и более программ, давно говорят о необходимости унификации Перечня. Первый шаг в этом отношении был сделан Министерством в начале 2005 г, когда были объединены Общероссийский классификатор специальностей по образованию и установленный Перечень. В результате общее количество наименований было сокращено на 100. Но массив в 650 наименований «стандартизованных» единиц все равно делает систему неповоротливой и экономически нецелесообразной.
Экспертиза показывает, что даже количество направлений подготовки специалистов может быть сокращено, не говоря уже о специальностях. Не вызывает же вопросов ставшая привычной система планирования контрольных цифр приема по 28 укрупненных группам специ альностей.
По нашему мнению, нельзя в кабинете Министра образования и науки РФ решать вопрос о том, нужна
или не нужна новая специальность в области новых способов получения энергии, новых технологий строительства и т.п. Это вопрос вуза и работодателя, вуза и академической науки. Они вместе должны решить, в рамках каких федеральных требований к образовательной программе целесообразно построить новые по назначению специальность или магистерскую подготовку, но впоследствии и отвечать как за качество, так и за использование специалистов на рынке труда. Постоянным пересмотром Перечня специальностей в 500 и более наименований и их кодификации мы вконец запутали государственную статистику и кадровые службы предприятий.
Нужен новый подход к формированию как Перечня программ высшего профессионального образования, так и к их стандартизации.
УДК 94(470.344):37
ВОЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ в XIX - начале XX вв.
А.И. Когай,
кафедра педагогики, СГУ
ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)
На протяжении всего XIX и начала XX вв. в России остро стоял вопрос о подготовке учителей. Это было вызвано прежде всего развитием всей системы народного образования, а именно расширением сети начальных школ, появлением различных типов средних учебных заведений. Отметим, что российские учебные заведения на данный исторический период находились в ведомстве следующих органов: Министерства народного просвещения, Святейшего Синода и Ведомства императрицы Марии. Соответственно были распределены и учебные заведения, готовившие учителей. Правительственные, духовные и мариинские учебные заведения отличались прежде всего целями и задачами обучения и воспитания.
В Саратовской губернии первым учебным заведением, дающим педагогическое образование, стала Саратовская духовная семинария1. Саратовская духовная семинария была учреждена в Саратове в 1830 г. Первоначально содержание образования в данном учебном заведении носило исключительно церковный характер, однако с 1866 г. в программу обучения был введен новый предмет - педагогика. Педагогику в курс Саратовской духовной семинарии ввели с целью дать своим воспитанникам основы педагогического образования, подготовить «благонадежных учителей». В начале XX в. в программу курса Саратовской духовной семинарии были введены такие предметы, как дидактика с методиками отдельных предметов и краткая история философии.
На территории Саратовской губернии в XIX в. были распространены духовные уездные училища, подведомственные Саратовской духовной семинарии. Духовные уездные училища давали низшее образование. Их основной целью была подготовка к поступлению в духовную семинарию. Изученные нами архивные материалы показывают, что на протяжении всего XIX в. воспитанники духовных уездных училищ Саратовской губернии не получали никакого педагогического образования. Лишь в начале XX в., а именно в 1900 - 1919 гг., в программу обучения в духовных училищах Саратовской губернии ввели новые предметы, включая педагогику и психологию.
Во второй половине XIX в. встал вопрос об открытии в Саратове учебного заведения для девочек из семей священнослужителей. В 1869 г. было открыто Иоанникиевское епархиальное женское училище в честь Иоан-
никия I - епископа Саратовского и Царицынского, которому принадлежала идея открытия училища. В училище имелись несколько общеобразовательных и два педагогических класса, а также образцовая школа, где воспитанницы педагогических классов вели уроки. Училище занималось подготовкой учителей начальных цер-ковно-приходских школ, широко распространенных в Саратовской губернии. Кроме того, выпускницы получали право поступать в высшие учебные заведения.
Позднее, 13 июня 1900 г., преосвященный Иоанн утвердил решение епархиального съезда о постройке второго епархиального женского училища в Вольске. В первые годы существования в Вольском епархиальном училище были организованы только общеобразовательные классы, а в 1909 - 1910 гг. открылся седьмой дополнительный педагогический класс. 20 октября 1915 г. открылся восьмой дополнительный педагогический класс, по окончании которого выпускницы могли не только заниматься педагогической деятельностью, но и поступать в высшие учебные заведения. Просуществовали епархиальные женские училища до 1918 г.
Таким образом, Саратовское духовенство положило начало развитию педагогического образования в губернии, сыграло большую роль в подготовке учительских кадров для всех типов учебных заведений. Однако названные учебные заведения духовного ведомства не являлись профессиональными педагогическими учебными заведениями.
Мариинский институт благородных девиц стал первым женским педагогическим учебным заведением в Саратовской губернии в XIX в. Инициатива его учреждения в 1854 г. всецело принадлежит дворянству губернии. Все воспитанницы, окончившие полный курс обучения в институте, получали свидетельства на звание домашних наставниц тех предметов, в которых они оказали хорошие успехи. Следует отметить, что звание домашних наставниц рассматривалось выше, чем звание домашней учительницы, которое давалось гимназиями.
Система местных учреждений и заведений Министерства народного просвещения была создана в царской России законодательством 1803 - 1804 гг., согласно которому гимназии, образованные из главных народных училищ, открывались в каждом городе страны и вверялись управлению губернского директора училищ. Первая мужская гимназия в Саратове открылась 30 августа 1 820 г. Семилетний курс обучения в гимназии не предусматривал изучения специальных педагогических дисциплин, тем не менее по окончании обучения выпускники могли работать учителями в начальных учебных заведениях. Окончившие полный семилетний курс гимназии не имели никакого педагогического образования. Такая обстановка существовала вплоть до 1860-х гг., когда курс гимназий увеличился и стал включать в себя восьмой дополнительный педагогический класс. Саратовские гимназии XIX в. давали возможность получить педагогическое образование в качестве дополнительного к основному общеобразовательному курсу. Окончившие дополнительный восьмой класс женских гимназий получали звание домашних наставниц или учительниц и при соблюдении определенных правил могли получать пенсию, прослужив в учительском звании не менее 20 лет.
Гимназии Саратовской губернии за время своего существования подготовили немало учителей для на-
чальных училищ и школ. Они оставили значительный след в процессе становления и развития педагогического образования в нашей губернии. Однако получение педагогического образования в гимназиях носило второстепенный характер, основным назначением гимназий являлось поступление в университет.
Понимая всю важность подготовки учителей для начальных учебных заведений, Министерство народного просвещения организует педагогические курсы для учителей и учительниц во всех учебных округах России, в том числе в Саратовской губернии. Проводились педагогические курсы при начальных училищах. Основной их целью стало повышение квалификации учителей начальных учебных заведений. Наряду с вопросами повышения квалификации учителей решалась проблема непосредственной подготовки учительских кадров для начальных школ. Так, с 1865 г. вплоть до 1917 г. во многих уездах Саратовской губернии регулярно устраивались педагогические курсы, краткосрочные (по -вышения квалификации учителей) и длительные двухгодичные (собственно подготовки учителей).
Население Саратовской губернии в XIX в. было многонациональным. К национальным учебным заведениям относились немецкие, татарские начальные школы. В татарских школах учителем могли быть выпускник старших классов или местный мулла. Занятия в немецких школах вели специально подготовленные учителя. С этой целью в 1903 г. Русско-центральное училище, находящееся в с. Лесно-Карамыш Саратовской губернии, преобразуется в учительскую семинарию, в которой готовили учителей преимущественно для начальных немецких школ Саратовской и Самарской губерний.
В 1913 г. правительство по инициативе Саратовского земства открывает в Саратове Учительский институт. Институт имел своей целью подготовку учителей для высших начальных училищ. По своему характеру Саратовский учительский институт не являлся высшим учебным заведением. В 1918 г. на основе постановления наркомпроса Саратовский учительский институт был переименован в Педагогический институт.
Единственным высшим учебным заведением в губернии в начале XX в. был Императорский университет, открытый в Саратове в 1909 г. Университет действовал в составе одного медицинского факультета до 1917 г.
Таким образом, система подготовки учителей в Саратовской губернии в XIX - начале XX вв.в представлена учебными заведениями, находящимися во всех трех ведомствах, а именно: Министерстве народного просвещения, духовенстве и Ведомстве императрицы Марии. Следует отметить, что специальных педагогических учебных заведений в Саратовской губернии в XIX в. не было, за исключением учительских семинарий.
В становлении и развитии педагогического образования в Саратовской губернии в XIX в. огромную роль сыграла Вольская учительская семинария. По своему содержанию она была единственным средним специальным педагогическим учебным заведением в Саратовской губернии в XIX в. До появления Вольской учительской семинарии педагогическое образование в XIX в. на территории Саратовской губернии можно было получить в учебных заведениях духовного ведомства, в частности в Саратовской духовной семинарии, уездных духовных училищах, епархиальных женских училищах.
Кроме того, учителей готовили правительственные гимназии и Мариинские учебные заведения. Открытие Вольской учительской семинарии ознаменовало появление профессионального педагогического учебного заведения в Саратовской губернии в XIX в., что привело к значительному сдвигу в развитии педагогического образования в Саратовской губернии в XIX - начале XX вв.
В 1875 г. Министерство народного просвещения учредило шесть новых учительских семинарий в учебных округах России: Санкт-Петербургском, Харьковском, Московском, Казанском и Одесском. В Саратовской губернии, входившей в состав Казанского учебного округа, 17 сентября 1875 г. открылась Вольская учительская семинария с «целью образования подготовленных достойных учителей начальных сельских и городских училищ»2.
Вольская учительская семинария представляла собой открытое заведение с трехгодичным курсом по одному году в классе. В семинарию принимались лица не моложе 16 и не старше 18 лет. Прием в семинарию осуществляется один раз в год с 10 по 20 августа. Желающие поступить должны были предоставить следующие документы: метрическое свидетельство о рождении, медицинский документ «о привитии оспы» и том, что «нет никаких физических недостатков, препятствующих занятиям в семинарии и к исполнению учительских обязательств», свидетельство об окончании курса какого-либо учебного заведения. Лица, состоящие на момент поступления на какой-либо службе, должны были представить «одобрение от подлежащих начальств».
Для поступления в Вольскую учительскую семинарию необходимо было сдать экзамены по предметам курса двухклассного начального училища: по закону Бо-жиему, русскому языку, арифметике, географии и истории. Выдержавшие приемные испытания и поступившие в число воспитанников Вольской учительской семинарии на казенную стипендию должны были дать обязательство, что по окончании обучения прослужат 4 года в должности начального учителя по назначению попечителя Казанского учебного округа. Казенная стипендия присуждается тем молодым людям, которые по истечении 2 месяцев обучения будут иметь отличное поведение и хорошие успехи.
Вольская учительская семинария вела большую работу по распространению педагогического образования на территории всей губернии. Для учителей народных начальных школ Вольского уезда в 1876 г. при Вольской учительской семинарии организовывались летние педагогические краткосрочные курсы по ходатайству Вольского уездного земства.
В 1878 г. при Вольской учительской семинарии открывается начальное мужское одноклассное училище с трехгодичным курсом обучения. По распоряжению попечителя Казанского учебного округа от 10 июля 1909 г. семинария преобразуется из трех- в четырехклассную, а существующее при ней одноклассное училище - в двухклассное с пятигодичным курсом обучения. Такие изменения были вызваны большим количеством желающих поступить в семинарию и училище. По архивным данным отмечается ежегодный большой наплыв желающих поступить в двухклассное училище. Преимущественно это были «дети интеллигентных родителей и местных состоятельных людей». Своеобразным был
подход к приему детей в училище. «Прием в первое отделение производится вынутием жребия». Это делалось для того, «чтобы не обратить училище в местное аристократическое и предоставить ученикам семинарии практику и с детьми из бедных семей, совершенно неграмотными и часто мало воспитанными...».
В Вольской семинарии имелась библиотека, разделявшаяся на фундаментальную, ученическую и библиотеку двухклассной школы. Фундаментальная библиотека обслуживала преимущественно преподавателей семинарии. Воспитанникам семинарий книги выдавались только с особого разрешения преподавателя соответствующего предмета. Эта библиотека ежегодно пополнялась значительным объемом литературы.
Ученическая библиотека была сравнительно беднее, на что было обращено внимание со стороны начальства семинарии. Результатом этого явилось постепенное и систематическое пополнение литературы за последние годы существования учительской семинарии. Библиотека двухклассной школы не отличалась многообразием учебных книг, учительских пособий и книг для чтения. Причинами такого явления стало «отсутствие специального кредита на школу, почему потребности последней удовлетворяются из средств, отпускаемых на семинарию».
Отметим, что с 1875 г. руководители Вольской семинарии вели постоянную переписку с книжными магазинами, редакциями журналов о приобретении литературы для библиотек семинарии.
В семинарии, помимо библиотек, имелись также методические кабинеты: физический, естественно-исторический, отделы рисования, сельского хозяйства, ручного труда. По мере развития семинарии эти кабинеты расширялись и дополнялись учебными пособиями, руководствами, инструментами, оборудованием.
Состав служащих в семинарии включал в себя директора, почетного попечителя, законоучителя, четырех наставников, учителей пения, гимнастики, музыки, рисования, преподавателя по сельскому хозяйству, врача (он же преподаватель гигиены двух учителей двухклассного училища, один из которых преподавал пчеловодство). Директор семинарии В.Г. Зимницкий выполнял все обязанности учебно-методического и ад -министративно-хозяйственного характера. Он же являлся преподавателем педагогики и дидактики. Штатные наставники, кроме преподавательских обязанностей, наблюдали за успехами и поведением учеников. Более того, они устанавливали постоянный надзор за внешкольной жизнью своих наставников.
В Вольской семинарии регулярно устраивали заседания педагогического совета, на которых решались вопросы, относящиеся к учебно-воспитательной деятельности данного учебного заведения, а именно: принятие и увольнение учеников, перевод их из класса в класс, присуждение учительского звания, назначение стипендий, аттестация поведения и успехов учеников, обсуждение результатов испытаний «посторонних лиц, ищущих учительского звания». Хозяйственного комитета при семинарии не было, поэтому вопросы хозяйственного характера рассматривались на особых заседаниях педагогического совета.
Следует отметить, что число желающих поступить в семинарию было велико, а количество вакантных мест
- ограничено, поэтому семинария предоставляла возможность жителям губернии получить звание учителя начальной школы без обучения в семинарии, сдав для этого определенные экзамены. Примером может служить прошение поселянина Вольского уезда в Педагогический совет семинарии на получение учительского звания. В письменной форме он излагал прошение «подвергнуть его... установленному испытанию» и прилагал квитанцию об оплате 3 руб. за экзамены. По решению педагогического совета ему предоставили возможность сдать четыре экзамена: чтение с учениками старшей группы начальной школы статьи «Новый хлеб» по намеченному плану; решение задач и объяснение хода решения; знакомство со звуком и буквою «Б» (написание буквы, чтение слогов и слов, произношение); упражнения с учениками младшей группы в арифметических действиях сложения и вычитания. Данные экзамены носили практический характер и были ориентированы на умение правильно вести урок, знание методических приемов и способов преподавания различных предметов в начальной школе.
Жители других уездов Саратовской губернии приезжали в Вольскую семинарию с целью получить звание начального учителя. Так, в архивных материалах имеются ряд свидетельств, выданных лицам из Кузнецкого, Хвалынского и других уездов по результатам специальных экзаменов. Поступали также лица инородческого вероисповедания. Примером служит свидетельство, выданное крестьянину Кузнецкого уезда Фейзуллу «.в удостоверении того, что он успешно держал испытание в знании русского языка, установленное для кандидатов на должность сельского муллы».
Анализ архивных материалов показал, что большинство воспитанников семинарии были православными, меньшую часть составляют старообрядцы. По сословиям учащиеся семинарии делятся по группам, таким как дети чиновников, лица духовного звания, городские сословия, сельские, военное казачье сословие. Это говорит о том, что в Вольской семинарии педагогическое образование получали лица всех сословий без ограничений преимущественно православного вероисповедания.
На протяжении всего XIX и начала XX вв. в Саратовской губернии существовала одна учительская семинария в Вольске. Ее открытие стало большим достижением в развитии педагогического образования в нашей губернии. Так, директор Вольской учительской семинарии в 1876 г. был награжден орденом Св. Станислава II степени по решению попечителя Казанского учебного округа и педагогического совета семинарии. С 1879 г. награждались орденами и преподаватели семинарии.
Подготовка учителей в семинарии отражала общие цели - вооружить воспитанников общенаучными знаниями и умениями, необходимыми для педагогической деятельности, обучить приемам и методам преподавания различных дисциплин в начальных училищах, научить применять различные средства в процессе занятий с детьми, а также познакомить с различными учебными пособиями и методическими руководствами. В первом классе изучались общеобразовательные предметы - русский язык, история, геометрия, арифметика, рисование, славянский язык, зоология, чистописание, богослужение, гимнастика. На втором году обучения к перечисленным предметам добавлялись ботаника и
физика. Третий год был посвящен практическим урокам в школе при семинарии и, соответственно, изучению методик преподавания основных наук. Были включены также такие предметы, как минералогия и геоде-зис. На вечерних занятиях воспитанники обучались садоводству и пению. Программа всего курса обучения в семинарии делилась на теоретическую и практическую части. Причем последней отводилась доминирующая роль, так как от воспитанников требовались практическое применение полученных знаний и выработка навыков и умений.
О качестве педагогического образования в Вольской учительской семинарии можно судить по переписке директора семинарии с учебными заведениями Саратовской губернии о педагогической деятельности учите -лей, окончивших данную семинарию. Инспектором народных училищ Вольского, Хвалынского и Кузнецкого уездов была отмечена высокая степень подготовки выпускников Вольской учительской семинарии. В подтверждение приведем выдержки из переписки: «Воспитанники Вольской учительской семинарии - люди, специально подготовленные и практически ознакомленные с применением к начальному обучению лучших способов и приемов обучения, ведущие свое дело исправно, лучше, целесообразно, чем прочие учителя. Из сравнения воспитанников одной семинарии с другой я нахожу воспитанников Вольской учительской семинарии практичнее подготовленными к своему делу.». Более того, в 1894 г. воспитанники семинарии были награждены серебряными медалями за отличные труды по обучению и воспитанию в учебных заведениях Вольского, Хвалынского и Кузнецкого уездов. Эти факты свидетельствуют о качественной постановке педагогического образования в Вольской семинарии.
За состоянием педагогического образования в семинарии следил попечитель Казанского учебного округа. Так, 22 августа 1908 г. им было отправлено письмо в семинарию, в котором имелись указания директору семинарии на исполнение им всех зависящих от него мер, «чтобы как учебная, так и воспитательная части учебного заведения были поставлены надлежащим образом, чтобы в школе царили серьезное учение и серьезная дисциплина». Отмечалась необходимость контроля качества преподавания учителей семинарии. Для этого директору предлагалось чаще посещать уроки преподавателей, принимать совместное участие в обсуждении вопросов, касающихся преподавания, использования методов и приемов обучения, распределения учебного материала, успехов учащихся, правильной оценки этих успехов и т.п. С целью повышения эффективности преподавания в Вольской учительской семинарии попечитель Казанского учебного округа требовал от директора регулярного отчета о деятельности преподавателей, достигаемых ими в учебном отношении результатов, мерах по улучшению преподавания учебных предметов в семинарии.
Однако Вольская учительская семинария была не в состоянии обеспечить всю Саратовскую губернию педагогическими кадрами, поэтому в конце XIX в. встал вопрос о создании новой - второй - учительской семинарии. Так, инспектором народных училищ Саратовского уезда в дирекцию народных училищ Саратовской губернии были предоставлены статистические данные
о количестве преподавателей начальных школ и их процентном соотношении, из которых следует, что наиболее подготовленными к учительской деятельности являлись выпускники учительских семинарий (в том числе Вольской учительской семинарии) и число выпускников в Саратовском уезде уменьшалось и составляло с каждым годом все меньший и меньший процент от общего количества (в 1897 г. - 17%, 1898 г. - 15%, 1899 г. - 14%). Им же и отмечалось, что на протяжении данных лет все учительские вакансии были замещены лицами, окончившими Вольскую учительскую семинарию как единственную в губернии.
Вышеперечисленные факты побудили Саратовское губернское земство предложить Губернскому земскому собранию рассмотреть вопрос об открытии в Саратове земских учительских семинарий, мужской и женской. Однако данное предложение так и не было реализовано. Позднее, в 1903 г., вновь встал вопрос об открытии учительской семинарии в Саратове. Саратовским земством был подготовлен проект создания земской мужской учительской семинарии, в котором были представлены устав предполагаемой семинарии, расписание занятий и педагогическая практика.
Отметим, что предполагаемая земская учительская семинария сильно отличалась от существующей Вольской семинарии. Последняя была правительственным учебным заведением, создана Министерством народного просвещения. Ее организация отражала общее положение народного образования в России в XIX в. Проект учреждения учительской семинарии в Саратове был последствием деятельности Саратовского губернского зем-
ства. Он отражал желание саратовских деятелей народного образования расширить и повысить качество педагогического образования в нашей губернии.
В то время возникло предположение создания земской женской учительской школы. Последняя должна была готовить учительниц-крестьянок для сельских школ, «дабы своим влиянием оказать воздействие на просвещение крестьянских семей». Подобные женские учительские школы существовали на тот момент в Твери, Казани и Самаре.
Проекты создания земской учительской семинарии в Саратове и земской женской учительской школы так и остались нереализованными, поскольку Министерство народного просвещения отклонило данное предложение «ввиду недостаточности средств, отпущенных на предмет открытия новых учебных заведений».
Таким образом, Вольская учительская семинария, являясь на протяжении всего XIX в. единственным профессиональным средним педагогическим учебным заведением в Саратовской губернии, сыграла огромную роль в деле становления и развития педагогического образования в губернии. Выпускники семинарии, обладавшие большим багажом профессионально-педагогических знаний и умений, работали в начальных учебных заведениях во всех уездах губернии.
1 См.: Гусейнов А.З., Когай А.И. Становление и развитие педагогического образования в Саратовской губернии (XIX -начало XX вв.). Саратов, 2006.
2 Филиал Государственного архива Саратовской области в Вольске, ф. 38, оп. 1, д. 684. Далее цитируется по нему.
УДК 378.1:81
КРИТЕРИИ ОТБОРА УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ МЕДВУЗА
Е.Ф. Косырева,
преподаватель кафедры иностранных языков, СГМУ
ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)
Специфика профиля медицинского вуза и условия будущей практической деятельности выпускников диктуют нам безусловную концентрацию внимания в процессе преподавания иностранных языков на обучении чтению литературы по специальности. Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм вербального общения - письменную. В современной жизни чтению принадлежит исключительно важная роль, так как оно открывает специалисту доступ к ведущим на сегодняшний день источникам информации. В первую очередь это относится к работе с иностранными медицинскими пособиями, книгами, газетами, журналами и современными оригинальными материалами из Интернета. Чтение является одним из основных средств удовлетворения познавательных потребностей и осуществления информационной деятельности. В методической литературе чтение рассматривается как один из видов сложной интеллектуальной деятельности человека, процесс речевого общения, направленный на решение определенной коммуникативной задачи, результатом которого является понимание речевого высказывания (И.А. Зимняя, С.К. Фоломкина). Чтение формирует навык работы со словарями, развивает умение ориентироваться в текстах по специальности, расширяет активный и пассивный словари, а главное - формирует убежден-