Научная статья на тему 'Программы снижения напряженности на региональных рынках труда и опережающего профессионального обучения как фактор обеспечения экономической безопасности'

Программы снижения напряженности на региональных рынках труда и опережающего профессионального обучения как фактор обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / A LABOR MARKET / ADVANCING VOCATIONAL TRAINING / FACTORS OF ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикалова Н. А.

Рассматривается проблема программ снижения напряженности на региональных рынках труда и опережающего профессионального обучения как фактор обеспечения экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMS OF DECREASE IN INTENSITY ON REGION AL LABOR MARKETS AND ADVANCING VOCATIONAL TRAINING AS THE FACTOR OF MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY

In this article are considered programs of decrease in intensity on regional labor markets and advancing vocational training and as the factor of maintenance of economic safety.

Текст научной работы на тему «Программы снижения напряженности на региональных рынках труда и опережающего профессионального обучения как фактор обеспечения экономической безопасности»

ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТРУДА И ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н.А. БИКАЛОВА, кандидат экономических наук, доцент 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

(экономическая безопасность) 12.00.14 - административное право; финансовое право;

информационное право

Аннотация. Рассматривается проблема программ снижения напряженности на региональных рынках труда и опережающего профессионального обучения как фактор обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: рынок труда, опережающее профессиональное обучение, факторы экономической безопасности.

PROGRAMS OF DECREASE IN INTENSITY ON REGION AL LABOR MARKETS AND ADVANCING VOCATIONAL TRAINING AS THE FACTOR OF MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY

N.A. BIKALOVA, candidate of economic sciences, dotsent

Annotation. In this article are considered programs of decrease in intensity on regional labor markets and advancing vocational training and as the factor of maintenance of economic safety.

Key words: a labor market, advancing vocational training, factors of economic safety.

В условиях прошедшего экономического кризиса социально-экономическая ситуация в регионах Российской Федерации характеризовалась значительным спадом в основных отраслях производства в условиях обострения социальных противоречий, появлением нового вида угроз — регионального экономического сепаратизма. Существенным фактором обеспечения экономической безопасности явились антикризисные меры Правительства Российской Федерации и Региональные программы снижения напряженности на рынке труда субъектов РФ, включающие программы опережающего профессионального обучения (ОПО), ставшие частью антикризисных мер Правительства РФ в 2009 и 2010 годах, которые реально дали возможность предприятиям повысить квалификацию своих сотрудников и максимально эффективно использовать профессиональной потенциал в условиях финансово — экономической нестабильности1.

ОПО — активный инструмент государственной политики в области регулирования рынка труда, направленный на содействие занятости населения в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников). Организация ОПО включает мероприятия органов службы занятости, проводимые за счет средств бюджета совместно с предприятиями, учреждениями, организациями по переобучению и трудоустройству высвобождаемых работников до наступления срока расторжения с ними договоров с работодателями. ОПО проводится по профессиям, пользующимся устойчивым спросом на региональном рынке труда или специальностям, требующимся работодателям, направившим работников на переобучение для последующего перевода на вакантные рабочие места в

своей организации или на вновь созданные рабочие места.

В числе важных нормативно-правовых документов по ОПО следует назвать Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», п. 2 ст. 7 которого предусмотрено право Правительства РФ разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ.

Пунктами 1 и 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ (далее — Правила 1089) и определены объемы средств федерального бюджета, предусмотренные в 2009 г. на реализацию мер по поддержке рынка труда предоставляемые бюджетам всех субъектов РФ.

Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 — 2010 г.г. определила приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения. На стабилизацию ситуации на рынке труда в федеральном бюджете дополнительно были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ в размере 43,7 млрд. руб. Минздравсоцразвитию России на информирование о реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ было выделено 200 млн. руб. Роструду на автоматизацию мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников и мониторинга неполной занятости работников, а также на ведение информационного портала Роструда с целью содействия трудоустройству граждан, информирование населения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, и мониторинг реализации региональных программ было перечислено 35 млн. руб. Стоимость принятых региональных программ, предусматривающих ОПО, составило более 25 млрд. руб., из которых более 90 процентов покрывалось за счет субсидий из федерального бюджета. В результате, по данным Минз-дравсоцразвития России, накоплен положительный опыт реализации ОПО, и в 2009 г. обучение прошли 216 тыс. человек.

Правила реализации названных субсидий в 2010 г. (далее Правила 1011) были утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на

снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» — в редакции постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1143 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011».

В Основных направлениях антикризисных действий правительства РФ на 2010 г., одобренных на заседании Правительства РФ (протокол от 30 декабря 2009 г. №42) отмечено, что на региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в федеральном бюджете на 2010 г. предусматривалось выделить 36,3 млрд. руб., в том числе в форме субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на софи-нансирование региональных программ по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения. Согласно распоряжению Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 238-р в соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов» увеличены бюджетные ассигнования, предусмотренные федеральным бюджетом на 2010 г. Роструду по подразделу «Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальным образованиям (межбюжетные субсидии)» раздела «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ на 4190,3 млн. руб. (т.е. по утвержденной росписи федерального бюджета на 2010 г. финансовое обеспечение региональных программ снижения напряженности на рынке труда в бюджете составляет 40,5 млрд. руб.).

На 2011 г. размер субсидий из федерального бюджеты бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий на рынке труда составили 27,8 млрд. руб,2.

Как уже было отмечено, финансовое обеспечение расходов, связанных с опережающим профессиональным обучением, осуществляется за счет субсидий (в форме межбюджетных трансфертов) из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; средств работодателей и других источников. Субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ по опережающему обучению работников, находящихся под угрозой увольнения, и предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на утвержденный финансовый год в пределах утвержденных Федеральной службе по труду и занятости бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытых для учета поступлений и их распределения между уровнями бюджетной системы страны для последующего перечисления. В качестве организаций, осуществляющей опережающее обучение, могут выступать центры занятости

населения, образовательные учреждения (в том числе бюджетные учреждения или организации иных организационно-правовых форм), а также подразделения работодателя.

Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ, принявшему в установленном порядке нормативные правовые акты, устанавливающие расходное обязательство субъекта РФ, по реализации дополнительных мероприятий и определившей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости на основании соглашения, заключенного между указанной службой и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Субсидии выделяются на оплату образовательному учреждению за оказанные услуги по ОПО в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами) между территориальным/муниципальным государственным учреждением—центром занятости населения субъекта РФ, работодателем и образовательным учреждением (организацией) и в соответствии с Правилами 1011.

В некоторых случаях бюджетные средства на осуществление расходов, связанных с ОПО, предоставляются в рамках реализации отраслевой целевой программы по реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъекта РФ на 2010 г., утвержденной постановлением Правительства субъекта РФ (при наличии таковой, как, например, в Астраханской области). Уполномоченным органом по реализации мероприятий Программы является управление государственной службы занятости населения субъекта РФ, которое передает бюджетные средства главным распорядителям бюджетных средств для выполнения государственного задания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ либо в соответствии с бюджетной росписью в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на лицевые счета территориальных/муниципальных государственных учреждений—центров занятости населения субъекта РФ (далее центров занятости), открытых в управлении Федерального казначейства по субъекту РФ. В случае передачи бюджетных средств для выполнения государственного задания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ территориальное государственное учреждение центр занятости населения субъекта РФ заключает соответствующее соглашение с главным распорядителем бюджетных средств.

В пределах выделенных ассигнований центр занятости осуществляет оплату образовательному учреждению или работодателю, осуществляющему ОПО, за оказанные услуги в виде возмещения их затрат на обучение в соответствии с заключенными договорами. Территориальным/муниципальным государственным учреждением—центром занятости

населения субъекта РФ в платежных поручениях на перечисление средств указывается целевое направление их расходования3,

Возмещение затрат работодателя и оплата услуг образовательного учреждения осуществляется путем полной оплаты на условиях и в сроки, установленные в соответствие с заключенными договорами или путем безналичного авансового платежа, определенной договором и окончательного расчета по оплате услуг. Перечисление средств образовательному учреждению за выполненные работы и оказанные услуги, и порядок их расходования устанавливаются государственными контрактами, заключенными в соответствии с законодательством РФ.

В случае осуществления ОПО бюджетными образовательными учреждениями субъекта РФ и муниципальных образований, их затраты по оказанию услуг по опережающему профессиональному образованию возмещаются в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств из бюджетов соответствующих субъектов и бюджетов муниципальных образований. При этом из бюджета субъекта РФ местным бюджетам предоставляются соответствующие межбюджетные субсидии.

Федеральным бюджетным учреждениям, выполняющим мероприятия по опережающему профессиональному образованию, средства за оказанные услуги и выполненные работы могут представляться в порядке, установленном для средств от приносящей доход деятельности.

Финансовое обеспечение ОПО различается в зависимости от того, осуществляется ли опо образовательным учреждением или самим работодателем. Финансирование программ опережающего обучения может осуществляться в следующих основных формах: 1) оплата услуг образовательного учреждения на проведение ОПО работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников); и 2) возмещение затрат работодателя (за исключением государственных и муниципальных учреждений), связанных с организацией ОПО работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников).

Схемы финансирования ОПО могут меняться в зависимости от применяемых источников финансирования; организационно-правовая форма организации, осуществляющей ОПО и процедуры ее отбора определяются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для го-

сударственных и муниципальных нужд». Влияние также оказывают порядок и объем возмещения работодателю затрат на опережающее профессиональное обучение и принадлежность организации, осуществляющей обучение, к определенному уровню бюджетной системы (организации регионального или муниципального уровня). Процедуры отбора организации, осуществляющей ОПО, включают размещение заказа у единственного поставщика, в случае если сумма договора не превышает установленного Центральным банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке в квартал (п. 14 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ); или проведение открытых конкурсов, аукционов и запросов котировок.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на опережающее профессиональное обучение работников в рамках региональных программ снижения напряженности на рынке труда субъектов РФ, осуществляет территориальное/муниципальное государственное учреждение—центр занятости населения субъекта РФ.

Получатели бюджетных средств в установленном законодательством РФ порядке несут ответственность за достоверность представляемых документов и выполнение условий предоставления бюджетных средств. В случае установления факта нецелевого использования бюджетных средств, частичного или полного неисполнения условий договора работодатель обязан возвратить в бюджет субъекта федерации полученные средства в порядке, установленном законодательством РФ.

Эффективность бюджетных расходов, как правило, оценивается как один из итогов реализации государственной политики, при которой запланированные непосредственные результаты достигаются при наименьших затратах и повышении эффективности работы исполнительной власти. Этот показатель определяется на основании анализа взаимосвязей между расходами, непосредственными результатами, которые достигаются за счет их использования, и конечными социально-значимыми результатами. Чем большие результаты достигаются за счет использования заданного объема бюджетных расходов, или чем меньше бюджетных расходов используется для достижения заданного результата, тем выше эффективность бюджетных расходов.

В п. 15 Правил № 1011 сказано, что Роструд осуществляет оценку эффективности расходов бюджета, источником которых являются субсидии, исходя из достижения 2-х целевых показателей: коэффициента напряженности на рынке труда РФ и уровня регистрируемой безработицы в регионе. Далее в п. 17 подпункте «ж» говорится о том, что соглашение должно содержать значения целевых показателей эффективности расходов бюджета субъ-

екта РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия. В приложении к Соглашению между Федеральной службой по труду и занятости и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, утвержденному приказом Минздравсоц-развития России от 28 декабря 2009 г. № 1041н и письмом Роструда № 84-ПР от 1 февраля 2010 г. «О мониторинге региональных программ» указаны те же справочно введенные в ф. № 1-РП целевые показатели эффективности_использования средств на региональные программы снижения напряженности на рынках труда:

1) «уровень регистрируемой безработицы» (в процентах), рассчитываемый как отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (стр. 11.1). В гр. 1 приводится значение показателя, указанное в региональной программе и Соглашении с Рострудом, а в гр. 2 —фактическое значение показателя на отчетную дату по итогам 1 квартала, 1 полугодия, 9 месяцев, года.

2) «коэффициент напряженности на рынке труда субъекта РФ», определяемый как отношение численности незанятых граждан к числу зафиксированных в службе занятости вакансий (строке 11.2). В гр. 1 — значение показателя, указанное в региональной программе и Соглашении с Рострудом, а в гр. 2 —фактическое значение показателя на отчетную дату по итогам 1 квартала, 1 полугодия, 9 месяцев, года.

В Соглашении между Федеральной службой по труду и занятости и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, также определено, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» в редакции постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1143 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. №1011», Региональная программа должна обеспечивать достижение целевых показателей эффективности расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия, исходя из определенных значений целевых показателей эффективности использования субсидии. При этом регионы должны самостоятельно определять значения целевых показателей эффективности расходования субсидии, в том числе количество участников дополнительных

мероприятий региональной программы по каждому мероприятию.

Следует отметить, что показатели эффективности по опережающему профессилональнеому обучению субъекты , как правило, не утверждают нормативными актами, поскольку главная цель программы ОПО — достижение социально — экономического эффекта в долгосрочной перспективе, а также поддержание так называемой «неэффективной» занятости._

Вместе с тем, переход к программной структуре бюджетов предполагает формирование долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения. В проекте постановления Правительства РФ «О порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств федерального бюджета» отмечено, что оценка эффективности долгосрочной программы на этапе ее реализации должна проводиться ежеквартально для контроля достижения запланированных результатов реализации долгосрочной программы, оценки эффективности расходования бюджетных ассигнований и деятельности государственных заказчиков.

Для оценки эффективности долгосрочных программ на этапе их реализации предложены к рассмотрению следующие показатели:

1) полнота выполнения программных мероприятий;

2) выполнение утвержденных целевых индикаторов и показателей;

3) ход размещения заказов и заключения государственными заказчиками контрактов на выполнение программных мероприятий;

4) объем фактического финансирования мероприятий долгосрочных программ за счет средств федерального бюджета в сопоставлении с бюджетными назначениями;

5) ход выполнения аналогичных региональных долгосрочных целевых программ, на реализацию которых долгосрочной программой предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета4.

В связи с изложенным, с учетом продолжения предоставления бюджетных субсидий на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов РФ, а также результатами анализа региональных программ на 2010 г., представляется целесообразным при оценке эффективности реализации программ ОПО применять наиболее значимые показатели в 2011 - 2012 г.г.:

1. Доля трудоустроенных (сохраненных) работников после прохождения опережающего профессионального обручения.

2. Численность работников, прошедших ОПО, и дзанятых в течение определенного срока.

3. Доля граждан, получивших субсидию на создание собственного дела, после прохождения опережающего обручения, реализующих самозанятость.

Вместе с названными показателями необходимо принимать во внимание и мониторить следующие показатели, дающие более полную картину по реализации ОПО.

1. Количество договоров на обучающие программы, заключенных центрами занятости населения с организациями (руководителями предприятий, руководителями учебных заведений), частными лицами (безработными, желающими заняться предпринимательской деятельностью или гражданами, желающими переехать на работу в другую местность).

2. Количество фактически созданных рабочих мест. Данный показатель должен заполняться по копиям документов, представленных организациями в центры занятости населения на основании заключенных договоров на создание рабочих мест в рамках реализации региональной программы дополнительных мероприятий (например, по изменениям в штатном расписании, приказам, распоряжениям).

3. Количество организаций (предприятий), с которыми заключены договоры.

4. Численность участников по заключенным договорам, т.е. предполагаемая численность участников программ, которая приведена в договорах.

5. Фактическая численность участников, которая уже приступила к участию или принимает участие в дополнительных мероприятиях, в том числе:

$ граждане, не занятые по различным причинам (в том числе ищущие работу, безработные, выпускники учебных заведений);

$ занятые граждане, находящиеся под угрозой массового увольнения (по причинам увольнения: установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников);

$ граждане, являющиеся участниками дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда - опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)

6. Численность трудоустроенных (сохраненных работников) после прохождения программ.

1По данным Роструда, рализация региональных программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах РФ свидетельствует о положительном эффекте их применения в 2009 г. Сохранено порядка 2,3 млн. рабочих мест; уменьшены объемы неполной занятости и избежать массовых высвобож-

дений работников на предприятиях, сохранить прежние; удалось создать новые рабочие места. Наиболее обширные мероприятия по числу участников, и соответственно, наибольшие объемы финансирования, были предусмотрены в региональных программах Челябинской, Свердловской, Вологодской, Кемеровской, Белгородской, Кировской областей, Пермского, Красноярского, Алтайского краев, Республики Татарстан, Самарской области. При этом - наибольший объем финансовых средств на реализацию программ был определен по Республике Татарстан — 2,9 млрд. руб. для участия 145 тыс. человек, наименьший — в Чукотском автономном округе- 17,4 млн. руб. для 405 участников.

2 Субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ (далее - Региональная программа). Уровень софинансирования Региональной программы за счет субсидии был установлен в размере до 95 процентов общего размера расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытых для учета поступлений и их распределения между уровнями бюджетной системы страны для последующего перечисления. Субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Для получения субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ должен направить заявку в Минздравсоцразвития России. Приложением к заявке являются сама Региональная программа, которая может включать как одну, так и все подпрограммы региональной программы; пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование дополнительных мероприятий. Распределение субсидий между субъектами РФ осуществляется Рострудом на основании решений межведомственной рабочей группы в соответствии с Правилами и методикой, которая включает в себя расчет размера субсидии по каждому из дополнительных мероприятий. Субсидии предоставляются в соответствии с решением межведомственной рабочей группы на основании Соглашений о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, заключаемых Федеральной службой по труду и занятости с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов, утвержденной Минздравсоцразвития России.

3 В структуру затрат на осуществление ОПО включаются затраты на:

Ф оплату труда педагогических работников образовательных учреждений, образовательных подразделений работодателей, квалифицированных рабочих и специалистов, осуществляющих теоретическое и производственное обучение, исходя из объемов (количество часов) образовательных профессиональных программ;

Ф приобретение (разработку), экспертизу учебных планов, образовательных профессиональных программ, учебно-методических материалов, технических средств обучения и др.;

Ф оплату за приобретение и содержание оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов;

Ф аренду необходимых для проведения ОПО производственных площадей, аренду оборудования, приобретения материальных ресурсов;

Ф оплату стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием работников, направленных на опережающее профессиональное образование;

Ф оплату труда членов квалификационных комиссий по аттестации лиц, закончивших профессиональное обучение;

Ф иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением ОПО.

4 Первоначально, общий объем финансирования региональных программ составил 25,3 млрд. руб. (с числом участников 1,4 млн. человек). С учетом корректировки региональных программ, по состоянию на конец 2009 г. эти программы предусматривали участие уже около 2,1 млн. человек (увеличение на 48%), а общий объем финансовых средств, предназначенный для их реализации (федерального бюджета и средств субъектов), составил 38,1 млрд. руб. (увеличение на 50,4%). Процесс корректировки региональных программ начался в июне 2009 г. и закончился в декабре 2009 г.. В декабре корректировку прошли 10 субъектов РФ. В результате дополнительная потребность в средствах федерального бюджета за этот месяц составила — 49,8 млн. рублей. Общая сумма дополнительных средств федерального бюджета необходимая для решения проблем, возникших в субъектах РФ, с июня 2009 года увеличилась на 11,9 млрд. руб. и составила 35,6 млрд. руб. Эта сумма была перечислена в субъекты РФ на основании Соглашений и дополнительных соглашений, заключенных с Рострудом на перечисление средств субсидий. Подписано 82 основных Соглашения со всеми субъектами РФ и 121 дополнительное соглашение с 79 субъектами (кроме г. Москвы, Амурской области и Ставропольского края). Во исполнение постановления Правительства РФ от 7 ноября 2009 г. № 902 «О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области» Рострудом заключено дополнительное соглашение и перечислены средства в размере 712,6 млн. руб. для решения проблем связанных с сохранением занятости 14,6 тыс. работников ОАО «Автоваз».

Анализ хода реализации региональных программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах РФ за 2009 г. показал, что за 2009 г. субъекты РФ израсходовали 35,6 млрд. руб. консолидированного бюджета или 93,4% от заявленных в Программах средств. В субъектах РФ была организована широкомасштабная работа по созданию условий для временной занятости и опережающего обучения (переобучения и повышения квалификации) лиц, находящихся

под риском увольнения, а также развития предпринимательской инициативы безработных и оказания адресной поддержки при переезде на работу в другую местность. В реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, приняли участие 2803,8 тыс. граждан из 130 тыс. предприятий. Среди них: граждане, находящиеся под угрозой увольнения — 1761,7 тыс. чел.; безработные граждане — 499,9 тыс. чел.; граждане, ищущие работу — 478,5 тыс. чел.; выпускники учебных заведений — 63,7 тыс. чел. Опережающее обучение граждан, находящихся под угрозой увольнения, осуществлялось по профессиям (специальностям), перечень которых регулировался рынком труда. Более 80% — это рабочие профессии, например: стропальщик, водитель, оператор котельной, электрогазосварщик, машинист крана, токарь, оператор станков с программным управлением, слесарь механосборочных работ и др. Остальные 20% — профессии и специальности для инженерно-технического персонала предприятий, например: бухгалтер, оператор ЭВМ, конструктор и т.д.

Пятая часть прошедших опережающее обучение — работники градообразующих организаций (23 тыс. человек). Из них 67% обучались без отрыва от производства и 33% — с отрывом от производства. Среди всех прошедших обучение (участников подпрограммы) 73,8% совмещали учебу с работой в режиме неполного рабочего дня, 7,8% — обучались, находясь в режиме приостановки работ, 3,2% — обучались, находясь в отпуске без сохранения заработной платы и 15,2% — обучались, находясь под риском высвобождения. Общие расходы по подпрограмме составили 1,35 млрд. руб., или 74,2% от объема средств заявленных в региональных программах по указанному направлению. Данные Роструда свидетельствуют о том, что в 2009 г. заключено 37,7 тыс. договоров с учебными организациями для реализации ОПО. В мероприятии по опережающему обучению приняли участие 216,0 тыс. человек, что составило 97,7% от общей численности, заявленной в региональных программах. Более 72% участников обучались без отрыва от производства. Свыше 97% участников после обучения возвратились на свои предприятия. Средний период обучения составил 3 месяца.

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НЕКОММЕРЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

И.В. БОЯРСКАЯ, старший преподаватель ТФ МЭСИ (Тверской филиал МЭСИ IVBoyarskaya @yandex.ru 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

Аннотация. В настоящее время маркетинговая деятельность имеет решающее значение для развития различных организаций, в том числе и некоммерческих. Управление маркетинговой деятельностью некоммерческих организаций имеет большую экономическую и социальную значимость, так как способствует повышению эффективности решения широкого круга первостепенных для общества проблем. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять определенные общественные потребности и могут быть доведены до потребителя посредством передачи и некоммерческого обмена информацией, сотрудничеством, доверием, уважением и поддержкой.

Ключевые слова: маркетинг, некоммерческая организация, некоммерческий продукт, потребности обще-

MARKETING ACTIVITY OF THE NONCOMMERCIAL ORGANIZATION

I.V. BOYARSKAYA, senior teacher TF MESI (Tverskoy branch of MESI)

Annotation. Now marketing activity has crucial importance for development of the various organizations, including the noncommercial. Management of marketing activity of the noncommercial organizations has the big economic and social importance as promotes increase of efficiency of the decision of a wide range of paramount problems for a society. Results of this activity urged to satisfy certain public requirements, and can be finished to the consumer by means of transfer and noncommercial information interchange, cooperation, trust, respect and support.

Key words: marketing, the noncommercial organization, a noncommercial product, requirements of a society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.