Научная статья на тему 'Методы и практика оценки кризисной ситуации и антикризисных мер в регионах Российской Федерации'

Методы и практика оценки кризисной ситуации и антикризисных мер в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1341
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MONITORING / INTEGRAL ESTIMATE / ANTI-CRISIS MEASURES / REGIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скатерщикова Е. Е.

В условиях мирового кризиса одной из первоочередных мер, предпринятых властью, стала организация оперативного мониторинга ситуации в регионах с целью оперативного решения правительственных вопросов. В статье изложены методика мониторинга, его основные направления, даны примеры его организации в регионах. Также приведены результаты за первое полугодие 2009 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and practice of evaluation of a crisis situation and anti-crisis measures in the Russian regions

Organization of an operational monitoring in the region for solving governmental questions is among the measures undertaken by the authorities under conditions of the global financial crisis. The article describes the methods of monitoring, its main directions and the examples of its organization in the regions. The first half year results for 2009 are provided.

Текст научной работы на тему «Методы и практика оценки кризисной ситуации и антикризисных мер в регионах Российской Федерации»

Методы и практика оценки кризисной ситуации и антикризисных мер в регионах Российской Федерации

Е.Е. Скатерщикова

В условиях развивающегося мирового финансового кризиса одной из первоочередных мер, предпринятых Президентом РФ и Правительством РФ, стала организация оперативного мониторинга ситуации в регионах.

Была создана специальная комиссия, которая еженедельно «рассматривает вопросы стратегического развития, оперативного реагирования на кризис, принимает меры материального стимулирования либо материальной поддержки в отношении отдельных отраслей и предприятий»1. Ее деятельность должна быть направлена на сохранение денежно-кредитной системы, банковской системы страны, обеспечение минимальных потерь российской экономики.

В Правительстве РФ были созданы антикризисный штаб (возглавил И. Шувалов) и Правительственная комиссия (под руководством А. Жукова) по мониторингу ситуации на рынке труда. Во всех субъектах РФ оперативно в октябре 2008 года были образованы рабочие антикризисные группы под руководством губернаторов, а также аналогичные группы на муниципальном уровне. В рамках этих групп созданы рабочая группа по поддержке системообразующих предприятий реального сектора экономики республики, моногородов, комиссии по оперативным вопросам регионального развития. В еженедельном режиме проводится мониторинг социально-экономического состояния, в том числе рынка труда, задолженности по выплате заработной платы и ситуации на предприятиях реального сектора экономики, банковского и строительного секторов.

Стояла задача оперативного сбора показателей для мониторинга кризисных процессов, которые бы базировались не только на социально-экономической статистике и данных министерств и ведомств, но и на новых показателях, которые в наибольшей степени и комплексно характеризовали бы структурные особенности развивающегося кризиса.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 806 2009 года Мин-регион России организовал мониторинг социально-экономической ситуации в субъектах РФ, ежемесячную подготовку доклада об основных тенденциях соци-

1 Шувалов И., Игнатьев С. Отчет Правительства Российской Федерации и информация Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за первое полугодие 2009 года и четвертый квартал

2008 года (сентябрь, 2009).

ально-экономического развития регионов, состоянии финансово-банковской системы, исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также выработку соответствующих предложений с учетом реализации антикризисных мер.

Структура статьи включает три блока: анализ основных тенденций социально-экономического развития регионов, состояния финансово-банковской системы, а также сбалансированности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основными показателями стали следующие: индекс промышленного производства, индекс потребления электроэнергии, объем погрузки грузов, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», объем ввода жилья, прибыль крупных и средних организаций, дебиторская и кредиторская задолженность крупных и средних организаций, объем оборота розничной торговли, индекс цен производителей промышленных товаров и строительной продукции, индекс цен на товары и услуги, цены на первичном рынке жилья, индекс потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги, задолженность по заработной плате, уровень зарегистрированной безработицы, численность работников, намеченных к увольнению, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя, находившихся в простое по вине работодателя, находившихся в отпусках без сохранения зарплаты.

Состояние финансово-банковской системы: объем кредитов, выданных юридическим лицам, в том числе доля просроченной задолженности; объем кредитов, выданных физическим лицам, в том числе доля просроченной задолженности; доходы консолидированных бюджетов субъектов, в том числе налоговые доходы, такие как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, объем кредиторской задолженности субъектов. Эти данные используются для оперативного решения правительственных вопросов.

Не менее важным направлением мониторинга является оценка деятельности региональных властей в условиях кризиса. Используя методику интегральной оценки социально-экономической ситуации в субъектах Федерации, характеризующую положение региона в сравнении со среднероссийским уровнем, на основе выбранных показателей-индикаторов, выделены группы субъектов Федерации по устойчивости к кризисным явлениям в финансово-экономической и социально-политической сферах, а также характеру реализации мер антикризисного регулирования.

Интегральная оценка рассчитывалась в баллах (от 1 до 3: устойчивая, относительно устойчивая, относительно неустойчивая). Чем выше балл, тем лучше положение региона по устойчивости к кризису.

В основе методики лежит принцип ранжирования регионов по величине показателя-индикатора в сравнении со среднероссийским значением с присвоением балла. При этом данная балльная оценка проводится не автоматически, а с учетом интервалов, которые существуют в значениях индикатора, соответствующих конкретным субъектам Российской Федерации. Интегральное значение получается суммированием рангов для всех показателей-индикторов.

Для анализа использованы следующие показатели-индикаторы (Росстат, Минфин России, табл. 1): объем отгруженных товаров собственного производс-

тва, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения (тыс. рублей, январь - август 2009 г.), темп роста (спада) собственных доходов консолидированных бюджетов (январь - июль 2009 г. в процентах к январю - июлю

2008 г.); соотношение среднедушевых денежных доходов населения и фиксированного набора потребительских товаров и услуг (раз, июль 2009 г.), уровень зарегистрированной безработицы (%, июль 2009 г.).

Активно использовались социологические опросы населения об оценке их материального положения в условиях кризиса, материалы СМИ о протестной активности населения в связи с реализацией антикризисных мер (табл. 2).

Впервые в стране была выстроена оперативная система отраслевого и регионального информационного взаимодействия: с муниципального уровня, включая данные предприятий, через региональный уровень, который был представлен региональными органами исполнительной власти и федеральными региональными структурами, к центральному уровню министерств, агентств, служб в Правительство РФ, которое рассматривало поступающую обобщенную информацию на заседаниях специальных комиссий.

Например, в Ульяновской области в ноябре 2008 года создано 8 постоянно действующих оперативных штабов, призванных следить за ситуацией в ведущих сферах жизнедеятельности региона, а также разрабатывать и внедрять эффективные атикризисные меры, такие как снижение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, пересмотр показателей роста тарифов на ЖКУ буквально по каждому предприятию, поставляющему такие услуги населению, чтобы найти возможность снижения темпов роста тарифов.

Банковский антикризисный штаб призван отслеживать ситуацию в финансовом секторе, степень удовлетворенности заявок на кредитные ресурсы от реального сектора экономики.

Штаб по рынку труда занимается проблемами занятости, контролирует организацию общественных работ, меры защиты граждан при сокращениях и увольнениях. Основная задача — составление полного банка данных по всем работникам, попавшим под сокращение или уволенным с работы (с указанием задолженностей по ипотечным или банковским кредитам, а также других факторов, которые ставят работника или его семью в сложное положение), чтобы в оперативном порядке решать проблемы людей.

Штаб по вопросам продовольственного рынка занимается мониторингом ситуации в магазинах, торговых сетях, ценами и ассортиментом продукции, а также решает задачу повышения доли товаров местного производства в сфере торговли, чтобы максимально защитить ульяновских производителей.

Штаб по вопросам социальной сферы занимается предоставлением адресной помощи, выплатой субсидий, пенсий и иных социальных пособий, обеспечением лекарствами льготных категорий граждан, а также проблемами доступности и увеличения охвата школьным питанием.

Штаб по контролю за функционированием в кризисных условиях промышленного и сельскохозяйственного производства контролирует работу предприятий, выполнение ими социально-экономических показателей, в том числе и налоговых, а также выполнение тех социальных обязательств, которые взял на себя бизнес.

£

8

3

Л

н

г

и

о

*

и

V

р

X

г

о

X

о

*

л

о

X

А

и

л

г

о

и

£

V

н

я

*

X

«

в

о

о

X

А

и

л

&

1-І

и

н

X

X

X

о

&

о

н

л

*

я

и

X

X

я

X

V

15

я

СП

•л 800г ошсяи я % я і б00£ чшни ‘ииікисіїгіїасіїї хинНэсЪ и хмнііАсія И!ЭОННЭЖ1ГОЙВ£ ИОЯЭДОХИЙЭДЯ ИОННЗЬОСЬОСІІІ ВІЗОСІ 1ШЭХ <ч 138,48 237,35 119,76 6 ,2

•і бООг чиоти с% ‘ИИІІВЄИНВКЇО И ИИІКИСІІІІЇЛСІІІ ХМНЬОІР^А КІТОЇ/ - о о 40 3 о ,3 3, 3 0 ,9 41 0 ,5 3, 3

•>1 800г ошош я і боог чікяи (% смйию9В(Ї£а9 ионнвяо(їи(їізиіа(їв£ иізосі пнэх о ,3 40 208,23 219,86 252,72

•і 600г чікяи (% смйию9В(Ї£а9 ионнвяо(їи(їізиіа(їв£ чнэао<1£ 3 ,8 <ч 0 ,8 6 ,8 2, 7 ,6 3,

•і б00£ візАіяи х сч!эоннэж1гойв£ хиіпснаии сИИЙВ£ИНВІ(ЇО МІІШІІ ИОНЮ9В(ЇВ£ Айноф я % ‘ЭНЗИП ИОНЮ9В(ЇВ£ ОЫ Ч1ЭОННЭЖ1ЮЙВ£ виннэьосЬоДц 00 о © 3, 1Л 0 40 7, 0 ,5 91 0 ,9 8, 9

1 800£ Шітши-окївянв я і б00£ чшни-чДвянн с% я ‘ВИНЭИЭЭВН МЙОХОЙ ЭМНЖЭНЭЙ ЭМНЧШЗЭД о о ©~ о 0 сл 0 ,5 5, 9 0 ,8 6, 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

І 600£ ЧЕШИ С£В(Ї сіАюА И ЯОСІВЯОІ хиязчітаї^асіїоіі в(їо9вн оюннияосіизяиф и винэиээин яойохой хмнжэнэй хмяэшАйэнйэЛэ ЭИНЭ1П0Н100Э V© °ч <ч 40 ,2 2, 2 ,6 9 ,3

1 800£ ошоіи-<н<Івянн я і б00£ чшни-чЛзянн с% сяо!эжй(Н9 ХМННВЯО(ЇИЙИІГОЗНОЯ ЯОЙОХОЙ ХМННЭЯ1Э90Э ВІЗОСІ ПИЭХ ІЛ 1Л <ч 8 2 ,4 0, 7 3 ,8 8, 9 ,71 4, 9

1 800£ миИоі^іюп і я % я і б00£ аиИоіАіюп і свю(Ї090 оюяокїоіантаня иізосі пнэх 3 7 ,0 сл 3 7 ,3 8, 3 0 ,4 5, 6

•і 800^ ^і^Аіяв-окївянв я % я і б00£ ізАіяи-чсІиянв ‘(З+О+Э) ВЯІЗЙОЯ£ИО(ЇП ОІОНН9ШПІЧКО(ІП ЭЯЭЙН14 СП о о 40 8 0 ,8 01 0 ,9 5, 7 0 ,2 7, 7

І 600£ ІзХіЯВ-ЧСІиЯНВ СИЭ1Т9Ы ЭМ! ‘винэиээин АіпАй вн (З+О+Э) ишшиэ ИИМННЭЯ1Э90Э іАюА и Ю9ис1 хмннэншшмя сВЯІЗЙОЯ£ИО(ЇП 0ЮННЭЯ1Э90Э ЯОСІВЯОІ ХМННЭжАДлО ИЭЧ,90 <ч 3, 3 сл 0 ,2 3, 3 2 ,9 9, 6

Субъекты Российской Федерации - Российская Федерация л н с а « ю о я а к с д о р о е РЗ л н с а « ю о ая к с я я р РЗ Владимирская область

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Воронежская область 45,21 91,40 53,91 100,14 1,52 96,30 252,60 2,64 176,94 33,60 109,18

Ивановская область 34,73 78,70 125,83 94,79 1,31 84,30 418,30 4,35 239,90 50,00 131,36

Калужская область 104,94 95,10 63,36 91,57 2,00 101,60 79,30 1,11 215,47 33,00 122,72

Костромская область 64,43 75,20 52,84 92,22 1,46 99,90 170,90 2,21 210,06 46,30 86,16

Курская область 65,14 90,80 51,67 82,76 1,93 91,50 188,60 1,89 160,15 33,80 125,56

Липецкая область 129,72 76,40 45,15 81,60 2,22 96,30 77,60 1,31 162,31 34,20 117,86

Московская область 104,59 80,80 58,14 91,68 2,51 95,40 238,40 1,52 280,26 31,40 111,94

Орловская область 35,35 60,30 54,43 83,76 1,61 85,90 303,10 2,13 185,59 38,10 135,80

Рязанская область 65,08 78,70 41,86 96,20 1,55 77,60 184,10 1,79 180,40 35,10 160,86

Смоленская область 78,15 82,30 39,68 100,76 1,87 97,50 70,40 1,74 230,24 45,10 216,92

Тамбовская область 30,71 99,50 84,74 106,41 1,81 98,10 250,10 2,20 124,53 35,50 64,90

Тверская область 68,02 78,60 55,85 99,35 1,62 98,00 134,90 1,93 304,26 41,80 101,97

Тульская область 83,95 77,00 54,40 89,23 2,24 107,10 135,20 1,93 278,21 37,30 111,23

Ярославская область 68,92 75,30 58,26 84,01 1,80 85,00 106,60 3,79 315,42 40,90 137,17

г. Москва 137,90 73,10 52,14 74,94 4,08 104,90 96,90 0,96 296,59 29,00 181,12

Республика Карелия 66,20 87,90 59,92 91,06 1,72 98,10 130,50 2,93 164,72 52,90 126,46

Республика Коми 152,40 96,80 75,12 85,90 2,10 92,60 89,80 2,76 159,16 43,60 119,76

Архангельская область 43,90 105,20 187,01 72,85 1,92 100,10 109,00 2,83 146,60 44,90 117,49

Ненецкий автономный округ 1 891,63 134,00 41,10 116,18 5,16 80,90 48,10 3,40 141,58 36,20 140,97

Вологодская область 136,35 76,60 54,03 60,74 1,43 83,40 233,10 4,14 331,44 41,10 134,71

Калининградская область 120,73 86,80 51,95 85,52 1,86 97,50 225,60 3,89 331,04 45,40 54,75

Ленинградская область 139,80 92,10 47,57 97,18 1,72 95,30 99,80 1,47 249,66 38,90 121,64

Мурманская область 96,95 90,60 63,21 88,12 1,84 97,30 73,00 2,50 122,04 38,30 117,28

Е.Е. Скатерщикова

Выпуск б 2009

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новгородская область 86,71 71,90 53,69 87,40 1,89 92,90 787,00 2,17 216,78 40,50 114,03

Псковская область 34,37 85,70 45,73 93,01 1,64 97,30 138,10 3,34 202,67 37,90 96,65

г. Санкт-Петербург 99,65 76,00 54,39 80,86 2,77 93,20 101,70 1,07 252,47 26,80 186,87

Республика Адыгея 23,34 96,80 42,58 111,99 1,42 110,90 - 3,68 127,17 45,30 124,57

Республика Дагестан 7,11 112,00 44,78 85,71 2,06 106,40 72,50 3,87 92,05 36,70 84,79

Республика Ингушетия 1,72 93,40 27,43 113,25 0,85 76,40 298,20 17,74 67,93 41,70 94,19

Кабардино-Балкарская Республика 14,70 98,10 71,94 105,94 1,56 93,50 - 6,39 97,93 36,50 79,51

Республика Калмыкия 6,74 112,60 27,40 118,48 1,12 105,90 157,00 4,15 128,70 51,10 88,40

Карачаево-Черкесская Республика 23,96 94,40 83,13 111,36 1,59 101,70 53,70 3,92 153,24 36,00 103,70

Республика Северная Осетия-Алания 13,00 99,30 59,15 93,00 1,90 105,00 206,10 3,84 125,26 47,10 135,09

Чеченская Республика 5,90 86,40 69,57 102,88 0,00 545,50 57,31 91,29 46,60 106,16

Краснодарский край 40,07 87,80 79,66 99,61 1,98 99,40 60,40 0,88 158,99 31,20 123,29

Ставропольский край 35,82 98,20 103,15 102,57 1,54 99,40 420,60 2,54 152,18 35,20 47,53

Астраханская область 40,97 81,20 32,96 90,65 1,88 99,40 364,30 1,51 172,24 38,20 104,91

Волгоградская область 84,16 81,60 47,13 85,11 1,80 103,80 161,50 2,40 218,85 35,20 160,12

Ростовская область 49,16 82,30 55,37 95,51 1,73 96,10 114,10 1,67 148,97 32,70 125,88

Республика Башкортостан 96,10 92,70 45,84 99,02 2,63 103,30 76,90 1,88 177,22 20,80 111,14

Республика Марий Эл 46,61 92,60 41,79 86,48 1,46 102,40 183,00 1,87 216,59 35,60 91,93

Республика Мордовия 55,11 81,70 89,05 91,39 1,59 94,90 68,20 1,57 161,65 35,60 114,84

Республика Татарстан 142,68 87,10 48,83 68,38 2,51 99,00 99,90 2,88 283,56 30,80 159,88

Удмуртская Республика 83,89 92,30 30,58 77,51 1,64 97,50 101,80 2,81 252,20 41,40 129,38

Тема номера «Мировой кризис и Россия: вектор развития»

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Чувашская Республика 50,83 67,00 73,22 81,31 1,50 97,30 104,00 3,00 236,54 33,80 160,16

Пермский край 132,50 82,20 66,35 73,60 2,34 94,90 171,00 3,39 257,25 39,80 115,55

Кировская область 43,26 83,40 72,94 92,84 1,59 91,10 235,40 3,18 216,25 37,70 153,77

Нижегородская область 111,53 68,70 93,69 81,97 2,02 95,20 125,20 1,83 384,63 36,90 238,27

Оренбургская область 105,49 89,20 54,49 81,99 1,86 101,50 91,40 1,56 234,23 32,80 236,95

Пензенская область 36,34 84,70 68,40 100,96 1,76 93,80 619,70 1,60 204,61 32,90 94,99

Самарская область 105,54 69,50 50,27 76,36 2,20 99,80 91,10 2,52 246,67 40,30 102,66

Саратовская область 50,78 85,00 52,32 92,40 1,71 102,30 168,40 1,97 156,57 35,80 107,36

Ульяновская область 41,91 67,40 44,10 90,23 1,81 91,20 657,40 2,43 203,18 37,40 140,69

Курганская область 34,66 78,60 50,36 97,14 1,89 101,30 56,90 3,57 171,00 38,40 137,10

Свердловская область 108,52 75,30 63,86 73,23 2,59 98,20 224,40 3,60 314,12 45,50 175,80

Тюменская область 170,00 95,70 51,31 63,34 2,92 92,30 122,40 0,95 93,52 35,70 136,01

Ханты-Мансийский автономный округ 785,66 98,60 44,95 74,41 3,16 92,20 63,40 2,08 210,76 31,00 110,46

Ямало-Ненецкий автономный округ 676,61 86,30 40,48 93,88 2,90 91,20 155,80 1,44 160,81 49,70 138,29

Челябинская область 103,20 74,60 52,88 56,36 1,96 93,50 149,80 3,50 300,60 42,30 147,33

Республика Алтай 9,07 78,50 57,25 92,71 1,39 72,40 384,30 4,14 121,25 32,30 182,14

Республика Бурятия 36,23 96,10 112,29 91,59 1,68 105,30 153,10 3,03 157,55 38,60 140,87

Республика Тыва 7,78 97,30 15,00 106,07 1,16 112,80 399,70 6,71 102,85 55,00 105,02

Республика Хакасия 86,50 107,30 53,41 97,31 1,68 109,80 166,30 2,77 135,90 38,00 182,69

Алтайский край 35,55 89,20 73,23 85,41 1,41 92,60 191,10 3,99 110,79 35,70 84,05

Забайкальский край 22,15 92,70 56,17 84,20 1,74 100,30 218,40 3,52 170,91 45,60 168,49

Красноярский край 114,88 89,60 68,61 87,73 1,90 91,40 623,50 2,77 148,21 37,20 177,53

ЦП

ЦП

Е.Е. Скатерщикова

Выпуск б 2009

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Иркутская область 72,14 89,50 72,43 92,38 1,93 93,50 145,70 2,86 182,86 37,80 160,19

Кемеровская область 113,65 83,50 90,74 63,44 2,13 87,20 92,60 4,63 200,22 38,90 198,85

Новосибирская область 58,68 92,00 50,72 84,52 2,11 92,10 131,60 2,29 179,03 33,70 139,96

Омская область 113,37 86,10 56,02 86,69 2,07 88,50 68,70 1,86 134,54 40,50 113,92

Томская область 100,77 97,20 89,56 93,14 1,78 86,20 104,00 3,21 164,06 41,30 103,06

Республика Саха (Якутия) 82,96 87,30 25,71 84,83 1,98 102,20 258,90 2,77 106,50 44,30 136,12

Камчатский край 50,01 96,10 349,82 105,66 1,64 100,50 115,90 2,33 99,70 39,20 95,18

Приморский край 37,57 95,20 55,75 101,82 1,59 100,20 104,40 3,47 129,16 33,90 112,09

Хабаровский край 47,73 91,50 49,64 87,68 1,83 96,90 496,30 4,07 150,50 40,40 140,27

Амурская область 38,70 114,10 59,32 110,02 1,50 110,50 113,60 4,21 103,95 41,00 109,72

Магаданская область 115,60 107,80 51,57 113,75 2,31 99,70 688,80 3,05 100,26 43,30 81,14

Сахалинская область 355,65 126,90 64,93 156,62 2,35 92,00 122,20 1,26 137,84 38,10 87,81

Еврейская автономная область 16,90 87,00 43,46 98,40 1,49 102,80 78,90 2,15 191,81 51,50 65,61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чукотский автономный округ 541,18 188,20 124,93 192,75 2,60 87,70 306,30 2,63 108,33 54,40 148,32

Тема номера «Мировой кризис и Россия: вектор развития»

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Таблица 2

Оценка социальной напряженности и меры антикризисного регулирования в субъектах

Российской Федерации в 2009 г.

Субъекты Российской Федерации Интегральная оценка социального благополучия населения*, июнь 2009 года Значимость региона для РФ (ресурсно-экономическая оценка), место в 2008 г.** Интегральная оценка текущей социально-экономической ситуации*** Реализация антикризисных мероприятий в сфере: « § *5 ° й в 5 я 2 5 6 * 3 8. 1 і в “ 4> к О и а 64 Й о 2 Сч Е С § 5 К О в

Значение Место по России Динамика ситуации в регионе (июнь 2009 г. к ноябрю 2008 г.) Значение оценки Место по России Баллы г и и о ^ Н і « £ X * л « « а | 5 з 3 о с- И Бюджетного процесса*****

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Российская Федерация -15,30 - - 36,25 2 2 - -

Белгородская область -1,16 3 31 36,50 30 2 1 0 1

Брянская область -19,26 40 51 34,25 47 2 2 3 2

Владимирская область -22,16 47 39 28,25 67 3 2 3 3

Воронежская область -31,75 67 26 34,75 42 2 2 3 1

Ивановская область -26,75 59 59 23,75 76 3 2 1 2

Калужская область -6,96 12 51 43,75 13 1 1 3 1

Костромская область -22,79 50 68 33,25 53 2 1 2 1

ЦП

Е.Е. Скатерщикова

Выпуск б 2009

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Курская область -30,87 66 47 35,75 36 2 2 3 1

Липецкая область -19,18 39 39 42,25 16 1 1 3 1

Московская область -17,40 33 2 47,75 9 1 3 1 2

Орловская область -28,47 63 64 31,00 60 3 1 1 1

Рязанская область -27,61 62 43 37,25 27 2 1 1 2

Смоленская область -21,95 45 57 43,00 14 1 2 3 2

Тамбовская область -26,66 58 56 41,25 18 1 2 3 1

Тверская область -27,39 61 39 38,50 24 1 1 0 2

Тульская область -21,26 44 37 41,75 17 1 1 3 2

Ярославская область -22,31 48 36 28,00 69 3 1 2 3

г. Москва -9,08 16 1 50,75 6 1 3 1 1

Республика Карелия -18,63 37 64 33,00 54 2 1 2 2

Республика Коми -15,23 29 30 38,25 25 1 3 3 2

Архангельская область -12,52 22 42 27,75 70 3 2 3 3

Ненецкий автономный округ - - - 68 74,50 1 1 1 1 1

Вологодская область -17,45 34 32 17,25 82 3 1 3 2

Калининградская область -29,78 65 50 30,50 62 3 1 3 2

Ленинградская область -14,54 27 24 42,75 15 1 3 0 3

Тема номера «Мировой кризис и Россия: вектор развития»

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Мурманская область -10,33 19 47 35,50 39 2 3 і 3

Новгородская область -19,38 42 64 36,75 29 2 3 2 2

Псковская область -16,58 32 70 30,50 63 3 3 2 2

г. Санкт-Петербург -2,23 5 3 47,50 10 1 3 3 1

Республика Адыгея - - - 76 34,00 49 2 2 0 1

Республика Дагестан - - - 27 29,25 66 3 3 0 3

Республика Ингушетия - - - 75 20,00 80 3 3 0 3

Кабардино-Балкарская Республика - - - 67 22,50 77 3 3 0 1

Республика Калмыкия - - - 78 31,00 61 3 2 0 1

Карачаево-Черкесская Республика - - - 76 34,50 44 2 3 0 1

Республика Северная Осетия-Алания - - - 72 30,50 64 3 2 0 2

Чеченская Республика - - - 59 16,00 83 3 3 0 3

Краснодарский край -1,24 4 7 45,25 11 1 2 3 1

Ставропольский край -24,59 54 22 35,75 37 2 2 0 1

Астраханская область -7,28 13 53 38,75 22 1 1 0 2

Волгоградская область -16,12 31 19 33,75 51 2 1 0 3

Ростовская область -12,95 23 12 38,75 23 1 3 3 2

ЦП

чО

Е.Е. Скатерщикова

Выпуск б 2009

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Республика Башкортостан -9,74 17 8 50,25 7 1 1 1 1

Республика Марий Эл -15,03 28 70 31,75 58 3 1 2 1

Республика Мордовия -13,63 25 63 36,50 31 2 1 0 1

Республика Татарстан 4,85 1 5 35,00 40 2 1 3 2

Удмуртская Республика -22,80 51 29 27,75 71 3 1 1 3

Чувашская Республика -15,46 30 47 26,25 73 3 1 2 2

Пермский край -4,31 10 13 33,00 55 2 1 0 3

Кировская область -32,57 68 45 30,50 65 3 1 0 2

Нижегородская область -22,16 46 15 38,25 26 1 3 3

Оренбургская область -26,95 60 17 37,25 28 2 1 1 2

Пензенская область -22,32 49 45 41,00 19 1 1 2 2

Самарская область -25,19 56 9 35,00 41 2 1 3 3

Саратовская область -26,47 57 21 36,50 32 2 1 3

Ульяновская область -20,35 43 43 34,50 45 2 1 0 2

Курганская область -24,66 55 62 33,50 52 2 3 2

Свердловская область -28,61 64 6 34,00 50 2 1 3 3

Тюменская область -3,86 9 32 45,25 12 1 1 3 1

Ханты-Мансийский автономный округ 4,48 2 4 63,25 5 1 2 3 1

Ямало-Ненецкий автономный округ - - - 10 70,75 2 1 2 3 1

Тема номера «Мировой кризис и Россия: вектор развития»

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Челябинская область -11,07 21 14 24,00 74 3 2 3 3

Республика Алтай - - - 82 24,00 75 3 1 0 2

Республика Бурятия - - - 57 31,50 59 3 2 0 2

Республика Тыва - - - 78 17,50 81 3 1 0 2

Республика Хакасия -3,14 8 73 36,25 34 2 1 2 3

Алтайский край -22,99 52 25 22,50 78 3 1 3 2

Забайкальский край -2,29 6 55 26,75 72 3 3 1 1

Красноярский край -10,20 18 11 35,75 38 2 1 0 3

Иркутская область -24,17 53 20 36,25 35 2 3 - 2

Кемеровская область -8,39 14 16 22,00 79 3 1 2 2

Новосибирская область -19,13 38 18 36,50 33 2 3 3 2

Омская область -18,54 35 23 40,25 20 1 2 3 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Томская область -5,80 11 34 34,50 46 2 3 3 2

Республика Саха (Якутия) - - - 38 34,25 48 2 1 1 1

Камчатский край -19,29 41 74 39,25 21 1 2 - 2

Приморский край -18,61 36 27 32,75 56 2 3 - 3

Хабаровский край -14,04 26 35 28,25 68 3 3 3 2

Амурская область -8,82 15 59 32,50 57 2 2 1 2

Магаданская область -2,89 7 78 48,75 8 1 2 - 2

Сахалинская область -10,71 20 53 64,75 4 1 2 - 2

Е.Е. Скатерщикова

Выпуск б 2009

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еврейская автономная область -13,17 24 82 34,75 43 2 2 1 1

Чукотский автономный округ - - - 81 68,25 3 1 2 - 1

Примечания:

* Интегральная оценка социального самочувствия населения рассчитана на основе данных социологических опросов (в ноябре 2008 г. и июне 2009 г.) об оценке населением своего материального положения и ситуации в регионе. Отрицательные значения индекса указывают на преобладание негативных ответов в оценке населения своего материального положения. По значению интегральной оценки регионы проранжированы.

** Значимость региона для РФ определена по интегральной оценке ресурсно-экономического потенциала регионов, рассчитанной на основе следующих показателей: численность населения (тыс. чел.), поступления налогов в федеральный бюджет (млн руб.), валовой региональный продукт (млн руб.) за 2008 г. По значению интегральной оценки регионы проранжированы.

*** Оценка текущей социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации получена на основе следующих показателей: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (добыча полезных ископаемых (С), обрабатывающие производства (Б), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (Е)) на душу населения (тыс. рублей, январь-август 2009 г.), темп роста собственных доходов консолидированных бюджетов (%, январь-июль 2009 г. к январю-июлю 2008 г.), соотношение среднедушевых денежных доходов населения и фиксированного набора потребительских товаров и услуг (раз, июль 2009 г.). Интегральная оценка — интегральный показатель, характеризующий положение региона в социально-экономической сфере в сравнении со среднероссийским уровнем на основе выбранных показателей-индикаторов. Интегральная оценка рассчитывается в баллах. Группы: 1 — устойчивая, 2 — относительно устойчивая, 3 — относительно неустойчивая). Чем выше балл, тем лучше социально-экономическое положение региона.

**** Оценка размера субсидии по программе занятости, принятой на основе соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и субъектами РФ, в расчете на одного зарегистрированного безработного в сравнении с размером месячного фиксированного набора потребительских товаров и услуг (МФ-НПТУ) в регионе, (Минздравсоцразвития России, Ростата на 30.09.2009 г.): 1 — средняя (от 8 до 3 МФНПТУ); 2 — низкая (в пределах 2 МФНПТУ; 3 — незначительная (менее 1 МФНПТУ).

***** Сведения о ходе реализации антикризисных мероприятий в сфере бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации по состоянию на май

2009 г. Приняты решения по сокращению расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации: 1 — менее 5%; 2 — от 5 до 15%; 3 — более 15%; 0 — решения не приняты.

****** Экспертная оценка социально-политической напряженности по данным СМИ о политических конфликтах и проявлениях социальной напряженности. Оценка группы: 1 — стабильная общественно-политическая ситуация, проявления социальной напряженности незначительны; 2 — относительно стабильная общественно-политическая ситуация, локальные проявления социальной напряженности; 3 — конфликтная общественно-политическая ситуация и наличие социальных конфликтов.

«-» — Данных нет.

Тема номера «Мировой кризис и Россия: вектор развития»

Действуют штабы по разработке и реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса, по контролю над общественной безопасностью.

Кроме антикризисных штабов созданы три постоянно действующие рабочие группы. Первая — по проблемам дольщиков и обманутых вкладчиков. Вторая — по решению проблем молодежи. Третья — по привлечению сил научного сообщества области к решению проблем, связанных с кризисом.

В Свердловской области в работе антикризисной комиссии принимают участие представители Законодательного Собрания Свердловской области, Федерации профсоюзов Свердловской области, вузов, отраслевых союзов промышленных предприятий Свердловской области, Уральской саморегулируемой организации арбитражных управляющих, ГУВД, УФНС, ГУ Банка России по Свердловской области, Государственной инспекции труда в Свердловской области.

В рамках реализации Программы действий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 18 декабря 2008 г. № 1332-ПП), создана Правительственная комиссия Свердловской области по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов, налажен оперативный обмен информацией с налоговыми органами, профсоюзными организациями, естественными монополиями, банками. Во всех министерствах Свердловской области созданы отраслевые антикризисные органы.

В рамках Программы предусмотрены меры обеспечения рационального расходования средств областного бюджета. Для обеспечения стабильности в энергетическом секторе региональной экономики отслеживаются факты возникновения задолженности за топливно-энергетические ресурсы. Во взаимодействии с Государственной инспекцией труда в Свердловской области и Федераций профсоюзов Свердловской области ведется оперативный мониторинг случаев возникновения просроченной задолженности по заработной плате. Территориальные антикризисные комиссии созданы во всех муниципальных образованиях и управленческих округах Свердловской области.

Важным результатом деятельности антикризисных групп в регионах стала разработка региональных антикризисных программ в рамках мер, утвержденных Правительством РФ.

В регионах утверждены и выполняются планы антикризисных действий, направленные на оздоровление ситуации в экономике и бюджетной сфере. План обеспечивает организационное взаимодействие всех органов власти, бизнеса, профсоюзов при принятии решений на этапе мониторинга социально-экономической ситуации и выявления проблемных точек в экономике.

Антикризисные меры направлены на предотвращение основных рисков в развитии регионов, таких как возможные перебои с поступлением средств на пополнение бюджета из федеральных источников по мере развития кризиса; дефицит ликвидности в банковской системе; замедление темпов роста потребительского рынка; падение объемов промышленного производства; снижение объема инвестиций в основной капитал и жилищное строительство из-за уменьшения уровня кредитования строительной индустрии, замедления инвестиционной активности и падения платежеспособного спроса на рынке жилья; рост безрабо-

тицы в связи с оптимизацией бюджетной системы и сокращениями в реальном секторе экономики, вызванными падением спроса на товары и услуги.

В Свердловской области антикризисные мероприятия реализуются согласно плану, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. № 1344-ПП «О плане мероприятий Правительства Свердловской области на 2009 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации». План предусматривает, в том числе более 20 различных мероприятий по разделу «Минимизация последствий финансового кризиса». Среди мероприятий — разработка областной программы профессионального переобучения работников, высвобождаемых с промышленных предприятий, программа кооперации промышленных предприятий области.

Программа действий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в Свердловской области, предусматривает более 100 мероприятий, объединенных в 12 разделов, охватывающих реальный сектор экономики, промышленный и агропромышленный комплексы, строительство, потребительский рынок, малое предпринимательство, социальную сферу, рынок труда.

Создана правительственная комиссия Свердловской области по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет формирования перечня хозяйствующих субъектов, нуждающихся в оказании государственной поддержки, а также разработки предложений о сроках, формах и порядке предоставления такой поддержки.

Меры по борьбе с безработицей и по обеспечению занятости населения реализуются в рамках Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2009 году, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 14 января 2009 г. № 5-ПП.

Правительство Забайкальского края в декабре 2008 года внесло в Законодательное собрание края пакет антикризисных мер, в котором предусматривается сокращение 10% государственных и муниципальных служащих; сокращение расходов на капитальные вложения — средства предназначены только для объектов с высокой степенью готовности. Не будут выделяться деньги на разработку проектно-сметной документации по строительству новых объектов, на проведение капитальных ремонтов. Кроме того, будет создана рабочая группа для анализа и разработки нормативов штатной численности, потребления коммунальных услуг и других фондов госучреждений.

Власти Москвы приняли решение создать при временной комиссии по финмониторингу межведомственный штаб по вопросам занятости населения и обеспечения стабильной ситуации на рынке труда. Квота на иностранных рабочих в Москве в 2009 году сократилась в 2 раза.

«Капитальный ремонт жилья продолжится в еще большем объеме, — сообщил Ю. Росляк. — Если за 2008 год было отремонтировано 1,7 млн кв. м, то в течение 2009 года планируется привести в порядок 4 млн кв. м».

Мораторий на сокращение городской мелкорозничной торговли введен в Москве в 2009 году из-за мирового финансового кризиса. Для поддержки предприятий малого бизнеса установлена единая минимальная арендная ставка в

размере 1 тыс. руб. за кв. м. Это огромная льгота (в размере 5 млрд руб.), так как подобная цена в несколько раз ниже реальной рыночной.

В Рязанской области на муниципальном уровне антикризисная программа включает содействие со стороны региональной власти в поисках инвесторов, с целью сохранения предприятий, являющихся областной собственностью, и развития районов; предоставление гарантий региона при кредитовании реального сектора экономики в муниципальном образовании; предоставление кредитов сельхозтоваропроизводителям на более льготных условиях, отдавая предпочтение долгосрочному кредитованию; введение государственного заказа на сельхозпродукцию с гарантированными закупочными ценами, минуя посредников, чтобы реальный производитель, а не только крупный трейдер имел доступ к торгам; оказание помощи крепким товаропроизводителям посредством приобретения пакета акций.

Финансовый кризис внес серьезные коррективы во взаимоотношения центра и регионов. Правительство РФ перестраивает региональную политику, предоставляя субъектам России дополнительную финансовую самостоятельность в рамках антикризисных мер, а также ответственность за их реализацию.

В январе 2009 года СФ ФС РФ одобрил поправки в Бюджетный кодекс, позволяющие Правительству РФ оперативно оказывать поддержку финансовому рынку и экономике. Был уточнен порядок предоставления субсидий субъектам РФ, а также местным бюджетам без внесения изменений в закон о федеральном бюджете, что позволило Правительству РФ направлять субсидии в регионы своими актами, не дожидаясь одобрения этих шагов парламентом.

В августе 2009 года была принята Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года.

Среди важных организационных мер можно выделить принятие в ноябре

2009 года депутатами ГД ФС РФ порядка предоставления ежеквартального отчета Правительства РФ о реализации мер поддержки финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики. В нем должны быть приведены данные

о распределении финансов между юридическими лицами и субъектами РФ, об общем объеме кредитования отраслей экономики с выделением данных о кредитах, предоставленных банками с государственным участием и банками, получившими субординированные кредиты Внешэкономбанка.

В апреле 2009 года был утвержден доработанный антикризисный план Правительства РФ с учетом изменений закона о Федеральном бюджете на 2009 год.

По данным Минрегиона, по результатам мониторинга антикризисных мер субъектов Федерации выявлен ряд положительных тенденций постепенного смещения акцентов — перехода от реализации мер социальной направленности к решению более сложных вопросов, включающих разработку и реализацию инвестиционных проектов, программы развития агропромышленного комплекса и поддержки предприятий регионального значения, модернизацию производства, развитие инновационных технологий.

В отчете Правительства РФ за I полугодие 2009 года указано, что острая фаза кризиса позади. При этом, по оценке Президента РФ, потери экономики России от мирового финансового кризиса оказались вдвое больше, чем прогно-

зировалось (7 вместо 3,5% ВВП). Правительство не исключает ухудшения ситуации в перспективе, но в целом из острой фазы экономика выходит и входит в период восстановления, который, возможно, продлится до 2012 года.

С учетом этой позиции необходимо детальнее рассмотреть реализацию основных антикризисных мер Правительства РФ и участие в них субъектов Федерации.

Главным содержанием правительственных мер по противодействию нарастающим кризисным проявлениям стали меры в сфере социальной поддержки населения. Президент РФ Д. Медведев подчеркнул, что «государство, несмотря на сложности в финансовой и экономической сферах, не будет сокращать социальные программы, не отказывается от взятых на себя социальных гарантий гражданам» (выступление на Госсовете Российской Федерации 10 декабря 2008 года, город Курган).

В декабре Правительством РФ приняты следующие меры:

- для граждан утверждено на 2009 г. минимальное пособие по безработице в размере 850 руб. и максимальное — 4900 руб. (постановление Правительства РФ от 8 декабря № 915);

- граждане РФ, утратившие работу или потерявшие значительную часть зарплаты, в 2009 г. фактически освобождены от уплаты процентов по ипотечным кредитам и выплаты основного долга;

- НДС снижен до 10%, предоставлено право выдачи субсидий семьям, у которых расходы на оплату ЖКХ превышают 10% от всех доходов.

Наряду с этим в ГД ФС РФ принят Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан», направленный на повышение материального обеспечения граждан путем установления более высоких размеров базовой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также размеров ежемесячных денежных выплат, предоставляемых чернобыльцам, ветеранам, инвалидам, Героям РФ, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орденов Славы.

Одновременно с повышением размеров единой денежной выплаты (далее — ЕДВ) с 1 апреля 2009 года повышена сумма средств, направляемых на оплату стоимости предоставляемого гражданину набора социальных услуг (с 567 до 615 руб. в месяц), которые удерживаются из состава начисленной гражданину ЕДВ.

Закон также предусматривал установление норматива ежемесячных финансовых затрат на 2009 год на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению по рецептам врача лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвали-дов (465 вместо 426 руб.). Закон предусматривал упрощенный порядок отказа от набора социальных услуг.

В Приморском крае в 2009 году реализованы следующие социальные обязательства. Из краевого бюджета на социальные выплаты, льготы и субсидии предусмотрено 7,7 млрд руб. (140% к прошлому году). За счет средств краевого бюджета меры социальной поддержки предоставляются льготным и малоиму-

щим категориям граждан в форме ежемесячных и единовременных денежных выплат, субсидий, а также натуральных льгот.

С целью повышения уровня жизни пенсионеров средний размер социальной пенсии повышен до уровня прожиточного минимума пенсионера.

С 1 августа 2008 года осуществлен переход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ в денежной форме. Получателями денежных выплат являются более 330 тыс. федеральных и краевых льготников. Размер денежной выплаты рассчитывается каждому льготнику индивидуально. На эти цели в бюджете края в 2009 году предусмотрено более 3 млрд руб.

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги учитывается при расчете субсидии, то есть при росте тарифов размер субсидии также увеличивается.

По состоянию на 1 октября 2009 года, 82,8 тыс. семей получают субсидии на оплату ЖКУ (11% от общего числа семей). Средний размер субсидии в месяц составляет 1388 руб. (в 2008 году — 1250 руб.). В бюджете края на 2009 год на выплату субсидий предусмотрено более 1,5 млрд рублей.

За счет средств краевого бюджета производятся выплаты: ежемесячные денежные выплаты гражданам, включенным в краевой регистр лиц (ветераны труда, жертвы политических репрессий и труженики тыла). Размер выплат ежегодно индексируется, в 2009 году их размер увеличен для ветеранов труда и жертв политических репрессий на 120 руб. (128%) и составляет 545 руб., для тружеников тыла — на 135 рублей (125%) и составляет 680 рублей в месяц; единовременная государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам и материальная помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (от 1 до 20 тыс. руб.), единовременные выплаты инвалидам и семьям погибших участников боевых действий (от 10 до 25 тыс. рублей).

В 2009 году в 2-3 раза увеличился размер детских пособий: базовый размер — со 100 до 200 руб.; для матерей-одиночек с 200 до 600 руб.; для детей разыскиваемых родителей со 150 до 300 руб.

В бюджете 2009 года на оказание материальной помощи гражданам предусмотрено 5,2 млн руб. По состоянию на 1 октября 2009 года материальная помощь выплачена 1735 гражданам на общую сумму 4,17 млн руб., в том числе работникам ООО «Русский Вольфрам» п. Светлогорье Пожарского района — 124 гражданам на сумму 695 тыс. руб. (109 чел. по 5 тыс. руб.; 15 чел. по 10 тыс. рубл.).

Правительством РФ принято решение о разработке в субъектах РФ региональных программ занятости населения. В 2009 году на их поддержку из федерального бюджета ожидается направить 32 млрд руб.

В ГД ФС РФ были внесены изменения в Закон РФ «О занятости населения в РФ» и Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В соответствии с поправками, расширены полномочия Правительства РФ, которому предоставляется право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ. Например, это переподготовка работников, находящихся под риском увольнения; переезд в другую местность в целях трудоустройства и обучения; разработка программ развития обще-

ственных и временных работ для граждан, временно не имеющих работу, и

другие, из резерва бюджетных ассигнований, которые могут быть использованы на эти цели в порядке, определяемом Правительством РФ.

В рамках программ предполагается осуществление опережающей профессиональной подготовки и повышения квалификации 114 тыс. россиян, создание не менее 702 тыс. временных рабочих мест, направление на стажировку 10,3 тыс. выпускников образовательных учреждений, создание в сфере малого бизнеса не менее 41,7 тыс. рабочих мест. Кроме того, в рамках этих средств планируется оказать поддержку 27 тыс. граждан в поиске работы в другой местности.

Часть людей, ставших безработными в результате финансового кризиса, задействовано на общественных работах по ремонту дорог, в поликлиниках, больницах, интернатах, домах престарелых.

Кроме того, расширен объем информации, предоставляемой в обязательном порядке работодателями в органы службы занятости, в том числе в случае введения режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановки работы, вызванной последствиями финансового кризиса. Это позволило осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда и принимать соответствующие адекватные меры.

Региональные программы выступают в качестве инструмента, позволяющего минимизировать кадровые риски для промышленных предприятий. В субъектах РФ начинают при найме на работу отдавать предпочтение российским гражданам.

Кроме того, в программах занятости предполагается создание дополнительных рабочих мест за счет инвестиционных проектов с использованием средств Инвестиционного фонда России.

Программа занятости Ярославской области предусматривает профессиональную подготовку 2,5 тыс. работников области, находящихся под риском увольнения; организацию 22,1 тыс. временных и сохранение действующих рабочих мест, создание 7 тыс. временных рабочих мест для трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, содействие 40 безработным гражданам в организации собственного бизнеса, оказание помощи 350 гражданам в переезде и трудоустройстве в других регионах. В 2009 г. объем финансирования программы составит 536,4 млн руб., в т.ч. субсидии федерального бюджета составят 509,6 млн руб., средства областного бюджета — 26,8 млн руб., средства работодателей — 137,3 млн руб.

Свердловская область вошла в число пяти первых регионов РФ, представивших подобные программы на рассмотрение Правительства Российской Федерации, и стала первым регионом УФО, согласовавшим такую программу с Правительством РФ. Для смягчения ситуации на рынке труда в программе определены мероприятия по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, вакантных рабочих местах (в том числе с трудоустройством в другой местности). Предусмотрено проведение предувольнительных консультаций в центрах занятости, консультаций по правовым вопросам в области труда и занятости населения, ярмарок вакансий и учебных мест, программ переобучения, а также запланирована организация работы телефонов горячей линии.

Объем финансирования антикризисной целевой программы Владимирской области «Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году» составит, по предварительным данным, 295 млн руб.: субсидия федерального бюджета — 280 млн руб., средства областного бюджета — 15 млн руб. Антикризисная программа предусматривает профессиональную подготовку 2 тыс. работников, находящихся под риском увольнения; организацию 1 тыс. общественных работ по благоустройству территорий городов, уходу за больными и престарелыми людьми; содействие 400 безработным гражданам в организации собственного бизнеса. Однако, по словам губернатора Н. Виноградова, сельскохозяйственные предприятия практически не делают заявок по трудоустройству и подготовке кадров.

Еще одной системой мониторинга является анализ кризисной ситуации в сфере труда и занятости. Роструд осуществляет мониторинг реализации региональных программ занятости, а Минздравсоцразвития систематически, не реже

1 раза в месяц, предоставляет в Правительственную комиссию (под руководством А. Жукова) на основании данных мониторинга предложения и дополнения к действующим региональным программам занятости.

В настоящее время эти программы начали действовать, многие регионы получили из центра свыше 60% средств от запланированного объема субсидий. Сегодня ясно, что наиболее сложные пути по выходу из кризиса предстоит разрабатывать и реализовывать в субъектах Российской Федерации.

По оценке Правительства РФ, разработанные программы занятости населения, осуществляемые совместно с субъектами Российской Федерации, на фоне растущей безработицы оказались достаточно эффективными. Реальные располагаемые доходы населения практически не снизились по сравнению с прошлым годом. К настоящему времени благодаря этим программам было создано от полумиллиона до миллиона новых рабочих мест, люди получили возможность для профессионального переобучения. Принято решение о повышении пособия по безработице. В регионы поступило около четырех пятых объема субсидий из федерального бюджета на финансирование региональных программ.

Однако эффективность вышеуказанных мер в связи со значительным падением рубля оказалась минимальной. Кроме того, ухудшение социальной ситуации во многих регионах было вызвано ростом цен на тарифы и социальные услуги, невыдачей банковских вкладов, ростом задолженности по выплате зарплаты и сокращением рабочих мест.

В Тверской области с 1 января 2009 года цены и тарифы по области выросли на электроэнергию — на 70%, тепловую энергию — на 35%, природный газ — на 20%. В Твери повысился размер оплаты за детский сад, подорожал проезд в электропоездах.

В Тульской области банками региона повышены требования к предоставлению ипотечных кредитов физическим лицам. Сумма первоначального взноса увеличена от 20 до 50% стоимости жилого помещения, возросли процентные ставки банков от 1,5 до 4%.

Социологические опросы оценки материального положения населения за период ноябрь 2008 г. - июль 2009 г. свидетельствуют об ухудшении материального положения населения во всех субъектах Федерации (табл. 1). Хуже всего

оценки в субъектах Федерации Приволжского федерального округа (Кировской, Саратовской, Оренбургской, Самарской областях), а также в Свердловской, Калининградской областях и регионах Центрального федерального округа (Курской, Ивановской, Орловской, Рязанской, Тверской, Ярославской областях).

О неблагополучной социальной ситуации в субъектах Федерации свидетельствуют экспертные оценки данных Росстата о росте просроченной задолженности по заработной плате (153% в июле 2009 г. к июлю 2008 г.), росте уровня зарегистрированной безработицы (в июле 2009 г. — 2,83%), росте числа зарегистрированных безработных (161,4% в июле 2009 г. к июлю 2008 г.), а также стагнация в росте реальных денежных доходов (100% в январе - июле 2009 г. к январю - июлю 2008 г.) (табл. 1).

Принимаемые меры пока не смогли предотвратить ухудшение ситуации на рынке труда. Риск повторного скатывания на дно кризиса мировой и российской экономики обусловлен продолжением роста безработицы. Сегодня мало известно примеров реального улучшения или стабилизации ситуации в сфере занятости на кризисных предприятиях (например, ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Ижмаш» и др.). Наряду с этим есть примеры, когда деятельность кризисных предприятий еще больше дезорганизуется.

Например, в Нижнем Тагиле не решены проблемы градообразующего ОАО «Уралвагонзавод», связанные с сокращением производства из-за падения спроса на железнодорожные вагоны. На предприятии подписан приказ о переводе 12 тыс. сотрудников в отпуск до конца 2009 года с сохранением 2/3 ставки заработной платы, приостановлено действие коллективного договора в части предоставления социальных льгот. Вместо поиска реального выхода из кризиса, местные руководители совместно с политтехнологами (за деньги из федерального бюджета) организуют акции протеста работников предприятия: если в начале лета в своих бедах они винили нового директора и собирали подписи к обращению к Президенту РФ, то теперь требуют наказать «Российские железные дороги».

Вместе с тем следует подчеркнуть, что реализация региональных программ занятости наиболее успешна в сфере профессиональной переподготовки кадров, организации общественных работ.

Создание же новых рабочих мест требует расширения деятельности действующих или создания новых предприятий, что в условиях экономического спада нуждается в дополнительной разработке бизнес-проектов с учетом принятых программ социально-экономического развития. В итоге действие региональных программ приводит к снижению темпов роста уровня зарегистрированной безработицы и только отчасти влияет на структурные изменения в сфере занятости. Таким образом, сохраняются риски для возможного роста социальной напряженности.

Средства региональных программ занятости относительно невелики. Если экспертно оценить текущий средний размер региональной программы занятости (на 95% — субсидии из центра, полученные на основе соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и субъектом РФ, 5% — средства региона) в расчете на одного зарегистрированного безработного и сравнить эти средства со стоимостью месячного фиксированного набора потребительских

товаров и услуг (МФНПТУ) в регионе, то в среднем по России размер субсидии соответствует 2 МФНПТУ (табл. 1). Наибольший размер в 5-8 МФНПТУ отмечается в Астраханской, Тульской, Калужской областях, Удмуртской Республике. Самая незначительная поддержка пока отмечается в Приморском крае, Ростовской, Иркутской областях.

По экспертным данным, в начале октября 2009 г. угроза увольнений сохраняется для полумиллиона работников. С октября 2008 г. общая численность уволенных работников составила 700 тыс. человек, из их числа было вновь трудоустроена одна треть уволенных работников. Значительная угроза увольнений работников сохраняется в Самарской, Свердловской, Нижегородской, Волгоградской, Челябинской, Кемеровской областях, Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае.

Экспертная оценка данных Росстата свидетельствует об относительно неблагополучной ситуации на рынке труда. Сложная ситуация сохраняется в регионах, где сосредоточены крупные предприятия отраслей, которые первыми приняли на себя удар кризиса, — металлургия. Наибольший рост числа зарегистрированных безработных с октября 2008 г. (в 2,5-3 раза) зафиксирован в Нижегородской, Вологодской, Ярославской и Челябинской областях (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увольнения, отпуска по инициативе работодателей, простои в работе, задержки по выплате заработной платы — все это приводит к ухудшению материального положения работников и росту социальной напряженности, проявляющемуся в проведении акций протеста.

Анализ материалов СМИ в 2009 году позволяет выявить субъекты Федерации с относительно высоким уровнем социальной напряженности, где население активно прибегает к акциям протеста в виде пикетов, митингов, забастовок и голодовок (табл. 1).

Например, в Приморском крае население активно участвует во всероссийских акциях протеста, в том числе автовладельцев России (движение «ТИГР»). В регионе существует угроза ограничения подачи воды и электроэнергии предприятиям: энергетики предупреждают водоснабжающие организации края о возможных ограничениях в электроснабжении в Михайловском, Хорольском, Дальнегорском, районах Приморья. ОАО «Дальэнергосбыт» ограничил подачу электричества «ГХК "БОР"», долги которого составляют 55 млн руб.

Среди других важных антикризисных мер Правительства РФ — изменение бюджетной политики. В 2009 году Правительством РФ проведено сокращение расходов бюджета 2009 года, в том числе инвестиционных, а также перераспределены средства на антикризисные мероприятия.

Среди оперативных мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности субъектов РФ, Минфином России в 2008 и 2009 годах выделены дотации на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, прежде всего субъектам РФ, у которых уровень бюджетной обеспеченности оказался ниже установленного минимума, а также были предоставлены дотации по отдельным решениям Правительства РФ, в том числе 8 мазутозависимым регионам.

В 2008 году Правительством РФ распределены субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов в объеме 2,4 млрд руб., в том

числе для предоставления субсидий местным бюджетам в объеме 577,8 млн руб. В соответствии с положением о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов, условием предоставления субсидий является выполнение этапов программ реформирования региональных и муниципальных финансов.

По результатам отобраны 20 субъектов Федерации и 18 муниципальных образований: республики Дагестан, Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Омская, Псковская, Сахалинская, Тверская, Томская, Тульская и Ульяновская области. Города: Владикавказ, Волжский, Дзержинск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Набережные Челны, Нальчик, Омск, Орск, Пенза, Рязань, Саранск, Сыктывкар, Тюмень, Хабаровск, Чебоксары и Чита.

В 2009 году Правительство РФ начало предоставлять кредиты субъектам Российской Федерации.

В Приморском крае Минфином России за счет средств федерального бюджета в 2009 году предоставлен бюджетный кредит на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в сумме 361,9 млн руб. со сроком погашения в 2012 году.

Кроме того, в 2009 году бюджету Приморского края выделена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации в сумме 5,6 млрд руб., и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Федерации в сумме 410 млн руб.

По оценке экспертов (табл. 1), в 2009 году в регионах приняты решения на основе рекомендаций Минфина России по сокращению параметров консолидированных бюджетов субъектов Федерации, в том числе по сокращению размеров индексации оплаты труда работникам бюджетной сферы; оптимизации численности работников; сокращению служебного автотранспорта, расходов на связь, закупку техники, оптимизации расходов на увеличение материальных запасов (медикаментов, продуктов питания), сокращению расходов в сфере социальной защиты населения за счет уточнения численности пользователей, существенному сокращению капитальных расходов, отказу от капитального ремонта и т.д.

В Республике Алтай в сторону уменьшения скорректированы расходы на государственное управление (на 30%), сокращены расходы на содержание учреждений (на 15%), на строительство (на 20%), на ремонт и содержание дорог (на 15%).

Кроме того, в регионах использовали и другие меры. Так, с целью бездефицитного исполнения бюджета Новгородской области в регионе перенесли срок монетизации льгот на жилищно-коммунальные услуги. Многие субъекты Федерации отказались от перехода на новую систему оплаты труда бюджетников.

Правительство Калининградской области решило в 2009 году не индексировать заработную плату в планируемых ранее объемах областным чиновникам. Предполагалось, что в 2009 году госслужащим области заработная плата будет индексирована трижды — 1 января, 1 апреля и 1 октября. По новому закону сохранится лишь новогодняя индексация, которая связана с повышением цен на услуги ЖКХ. Другие повышения заработных плат отменяются.

С начала 2009 года регионы скорректировали в сторону уменьшения плановые показатели расходов на 2009 год на 4%. Вместе с тем, по оценке Минрегиона России, для достижения сбалансированности региональных бюджетов сокращение расходов должно составить более 15%. Задержка с дальнейшим сокращением расходов может привести к росту долговых обязательств и существенному увеличению кредиторской задолженности, в том числе по оплате труда, социальным выплатам населению, расчетам за поставленные топливно-энергетические ресурсы.

Необходимо отметить, что при сокращении в январе - августе 2009 года доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 5% увеличилось финансирование расходных обязательств на 6% к уровню января - августа 2008 года.

Анализ исполнения консолидированных бюджетов регионов (табл. 1) в январе - июле 2009 года свидетельствует о падении собственных доходов регионов в среднем на 18%, в том числе в Челябинской (на 45%), Вологодской (на 40%), Белгородской (на 30%), Самарской (на 25%) областях, Пермском крае (на 25%), в которых наиболее сильно проявились последствия мирового кризиса.

Тенденция снижения налоговых доходов в регионах, зависящих от собственных доходных источников, в дальнейшем может привести к проблемам исполнения принятых расходных обязательств.

Система антикризисных мер Правительства РФ по поддержке реального сектора экономики направлена на стабилизацию финансового положения предприятий, субсидирование процентных ставок по кредитам, увеличение уставного капитала отдельных организаций, управление спросом, поддержку гособоронзаказа, таможенно-тарифное регулирование. Основными инструментами поддержки стали гарантии и субсидии по процентным ставкам.

В отчете Правительства РФ за I полугодие 2009 года отмечены реализованные меры по поддержке отдельных отраслей экономики: автопрому выделено свыше 37 млрд руб., в том числе «АвтоВАЗу» — 25 млрд руб., централизованно закупили из федерального бюджета для федеральных нужд автомобильную технику на 12,5 млрд руб. Кроме того, Сбербанком России выдано 20 тыс. кредитов на приобретение автомобилей стоимостью до 300 тыс. руб. После того как сумма изменена до 600 тыс. руб., Правительство РФ ожидает роста банковских кредитов. Правительством РФ оказана поддержка нефтегазовому сектору, РЖД предоставлены субсидии из федерального бюджета в размере 50 млрд руб., Россельхозбанк после дополнительной капитализации увеличил свой кредитный портфель более чем на 117 млрд руб., «Росагролизинг» после увеличения капитала на 25 млрд руб. значительно увеличил свои операции.

Для предупреждения банкротств стратегических предприятий России корпорации «Ростехнологии» выделено 1,4 млрд руб., будет ассигновано еще 2,1 млрд руб. Большинство стратегических организаций испытывают трудности в финансово-хозяйственной деятельности и около 30% организаций корпорации имеют признаки банкротства.

За время развития финансового кризиса Минпромторгом был подготовлен ряд стратегических документов с учетом новых реалий, в том числе в отраслях фармацевтической и радиоэлектронной промышленности, тяжелого и энергетического машиностроения.

В отчете Правительства РФ за I полугодие 2009 года в качестве дополнительной меры поддержки предприятий предполагается выдача госгарантий (в бюджете зарезервировано 300 млрд руб.). Компании, которые будут получать государственные гарантии, одновременно с получением кредитного ресурса должны предоставить программу финансового оздоровления.

Кроме того, приняты антикризисные поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы и трехлетний бюджет на 2009-2011 годы, направленные на поддержку финансового рынка и реального сектора. В бюджеты субъектов РФ передается 0,5-процентная ставка налога на прибыль, 100-процентный акциз на ГСМ, снижается налог на малый бизнес от 0-15%. Эта мера явилась компенсацией регионам выпадающих доходов от снижения налогов на прибыль и малый бизнес, а также увеличение до 2 млн руб. налогового вычета для граждан при приобретении жилья. По итогам оценки следует отметить, что только небольшая часть регионов снизила налоги на малый бизнес.

В Томской области ведется мониторинг: социально-экономического положения в системообразующих секторах региона (агропромышленный, лесохозяйственный и промышленный комплексы, строительство, малое предпринимательство, розничная сеть, банковский сектор, топливно-энергетический комплекс) и в муниципальных образованиях Томской области; финансового состояния организаций государственной областной и муниципальной собственности в целях оказания содействия в сохранении рабочих мест и обеспечении стабилизации деятельности организаций; обращений в Арбитражный суд Томской области о признании юридических лиц банкротами, в том числе по инициативе должника; исполнительных производств о взыскании задолженности физических и юридических лиц в пользу кредитных организаций, реализуемых Управлением Федеральной службы судебных приставов по Томской области.

Также ведется разработка оперативных прогнозов развития экономики области по основным показателям.

Разрабатывается программа обеспечения конкурентоспособности и развития региональной экономики с целью сохранения положительных темпов экономического развития.

С целью поддержания конкурентоспособности отечественных производителей Правительством РФ в феврале 2009 года повышены ставки ввозных пошлин на продукцию металлургического и химического комплексов, машиностроения и ряд продовольственных товаров, сокращены квоты на импорт мяса птицы и свинины, повышены ставки таможенных пошлин по внеквотным поставкам мяса птицы и свинины.

В реальном секторе экономики государство оказало помощь 295 системообразующим предприятиям на федеральном и региональном уровнях. Их список утвержден правительственной комиссией по повышению устойчивости экономики. Главными параметрами отбора были: доля в ВВП страны (более 85% ВВП); годовой оборот (более 15-16 млрд руб.), численность работающих (более 4 тыс. человек), статус крупного налогоплательщика предприятия градообразующего значения (занято более 30% трудоспособного населения города). Государство намерено впоследствии национализировать пакеты предприятий, приобретенные в ходе оказания им господдержки.

В Томской области для осуществления мониторинга и оказания первоочередной государственной поддержки подготовлены перечни: 102 социально значимых организации (5 организаций АПК, 28 промышленных, 6 строительных, 13 транспорта и связи, 3 финансово-кредитных, 34 организации социальной сферы и науки, 11 прочих видов деятельности); 55 бюджетообразующих организаций Томской области (28 промышленных, 5 строительных, 8 транспорта и связи, 10 финансово-кредитных, 4 прочих видов деятельности); 57 организаций для включения в федеральный список системообразующих организаций регионального значения.

Однако в утвержденный список из 295 предприятий не попала значительная часть предприятий регионального уровня, которые испытывают кризисные проявления. Например, ЗАО «Кальчугцветмет» (Владимирская область), ЗАО «РудГорМаш» (Воронежская область), ОАО «Михайловский ГОК», ЗАО »Кур-скрезинотехника», «Курская» (Курская область), «Ярославский моторный завод», ОАО Волгоградский машиностроительный завод «Красный Октябрь». В результате региональные власти вынуждены самостоятельно решать проблемы таких предприятий.

Оценка показала, что основным препятствием в работе промышленных предприятий стали неплатежи, снижение внутреннего платежеспособного спроса, рост дефицита оборотных средств. Негативная динамика спроса ведет к снижению цен на промышленные товары и затовариванию продукции на складах.

Как показали данные мониторинга кризисной ситуации в регионах, особое место среди региональных предприятий занимают проблемные монопрофиль-ные предприятия моногородов, в которых в кризис наиболее быстро и глубоко проявляется социальная напряженность. Отличительной чертой монопрофиль-ных городов является большая зависимость от конкурентоспособности одного градообразующего предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, отсутствие финансовых и других ресурсов для решения социальноэкономических проблем в критической ситуации.

Население моногорода занято на предприятиях, обслуживающих узкий сегмент отраслевого рынка. При этом доля продукции монопрофильного предприятия в продукции всей промышленности поселения составляет более 50%, а доля занятых — более 25% от занятых в экономике города.

Значительная удаленность моногорода от других крупных населенных пунктов не дает возможности горожанам реализовать право диверсифицированного выбора сферы приложения труда. Кроме того, значительная зависимость доходной части бюджета моногорода (30% и более) от деятельности монопрофильных предприятий, которые содержат на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры (не менее 30% населения города), существенно парализует жизнедеятельность населения моногорода.

С момента начала влияния кризисных явлений на экономику России значительная часть монопредприятий столкнулась с резким сокращением спроса на производимую продукцию и последующим ухудшением экономической и финансовой ситуации. Следствием проблем предприятий монопрофильных территорий стало существенное сокращение поступлений в бюджеты всех уровней.

Большинство градообразующих предприятий начали внедрять антикризисные меры, направленные на сокращение издержек, в форме сокращения фонда оплаты труда; увольнения либо направления в неоплачиваемые отпуска сотрудников; сокращения расходов на социальные программы развития персонала (обучение, отдых, дополнительное медицинское обслуживание). Часто отмечаются простои предприятий и переход на сокращенную рабочую неделю всего персонала предприятий.

Анализ принятых мер показывает, что риски сохранения кризисной ситуации будут только возрастать. Большинство монопрофильных предприятий практически не конкурентоспособны, поскольку применяют отсталые технологии, имеют изношенные основные фонды, производят невостребованную продукцию. Кроме того, на предприятиях часто отсутствует квалифицированное управление, а интересы собственников предприятий противостоят интересам работников. Многомесячный опыт разрешения кризисной ситуации в Пикалево свидетельствует о необходимости создания программ по стабилизации ситуации и развитию моногорода. Их разработка возможна только при тесном взаимодействии органов исполнительной власти и бизнеса.

Значение реструктуризации моногородов с выходом из кризиса будет не только не снижаться, а наоборот, возрастать. К сожалению, сегодня многие инвестиционные программы и размещение новых производств реализуются без учета проблем и потенциала моногородов.

Минрегионом России начата работа по проблемам обеспечения устойчивого развития моногородов. В соответствии с приказом Минрегиона России, создана Межведомственная рабочая группа по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской, в состав которой вошли представители Минфина России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразви-тия России, Роструда, Минпромторга России, Минкомсвязи России, Минэнерго России, Минтранса России, а также Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Российской Федерации.

Данные Росстата о темпах развития реального сектора экономики показывают, что кризисные явления в промышленном производстве сохраняются на металлургических предприятиях (в Вологодской, Липецкой, Челябинской, Свердловской, Белгородской, Кемеровской областях), в автомобильной промышленности (в Самарской, Нижегородской, Ульяновской областях, Удмуртской Республике), на предприятиях машиностроения (в Ярославской, Калужской, Ульяновской, Свердловской областях), в строительной отрасли (в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Чувашия) и сфере грузоперевозок (в Кемеровской, Калининградской областях, Алтайском крае и др.) (табл. 1).

Снижение темпов роста в промышленности связано с ухудшением условий кредитования и недостатком ликвидности (производители стараются использовать имеющиеся запасы, уменьшая спрос на промежуточную продукцию, что вызвало распространение кризиса неплатежей), замедлением инвестиций в основной капитал (привело к снижению темпов роста в инвестиционном машиностроении), снижением мирового спроса на сырье.

Можно выделить регионы с низкой социальной напряженностью и относительно устойчивой к кризису экономической ситуацией, в которых региональные власти активно разрабатывают и реализуют антикризисные меры. К ним относятся прежде всего Белгородская, Калужская, Ульяновская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Мордовия и Башкортостан, город Москва.

Вторая группа — регионы со средней социальной напряженностью и относительно неустойчивым к кризису экономической ситуацией. Кроме того, региональные власти относительно неэффективно разрабатывают и реализуют антикризисные меры. К ним относятся прежде всего Свердловская, Томская области, Республики Татарстан, Саха (Якутия), Ставропольский, Красноярский края.

В третью группу попадают регионы с относительно высокой социальной напряженностью, относительно неустойчивой экономической ситуацией, в которых региональные власти слабо реализуют антикризисные меры. К ним относятся прежде всего Самарская, Вологодская, Ивановская, Челябинская, Архангельская, Кировская области, Республика Удмуртия.

Сильное проявление кризиса в России объясняется сложением неблагоприятных внешних факторов со слабостями российской экономики, которые проявляются в дорогих, малодоступных для широкого круга субъектов хозяйственной деятельности кредитах, высокой инфляции, низкой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, слаборазвитой инфраструктурой, высокими рисками предпринимательской деятельности. В немалой степени эти слабости обусловлены особенностями региональной структуры ее экономики, большими различиями между отдельными регионами по уровню и ресурсам развития, условиям ведения хозяйственной деятельности.

Представленная методика не претендует на завершенность, поскольку кризисные проявления меняются, применяются новые антикризисные меры, поэтому в методику возможно внесение дополнительных корректировок.

Опыт показывает, что для реальной оценки кризисности ситуации в регионах России могут быть использованы показатели системы, выходящие из существующих систем отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.