Научная статья на тему 'Анализ реализации региональных антикризисных программ'

Анализ реализации региональных антикризисных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КУРС РАЗВИТИЯ / REGIONAL ANTI-CRISIS PROGRAM / REGIONAL MANAGEMENT STRUCTURE / SOCIAL COURSE OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Сергей Александрович

Проанализирована ситуация с выполнением региональных антикризисных программ. Выявлена достаточно сложная социальная ситуацию в ряде регионов, особенно в сфере занятости населения. Среди причин, мешающих эффективному исполнению антикризисных программ, прежде всего, отмечено несовершенство законодательства в области разработки и принятия федеральных законов о государственном стратегическом планировании и об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации. Подчеркнуто, что для надлежащего эффективного исполнения антикризисных программ необходимо четкое разграничение функций местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти и прозрачное законодательство. Представлена предварительная комплексная оценка социально-экономического положения субъектов Российской Федерации по итогам 2009 г., проведенная на основе 8 важнейших показателей. По уровню достигнутого социально-экономического развития регионы распределены на 4 условные группы. Сделаны предварительные выводы о том, что многие региональные планы антикризисных действий повторяют ошибки федеральных мер по противодействию кризису.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF REGIONAL ANTI-CRISIS PROGRAMS IMPLEMENTATION

The situation with regional anti-crisis programs realization is analyzed. It is revealed rather difficult situation in social sphere in a number of regions, especially in the area of employment. Among the factors that impede effective realization of anti-crisis programs, first of all, there is imperfection of the legislation in development and adoption of federal laws on state strategic planning and basics of state regulation of regional development in Russia. It is underlined that precise functions differentiation between local government and federal executive bodies as well as transparent legislation are needed for proper effective execution of anti-crisis programs. It is presented preliminary integrated assessment of Russian regions social and economic situation in 2009, based on 8 basic indicators. According to this integrated assessment Russian regions are divided in 4 conditional groups in compliance with level of social and economic development. It is preliminary concludes that many regional anti-crisis plans repeat mistakes of federal measures to counter crisis.

Текст научной работы на тему «Анализ реализации региональных антикризисных программ»

УДК 332.146.2

С.А. МЕДВЕДЕВ

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ

Ключевые слова: региональная антикризисная программа, региональная структура управления, социальный курс развития.

Проанализирована ситуация с выполнением региональных антикризисных программ. Выявлена достаточно сложная социальная ситуацию в ряде регионов, особенно в сфере занятости населения.

Среди причин, мешающих эффективному исполнению антикризисных программ, прежде всего, отмечено несовершенство законодательства в области разработки и принятия федеральных законов о государственном стратегическом планировании и об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации. Подчеркнуто, что для надлежащего эффективного исполнения антикризисных программ необходимо четкое разграничение функций местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти и прозрачное законодательство. Представлена предварительная комплексная оценка социально-экономического положения субъектов Российской Федерации по итогам 2009 г., проведенная на основе 8 важнейших показателей. По уровню достигнутого социально-экономического развития регионы распределены на 4 условные группы. Сделаны предварительные выводы о том, что многие региональные планы антикризисных действий повторяют ошибки федеральных мер по противодействию кризису.

S.A. MEDVEDEV

ANALYSIS OF REGIONAL ANTI-CRISIS PROGRAMS IMPLEMENTATION

Key words: regional anti-crisis program, regional management structure, social course of Development.

The situation with regional anti-crisis programs realization is analyzed. It is revealed rather difficult situation in social sphere in a number of regions, especially in the area of employment. Among the factors that impede effective realization of anti-crisis programs, first of all, there is imperfection of the legislation in development and adoption of federal laws on state strategic planning and basics of state regulation of regional development in Russia. It is underlined that precise functions differentiation between local government and federal executive bodies as well as transparent legislation are needed for proper effective execution of anti-crisis programs. It is presented preliminary integrated assessment of Russian regions social and economic situation in 2009, based on 8 basic indicators. According to this integrated assessment Russian regions are divided in 4 conditional groups in compliance with level of social and economic development. It is preliminary concludes that many regional anti-crisis plans repeat mistakes of federal measures to counter crisis.

В субъектах Российской Федерации сегодня реализуется комплекс антикризисных мероприятий. Создание благоприятных условий для всех сфер экономики на территории любого региона, особенно в условиях финансово-экономического кризиса, является определяющим фактором повышения эффективности промышленного производства, роста доли конкурентоспособной продукции и гармоничного развития отраслей экономики и социальной сферы. Это, прежде всего, предполагает правовое обеспечение антикризисной деятельности, разработку законов, антикризисных программ и планов их реализации, создание специальных органов, штабов, рабочих групп, занимающихся руководством и координацией деятельности в этой сфере, осуществление финансовых, организационных, управленческих и других мер поддержки реального сектора экономики, развитие среднего и малого бизнеса, социальной защиты населения. Все эти направления оганизационно-управленческой деятельности региональных органов власти составляют основу антикризисной политики - основного функционального звена государственной экономической и социальной политики региона на современном этапе.

На сегодняшний день во всех субъектах РФ приняты и утверждены антикризисные планы, созданы антикризисные штабы, которые возглавляют главы регионов. На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия софинансирования из федерального бюджета, так и меры, которые реализуются субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями самостоятельно.

Основная задача принятых региональных антикризисных мер заключается в содействии занятости населения, сохранении и создании рабочих мест, поддержании сбалансированности региональной бюджетной системы.

Однако продолжается практика затягивания с проработкой перспективных планов на последующие периоды. Большинство региональных антикризисных планов носят краткосрочный характер и направлены на сдерживание напряженности, а не на развитие. Не прописаны меры по привлечению инвестиций, модернизации экономики и так далее. Причина, по-видимому, в том, что все они были приняты в спешном порядке в начале года, когда никто не понимал, как будет развиваться ситуация в экономике, нужно было спасать ситуацию на рынке труда.

По сведениям Минрегионразвития России, только в девяти регионах были приняты антикризисные планы на несколько лет и 74 субъектам Российской Федерации еще предстоит принять такие планы.

В 2010 г. антикризисные меры поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации сохранились и в первую очередь в виде кредитов из федерального бюджета. В 2010 г. они были предусмотрены в объеме 140 млрд руб. Из них 80 млрд руб. пошло на покрытие дефицита, 50 млрд руб. - на автомобильные дороги, и 10 млрд руб. - на поддержку монопрофильных муниципальных образований.

В целом в регионах сформирована работоспособная система антикризисного управления, которая действует достаточно эффективно и без больших сбоев. Об этом свидетельствует тот факт, что, невзирая на слабое улучшение положения в регионах за прошедший период, в подавляющем большинстве субъектов Федерации сохранились экономическая устойчивость и социальная стабильность.

Однако более глубокий анализ статистических материалов и проведенный компетентными структурами промежуточный мониторинг выполнения антикризисных мероприятий показывают достаточно сложную социальную ситуацию в ряде регионов, особенно в сфере занятости населения. Для этого, правда, есть объективные причины, связанные со значительными диспропорциями развития регионов. Тем не менее следует отметить, что далеко не все региональные власти сумели обеспечить эффективное выполнение всего комплекса антикризисных мер.

Среди причин, мешающих эффективному исполнению антикризисных программ, следует, прежде всего, отметить несовершенство законодательства, в первую очередь в области разработки и принятия федеральных законов о государственном стратегическом планировании, основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации.

Проекты этих законодательных документов давно обсуждаются и находятся в поле зрения правительства и обеих палат Федерального Собрания. В них предусмотрены механизмы обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов, а также скорректированные мероприятия правительства Российской Федерации, направленные на обеспечение реализации антикризисных мероприятий текущего 2010 г.

В основе этих мероприятий предусмотрены сохранение приоритета инновационного развития и усиление мер по модернизации экономики и социальной защите населения, активизация антикризисной деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом мониторинга их социально-экономического развития, эффективности реализации принятых региональных антикризисных программ и выработка стратегии развития на последующий период.

Прежде всего, следует отметить, что принятые меры позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда. Так, по последним сведениям того же Минрегионразвития, уровень зарегистрированной безработицы по России составил 2,5%. Для сравнения, в августе 2009 г. он был 2,8%, в сентябре 2,7%, т.е. идёт плавное снижение. Кроме того, удалось сохранить достигнутый уровень социальной поддержки населения.

В рамках государственной поддержки реального сектора экономики на региональном уровне реализуются такие мероприятия, как субсидирование процентной ставки по кредитам предприятий реального сектора экономики. Подобные мероприятия осуществляются в 69 регионах. Предоставление госгарантий предприятиям реального сектора осуществляется примерно в 60 регионах, при этом оно осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Только на федеральном уровне принято положительное решение по предоставлению госгарантий региональным предприятиям на сумму 34 млрд. Меры государственной поддержки и формы предоставления госгарантий являются эффективной антикризисной мерой, поскольку в большинстве случаев они направлены на поддержку высокотехнологичных производств и модернизацию оборудования, что в итоге приводит к сохранению и созданию новых рабочих мест и снижению социальной напряженности, а также увеличению налоговых платежей в бюджет.

Представляет большой практический интерес предварительная комплексная оценка социально-экономического положения субъектов Российской Федерации по итогам 2009 г., проведенная на основе 8 показателей: индекса промышленного производства; темпов роста потребления электроэнергии; индекса общего объема работ, выполненных в строительстве; темпов роста объема розничного товарооборота; объема задолженности по заработной плате на одного занятого в экономике; уровня зарегистрированной безработицы; доли простаивающих или работающих неполное время работников; темпов роста доходов консолидированных бюджетов.

На основании анализа сложившейся ситуации в субъектах РФ по перечисленным показателям можно сформировать 4 группы регионов: первая - это регионы с наиболее сложным социально-экономическим положением, таких в всего - 8; вторая - регионы с неблагоприятным социально-экономическим положением - 23 региона; третья - регионы с социально-экономическим положением, близким к среднероссийскому - 35 регионов; четвёртая - регионы с относительно благоприятным социально-экономическим положением - 17 регионов.

Остановимся более подробно на первой и последней группе регионов.

По предварительным итогам 2009 г. наиболее сложное социально-экономическое положение отмечено в 8 субъектах Российской Федерации (Пермский край, Вологодская, Кемеровская, Кировская, Самарская, Свердловская и Челябинская области, а также Ханты-Мансийский АО). Во всех регионах данной группы наблюдалось снижение промышленного производства, объемов строительных работ, объемов розничного товарооборота и доходов из региональных бюджетов. Причем практически во всех регионах это снижение было больше, чем в среднем по России. К примеру, промышленное производство в Самарской, Свердловской и Челябинской областях за год сократилось более чем на 20%. В этих же областях, а также в Кировской области объем строительных работ в сопоставимых ценах снизился более чем на 30%. В этих регионах отмечено также значительное снижение розничного товарооборота. Так, в Кемеровской области он упал на 20%, в Вологодской области и Ханты-Мансийском автономном округе - на 18% и 19%, соответственно (в среднем по России снижение составило 5,7%).

Доходы консолидированных бюджетов данных субъектов также снижались более быстрыми темпами, чем в среднем по России. Например, в Вологодской области они упали более чем четверть. Для регионов рассматриваемой группы характерна высокая задолженность по заработной плате на одного занятого в экономике, в Пермском крае и Кировской области она значительно превышает среднероссийскую. Если в среднем по России задолженность составляет 115 руб. на одного занятого в экономике специалиста, то в Пермском крае - 226 руб., а в Кировской области - 631 руб. на одного занятого.

В указанных регионах сложилась очень напряженная ситуация на рынке труда. Уровень зарегистрированной безработицы в 7 субъектах этой группы превышает среднероссийское значение, лишь в Ханты-Мансийском округе оно ниже и составляет 1,7%, но, одновременно, в этом регионе отмечена высокая неполная занятость - 45%. Такая же предельно высокая неполная занятость наблюдается в Кировской и Самарской областях. Неполная занятость - это доля простаивающих или работающих неполное время работников к общей численности занятых, по сути, это скрытая безработица.

К группе регионов с относительно благоприятным социально-экономическим положением можно отнести 17 субъектов - это большинство республик юга России, а также Белгородская, Ленинградская, Пензенская, Сахалинская области, Камчатский, Краснодарский и Приморский края, Большинство субъектов группы почти по всем показателям имеют показатели несколько выше, чем в среднем по России.

Так, в целом по стране доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в течение года сократились на 7,5%, а во всех субъектах этой группы наблюдался рост от 8 до 40%.

Рост промышленного производства наблюдался в шести субъектах этой группы, в том числе в Чукотском автономном округе почти в два раза, в Сахалинской области на 23%, во многих регионах группы наблюдался рост розничного товарооборота, в то время как в целом по стране он снижался. За исключением Чеченской Республики и Чукотского автономного округа для регионов данной группы характерна низкая задолженность по заработной плате, т.е. в целом по группе - 69 руб. на одного занятого. А в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Адыгея задолженности с августа 2009 г. нет.

В регионах наблюдался относительно низкий уровень неполной занятости. Лишь в двух субъектах он превышал среднероссийское значение в 3,5%. Однако в некоторых регионах этой группы, особенно на юге России, зарегистрирован высокий уровень безработицы. Но это никак не связано с экономическим кризисом -это исторически сложившиеся условия в этих республиках [1].

Приведём в качестве положительных лишь несколько примеров лучшей практики исполнения региональных антикризисных мер, которые принимаются регионами.

Белгородская область. В 2009 г. на основе механизма государственночастного партнерства (ГЧП) начата работа по реализации природного инновационного проекта «Создание промышленного парка “Северный”», предусматривающая строительство промышленных зданий, административно-бытовых корпусов и объектов инфраструктуры, где будет размещено более 70 малых и средних инновационных предприятий. На создание инженерной инфраструктуры промышленного парка в областном бюджете на 2009 г. предусмотрены средства в объеме 157 млн руб.

В области успешно идёт работа по созданию электронного правительства, недавно открылся многофункциональный центр по предоставлению услуг населению, успешно функционирует целевая программа переселения граждан из аварийного жилья, осуществляется жесткий контроль за ценами и качеством товаров и услуг на потребительском рынке.

Ленинградская область. В целях поддержки предприятий реального сектора экономики принято решение о рассрочке платежа по оплате услуг по присоединению к распределительным электрическим сетям сроком до 12 месяцев с даты заключения договора. Кроме того, лицам, реализующим на территории Ленинградской области инвестиционные проекты, также предоставляется отсрочка по технологическому присоединению сроком на 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию устройства.

Пензенская область. Осуществляется постоянный мониторинг финансо-во-хозяйственной деятельности системообразующих предприятий области. Еженедельно проводится мониторинг промышленных предприятий с целью создания на них новых производств, предприятий малого и среднего бизнеса. В результате совместной работы с руководством промышленных предприятий на 54 промышленных предприятиях создано 420 малых предприятий, позволивших создать 10 тыс. новых рабочих мест.

На основании сказанного можно сделать предварительные выводы о том, что многие региональные планы антикризисных действий повторяют ошибки федеральных мер по противодействию кризису.

В первую очередь это недостаточное стимулирование спроса и недостаточное укрепление доходной части бюджетов.

Большой ошибкой явилось принятие региональных перечней системообразующих предприятий, что усилило иждивенческие настроения в бизнесе и отрицательно повлияло на деятельность регионов, направленную на борьбу с кризисом.

Продолжается порочная практика освоения выделенных бюджетных средств в последний месяц года. Освоить все средства за неполный остающийся месяц невозможно. Делается это лишь для того, чтобы отчитаться в выполнении финансирования.

Как на федеральном, так и на региональном уровнях продолжается практика приоритетного финансирования кредитных организаций. Реальный сектор экономики и социальная сфера финансируются с большим опозданием, не полностью, либо вовсе не финансируются. Необходимо сменить приоритеты. В первую очередь необходимо спасать реальный, а не спекулятивный сектор экономики. Только в этом случае будут решаться не только экономические, но и социальные задачи, такие, например, как создание дополнительных рабочих мест. Создание дополнительных рабочих мест не должно решаться бюрократически. На выделенные на эти цели правительством 43 млрд руб. можно было бы реконструировать десятки действующих предприятий и дать постоянные, а не временные рабочие места сотням тысяч работающих.

Порочным также является создание новых бюрократических структур для реализации антикризисных мер. Эти меры вполне можно реализовать на базе существующих региональных структур.

Среди главных проблем, с которыми регионы столкнутся уже в ближайшее время, можно назвать проблемы бюджета. Если на федеральном уровне увеличение социальных выплат произойдет за счет средств Резервного фонда, то у субъектов федерации таких региональных фондов нет. Как считают, например, эксперты департамента стратегического анализа ФБК большинству регионов придется замораживать значительную часть инвестиционных проектов, чтобы выполнять социальные обязательства. Эффективной мерой борьбы с кризисом могло бы стать вложение средств в отрасли, которое даст мультипликационный эффект. Это, прежде всего, транспортная и коммунальная инфраструктуры.

Литература

1. Материалы Отчёта Аналитического управления Аппарата Совета Федерации ФС РФ «О социально-экономической ситуации в регионах России» для руководства Совета Феерации (антикризисные меры, принимаемые в субъектах Российской Федерации для улучшения ситуации в сфере занятости»). Исполнители: Владимиров Д.Г., Деменькова М.В. Численность безработных по данным МОТ и «Левада-центра».

МЕДВЕДЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Институт развития дополнительного профессионального образования, Россия, Москва; заместитель генерального директора компании «Техпромснаб», Россия, Казань (med777@rambler.ru).

MEDVEDEV SERGEY ALEKSANDROVICH - competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate, Institute of development of additional vocational training, Russia, Moscow; assistant to the general director of company «Techpromsnab», Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.