Научная статья на тему 'Инкские флаги времен конкисты'

Инкские флаги времен конкисты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРУ / PERU / XVI ВЕК / XVI CENTURY / ИНКИ / INCAS / МАСКАПАЙЧА / ГЕРБ / COAT OF ARMS / ГЕРАЛЬДИКА / HERALDRY / MASCAPAYCHA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елохин Кирилл Александрович

Статья освещает проблемы использования флагов инками во время Конкисты и размещения на флагах гербов, пожалованных им испанцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the problems of use of flags by Incas in the time of Conquista and placing in flags Inca’s coats of arms granted them by Spainyards.

Текст научной работы на тему «Инкские флаги времен конкисты»

ИНКСКИЕ ФЛАГИ ВРЕМЁН КОНКИСТЫ

Елохин Кирилл Александрович

м.н.с. Института всеобщей истории РАН

АННОТАЦИЯ

Статья освещает проблемы использования флагов инками во время Конкисты и размещения на флагах гербов, пожалованных им испанцами.

ABSTRACT

The article is dedicated to the problems of use of flags by Incas in the time of Conquista and placing in flags Inca's coats of arms granted them by Spainyards.

Ключевые слова: Перу, XVI век, инки, маскапайча, герб, геральдика.

Keywords: Peru, XVI century, Incas, mascapaycha, coat of arms, heraldry.

В отечественной и зарубежной историографии вопросы о том, обладали ли инки знамёнами, во время Конкисты, и использовали ли они их для репрезентации гербов, после того как испанский король Карл V, пожаловал их инкской знати, остаются нерешёнными. Мы попытаемся решить эту проблему, хотя бы отчасти.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 20-х годов XVI в. до 1600 г.

Гомес Суарес де Фигероа, известный как Инка Гарсиласо де ла Вега (Gomez Suares de Figueroa, Inka Garsilaso de la Vega, 1539-1616) отмечал наличие пендона (pendo) у инков (до начала конкисты), который обычным инкам вручались за победу в состязаниях, после которых они становились Капитанами (т.е. военачальниками), наследнику Сапа Инки пендон вручался, поскольку принадлежал ему вместе с королевством [1. Р. 153]. Были ли эти пендоны наследственными, или изготавливались каждый раз заново неизвестно.

Фелипе Гуаман Пома де Айяла (Felipe Guamán Poma de Ayala, 1536?-1616?) писал, что у инков были и штандарты: «Как отправлялся Инка гулять со своими слугами, шлемами и штандартами...» [2. Р. 334(336)]. Бернабе Кобо (Bernabé Cobo, 1580-1657) указывал на существование у инков штандарта или гвиона, называемого «Сунтуршукар» (.estandarte o guión, llamado Sunturpáucar...) [2. Р. 97], который он называет королевской инсигнией наравне с одеждой из шерсти ламы (.y las insignias Reales sobredichas Sunturpáucar y Carnero vestido.) [3. Р. 99]. П. Сармиенто де Гамбоа (Pedro Sarmiento de Gamboa, 1532-1592) называл шест с крестом из перьев «Сунтуршукар» [4. P. 49] - т.е. под этим названием могли пониматься знамёна различного вида. «Знамя войны» (справа) и Сунтурпаукар (слева) мы можем наблюдать на ритуальном сосуде для пития пива керо [илл. 001].

В европейской традиции штандартом называлось квадратное знамя без косиц, и владеть им не мог никто, кроме императора и короля, а пендоны широкой частью полотнища обращены к древку, и сужались к краям. Также существовал вариант подвесного штангового крепления пендона [5]. В Испании пендоны были военными знамёнами, и обладать ими могли военачальники рангом много ниже короля [6. Р. 167-170]. Гарсиласо, сам будучи военачальником, не мог не знать этих отличий, и его указание на пендон не случайно. Были ли знамёна инков, как и пендоны, наследственными, и что на них было изображено, неизвестно.

Известно, что у верховных инков существовал флаг, более всего напоминавший европейцам штандарт. Неизвест-

но, сам ли этот штандарт назывался унанча или капак унан-ча (unancha или capac unancha), или изображение на нём. Иезуит Диего Гонсалес Ольгуин (Diego Gonzáles Holguin, 1552-1618) трактовал сложный семантически насыщенный термин на яз. кечуа «унанча» как «какой-либо знак, штандарт, инсигния, герб» (Qualquiera señal, estandarte, ynsignia, escudo de armas) [7. Р. 231], т.е. знамя с каким-либо изображением. Близка к этой трактовке исследователь Сабина МакКормак, которая называет унанча «королевским штандартом» (royal standart) [8. Р. 245-246].

Современник Атауальпы, конкистадор Кристобаль де Мена (Cristóbal de Mena, 1492 - ?) писал, о нём: «Атабали-па находился на равнине Кашамалька со многими своими людьми [...] и что у них была знаменем рубаха, отправленная губернатором касику Атабалипе» [9. С. 9], т.е. знамён с какой-то определённой символикой у инков не было, в качестве флагов (и для их создания) могли использоваться находящиеся под рукой материалы.

Известнейший исследователь XIX в. УХ. Прескотт (William Hickling Prescott, 1796-1859) писал о наличии штандартов у инков с изображениями радуги: «каждая группа имела своё особое знамя, и имперский штандарт, больше поднятый, чем все остальные знамёна, развёртывала сияющий знак радуги, эмблему Инков, которая указывала на их претензии [считаться] детьми неба» [10. Р. 23].

В кругу «своих», индейцев, гербы были просто не нужны. Инки были очень малочисленной и закрытой социальной группой, лишь некоторые из них заключали браки с завоевателями, смешиваться с другими индейцами инки не желали [11. Р. 147-149]. Это была устойчивая тенденция этнической консолидации, которая к концу XVIII в. выразилась в принципе: «инки да, индейцы нет» (Incas si, indios no) [12. Р. 69; 13. Р. 183].

Вероятно, гербы были нужны инкам лишь для более тесного культурного общения с конкистадорами, простые индейцы, незнакомые с эмблематикой европейцев, не могли интерпретировать гербы завоевателей. Именно поэтому процессии Тела Христова (лат. Corpus Christi) в Куско проходили в церемониальных инкских одеждах, с регалиями и знаками токапу, которые в изучаемый нами период легко могли быть интерпретированы простыми индейцами.

В рассматриваемый период, инки пользовались знамёнами приходов с изображениями крестов и Св. Якова во время торжественных религиозных церемоний, но говорить, что они использовали различные вексиллоиды в других случаях, следует с известной осторожностью.

Королевский Знаменосец шёл в окружении членов знатнейших семей инков - панак (panacas), глав панак - курак (curaca) и глав администрации Куско - алькальдов (alcaldes) и исполнительных лиц - рехидоров (regidores) восьми приходов Куско. То есть, вероятно, в окружении всех потомков последнего доиспанского верховного инки Уайна Капака [12. Р. 56].

К 1595 г. в Куско насчитывалось двенадцать благородных домов инков. Совет из двадцати четырёх представителей этих домов ежегодно выбирали Королевского Знаменосца Инков, должность которого с этого года стала называться «Кабильдо Инка из Куско» (Cabildo Inca del Cusco).

И все представители этих домов считались «наиболее главными индейцами маскапайчи» (yndios de los más principales de la mascapaycha) или «законными инками маскапайчи» (Yngas lexitimos de la mascapaycha). Всего в Куско в конце XVI в. проживало 567 прямых наследников верховных инков [14. Р. 30], а к 1780 всего 200 мужчин с благородными фамилиями Сауараура, Титу Атаучи, Чильи-тупа (Sahuaraura, Titu Atauchi, Chillitupa) - потомков Уайна Капака [15. Р. 140].

Величие Королевского Знаменосца Инков выражалось в инкских регалиях, которые на религиозной христианской церемонии не вызывали ни у кого отторжения. Если одеяния регламентировались и были, в известной степени, одинаковыми, сшитыми по канонам доиспанской инкской моды, то короны, как важнейший атрибут высшей власти, имели отличия у разных Королевских Знаменосцев Инков, соответственно тем приходам, к которым они принадлежали. Коронам посвящено отдельное исследование [16. Р. 126-139].

По свидетельству конкистадора Диего де Трухильо-и-Па-эс (Diego de Trujillo y Páez, ок. 1505 - ок. 1574), во время завоевания Перу, особенно на начальном этапе, испанцев было мало [17. Р. 66], по сравнению с автохтонным населением, и количество знамён у них также было весьма ограничено. Отметим при этом, что в исследуемый нами период в Перу находились отнюдь не только испанцы, - так, между 1532-1560 гг. там присутствовали: 171 португалец, 240 выходцев из акватории Средиземного моря (из Италии и с островов), 59 представителей Северной и Центральной Европы, 39 авантюристов неизвестного происхождения, среди которых был даже один турок, всего 516 человек [18. Р. 242].

Завоеватели наделяли инков не только гербами, но и знамёнами с геральдическими, или квазигеральдическими изображениями, о которых сами инки могли и не догадываться, если, конечно, вообще оставались живы. Так, на фреске из церкви в г. Пухиюре (Перу) изображены воины-инки с многочисленными одноцветными (красными и белыми) «знамёнами войны», которые мы уже встречали [илл. 01], а также инка со знаменем, где изображены два кондора, держащих в клювах маскапайчу или унку [илл. 02]. Изображение датируется XVI в., и теоретически, могло бы вызвать у нас затруднение, поскольку противоречит нашей мысли о том, что инкам не зачем было использовать в своей вексиллологиче-ской репрезентации геральдические изображения.

Однако, дело в том, что подобный сюжет - две птицы, держащие в клювах одну из инсигний верховной власти - был распространён в гербах, пожалованных испанским королём представителям индейской знати, как в вице-королевстве Перу [илл. 03, 04], так и в вице-королевстве Новая Испания [илл. 05].

Верховные правители инков - Сапа Инки - в использова-

ли в своей эмблематической репрезентации традиционные инкские высшие регалии: унку (unku) - похожее на тунику одеяние, покрытое узорами токапу (tocapu), серьги, сандалии (calza ussutas), головную повязку льяуто (llauto), шлем чуку (chucu), знак высшей власти - шерстяную окрашенную кисточку маскапайчу (mascapaycha) и знак военной власти -булаву (chanbi) [19. Р. 303], а также золотой жезл. Отметим, что маскапайча наследника, по сравнению с красного цвета маскапайчей Сапа Инки, была меньшего размера и жёлтой.

Таким образом, становится очевидным, что квазигеральдическое изображение на инкском вексиллоиде, является характерным для испанской геральдики Нового Света, а в инкской эмблематике не находит аналогов, на основании чего можно предположить, что данное изображение является плодом воображения католического художника, или заказчика данного изображения.

В XVII в. в инкской геральдике птицы могли изображаться держащими инсигнию не только в лапах или клювах, но и обоими вооружениями. Лишь к XVIII в., вероятно, испытав сильнейшее влияние испанской вексиллологической традиции, инки начали изображать на ритуальных сосудах воинов с флагами, имеющими какое-либо изображение.

К XVIII в. относится и ещё один геральдически богатый ритуальный сосуд инков, на прорисовке изображения которого видны две птицы, держащие в клювах маскапайчу, инка с знаменем, содержащим неясное изображение: две птицы, держащие в клювах инсигнии верховного правителя инков - Сунтурпаукар и маскапайчу, рядом с которыми изображён шлем и щит [илл. 06]. Этот сосуд нам интересен тем, что сюжет с двумя птицами, держащими инсигнии верховного правителя продолжал воспроизводиться и в XVIII в.

Данное изображение может являться гербом владельца этого сосуда, что может говорить об углублении процесса геральдизации инков. Отметим, что изображение на флаге не соответствует изображённому рядом «гербу» или композиции из двух птиц с маскапайчей, что может послужить аргументом в пользу того мнения, что на момент создания данного сосуда, в вексиллологической традиции инков не было распространено изображение герба на флаге, однако, полностью исключать этого нельзя.

Известен пендон (из-за штанговой манеры крепления) инкской эпохи Центрального побережья Перу, датируемый 1470-1534 гг. Он сделан на хлопковой основе из переплетённых чёрных и белых перьев, размеры составляют 76.2х60.96 см. Учитывая, что Тауантинсуйю населяли многочисленные народы, нельзя быть уверенным в том, что это изделие принадлежало именно инкам. Нет никаких указаний, что он использовался во время боевых действий, пен-дон вполне мог служить церемониальным знаменем во время проведения каких-либо ритуалов [илл. 07]. Тем не менее, в работах исследователей встречаются упоминания инкских бирюзово-жёлтых знамён (turquoise and yellow checkerboard banners) [20. Р. 178] с шахматным рисунком, поэтому и данный флаг, предположительно, можно назвать изделием инков.

Можно подвести некоторые итоги.

Все вексиллоиды в изучаемый период инки держали в руках, в отличие, скажем, от индейцев, населявших территорию вице-королевства Новая Испания (Кодекс из г. Тлак-скалы. 1580-1585 гг.), и которые крепили знамёна на спины. Основным вексиллоидом т.е. знамённым объектом инков был символ власти в виде шеста с навершием из пучка пе-

рьев - Сунтурпаукар. Видимо, под ним авторы источников и понимали «королевский штандарт».

Инки использовали одноцветные «знамёна войны» -прикреплённые вдоль древка копья в ряд перья или полотна. Кроме весьма спорного флага с шахматным рисунком, в источниках нет указаний на использование инками флагов с подобными изображениями.

Во время начального этапа колонизации Перу инки использовали знамёна с королевской испанской и христианской символикой во время религиозных шествий Corpus Christi. Несмотря на то, что инкам были пожалованы гербы, вплоть до восстания Хосе Габриэля Кондорканки Ногейра, известного как Тупак Амару II (José Gabriel Condorcanqui Noguera или Tupac Amaru II, 1738-1781), одержав победу над которым, противники Тупак Амару II захватили флаг с его гербом [21. P. 116], нет ни одного упоминания о том, что они использовали какие-либо вексиллоиды с этими гербами, в отличие от конкистадоров, которые использовали как личные знамёна с личными гербами, так и знамёна с государственной и муниципальной символикой. Известно, что помимо этого флага с гербом, Х.Г. Кондорканки использовал три одноцветных флага - два белых и один жёлтый [22. P. 153], очевидно, следуя вексиллологическим традициям предков.

Список литературы:

1. Inca Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los Comentarios Reales de los Incas, que tratan del origen de los yncas, reyes que fueron del Peru, de su idolatría, leyes, y gouierno en paz y en guerra: de sus vidas y conquistas, y de todo lo que fue aquel Imperio y su Republica, antes que los Españoles passaran a el. Parte I. Libro VI. Cap. XXVI. Lisboa, 1609.

2. «Cómo sale el Ynga a pasear con sus lacayos y morriones y estandartes», см.: The Guaman Poma Website // Det Kongelige Bibliotek [электронный ресурс] URL: http://www.kb.dk/ permalink/2006/poma/info/en/frontpage.htm (дата обращения: 28.07.2015).

3. El Padre Bernabé Cobo. Historia del Nuevo Mundo. T. IV. Cap. XXV. Sevilla, 1893.

4. Pedro Sarmiento de Gamboa. History of the Incas and the Execution of the Inca Tupac Amaru. XII. The Road Which These Companies Of The Incas Took To The Valley Of Cuzco, And Of The Fables Which Are Mixed With Their History. NY., 2007.

5. Елохин К.А. Современная гражданская португалоязычная вексиллологическая терминология // Электронный научно-образовательный журнал «История»., 2014. Выпуск 8 (31) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://www.history.jes.su/ s207987840000937-9-1 (дата обращения: 03.03.2015).

6. Черных А.П. Средневековые кастильские знамёна XIII-XV вв. // Signum (отв. ред. А.П. Черных). Вып. 7. М., 2013.

7. Gonzáles Holguin D. Arte y Vocabulario de la lengua general del Perú. Ciudad de los Reyes, 1608.

8. MacCormack S. On the Wings of Time. Rome, the Incas, Spain, and Peru. Princeton University Press, 2007.

9. Мена К. де. Завоевание Перу, называемое Новая Кастилия (Севилья, 1534) / под ред. А. Скромницкий. Киев, 2011.

10. «Cada compañía tenia su bandeira particular; y el estandarte imperial, mas elevado de todas las demás banderas, desplegaba la brillante enseña del arco iris, emblema de los Incas, que indicaba sus pretenciones de hijos del cielo», см.: Prescott G.H. Historia de la Conquista del Peru con observaciones preliminares sobre la civilizacion de los Incas. 3 ed. Madrid, 1853.

11. Следует иметь в виду, что количество инков к началу XVII в. резко сократилось из-за высокой детской смертности, так, к 1613 г. в Лиме из 250 пар индейцев, 150 не имело детей, у 66 было по одному ребёнку, и лишь 33 пары имело более одного ребёнка, см.: Charney P. Indian Society in the Valley of Lima, Peru, 1532-1824. University Press of America, 2001.

12. Amado Gonzales D. El alférez real de los incas: resistencia, cambios y continuidad de la identidad inca // Cahill D., Tovias B. Elites Indígenas en los Andes. Nobles, Caciques y Cabildantes Bajo el Yugo Colonial. Quito, 2003. P. 69

13. Idem. La Imagen de los Incas e Indígenas en la Opinion de los Criollos y Españoles (1780-1800) // Revista ILLES I IMPERIS № 14 Barcelona, 2012.

14. Someda H. Sentido histórico de la articulación ideológica entre los nobles Incas cusqueños y las autoridades coloniales: la historización de la imagen de los Incas // Anuario del Centro de Estudios Históricos "Prof. Carlos S. A. Segreti" Córdoba (Argentina), año 9. № 9. 2009.

15. Cahill D. First among Incas: The Marquesado de Oropesa Litigation (1741-1780) en route to the Great Rebellion // Jahrbuch für Geschichte Lateinamerikas, 41. Köln/Weimar/ Wien, 2004.

16. Dean C. Inka Bodies and the Body of Christ: Corpus Christi in Colonial Cuzco, Peru. 2nd ptg. Duke University Press, 2003.

17. Trujillo D. de. Relacion de descubrimiento del reyno del Peru // Biblioteca peruana: primera serie. T. II. Lima, 1968.

18. Flores Galindo A. In Search of an Inca. Identity and Utopia in the Andes. Cambridge, 2010. P. 16; Lokhart J. Spanish Pery, 1532-1560. A Social History. Madison, 1968.

19. González Vargas C.A., Rosati H.A., Sánches F.C. Guaman Poma: testigo del mundo andino. Santiago, 2002.

20. Cohen Suarez A., George J.J. Handbook to Life in the Inca World. NY, 2011.

21. «.the cavalry led by Joaquín de Valcárcel and Francisco Laisequilla demolished Castello's forces in the town of Saylla, killing four hundred rebels and taking a flag with Tupac Amaru's coat of arms». См.: Walker C.F. The Tupac Amaru Rebellion. London, 2014.

22. «Túpac Amaru llegó ayer con una pequeña escolta de 50 hombres, armados con fusiles y rejones y, tres banderas, las dos blancas y una amarilla.» см.: Carta del Señor Comandante General D. José del Valle á D. Ramon Arias // Documentos para la historia de la sublevacion de José Gabriel de Tupac-Amaru, casique de la provincia de Tinta en el Peru. Buenos-Aires, 1836.

Илл. 01. Фрагмент росписи ритуального сосуда керо. Поздний XVI или ранний XVII вв. Музей Инки, Куско. Асс. № 3917. Источник: Cummins T.B.F. Toasts with the Inca: Andean Abstraction and Colonial Images on Quero Vessels. University of Michigan, 2002. P. 424. Fig. 8.4b.

Илл. 03. Герб Тупак Уальпы (Tupac Hualpa, ?-1533), сын Уайна Капак, коронованный в Куско самим Ф. Писарро. Источник: Mazzotti J.A. Incan Insights: El Inca Garcilaso's Hints to Andean Readers. Frankfurt am Main & Madrid, 2008.

P. 222. Fig. 17.

Илл. 04. В центре композиция из 2 птиц, держащих ма-скапайчу. Гравированное серебряное блюдо. Перу. Ок 1622 г. Mel Fisher Maritime Museum (A85-22n). Источник: Phipps E., Hecht J., Esteras Martin C. The Colonial Andes: tapestries and silverwork, 1530-1830. The Metropolitan Museum of Art. NY., 2004. Р. 160. Рис. 20.

Илл. 02. Фрагмент фрески «Чудо о доме» (El milagro de Sunturhuasi). Неизвестный художник. Холст, масло. XVI в. Церковь в г. Пухиюра (Pujiura) в Перу. Источник: Brunn R.M. von. Metamorfosis y Desaparición del Vencido: Desde La Subalternidad a la Complementariedad en la Imagen de Santiago Ecuestre en Perú y Bolivia. Tesis de Magíster en Artes con mención en Teoría e Historia del Arte. Universidad de Chile. Facultd de Artes. Escuela de Postgrado. Santiago de Chile, 2009. P. 252. Fig. 9.5.1.1.1.2.

Илл. 05. Герб г. Тескоко. XVIII в. Холст, масло. 116 x 104 см. Изображение хранится в Мехико, Galería Coloniart, Collection de Felipe Siegel, Anna and Andrés Siegel. Источник: Roscamp H. La heráldica novohispana del siglo XVI // Pérez Martínez H., Skinfill Nogal B. Esplendor y ocaso de la cultura simbólica. El Colegio de Michoacán, 2002. P. 249. Fig. 8.

Илл. 06. Развёртка изображения на керо. XVIII в. Инка в центре держит в руке копьё-вексиллоид с неясным изображением. Слева от него две птицы держат в лапах маскапайчу. Национальный Музей Археологии г. Ла Пас. Инв. № 1705. Источник: Martínez C.J.L., Díaz C., Tocornal ., Arévalo V. Comparando Las Crónicas y los Textos Visuales Andinos. Elementos Para Un Análisis // Chungara, Revista de Antropología Chilena. Volumen 46, № 1, 2014.P. 104. Fig. 10.

Илл. 07. Пендон из перьев. Центральное побережье Перу, 1470-1534. Находится в Окружном Музее Искусств Лос-Анджелеса (The Los Angeles County Museum of Art). Инв. № M.77.70.13. На момент написания данной статьи не экспонировался. Источник: Costume Council and Museum Associates Purchase // lacma [электронный ресурс] URL: http://collections.lacma.org/node/238943 (дата обращения: 11.10.2015).

ВООБРАЖАЕМАЯ ГЕРАЛЬДИКА ИНКОВ XVI ВЕКА

Елохин Кирилл Александрович

м.н.с. Института всеобщей истории РАН, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья освещает воображаемые гербы инков Перу в XVI в., которые были не пожалованы испанцами, а придуманы самими американскими аборигенами.

ABSTRACT

The article deals with imaginary coats of arms of the Incas of Peru in the XVI c., which had not been granted them by the Spaniards, but invented just by the American aborigines.

Ключевые слова: Перу, XVI век, инки, герб, геральдика.

Keywords: Peru, XVI century, Incas, coat of arms, heraldry.

Завоевав Куско и ближайшие области, испанцы стали наделять гербами инков, но далеко не всех, а в первую очередь - потомков правящей династии, легитимизируя и возвышая их тем самым в собственных глазах. Их родственники, потомки правителей инков, но не относившиеся напрямую к правящему роду стремились обзавестись гербами, заняв полагавшееся им в социальной иерархии место. Для этого они придумывали себе и своим предкам гербы, не признанные испанцами. Тому, как повлияли на становление инкской геральдики воображаемые гербы и посвящена данная работа.

Хронологические рамки исследования определяются временем создания источников - конец XVI - первая треть XVII вв.

Источники:

Важнейшим источником для нас является книга испанского священника и миссионера, монаха ордена мерседари-ев, служившего в Перу, о жизни которого почти ничего не известно, Мартина де Муруа (Martín de Murúa, 1525-1618?) «Общая история Перу» (Historia general del Piru, написан-

ная между 1590-1613). Книга известна в двух рукописных вариантах, первый из которых принадлежит семье Гэлвин (Galvin Murúa), в историографии его принято обозначать (S), второй приобретён институтом Гетти в Лос Анджелесе (Getty Murúa)[1]), в историографии его принято обозначать (M), - именно его цифровой копией мы и воспользуемся [2]. Обе рукописи иллюстрированы. Рукопись (S) более богата иллюстративным материалом, чем рукопись (M). Иллюстрации в обеих рукописях не совпадают, и там, где в рукописи (M) находится изображение инки Майта Капака и его воображаемого герба, в рукописи (S) находится изображение верховной правительницы Коя Ипа Уако (Coya Ipa Huaco, также известна как Mama Chiquia, даты жизни не известны) с воображаемым гербом. Поскольку рукопись (S) нам не доступна, мы вынуждены воспользоваться работами западных коллег, где приводятся иллюстрации, отсутствующие в доступной нам рукописи.

Также источником является «Первая новая хроника и доброе правление» (El Primer Nueva Coronica y Buen Gobierno)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.