году, будут направлены, в основном, на погашение обязательств прошлых лет. Так, мы планируем разместить областные долговые обязательства на 2,8 млрд. руб. и привлечь банковские кредиты на общую сумму 6,75 млрд. рублей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.