Научная статья на тему 'Воображаемая геральдика инков XVI века'

Воображаемая геральдика инков XVI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРУ / PERU / XVI ВЕК / XVI CENTURY / ИНКИ / INCAS / ГЕРБ / COAT OF ARMS / ГЕРАЛЬДИКА / HERALDRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елохин Кирилл Александрович

Статья освещает воображаемые гербы инков Перу в XVI в., которые были не пожалованы испанцами, а придуманы самими американскими аборигенами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with imaginary coats of arms of the Incas of Peru in the XVI c., which had not been granted them by the Spaniards, but invented just by the American aborigines.

Текст научной работы на тему «Воображаемая геральдика инков XVI века»

Илл. 07. Пендон из перьев. Центральное побережье Перу, 1470-1534. Находится в Окружном Музее Искусств Лос-Анджелеса (The Los Angeles County Museum of Art). Инв. № M.77.70.13. На момент написания данной статьи не экспонировался. Источник: Costume Council and Museum Associates Purchase // lacma [электронный ресурс] URL: http://collections.lacma.org/node/238943 (дата обращения: 11.10.2015).

ВООБРАЖАЕМАЯ ГЕРАЛЬДИКА ИНКОВ XVI ВЕКА

Елохин Кирилл Александрович

м.н.с. Института всеобщей истории РАН, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья освещает воображаемые гербы инков Перу в XVI в., которые были не пожалованы испанцами, а придуманы самими американскими аборигенами.

ABSTRACT

The article deals with imaginary coats of arms of the Incas of Peru in the XVI c., which had not been granted them by the Spaniards, but invented just by the American aborigines.

Ключевые слова: Перу, XVI век, инки, герб, геральдика.

Keywords: Peru, XVI century, Incas, coat of arms, heraldry.

Завоевав Куско и ближайшие области, испанцы стали наделять гербами инков, но далеко не всех, а в первую очередь - потомков правящей династии, легитимизируя и возвышая их тем самым в собственных глазах. Их родственники, потомки правителей инков, но не относившиеся напрямую к правящему роду стремились обзавестись гербами, заняв полагавшееся им в социальной иерархии место. Для этого они придумывали себе и своим предкам гербы, не признанные испанцами. Тому, как повлияли на становление инкской геральдики воображаемые гербы и посвящена данная работа.

Хронологические рамки исследования определяются временем создания источников - конец XVI - первая треть XVII вв.

Источники:

Важнейшим источником для нас является книга испанского священника и миссионера, монаха ордена мерседари-ев, служившего в Перу, о жизни которого почти ничего не известно, Мартина де Муруа (Martín de Murúa, 1525-1618?) «Общая история Перу» (Historia general del Piru, написан-

ная между 1590-1613). Книга известна в двух рукописных вариантах, первый из которых принадлежит семье Гэлвин (Galvin Murúa), в историографии его принято обозначать (S), второй приобретён институтом Гетти в Лос Анджелесе (Getty Murúa)[1]), в историографии его принято обозначать (M), - именно его цифровой копией мы и воспользуемся [2]. Обе рукописи иллюстрированы. Рукопись (S) более богата иллюстративным материалом, чем рукопись (M). Иллюстрации в обеих рукописях не совпадают, и там, где в рукописи (M) находится изображение инки Майта Капака и его воображаемого герба, в рукописи (S) находится изображение верховной правительницы Коя Ипа Уако (Coya Ipa Huaco, также известна как Mama Chiquia, даты жизни не известны) с воображаемым гербом. Поскольку рукопись (S) нам не доступна, мы вынуждены воспользоваться работами западных коллег, где приводятся иллюстрации, отсутствующие в доступной нам рукописи.

Также источником является «Первая новая хроника и доброе правление» (El Primer Nueva Coronica y Buen Gobierno)

[3], написанная около 1615 г. представителем знатного индейского рода, потомка десятого верховного правителя страны инков Тyпак Инки Юпанки (Túpaq Inka Yupanki, 1441-1493), Фелипе Гyаман Пома де Айялой (Felipe Guamán Poma de Ayala, 1536?-1616?), которая является вторичной по отношению к книге де Мyрyа. Ряд иллюстраций в книге де Мyрyа могли быть выполнены рукой Ф. Гуаман Пома де Айялы. Как инка по происхождению, хотя и не потомок последнего верховного правителя инков, которым испанцы оказывали особое покровительство, он был заинтересован в том, чтобы всячески облагородить свой род и своих предков, именно поэтому он придумывал своим предкам гербы, выдавая их за изобретения последних. Поэтому можно обоснованно предположить, что именно Ф. Гуаман Пома де Айяла повлиял на де Муруа, изобразившего в своей книге воображаемые гербы. Книги де Муруа и Ф. Гуаман Пома де Айялы находятся в открытом доступе в интернете.

Книга одного из потомков правящего рода инков Гомеса Суареса де Фигероа, известного как Инка Гарсиласо де ла Вега (Gomez Suares de Figueroa, Inka Garsilaso de la Vega, 1539-1616), названная в России «История государства инков» [4], вышла в Лиссабоне в 1609 г. [5]. В ней упоминаются изображения, помещённые в гербы и девизы «Королей Инков».

В 1630 г. появилась книга испанского историка и юриста, нашедшего в Америке убежище от преследований инквизиции, Антонио Родригеса де Леон Пинело (Antonio Rodríguez de León Pinelo, 1595-1660) «Трактат о настоящих подтверждениях энкомьенд, профессий и обстоятельствах, в которых нуждались Западные Индии» [6], где на фронтисписе была изображена гравюра с многочисленными гербами, в т.ч. с гербом, принятым за герб Перу, по сути являвшийся выдуманным Гарсиласо де ла Вегой.

Наделение индейской знати гербами, как в глазах самих инков, так и в глазах испанцев, придавало им благородство.

Испанские короли имели обыкновение жаловать гербы и без признания знатности новому гербовладельцу [7. P. 272-273]. То, что Ф. Писарро (Francisco Pizarro y Gonzalez, ок. 1475-1541) признал Уаскар Тупак Куси Паулью Инку (Huascar Tupac Cusi Paullu Inca, 1518?-1549) [8. P. 224] доном [9. P. 30-32] (как и всех его братьев и сестёр) было обосновано экономически - конкистадоры женились на сёстрах и дочерях верховных инков, которые обладали большими земельными площадями, золотом и человеческими ресурсами [10. P. 86], соблюдая тем самым, видимость легитимности наследования земель инков. 09.05.1545 г. за помощь в борьбе против Манко Инка Юпанки (Manco Inca Yupanqui, 1515?-1544), известного как Манко II, Кристобалю Паулью Инке императором Карлом V был пожалован герб [11. P. 39; 12. P. 101; 13. P. 398; 14. P. 71].

Закрепляя европейскую традицию наследования гербов среди местной знати в Перу, 02.02.1603 г. был издан королевский указ, в котором уважалось обычное право наследования андских касиков, и был подтверждён 09.07.1614 г. [15. P. 391-392] И лишь согласно указу от 26.03.1698 г. все потомки инков становились знатью, равной испанской и могли использовать титулы «дон» и «донья» [16. P. 31. Прим. 26].

Поэтому не удивительно, что, после признания испанцами благородного происхождения инков-потомков правящего рода, их, теперь уже по умолчанию, благородным предкам, были положены гербы, поскольку период ок. 1550-1700 гг. характеризуется тенденцией расценивать герб как атрибут

исключительно привилегированного сословия, что нашло своё воплощение в законодательстве [17. .С. 421, 447].

Определённо, эту мысль разделяли и испанцы/инки/метисы, жившие в Перу, поскольку предки современных конкистадорам инков, наделялись испанцами воображаемыми гербами в лучших традициях европейском воображаемой геральдики. И эти гербы комфортно существовали в полном соответствии с новыми испано-инкскими эмблематическими реалиями, иначе говоря, в новом эмблематическом пространстве. Нечёткость понимания герба людьми раннего Нового времени, и смешивание его с другими визуальными признаками, являлось «свидетельством определённого этапа осознания этого феномена, свидетельством попыток понять его» [18. .С. 331]. А.П. Черных замечает: «Воображаемая или фантастическая геральдика - это общее название средневекового геральдического феномена, представляющего собой комплекс гербов, которыми наделялись исторические персонажи догеральдического периода, мифические и литературные герои» [19. С. 138].

Инка Гарсиласо де ла Вега, чей герб [20. P. 431-444] составлен им самостоятельно, объединил в нём родовую эмблематику обоих родителей. Испанская часть герба состояла из элементов родовой эмблематики семейств Варгас (Vargas), Фигероа (Figueroa), графов де Фериа (de Feria), Сааведра (Saavedra), графов де Кастильяр (de Castellar), Мендоса (Mendoza), графов де Тендилья (de Tendilla). Герб сопровождает девиз «со шпагой и пером» (con la espada y con la pluma); инкская эмблематика состоит из изображений Солнца, Луны (отражающих андскую концепцию дуализма янантин (yanantin)) [21. Р. 228-259; 22.], двух переплетённых коронованных змей, радуги и маскапайчи [илл 01].

Инкская часть герба де ла Веги стала своеобразным эталоном гербов инков, и в целом эмблематики Перу. На фронтисписе книги А. де Леона Пинело помещалась гравюра с аллегориями, представлявшими вице-королевства Перу и Новая Испания. Перу, как слово мужского рода, было представлено в виде инки, с полагающимися атрибутами, а аллегория Новая Испания - в виде женщины с ацтекской атрибутикой и священной птицей - орлом. На уровне плеча инки была изображена гора Потоси, а за ним находилась лама -священное животное инков. Оба герба персонифицированных аллегорий увенчаны коронами [илл 02, 02а].

Что же собой представляли воображаемые гербы первых верховных инков? В книге Мартина де Муруа «Общая история Перу» встречается «Королевский герб. королей инков» (Las armas reales. de los ingas reyes) [илл. 03]. В первой части герба изображена маскапайча, во второй ягуар, с наложенной на него фигурой дерева, в третьей птица, в четвёртой две змеи. Т.Б.Ф. Камминс называет его гербом страны инков Тауантинсую [23. Р. 40], неверно трактуя пояснительную подпись рядом с гербом.

Согласно распространённому среди интеллектуалов в конце XVI в. мнению, первые инки были потомками Ноя [24. Р. 497-526], то же в своём труде пишет и Фелипе Гуаман Пома де Айяла, но у него инки ещё и якобы сами нарисовали собственный герб: «и герб собственный, который они нарисовали» (.. .y de las armas propias que ellos pintaron...) [3. P. 80.]. Ф. Гуаман Пома де Айяла приводит целых два подобных герба [илл. 04-05] [3. P. 79, 83], были известны и другие воображаемые гербы первых инков, но поскольку дата их создания нам не известна, с целью не внести в исследование анахроническое изображение, мы их не приводим. Оба

воображаемых герба не имеют каймы, четверочастные, не содержат фигур, присущих европейской геральдике - лишь фигуры, связанные с космологией инков и их верховными регалиями.

В первой четверти первого воображаемого герба «королевского герба королевства Индий и королей Ингов» [илл. 04] изображено солнце (Inti Raymi); во второй - луна (Coya Raymi); в третьей - звезда, воплощение одного из важнейших божеств инков - бога Грома и молний (Chokiylla uillca), возможно также, что это воплощение планеты Венера; в четвёртой - якобы герб Куско: идол (фигура человека или некоего духа уака, которые, как правило, превращались в тот или иной элемент пейзажа, например, в скалы) на скальном основании, с пещерами, откуда, по преданию, вышли первые инки, изображение сопровождается подписью «идол Инков и герб Куско» (ídolo de los Ingas y armas del Cuzco), хотя, как известно, герб Куско выглядел в XVI-XVII вв. совершенно иначе [25. P. 163-186], - согласно королевскому указу от 19.07.1540 г. герб Куско имел золотую кайму, обременённую восемью чёрными орлами, в красном поле была изображена скала, на которой стояла башня. Очевидно всё же, что сходство между идолом на скале и башней на скале присутствует. Таким образом, можно говорить не только о вымышленных гербах персоналий, но и городов.

Фигуры второго воображаемого герба снабжены поясняющими подписями. В первой четверти герба [илл. 05] изображён ястреб (curiquingue), во второй - фигура ягуара (otorongo), кстати, в ягуаров, согласно преданиям, могли оборачиваться инки [3. P. 103], поэтому ягуаров следует рассматривать как тотемных животных. На фигуру ягуара наложена фигура дерева Чунта, в третьей - маскапайча, в четвёртой - две змеи (amaro), держащие в пастях маскапайчи. Герб содержит в себе символы власти инков, поскольку инки сами себя именовали «инка-тигр-змея» (Otorongo Amaro Ynga) [3. P. 84]. Этот герб, не считая перепутанных местами первого и третьего полей, идентичен «Королевскому гербу. королей Инков» [илл 03]. Отметим, что термин «amaro» или «amaru» в андской мифологии обозначает не только змею, но и демонических существ вообще.

В книге Мартина де Муруа приводятся воображаемые абстрактные гербы не только королей инков, но и гербы, якобы принадлежавшие некоторым верховным правителям. Приведём (как типичные) гербы Инка Манко Капак (Manco Capac, 1200-1230) и Льоке Юпанки (Lloque Yupanqui, 12601290) [илл. 06-07]. Преемственность воображаемых гербов исторических личностей, выдумавших эти гербы людьми, не соблюдалась, и формально эти гербы можно считать личными, а не наследственными.

В этих гербах, а также и в других, в сочинениях М. де Муруа и Пома де Айалы, изображено оружие, тогда как в действительно существующих гербах инков оружие встречается крайне редко. Как нехарактерное изображение приведём портрет Койи Ипа Уако (Coya Ipahuaco или Ipa Huaco Mama Machi) жены седьмого инки Яуара Уакак (Yahuar Uacac, 1380-1410) с гербом мужа, при этом герб действительно близок к настоящим гербам, фигуры в котором встречаются в геральдической практике.

Страна инков Тауантинсуйу делилась на 4 части, каждую из которых воплощал легендарный воитель. Гуаман Пома де Айала «наделил» их всех гербами. Один из них двенадцатый военачальник Капак Апо Гуаман Чауа Чинчай Суйо (Capac Apo Guaman Xaua Chinchay Suyo) приходился пред-

ком Пома де Айале и был «наделён» им гербом, соответствующим первой четверти воображаемого герба Перу как страны инков [илл. 09]. Гербы остальных легендарных воителей также соответствовали частям этого герба.

Повторимся, Ф. Гуаман Пома де Айяла «наделял» своих предков гербами, в условиях, когда испанцы особо покровительствовали инкам из рода Уайна Капак. Поэтому не удивительно, что в первой четверти воображаемого герба Перу он разместил придуманный им самим герб своего предка.

Подведём итоги.

Учитывая, что рукопись Пома де Айялы оказалась в Копенгагене около 1660 г., и была обнаружена только в 1908 г. немецким учёным Рихардом Пичманном (Richard Pietschmann, 1851-1923), а рукописи М. де Муруа, обнаружены лишь в 1940-е гг., можно с уверенностью утверждать, что воображаемые гербы, приведённые как в книге Гуаман Помы, так и в рукописях Мартина де Муруа, не оказали никакого влияния на представления европейцев и самих инков об индейской геральдике, вплоть до начала ХХ в., в отличие от опубликованного в Европе герба де ла Веги.

Наделение первых инков гербами говорит не только о желании автора возвысить их владельцев и современных ему их потомков в глазах испанцев, и прежде всего испанского короля, которому была адресована книга Пома де Айялы, но и о желании максимально встроить новые отношения с лояльными испанцам инками в понятный испанцам и управляемый ими порядок, в т.ч. и на эмблематическом уровне, когда многие фигуры инкского происхождения (солнце, луна, звезда, птица, змеи, пума - как аналог льва, дерево) ничем не противоречат европейской геральдической традиции.

Включение этих знаков в гербы теоретически должно было поместить их в недавно появившееся гербовое пространство Перу, и заставить работать (в первую очередь на испанцев), и взаимодействовать не только с другими геральдическими знаками, но и с сопутствующими регалиями, как инков, так и конкистадоров. Но в виду того, что два наших главных источника были не известны в течение столетий, этого не произошло.

Список литературы

1. Cummins T.B.F., Anderson B. The Getty Murúa. Essays on the Making of Martín de Murúa's «Historia General del Piru». J. Paul Getty Museum Ms. Ludwig XIII 16. Getty Research Institute, L-A., 2008. 272 P

2. Martin de Murúa. Historia General del Piru. Faximile of J. Paul Getty Museum Ms. Ludwig XIII 16. Getty Research Institute, L-A., 2008.

3. The Guaman Poma Website // Det Kongelige Bibliotek [электронный ресурс] URL: http://www.kb.dk/permalink/2006/ poma/info/en/frontpage.htm (дата обращения: 28.07.2015).

4. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974.

5. Inca Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los Comentarios Reales de los Incas, que tratan del origen de los yncas, reyes que fueron del Peru, de su idolatria, leyes, y gouierno en paz y en guerra: de sus vidas y conquistas, y de todo lo que fue aquel Imperio y su Republica, antes que los Españoles passaran a el. Lisboa, 1609.

6. León Pinelo A.R. de. Tratado de confirmaciones reales de Encomiendas, Oficios i casos, en que se requieren para las Indias Occidentales. Madrid, 1630.

7. Garcнa-Mercadal y Garcнa-Loygorri F. La Regulación

Jurídica De Las Armerías: Apuntes De Derecho Heráldico Español // Emblemata, 18 (2012).

8. После крещения он взял имя Кристобаль, и стал известен как Вака Чиуан Топа (Cristóbal Vaca Chihuan Topa или Cristóbal Topa Inka, см.: Mazzotti J.A. Incan Insights: El Inca Garcilaso's Hints to Andean Readers. Frankfurt am Main & Madrid, 2008.

9. Pedro Sancho, Secretary to Pisarro and Scivener to his Army. An Account of the Conquest of Peru. Translated into English and Annotated by Philip Ainsworth Means. NY, 1917. Reprinted in 2011

10. Amat Olazával H. El mestizaje racial y cultural en el Perú // Investigaciones sociales. Vol. 17, Núm. 31. Lima, 2013.

11. Hunefeldt C. A Brief History of Peru. NY., 2004. P. 39;

12. MacCormack S. ¿Inca o español? Las identidades de Paullu Topa Inca // Boletín de arqueología PUCP № 8, 2004.

13. Núñez S.R., Díaz R. Armas y genealogía de la familia imperial de los incas // (ed. Eduardo Pardo de Guevara y Váldes) Actas de la XI Reunión Americana de Genealogía España y América. Un escenario común. Santiago de Compostela, 10 al 14 de septiembre de 2002.

14. Choque Canqui R., Albó X. Jesús de Machaqa: La marca rebelled. 1. Cinco siglos de historia. La Paz, 2003.

15. Jurado М.С. «Descendientes de los primeros». Las probanzas de méritos y servicios y la genealogía cacical. Audiencia de Charcas, 1574-1719 // Revista de Indias, 2014, vol. LXXIV, № 261

16. Guardia S.B. Francisca Pizarro. La primera viajera de la elite incaica a España. (S. XVI) // Guardia S.B. (ed). Viajeras entre dos mundos. CEMHAL - Centro de Estudios La Mujer en la Historia de América Latina. Lima, 2011.

17. Черных А.П. Испанская геральдика // (отв. ред. Ведюшкин В.А., Попова Г.А.) История Испании. Т. 1. С древнейших времен до конца XVII века. М., 2012.

18. Он же. Гербовник как исторический текст // Люди и тексты. Исторический источник в социальном измерении. М., 2011.

19. Он же. Образы античной истории в геральдике XV-XVI вв. // Люди и тексты. Исторический альманах. Античная традиция в исторической культуре западноевропейского средневековья. М., 2014.

20. Этому гербу посвящено специальное исследование: Paula Solano Pérez-Lila F. de. El blasón del mestizo Inca Garcilaso de la Vega // Las armerías en Europa al comenzar la Edad Moderna y su proyección al Nuevo Mundo: actas del VII Coloquio Internacional de Heráldica, Cáceres, 30 sept. - 4 oct. de 1991 / coord. por Faustino Menéndez Pidal de Navascués. Madrid, 1993.

21. Космологическая концепция дополняющего дуализма (белое/чёрное, день/ночь/ плохое/хорошее), рассматрива-

ющая противоположности существования как взаимозависимые части гармоничного целого, см.: Platt T. Mirrors and maize: The concept of yanantin among the Macha of Bolivia // (Eds. J.V Murra, N. Wachtel, J. Revel). Anthropological History of Andean polities. Cambridge, 1986

22. Urton G. At the Crossroads of the Earth and the Sky: An Andean Cosmology. University of Texas Press, 1988.

23. Cummins T.B.F. Debujado de mi Mano: Martín de Murúa as artist // Cummins T.B.F., Engel E, Anderson B., Ossio J. Manuscript Cultures of Colonial Mexico and Peru: New Questions and Approaches. Paul Getty Trust, 2014

24. González Díaz S. Genealogía de un origen: Túbal, el falsario y la Atlántida en la Historia de los Incas de Pedro Sarmiento de Gamboa // Revista de Indias, Vol 72, № 255. (2012).

25. Gómez L.R. El motivo «torre» en el escudo de Cuzco y en los queros y otras vasijas andinas de madera de época colonial, del Museo de América (Madrid) // Revista Española de Antropología Americana 2004, vol. 34.

Илл. 01. Герб Гарсиласо де ла Веги на фронтисписе его книги. Источник: Inca Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los Comentarios Reales de los Incas, que tratan del origen de los yncas, reyes que fueron del Peru, de su idolatria, leyes, y gouierno en paz y en guerra: de sus vidas y conquistas, y de todo lo que fue aquel Imperio y su Republica, antes que los Españoles passaran a el. Lisboa, 1609. Р. 6.

Илл. 03. «Королевский герб.Королей инков». Источник: Martin de Murúa. Historia General... P. 36 цифрового издания (Fol. 13r факсимиле).

Илл. 02. Фронтиспис книги А. де Леона Пинело. Источник: León Pinelo A.R. de. Tratado de confirmaciones reales de Encomiendas, Oficios i casos, en que se requieren para las Indias Occidentales. Madrid, 1630. Р. 5.

Илл. 04. Первый вообра жаемый герб инков. Источник: The Guaman Poma Website... Р. 79.

Илл. 02а. Фрагмент илл. 02.

Илл. 05. Илл. 04. Второй воображаемый герб инков. Источник: The Guaman Poma Website. Р. 83.

Илл. 07. Льоке Юпанки с гербом. Источник: Martin de Murúa. Historia General. P. 65 цифрового издания (Fol. 26v факсимиле).

Илл. 06. Манко Капак Инка с гербом. Источник: Martin de Murúa. Historia General. P. 55 цифрового издания (Fol. 21v факсимиле).

Илл. 08. Коя Ипа Уако с гербом седьмого инки Яуар Уакак. Источник:Galvin MS, fol. 28v. См.: Scientific Investigation of Martín de Murúa's Illustrated Manuscripts // The Getty Conservation Institute [электронный ресурс] URL: https:// www.getty.edu/conservation/our_projects/science/coll_res/ murua_manuscripts.pdf (дата обращения: 09.08.2015). P. 6.

К ВОПРОСУ ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ РЕГАЛИИ В ПАРАДНЫХ ПОРТРЕТАХ ИНКОВ XVIII В.

Елохин Кирилл Александрович

м.н.с. Института всеобщей истории РАН, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья освещает наследственные регалии инков Перу в XVIII в., среди которых выделяется налобное украшение - кисточка маскапайча, игравшая самую заметную роль в эмблематическом пространстве колониального Перу.

ABSTRACT

The article is dedicated to the ancestral regalias of the Incas of Peru in the XVIII c., among which the Head decoration - brush maskapaycha, that played the most prominent role in the emblematic space of colonial Peru.

Ключевые слова: Перу, XVIII век, инки, маскапайча, герб, геральдика.

Keywords: Peru, XVIII century, Incas, mascapaycha, coat of arms, heraldry.

Говорить о времени появления инкской геральдики следует с осторожностью, т.е. о первых пожалованных испанцами гербах, следует с осторожностью - специалисты называют то 1544, то 1545 гг. Однако, нам точно известна дата, когда инкам было запрещено пользоваться гербами -01.05.1781 г., после подавления восстания Тупак Амару II [1. Р. 138]. На протяжении этого времени инки пользовались титулом «инка» среди индейцев [2. Р. 229], с утратой гербов, многие из них лишились и своего социального положения, став слугами испанцев, но сохранили свой статус в глазах аборигенов.

Так, русский мореплаватель и путешественник Василий Михайлович Головнин (1776-1831), бывший в Лиме в 18181819 гг. отмечал: «Индейцы, живущие между испанскими селениями, смирны и покорны, но не забывают древнего своего состояния. У господина Абадии есть престарелый слуга из сего рода, он происходит от поколения инков. Когда он ходит закупать для своего господина съестные припасы в рынок, куда индейцы привозят всякую всячину, то они оказывают ему по их обычаю почтение, как принцу» [3. С. 66].

После подавления этого восстания множество источни-

ков - документов и портретов, с изображёнными на них гербами, было злонамеренно уничтожено, или закрашено (Поверх портрета Мануэлы Тупа Амару (Manuela Tupa Amaru) была нарисована, в рамках местной религиозной и художественной традиции, картина «Господь Землятресе-ний» (Señor de los Temblores), в которой распятый Иисус представлен в виде индейца, в соответствующих одеяниях. Портрет был обнаружен в ходе реставрации в конце ХХ в.) [4. Р. 109], но всё же много гербов инков и их потомков сохранилось не только в Перу, но и в Боливии [5. Р. 63]. Планомерное уничтожение источников знаний о потомках инков, их принадлежности к знати, и гербах привело к тому, что некоторые гербы и их владельцев невозможно атрибутировать до сих пор.

Отметим, что в некоторых случаях, физические носители, на которых были изображены гербы, приводимые в этой статье, нам неизвестны, и мы были вынуждены пользоваться работами других исследователей, на которые мы ссылаемся как на источник изображений, тогда как место их пребывания также остаётся нам неизвестным.

Изображения инков 1542-1600 гг., т.е. эпохи Конкисты,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.